0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

120-мм миномёт K6 «Soltam» (Израиль)

Soltam K6 — Soltam K6

Soltam K6 является 120 мм (4,75 дюйма) минометом , который был разработан Солтами Израиля. Это версия дальней от Soltam K5 и заменили старые системы, такие , как 107-мм (4,2 дюйма) М30 , в нескольких армиях , включая армию Соединенных Штатов . Это намного легче , чем M30, имеет больший диапазон, и может поддерживать скорость стрельбы из четырех выстрелов в минуту, в то время как M30 может выдержать только три.

содержание

Обзор Дизайн

K6 пожары плавника стабилизированных боеприпасов из гладкоствольного ствола. В отличии от своих меньших кузенов боеприпасов, 81 мм и 60 мм минометы, ребристые лопасти боеприпасов обожженных из M120 не наклонены. Таким образом, без отжима не придается снаряд в полете. Хотя тяжелые минометы требуют грузовиков или отслеживаемые носителей миномета , чтобы переместить их, они все еще намного легче , чем полевой артиллерии штук. Они перегонять легкие и средние минометы, и их взрывная сила намного больше. Улучшенная версия известна как K6A3 .

Высокие взрывные выстрелов по M120 весит около 31 фунтов (14 кг) и может иметь радиус летальности 225 футов (69 м).

развертывание

K6 поступил на вооружение армии США в 1991 году в качестве строительного раствора системы M120 . Его миссия состоит в том, чтобы обеспечить тяжелое оружие, высоким углом органической непрямых огневой поддержку командиру части. М120 используется как механизированных единиц и легкой пехоты в определенных ситуациях. Еще одной особенностью M120 является M303 Sub-Калибр вставка , которая позволяет минометный огонь 81 — мм боеприпасов.

M120 транспортируется на прицеп M1100 по M998 Хаммер . Версия , которая устанавливается на M1064 и M1129 штукатурку известен как M121 .

В 2007 году армия США заказали 588 M326 MSS (минометные Вещевые Systems) от BAE Systems. Здесь, собранные минометный установлен на грузовик, или Humvee M1101 прицепе и может быть монтировать и демонтировать менее чем за 20 секунд.

В ноябре 2016 года, Elbit Systems объявила , что было удостоена бессрочные доставки / Неопределенное Количество (ID / IQ) контракт на производство M121

Минометный комплекс CARDOM (Израиль)

Минометы остаются важным элементом артиллерии сухопутных войск. Навесной огонь минометов позволяет эффективно поражать различные цели и поддерживать действия пехоты. Главной тенденцией развития минометов в последние годы стало создание самоходных систем. Применение самоходных шасси в качестве платформы для размещения миномета положительным образом сказывается на его возможностях. Во-первых, улучшается мобильность оружия, а во-вторых, броня базовой машины защищает расчет миномета от пуль и осколков. Наконец, характеристики базовых шасси позволяют увеличить боекомплект и оптимизировать ряд других характеристик минометной системы.

В начале двухтысячных годов израильская компания Soltam Systems, позже вошедшая в состав фирмы Elbit System, предложила свой вариант самоходного миномета. Следует отметить, что проект израильской компании подразумевал создание не боевой машины, но универсального боевого модуля, пригодного для использования нескольких типов минометов и различных самоходных шасси. Как ожидалось, такая архитектура способна обеспечить большую гибкость применения оружия и, как следствие, даст боевому модулю большие перспективы на рынке вооружений.

Новый комплекс минометного вооружения получил название CARDOM (Computerised Autonomous Recoil rapid Deployed Outrange Mortar – «Компьютеризированный автономный откатный миномет быстрого развертывания с повышенной дальностью стрельбы»). Комплекс CARDOM представляет собой боевой модуль, пригодный для установки в боевом отделении бронетехники различных типов. Кроме того, при определенных ограничениях допускается использование модуля на небронированной технике и легких армейских автомобилях.

Основой боевого модуля CARDOM является поворотная платформа, устанавливаемая на базовой машине и позволяющая вести огонь в любом направлении. Платформа служит основой для оригинального лафета, на котором монтируется используемый миномет. Лафет позволяет наводить миномет в пределах сектора от +40° до +80° от горизонтали. Лафет комплекса CARDOM оснащается собственными электрическими приводами, позволяющими расчету наводить оружие, используя общий пульт управления системой. При необходимости можно использовать ручные приводы.

Характерной особенностью системы CARDOM, отраженной в расшифровке ее названия, является использование противооткатных устройств. Минометы обычно не оснащаются такими системами, но сотрудники компании Soltam Systems решили отступить от «правил» создания систем подобного класса и тем самым повысить потенциал перспективного оружия. Снижение импульса отдачи за счет противооткатных устройств позволяет устанавливать боевой модуль CARDOM на различных боевых машинах. Конструкция лафета CARDOM позволяет сравнительно быстро снять минометный ствол и установить его на легком буксируемом лафете. В таком случае орудие может использоваться аналогично другим буксируемым системам этого класса.

В проекте CARDOM заложена возможность использования минометов двух калибров – 120 и 81 мм. Так, боевые модули для израильской армии оснащаются 120-мм минометами Soltam K6. Калибр используемого миномета накладывает определенные ограничения на используемое шасси. Система CARDOM с минометом калибра 120 мм может устанавливаться только на бронетехнике с соответствующими характеристиками, а для легких платформ наподобие армейских автомобилей HMMWV предназначается версия комплекса с 81-мм орудием.

Читать еще:  Баллистические ракеты средней дальности 8К65 Р-14 / Р-14У (СССР)

Утверждается, что при использовании дульнозарядного миномета Soltam K6 опытный расчет из 2-4 человек может вести огонь с темпом до 15-16 выстрелов в минуту. Тем не менее, такой темп допустим только в первую минуту стрельбы. После требуется снижать скорострельность до 4 выстрелов в минуту. Эти ограничения связаны с нагревом и деформацией ствола, которые могут привести к серьезному ухудшению точности стрельбы.

Боекомплект самоходного миномета на основе системы CARDOM зависит от используемой базовой машины и имеющихся объемов в ее боевом отделении. 120-мм и 81-мм минометы, используемые в комплексе, могут использовать стандартные боеприпасы НАТО. При использовании обычных мин калибра 120 мм максимальная дальность стрельбы составляет 7,2 километра. Кроме того, существуют мины увеличенной дальности, способные поражать цель на удалении до 9,5 км.

В состав комплекса CARDOM была введена цифровая система управления огнем. Получая данные с инерциальной или спутниковой системы навигации, она вычисляет взаимное положение миномета и цели, а также просчитывает необходимые углы наведения. Система управления огнем также применяется для контроля за механизмами наведения. Подобный способ управления наведением позволяет уменьшить возможные ошибки и вследствие этого повысить точность стрельбы. По некоторым данным, после каждого выстрела автоматика самостоятельно корректирует положение ствола и тем самым обеспечивает большую кучность огня. Применение электроники позволило минимизировать время подготовки к стрельбе. Утверждается, что первый выстрел может быть сделан через 30 секунд после прибытия боевой машины на позицию.

Первым заказчиком новых минометных комплексов стал Израиль. В варианте для ЦАХАЛ система CARDOM оснащается 120-мм минометом Soltam K6 и устанавливается на бронетранспортер M113A3. Такая боевая машина носит название Keshet. Вскоре после израильских военных новой системой заинтересовались армии других стран.

Самым крупным покупателем самоходных минометов CARDOM стали Соединенные Штаты Америки. В течение нескольких лет для сухопутных войск США было построено свыше 300 самоходных минометов с израильским боевым модулем. В качестве основы для новых боевых машин была взята колесная бронемашина Stryker. Боевые модули для США оснащаются 120-мм минометами M120 (американская копия Soltam K6) и системой управления огнем M95 американской разработки. Конструкция и механизмы боевого модуля остались прежними.

В 2011 году несколько самоходных минометов с системой CARDOM были заказаны Испанией. Испанские военные пожелали получить боевые машины на базе автомобиля URO VAMTAC. На задней платформе четырехколесных автомобилей размещается боевой модуль с минометом калибра 81 мм.

Определенный интерес представляет сотрудничество компании Soltam Systems и вооруженных сил Казахстана. Во второй половине прошлого десятилетия израильские конструкторы по заказу казахских военных разработали самоходный миномет «Айбат». В качестве основы для него было выбраны многоцелевая бронемашина МТ-ЛБ и бронетранспортер БТР-70. В соответствии с проектом на базовое шасси устанавливались элементы системы CARDOM. В качестве оружия использовался доработанный миномет 2Б11 калибра 120 мм. К середине 2010 года армия Казахстана получила три батареи самоходных минометов на базе машины МТ-ЛБ. За несколько лет до этого в ходе испытаний выяснилось, что мощность отдачи миномета 2Б11 советской разработки слишком велика. Несмотря на применение противооткатных устройств комплекса CARDOM, у боевых машин «Айбат» при выстреле деформировалось днище. Впоследствии эту проблему решили усилением соответствующих деталей корпуса.

В настоящее время продолжается строительство самоходных минометов, оснащенных системой CARDOM, для армии Израиля и вооруженных сил других стран. Оригинальный боевой модуль неоднократно использовался в боевых действиях на Ближнем Востоке и хорошо зарекомендовал себя. Вероятно, в будущем появятся новые заказы на поставку минометных систем CARDOM.

По материалам сайтов:
http://elbitsystems.com/
http://army-guide.com/
http://defense-update.com/
http://defenseindustrydaily.com/

История производства артиллерийских орудий компанией «Солтам»

Компания «Солтам» была основана в 1950 г. как совместное предприятие израильской «Солель Боне» (принадлежавшей тогда концерну КУР, во владении «Гистадрут» – Израильской федерации профсоюзов) и финской «Тампела» (отсюда и слово «Солтам», по первым буквам названий фирм-основательниц). Идея создания компании принадлежала Шломо Заблудовичу (1914-1994) – польскому еврею, чудом выжившему в Катастрофе и после войны эмигрировавшему в Финляндию. Заблудович («Мистер Миномёт») принимал активное участие в работе «Солтам» до начала 80-х, после чего продал свою долю в компании. Завод компании расположен в городе Йокнаам на севере Израиля. В 2010 г. «Солтам» был куплен «Эльбит Маарахот».

«Тампела» передала «Солтам» технологии производства 81-, 120- и 160-мм миномётов и боеприпасов к ним, а в 60-е гг. – технологию 122-мм орудия 122K/60 (известного также как М-60). На базе него и было построено первое 155-мм орудие «Солтам» – М-68, длина ствола 33 калибра. Прототип был готов в 1968 г. (отсюда и номер в названии), первый производственный образец – в 1970 г.

Читать еще:  Артиллерийская установка АК-630 (СССР)

Согласно Википедии и др. источников, история развития 122K/60 следующая:

  • 1957 г. – построен прототип 122K/57;
  • 1960 г. – построен первый серийный образец, 122K/60, выпущено 15 штук; «Солтам» проявило интерес к данному орудию, один экземпляр был доставлен в Израиль, установлен на шасси «Шермана» модели M4A3E8 и проходил испытания АОИ в 1966-1970 гг.;
  • 1967 г. – построен 152-мм вариант орудия – 152HX-K60;
  • 1968 г. – построен 155-мм вариант 155KAN68, позднее ставший «Солтам» М-68; более того, в 1970-1975 гг. «Тампела» выпустила для «Солтам» две партии по 12 орудий, одну из партий поставили Сингапуру; кстати, 1 такое орудие было в 1977 г. поставлено «Тампелой» в СССР;
  • 1971 г. – выпущено 2 орудия 155HX (155-мм), один из которых был поставлен «Солтам» – по-видимому прототип М-71.

В конце 60-х гг. АОИ находилась на стадии перехода от буксируемой артиллерии к самоходной, поэтому М-68 сама по себе армию не заинтересовала. Однако её самоходный вариант на базе танка «Шерман» (L-33 «Роэм») был принят на вооружение. Сколько было построено L-33 – официально не опубликовано. «Джейнз» приводил цифру в 200 штук. Известно, что к войне 1973 г. успели построить примерно 36 штук (3 дивизиона). В войне в Ливане 1982 г. участвовал один артполк, вооружённый L-33, 4 дивизиона (т.е. 48 до 72 орудий, в зависимости от числа орудий в дивизионе – 12 или 18). Война не была тотальной, далеко не все дивизии приняли в ней участие, таким образом в АОИ вполне могло быть 2-3 полка этих орудий. Сообщалось об экспорте буксируемой М-68 в Таиланд и Сингапур.

В 1974 г. было изготовлено новое орудие – М-71, по-сути усовершенствованное М-68 со стволом длиной 39 калибров. Серийное производство началось в 1975 г. Орудие поставлялось в Сингапур, ЮАР (G-4), Таиланд и др.

В середине 70-х гг. партию из 50 М-71 заказал Иран (есть источники утверждающие, что М-71 как вариант М-68 была создана на средства Ирана). Однако после Исламской революции 1979 г. все связи Израиля и Ирана были прерваны, орудия остались в Израиле и в 1981 г. приняты на вооружение АОИ под названием «Хатран».

Были разработаны и самоходные варианты М-71 – L-39 (как модернизация L-33), М-72 (на базе «Центуриона») и Rascal (оно же Diabillo, на лёгком гусеничном шасси), на вооружение они не принимались. Кстати есть утверждения, что специалисты «Тампела» имели отношения к созданию как L-33, так и М-72.

В 1977-1994 гг. «Солтам» принимала активное участие в разработке САУ «Шолеф» (Slammer) на шасси танка «Меркава» в соответствии с требованиями Артиллерийского корпуса АОИ. Первый прототип был готов в июне 1983 г. и был передан АОИ для испытаний в 1984 г. Второй прототип был построен в 1986 г. Хотя в целом разработка была завершена и САУ заслужила самые лучшие характеристики, АОИ отказалась от её закупок по финансовым причинам.

В 80-е гг. были разработаны новые варианты М-71 – т.н. Model 839 с длиной ствола 39 калибров (1983 г.) и Model 845 с длиной ствола 45 калибров (1984 г.). Оба варианта имели т.н. «самодвижущиеся» варианты (Model 839P и Model 845P, буква ‘P’ от Propulsion), на станине орудия монтировался двигатель мощностью 80 л.с. (APU – Auxiliary Power Unit), позволявший орудию перемещаться своим ходом на скорости по шоссе до 17 км/ч. Данный режим мог использоваться при смене позиций. Сообщалось о поставках до 50 таких орудий АОИ, однако действительности это не соответствовало. На экспорт орудия поставлялись в Камерун, Словению, Ботсвану.

В конце 90-х гг. «Солтам» представила TIG 2000 (Towed Independent Gun) – дальнейшее развитие Model 839/845. По желанию заказчика мог устанавливаться ствол длиной 39, 45 или 52 калибра, можно было устанавливать и APU.

К 1999 г. был представлен самоходный вариант TIG 2000 на автомобильном шасси – SPWG (self-propelled wheeled gun). Прототип имел ствол длиной 52 калибра и использовал шасси Tatra (6×6), хотя по желанию заказчика можно было использовать другие базы и стволы меньшей длины. В 2001 г. название было изменено на ATMOS-2000 (Autonomous Truck-Mounted Howitzer System).

И наконец, в начале 2000-х гг. появилось ATHOS (Autonomous Towed Howitzer System) – буксируемый/самодвижущийся аналог ATMOS. Встречаются обозначения ATHOS-2025 (возможно ошибочное) и ATHOS-2052 (по длине ствола, 52 калибра, опять же, по желанию заказчика можно установить 39- и 45-калиберные стволы). На сайте «Эльбит» ATHOS и ATMOS называют просто Soltam ATHOS и Soltam ATMOS. ATHOS участвовала в конкурсе армии Индии, а также изучалась для покупки Филиппинами, но так и небыла выбрана.

Кроме производства собственных орудий, «Солтам» предлагает модернизацию существующих образцов других производителей:

  • M114S – модернизация американских 155-мм М114, оригинальный ствол длиной 23 калибра заменён на ствол длиной 33 или 39 калибров;
  • M-46S – модернизация советских 130-мм М-46 и их китайских клонов Type 59-1 в 155-м вариант с длиной ствола 39 или 45 калибров; также предлагался самоходный вариант аналогичный ATMOS 2000; 180 M-46S были поставлены Индии в 2001-2006 гг.
  • Soltam ATMOS D-30 – специально для Казахстана (местное название – Semser): вариант ATMOS 2000 на шасси КАМАЗ, орудие – 122-мм Д-30; был создан прототип, серийное производство – в Казахстане.
Читать еще:  Баллистическая ракета MGM-31 Pershing (США)

В списке ниже – экспорт ствольной артиллерии из Израиля до 2015 г. включительно, по данным SIPRI. Миномёты и РСЗО не рассматриваются. Не рассматриваются также поставки трофейных систем (100-мм БС-3, 122-мм Д-30, 130-мм М-46, 155-мм Model-50) ливанским христианам и Армии Южного Ливана. Данные упорядочены в хронологическом порядке по году заключения контракта.

  • Сингапур: 45 М-68, заказ 1971 г., поставки в 1971-1972 гг.;
  • Таиланд: 44 М-68 (две партии, 20 и 24 штуки); заказ 1974 г., поставки в 1975 г.;
  • Сингапур: 38 М-71, заказ 1976 г., поставки в 1977 г.;
  • ЮАР: 24 М-71, заказ 1976 г., поставки в 1977 г.; местное название – G-4; в 1998 г. все были перепроданы в Чили;
  • Филиппины: 7 М-71 в 1983 г.;
  • Чили: 12 M-71, заказ 1983 г., поставки 1984 г.; в 1998 г. ещё 24 таких орудия были куплены Чили у ЮАР (G-4);
  • Таиланд: 32 М-71 в заказ 1988 г.;
  • Словения: 18 Model 839, заказ в 1996 г., поставки в 1996-1997 гг. (включая сборку в Словении);
  • Камерун: 18 Model-839, возможно подержанных; две партии, 12 и 6 штук; первая заказана в 1996 г., поставки 1997-1999 гг. (по 4 в год); вторая заказана в 2000 г., поставки в 2001 г.;
  • Бирма: 16 подержанных М-71, заказ 1998 г., поставки 2000 г.; возможно прошли модернизацию перед поставкой (в Израиле или Сингапуре) до уровня Model 845P;
  • Индия: модернизация 180 М-46 в М-46S за 48 млн долларов; заказ в 2000 г., поставки в 2001-2006 гг.;
  • Уганда: 18 Model 839 в 2002 г.;
  • Уганда: 6 ATMOS-2000 двумя партиями по 3 штуки, первая заказана в 2003 г. за 5 млн долларов и поставлена в 2005 г., вторая заказана в 2008 г. и поставлена в 2009 г.;
  • Казахстан: лицензия на производство САУ Semser – 122-мм Д-30 на шасси КАМАЗ; заказ 2006 г, поставки 2008-2009 гг.; часть 120-млн $ сделки, включающей и другое военное оборудование; в Израиле построены примерно 6 экземпляров;
  • Азербайджан: примерно 5 САУ ATMOS-2000, заказ 2008 г., поставки 2010 г.;
  • Неназванная страна, возможно в Африке: 3 ATMOS-2000, заказаны в 2011 г. за 24 млн долларов, поставлены в 2013 г.
  • Таиланд: 12 ATMOS-2000 двумя партиями по 6 штук, первая заказана в 2012 г. за 30 млн долларов и поставлена в 2014-2016 гг., вторая заказана в 2015 г.;
  • Польша: лицензия на производство 24 САУ ATMOS-2000; заказ 2014 г., поставки с 2017 г.; польское название – Kryl; шасси и ряд других компонентов – польского производства.

Как обычно для SIPRI, список имеет немало неточностей и ошибок (впрочем, почти все цифры и годы указаны как примерные). Некоторые уточнения:

  • Согласно Википедии, у Филиппин 14 М-71. В 2014 г. сообщалось, что Филиппины приняли решение закупить 12 ATHOS, но в дальнейшем оно было отменено. Однако, в июне 2015 г. Филиппины подписали крупный контракт с «Эльбит», включавший, среди прочего поставку в 2017 г. 6 М-71.
  • В Словению были поставлены не Model 839, а Model 845 (местное название – TN90), 10 орудий поставлены в 1996 г. и 8 – в 1998 г.
  • Неназванная страна в Африке – по-видимому Руанда, во всяком случае ATMOS-2000 на шасси Tatra T815 VVN (6×6) была продемонстрирована на учениях 04.11.16.
  • По данным «Джейнз» поставки М-71 в Таиланд – 27, а не 32 штуки. В Википедии фигурирует 32. Там же сказано, что Таиланд заказал 14 или 18 ATMOS-2000, первая поставлена из Израиля, остальные изготавливаются по лицензии в Таиланде.
  • Для Румынии с 2003 г. построено 3 прототипа ATROM — ATMOS-2000 на шасси ROMAN 26.360 DFAEG (6×6).
  • Выше я писал об экспорте Model 839 (или Model 845) в Ботсвану. Согласно Википедии, армия этой страны имеет 12 М-71. Кстати, SIPRI сообщает о поставке Ботсване примерно 5 М-68 или М-71, возможно подержанных, из неназванного источника. Контракт подписан в 1997 г., поставки – в 1998 г.

Таким образом, за почти 50-летнюю историю артиллерийского производства, «Солтам» построила/установила на САУ (не считая прототипов и считая ещё не выполненные заказы): примерно 400 М-68/71/Model 839/Model 845, 200 L-33, 180 М-46S и до 60 ATMOS-2000.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector