2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Баллистическая ракета 3М40 Р-29Р (СССР)

Баллистическая ракета подводных лодок Р-29Р (РСМ-50)

В начале 70-х годов в КБ академика В.Макеева в ответ на развертывание в США морских баллистических ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ) была начата опытно-конструкторская разработка двух морских ракет с межконтинентальной дальностью стрельбы: жидкостной РСМ-50 и твердотопливной РСМ-52. В ракете РСМ-50 (Р-29Р, 3М40), ее системе управления и ракетном комплексе использовались схемные, конструктивные и технологические решения, прошедшие отработку и проверку на ракетах Р-29 (РСМ-40).

Комплекс Д-9Р с ракетой Р-29Р был создан в предельно сжатые сроки, менее чем за четыре года, что позволило Военно-Морскому Флоту начать развертывание ракет с межконтинентальной дальностью стрельбы и разделяющимися головными частями на два-три года раньше, чем за рубежом. В последующем комплекс с ракетой РСМ-50 неоднократно модернизировался , в результате боевые блоки были заменены на более совершенные и расширены условия их боевого применения. Впервые новый ракетный комплекс обеспечивал формирование любого по количеству ракет залпа, что являлось весьма важным оперативно-тактическим обстоятельством.

Ракета РСМ-50 предназначалась для вооружения ПЛАРБ проекта 667БДР (по классификации НАТО — «Delta-III», по договору СНВ-1 — «Кальмар»). Головная лодка К-441 вступила в строй в декабре 1976 года. В период с 1976 по 1984 год Северный и Тихоокеанский флоты получили 14 подводных лодок этого типа с комплексом Д-9Р. Девять из них находятся в составе Тихоокеанского флота, а из пяти «Кальмаров» Северного флота один был выведен из боевого состава в 1994 г.

Совместные летные испытания Р-29Р проводились с ноября 1976 по октябрь 1978 года в Белом и Баренцевом морях на головной лодке К-441. Всего было запущено 22 ракеты, из них четыре в моноблочном, шесть в трехблочном и 12 в семиблочном снаряжении. Положительные результаты испытаний позволили принять на вооружение ракету с РГЧ ИН в составе ракетного комплекса Д-9Р в 1979 году.

На основе БР Р-29 было создано три модификации : Р-29Р (трёхблочная), Р-29РЛ (моноблочная), Р-29РК (семиблочная). Впоследствии от семизарядного варианта отказались, главным образом из-за несовершенства системы разведения боевых блоков. В настоящее время ракета находится на вооружении ВМФ в оптимальной для нее трехблочной комплектации.

На основе ракеты Р-29Р создана ракета-носитель «Волна».

На западе комплекс получил обозначение SS-N-18 «Stingray».

Ракета размещается на атомных подводных лодках проекта 667БДР с боекомплектом 16 ракет. Новые технические решения, реализованные в ракете:

  • создание разделяющейся головной части с индивидуальным наведением боевых блоков на цели;
  • возможность оснащения ракет различными комплектациями головных частей;
  • применение системы полной астрокоррекции и значительное повышение точности стрельбы;
  • создание высокоскоростных малогабаритных боевых блоков с малым рассеиванием на атмосферном участке траектории.

Пуск ракет может производиться из подводного и надводного положений подводной лодки.

Двухступенчатая ракета Р-29Р выполнена по «уплотненной» схеме с «утопленными» в баках двигательными установками. Корпуса первой и второй ступеней состоят из баковых обечаек вафельной конструкции, изготовленных из алюминиево-магниевого сплава, двухслойного промежуточного и однослойных заднего и переднего днищ. В качестве энергетической установки первой ступени применен двухблочный двигатель, состоящий из неподвижного основного блока и двух, размещенных в кардановых подвесах, камер рулевого блока. На второй ступени применен размещенный в кардановом подвесе однокамерный двигатель. Управляющие усилия по каналам тангажа и рыскания обеспечиваются качанием двигателя в соответствующей плоскости, а по каналу крена — перераспределением выхлопных газов турбонасосного агрегата через управляющие сопла крена.

Ступени ракеты разделяются энергией газов наддува первой ступени, жесткие связи между ступенями снимаются удлиненным детонирующим зарядом. Двигатели обоих ступеней работают на несимметричном диметилгидразине (НДМГ) и азотном тетраксиде (АТ). Верхнее днище бака горючего второй ступени выполнено в виде конуса, в котором размещается боевая ступень. Топливные баки заправляются на заводе-изготовители, после чего ракета ампулизируется. Ракеты могут запускаться как из подводного положения ,так и надводного положения.

Автономная инерциальная система управления с аппаратурой астрокоррекции траектории полета скомпонована в носовой части ракеты в герметичном приборном отсеке со сбрасываемым в полете астрокуполом. Применение на ракете системы полной астрокоррекции, учитывающей и компенсирующей ошибки навигационного комплекса подводной лодки как в определении курса, так и места стреляющей подводной лодки, обеспечило существенное повышение точности стрельбы. На первом этапе полета ракеты к цели отделяется первая ступень, затем идет сеанс астронавигации, потом происходит отделение второй ступени, прицельное отделение боевых блоков и их вход в атмосферу.

Приборный отсек конструктивно разделен на два отсека герметичным днищем. В первом отсеке размещен трехосный гиростабилизатор с астровизирующим устройством. Аппаратура системы управления смонтирована на раме без применения индивидуальной амортизации элементов аппаратуры, а рама крепится к шпангоуту приборного отсека на амортизаторах. Такой способ монтажа приборов позволил повысить плотность их компоновки в приборном отсеке.

В состав боевой ступени входят жидкостная двигательная установка, отсек боевой нагрузки с боевыми блоками и приборный отсек, в котором размещена аппаратура системы управления, обеспечивающие индивидуальное наведение блоков на разные цели. Для преодоления системы противоракетной обороны противника боевая ступень может комплектоваться ложными целями. В боевом отсеке ракеты могут размещаться три ядерных боевых блока мощностью по 200 кт или семь боевых блоков мощностью по 100 кт каждый, способные надежно поразить площадные цели на дальностях до 6500 км. Один ракетоносец способен обеспечить нанесение удара одновременно по 112 целям.

Двигательный отсек боевой ступени включает четырехкамерный жидкостный двигатель, топливные баки, корпус и обеспечивает наведение каждого блока на индивидуальную цель, расположенную в зоне значительного радиуса. На корпусе с внешней стороны установлены в плоскостях стабилизации камеры сгорания и сопла двигателя, а с внутренней — топливные баки, изготовленные в форме частей тора. Элементы автоматики двигателя и рулевой привод скомпонованы в центральной части отсека. Двигатель выполнен по открытой схеме с турбонасосной системой подачи топлива. Управление по каналам тангажа и рыскания обеспечивается перераспределением тяг пар камер, лежащих в соответствующих плоскостях стабилизации.

Читать еще:  Авиационный противотанковый ракетный комплекс 9K113 «Штурм-В» (Россия)

В боевом отсеке размещены боевые блоки, рама, кабельная сеть, устройство крепления и отделения боевых блоков; он находится в объеме, образованном вогнутым верхним днищем бака горючего второй ступени. Боевые блоки закреплены на раме и отделяются в полете по команде от системы управления. Приборный отсек с системой управления — взаимозаменяемый. Замена боевых блоков и приборного отсека осуществляется при необходимости и без выгрузки ракеты из шахты.

БРПЛ Р-29: «родоначальница» семейства

Подводный крейсер с ракетами Р-29

12 марта 1974 года принят на вооружение комплекс ракетного оружия Д-9 морского базирования с ракетой Р-29

Шестидесятые годы прошлого века стали началом активных работ по оснащению баллистическими ракетами подводных лодок (БРПЛ). Первым такую ракету (Р11-ФМ) в сентябре 1955 года запустил с подводной лодки Б-67 в надводном положении СССР. Американцы «ответили ровно через три года в сентябре 1958 года запуском БРПЛ «Поларис» с борта атомной подводной лодки «Джордж Вашингтон». Это стало началом гонки атомного оружия подводного базирования. В последующем обе страны создали ряд сравнимых по своим характеристикам комплексов ПЛАРБ (подводная лодка атомная с баллистическими ракетами).

Причина создания Р-29

В 1970-x годах США создали мощную систему гидроакустического обнаружения субмарин SOSUS. Она стала реальной угрозой для советских ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 667А «Навага», которые патрулировали берега американского континента с ракетами Р-27. Для снятия этой угрозы и удаления районов боевого патрулирования от американских берегов в СССР был создан новый ракетный комплекс Д-9 с первой в мире межконтинентальной ракетой морского базирования Р-29. После принятия на вооружение (март 1974 г.) комплекс стал штатным оружием серии из 18 РПКСН проекта 667Б «Мурена», каждая из которых несла 12 таких ракет.

Нашему комплексу противостояли американские БРПЛ типа «Поларис», «Посейдон» и «Трайдент-1», которые были приняты на вооружение в период с 1960 по 1979 годы. Первые две не были межконтинентальными, а более совершенные «Посейдон» и «Трайдент-1» с дальностью 4600 и 7400 км соответственно по этому показателю уступали нашей Р-29 (7800 км). Этот недостаток США смогли ликвидировать только в 1990 году с принятием на вооружение баллистической ракеты подводного базирования «Трайдент-2» с дальностью полета до 11000 километров.

Возможности и особенности Р-29

Ракетный комплекс Д-9 с БРПЛ Р-29 (4К75, РСМ-40; западное обозначение SS-N-8, Sawfly, англ. «пилильщик») был создан в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Жидкостная двухступенчатая ракета была разработана в СКБ-385 (главный конструктор Макеев В.П.) и серийно производилась на машиностроительных заводах в Златоусте и Красноярске.

Межконтинентальная дальность нового комплекса позволила перенести районы боевого патрулирования наших РПКСН в примыкающие к территории СССР моря (Баренцево, Белое, Карское, Норвежское, Охотское, Японское) и районы Арктики. При необходимости Р-29 могли быть запущены из надводного положения в пунктах базирования или из северных районов после продавливания льда. В совокупности с мерами по уменьшению заметности сделали морские ядерные силы наименее уязвимой компонентой российской ядерной триады.

Двухступенчатая жидкостная баллистическая ракета, общая (полезная) масса которой составляла 33,3 (1,1) тонны, поражала цель моноблочной ядерной боевой частью (1 Мт) на дальности 7800-8000 километров с точностью 900 метров. Все ракеты субмарина могла запустить поочередно или залпом из надводного или подводного (до 50 м) положения в движении со скоростью до 5 узлов и волнении моря до 6 баллов.

Передовые на то время технические решения обеспечили новой БРПЛ высокую эффективность и долгую «жизнь». Это цельносварной корпус из «вафельных» элементов, оригинальные двигательные установки внутри топливных баков («утопленная схема») в виде «ампул» заводского изготовления, использование схемы «газовый колокол» при старте и многое другое. Конусообразная боевая часть располагалась в баке горючего второй ступени в «перевернутом» по движению положении.

Высокую точность стрельбы и всеракурсный пуск ракеты обеспечивала впервые использованная в СССР система азимутальной астрокоррекции по звездам. Для преодоления противоракетной обороны противника ракета несла ложные цели. Жидкое ракетное топливо обеспечивало высокие полетные характеристики и лучшую (Р-29М) среди всех баллистических ракет мира энергоэффективность. Боевая эффективность 12 ракет Р-29 комплекса Д-9 в 2,5 раза превышала этот показатель 16 ракет Р-27 (комплекс Д-5).

Баллистическая ракета Р-29 образца 1974 года.

В марте 1978 года был создан модернизированный комплекс Д-9Д повышенной дальности с БРПЛ Р-29Д, дальность пуска которой составили 9100 километров. Он был установлен на РПКСН проекта 667Б и 667БД («Мурена-М»), которые имели по 16 ракетных шахт. В 1986 году на вооружение была принята модернизированная ракета Р-29ДУ (комплекс Д-9ДУ) с боевой частью увеличенной массы и мощности. Из 368 стартов ракет Р-29 и Р-29ДУ успешными были признаны 322 пуска.

По договору о сокращении стратегических вооружений РПКСН проектов 667Б и 667БД были выведены из состава флота и поэтапно до 1999 года списаны. Это привело к снятию с вооружения всех БРПЛ типа Р-29. Однако высокие боевые и эксплуатационные характеристики стали основанием для создания на базе ракет Р-29 ряда модернизированных вариантов.

Так, в 1986 году на вооружение был принят комплекс Д-9РМ с ракетой Р-29РМ. От ракет Р-29 и Р-29Р (1977) новая БРПЛ отличалась увеличенными количеством и мощностью боевых блоков, дальностью и точностью стрельбы, а также расширенной зоной разведения боевых блоков.

Баллистическая ракета Р-29РМ несколько уступала американским БРПЛ «Трайдент-1» (500 м) и «Трайдент-2» (120 м) по точности стрельбы, которая составляла 900 метров. Однако наша ракета значительно превосходила «американцев» по энергомассовому совершенству (величина забрасываемого веса отнесенного к стартовому весу носителя), который составлял 46 единиц против 33 и 37,6 у тех же «Трайдент-1» и «Трайдент-2» соответственно. За технические характеристики ракеты Р-29РМ и Р-29РМУ журнал Österreichische Militärische Zeitschrift назвал их «шедевром морского ракетостроения».

Не побит до настоящего времени и показатель залповой стрельбы этими ракетами, когда в 1991 году подводный ракетоносец К-407 «Новомосковск» осуществил первый в мире залповый пуск 12 ракет Р-29РМ из подводного положения. Для сравнения, залп американской субмарины с боекомплектом из 16 БРПЛ «Трайдент-2» составил всего четыре ракеты.

Читать еще:  Зенитный ракетный комплекс Daewoo Pegasus (Южная Корея)

В последующие годы на базе Р-29РМ были созданы ракеты Р-29РМУ (комплекс Д-9РМУ, 1988) и Р-29РМУ1 (2002) с перспективным боевым блоком повышенной безопасности. Дальнейшим развитием ракет этого семейства стали БРПЛ Р-29РМУ2 «Синева» (2007) и Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Первая из них отличалась повышенной устойчивостью к воздействию электромагнитного импульса, новым боевым блоком средней мощности (аналог блока W-88 ракеты «Трайдент-2»), комплексом преодоления системы ПРО противника и другими особенностями.

Стратегическая ракета «Лайнер» с дальностью полета 8300-11500 километров является модернизированным вариантом «Синевы» и принята на вооружение в 2014 году. Наряду с комплексом средств преодоления ПРО она несет комбинированную боевую нагрузку. Сегодня БРПЛ «Лайнер» по энергомассовому совершенству превосходит все известные твердотопливные стратегические ракеты Великобритании, Китая, России, США и Франции, а по боевому оснащению не уступает четырехблочной американской ракете «Трайдент-2». В перспективе все стратегические подводные крейсера проектов 667 БДРМ «Дельфин» и 667 БДР «Кальмар» будут оснащены такими ракетами. Это позволит продлить срок эксплуатации АПЛ проекта «Дельфин» до 2025-2030 года.

В качестве альтернативы твердотопливной ракете «Булава» для ракетоносцев проекта 955 «Борей» Государственный ракетный центр им. Макеева предложил вариант жидкостной ракеты Р-29РМУ3 (шифр «Синева-2») массой 41 тонна. Она может нести 8 боевых блоков малого класса со средствами преодоления противоракетной обороны или 4 новых боевых блока среднего класса.

На базе ракеты Р-29РМ были созданы ракеты-носители легкого класса типа «Штиль». Они предназначены для вывода космических аппаратов на круговую орбиту высотой 400 км массой 80 килограмм. В первом пуске (7.07.1998 г.) с АПЛ К-407 «Новомосковск» на околоземную орбиту были выведены два немецких спутника — Tubsat-N и Tubsat-N1. Последующие варианты этой ракеты рассчитаны на вывод в околоземное пространство полезных нагрузок массой до 200 и 500 килограмм соответственно.

Таким образом, баллистическая ракета Р-29 для подводных лодок стала знаковым достижением нашего оборонно-промышленного комплекса и базовым элементом ракетного щита России.

Аэропланы и ракеты

Открытое акционерное общество
«Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева»

В 1979 году в КБ академика В.Макеева начались работы по проектированию новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМ (РСМ-54, 3М37) комлекса Д-9РМ. В задании на ее проектирование определялась задача создать ракету с межконтинентальной дальностью полета, способную поражать малоразмерные защищенные наземные цели. Разработка комплекса была ориентирована на достижение максимально возможных тактико-технических характеристик при ограниченном изменении проекта подводной лодки.

Значительное число систем новой ракеты было взято от предыдущей модификации Р-29Р . Это позволило уменьшить стоимость ракеты и сократить сроки разработки. Отработка и летные испытания проводились по отработанной схеме в три этапа. На первом использовались макеты ракет, запускаемые с плавстенда. Затем начались совместные летные испытания ракет с наземного стенда. При этом выполнено 16 пусков, из которых 10 прошли успешно. На заключительном этапе использовалась головная подводная лодка К-51 «Имени XXVI съезда КПСС» проекта 667БДРМ.

Ракетный комплекс Д-9РМ с ракетой Р-29РМ был принят на вооружение в 1986 году. Баллистическими ракетами Р-29РМ комплекса Д-9РМ вооружены ПЛАРБ пр. 667БДРМ типа «Дельта-4». Последняя лодка этого типа К-407 вступила в строй 20 февраля 1992 года. Всего ВМФ получил семь ракетоносцев проекта 667БДРМ. В настоящее время они находятся в боевом составе российского Северного флота. На каждом из них размещается по 16 пусковых установок РСМ-54 с четырьмя ядерными блоками на каждой из ракет. Эти корабли составляют костяк морской компоненты СЯС. В отличие от предыдущих модификаций семейства 667, лодки проекта 667БДРМ могут производить пуск ракеты в любом направлении относительно курса движения корабля. Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 55 метров при скорости 6-7 узл. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе.

С 1996 году производство ракет РСМ-54 было прекращено, однако в сентябре 1999 года правительство России приняло решение о возобновлении производства модернизированного варианта РСМ-54 «Синева» на Красноярском машиностроительном заводе. Принципиальное отличие этой машины от ее предшественницы заключается в том, что у нее изменены размеры ступеней, установлено 10 ядерных блоков индивидуального наведения, повышена защищенность комплекса от действия электромагнитного импульса, установлена система преодоления ПРО противника. Эта ракета вобрала в себя уникальную систему спутниковой навигации и вычислительный комплекс «Малахит-3», которые предназначались для МБР «Барк».

На основе ракеты Р-29РМ создана ракета-носитель «Штиль-1» с забрасываемой массой 100 кг. С её помощью впервые мире с ПЛ был запущен искусственный спутник земли. Старт был осуществлён из подводного положения.

На западе комплекс получил обозначение SS-N-23 «Skiff».

Ракета Р-29РМ трехступенчатая, с последовательным расположением ступеней, выполненных по «уплотненной» схеме. В качестве маршевых двигателей на всех ступенях применены «утопленные» в баки ЖРД с высокими тяговыми характеристиками. В передней части ракеты размещается приборный отсек с системой управления, включающий аппаратуру астрокоррекции траектории полета по результатам измерения координат навигационных звезд, аппаратуру радиокоррекции по результатам обмена информацией с навигационными спутниками Земли и боевые блоки.

Корпус ракеты выполнен цельносварным из алюминиево-магниевого сплава. Для стыковки ракеты с пусковой установкой хвостовая часть ракеты снабжена силовым опорным бандажем-переходником. При старте ракеты переходник остается на пусковом столе. Двигатель первой ступени состоит из двух блоков: основного (однокамерного) и рулевого (четырехкамерного). Управляющие усилия по каналам тангажа, рысканья и крена обеспечиваются поворотом камер сгорания рулевого блока. Тяга ЖРД первой ступени — 100т.

Корпус второй ступени состоит из бака окислителя, соединенного с корпусом первой ступени, и бака горючего, переднее днище которого выполнено в виде конической ниши, используемой для размещения боевых блоков и двигателя третьей ступени. Двигатель второй ступени однокамерный, основные его агрегаты размещены в баке окислителя первой ступени, управляющие усилия по каналам тангажа и рысканья создаются поворотом камеры сгорания, закрепленной на кардановом подвесе, а по каналу крена — блоком крена.

Читать еще:  Корабельный артиллерийский комплекс АК-100-МР-145 (СССР)

Двигатель третьей ступени однокамерный. Управляющие усилия на третьей ступени по всем каналам создаются двухрежимным двигателем разведения боевых блоков, который работает одновременно с двигателем третьей ступени. Двигательные установки третьей ступени и головной части объединены в единую сборку с общей баковой системой.

Разделение первой и второй, второй и третьей ступеней осуществляется системой детонирующих удлиненных зарядов.

Головная часть — четырёх- и десятиблочная с индивидуальным наведением блоков. Возможно оснащение ракет осколочно-фугасной БЧ с массой ВВ около 2000 кг, предназначенных для сверхточного поражения целей в неядерном конфликте. Также расматривается возможность вооружения ракет ЯБЧ свермалого калибра (тротиловый эквивалент до 50 т), предназначенными для «точечных ударов». Зона разведения боевых блоков — произвольная и переменная по энергетике. По договору СНВ-1 на ракетах Р-29РМ устанавливаются только четырехблочные РГЧ.

Высокоточная система управления помимо аппаратуры астрокоррекции имеет аппаратуру коррекции траектории полёта по навигационным спутникам системы «Ураган» и обеспечивает КВО при стрельбе на максимальную дальность около 500 м. Возможно использование различных типов траекторий полета на минимальную и промежуточную дальности.

По сравнению с Р-29Р несколько возрос диаметр ракеты, но при этом диаметр шахты на ПЛАРБ не увеличился. Боевая эффективность по сравнению с Р-29Р заметно возросла. Расширены условия боевого применения ракет за счет возможности использования из высоких широт Арктики. Р-29РМ не уступает и ракете тяжелых РПК СН проекта 941. При этом ее стартовая масса более чем в 2 раза меньше по сравнению с Р-39, при одинаковой дальности стрельбы.

РСМ-54 — самая лучшая баллистическая ракета в мире по энергомассовому совершенству. Под этим термином конструкторы понимают показатель отношения массы боевой нагрузки баллистической ракеты к ее стартовой массе, приведенный к одной дальности полета. Например, если машина забрасывает один вес боевой части на дальность 8 тысяч километров, то для решения этой же задачи на дальность 10 тысяч километров потребуется уменьшить вес боевой нагрузки. Если оценивать нашу ракету по этому показателю, то РСМ-54 имеет 46 единиц. Это лучше, чем у американских баллистических ракет морского базирования «Trident-1» и «Trident-2» , имеющих энергомассовый показатель 33 и 37.5 единиц соответственно.

6 августа 1991 года в 21 час 07 минут была проведена залповая стрельба полным боекомплектом ракет РСМ-54 с подводной лодки проекта 667БДРМ. Операция получила шифр «Бегемот». В интересах сокращения затрат операция проводилась по плановой боевой подготовке экипажа подводной лодки и штатном полете только двух ракет. Ракеты, стартующие в залпе первой и последней, должны были выполнить полную программу полета и попасть в заданные точки прицеливания. Остальные ракеты, участвующие в залпе, должны были по всем параметрам старта полностью соответствовать боевым ракетам, но высота их полета могла быть произвольной. Для проведения залпа полным боекомплектом была выделена подводная лодка «Новомосковск» (командир лодки С. В. Егоров) и 16 ракет РСМ-54, изготовленных Красноярским машиностроительным заводом. Пуск прошел успешно, до сих пор никто в мире не смог повторить стрельбу полным боекомплектом.

5 июня 2001 г. РПКСН проекта 667БДРМ Северного флота (командир — капитан 1 ранга Михаил Банных) произвел успешный пуск баллистической ракеты из акватории Баренцева моря. Запуск ракеты производился из подводного положания. Головная часть ракеты в заданное время поразила цель на полигоне Кура на Камчатке.

Тактико-технические характеристики
Стартовая масса, т 40.3
Максимальная забрасываемая масса, кг 2800
Максимальная дальность стрельбы, км 8300
Точность стрельбы на максимальную дальность (КВО), м 500
Количество ступеней 3
Длина ракеты, м 14.8
Диаметр первой и второй ступеней ракеты, м 1.9
Диаметр третьей ступени ракеты, м 1.85

Р-29РМУ2 «Синева» (код СНВ РСМ-54, по классификации НАТО — SS-N-23 Skiff) — российская трёхступенчатая жидкостная баллистическая ракета подводных лодок третьего поколения. Используется в пусковых комплексах Д-9РМУ2, размещаемых на стратегических подводных крейсерах проекта 667БДРМ «Дельфин». Р-29РМУ2 является усовершенствованием ракеты Р-29РМ, разработанной в 1980-х годах. Принята на вооружение 9 июля 2007.

Ракета является модификацией комплекса Р-29РМ (РСМ-54), принятого на вооружение в 1986. В 1996 году серийное производство этих комплексов было прекращено, но в 1999 году вновь возобновлено. Это было связано с истечением срока службы (10 лет) находящихся на вооружении ракет Р-39 и с проблемами при разработке новых комплексов «Барк», а в последствии — «Булава». В начале 2000-х годов начались работы по модернизации ракет, новая модификация получила новое обозначение «Р-29РМУ2 „Синева“», сохранив договорное «РСМ-54». К 2005 году были завершены работы по современным высокоскоростным боевым блокам среднего класса ОКР «Станция» и «Станция-2» и началось их размещение на ракетах проекта «Синева». В соответствии с договрными обязательствами, дублирующее оснащение (4ББ среднего класса) стало основным снаряжением ракет. Новый блок не уступает боеголовке W-88 «Трайдент-2»(475 кТ).

11 октября 2008 в рамках учений Стабильность-2008 в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки «Тула» из подводного положения был произведен запус ракеты Синева, которая установила рекорд дальности полёта в 11547 км и упала в экваториальной части Тихого океана. За пуском ракеты с борта ТАКР «Адмирал Кузнецов» наблюдал президент России — Дмитрий Медведев, демонстрировалось прикрытие надводным флотом развертывания подлодок с межконтинентальными баллистическими ракетами. Таким образом, дальность «Синевы» превысила дальность самой мощной американской ракеты «Трайдент-2» (11 000 км): российский флот сможет развертывать подлодки у своих берегов под защитой надводного флота, что резко повышает боевую устойчивость лодок.

Тактико-технические характеристики Р-29РМУ2 «Синева»
Год принятия на вооружение 2007
Максимальная дальность стрельбы, км 11547
Забрасываемый вес, кг 2300 (до 2800 со старым типом ББ)
Количество боевых блоков 4(500 кт) или 10 (100 кт)снят с вооружения
КВО, м 150
Противодействие ПРО настильная траектория, РГЧ, средства РЭБ
Стартовая масса, т 40,3
Длина, м 14,8
Диаметр, м 1,9
Тип старта заполнение водой

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector