46 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Баллистическая ракета 3М65 Р-39 «Осетр» (СССР)

Баллистическая ракета 3М65 Р-39 «Осетр» (СССР)

Макет-памятник межконтинентальной баллистической ракеты РСМ-52 (SS-N-20) расположен у проходной ФНПЦ «Алтай» в Бийске, где были разработаны и отработаны, а затем много лет подряд производились маршевые топливные заряды для первой и второй ступени этой ракеты.

Заряды представляли собой литые моноблоки с каналом типа «многолучевая звезда». Конструкции зарядов были достаточно технологичны, не требовали больших трудозатрат и обеспечивали приемлемые Последние приготовления. Фото Елены Деминой.параметры эффективности двигателей. Ступени серийно выпускались на производстве полимеров Бийского химического комбината. К 1983 году была проведена наземная отработка заряда второй ступени на высокоэффективном топливе ТТФ-56. Ракета РСМ-52 с маршевыми зарядами первой и второй ступеней была принята на вооружение в мае 1983 года.

Ракета была установлена 23 октября 2012 года в день рождения Якова Федоровича Савченко (памятник этому легендарному человеку – первому директору НПО «Алтай», установленный в 1985 году, находится рядом).

Прошло 30 лет после успешного завершения летных испытаний ракеты (1982 год), и вот уже на опытном испытательном стенде ФНПЦ «Алтай» подходят к концу работы по ликвидации твердотопливных двигателей этой ракеты (основные работы завершились в октябре 2012 года). Первая отечественная межконтинентальная твердотопливная ракета РСМ-52, принятая на вооружение ВМФ для оснащения подводных лодок, уходит в историю, превратившись из грозного оружия в символ наших великих достижений.

Надпись на постаменте:

“Межконтинентальная трехступенчатая твердотопливная баллистическая ракета РСМ-52 (ракетный комплекс «Тайфун»).

Предназначена для оснащения тяжелых атомных подводных лодок ракетоносцев проекта 941 («Акула»).

Генеральный конструктор ракетного комплекса – академик Виктор Петрович Макеев (ГРЦКБ им. академика В.П. Макеева г.Миасс).

Основной исполнитель проекта в части создания твердого ракетного топлива – ФНПЦ «Алтай».

Стартовая масса ракеты с многоблочной головной частью – 90 тонн.

Ракета сдана на вооружение в мае 1983 года. Серийное производство ракетного комплекса, строительство и развертывание ракетоносцев с 20 ракетами РСМ-52 на каждом завершено в 1989 г.”

Позднее, в октябре 2017 года рядом с макетом ракеты торжественно открыли бронзовый бюст Александру Жаркову, генеральному директору ФНПЦ «Алтай», скончавшемуся на рабочем месте 20 июля 2016 года. Работе в федеральном научно-производственном центре «Алтай» Александр Сергеевич посвятил больше 40 лет.

Комплекс Д-19 “Тайфун”, ракета Р-39 “Осетр”

Комплекс Д-19 “Тайфун”, ракета Р-39 “Осетр”/ 3М65 / РСМ-52 – SS-N-20 STURGEON
Комплекс Д-19У, ракета Р-39У / 3М65У
Комплекс Д-19М, ракета Р-39М / 3М65М / РСМ-52М “Гром”

Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Решение ВПК при Совмине СССР о разработке твердотопливной межконтинентальной БРПЛ в ответ на разработку БРПЛ Trident в США было принято в июне 1971 г. Согласно решению ВПК комплекс Д-19 “Тайфун” создавался КБ Машиностроения (г.Миасс, ныне – ГРЦ им. академика В.П.Макеева, ранее – CКБ-385). Проект комплекса непосредственно курировался генеральным конструктором КБ машиностроения В.П.Макеевым. Главный конструктор комплекса Д-19 и ракеты Р-39 – А.П.Гребнев (лауреат Ленинской премии СССР), ведущий конструктор – В.Д.Калабухов (лауреат Государственной премии СССР). Предполагалось создание ракеты с тремя вариантами головных частей: моноблочной, с РГЧ ИН с 3-5 блоками средней мощности и с РГЧ ИН с 8-10 блоками малого класса мощности. Разработка аванпроекта комплекса была завершена в июле 1972 г. В аванпроекте рассматривалось несколько вариантов ракет с разными габаритами и с различиями в компоновке. Проектирование ракеты велось в т.ч. с использованием данных фактографической модели БРПЛ Trident разработанной в КБ машиностроения (г.Миасс) сотрудниками отдела №27 (ист. – Конструктор).

Постановление Совмина СССР № 692-222 от 16 сентября 1973 г. задавало разработку ОКР “Вариант” – комплекс Д-19 с ракетой 3М65 / Р-39 “Осетр” (источник). Задавалась так же и разработка ПЛАРБ пр.941 с 20 твердотопливными ракетами 3М65. Ранее, 22 февраля 1973 г. вышло Постановление о разработке в КБ «Южное» технического предложения на комплекс РТ-23 с ракетой 15Ж44 с унификацией двигателей первых ступеней ракет 15Ж44 и 3М65. В декабре 1974 г. завершена разработка эскизного проекта ракеты с использованием межступенчатого отсека и с массой ракеты (вместе с АРСС) 90 тонн. В июне 1975 г. принято дополнение эскизного проекта оставляющее только один типа боевых блоков – 10 РГЧ ИН мощностью по 100 кт. В этом же варианте предусматривался моноблочный двигатель третьей ступени и ПАД вместо кольцевого стартового двигателя. Длина ШПУ изменилась с 15 до 16.5 м, масса ракеты выросла до 95 т. Постановлением Совмина СССР от августа 1975 г. фиксировалась окончательная компоновка ракеты и боевого оснащения – 10 РГЧ ИН малой мощности с дальностью 10000 км. В декабре 1976 г. и в феврале 1981 г. вышли дополнительные Постановления оговаривавшие изменения типа топлив на второй и третьей ступенях и уменьшение дальности действия ракеты до 8300 км, сдвигались вправо сроки создания комплекса.

Читать еще:  Зенитно-ракетный комплекс «Sea Wolf» (Великобритания)

Летно-конструкторские испытания по отработке начального этапа полета проводились с сентября 1977 г. по декабрь 1978 г. Пуски производились на Черном море на полигоне в Балаклаве со специального погружного стенда ПС-65 из надводного и подводного положений. Специально для подобных испытаний был разработан уменьшенный аналог РДТТ первой ступени – ЗД65Б, который обеспечивал все расходно-тяговые характеристики штатного РДТТ ЗД65 в течение первых восьми секунд работы. Всего со стенда ПС-65 было осуществлено 9 пусков. Бросковые испытания были продолжены с декабря 1978 г. по сентябрь 1979 г. с борта опытовой ПЛРБ «К-153» пр.619 (переоборудована из ПЛРБ пр.629). Лодка была оборудована одной ракетной шахтой. Всего было выполнено 7 пусков и все без замечаний по работе РДТТ. Параллельно с бросковыми испытаниями ракет с октября 1978 г. по ноябрь 1979 г. отсуществлялась отработка боевых блоков запусками экспериментальных ракет К-65М-Р. Было осуществлено 9 пусков.


Ракета Р-39 / 3М65 – SS-N-20 STURGEON в цехе подготовки. Фото из коллекции А.Забродина (источник).


Ракета Р-39 / 3М65 – SS-N-20 STURGEON в цехе подготовки, фото из документации к договору ОСВ-2 (http://www.fas.org).


Ракета Р-39 / 3М65 перед погрузкой на борт ПЛАРБ пр.941, с большой вероятностью фото конца 1980-х годов. Ранее нами считалось, что это фото ракеты Р-39М / 3М65М “Гром” (источник – http://rbase.new-factoria.ru).

Совместные летные испытания начаты в январе 1980 г. пусками с наземного стенда НСК-65 на Северном полигоне в Неноксе. 28 января 1980 г. осуществлен первый пуск. Первые пять пусков были неудачными: «перепут» цепей пиротехники, отказ бортовой кабельной сети, конструктивные недостатки БИМ-а второй ступени, разрушение седла клапана вдува РДТТ первой ступени. После этих пяти запусков испытания были приостановлены. В конструкцию ракеты были внесены изменения – по проекту и на первых ракетах кабели системы управления размещались внутри стенок корпусов ступеней. Решением генерального конструктора В.П.Макеева кабели были размещены снаружи корпуса. В процессе доработок, кроме прочего, была доработана клапанная система. Испытания возобновились в ноябре 1980 г. 27 декабря 1980 г. осуществлен первый удачный пуск ракеты 3М65. Всего до июня 1982 г. с наземного стенда осуществлено 17 пусков ракет – в т.ч. 15 пусков на промежуточную дальность и 2 пуска на минимальную дальность. Большая часть пусков на этом этапе испытаний были неудачными по разным причинам.

В декабре 1981 г. начаты совместные летные испытания ракет Р-39 с борта головной ПЛАРБ пр.941 – ТК-208. Испытания ракеты завершены 25 октября 1982 г. и комплекса Д-19 с носителем ПЛАРБ пр.941 – 12 декабря 1982 г. залповым пуском четырех ракет – двух ракет по району «Акватория» и двух ракет по полигону «Кура» на Камчатке. Всего в ходе программы совместных испытаний было осуществлено 13 пусков, из которых 11 признаны успешными. Всего в ходе испытаний было использовано 26 ракет (видимо некоторые ракеты использовались повторно после неудачных пусков).

Читать еще:  Тактический ракетный комплекс 9П113 «Луна-М» (СССР)

Постановлением правительства комплекс Д-19 с ракетой Р-39 был принят на вооружение 20 мая 1983 г. Пробная эксплуатация комплекса Д-19 на головной ПЛАРБ пр.941 ТК-208 проводилась с 1983 г. по 1984 г. В апреле 1984 г. конструкторам и представителям промышленности, которые принимали участие в создании комплекса, вручена Ленинская премия СССР. Серийное производство и развертывание ракетных комплексов с ПЛАРБ пр.941 завершено в 1989 г. Всего на 6 ПЛАРБ пр.941 развернуто 120 пусковых установок с ракетами Р-39. Сборка ракет производилась “Химзаводом” Златоустовского машиностроительного завода.

В 1986 г. введен в эксплуатацию специальный учебный центр “Ольха-41” по обучния эксплуатации ПЛАРБ пр.941 с учебно-тренировочными средствами по комплексу Д-19 с использованием ЭВМ М-6000 и/или СМ-2М. Позже такие учебные системы в числе прочих введены в эксплуатацию в семи УЦ ВМФ. Разработчик – отдел №37 ГРЦ им.Макеева.

Последние два носителя БРПЛ пр.941 выведены в резерв в 2004 г. Одна и причин – истечение гарантийных срокой ракет Р-39. Утилизация ракет Р-39 завершена ФНПЦ “Алтай” (г.Бийск) в сентябре 2012 г.

Пусковая установка – пуск ракеты производится из шахтной пусковой установки подводной лодки. Установка ракеты в ШПУ осуществлялась с помощью подвешивания ракеты с использованием амортизационной ракотно-стартовой системы (АРСС). Тип старта – сухой. В момент старта включался пороховой газогенератор АРСС, создавая газовую каверну, с помощью которой обеспечивалось уменьшение газодинамических нагрузок на ракету на подводном участке. Включение двигателя первой ступени производилось в момент выхода ракеты из шахты. После выхода из воды при работающем двигателе первой ступени АРСС с помощью соответствующих двигателей снималась с ракеты и уводилась в сторону. С помощью АРСС при незапуске РДТТ первой ступени осуществлялся увод аварийной ракеты в сторону от подводной лодки.

Получение от промышленности, обслуживание и хранение ракет на флоте осуществлялось на технической ракетной базе (ТРБ). На ТРБ ракеты поступали с завода полностью собранными. Транспортировка ракет осуществлялась только на железнодорожном ходу из-за большой массы. Перегрузка ракет в процессе подготовки и хранения осуществлялась бескрановым методом – перекаткой. Для погрузки ракет на лодки-носители был спроектирован специальный кран грузоподъемностью более 100 тонн. Было построено два крана – один установлен в Северодвинске в гавани ПО “Севмаш”, второй – в пункте базирования ПЛАРБ. Для транспортировки ракет и погрузки ракет Р-39 на ПЛАРБ – в т.ч. для повторного залпа в случае начала боевых действий – был построен уникальный транспортный корабль “Александр Брыкин” пр.11570 с полным водоизмещением 11.440 т, имеющий 16 контейнеров для ракет Р-39 и снабженный 125-тонным краном.

Старт полного боекомплекта БРПЛ (20 ед.) на ПЛАРБ пр.941 осуществлялся двумя залпами.
Глубина пуска – от 0 м до 55 м

Ракета Р-39 / 3М65:
Конструкция – ракета трехступенчатая с двигателем разведения боевых блоков и амортизационной ракетной стартовой системой (АРСС). Корпуса всех ступеней выполнены из композиционных материалов намоткой типа “кокон” (подробней – см.ниже). По проекту и на части построенных для проведения испытаний ракет кабели системы управления ракеты размещались замотанными в корпусах ступеней, но после пяти неудачных пусков со стенда было принято решение проложить кабели снаружи корпуса ступеней.

Согласно одному из вариантов аванпроекта ракета должна была быть трехступенчатой, с массой около 75 тонн, диаметром 2,7 м и высотой 15 м. Предполагалось использование моноблочного колцевого стартового двигателя массой около 4 тонн и расположенного вокруг сопла двигателя первой ступени. Сопло второй ступени совмещалось с передним днищем первой ступени, двигатель третьей ступени состоял из четырех блоков, размещавшихся вместе с боевым оснащением между второй ступенью и головным отсеком. В головном отсеке располагались приборы и двигатель боевой ступени. Был предложен также вариант с традиционной компоновкой — с переходным отсеком, без совмещения элементов двигателей первой и второй ступени.

Читать еще:  Противокорабельный ракетный комплекс «Москит» (СССР)


Варианты ракеты Р-39 по аванпроекту и по эскизному проекту (Морские стратегические ракетные комплексы. М., “Военный парад”, 2011 г.).


Общая компоновка пусковой установки и собственно ракеты Р-39 / 3М65 (http://militaryphotos.net, обработка наша).


Компоновночные схемы БРПЛ Р-39 и Р-39УТТХ “Барк” (Морские стратегические ракетные комплексы. М., “Военный парад”, 2011 г.).

– 1 ступень – по двигателю 3Д65 унифицирована с 1-й ступенью МБР БЖРК РТ-23, разработка и производство ступеней (и РДТТ) – ПО “Южмаш” (г.Днепропетровск, Украина). Корпус ступени (РДТТ) выполнен намоткой нитей высокопрочного органоволокна СВМ по технологии типа «кокон» с вымыванием полимерно-песчаной оправки. Серийное производство велось заводом “Пластмасс” (г.Сафоново).

– 2 ступень – выполнена так же намоткой нитей высокопрочного органоволокна СВМ по технологии типа «кокон» с вымыванием полимерно-песчаной оправки. Соединяется с 1-й ступенью переходным отсеком.

– 3 ступень – выполнена так же намоткой нитей высокопрочного органоволокна СВМ по технологии типа «кокон» с вымыванием полимерно-песчаной оправки. Соединяется со 2-й ступенью переходным отсеком.

– головная часть – включает в свой состав приборный отсек (расположен впереди головной части), двигатель разведения боевых блоков и полезную нагрузку – боевые блоки. Приборный отсек выполнен на отдельной сборочной платформе состыкованной с помощью фланцевого стыка с корпусом ступени разведения боевых блоков. Отсек состоит из двух отсеков – отсека трехстепенного гиростабилизатора с астровизирующим устройством и отсека приборов системы управления. Оба отсека герметичны и разделены промежуточным днищем. Астровизирующее устройство закрывалось сбрасываемым в полете куполом. Приборы системы управления размещались на амортизированной раме. Двигательная установка разведения боевых блоков размещена вокруг двигателя третьей ступени. В кормовой части ступени разведения на платформах вокруг двигателя третьей ступени располагались боевые блоки, направленные носом против направления полета ракеты.

– АРСС (амортизационная ракетно-стартовая система) – обеспечивает размещение ракеты в шахте ПЛАРБ, амортизацию конструкции ракеты при перемещениях подводной лодки, обеспечивает старт ракеты со снятием системы амортизации и уводом в сторону от места старта. АРСС размещена в носовой части ракеты. АРСС состоит из корпуса с крышкой, систем съема и увода, системы формирования газовой каверны. Под крышкой размещался РДТТ увода, а двигатель съема являлся частью корпуса. С крышкой совмещался и пороховой газогенератор системы формирования каверны. При погрузке ракеты в шахту она устанавливалась корпусом амортизационной системы на опорное резино-металлическое кольцо, расположенное в верхней части шахты. Ракета находилась в шахте в подвешенном состоянии. В стартовую систему входили также средний опорный пояс и корпус хвостового отсека, сбрасываемый после выхода ракеты из воды. С помощью АРСС обеспечивались амортизация ракеты, герметизация шахты для обеспечения «сухого старта», защита носовой части ракеты при глубоководном погружении подводной лодки с открытой или негерметичной крышкой шахты и стыковка с корабельными системами обслуживания.

Весовая доля неметаллов в конструкции ракеты – 46% с учетом РДТТ.

Система управления и наведение – система управления инерциальная с использованием БЦВМ и системой астрокоррекции с оптико-электронным визированием навигационных звезд. Головной разработчик – НПО автоматики (г.Свердловск), главный конструктор – Н.А.Семихатов.

Аппаратура системы управления размещается в приборном отсеке (см.выше). Астровизирующее устройство системы астрокоррекции располагается под сбрасываемым куполом. Приборы системы управления размещались на амортизированной раме. Применение инерциальной системы управления с аппаратурой астрокоррекции позволило обеспечить при стрельбе на максимальную дальность КВО точек падения боевых блоков не более 500 метров

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: