3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Баллистическая ракета 3М91 Р-39УТТХ «Барк» (СССР)

3М-91 / Р-39УТТХ Барк

Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ)

3М-91 «Барк» ракетного комплекса Д-19УТТХ разрабатывалась ГРЦ им. академика В.П.Макеева (ранее — CКБ-385, г.Миасс) на базе и в качестве замены ракеты Р-39 комплекса Д-19. Главный конструктор — В.Д.Калабухов. Проработка варианта глубокой модернизации БРПЛ Р-39 начата в первой половине 1980-х годов. По состоянию на 1980 г. уже велась разработка конструкторской документации. Постановлением Совмина СССР, принятым в ноябре 1985 г., поручалось начать опытно-конструкторскую разработку комплекса Д-19УТТХ с целью превзойти характеристики ракеты «Trident-2». 11 марта 1986 г. принято Постановление Совмина СССР о разработке комплекса Д-19УТТХ «Барк» с ракетой Р-39УТТХ.

Эскизный проект комплекса Д-19УТТХ подготовлен в марте 1987 г. В период с 1986 по 1992 годы успешно проведена отработка прочности узлов ракеты. Первый вариант проекта ракеты предусматривал использование на 1-й ступени октогенного топлива типа ОПАЛ, а на 2-й и 3-й ступени более высокоэнергетического топлива ТТФ-56/3 производства павлоградского химического завода (ныне — Украина).

Совместные летные испытания пусками с наземного стенда на полигоне Ненокса начаты в ноябре 1993 г. (1-й пуск). Второй пуск проведен в декабре 1994 г. Третий и последний пуск с наземного стенда — 19 ноября 1997 г. Все три пуска были неудачными.

По итогам неудачных пусков работала специальная правительственная комиссия выводы которой в начале 1998 г. были одобрены Военно-техническим советом Министерства обороны России. Осенью 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России тема «Барк» официально закрыта и после проведения конкурса под эгидой «Роскосмоса» (участники — МИТ и ГРЦ им.Макеева) начато проектирование БРПЛ «Булава» с одновременным перепроектированием под ракету «Булава» ПЛАРБ пр.955.

Ракета 3М-91 / Р-39УТТХ «Барк» летное изделие №3 перед отправкой на полигон Ненокса, 1998 г. (СКБ-385, КБ Машиностроения, ГРЦ «КБ им.академика В.П.Макеева». М., «Военный парад», 2007 г.).

Западное обозначение ракет «Барк» — SS-NX-28.

Носители ракетного комплекса Д-19УТТХ «Барк» в ВМФ России

  • опытовая подводная лодка проекта 619 — согласно постановлению Совмина СССР от 28 ноября 1988 г. предполагалось использование для отработки комплекса Д-19УТТХ опытовой подводной лодки. Подготовку ПЛ к испытаниям должен был провести «Севморзавод».
  • ПЛАРБ проекта 941У — атомная подводная лодка с баллистическими ракетами должна была нести 20 ракет 3М-91 «Барк», предполагалось произвести замену БРПЛ Р-39 на всех построенных ПЛАРБ проекта. В мае 1987 г. был утверждён график переоборудования ПЛАРБ пр.941 ракетным комплексом Д-19УТТХ. переоборудование плпнировалось проводить на ПО «Севмаш» по следующему графику:
    — ПЛ заводской №711 — октябрь 1988 г. — 1994 г.
    — ПЛ заводской №712 — 1992 — 1997 г.г.
    — ПЛ заводской №713 — 1996 — 1999 г.г.
    — ПЛ заводские №№724, 725, 727 — планировалось ставить на переоборудование после 2000 г.
    На момент закрытия темы «Барк» готовность ПЛАРБ пр.941У «Дмитрий Донской» составляла 84% — смонтированы пусковые установки, в отсеках размещена монтажно-технологическая аппаратура, не установлены только корабельные системы (находятся на заводах изготовителях).
  • ПЛАРБ пр.955 / 09550 «Борей» — атомная подводная лодка с баллистическими ракетами должна была нести 12 ракет. Разработка ПЛАРБ для ракетного комплекса Д-19УТТХ начата по Постановлению СМ СССР от 31 октября 1989 г. В 1998 г. разработка ПЛАРБ под комплекс «Барк» прекращена, лодка перепроектирована под комплекс БРПЛ «Булава».

Конструкция ракеты

Ракета трехступенчатая с амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС). По конструкции аналогична ракете Р-39: состоит из трех маршевых ступеней, ступени разведения боевых блоков, боевых блоков с комплексом средств преодоления ПРО, приборного отсека и головного обтекателя. Герметичный приборный отсек расположен в передней части. Вероятно, отсек разделен на две части — отсек трехстепенного гиростабилизатора с астровизирующим устройством, закрытым несбрасываемым в полете куполом-окном, и отсек приборов системы управления, размещенных на амортизированной раме. Вокруг приборного отсека размещены боевые блоки.

Безопасный выход ракеты из шахты и хранение ракеты в ПУ обеспечивалось амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС) разработки СКБ-385. АРСС обеспечивала и увод ракеты от лодки до запуска маршевых двигателей, а так же в случае аварийного старта. Конструктивно АРСС включает в себя корпус, двигатель съема и увода, систему формирования каверны.

ТТХ ракеты 3М-91 «Барк»

Компоновочные схемы ракет Р-39 и Р-39УТТХ «Барк» (Морские стратегические ракетные комплексы. М., «Военный парад», 2011 г.)

Боевое оснащение

Ракеты 3М-65 комплекса Д-19 «Тайфун», 3М-91 «Барк» и 3М-30 «Булава» (02.01.2018 г., http://militaryrussia.ru)

Система управления и наведение

Модификации:

Р-39УТТХ / 3М-91 «Барк-Ост» — межконтинентальная БРПЛ с РГЧ ИН. Разработка варианта БРПЛ отражена в Программе развития ВС СССР на 1991-2000 г.г.

Р-39УТТХ / 3М-91 «Барк-Вест» — межконтинентальная БРПЛ с моноблочной БЧ. Разработка варианта БРПЛ отражена в Программе развития ВС СССР на 1991-2000 г.г.

«Новый оборонный заказ. Стратегии»

Оборона

Александр Коновалов, директор Института стратегических оценок

Скандал с провалом испытаний ракетного комплекса «Булава» завершился на прошлой неделе уходом в отставку генерального конструктора Юрия Соломонова. Российский оборонный комплекс попал в патовую ситуацию.

В недавнем радиоинтервью первый заместитель начальника Главного штаба Военно-морского флота России вице-адмирал Олег Бурцев заявил, что, несмотря на все неудачные испытания, новая ракета подводных лодок «Булава» «обречена летать». После отказа первой ступени ракеты в ходе последнего испытательного пуска такое заявление выглядело несколько странным, но тем не менее оправданным. В самом деле, если на создание этой ракеты мобилизованы такие силы и средства, раньше или позднее они должны принести успех. «Булава» действительно полетит. Вопрос только в том, сколько времени и средств уйдет на достижение этого результата и насколько оптимален избранный вариант модернизации морской составляющей стратегической ядерной триады России. Ведь вполне может оказаться, что «Булава» научится летать к тому времени, когда потребность в ней, мягко говоря, отпадет.

Откуда взялась «Булава»

Все началось как обычно. В США были созданы новые твердотопливные ракеты подводных лодок «Трайдент-2». Они имели повышенную дальность и точность стрельбы и несли 8 разделяющихся боеголовок независимого наведения. Наш «ответ Чемберлену» не заставил себя ждать. В 1986 году в СССР начинает разрабатываться баллистическая ракета подводных лодок Р-39УТТХ («Барк»). Разработка была поручена КБ им. Макеева (Миасс), специализирующемуся именно на создании ракет морского базирования. Новый ракетный комплекс «Барк» предназначался для установки на перспективных подводных лодках 955-го проекта «Борей». Сейчас в разной степени строительства находятся три лодки этого проекта, уже спущенный на воду подводный ракетоносец «Юрий Долгорукий» и находящиеся на стапеле «Владимир Мономах» и «Александр Невский».

Естественно, что от советских конструкторов требовалось создать ракету, по меньшей мере, не уступающую «Трайденту-2». Предполагалось, что ракета «Барк» будет поражать цели на дальностях примерно 10 тысяч км и нести 8-10 ядерных боеголовок независимого наведения при общем весе боевой нагрузки 3 тонны. Ракета «Барк» задумывалась как очень сложная и эффективная машина. Так, в ней предусматривалась возможность запуска из-подо льда в северных широтах. Кроме того, ракета «Барк» могла запускаться как по баллистической, так и по настильной траектории. В первом случае из акватории Баренцева моря до полигона на Камчатке ракета летит 30 минут, а во втором 17. Как говорится, почувствуйте разницу. Впрочем, все это цифры технического задания, которым не суждено было стать реальностью.

Читать еще:  Баллистическая ракета 4К55 Р-21 (СССР)

После трех подряд неудачных испытательных пусков ракеты «Барк», работы над комплексом, отработанным на 73 процента, решено было закрыть. Во время одного из испытательных пусков 25 ноября 1997 года «Барк» взорвался в небе над Северодвинском. В принятии такого решения сыграл роль целый ряд обстоятельств. Во-первых, начиная с 1994 года проект отвратительно финансировался. За семь лет удалось провести всего три летных испытания (по одному в три года). Во-вторых, три подряд неудачных пуска доверия к проекту не добавили. Правда, специалисты точно выяснили причины неудач и знали, что нужно исправить. В первый раз не отстрелилась амортизационная ракетно-стартовая система, во второй произошел сбой в комплексе командных приборов и, наконец, в третий рабочие на сборке просто забыли установить дросселирующие молибденовые шайбы. Это лишний раз подтверждает, сколь глубоко зашла эрозия российского военно-промышленного потенциала. Распались коллективы, отлаженные технологические цепочки. Ушли профессионалы высочайшей квалификации. Ушли от безденежья, от вынужденного безделья, от чувства собственной ненужности, да и просто ушли из жизни. Мы-то знаем, что мужчины в России долго не живут. А на создание новых коллективов, в которых невозможно «забыть про молибденовые шайбы», нужны годы.

И, наконец, третьим, решающим, фактором, окончательно добившим проект ракеты «Барк», стала пришедшая в чью-то светлую голову идея создать единую универсальную стратегическую ракету для размещения и в шахтах на земле, и на грунто-мобильных пусковых установках, и на стратегических подводных лодках.

Идея была и в самом деле привлекательная. Она сулила значительную экономию средств за счет унификации узлов и деталей конструкции ракет, упрощения их обслуживания. Тем более что эту идею поддержал такой авторитетнейший ученый, как генеральный конструктор МИТа (Московского института теплотехники) Юрий Соломонов. Ведь это под его руководством институтом создавались наши знаменитые МБР «Тополь» и «Тополь-М». По мнению Соломонова, используя наработки МИТа, можно было достаточно быстро создать морскую ракету значительно более дешевую, чем «Барк», с лучшими характеристиками, точностью и дальностью стрельбы, с таким же количеством разделяющихся головных частей независимого наведения, но куда более легкую и компактную.

К тому же возникала перспектива создания единой кооперации предприятий ракетостроительной отрасли. Казалось неоправданной расточительностью содержать одновременно ГРЦ им. Макеева с головными предприятиями в Красноярске и Златоусте и МИТ с головным заводом в Воткинске. В самом деле, одно КБ, один серийный завод куда дешевле двух параллельных структур. При этом, правда, не принималось в расчет, что такая схема в конечном счете обойдется значительно дороже из-за возникающего монополизма и отсутствия конкуренции.

Поддержали эту идею и многие морские начальники, заявлявшие, что «флоту не нужны ракеты со стартовым весом в 100 тонн». Действительно, стартовый вес проектировавшегося «Барка» составлял около 90 тонн. В результате этой «борьбы идей» заказ на разработку новой твердотопливной ракеты для подводных лодок получил МИТ, и именно эта ракета стала называться «Булава». Она задумывалась как трехступенчатая ракета, первые две ступени которой должны быть твердотопливными, а последняя, третья, жидкостной для увеличения скорости и возможности маневра по преодолению системы ПРО. Ракета задумывалась как достаточно компактная, (стартовый вес 36,8 тонны), способная нести от 6 до 10 маневрирующих ядерных боеголовок независимого наведения общим весом 1,15 тонны.

Надо сказать, что еще на стадии начала проектирования некоторые заявленные характеристики новой ракеты выглядели сомнительными. Так, было совершенно непонятно, каким образом разработчики собираются разместить на «Булаве» от 6 до 10 маневрирующих боеголовок при общем весе боевой нагрузки чуть больше тонны. Эта заявка показалась странной многим специалистам, и в описаниях «Булавы» в разделе «Число боеголовок» даже при указанном количестве «6» добавлялось осторожное «заявленное». Но главные проблемы «Булавы» начались на стадии испытаний. Довольно быстро выяснилось, что новая ракета получается не такой уж легкой. Ее стартовый вес начал подниматься с заявленных 40 до 70 тонн. К тому же выяснилось, что очень уж высокой степени унификации «Булавы» с «Тополями» тоже достичь не удастся.

Очень важной деталью, изначально недооцененной разработчиками из МИТа, оказалась специфика морского старта. Ведь МБР шахтного базирования, как и ракету на грунто-мобильной установке, перед стартом очень тщательно выставляют, а позиция, с которой их запускают, имеет высокоточную геодезическую привязку. Совсем другие условия стрельбы на подводной лодке, идущей на глубине 50 метров со скоростью 4-5 узлов. Точно выставить ракету на старте даже теоретически невозможно, значит, необходима эффективная астрокоррекция на всей траектории полета.

Есть и множество других специфических деталей. Скажем, жидкостные ракеты подводных лодок запускаются с «мокрого» старта, то есть шахту с ракетой сначала заливают водой. Этот вид запуска технически проще, но требует достаточно долгого времени на подготовку, создает демаскирующие шумы и повышает уязвимость подводного ракетоносца. Для запуска с подводной лодки твердотопливной ракеты используется «сухой» старт. То есть ракета выходит из своей шахты в газовом пузыре, что позволяет уменьшить динамические нагрузки на конструкцию лодки, уменьшить шумы и увеличить живучесть корабля. Словом, специфика разработки и создания ракет морского базирования оказалась куда существеннее, чем это изначально представлялось разработчикам МИТа.

Можно ли подстраховать «Булаву» «Синевой»?

Собственно говоря, весь комплекс испытаний «Булавы», а было произведено 11 пусков, можно признать неудачным. Даже для тех немногочисленных испытаний, которые не заканчивались очевидной катастрофой, была изобретена специальная терминология. Если обычно после удачного пуска ракеты у нас сообщалось, что ее боевые блоки успешно поразили цели на территории полигона Кура, сообщения об «успешных» испытаниях «Булавы» говорили, что боевые блоки ракеты «прибыли в район полигона Кура», а это десятки тысяч гектаров. Успешным подобный пуск может признать только патологический оптимист. Сейчас специалисты говорят о том, что испытания «Булавы» возобновятся не ранее 2010 года, а возможно, и значительно позднее, хотя тянуть с новой ракетой крайне опасно.

Когда начиналась разработка ракеты «Барк», предполагалось, что она будет, в частности, устанавливаться на остававшихся тогда в строю лодках проекта 941 «Тайфун». Ракеты этих гигантов к 2003 году полностью отслужили свой срок. С закрытием проекта «Барк» лодки «Тайфун» лишились перспективы перевооружения, а эксплуатация таких монстров без вооружения утратила всякий смысл. В результате сегодня в боевом составе флота подводных лодок «Тайфун» больше нет. Ракетой «Булава» планировалось вооружить новые лодки проекта 955 «Борей». Головной корабль серии, «Юрий Долгорукий», уже прошел ходовые испытания. Два других, «Александр Невский» и «Владимир Мономах», еще достраиваются, но никто сегодня не возьмется определить, когда появятся ракеты, которыми они будут вооружаться. А ведь еще совсем недавно, весной 2007 года, замминистра обороны России Алексей Московский заявлял, что согласно «программе вооружений до 2015 года будут построены и войдут в боевой состав российского флота семь атомных подводных ракетоносцев типа «Борей». В 2009 будет построена подводная лодка «Александр Невский», а в 2011-м — «Владимир Мономах»».

Итак, подводных лодок «Тайфун» уже нет, а типа «Борей» еще нет. Остались у нас несколько лодок «Дельфин» проекта 667, (по натовской классификации «Дельта IV»). Именно для этих лодок КБ им. Макеева очень удачно модернизировало ракету РСМ-54, которую назвали «Синева». По характеристикам энергетической эффективности (соотношение стартового веса, 40,3 тонны, и боевой нагрузки, 2,8 тонны), приведенным к дальности полета, «Синева» превосходит американские ракеты «Трайдент-1» и «Трайдент-2». Ракета трехступенчатая, жидкостная, и несет от 4 до 10 боевых блоков. А недавно в ходе испытательного пуска поразила цель на расстоянии 11,5 тысячи км. В 2007 году президент Путин подписал указ о принятии на вооружение ракеты «Синева». По постановлению правительства на Красноярском машиностроительном заводе срочно возобновляется серийное производство модернизированной ракеты РСМ-54. Расконсервируются производственные мощности, совсем недавно закрывавшиеся по решению того же правительства. На развертывание производства РСМ-54 предприятию выделено 160 млн рублей. Такая вот экономия.

Читать еще:  122-мм нарезная танковая пушка М62-Т2 (СССР)

И все было бы хорошо, если бы не одно «но». Дело в том, что лодки «Дельфин», на которые ставится «Синева», уже почти выслужили свой ресурс и скоро пойдут на списание.

22 июля российские СМИ сообщили, что директор и генеральный конструктор МИТа Юрий Соломонов подал в отставку со своего поста. С одной стороны, это можно признать поступком мужественного человека, оказавшегося не в состоянии выполнить данные им обещания, с другой — это решение создает патовую ситуацию. За состояние дел с морской составляющей российских ядерных сил теперь совершенно не с кого спросить. В результате Россия попала в довольно странную ситуацию. У нас есть очень неплохая ракета для подводных лодок с достаточно большим модернизационным потенциалом. Но единственный класс лодок, на которые ее можно ставить,— это старые, почти отслужившие свой век субмарины. И есть сравнительно новые и современные лодки, для которых не создано системы оружия и неизвестно, когда она появится.

Ясно, что лодку «Юрий Долгорукий» под «Синеву» не переделаешь. У ракеты другой вид топлива, весогабаритные характеристики, тип системы управления. Уж проще строить новую лодку. Но если учесть, что для разработки лодки класса «Борей» понадобилось 12 лет, а стоимость первой лодки составила 23 млрд рублей, идея разработки новой субмарины отпадает сама собой.

Значит, придется сосредоточиться на доработке ракеты «Булава», хотя это тоже дело не слишком перспективное. В общем, серия решений, принятых российским политическим и военным руководством в течение нескольких лет, поставила нас в «интересное положение». Есть новые ракеты, которые не на что ставить, и есть новые лодки, которые нечем вооружать. Такую стратегию трудно назвать оптимальной.

Баллистическая ракета 3М91 Р-39УТТХ «Барк» (СССР)

Р-39 (индекс 3М65, код СНВ РСМ-52, по классификации НАТО — SS-N-20 Sturgeon) — советская твёрдотопливная баллистическая ракета подводных лодок, предназначенная для размещения на ТРПКСН «Акула» в составе ракетного комплекса Д-19.

Разработана в КБ машиностроения. Название темы — «Вариант».

На вооружение принята в 1984 году. Ракета была второй советской твердотопливной ракетой подводного базирования и первой серийной [1] . Первые ступени изготавливались на украинском предприятии Южмаш. [2] Всего было развёрнуто 120 ракет (6 носителей по 20 ракет).

Разработанная модификация Р-39М «Гром» отличалась повышенной точностью, планировалась установка этих комплексов на РПКСН «Борей».

Российской модификацией ракеты, не прошедшей весь комплекс испытаний, был Р-39УТТХ «Барк».

В 1999 году принято решение ракеты этого класса заменить ракетным комплексом «Булава».

В 2004 году последние носители этих ракет: ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» были выведены в резерв в связи с отсутствием годных ракет для несения службы [3] .

В сентябре 2012 года полностью завершена ликвидация этих ракет. [4] .

Содержание

История разработки

В июне 1971 года было принято решение Комиссии по военно-промышленным вопросам, согласно которому КБ Машиностроения задавалась разработка комплекса Д-19 с твердотопливной ракетой. Предполагалось оснащение ракеты тремя вариантами головных частей — моноблочной и двумя с разделяющейся головной частью — с 3-5 блоками средней мощности и 8-10 блоками малого класса мощности. В июле 1972 года была закончена разработка аванпроекта [5] .

Согласно одному из вариантов аванпроекта ракета должна была быть трехступенчатой, с массой около 75 тонн, диаметром 2,7 м и высотой 15 м. Сопло второй ступени совмещалось с передним днищем первой ступени, двигатель третьей ступени состоял из четырех блоков, размещавшихся вместе с боевым оснащением между второй ступенью и головным отсеком. В головном отсеке располагались приборы и двигатель боевой ступени. В отличие от разработанных КБ Машиностроения ракет с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД), предполагался сухой метод старта. Особенностью стало применение амортизационной ракетно-стартовой системы (АРСС). Стартовый стол отсутствовал — ракета подвешивалась с помощью семитонной АРСС в шахте. Пуск ракеты осуществлялся с помощью стартового твердотопливного двигателя массой около 4-х тонн, выполнявшийся в форме кольца и расположенный вокруг сопла двигателя первой ступени. Был предложен также вариант с традиционной компоновкой — с переходным отсеком, без совмещения элементов двигателей первой и второй ступени [6] . При обсуждении аванпроекта подробно, с проектными проработками, рассматривались вопросы целесообразности отказа от традиционного переходного отсека, применения кольцевого стартового двигателя, использования АРСС, выбора марки твердых топлив [6] .

Постановление правительства № 692—222 о создании нового ракетного комплекса Д-19 системы «Тайфун» вышло 16 сентября 1973 года. Постановлением задавалась разработка подводной лодки проекта 941, оснащаемой двадцатью твердотопливными ракетами 3М65. Головным разработчиком ракеты назначалось КБ Машиностроения (главный конструктор В. П. Макеев), а разработчиком двигателя первой ступени КБ «Южное» совместно с НПО «Алтай». Немногим ранее — 22 февраля 1973 года вышло постановление о разработке КБ «Южное» технического предложения на комплекс РТ-23 с ракетой 15Ж44 и унификацией двигателей первых ступеней ракет 15Ж44 и 3М65 [7] . В декабре 1974 года был закончен эскизный проект, в котором предлагался вариант ракет с использованием межступенчатого отсека и ростом погрузочной массы ракеты (вместе с АРСС) до 90 тонн [6] .

Эскизный проект подвергался изменениям. Так, в июне 1975 года вышло дополнение, согласно которому оставался только один тип боевого оснащения — десять боевых блоков мощностью 100 кт, применялся моноблочный двигатель третьей ступени и вместо стартового двигателя использовался пороховой аккумулятор давления. Изменения в компоновочной схеме ракеты привели к удлинению ракетной шахты с 15 до 16,5 метров и росту погрузочной массы ракеты до 90-95 тонн. В августе 1975 года вышло постановление правительства, в котором сформировался окончательный вариант ракеты Р-39, единственный вариант оснащения с десятью боевыми блоками и максимальная дальность в 10000 км (по образному выражению разработчиков формула «10 на 10») [8] .

В декабре 1976 и феврале 1981 года вышли постановления правительства, которыми закреплялось изменение типа топлив на второй и третьей ступенях, уменьшение максимальной дальности стрельбы с 10 000 до 8 300 км и в сторону увеличения корректировались сроки создания комплекса [8] .

Конструкция ракеты

Конструктивно ракета Р-39 состоит из трех маршевых твердотопливных ступеней, разделяющейся головной части с жидкостным ракетным двигателем и амортизационной ракетно-стартовой ступени (АРСС) [9] . Корпуса всех маршевых ступеней выполнены из композиционных материалов с намоткой нитей типа «кокон», имеют малое относительной удлинение и утопленные сопла [9] .

Двигатель первой ступени 3Д65 разрабатывался КБ «Южное» и был унифицирован с двигателем 15Д206 ракеты РТ-23. Полной унификации добиться не удалось, но многие конструктивные решения были общими. Использовалась намотка нитей высокопрочного органоволокна СВМ по технологии типа «кокон» с вымыванием полимерно-песчаной оправки. Для закладных элементов днища использовался титановый сплав ВТЗ-1. Серийным производством двигателя занимался завод «Пластмасс» (г. Сафоново). Заряд смесевого твердого топлива с внутренним каналом звездообразной формы разрабатывался НПО «Алтай» [7] . Заряд массой 48 тонн [7] состоит из бутилкаучукового топлива [8] с заполнением двигателя жидкой топливной массой и ее последующей полимеризацией [8] . Заряд был создан с программируемым спадом тяги в течение приблизительно 17 секунд, что позволяло осуществлять управление ракетой перед разделением ступеней [7] .

Поворотной конструкции сопла на тот момент не существовало, поэтому было применено управление с помощью системы вдува газа в закритическую часть сопла [7] . На стационарном сопле размещаются восемь попарно расположенных в плоскостях стабилизации клапанов вдува, что позволяло осуществлять управление по всем каналам управления [7] . В конструкции двигателя применен также ряд специфически решений, обусловленных его применением в составе ракеты морского базирования – герметизация для предотвращения попадания морской воды, предстартовый наддув воздухом внутренней полости двигателя с целью компенсации внешних гидродинамических нагрузок во время старта [7] . Двигатель запускается после выхода ракеты из шахты, а в конструкции предусмотрены меры по повышению надежности его работы в течение первых 5 секунд после запуска [8] .

Читать еще:  Стратегический ракетный комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (Россия)

В целях минимизации габаритов [9] сопловой блок РДТТ второй ступени оснащался телескопическим раскрывающимся насадком [10] . Сопло было частично утоплено в корпус двигателя и являлось управляющим, создавая управляющие моменты по каналам тангажа и рысканья. Управление по крену осуществлялось автономными двигателями. Топливо высокоплотное октогенное. Заряд смесевого топлива заливался в корпус двигателя и полимеризовался. Первая и вторая ступень соединялись между собой переходным отсеком [10] . Как и для первой и второй ступени, корпус РДТТ третьей ступени выполнялся намоткой по технологии типа «кокон» с заливкой и последующей полимеризацией смесевого топлива. Но в топливе третьей ступени применялся более сильный окислитель. Двигатель оснащался центральным неподвижным соплом с раздвижным телескопическим насадком. Управление по всем каналам осуществлялось двигателем разделяющейся головной части [10] .

Разделяющаяся головная часть ракеты состоит из переднего приборного отсека, двигательной установки и боевых блоков [8] . Приборный отсек представлял собой отдельную сборку и стыковался с помощью фланцевого стыка с корпусом ступени разведения. Отсек состоит из двух отсеков – отсека трехстепенного гиростабилизатора с астровизирующим устройством и отсека приборов системы управления. Оба отсека герметичны и разделены промежуточным днищем. Астровизирующее устройство закрывалось сбрасываемым в полете куполом. Приборы системы управления размещались на амортизированной раме. Применение инерциальной системы управления с аппаратурой астрокоррекции позволило обеспечить при стрельбе на максимальную дальность КВО точек падения боевых блоков не более 500 метров [9] .

Двигательная установка размещена вокруг двигателя третьей ступени и состоит из жидкостного двигателя и топливных баков. ЖРД двухрежимный, выполнялся по открытой схеме с однократным включением и возможностью многократного переключения с режима на режим [8] . В кормовой части ступени разведения на платформах вокруг двигателя третьей ступени располагались десять боевых блоков 100кт-го класса [8] .

Для Р-39 была разработана стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой установки на специальной амортизационной ракетно-стартовой системы (АРСС) размещавщейся в носовой части ракеты [9] . АРСС состоял из корпуса с крышкой, систем съема и увода, системы формирования каверны. Под крышкой размещался РДТТ увода, а двигатель съема являлся частью корпуса. С крышкой совмещался и пороховой газогенератор системы формирования каверны [10] . При погрузке ракеты в шахту она устанавливалась корпусом амортизационной системы на опорное резино-металлическое кольцо, расположенное в верхней части шахты. Ракета находилась в шахте в подвешенном состоянии. В стартовую систему входили также средний опорный пояс и корпус хвостового отсека, сбрасываемый после выхода ракеты из воды [9] . С помощью АРСС обеспечивались амортизация ракеты, герметизация шахты для обеспечения «сухого старта», защита носовой части ракеты при глубоководном погружении подводной лодки с открытой или негерметичной крышкой шахты и стыковка с корабельными системами обслуживания [10] . Стартовая масса ракеты (вместе с АРСС и хвостовым отсеком) – 90 тонн, после отделения элементов стартовой системы – 84 тонны [11] .

Старт ракеты осуществлялся из сухой шахты с помощью порохового аккумулятора давления, расположенного на днище ракетной шахты в полости сопла двигателя первой ступени [10] . В момент старта включался пороховой газогенератор АРСС, создавая газовую каверну, с помощью которой обеспечивалось уменьшение газодинамических нагрузок на ракету на подводном участке. Включение двигателя первой ступени производилось в момент выхода ракеты из шахты [9] . После выхода из воды при работающем двигателе первой ступени АРСС с помощью соответствующих двигателей снималась с ракеты и уводилась в сторону [10] . С помощью АРСС при незапуске РДТТ первой ступени осуществлялся увод ракеты в сторону от подводной лодки [9] .

Комплекс Д-19

Инфраструктура базирования комплекса

Испытания

С сентября 1977 по декабрь 1978 года производились летно-конструкторские испытания по отработке начального участка полета. Осуществлялись пуски с надводного и подводного положений специального погружного стенда [8] на Черном море в Балаклаве [7] . Специально для этих испытаний был разработан уменьшенный аналог РДТТ первой ступени ЗД65Б, который обеспечивал все расходно-тяговые характеристики штатного РДТТ ЗД65 в течение первых восьми секунд работы [7] . Всего со стенда ПС-65 было осуществлено 9 пусков [12] . Бросковые испытания были продолжены в декабре 1978 — сентябре 1979 [8] с борта подводной лодки «К-153», переоборудованной из проекта 629 по проекту 619. Лодка была оборудована одной ракетной шахтой [13] [14] . Всего было выполнено 7 пусков [12] , при этом замечаний по двигательной установке не возникало [7] .

Параллельно с бросковыми испытаниями с октября 1978 по ноябрь 1979 года была осуществлена отработка боевых блоков посредством запусков экспериментальных ракет К-65М-Р [8] . Было осуществлено 9 пусков [12] .

В январе 1980 года начались совместные летные испытания с наземного стенда [8] НСК-65 на Северном полигоне в Неноксе [12] . 28 января был осуществлен первый пуск. Однако он и четыре последовавших за ним были неудачными по различным причинам — «перепут» цепей пиротехники, отказ бортовой кабельной сети, конструктивные недостатки БИМ-а второй ступени, разрушение седла клапана вдува РДТТ первой ступени [7] . В процессе доработок, кроме прочего, была доработана клапанная система и 27 декабря 1980 года осуществлен первый удачный пуск [7] . Всего до июня 1982 года с наземного стенда было осуществлено 17 пусков ракет — 15 на промежуточную дальность и 2 на минимальную [8] . Более половины этих пусков были неудачными [11] [15] [9] [прим. 1] .

В декабре 1981 года начались совместные летные испытания Р-39 с борта головного атомного ракетоносца проекта 941 [8] — «ТК-208» [14] . Испытания завершились 12 декабря 1982 года залповым пуском четырех ракет — двух по району «Акватория» и двух по полигону «Кура» [7] . Всего было осуществлено 13 пусков, из которых 11 признаны успешными [11] [15] [прим. 2] .

Постановлением правительства комплекс Д-19 с ракетой Р-39 был принят на вооружение в мае 1983 года [8] [прим. 3] .

Модификации

Ракета Р-39У, комплекс Д-19У

В апреле 1984 года вышло постановление правительстве о модернизации комплекса Д-19, а в мае 1985 – ракеты Р-39. Ракета получила новый боевой блок малого класса мощности, разработанный для ракеты Р-29РМУ. Использован новый алгоритм разведения боевых блоков на индивидуальные точки прицеливания в произвольной (свободной) зоне, что позволило снять ограничения по фиксированной зоне разведения и увеличить диапазон разведения боеголовок на дальностях меньше максимальной [16] . Были проведены мероприятия по повышению защищенности оптических датчиков системы астрокоррекции от ослепления космическими ядерными взрывами при преодолении потенциальной системы ПРО. Под общим руководством В. П. Макеева были проведены работы по модернизации системы управления (Н. А. Семихатов), командных приборов (В. П. Арефьев) и система астрокоррекции (В. С. Кузьмин). В результате была создана система управления с системой астрокоррекции, способная восстанавливать свою работоспособность через несколько секунд после вспышки. Кроме того, ракета получила возможность получение данных от спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, что позволило повысить точность стрельбы до уровня МБР шахтного базирования [13] . На вооружение комплекс Д-19У с ракетами Р-39У был принят в январе 1988 года [16] .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector