Баллистическая ракета 8А11 Р-1 (СССР)
Баллистическая ракета 8А11 Р-1 (СССР)
13 мая 1946 г. вышло Постановление Совмина №1017-419 «Вопросы реактивного вооружения», которое явилось программой разработки ракетного оружия в СССР. 9 августа 1946 г. приказом министра вооружения главным конструктором изделия №1 – баллистической ракеты дальнего действия – был назначен С.П.Королев. 16 августа 1946 г. директором НИИ-88 назначается Л.P.Гонор. 26 августа 1946 г. приказом министра вооружения Д.Ф. Устинова была определена структура НИИ-88, который должен был заниматься ракетной тематикой. Отдел №3 НИИ-88 (руководитель С.П.Королев) занимался созданием баллистических ракет на базе ФАУ-2; отдел №4 (руководитель Е.В. Синильщиков) разрабатывал управляемые зенитные ракеты на базе «Вассерфаль»; отдел № 5 (руководитель С.Ю. Рашков) – управляемые зенитные ракеты на базе «Шметтерлинг»; а отдел № 6 (руководитель П.И. Костин) – неуправляемые зенитные ракеты на базе «Тайфуна». Для испытаний ракет А-4 был создан Государственный центральный полигон МО СССР. Он находился примерно в 100 км юго-восточнее Сталинграда близ полигона Капустин Яр.
Первая ракета А-4 (серии «Т») была запущена с полигона Капустин Яр 18 октября 1947 г. Ракета пролетела 206,7 км и отклонилась влево на 30 км. Вторая ракета была запущена 20 октября. Сразу после старта наблюдатели заметили, что ракета сильно отклонилась влево. Кто-то пошутил: «Пошла в сторону Саратова». Через пару часов срочно собралась Государственная комиссия. И на заседании комиссии генерал НКВД Серов выговаривал членам комиссии: «Вы представляете, что будет, если ракета дошла до Саратова. Я вам даже рассказывать не стану, вы сами можете догадаться, что произойдет с вами со всеми».
Ракета пролетела 231,4 км, отклонившись влево на 180 км. Вскоре немецкие специалисты – доктора Магнус, Хох и другие, находившиеся на полигоне, нашли причину отклонения ракет в системе управления и устранили ее. Всего в 1947 г. на полигоне Капустин Яр было запущено 11 ракет А-4, из которых только 5 поразили цели. Из этих 11 ракет 5 были собраны в «Нордхаузене» в Германии, а 6 – на заводе №88 в Подлипках под Москвой.
14 апреля 1948 г. вышло Постановление Совмина, санкционировавшее создание первой советской баллистической ракеты Р-1. Фактически это была ракета А-4, сделанная в основном из отечественных материалов. Внесение изменений в ракету было минимальным. Так, были переработаны конструкции хвостового и приборного отсеков с целью их усиления, повышена расчетная дальность полета с 250 до 270 км за счет увеличения заправки горючего (спирта). Двигательная установка Р-1 создавалась в ОКБ-456 МАП в Химках под руководством В.П. Глушко. Она имела заводской индекс РД-100 и индекс ГАУ 8Д51. Двигатель работал на 75-процентном водном растворе этилового спирта и жидком кислороде. Подача топлива в камеру сгорания производилась турбонасосным агрегатом, состоящим из турбины и двух центробежных насосов. Тяга двигателя у земли составляла 27,2 т при расходе топлива 131,8 кг/с, а в вакууме — 31,3 т. Время набора 90 % номинальной тяги – до 4 секунд. Вес двигателя 885 кг.
Осенью 1948 г. начались испытания ракет Р-1 на полигоне Капустин Яр. К недостаткам ракеты А-4 добавились и недоделки советских конструкторов. Ракета Р-1 упорно не желала отрываться от стартового стола. На 9 улетевших ракет пришелся 21 отказ выхода двигателя на номинальную тягу. Кстати, и из этих девяти ракет лишь одна достигла заданного района (пуск 10 октября 1948 г.). Тем не менее в Заключении Государственной комиссии по результатам испытаний говорилось: «Отечественные ракеты Р-1 первой серии по своим летным характеристикам, как показали летные испытания, не уступают трофейным ракетам А-4. Принципиальные вопросы при воспроизводстве ракет Р-1 из отечественных материалов решены правильно… Летные характеристики ракет Р-1 первой серии соответствуют характеристикам, заданным тактико-техническим требованиям, за исключением разброса по дальности». Почти год конструкторы НИИ-88 и ОКБ-456 дорабатывали Р-1. Второй этап летных испытаний Р-1 состоялся осенью 1949 г. Из 20 пусков ракет 17 были удачны. Постановлением Совмина от 25 ноября 1950 г. ракета Р-1 под индексом ГАУ 8А11 была принята на вооружение.
Опытная серия ракет была изготовлена на заводе №88, а 1 июня 1951 г. вышел приказ о перенесении производства ракет Р-1 на зазод №586 в Днепропетровск. В июне 1952 г. на заводе №586 была собрана и сдана заказчику первая ракета Р-1 из узлов и деталей, изготовленных на заводах №88 и №456, а в ноябре того же года началась сборка ракет Р-1 из узлов собственного изготовления.
В состав наземного технологического оборудования комплекса входило более 20 специальных машин и агрегатов, Подготовка ракеты к пуску осуществлялась на двух позициях — технической и боевой (стартовой). Основными работами на технической позиции были проверка систем ракеты и стыковка ее с головной частью. На стартовую позицию ракета перевозилась на грунтовом лафете (установщике), имевшем заводской индекс 1Н и индекс ГАУ 8У22. Установщик буксировался тягачом АТТ. С помощью установщика происходила установка ракеты на стартовый стол и подготовка ракеты к пуску. После установки ракеты в вертикальное положение начиналась проверка систем управления ракеты, заправлялись топливо и средства парогенерации, осуществлялось прицеливание. В камеру двигателя снизу через сопло устанавливалось зажигательное устройство. Пуск ракеты производился из специальной бронемашины с пультом управления. Время для подготовки ракеты на технической позиции составляло 2-4 часа, на боевой позиции – до 4-х часов. Таким образом, боеготовность комплекса, то есть время от получения команды на пуск до старта ракеты, составляло не менее 6-8 часов.
Было ли оправдано принятие на вооружение ракеты Р-1 и запуск ее в серийное производство? С чисто военной точки зрения Р-1 к 1950 г. безнадежно устарела. При попадании в город ее боевая часть могла разрушить каменные постройки в радиусе не более 25 м, Да и у СССР практически не было целей, по которым ее можно было использовать, в отличие, к примеру, от Германии 1944 г. Но с точки зрения подготовки инженерных кадров, организации совершенно нового дела в советской промышленности запуск Р-1 в серию дал положительные результаты. Кстати, к 1 июня 1952 г. на полигоне Капустин Яр было сформировано еще три бригады особого назначения РВГК – 23-я, 54-я и 56-я. Первая же бригада, созданная в 1946 г., в декабре 1950 г. была переименована в 22-ю бригаду особого назначения РВГК. Американцы не приняли на вооружение ракет типа Р-1 или Р-2, хотя шли практически тем же путем, что и советские ракетчики, по крайней мере до 1955 г.
Данные ракеты Р-1
Количество ступеней 1
Вид топлива – этиловый спирт и жидкий кислород
Полная длина ракеты, мм 14 275
Диаметр корпуса максимальный, мм 1652
Размах стабилизаторов, мм 3564
Стартовый вес, кг 13 430
Вес головной части, кг 1075
Вес ВВ в боевой части, кг 785
Вес незаправленной ракеты, кг 4030
Вес компонентов топлива, кг 9400
Скорость ракеты 1465 м/с
Максимальная дальность стрельбы, км 270
Отклонение от цели, км:
по дальности ±8
боковое ±4
Тип головной части – моноблочная, неядерная, неотделяемая, масса 1 т.
Количество боевых блоков – 1
Мощность заряда 785 кг
Система управления – автономная, инерциальная
Способ базирования – стационарный наземный стартовый стол
Ракета Р-1 8А11
Оглавление страницы:
- Краткая история ракеты Р-1 8А11
- Технические характкристики ракеты Р-1 8А11
- Конструкция ракеты Р-1 8А11
- Приказ военного министра СССР № 00267 «О принятии на вооружение Советской Армии ракеты дальнего действия Р-1»
- Общие сведения о пусках ракет Р-1 8А11
- Пуски ракет Р-1 8А11 в 1948 году
- Пуски ракет Р-1 8А11 в 1949 году
- Пуски ракет Р-1 8А11 в 1951 году
- Пуски ракет Р-1 8А11 в 1952 году
- Пуски ракет Р-1 8А11 в 1953 году
- Пуски ракет Р-1 8А11 в 1954 году
- Пуски ракет Р-1 8А11 в 1955 году
- Пуски ракет Р-1 8А11 в 1956 году
- Пуски ракет Р-1 8А11 в 1957 году
- Пуски ракет Р-1 8А11 в 1958 году
- Пуски ракет Р-1 8А11 в 1959 году
1. Краткая история ракеты Р-1 8А11
Ракета Р-1 — советская одноступенчатая тактическая баллистическая ракета (баллистическая ракета дальнего действия). Создана в НИИ-88 под руководством главного конструктора Сергея Павловича Королева и его первого заместителя Аленсея Яковлевича Щербакова. Ведущий конструктор — Михаил Кузьмич Янгель. Ракета имела жидкостный маршевый двигатель РД—100 конструкции Валентина Петровича Глушко (ОКБ-456 ) тягой у земли 27 тонн. Стартовое устройство — стационарный наземный стол — создано под руководством главного конструктора Владимира Павловича Бармина (ГСКБ Спецмаш). Система управления и наземная проверочно-пусковая аппаратура разработана главным конструктором автономных систем управления Николаем Алексеевичем Пилюгиным (НИИ-885) и Виктором Ивановичем Кузнецовым (НИИ-944). Серийное производство ракеты было развернуто на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске.
Ракета Р-1 создавалась, как отечественная копия трофейной ракеты Фау-2. Однако множество технологических и конструктивных недостатков Фау-2, почти полное отсутствие чертежей и теоретических материалов с обоснованием принятых технических решений, потребовали при создании Р-1 совместно с комплексом ее наземного оборудования из отечественных материалов такого комплекса работ, который обычно необходим при разработке новой конструкции.
Например, при подготовке советскими специалистами ракеты А-4 (Фау-2) к лётным испытаниям отмечались многочисленные эпизоды негерметичности, отказы из-за низкого качества покрытий и материалов. Поэтому при разработке ракеты Р-1 необходимо было решить проблему обеспечения длительной сохранности её конструкции, заключавшуюся в создании не только надёжных защитных покрытий, но и в принципиально новом подходе к выбору неметаллических материалов с повышенным ресурсом, исследований коррозионной стойкости конструкции и разработке методов защиты металлических конструкций от коррозии. Конструкции хвостового и приборного отсеков были существенно переработаны с целью усиления. Были использованы другие материалы: в немецкой ракете применялось 86 марок и сортаментов стали и 59 – цветных металлов, в Р-1 — соответственно 32 и 21.
При разработке двигателя ракеты Р-1 первой серии были использованы двигатели ракеты А-4 (Фау-2) без каких-либо конструктивных изменений, за исключением замены большей части материалов на отечественные. Некоторые резинометаллические детали пришлось позаимствовать из трофейных запасов.
Для первой серии ракеты Р-1 была использована без изменений и электрическая схема системы управления ракеты А-4 (Фау-2), однако конструкция и технические характеристики многих приборов претерпели изменения.
На базе немецкой телеметрической системы «Мессина» ракеты А-4 (Фау-2) была разработана новая ТМ-система «Бразилионит» с увеличенным числом каналов для ракеты Р-1
Разработка ракетного комплекса Р-1 начата 14 апреля 1948 года. Лётные испытания первой серии ракет Р-1 с комплексом наземного оборудования были проведены в сентябре-ноябре 1948 года на Государственном Центральном полигоне (Капустин Яр).
На первом этапе ЛКИ было испытано девять ракет Р-1, собранных на опытном заводе НИИ-88 в Подлипках. Первый пуск состоялся 17 сентября 1948 г. Результаты испытаний были крайне неудачными: из девяти ракет только одна достигла цели (пуск 10 октября 1948 г.). Причины аварий были самые разные, но, в основном, технологического характера: низкое качество изготовления агрегатов и систем ракеты, недостаточный объём проверок узлов и приборов, плохая отработанность некоторых систем.
По результатам первого этапа испытаний ракеты Р-1 (1948 г.) обнаружены хлопки двигателей при запуске. Причина – пиротехническое зажигательное устройство. ОКБ-456 МАП (главный конструктор В.П.Глушко) разработано новое жидкостное зажигательное устройство двигателя, которое и использовалось позже на Р-1 и на остальных кислородных ракетах.
Для второй серии ракет в целях повышения её надёжности, пришлось практически заново создать наземную кабельную сеть и внести много изменений в бортовые приборы системы управления. Вторая серия ракет оснащалась вновь созданной телеметрической ТМ – системой «Дон» разработки НИИ-885 (Е.Я. Богуславский).
Для второго этапа лётных испытаний (сентябрь – октябрь 1949 года, Капустин Яр) было подготовлено 20 ракет, из них 10 пристрелочных и 10 зачётных. В ходе испытаний из 20 ракет 17 выполнили свою задачу. Потребовались дополнительные экспериментальные работы, чтобы обеспечить безаварийные пуски ракеты Р-1.
После всех проведенных испытаний постановлением Совета Министров СССР от 25 ноября 1950 г. ракета Р-1 была принята на вооружение Советской Армии с комплексом наземного оборудования (войсковой индекс 8А11, классификация НАТО — SS-1 “Scunner”), а в 1952 года запущена в производство небольшой серией на заводе №88. С июня 1952 года начался серийный выпуск ракеты Р-1 на заводе №586 (директор завода Л.В.Смирнов) в г. Днепропетровске.
Баллистические ракеты Р-1 находились на вооружении вплоть до 1957 года.
Баллистическая ракета дальнего действия Р-1
На вооружении ракетных войск стратегического назначения состоят уникальные комплексы с высочайшими характеристиками, способные решать особо важные задачи. Их появление стало возможным благодаря длительной программе исследований и создания новых проектов с теми или иными качествами. Первым реальным шагом на пути к современным баллистическим ракетам, сделанным советской промышленностью, было изделие Р-1, также известное как 8А11 и «Победа».
Появлению ракеты Р-1 предшествовали более чем интересные события, связанные с изучением трофеев и наработок уничтоженного врага. Во время Великой Отечественной войны советское командование узнало о появлении у Германии нового оружия – баллистической ракеты A-4 / V-2. Такое вооружение представляло большой интерес для СССР и его союзников, и потому за ним началась настоящая охота. После победы над Германией страны Коалиции получили возможность обыскать военные предприятия и найти необходимые документы, изделия и т.д.
В последние недели войны, в апреле 1945 года войска США смогли захватить немецкий завод Mittelwerke, работавший вблизи г. Нордхаузен. Там производились различные изделия, имевшие особое значение для немецких войск, в том числе баллистические ракеты A-4. Американские специалисты внимательно изучили всю имеющуюся документацию, а также остававшиеся на предприятии узлы и агрегаты различной техники. Значительная часть бумаг, изделий и сотрудников вскоре была отправлена в США. Летом 1945-го Тюрингия вместе с заводом «Миттельверке» перешла в состав Советской зоны оккупации, и на предприятие прибыли новые комиссии.
К сожалению, подавляющее большинство наиболее интересных объектов и документов к этому времени было вывезено. Тем не менее, и оставшиеся находки могли быть полезными для советской промышленности. Руководство страны планировало тщательно изучить немецкие наработки и использовать их в собственных проектах ракетной техники. При этом было очевидно, что бывшие союзники уже исследовали трофеи и, возможно, вскоре применят полученные знания на практике.
В первых месяцах 1946 года были сформированы несколько новых организаций. Так, на территории Германии начали работу институты «Нордхаузен» и «Берлин». В СССР организовали новый НИИ-88. Также было решено перепрофилировать некоторые существующие предприятия. Фактически речь шла о создании совершенно новой отрасли, которой предстояло заниматься перспективными вооружениями стратегического значения. Предполагалось, что отрасль будет использовать как собственный опыт в сфере ракетной техники, так и немецкие наработки.
В мае 1946 года Совет министров СССР постановил начать работы по созданию первой отечественной баллистической ракеты. В рамках этого проекта предлагалось восстановить технический облик немецкой ракеты A-4, а также освоить ее производство и сборку на немецких и советских предприятиях. Головным исполнителем работ по проекту назначили недавно созданный НИИ-88 министерства вооружения. Руководителем работ стал С.П. Королев. Также в программе должны были участвовать другие организации, как сравнительно старые, так и недавно созданные.
Сборка и испытания
Изначально речь шла только о сборке ракет из готовых комплектующих немецкого производства. При этом специалистам НИИ-88 и «Нордхаузена» пришлось восстановить конструкцию некоторых узлов и агрегатов, документация на которые отсутствовала. Сборка ракет первой серии была организована на двух площадках. Завод №3 в Германии собирал ракеты A-4 из доступных комплектующих, дополненных изделиями новых типов. Такие ракеты обозначались литерой «Н». Также предприятие готовило сборочные комплекты, которые отправлялись на опытный завод НИИ-88 в подмосковных Подлипках. Ракеты «советской» сборки обозначались как «Т».
По известным данным, в рамках первой партии было сделано 29 ракет «Н» и 10 изделий «Т». Первые ракеты типа «Н» были вывезены из Германии в Советский Союз весной 1947 года. Вместе с оружием в СССР отправили пусковые установки, аппаратуру управления и т.д. Через несколько месяцев к испытаниям были подготовлены ракеты с литерами «Т». Проведение тестов и испытательных пусков доверили специально сформированной Бригаде особого назначения Резерва Верховного главнокомандования (БОН РВГК).
16 октября 1947 года на полигоне Капустин Яр под Сталинградом состоялись первые огневые испытания одной из новых ракет. Системы отработали штатно, и БОН РВГК получила разрешение на осуществление полноценного пуска. 18 октября ракета с серийным номером 10Т совершила первый полет по штатной траектории. Дальность полета составила 206,7 км. Отклонение от расчетной точки попадания – 30 км влево. Через два дня запустили ракету 04Т, пролетевшую 231,4 км. Впрочем, еще на активном участке она отклонилась от заданной траектории и упала в 180 км от своей цели.
Следующая неделя стала периодом затруднений и аварий. Ракеты 08Т, 11Т и 09Т не желали включать двигатели и стартовать. 25 октября после заправки изделия 09Т на стартовой позиции произошла поломка пусковой установки. Во время слива горючего и окислителя жидкий кислород попал в двигатель. К счастью, все эти аварии обошлись без жертв и разрушений.
Вскоре специалистам удалось наладить работу всех систем, и до конца октября полетели две новые ракеты. 2 ноября состоялся запуск A-4 с научной аппаратурой на борту. Однако уже на следующий день произошла авария. Ракета 30Н после старта начала вращаться вокруг продольной оси, затем загорелась и упала в нескольких километрах от стартовой позиции. Впрочем, это не помешало проведению испытаний. До 13 ноября включительно состоялись еще четыре старта без нештатных ситуаций и аварий. В последнем запуске ракета впервые использовала инерциальное наведение с коррекцией по двум радиолучам.
Почти за месяц первого этапа испытаний состоялось 11 запусков ракет A-4 / V-2, и почти все они завершились успехом либо без серьезных затруднений. В целом, испытания не обошлись без проблем, но основные затруднения возникали до старта, и с ними удавалось справляться. Успех первой серии тестовых запусков позволял продолжать работу и создавать новые версии ракетного вооружения.
14 апреля 1948 года Совмин СССР постановил начать разработку новой версии существующей ракеты A-4. Имеющуюся конструкцию следовало усовершенствовать для повышения основных характеристик. Кроме того, теперь ракета должна была полностью производиться на предприятиях Советского Союза. Готовый ракетный комплекс после проведения всех необходимых испытаний должен был поступить на вооружение Советской армии. Ракета отечественной разработки получила обозначение Р-1, а также имя «Победа». После принятия на вооружение ей присвоили индекс 8А11.
Сотрудники НИИ-88 столкнулись с рядом сложных задач. Точное копирование готовой ракеты A-4 не представлялось возможным по технологическим причинам, а кроме того, не имело смысла. Немецкий проект предусматривал изготовление деталей из стали 86 марок, 56 марок цветных металлов и 87 неметаллических материалов. Советские инженеры и технологи смогли найти замену отсутствующим сплавам. В проекте Р-1 использовались 32 марки-заменителя стали, 21 новый цветной металл и 48 неметаллических материалов. Также переработке и совершенствованию подверглись приборный и хвостовой отсеки ракеты.
Основные особенности конструкции ракеты Р-1 перешли в новый проект из существующего. По-прежнему использовалась одноступенчатая архитектура с встроенными баками топлива и окислителя. На основе немецкого изделия был создан жидкостный двигатель РД-100 / 8Д51 с тягой более 25 тыс. кгс у земли. В качестве горючего использовался 75% этанол, окислитель – жидкий кислород. В баках помещалось 5 т окислителя и 4 т топлива. Турбонасосный агрегат двигателя работал на смеси перекиси водорода и раствора перманганата калия. Запас топлива обеспечивал работу двигателя в течение 65 с.
Ракета должна была использовать инерциальную систему наведения, способную обеспечить попадание в неподвижную цель с заранее известными координатами. Первые ракеты Р-1 оснащались средствами наведения, заимствованными у A-4. Позже эти системы обновили с использованием гироскопов и радиоаппаратуры отечественного производства. В серию пошли изделия с полностью советскими средствами управления.
Р-1 могла нести неотделяемую фугасную боевую часть массой 1075 кг. Масса заряда – 785 кг. Для безопасной эксплуатации боевая часть транспортировалась отдельно от собранной ракеты.
На основе немецких разработок был создан стартовый стол 8У23 с опорным устройством для ракеты и отклоняемой кабель-мачтой. Для транспортировки и установки на стол предлагался специальный транспортер-подъемник на основе двухосного автомобильного прицепа. Также в состав средств ракетного комплекса входили транспортные и вспомогательные машины разного назначения. Подготовка ракеты на технической позиции занимала до 3-4 ч, развертывание комплекса перед стрельбой – до 4 ч.
17 сентября 1948 года состоялся первый запуск ракеты Р-1. Во время старта произошел отказ системы управления, и ракета отклонилась от расчетной траектории. Изделие поднялось на высоту 1,1 км и вскоре упало в 12 км от стартовой площадки. Вскоре были предприняты несколько новых попыток запуска, но во всех случаях имели место неполадки, в том числе приведшие к возгораниям. На этом этапе были выявлены недоработки в конструкции сразу трех ракет.
10 октября состоялся первый удачный запуск опытной Р-1 на дальность 288 км. Ракета отклонилась от заданного направления на 5 км. На следующий день пуску вновь помешали неполадки, но уже 13 октября состоялся новый полет. Далее организовали еще девять запусков, и шесть из них прошли штатно. Остальные пришлось отменить по причине выявления тех или иных неполадок. Испытания Р-1 первой серии завершились 5 ноября. К этому времени удалось выполнить серию из четырех успешных пусков подряд. Максимальная дальность полета ракеты достигла 284 км, минимальное отклонение от цели – 150 м.
В следующем 1949 году были организованы статические и динамические испытания ракет в существующей конфигурации. С учетом их результатов, а также на основе опыта летно-конструкторских испытаний было решено изменить существующий проект для повышения некоторых характеристик.
Обновленный вариант ракеты Р-1 / 8А11 отличался усовершенствованной системой наведения, построенной с применением только отечественных компонентов. Среди прочего, была заменена система коррекции по радиосигналам. Также имели место многочисленные доработки конструкции и оборудования, учитывающие опыт предыдущих летных испытаний.
В том же 1949 году изготовили два десятка опытных ракет обновленной конструкции. Половина из них предназначалась для пристрелочных испытаний, а со вторыми следовало выполнять зачетные пуски. Все необходимые работы заняли несколько месяцев, и государственные испытания удалось завершить только осенью. Из 20 ракет 17 справились с поставленными задачами и подтвердили расчетные характеристики. Ракетный комплекс на основе изделия Р-1 был рекомендован к принятию на вооружение.
25 ноября 1950 года ракетный комплекс Р-1 / 8А11 был принят на вооружение. В начале лета следующего года появилось распоряжение о запуске серийного производства. Изначально ракеты должны были выпускаться в рамках кооперации опытного производства НИИ-88 и завода №586 (г. Днепропетровск). В дальнейшем опытный завод научной организации должен был сосредоточить усилия на другой продукции и выйти из производства Р-1. Серийные ракеты первой партии попали на полигон примерно через год после запуска производства. К этому времени было решено, что Р-1 поступят на вооружение ракетных бригад особого назначения РВГК.
Задачей девяти новых БОН РВГК являлось развертывание ракетных комплексов на позициях и поражение стационарных объектов противника, имеющих оперативное или стратегическое значение. Предполагалось, что бригада сможет осуществлять до 32-36 запусков в сутки. Каждый из трех ее дивизионов мог ежесуточно отправлять к целям до 10-12 ракет. В условиях мирного времени бригады особого назначения регулярно участвовали в учениях и использовали свое вооружение на полигонах.
Серийное производство ракет Р-1 и компонентов ракетного комплекса продолжалось до 1955 года. Вскоре после этого стартовал процесс замены устаревающего оружия новыми образцами. БОН РВГК списывали ракеты Р-1 и получали вместо них более совершенные Р-2. Последние ракеты «Победа», насколько известно, были запущены на полигонах в 1957 году. С момента начала испытаний и до завершения эксплуатации было проведено 79 запусков ракет. Также состоялось почти 300 тестовых запусков двигателей. К началу шестидесятых годов армия лишилась последних ракет Р-1 и освоила новые ракетные комплексы.
Отечественная программа создания перспективных баллистических ракет дальнего действия стартовала с изучения и сборки трофейных зарубежных образцов. В ходе проверок и испытаний было определено, что такое оружие представляет интерес и может быть скопировано. Впрочем, речь не шла о прямом копировании, и до серийного производства в итоге были доведены ракеты новой конструкции, имевшие серьезные преимущества перед базовыми образцами немецкой разработки.
Комплекс с баллистической ракетой Р-1 / 8А11 стал первым образцом своего класса, принятым на вооружение в нашей стране. Впоследствии были созданы новые модификации ракеты с теми или иными отличиями и преимуществами. Затем началась разработка совершенно новых ракет, лишь частично основывающихся на существующей. Впрочем, такое развитие технологий продолжалось в течение ограниченного времени. К началу шестидесятых годов конструкторам пришлось искать совершенно новые идеи и решения.
Ракета Р-1 «Победа» была принята на вооружение Советской армии в 1950 году и оставалась в строю до 1957-58 годов. По современным меркам, это оружие не отличалось высокими характеристиками. «Ракета дальнего действия» пятидесятых годов по своим основным характеристикам соответствовала нынешним оперативно-тактическим системам, однако и в таком виде вносила существенный вклад в обеспечение безопасности страны. Кроме того, она дала старт всем основным направлениям развития отечественного ракетного вооружения «земля-земля», от оперативно-тактических до межконтинентальных систем.