Баллистическая ракета 8А61ФМ Р-11ФМ (СССР)
Р-11ФМ / 8А61ФМ – SS-N-1 SCUD-A
ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-1, ракета Р-11ФМ / 8А61ФМ – SS-N-1 SCUD-A
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработка комплекса с баллистической ракетой стартующей с подводной лодки велась по теме НИР “Волна” ОКБ-1 НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева, ведущий конструктор – И.В.Попков. Вероятно, при работе по теме НИР “Волна” учтены результаты экспериментов группы ВМФ СССР контр-адмирала Н.А.Сулимовского, которая в 1952 г. проводила опыты с пусками моделей ракет из сухих и запоненных водой шахт. Тактико-техническое задание на создание комплекса “подводная лодка-носитель – баллистическая ракета” утверждено усилиями главных конструкторов ОКБ-1 С.П.Королева (ракета) и ЦКБ-16 Н.Н.Исанина (лодка) 14 июля 1953 г. (ист. – Гудилин). Определен круг разработчиков:
– ОКБ-1 (главный конструктор С.П.Королев, ракета и комплекс вцелом)
– ЦКБ-16 (главный конструктор Н.Н.Исанин, лодка-ностель)
– НИИ-885 (главный конструктор Н.А.Пилюгин, приборы управления ракеты)
– ОКБ-2 НИИ-88 (главный конструктор А.М.Исаев, двигатель ракеты)
– ЦКБ-34 (главный конструктор Е.Г.Рудяк, разработка наземного стенда и пусковой установки)
– НИИ-49 (директор – Н.А.Чарин, системы управления)
– МНИИ-1 (директор – Э.И.Эллер, системы управления)
– завод №402 (директор – Е.П.Егоров, ПО “Севмаш”, строительство подводных лодок).
Совещание главных конструкторов для координации работ по теме проведено 5 января 1954 г. (ист. – Гудилин).
Постановление Совмина СССР №136-75 “”О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки” вышло 26 января 1954 г. Разработка опытной ПЛРБ на базе ПЛ пр.611 ZULU начата ЦКБ-16 (позже переименовано в ПМБМ “Малахит”), главный конструктор Н.Н.Исанин назначен тем же Постановлением. Постановлением Совмина СССР №1601-892 ри 25 августа 1955 г. начата НИР “Волна” по созданию комплекса и ракеты. В 1955 г. предполагалось кроме опытной лодки создание в перспективе штатной лодки-носителя с 6 ракетами на борту.
Проект подводной лодки В-611 (“Волна”-611) утвержден в сентябре 1954 г. Недостроенная ПЛ пр.611 ZULU Б-67 была переведена Беломорско-Балтийским каналом из Ленинграда с завода №196 “Судомех” (где была заложена 26.03.1953 г. и спущена на воду 05.09.1953 г.) в Молотовск (ныне Северодвинск), где в 1954 г. на заводе №402 была достроена по пр.В-611 (первая ПЛ пр.611 ZULU построенная на заводе №402). Лодка сдана на испытания 11 сентября 1955 г.
В документации 1950-х годов наименование комплекса Д-1 не употреблялось. Комплекс Д-1 снят с вооружения в 1967 г.
Испытания планировалось начать тремя пусками с неподвижного наземного стенда на полигоне ГЦП-4 Капустин Яр, аналогичного по конструкции штатной пусковой установке. Далее, планировалось выпустить серию из 12 летных ракет, 3 стендовых и 3 резервных ракет для проведения пусков с качающегося стенда СМ-49 там же на полигоне Капустин Яр (разработка – ЦКБ-34). Ракеты планировалось остастить новой системой управления (ист. – Гудилин. , Карпенко. ).
Для проведения летных испытаний пусками с подводной лодки было подготовлено так же 18 ракет. Первый в мире пуск БРПЛ Р-11ФМ произведен с борта ПЛРБ Б-67 16 сентября 1955 г. из надводного положения. Лодка вступила в строй ВМФ 30.06.1956 г. в качестве учебной ракетной подводной лодки. На ПЛРБ установлено 2 ПУ Р-11ФМ. Пуск надводный. В 1958 г. ПЛ Б-67 переоборудована из пр.В-611 по пр.ПВ-611.
Программа испытаний ракет Р-11ФМ:
Ракетные войска стратегического назначения. Справочник. Ракетные комплексы.
Новости
Одноклассники
Реклама
Ракетный комплекс с оперативно-тактическими ракетами Р-11 (8А61) и Р-11М (8К11)
Разработка ракеты Р-11 на высококипящих компонентах: азотной кислоте и керосине была начата в 1953 году в НИИ-88 (ОКБ-1). Главный конструктор – С.П. Королёв .
Р-11 по сравнению с Р-1 имела в 2,5 раза меньшую стартовую массу при той же дальности полёта. Малые габариты при высоких лётно-тактических характеристиках, возможность длительного хранения в заправленном состоянии делали возможным использование ракеты в подвижном варианте на транспортных средствах различного типа.
Жидкостный двигатель С2.253А (главный конструктор – Исаев) с вытеснительной подачей компонентов топлива работал на горючем Т-1 (керосине) и окислителе АК-20И. Компоненты топлива под давлением редуцированного воздуха из специального пневмоблока прорывали мембраны и, поступая в газогенераторы, самовоспламенялись. Возрастающее давление прорывало мембраны газогенераторов, и газы поступали в баки горючего и окислителя, создавая давление, необходимое для вытеснения компонентов в двигатель.
Самоходная ПУ об. 803 для ракет 8А61 и 8К11 была разработана на Лининградском Кировском заводе в 1955-1956 годах под руководством К.Н.Ильина . Пусковая установка установлена на шасси артиллерийской установки ИСУ-152К. Вес ПУ 40 т, максимальная скорость хода 42 км/час. Отличительной особенностью конструкции явилось то, что ракета в походном положении лежала на характерной трубчатой стреле, напоминающей своими контурами остов лодки. Перед пуском ракета приводилась в вертикальное положение и устанавливалась на консольно закрепленный на корме пусковой ствол. ПУ 06.803 получила индекс 8У218 и серийно выпускалась Кировским заводом с 1959 года. 06.803 был снят с производства по Постановлению № 1116 от 10.10.1962 г.
Летные испытания Р-11 были начаты в апреле 1953 года на полигоне Капустин Яр. Первый этап испытаний проводился с 18 апреля по 2 июня 1953 года и предусматривал пуски 10 ракет. Первый успешный пуск ракеты Р-11 состоялся 21 мая 1953 года.
По результатам летных испытаний был проведен ряд доработок конструкции ракеты – установлены заборные устройства в баках, позволявшие обеспечить практически полное их опорожнение. Существенным изменениям подверглась конструкция двигателя, были приняты меры для обеспечения его полной герметизации.
Второй этап испытаний состоялся с 20 апреля по 13 мая 1954 года. Из десяти пусков ракеты Р-11 девять ракет достигли дальности 270 км с вероятным отклонением по дальности 1,19 км и боковому отклонению 0,66 км. С декабря 1954 года по январь 1955 года были проведены пять успешных пристрелочных испытаний.
После 10 зачетных испытаний в январе – феврале 1955 года ракета Р-11 13 июля 1955 года была принята на вооружение. Всего за период испытаний было произведено 35 пусков из кторых 29 были удачными.
В 1958 году переданы в состав Сухопутных войск три инженерные бригады РВГК, имевшие на вооружении ракетные комплексы Р-11 оперативно- тактического назначения.
По Постановлению Правительства от 26 августа 1954 года была разработана ракета Р-11М для Сухопутных Войск, которая в отличие от Р-11 оснащалась ядерным зарядом “РДС-4” мощностью 10 кт. После проведения пяти зачётных пусков в 1958 году Постановлением Правительства от 1 апреля 1958 года ракету Р-11М приняли на вооружение.
Для штатной эксплуатации ракеты Р-11М в ОКБ-1 был создан подвижный комплекс наземного оборудования: пусковой стол перевозился на автомобиле, а в боевое положение устанавливался прямо на грунт. Впоследствии по техническому заданию ОКБ-1 на Ленинградском Кировском заводе для ракеты Р-11М разработали самоходный стартовый агрегат на базе тяжелого танка. Такой стартовый агрегат мог выйти в заданный район с заправленной ракетой, за короткое время подготовить и осуществить ее запуск, затем возвратиться на базу, взять новую ракету и выполнить пуск из другого района. Причём время подготовки ракеты к пуску сокращалось с двух часов до 30 минут.
В августе 1955 года документация на ракеты Р-11, Р-11М и Р11-ФМ, дальнейшая разработка и постановка на серийное производство были переданы в СКБ-385, а 11 марта 1955 года, по рекомендации С. П. Королева, главным конструктором СКБ-385 был назначен ученик Королева Виктор Петрович Макеев.
20 августа 1957 года вышел приказ МО о передаче ракет Р-2 Китаю. В дальнейшем туда передали и Р-11. В 1960-1961 годах в КНР сформировано 20 полков с ракетами Р-2 и Р-11.
Модификации:
Р-11 / 8А61 – SS-1B SCUD-A (1955 г.) – оперативно-тактическая ракета.
Р-11ФМ / 8А61ФМ (1955 г.) – морская модификация ракеты Р-11. Первая советская жидкостная обноступенчатая БРПЛ. Размещалась на подводных лодках проектов 611АВ и 629. Разрабатывалась СКБ-385 В.П.Макеева. Потребовались серьезные изменения в бортовой части системы управления ракеты (прием исходных данных на пуск из навигационной системы ПЛ). Принята на вооружение 20.02.1959 года. Снят с вооружения в 1967 году. Всего с 1958 по 1967 год было произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 было признано успешными.
Р-11М / 8К11 – SS-1B SCUD-A (1958 г.) – оперативно-тактическая ракета, может нести ядерный заряд.
Р-11А / В-11А / Р-11А-МВ (1958 г.) – геофизическая ракета на базе ракеты Р-11 разработана по Постановлению СМ СССР от 11.07.1956 г. Первая серия для летных испытаний – 7 ракет. Первый старт – 4 октября 1958 г. Запуски осуществлялись в заполярных районах СССР с СПУ 2У218 на высоты до 100 км. Всего в период 1958-1961 г.г. произведено 11 пусков ракет Р-11А с целью изучения верхних слоев атмосферы. Модификация Р-11А-МВ предназначалась для отработки парашютной аппаратуры АМС для запуска на Венеру и Марс, произведено 5 пусков в 1962 г.
Развертывание и эксплуатация
Ракетами Р-11 и Р-11М были вооружены вначале инженерные бригады РВГК, состоящие каждая из трех (обычно) дивизионов. Впоследствии, после передачи Р-11 и Р-11М в состав Сухопутных войск, ибр были переформированы в ракетные бригады.
Ракетные комплексы Р-11 и Р-11М в разное время состояли на вооружении :
- 233-я инженерная бригада РВГК;
- 77-я инженерная бригада РВГК;
- 23-й ракетной бригадой;
- 90-я инженерная бригада РВГК;
- 199-я гвардейская ракетная бригада;
- 159-я ракетная бригада;
- 153-я инженерная бригада;
- 164-я инженерная бригада;
- 106-я ракетная бригада
- а также соответствующих формирований Венгрии, Вост.Германии, Польши, Румынии, Чехословакии, Болгарии.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ:
Баллистическая ракета 8А61ФМ Р-11ФМ (СССР)
Р-11ФМ
первая морская баллистическая ракета
В начале 50-х годов ХХ столетия гонка вооружений вступила на новый этап – ракетно-ядерный. То есть, в качестве средства поражения противника стали мыслиться ракеты с ядерными боеголовками. распространилась эта тенденция не только на сухопутные силы, но и на военно-морской флот, причём не столько на надводный, сколько на подводный. При этом американцы первоначально делали ставку на крылатые ракеты морского базирования. Мы же решили сосредоточиться на баллистических.
26 января 1954 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР “О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением” (тема “Волна”). Главным конструктором подводной лодки был назначен Н. Н. Исанин, ответственным за разработку ракеты – С. П. Королев.
По началу Королев не верил в возможность осуществления подводного старта ракеты, на чем настаивали моряки. Слишком новым и не изученным был этот вопрос. С целью наработки экспериментальных данных был выполнен пуск ракеты из шахты специальной конструкции, который закончился неудачей. Моряки, в частности капитан-инженер 2 ранга П. Н. Марута, ознакомившись с результатами эксперимента, заявили, что с научной точки зрения он поставлен некорректно. И хотя моряки продемонстрировали Королеву успешные пуски моделей ракет из шахт, как сухих, так и заполненных водой, Сергей Павлович решил не рисковать.
В ОКБ-1, занятом работами по межконтинентальным ракетам, решили пойти по пути адаптации уже созданных и испытанных ракет к новым условиям. Посоветовавшись с кораблестроителями, королёвцы занялись модернизацией оперативно-тактической ракеты Р-11М, имевшей подходящие размеры для размещения на выбранных в качестве возможных носителей подводных лодках. Такой подход позволял уложиться в заданные сроки, но не мог обеспечить создание нового эффективного оружия, что и подтвердилось в последствии.
Летные испытания ракеты, получившей на флоте обозначение Р-11ФМ, начались в начале 1955 года на полигоне Капустин Яр. Первоначально ракеты запускались с неподвижной пусковой установки, а затем с качающегося стенда, имитировавшего волнение моря в пять-шесть баллов. Стенд представлял из себя вертикальную шахту с комплексом необходимых систем и приборов. Испытания продолжались до августа. Не обошлось без проблем. Ряд пусков закончились неудачно. За это время полностью подтвердилось мнение о безопасности для подводной лодки старта ракеты с жидкостным двигателем. 11 сентября 1955 года на первой ракетной подводной лодке Б-67 был поднят Военно-морской флаг. Первый выход на ракетную стрельбу назначили на пятый день после вступления лодки в строй. В обстановке глубокой секретности, ночью с 14 на 15 сентября, на борт Б-67 была доставлена ракета. На лодку прибыли Исанин и Королев, а также представители промышленности и морского полигона. Уже после того, как лодка легла на боевой курс, на катере прибыл и поднялся на борт адмирал Л.А.Владимирский, временно исполнявший в то время обязанности заместителя главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению.
Чтобы обеспечить точную стрельбу, недалеко от поселка Ненокса были установлены створные знаки, обеспечивавшие выполнения задачи прицеливания. На воде, в точке старта, установили буй. За час до намеченного времени старта началась подготовка ракеты к пуску. 17 часов 32 минуты 16 сентября 1955 года из акватории Белого моря, впервые в мире, с борта подводной лодки, находившейся в надводном положении, успешно стартовала баллистическая ракета. Как вспоминал впоследствии командир лодки Ф.И. Козлов, все страшно волновались. У Сергея Павловича Королева, руководившего подготовкой ракеты к старту, и отдавшему команду на пуск, пот градом катился со лба. В таком же состоянии прибывали и остальные руководители испытаний. Вскоре пришло донесение с боевого поля – ракета, пролетев 250 км, приземлилась, точность стрельбы в заданных пределах. Всего 1955 году с Б-67 было произведено восемь пусков. Позднее, из торпедных лодок в ракетные было перестроено еще пять единиц (проект АВ-611), которые до 1967 года использовались как опытовые и учебные. Ракета Р-11ФМ выполнена одноступенчатой, с несущими топливными баками из стального сплава. При ее проектировании и строительстве были использованы новейшие достижения в области ракетостроения и металлургии. Применение легких и прочных материалов позволило снизить вес ракеты до 5,5 т.
На ракете устанавливался маршевый жидкостный ракетный двигатель, компоненты топлива в камеру сгорания которого подавались не турбонасосным агрегатом, а вытеснительной системой. В качестве компонентов топлива применялись керосин Т-1 и азотная кислота АК-20, воспламенение которых обеспечивалось специальным пусковым горючим. Баки ракеты заправлялись в базе перед выходом на боевое патрулирование. Для этих целей был создан специальный комплекс наземных средств.
Система управления ракеты решала задачи управления дальностью и обеспечивала устойчивость движения ракеты в полете. Она включала в себя автомат стабилизации, автомат управления дальностью, коммутационную аппаратуру и источники питания. Невысокие характеристики инерциальной системы управления ракеты, а также навигационной системы лодки, служившей для определения ее местоположения в момент старта, не позволили достигнуть достаточно хорошей точности стрельбы и КВО составило около 3 км. В качестве органов управления полетом были применены газоструйные рули. Дальность полета не превышала 160 км.
Ракета комплектовалась неотделяемой в полете моноблочной головной частью с ядерным зарядом мощностью 10 кт. При встрече ракеты с целью должно было сработать взрывное устройство и обеспечить подрыв специального заряда головной части.
Стрельба ракетами могла быть осуществлена только при нахождении лодки в надводном положении, при волнении моря до 4. 5 баллов и скоростях хода 8. 12 узлов. Подготовка к старту ракет осуществлялась в подводном положении, на что уходило до двух часов. Пуск первой ракеты мог быть произведен через 5 минут после всплытия подводной лодки. За это время пусковой стол с ракетой поднимался на уровень верхнего среза шахты.
Программа испытаний ракеты Р-11ФМ и ракетного комплекса Д-1 продлилась до конца 1958 года, а в феврале 1959 состоялось решение о принятии на вооружение подводных лодок, оснащенных этим комплексом. Кроме указанных выше, этой ракетой, до принятия на вооружение БРПЛ (баллистическая ракета подводных лодок) Р-13, оснащались ракетные лодки проекта 629.
С принятием комплекса Д-1 с ракетой Р-11ФМ на вооружение Советский Союз стал первой страной, в составе подводных сил которой находились ракетные подводные лодки с баллистическими ракетами.
С 1958 по 1967 год было произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 было признано успешными. Неудачных пусков было 18 (7 – из-за ошибок личного состава, 3 – по причинам отказа систем ракет, причины остальных определить не удалось). Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.
Ваш обозреватель не поддерживает встроенные рамки или он не настроен на их отображение.
Ваш обозреватель не поддерживает встроенные рамки или он не настроен на их отображение.
Ваш обозреватель не поддерживает встроенные рамки или он не настроен на их отображение.
Ваш обозреватель не поддерживает встроенные рамки или он не настроен на их отображение.