Баллистическая ракета 8Ж38 Р-2 (СССР)
Баллистическая ракета дальнего действия Р-2. 8Ж38 [SS-2. Sibling]
Р-2 – одноступенчатая оперативно-тактическая баллистическая ракета (баллистическая ракета дальнего действия). Разработана в НИИ-88 под руководством Сергея Королева. К проекту ракеты с вдвое увеличенной дальностью полета Сергей Королев приступил в 1946 году. Постановление правительства, определившее этапы работы над проектом, вышло 14 апреля 1947 года. Эскизный проект ракеты был защищен 25 апреля 1947 года. Испытания проводились на полигоне Капустин Яр с 21 сентября 1949 года по июль 1951 года. Комплекс принят на вооружение 27 ноября 1951 года.
Маршевый однокамерный ЖРД РД-101 (8Д52) разработан в ОКБ-456 под руководством Валентина Глушко. Компоненты топлива – этиловый спирт и жидкий кислород. Комплекс наземных средств разработан в ГСКБ Спецмаш под руководством Владимира Бармина. Стартовое устройство – стационарный наземный пусковой стол. Способ старта – газодинамический. Транспортные агрегаты ракетного комплекса разработаны Московским КБТМ под руководством Анатолия Гуревича. Установщик разработан в ЦКБ тяжелого машиностроения под руководством Николая Лейкина. Автономная инерциальная система управления разработана в НИИ-885 под руководством Николая Пилюгина и в НИИ-944 под руководством Виктора Кузнецова. Система радиокоррекции разработана под руководством главного конструктора Михаила Борисенко. Органы управления ракеты – воздушные и газоструйные рули. Бак горючего – несущий, бак окислителя – подвесной. Ракета имеет моноблочную неядерную отделяемую в полете головную часть.
Серийное производство ракет Р-2 и двигателей РД-101 развернуто на Государственном союзном заводе № 586 в Днепропетровске в июне 1953 года.
Максимальная дальность стрельбы – 600 км.
Максимальная стартовая масса – 20,4 т.
Масса головной части – 1,5 т.
Масса боевого заряда обычного взрывчатого вещества – 1 008 кг.
Масса топлива – 14,5 т.
Длина ракеты – 17,7 м.
Максимальный диаметр корпуса – 1,65 м.
Тяга маршевого двигателя у земли – 37 тс.
Тяга маршевого двигателя в пустоте – 41 тс.
Удельный импульс тяги маршевого двигателя у земли – 210 кгс·с/кг.
Удельный импульс тяги маршевого двигателя в пустоте – 237 кгс·с/кг.
Ракета Р-2 8Ж38
Индекс ГРАУ – 8Ж38, с 25-го ноября 1951 года.
Оглавление страницы:
- История создания ракет Р-2 8Ж38
- Конструкция баллиститческой ракеты Р-2
- Основные тактико-технические характеристики серийной ракеты Р-2
- Типы отделяемой боевой части серийной ракеты Р-2
- Общие сведения о пусках ракет Р-2 8Ж38
- Пуски ракет Р-2 8Ж38 в 1950 году
- Пуски ракет Р-2 8Ж38 в 1951 году
- Пуски ракет Р-2 8Ж38 в 1952 году
- Пуски ракет Р-2 8Ж38 в 1953 году
- Пуски ракет Р-2 8Ж38 в 1954 году
- Пуски ракет Р-2 8Ж38 в 1955 году
- Пуски ракет Р-2 8Ж38 в 1956 году
- Пуски ракет Р-2 8Ж38 в 1957 году
- Пуски ракет Р-2 8Ж38 в 1958 году
- Пуски ракет Р-2 8Ж38 в 1959 году
1. История создания ракеты Р-2 8Ж38
Ракета Р-2 создана на базе отечественных ракет, баллистической ракеты дальнего действия Р-1 и опытно-экспериментальных ракет Р-1А и Р-2Э коллективом НИИ-88 под руководством Сергея Павловича Королёва. Ведущий конструктор – Михаил Янгель. Начало разработки ракеты – 1946 год.
В процессе предварительного проектирования разработано 5 вариантов проекта. К концу 1947 года подготовлен второй вариант проекта – Р-2Э – с несущим баком горючего и со стабилизаторами.
Подготовка к испытаниям ракет Р-2Э завершена в сентябре 1949 года. Доводочные испытания (вплоть до запуска двигателя до предварительной ступени) проведены в Подлипках в июле 1949 года. Летные испытания ракеты Р-2Э проводились на полигоне Капустин Яр в сентябре-октябре 1949 года. Произведено 5 пусков из которых 2 пуска были аварийными. По результатам испытаний Р-2Э было принято решение о доработке и выпуске двух серий ракет Р-2 (по 15 шт в серии) для продолжения испытаний, доработок системы управления и достижения заданной точности.
Испытания первой серии ракет Р-2 проходили на полигоне Капустин Яр. Произведено 12 пусков, все запуски неудачные (5 пусков закончились авариями на активном участке траектории из-за отказов системы управления и двигательной установки, негерметичности трубопроводов, 7 пусков – разрушение боевой части из-за перегрева на участке спуска).
Ракеты второй партии были переработаны с целью улучшения конструкции и успешно прошли летные испытания (13 пусков, 1 неудачный по причине производственного дефекта).
Третья серия ракет Р-2 предназначалась для войсковых испытаний (16 ракет в т.ч. 2 для обучения армейских стартовых команд). Третья серия испытывалась в Капустином Яру в августе-сентябре 1952 года (14 пусков, в т.ч. 2 неудачных).
Одновременно совершенствовалось и наземное оборудование, приобретая такую органическую связь с ракетой, что все вместе взятое стали называть ракетным комплексом.
Производство ракет велось на Заводе артиллерийских вооружений № 88 (опытное производство НИИ-88, г. Калининград, Московской обл.).
Серийное производство ракет Р-2 на заводе № 586 в г. Днепропетровск началось в июне 1953 года.
В мае-июне 1954 года проведены испытания серийных ракет Р-2 – 10 пусков, в т.ч. 2 пуска неудачны. Так же производились стрельбы на промежуточную дальность (200 и 270 км). В частях вооруженных сил СССР (бригады особого назначения РВГК, позже – инженерные бригады) комплекс появился в 1954 году (233-я инженерная бригада).
2. Конструкция баллиститческой ракеты Р-2
Конструкция ракеты является классической баллистической ракетой со встроенным облегченный баком окислителя с теплоизоляцией и несущим баком горючего, с отделяемой боевой частью (далее – БЧ) и аэродинамическими стабилизаторами. В конструкции широко использовались алюминиевые сплавы, что позволило существенно уменьшить сухую массу ракеты.
На ракетах Р-2 первой серии использовалась дюралюминиевая конструкция отсека двигателя, усиливались трубопроводы и т.п. Начиная со второй серии вернулись к стальной конструкции хвостового отсека т.к. вибрации дюралюминиевой конструкции приводили к авариям. На второй партии ракет Р-2 так же улучшена термоизоляция головной части (далее – ГЧ). ГЧ была снабжена кольцевым стабилизатором-юбкой, которым соединяется с торцевым шпангоутом корпуса. Отделение ГЧ со стабилизатором происходит с помощью пружинного толкателя.
Система управления – инерциальная. Управляющие элементы – аэродинамические рули и газоструйные графитовые рули. Приборный отсек расположен в нижней части корпуса. Приборный отсек выполнен герметичным.
Кроме инерциального управления добавлена система боковой радиокоррекции БРК-1.
Для ракеты использована телеметрическая система Дон с 12 непрерывными и 12 дискретными каналами передачи данных, система измерения скорости ракеты и система измерения дистанции с источниками сигналов для наземных радио-локационных станций
Силовая установка ракеты Р-2 представлена жидкостным ракетным двигателем (далее – ЖРД) РД-101/8Д52 с тягой 36700-37000 кг у земли и 41200-41300 кг в пустоте. Двигатель создан на базе двигателя РД-100 ракеты Р-1.
На ракетах Р-2 первых опытных серий (после испытаний Р-2Э) введена система двухступенчатой остановки ЖРД, что позволяло снизить влияние импульса последствия при выключении двигателя.
Подача топлива в камеру сгорания осуществлялась с помощью турбонасосного агрегата (далее – ТНА), работающего на перекиси водорода.
Топливом для ЖРД служит 92% этиловый спирт, окислителем – жидкий кислород. Вспомогательное топливо ТНА – 80%-ный раствор перекиси водорода, жидкий катализатор не использовался (заменен твердым). Перекись водорода хранилась в торообразном баллоне. Масса двигателя – 930 кг. Удельный импульс – 210-214 с у земли и 242 с в пустоте. Время работы двигателя – 85 секунд.
3. Основные тактико-технические характеристики серийной ракеты Р-2
- Длина . . . . . . . . . 17,5 м
- Диаметр корпуса . . . . 1,65 м
- Размах стабилизаторов . 3,56 м
- Масса стартовая . . . . 20416 кг
- Масса конструкции . . . 4528 кг
- Масса топлива и др.компонентов . 15548 кг
- Масса окислителя . . . 9105 кг
- Масса горючего . . . . 6443 кг
- Масса боевой части . . 1500 кг
- Масса взрывчатого вещества . 1008 кг
- Дальность действия . . 590-600 км
- Круговое вероятное отклонение (КВО) . 1250 м
- Отклонение по дальности макс. . +- 5 км
- Отклонение по курсу макс. . . . +- 4 км
Время подготовки ракеты к старту — 6 часов, а время нахождения ракеты в заправленном состоянии ограничивалось 15-ю минутами, после чего топливо надо было либо сливать, либо запускать ракету.
4. Типы отделяемой боевой части серийной ракеты Р-2
- Фугасная – 1008 кг тротила, взрыватель 8В12, площадь зоны сильных разрушений – 950 кв.м
- Герань – боевая часть с радиоактивной жидкостью, испытывалась в 1953-1956 гг.
- Генератор – боевая часть с радиоактивной жидкостью в снарядном снаряжении (?), испытывалась в 1953-1956 гг.
- РДС-4 – ядерная боевая часть, мощность 10 кТ, на серийных ракетах не применялась. Испытания – 1956 г.
Наверх
5. Общие сведения о пусках ракет Р-2 8Ж38
В скобках указано количество пусков. Красным цветом выделено количество пусков, завершившихся неудачей.
Баллистическая ракета 8Ж38 Р-2 (СССР)
Проектирование ракеты Р-2 советскими и германскими конструкторами было начато в 1946 г. в Нордхаузене. С самого начала было решено реализовать большие резервы мощности жидкостного реактивного двигателя ракеты А-4. Первые варианты ракеты мало отличались от А-4 и имели неотделяемую головную часть. В 1947 г. головную часть сделали отделяемой на конечном участке траектории, благодаря чему появилась возможность освободиться от защитной оболочки баков, сделав их несущими. Для ракеты Р-2 было принято нижнее расположение приборного отсека и его герметичное исполнение, в состав системы управления введена система боковой радиокоррекции. Двигатель РД-100 заменен на более мощный РД-101.
Первый вариант ракеты имел один несущий бак и упрощенную систему управления. Такие ракеты получили индекс Р-2Э. Летные испытания ракеты Р-2Э проводились в сентябре – октябре 1949 г. на Государственном центральном полигоне, из пяти пусков два были аварийными. Летные испытания первой серии ракет Р-2 проходили на том же полигоне в октябре – декабре 1950 г. Было запущено 12 ракет, все запуски оказались неудачными: пять пусков – из-за отказов системы управления и двигательной установки, негерметичности трубопроводов на активном участке траектории, а у семи ракет наблюдались разрушения головных частей из-за перегрева на участке спуска. Летные испытания второй серии ракет Р-2 – совместные испытания Министерства вооружений и ГАУ – проводились со 2 по 27 июля 1951 г. Из 13 ракет Р-2 12 достигли района цели.
Для контрольных испытаний на заводе №88 было изготовлено 16 ракет, причем две из них использовались для обучения личного состава. Контрольные испытания проходили с 8 августа по 18 сентября 1952 г. на Государственном центральном полигоне. Из 14 ракет выполнили свою задачу 12. По результатам этих испытаний ракету Р-2 совместно с комплексом наземного оборудования в 1952 г. приняли на вооружение Советской армии с индексом ГАУ 8Ж38. Наземное оборудование комплекса Р-2 было почти идентично оборудованию комплекса Р-1, лишь добавили оборудование системы боковой радиокоррекции и убрали оборудование для заправки жидкого перманганата. Для транспортировки ракеты Р-2 использовался модифицированный грунтовой лафет 1Н2Э (8У24).
Небольшая партия серийных ракет была изготовлена на заводе №88, а основное производство Р-2 по приказу министра вооружений Д.Ф. Устинова от 30 ноября 1951 г. было начато на заводе № 586. Первая ракета Р-2 была сдана заводом № 586 в июне 1953 г. 20 августа 1953 г. вышел приказ министра оборонной промышленности о передаче двух ракет Р-2, изготовленных, заводом № 586, Китайской Народной Республике. Ракетами Р-1 и Р-2 были оснащены инженерные бригады РВГК – 77-я, 80-я, 72-я (бывшая 22-я), 73-я (бывшая 23-я), 85-я (бывшая 54-я) и 90-я (бывшая 54-я). 77-я и 80-я бригады в 1953 г. были размещены на территории Прикарпатского военного округа (Белокоровичи Житомирской области); 72-я бригада – в городе Медведь (Ленинградский военный округ), а 90-я – в Киевском военном округе.
Первоначально ракета Р-2 имела только фугасную боевую часть с обычным взрывчатым веществом. Таким образом, эффективность ее применения ненамного превышала по своему действию однотонную авиационную бомбу. Поэтому в начале 1950-х годов для Р-2 было спроектировано два варианта боевых частей с боевыми радиоактивными веществами. Боевая часть «Герань» была снаряжена радиоактивной жидкостью. При высотном подрыве эта жидкость распылялась, оседая в виде радиоактивного дождя. Боевая часть «Генератор» отличалась от «Герани» тем, что та же радиоактивная смесь размещалась в головной части ракеты не в общей емкости, а в большом количестве малых сосудов, каждый из которых разрывался над землей самостоятельно, то есть нечто типа кассетного боеприпаса.
В 1953 г. на полигоне Капустин Яр провели два пуска Р-2 с боевыми частями «Герань» и «Генератор». Причем стартовые команды не были поставлены в известность, чем снаряжены боевые части, В ходе подготовки к старту ракеты с «Геранью» из головной части стоящей на стартовом столе ракеты по корпусу потекла струйка мутной жидкости. Вся стартовая команда бросилась бежать. Лишь руководитель старта Воскресенский не спеша поднялся на установку на высоту хвостового отсека, артистично вытянул руку, пальцем размазал стекавшую по корпусу жидкость, а затем облизнул «радиоактивный» палец. Боевая часть оказалась инертной. Пуски «Герани» и «Генератора» прошли удачно, но на вооружение они не поступили. Вскоре атомщики создали и спецзаряд под Р-2, причем под него пришлось делать новую головную часть ракеты. В ноябре 1955 г. были проведены летные испытания Р-2 с увеличенной головной частью. В войска ядерная боевая часть для Р-2 стала поступать с 1956 г.
Тактико-технические характеристики ракеты Р-2
Количество ступеней 1
Длина ракеты полная, мм 17650
Диаметр корпуса максимальный, мм 1652
Размах стабилизаторов, мм 3564
Стартовый вес ракеты, кг 20 300
Вес головной части, кг 1500
Вес незаправленной ракеты, кг 4460
Вес компонентов ракетного топлива, кг 15 840
Тяга двигателя у земли, т 37
Скорость ракеты 2175 м/с
Высота зоны поражения 171 км
КВО, км 8
Тип головной части – моноблочная,неядерная,отделяемая