0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Баллистическая ракета MX (США)

Как защищали и прятали МБР LGM-118 Peacekeeper

Межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования являются ключевой составляющей стратегических ядерных сил, и потому оказываются приоритетной целью для противника. Пусковые установки таких МБР необходимо защищать всеми доступными способам, и в прошлом велись активные работы по созданию средств защиты. Большой интерес представляют американские проекты средств защиты МБР типа LGM-118 Peacekeeper или MX.

Угрозы и ответы на них

Разработка ракеты MX стартовала в начале семидесятых, и ее создатели сразу уделили внимание вопросам защиты МБР во время службы. Все понимали, что противник узнает координаты шахтных пусковых установок и постарается поразить их первым ударом. Успешный удар грозил вывести из строя ключевую составляющую СЯС США. Требовалось обеспечить некую защиту МБР от первого удара и сохранить средства для контратаки.

Из-за повышенной уязвимости штатных ШПУ в определенный момент программа MX оказалась под угрозой. В 1975-76 годах в Конгрессе имели место ожесточенные споры на тему дальнейшей судьбы новой МБР. Законодатели не желали тратить деньги на ракеты, которые могут быть уничтожены первым ударом.

Военные и промышленность, желая сохранить программу, предложили и рассмотрели около полусотни разных вариантов развертывания MX с теми или иными особенностями. Значительная часть этих предложений касалась создания улучшенных стационарных ШПУ разного рода. Предусматривались разные варианты укрепления существующих шахт или строительства обновленных усиленных объектов. Прорабатывалась возможность маскировки ракетных баз под другие объекты, в том числе гражданские.

Альтернативой являлось размещение ракет на подвижных платформах. Предлагались разные варианты сухопутных и плавающих пусковых установок. Предусматривались даже пусковые установки, размещенные на самолетах и аэростатах. Впрочем, наиболее удобными и перспективными выглядели наземные или амфибийные подвижные ракетные комплексы.

На земле и под землей

В 1979 году президент Дж. Картер приказал реализовать план Racetrack, предусматривавший новые принципы развертывания МБР MX. В Неваде и Юте планировалось построить десятки защищенных сооружений с пусковыми установками для ракет. При помощи специального транспорта между ними следовало перевозить МБР нового типа, затрудняя отслеживание процессов развертывания. Защищенные пусковые позиции следовало соединить наземными дорогами и подземными тоннелями. Впрочем, от этой программы вскоре отказались. Она была чрезмерно сложной и дорогой, а кроме того, не гарантировала желаемый результат.

Уже при президенте Р. Рейгане появился новый план. Он предусматривал глубокую модернизацию ШПУ от МБР LGM-25C Titan II под нужды новой MX. В обновленных шахтах следовало развернуть до сотни ракет. Прочие МБР предлагалось размещать на разных платформах и носителях. К примеру, рассматривалась возможность строительства ШПУ на южных склонах гор – они могли быть защищены от боевых блоков советских ракет, летящих через Северный полюс. Однако все эти планы тоже не получили одобрения и не дошли до реализации.

В 1982 году ракета MX получила имя Peacekeeper («Миротворец»), и тогда же появился проект позиционных районов типа Dense Pack («Плотная упаковка»). Проект предлагал строительство сверхзащищенных баз, включающих несколько ШПУ. Расстояние между последними сокращалось до 500-600 м. Наземные части таких сооружений должны были выдерживать давление взрывной волны на уровне 70 МПа (690 атм) – в пять раз больше, чем существующие ШПУ. Тем не менее, от «Упаковки» отказались. При всей стойкости сооружений, такую базу можно было уничтожить скоординированным ударом. Кроме того, одна подорвавшаяся ракета могла вывести из строя весь объект.

На земле и на воде

Никакие из предложенных ШПУ не могли гарантировано защитить МБР от первого удара противника. В связи с этим большое внимание уделили мобильным пусковым установкам, способным перемещаться по большим территориям, буквально уходя от вражеских средств разведки и поражения.

К тому времени в США имели представление о советских разработках в области подвижных грунтовых ракетных комплексов. Доступные данные проанализировали и сделали выводы. В Пентагоне посчитали, что многоосное специальное шасси с подъемным контейнером для ракеты имеет ряд минусов. Длинное шасси с высоким центром тяжести могло иметь ограниченную подвижность. Кроме того, советские образцы не имели никакой серьезной защиты. В связи с этим в США стали прорабатывать собственные версии специальной техники.

Предлагалось создать специальную наземную машину с подъемным устройством для бронированного ТПК. Также рассматривалась возможность строительства ПГРК на базе катера на воздушной подушке по типу проектируемого LCAC. Применение колесного шасси позволяло вести боевое патрулирование в удаленных районах суши, а воздушная подушка обеспечивала перемещение как по суше, так и по водоемам.

Интересный вариант ПГРК для MX / LGM-118 предложили в компании Boeing. Их пусковая установка представляла собой многоосную бронемашину характерной формы. Она имела вытянутую форму и трапециевидное поперечное сечение. Позади кабины и моторного отсека в корпусе имелась выемка для укладки ТПК с ракетой. Подобный образец был защищен от стрелкового оружия и мог выдержать поражающие факторы ядерного взрыва на определенных дистанциях, сохранив работоспособность. Таким образом, в нормальных условиях ПГРК от Boeing мог просто выйти на позицию и осуществить запуск, а при успешной работе разведки и ракетчиков противника – пережить атаку и отправить свою ракету к цели.

Более смелый проект ПГРК прорабатывала компания Bell. Она предложила разместить ракету на самоходной машине с воздушной подушкой, обеспечивающей высокую подвижность на разных поверхностях. Такую машину выполнили в виде усеченной пирамиды длиной более 34 м; в ее наиболее высокой части под броневым люком укладывался ТПК с МБР. Подвижность обеспечивалась набором из турбовальных подъемных и турбореактивных маршевых двигателей. Также предусматривались жидкостные ракетные двигатели для «прыжков» через препятствия.

Живучесть ПГРК от Bell обеспечивалась комбинированной защитой, сопоставимой с 900-1000 мм гомогенной брони. Также планировалось оснастить комплекс собственными ракетными и артиллерийскими средствами ПВО. ПГРК такого типа должны были находиться в защищенных сооружениях в пустынях или тундре и по команде выходить на маршрут. Проект предусматривал отказ от экипажа в пользу развитой автоматики, способной выполнять все задачи.

Финал двух проектов ПГРК очевиден. Предложение фирмы Bell посчитали слишком сложным для практической реализации, а проект компании Boeing мог рассчитывать на развитие. Тем не менее, и он получался не слишком удачным. После проведения части работ его тоже закрыли из-за излишней сложности.

Железнодорожная ракета

В конце 1986 г. началась разработка новой версии подвижного наземного комплекса, которая должна была отличаться меньшей сложностью и дороговизной. Пусковую установку и сопутствующее оборудование предложили поместить на специальном железнодорожном составе. Проект боевого железнодорожного ракетного комплекса получил обозначение Peacekeeper Rail Garrison.

Новый БЖРК должен был включать два локомотива, два вагона-пусковые установки с одной ракетой LGM-118 в каждом, вагон с постом управления и несколько вагонов для личного состава, горючего и различного вспомогательного оборудования. Экипаж комплекса должен был включать 42 человек. Они могли нести непрерывное дежурство в течение месяца. Часть компонентов БЖРК Peacekeeper Rail Garrison пришлось разрабатывать с нуля, тогда как другие взяли готовыми.

Читать еще:  Ракетный комплекс с баллистической ракетой Agni II (Индия)

В октябре 1990 г. опытный комплекс Peacekeeper Rail Garrison передали на испытания. Проверки и тесты на полигонах и железных дорогах общей сети продолжались несколько месяцев и завершились с неплохими результатами. Несмотря на наличие определенных проблем, прототип хорошо показал себя и подтвердил принципиальную возможность эксплуатации БЖРК.

Однако в 1991 году противостояние сверхдержав окончательно завершилось, и целый ряд перспективных вооружений оказался ненужным. В частности, резко сократилась угроза для наземной компоненты СЯС США, что позволило сократить или закрыть часть новых проектов. Проект БЖРК Peacekeeper Rail Garrison стал жертвой этих сокращений. В 1991 году его остановили и с тех пор не возобновляли.

Обратно в шахту

МБР LGM-118 Peacekeeper выполнила первый испытательный полет в июне 1983 г. В конце 1986-го первые серийные ракеты были развернуты на штатных пусковых установках. В течение нескольких следующих лет на эти МБР перевели несколько соединений Стратегического командования ВВС.

К моменту постановки ракет на дежурство промышленность и военные не успели завершить разработку новых средств базирования, что привело к известным результатам. Новые ракеты MX / Peacekeeper размещались в модернизированных шахтных пусковых установках от МБР LGM-25C Titan II и LGM-30 Minuteman. Также строились новые ШПУ, но они повторяли конструкцию существующих. Принципиально новые объекты наподобие предлагавшихся ранее не строились. Какие-либо мобильные ракетные комплексы так же не поступили в серию и не попали в армию.

К началу двухтысячных годов количество развернутых МБР LGM-118 сократилось и не превышало нескольких десятков. В начале 2005 года на дежурстве оставалось всего 10 таких ракет. 19 сентября 2005-го состоялась церемония снятия их с вооружения.

Межконтинентальная баллистическая ракета LGM-118 Peacekeeper состояла на вооружении почти два десятилетия и эксплуатировалась только с шахтными пусковыми установками «традиционного» облика. Все попытки разработать принципиально новые средства базирования – как стационарные, так и мобильные – не увенчались успехом. Впрочем, Пентагон не отказался от подобных идей и инициировал разработку новых мобильных ракетных комплексов.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

О разработке в США боевых железнодорожных ракетных комплексов

О разработке в США боевых железнодорожных ракетных комплексов

Генерал-майор М. Вильданов, профессор Академии военных наук, кандидат военных наук

В период с 1972 по 1991 год военно-политическое руководство США особое внимание уделяло повышению живучести межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Это объяснялось принятием на вооружение стратегических ядерных сил СССР ракет с уникальными тактико-техническими характеристиками и боевыми возможностями, обладающих прежде всего высокой готовностью к пуску и точностью поражения объектов контрсилового потенциала Соединенных Штатов. В связи с этим в стратегических наступательных силах было исследовано около 30 способов базирования МБР MX, «Минитмэн» и «Миджитмэн», в том числе реализующих концепцию оперативного рассредоточения и маневрирования на значительной территории 1 .

Американские специалисты проводили выбор оптимального способа базирования МБР по следующим критериям: оперативность рассредоточения и реагирования на внезапное ракетно-ядерное нападение вероятного противника; обеспечение маневренных возможностей и создание для такого противника неопределенности мест расположения и скрытности ракетных комплексов; значительная автономность функционирования в рассредоточенном боевом порядке; поддержание постоянной готовности к проведению пусков МБР из пунктов постоянной дислокации и заблаговременно выбранных стоянок; способность к восстановлению боеспособности после нанесения вероятным противником ракетно-ядерных ударов и проведение ответных действий; обеспечение надежной охраны и обороны МБР от возможных наземных и воздушных ударов; состав и содержание конструкторско-технологических решений, обеспечивающих исключение технических рисков; организация устойчивого управления ракетно-ядерным оружием (РЯО) в пунктах постоянной дислокации и местах стоянок; состав объектов инфраструктуры позиционного района для развертывания и функционирования ракетных комплексов (РК); обеспечение пунктуального выполнения законодательства штатов, на территории которых могут быть развернуты и осуществлять маневренные действия мобильные РК; возможные сроки и затраты на разработку, развертывание и эксплуатацию мобильных РК; исключение чрезвычайных ситуаций на объектах РЯО; выполнение экологических требований и сохранение окружающей среды; соблюдение договорных обязательств в области контроля стратегических наступательных вооружений. На основе комплексного критерия «эффективность/стоимость» были предложены железнодорожный и грунтовый способы базирования ракет, соответственно MX и «Миджитмэн», с дальнейшим развертыванием научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ 2 . Отмечалось, что опытный вариант боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) проходил полигонные испытания на Западном ракетном полигоне (АвБ Ванденберг, штат Калифорния) до 1991 года. Ходовые испытания проводились также на железнодорожном полигоне США.

БЖРК включал: типовой локомотив, до пяти стартовых (пусковых) вагонов, вагон (командный пункт) со средствами боевого управления и связи, вагон системы электроснабжения РК, два вагона для личного состава и вагоны обеспечения. В качестве базовой была выбрана ракета MX, разработанная для шахтного способа базирования. Она имела высокие тактико-технические характеристики, так как при ее создании использовались оригинальные конструкторско-технологические решения, самые последние достижения в области науки и техники и богатый опыт ракетостроения. Так, максимальная дальность стрельбы составляла 10 тыс. км, масса полезной нагрузки — 3 950 кг. Ракета оснащалась разделяющейся головной частью с десятью боевыми блоками индивидуального наведения с районом их разведения площадью 800х200 км. Точность поражения объектов вероятного противника была около 0,3 км 3 .

Оптимальные массогабаритные характеристики ракеты обеспечили создание пускового вагона БЖРК, адаптированного к сети железных дорог США. Его длина достигла почти 30 м, масса — порядка 180 т. С целью уменьшения нагрузки на рельсы пусковой вагон имел восемь колесных пар. Снижение ударных и вибрационных нагрузок достигалось за счет воздушных и пружинных амортизаторов. В отдельной секции пускового вагона размещалось проверочно-пусковое оборудование. Перевод контейнера с ракетой в положение для пуска производился специальным подъемным механизмом. Вагон боевого управления и связи был рассчитан также на размещение различного оборудования для технического обслуживания БЖРК. Вагоны для личного состава предназначались для обеспечения его жизнедеятельности. Управление локомотивами осуществлялось гражданскими поездными бригадами 4 . Зарубежные специалисты отмечают, что прорабатывался вариант сокращения количества вагонов БЖРК за счет размещения ракеты MX в специальной самоходной транспортно-пусковой установке (ТПУ). В результате концентрации различного оборудования на ТПУ его длина увеличилась до 50 м, а масса — до 450 т, что оказалось неприемлемой нагрузкой для железнодорожного путевого хозяйства.


МБР MX была выбрана американскими специалистами для БЖРК, а так американские военные специалисты представляли себе БЖРК

Для БЖРК с ТПУ рассматривался вариант развертывания специальной железнодорожной сети на территории площадью около 230 тыс. км2 в северо-западных районах США. Однако выбрать территорию, удовлетворяющую заданным оперативно-техническим требованиям, не представлялось возможным из-за наличия участков местности, непригодных для строительства железных дорог. Кроме того, создание необходимой инфраструктуры было связано с колоссальными материальными и финансовыми затратами, а также предполагало значительные сроки для производства работ. В итоге проект данного варианта БЖРК был отклонен.

Большое внимание военно-политическое руководство уделяло разработке способов боевого применения БЖРК. Так, в условиях мирного времени ракетные поезда должны были нести боевое дежурство в пунктах постоянной дислокации, на запасных железнодорожных путях в одном из нескольких тысяч заранее выбранных пунктов стоянок или осуществлять боевое патрулирование. С переводом СНС США с мирного положения на военное предусматривалось их оперативное рассредоточение на значительной территории. Маршруты рассредоточения, места и сроки нахождения БЖРК на стоянках, их последующие маневры должны были определяться по закону случайных чисел.’ Перемещения ракетных поездов планировалось осуществлять в сроки, меньшие, чем требовалось вероятному противнику для вскрытия их местонахождения, идентификации и перенацеливания своих ракет.

Читать еще:  Противотанковый комплекс LAHAT (Израиль)

Пуски МБР MX предполагалось производить с получением соответствующих приказов, которые могли поступить во время движения ракетного поезда или несения боевого дежурства на одной из стоянок. При этом должны были выполняться следующие операции: БЖРК следовал к ближайшему пункту стоянки, пусковые вагоны устанавливались на опоры и горизонтировались, открывались пусковые крыши, после чего контейнер с ракетой переводился в вертикальное положение и осуществлялось ее нацеливание. После предстартовой подготовки предусматривалось осуществлять пуск ракеты.

В случае успешных испытаний военное руководство США планировало принять на вооружение и поставить на боевое дежурство до 25 ракетных поездов с двумя ракетами MX в каждом. В качестве пунктов постоянной дислокации БЖРК рассматривались следующие авиабазы: Уоррен (штат Вайоминг), Барксдейл (Луизиана); Литл-Рок (Арканзас), Гранд-Форкс (Северная Дакота), Дайс (Техас) и Фэрчайлд (Вашингтон). Для рассредоточения БЖРК предполагалось задействовать ПО тыс. км существующей железнодорожной сети США после ее дооборудования и наращивания.

В начале 1991 года американское ВПР неожиданно заявило, что автономные и комплексные испытания основных систем БЖРК успешно завершены, а также создан значительный научно-технический задел, позволяющий оперативно развернуть БЖРК. Одновременно было отмечено много слабых сторон железнодорожного способа базирования ракет MX.

Так, из-за малой плотности железнодорожной сети и низкой интенсивности движения железнодорожных составов общего назначения был сделан вывод о недостаточной скрытности и живучести, а также об уязвимости БЖРК, слабой их защищенности от наземных и воздушных атак вероятного противника и действий диверсионно-разведывательных и террористических групп. Оказались неразрешимыми вопросы согласования маршрутов боевого патрулирования для передвижения ракетных поездов с администрациями штатов и руководством частных железнодорожных компаний. Кроме того, значительные массогабаритные характеристики БЖРК требовали больших затрат на усиление железнодорожных путей и строительство различных объектов инфраструктуры. Выявилось также негативное отношение населения к возможному перемещению РЯО по территории штатов и потенциальной угрозе нанесения ущерба окружающей среде. В интересах усиления режима секретности признано невозможным использование поездных бригад и другого обслуживающего персонала из числа гражданских специалистов.

Другие организационно-штатные структуры в интересах организации боевого дежурства и эксплуатации БЖРК не создавались. В результате программа разработки БЖРК была закрыта, что совпало со сроками подписания Договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1) от 31 июля 1991 года.

Вместе с тем, по оценкам зарубежных специалистов, изготовление опытного образца БЖРК в штатной комплектации и его комплексные испытания не были завершены, а некоторые конструкторские решения оказались несостоятельными. В дальнейшем это подтвердилось по результатам работы российских инспекционных групп на Западном ракетном полигоне и других объектах СНС США. Так, первый испытательный пуск ракеты из железнодорожной ПУ по техническим причинам не состоялся и был заменен бросковым испытанием с использованием грузомакета. В связи с этим не просматривается решение проблемы отвода реактивной струи от пускового модуля при запуске маршевого двигателя ракеты после ее выброса из контейнера. Это могло бы привести к выводу пускового вагона и железнодорожного участка из строя. Известно, что ракета MX не имела двигателей заклонения, поскольку разрабатывалась для шахтного варианта базирования. Определение состава, облика и требований к объектам пунктов постоянного базирования ракетных поездов и железнодорожной инфраструктуры было прекращено на стадии эскизного проектирования. Способы боевого патрулирования с использованием опытного БЖРК на реальной железнодорожной сети не отрабатывались. Не удалось создать высокоточные системы навигационного обеспечения комплекса и прицеливания ракет при подготовке пусков с любых пригодных для этого, в том числе с электрифицированных, участков железных дорог. Можно предполагать, что способы отвода контактного провода перед подъемом контейнера с ракетой в положение для пуска разработаны не были. Не проводились комплексные ресурсные и транспортные испытания БЖРК в различных условиях с выводом на реальные маршруты боевого патрулирования и отработкой учебно-боевых задач. Не решены проблемы создания централизованной системы управления боевым патрулированием БЖРК по железным дорогам, который к тому же имел значительное количество демаскирующих признаков.

В целом американский военно-промышленный комплекс оказался неспособным создать БЖРК 5 . Это однозначно подтверждается положениями Договора СНВ-1 и Меморандума о договоренности об установлении исходных данных в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Так, американская сторона из всего согласованного перечня объектов БЖРК заявила только ракету MX, а фотографий пускового вагона (в порядке взаимного обмена с советской стороной) не представила. На заключительном этапе согласования текста Договора СНВ-1 американцы добились, чтобы основные ограничительные и ликвидационные положения и процедуры в отношении боевых железнодорожных и грунтовых мобильных ракетных комплексов СССР были включены в текст договора и его приложений, что явилось главной причиной ликвидации советских ракетных дивизий БЖРК.

1 См.: К. Монье. Возможные варианты развертывания ракетно-ядерной системы «MX» в США//Дефенс Насьональ. Перевод. М.: Военная академия ГШ ВС РФ. 1982. С. 152-155.
2 См.: Башилов А.И. Стратегические ракетные комплексы иностранных государств. М: Военная академия РВСН. 2001.
3 См.: Волков Е.Б., Норенко А.Ю. Ракетное противостояние. — М.: СИП РИА. 2002. С. 84 и 166.
4 См: О железнодорожном базировании МБР «MX»// Ракетная и космическая техника. М.: Военная академия ГШ ВС РФ. 1987. №34.
5 См.: Волков Е.Б., Норенко А.Ю. Ракетное противостояние. — М.: СИП РИА. 2002. С. 56.

Межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования России и зарубежных стран (рейтинг)

Информационное агентство «Оружие России» продолжает публиковать рейтинги вооружения и военной техники. На этот раз эксперты оценили межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования России и зарубежных стран.

Сравнительная оценка проводилась по следующим параметрам:

  • огневая мощь (количество боевых блоков (ББ), суммарная мощность ББ, максимальная дальность стрельбы, точность – КВО)
  • конструктивное совершенство (стартовая масса ракеты, габаритные характеристики, условная плотность ракеты – отношение стартовой массы ракеты к объему транспортно-пускового контейнера (ТПК))
  • эксплуатация (способ базирования – подвижно-грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) или размещение в шахтной пусковой установке (ШПУ), время межрегламентного периода, возможность продления гарантийного срока)

Сумма баллов по всем параметрам дала общую оценку сравниваемой МБР. При этом учитывалось, что каждая МБР, взятая из статистической выборки, сравниваясь с другими МБР, оценивалась, исходя из технических требований своего времени.

Многообразие МБР наземного базирования так велико, что в выборку включены лишь МБР, которые находятся на вооружение в настоящее время и имеющие дальность более 5 500 км., — а такие есть только у Китая, России и США (Великобритания и Франция отказались от МБР наземного базирования, разместив их только на подлодках).

В рейтинге участвовало 13 МБР России, США и Китая.

Межконтинентальные баллистические ракеты

ДФ-5 (CSS-4)

По количеству набранных баллов первые четыре места заняли:

1. МБР России Р-36М2 «Воевода» (15А18М, код СНВ — РС-20В, по классификации НАТО — SS-18 Satan (рус. «Сатана»))

Основные тактико технические характеристики (ТТХ):

  • Принята на вооружение, г. — 1988
  • Топливо — жидкое
  • Число разгонных ступеней — 2
  • Длина, м — 34.3
  • Максимальный диаметр, м — 3.0
  • Стартовая масса,т — 211.4
  • Старт — миномётный (для ШПУ)
  • Забрасываемая масса, кг — 8 800
  • Дальность полёта, км -11 000 — 16 000
  • Число ББ, мощность, кт -10Х550-800
  • КВО, м — 400 – 500
Читать еще:  Буксируемая гаубица FH-70 (Европа)

Сумма баллов по всем параметрам — 28.5

Наиболее мощной МБР наземного базирования является ракета 15А18М комплекса Р-36М2 «Воевода» (обозначение РВСН РС-20В, обозначение НАТО SS-18mod4 «Satan». Комплекс Р-36М2 не имеет себе равных по технологическому уровню и боевым возможностям.

15А18М способна нести платформы с несколькими десятками (от 20 до 36) ядерных РГЧ индивидуального наведения, а также маневрирующие головные части. Она оснащена КСП ПРО, позволяющем прорвать эшелонированную ПРО с применением оружия, основанного на новых физических принципах. Р-36М2 несут дежурство в сверхзащищённых шахтных пусковых установках, обладающих стойкостью к воздействию ударной волны на уровне около 50 МПа (500 кг/кв. см).

В конструкцию Р-36М2 заложена способность стартовать непосредственно в период массированного ядерного воздействия противника по позиционному району и блокировки позиционного района высотными ядерными взрывами. Ракета имеет наивысшую из МБР стойкость к поражающим факторам ЯВ.

Ракета покрыта темным теплозащитным покрытием, облегчающим прохождение облака ядерного взрыва. Она оснащена системой датчиков датчиков измеряющих нейтронное и гамма- излучение, региструющих опасный уровень и на время прохождения ракетой облака ядерного взрыва выключающих систему управления, которая остаётся застабилизированной до момента выхода ракеты из опасной зоны, после чего система управления включается и корректирует траекторию.

Ударом 8-10 ракет 15А18М (в полной комплектации) обеспечивалось уничтожение 80 % промышленного потенциала США и большей части населения.

2. МБР США LGM-118A «Peacekeeper» — MX

Основные тактико технические характеристики (ТТХ):

  • Принята на вооружение, г. — 1986
  • Топливо — твёрдое
  • Число разгонных ступеней — 3
  • Длина, м — 21.61
  • Максимальный диаметр, м — 2.34
  • Стартовая масса,т — 88.443
  • Старт — миномётный (для ШПУ)
  • Забрасываемая масса, кг — 3 800
  • Дальность полёта, км — 9 600
  • Число ББ, мощность, кт — 10Х300
  • КВО, м — 90 — 120

Сумма баллов по всем параметрам — 19.5

Наиболее мощная и совершенная американская МБР — трёхступенчатая твёрдотопливная ракета MX — была оснащена десятью с мощностью по 300 кт. Она обладала повышенной стойкостью к воздействию ПФЯВ и имела возможности по преодолению существующей ПРО, ограниченной международным договором.

МХ имела наибольшие возможности среди МБР по точности и способности поразить сильнозащищённую цель. В то же время сами МХ базировались только в усовершенствованных ШПУ МБР «Минитмен», уступавших по защищённости российским ШПУ . По оценкам американских специалистов, МХ в 6 — 8 раз превосходила по боевым возможностям «Минитмен-3».

Всего было развёрнуто 50 ракет MX, которые несли боевое дежурство в состоянии 30-секундной готовности к запуску. Сняты с вооружения в 2005 г., ракеты и всё оборудование позиционного района находятся на консервации. Рассматриваются варианты использования MX для нанесения высокоточных неядерных ударов.

3. МБР России PC-24 «Ярс» — российская твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета мобильного базирования с разделяющейся головной частью

Основные тактико технические характеристики (ТТХ):

  • Принята на вооружение, г. — 2009
  • Топливо — твёрдое
  • Число разгонных ступеней — 3
  • Длина, м — 22.0
  • Максимальный диаметр, м — 1.58
  • Стартовая масса,т — 47,1
  • Старт — миномётный
  • Забрасываемая масса, кг — 1 200
  • Дальность полёта, км — 11 000
  • Число ББ, мощность, кт — 4Х300
  • КВО, м – 150

Сумма баллов по всем параметрам-17.7

Конструктивно РC-24 похожа на «Тополь-М», и имеет три ступени. Отличается от РС-12М2 «Тополь-М»:

  • новой платформой разведения блоков с боеголовками
  • переоснащением некоторой части системы управления ракеты
  • увеличенной полезной нагрузкой

На вооружение ракета поступает в заводском транспортно-пусковом контейнере (ТПК), в котором и проводит всю свою службу. Корпус ракетного изделия покрыт спецсоставами для уменьшения воздействий ядерного взрыва. Вероятно, дополнительно нанесен состав по технологии «стелс».

Система наведения и управления (СНУ)– автономная управляющая система инерциального исполнения с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ), вероятно используется астрокоррекция. Предположительный разработчик управляющей системы Московский НПЦ приборостроения и автоматики.

Использование активного участка траектории сократили. Для улучшения скоростных характеристик в конце отработки третей ступени, возможно, используют разворот с направлением нулевого приращения расстояния до полной отработки запаса топлива последней ступени.

Отсек приборного оборудования полностью герметичен. Ракета способна преодолеть на старте облако ядерного взрыва и совершить программный маневр. Для проведения испытаний ракету, скорее всего, оборудуют телеметрической системой – приемоиндикатор Т-737 «Триада».

Для противодействия средствам ПРО, ракета оборудуется комплексом противодействия. С ноября 2005 г. по декабрь 2010 г. были произведены испытания комплексов противодействия ПРО с использованием ракет «Тополь» и К65М-Р.

4. МБР России УР-100Н УТТХ (индекс ГРАУ — 15А35, код СНВ — РС-18Б, по классификации НАТО — SS-19 Stiletto(англ. «Стилет»))

Основные тактико технические характеристики (ТТХ):

  • Принята на вооружение, г. — 1979
  • Топливо — жидкое
  • Число разгонных ступеней — 2
  • Длина, м — 24.3
  • Максимальный диаметр, м — 2.5
  • Стартовая масса,т — 105.6
  • Старт — газодинамический
  • Забрасываемая масса, кг — 4 350
  • Дальность полёта, км — 10 000
  • Число ББ, мощность, кт — 6Х550
  • КВО, м — 380

Сумма баллов по всем параметрам-16.6

МБР 15А35 — двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета, выполненная по схеме «тандем» с последовательным разделением ступеней. Ракета отличается очень плотной компоновкой и практически отсутствием «сухих» отсеков. По официальным данным, на июль 2009 г. РВСН РФ имели 70 развернутых МБР 15А35.

Последняя дивизия ранее находилась в процессе ликвидации, однако решением Президента РФ Д.А. Медведева в ноябре 2008 г. процесс ликвидации прекращен. Дивизия по-прежнему будет нести дежурство с МБР 15А35 до перевооружения на «новые ракетные комплексы» (по всей видимости — или «Тополь-М» или РС-24).

По-видимому, в ближайшем будущем количество ракет 15А35, стоящих на боевом дежурстве, будет сокращаться и далее вплоть до стабилизации на уровне порядка 20-30 единиц с учетом закупленных ракет. Ракетный комплекс УР-100Н УТТХ является исключительно надежным — проведено 165 испытательных и учебно-боевых пусков, из них только три были неудачными.

Американский журнал «Ассоциации ракетчиков ВВС» назвал ракету УР-100Н УТТХ «одной из наиболее выдающихся технических разработок «Холодной Войны». Первый комплекс, еще с ракетами УР-100Н, был поставлен на боевое дежурство в 1975 году с гарантийным сроком эксплуатации 10 лет. При его создании были реализованы все лучшие конструкторские решения, отработанные на предыдущих поколениях «соток».

Достигнутые затем при эксплуатации улучшенного комплекса с МБР УР-100Н УТТХ высокие показатели надежности ракеты и комплекса в целом позволили военно-политическому руководству страны поставить перед МО РФ, Генеральным штабом, командованием РВСН и головным разработчиком в лице НПО Машиностроения задачу постепенного продления сроков эксплуатации комплекса с 10 до 15, затем до 20, 25 и, наконец, до 30 лет и далее.

При проведении рейтинга использовались открытые данные интернет-источников.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector