1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Баллистическая ракета Pershing-2 (США)

Баллистическая ракета Pershing-2 (США)

Баллистическая ракета Pershing-2 предназначена для поражения защищенных и незащищенных целей, таких, как командные пункты, военные базы, наземные и подземные склады вооружения, топлива и других предметов снабжения, железнодорожные узлы и перекрестки важнейших магистралей. Ракетами «Pershing-2» планируют заменить состоящие на вооружении ракеты «Pershing-1». Ракета «Pershing-2» является принципиально новой системой, а не модернизированным вариантом ракеты «Pershing-1». Корпуса твердотопливных двигателей первой и второй ступени ракеты «Pershing-2» выполнены из композиционного материала «кевлар», что позволило снизить их массу. Топливо для двигателей обеих ступеней создано на основе полибутадиена с гидроксильной конечной группой. В настоящее время существуют сорта топлива, имеющие гораздо лучшие энергетические характеристики, например, топливо, используемое в двигателях ракет подводного базирования «Трайдент». Однако применяемое в двигателях ракет «Першинг» топливо менее взрывоопасно, что важно при транспортировке ракет на большие расстояния.

Управление полетом ракеты при работе первой ступени осуществляется по курсу и тангажу с помощью отклоняемого сопла двигателя, по крену — двух поворотных аэродинамических плоскостей. Две другие (неподвижные) плоскости крестообразного оперения в нижней части ракеты служат для стабилизации ее положения в полете. Длина первой ступени 3,4 м, масса 3450 кг, масса топлива 3217 кг. Управление полетом ракеты по курсу и тангажу при работе второй ступени обеспечивается отклоняемым соплом двигателя. Органом управления по крену являются аэродинамические плоскости на головной части ракеты. Длина второй ступени 2,4 м, масса 2388 кг, масса топлива 2181 кг.

Головная часть (ГЧ) ракеты, имеющая длину 4,2 м и массу 1362 кг, состоит из трех отсеков: носового, среднего и хвостового. В носовом отсеке установлен радиолокатор системы наведения на конечном участке полета (система RADAG), закрытый обтекателем. Обтекатель выполнен из радиопрозрачного абляционного материала, способного выдерживать тепловые нагрузки при входе ГЧ в атмосферу. Первоначально планировалось покрыть обтекатель ГЧ специальным кожухом, что обеспечило бы дополнительное поглощение тепла. Однако позднее, чтобы снизить тепловой режим ГЧ, было принято решение гасить скорость ГЧ за счет аэродинамического торможения при входе ее в верхние слои атмосферы.

В среднем отсеке ГЧ размещается ядерная боеголовка. При разработке ракеты «Pershing-2» исследовались два варианта ядерных боеголовок: с обычной ядерной боеголовкой изменяемой мощности (максимальный тротиловый эквивалент — до 50 кт) и с проникающей боеголовкой удлиненной формы из высокопрочной стали. До взрыва боеголовка массой около 1800 кг, несущая заряд мощностью не более 1 кт, заглубляется в грунт на 30—45 м. При взрыве ее образуется воронка, характеризующаяся большими размерами и высоким уровнем радиоактивного заражения.

Поскольку ракета «Pershing-2» имеет сравнительно высокую точность попадания, на ней планируют устанавливать и боеголовки с обычным взрывчатым веществом. Заряд может быть сосредоточен в одной боеголовке проникающего действия. При этом его масса составит 460 кг. Рассмотрен также вариант оснащения ракеты «Pershing-2» 76 проникающими боеголовками массой по 8,15 кг каждая (масса заряда 1,59 кг). Такие боеголовки способны пробивать бетонные покрытия толщиной до 60 см. Они могут быть использованы, в частности, для разрушения взлетно-посадочных полос аэродромов.

В хвостовом отсеке ГЧ размещены инерциальная система управления, бортовая ЦВМ и электронное оборудование системы. На этом отсеке установлены аэродинамические плоскости управления и система реактивных сопел для управления ГЧ по курсу и тангажу, газогенератор, источник питания, турбонасос, средства воздушного охлаждения электронной аппаратуры, система отделения ГЧ и другое оборудование.

«Искандер-М» против «Першинга-2»

Современный “Искандер-М” и восставший из праха мобильный ракетный комплекс MGM-31C Pershing II. На первый взгляд, у них нет ничего общего: новейший ОТРК с конвенционной БЧ и стратегическая ракета средней дальности, созданная в эпоху холодной войны.

Но это лишь на первый взгляд.

Обе “игрушки” доставили кучу проблем, ужаснув противников по обеим “сторонам баррикад”. Обе создавались в тяжелые времена с надеждой изменить традиционный взгляд на ведение БД. Обе обладают мрачной репутацией — с развертыванием “Искандеров” и “Першингов” связан целый шквал международных скандалов.

Несмотря на разницу в возрасте и назначении, обе ракеты весьма близки по габаритам (длина/макс. диаметр корпуса: “Искандер-М” — 7,2/0,92 м, “Першинг-2” — 10,6/1,0 м), а двукратная разница в их стартовой массе (3,8 против 7,4 тонн) не имеет особого значения с точки зрения их базирования. Оба комплекса обладают должной степенью мобильности на местности (“Искандер-М” — самоходная ПУ с колесной формулой 8х8, “Першинг-2” — полуприцеп, седельный тягач). И в равной степени транспортабельны железнодорожным, морским и авиационным транспортом.

Читать еще:  Комплекс выстреливаемых помех КТ-308 (СССР)

Несмотря на троекратную разницу в дальности полета (1770 против 500 км), радиус поражения обеих баллистических ракет достаточно велик в масштабах компактной Европы.

При разработке обеих комплексов во главу угла ставилась точность.

В силу своего конвенционного снаряжения “Искандер-М” обладает возможностью прямого попадания в цель (отклонение в 5. 7 метров компенсируются мощью боевой части).

“Першинг-2” был предназначен для хирургически точного “обезглавливающего” удара по важнейшим объектам военной инфраструктуры СССР: штабам, бункерам, защищенным командным пунктам, узлам связи и т.д. Отсюда — яростное стремление к радикальному уменьшению КВО.

В результате оба ракетных комплекса были оснащены маневрирующей головной частью, и в силу своих исключительно высоких ТТХ, были признаны шедеврами в области ракетостроения.

И вот два непримиримых супергероя внезапно получили шанс на встречу в бою:

— Заместитель госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности Роуз Готтемеллер, 10 декабря 2014 г.

— Из интервью бывшего начальника международно-договорного управления Минобороны РФ генерала-лейтенанта запаса Евгения Бужинского.

Великий воин Искандер Двурогий

Он долетит от Калининграда до Варшавы за 2 мин 22 сек. За это время морпех НАТО даже не успеет почистить зубы.

Большая часть траектории полета “Искандер-М” пролегает в зыбких слоях атмосферы на высотах от 20 до 50 км (апогей). В наиболее малоизученных областях атмосферного пространства, недоступных большинству из современных средств ПВО.

Скорость боеголовки в момент отключения маршевого двигателя превышает шесть скоростей звука.

Боевой блок изготовлен с учетом технологии “стелс”. Гладкий, обтекаемый боеприпас с малыми габаритами, без аэродинамических поверхностей большой площади. По данным западных источников, с внешней стороны боеголовка дополнительно покрыта радиопоглощающей ферромагнитной краской. Всё это создает дополнительные трудности для её обнаружения и перехвата средствами ПВО/ПРО противника.

Семь типов боевых частей для решения широкого круга задач: кассетные, осколочно-фугасные, проникающие — массой от 480 до 700 кг.

Маневрирующий боевой блок с коррекцией на всех участках полета. Система газовых рулей в разреженных слоях атмосферы и отклоняемые рули на финальном участке траектории. Применяется интенсивное маневрирование с перегрузками 20-30g на терминальной стадии полета. Имеется возможность отвесного пикирования на цель под углом, близким к 90° на скорости 700-800 м/с. КВО боеголовки “Искандер-М” достигает 5. 7 метров.

Смешанная система наведения по данным инерциальной навигационной системы (ИНС) на начальном и среднем участке полета и оптических датчиков (по типу DSMAC) на терминальной стадии. Рассматривается вопрос об оснащении боевых блоков системой наведения на основе GPS/ГЛОНАСС.

Имеется проект по оснащению боевых блоков собственной системой РЭБ для постановки активных помех радиолокационным средствам системы ПВО противника.

Его летные характеристики находятся на грани возможностей западных систем ПВО/ПРО. Высокая точность, вкупе с мощной БЧ ракеты (в 1,5-2 раза тяжелее БЧ “Томагавка”) позволяют “Искандер-М” менять “условия игры”, изменяя обстановку на театре военных действий. Командные пункты и базы противника, ангары, топливохранилища, скопления бронетанковой и авиационной техники, позиции ЗРК, артбатареи, мосты и электростанции: все это подвергнется неминуемому тотальному разрушению в первые минуты войны.

“Семь минут полета до Москвы. ”

. Коснувшись звезд на высоте 300 км, боеголовка стремительно возвращалась в атмосферу. В глубине корпуса, надежно защищенный от жара, холода и перегрузок, методично отсчитывал секунды бортовой компьютер …428, 429, 430 — пройдена линия Кармана. Пора! Руководствуясь данными акселерометра и гироскопов, боевая часть «Першинга-2» разворачивалась в пространстве перпендикулярно траектории падения. Тормози! Тормози! Потоки плазмы клочьями срываются со скользкой поверхности корпуса и уносятся прочь в фиолетовую мглу стратосферы. Поначалу слабая и разряженная, атмосфера уже уверенно свистит за бортом, раскачивая в своих потоках “челн”, рискнувший бросить вызов воздушному океану.

На высоте 15 км «Першинг-2» гасил скорость до 2-3 скоростей звука, ИНС в очередной раз ориентировала боеголовку должным образом — и начиналось увлекательное действо. Под абляционным пластиковым обтекателем оживал радиолокатор системы RADAG. Боеголовка получала кольцевое изображение подстилающего рельефа за счет сканирования вокруг вертикальной оси с угловой скоростью 2 об/сек. В памяти бортового компьютера хранились четыре эталонных изображения района цели для разных высот, записанные в виде матрицы, каждая ячейка которой соответствовала яркости данного участка местности в выбранном диапазоне радиоволн. Сравнивая полученные данные с заложенными в память радиолокационными картами, боеголовка определяла свое текущее положение и погрешность ИНС. Коррекция боевого блока на заатмосферных высотах производилась с помощью реактивных двигателей на сжатом воздухе; в атмосфере — аэродинамическими поверхностями с гидравлическим приводом.

Выполнив свою задачу, система RADAG отключалась на высоте около 1 км. Получив последний корректирующий импульс, боеголовка пикировала по баллистической траектории, проводя точечное уничтожение намеченной цели.

Читать еще:  Многоцелевой ракетный комплекс «Корнет-ЭМ» (Россия)

Маленький смертоносный шедевр фирмы “Мартин Мариетта” привел в смятение весь советский генералитет и партийную верхушку СССР. В случае начала войны, БРСД “Першинг-2” за несколько минут “выбивали” все важнейшие объекты военной и гражданской инфраструктуры на территории европейской части СССР. Не было никакой возможности защититься от страшной угрозы. Ядерный паритет был нарушен.

К декабрю 1985 года на территории ФРГ было развернуто 108 пусковых установок MGM-31C Pershing II. Эффект от этого был сравним с нынешним размещением ОТРК “Искандер-М” в Калининградской области. Разгорелся международный скандал, еще более охладивший отношения между СССР и США.

Последующие несколько лет страны искали выход из сложившейся ситуации. Ни одна из сторон не желала идти на компромисс. Не в силах соревноваться по точности своих ракет с “Першингом-2”, Советский Союз, в отместку, продолжал развертывание ракет средней дальности РСМ-10 “Пионер” (круговое отклонение от цели ±550 метров против 30 м у “Першинга-2”) с намерением разметать группировку натовских войск сплошным термоядерным огнем. Каждый “Пионер” нес по три РГЧ ИН мощностью 150 кт против моноблочной БЧ “Першинг-2” малой мощности (от 5 до 80 кт).

SS-20 Saber (РСД-10 “Пионер”) в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне. Справа от него — малыш “Першинг-2”

Все закончилось в 1987 году подписанием договора о ликвидации ракет малой и средней дальности (РСМД). К лету 1989 года все ракеты “Першинг-2” были сняты с боевого дежурства в Европе. Утилизация заняла еще несколько лет, путем прожига на стенде твердотопливных двигателей обеих ступеней. Таким образом, последний “Першинг-2” был сожжен в 1991 году.

Особый интерес в этой истории вызывают технические моменты американской ракеты. Такие, как система наведения боеголовок: примитивная ретро-электроника позволила реализовать невероятно малое (даже по сегодняшним меркам) значение КВО. Или радиопрозрачный пластиковый обтекатель антенны радара, выдерживавший нагрев в сотни градусов при вхождении боеголовки в плотные слови атмосферы на восьми скоростях звука.

“Першинг-2” канул в лету, заняв своё заслуженное место в рейтинге самых страшных изобретений в истории. И было крайне неприятно услышать о возможности его реинкарнации с использованием современных технологий.

Баллистическая ракета Pershing-2 (США)

Баллистическая ракета Pershing-2 предназначена для поражения защищенных и незащищенных целей, таких, как командные пункты, военные базы, наземные и подземные склады вооружения, топлива и других предметов снабжения, железнодорожные узлы и перекрестки важнейших магистралей. Ракетами «Pershing-2» планируют заменить состоящие на вооружении ракеты «Pershing-1». Ракета «Pershing-2» является принципиально новой системой, а не модернизированным вариантом ракеты «Pershing-1». Корпуса твердотопливных двигателей первой и второй ступени ракеты «Pershing-2» выполнены из композиционного материала «кевлар», что позволило снизить их массу. Топливо для двигателей обеих ступеней создано на основе полибутадиена с гидроксильной конечной группой. В настоящее время существуют сорта топлива, имеющие гораздо лучшие энергетические характеристики, например, топливо, используемое в двигателях ракет подводного базирования «Трайдент». Однако применяемое в двигателях ракет «Першинг» топливо менее взрывоопасно, что важно при транспортировке ракет на большие расстояния.

Управление полетом ракеты при работе первой ступени осуществляется по курсу и тангажу с помощью отклоняемого сопла двигателя, по крену — двух поворотных аэродинамических плоскостей. Две другие (неподвижные) плоскости крестообразного оперения в нижней части ракеты служат для стабилизации ее положения в полете. Длина первой ступени 3,4 м, масса 3450 кг, масса топлива 3217 кг. Управление полетом ракеты по курсу и тангажу при работе второй ступени обеспечивается отклоняемым соплом двигателя. Органом управления по крену являются аэродинамические плоскости на головной части ракеты. Длина второй ступени 2,4 м, масса 2388 кг, масса топлива 2181 кг.

Головная часть (ГЧ) ракеты, имеющая длину 4,2 м и массу 1362 кг, состоит из трех отсеков: носового, среднего и хвостового. В носовом отсеке установлен радиолокатор системы наведения на конечном участке полета (система RADAG), закрытый обтекателем. Обтекатель выполнен из радиопрозрачного абляционного материала, способного выдерживать тепловые нагрузки при входе ГЧ в атмосферу. Первоначально планировалось покрыть обтекатель ГЧ специальным кожухом, что обеспечило бы дополнительное поглощение тепла. Однако позднее, чтобы снизить тепловой режим ГЧ, было принято решение гасить скорость ГЧ за счет аэродинамического торможения при входе ее в верхние слои атмосферы.

В среднем отсеке ГЧ размещается ядерная боеголовка. При разработке ракеты «Pershing-2» исследовались два варианта ядерных боеголовок: с обычной ядерной боеголовкой изменяемой мощности (максимальный тротиловый эквивалент — до 50 кт) и с проникающей боеголовкой удлиненной формы из высокопрочной стали. До взрыва боеголовка массой около 1800 кг, несущая заряд мощностью не более 1 кт, заглубляется в грунт на 30—45 м. При взрыве ее образуется воронка, характеризующаяся большими размерами и высоким уровнем радиоактивного заражения.

Читать еще:  Самоходная гаубица G-5 (ЮАР)

Поскольку ракета «Pershing-2» имеет сравнительно высокую точность попадания, на ней планируют устанавливать и боеголовки с обычным взрывчатым веществом. Заряд может быть сосредоточен в одной боеголовке проникающего действия. При этом его масса составит 460 кг. Рассмотрен также вариант оснащения ракеты «Pershing-2» 76 проникающими боеголовками массой по 8,15 кг каждая (масса заряда 1,59 кг). Такие боеголовки способны пробивать бетонные покрытия толщиной до 60 см. Они могут быть использованы, в частности, для разрушения взлетно-посадочных полос аэродромов.

В хвостовом отсеке ГЧ размещены инерциальная система управления, бортовая ЦВМ и электронное оборудование системы. На этом отсеке установлены аэродинамические плоскости управления и система реактивных сопел для управления ГЧ по курсу и тангажу, газогенератор, источник питания, турбонасос, средства воздушного охлаждения электронной аппаратуры, система отделения ГЧ и другое оборудование.
Конструкция ракеты «Pershing-2» позволяет при необходимости увеличить дальность ее действия без использования более эффективного топлива и введения дополнительной ступени. Для этого ракету снабжают стандартной ядерной боеголовкой большой мощности и заменяют радиолокационную систему наведения на конечном участке астроинерциальной системой. Считают, что в этом случае большая точность попадания не нужна.

Топливо двигателей первой и второй ступеней воспламеняется от запалов, размещенных в их хвостовых частях. По окончании работы двигателя каждой ступени корпус ее отделяется. После отделения второй ступени ГЧ ракеты управляется по тангажу в направлении цели.

На конечном участке полета включается радиолокатор системы RADAG. Стабилизированная антенна радиолокатора начинает вращаться со скоростью 2 об/с, просматривая на трассе полета участок местности кольцевой формы. Площадь такого участка при сканировании с высоты около 4,5 км составляет 34—36 км2.

Сигналы, отраженные от просмотренного участка местности, преобразуются в цифровую форму и в бортовой ЦВМ сравниваются с заложенной в памяти информацией о местности в районе цели, заранее подготовленной по карте или же по данным фоторазведки. В результате сравнения вырабатываются команды коррекции для инерциальной системы управления. Радиолокационная система наведения работает на нисходящем участке траектории до высоты около 1 км, после чего ГЧ совершает полет по баллистической траектории.

Используя описанный способ наведения, можно значительно увеличить боевую эффективность ракет «Pershing-2». Объясняется это тем, что радиолокатор принимает сигнал, отраженный не от цели, а от участка местности в районе цели. Постановка помех на таком большом по площади просматриваемом участке затруднена, так как площадь вновь появившихся на местности элементов искусственного происхождения крайне мала по сравнению с площадью всего участка.

Закладка данных о местности в память ЦВМ в цифровой форме позволяет оперативно перенацеливать ракету. Для этого достаточно в ЦВМ заменить данные об одной цели на данные о другой. Сообщают, что в будущем ракеты «Pershing-2» смогут поражать и внезапно обнаруженные цели, данные о которых не были введены в память ЦВМ. Для поражения таких целей необходимо, чтобы расстояние между обнаруженной целью и целью, на которую имеются данные в бортовой ЦВМ, не превышало 160 км.

Запуск ракеты «Pershing-2» осуществляется с самоходной транспортно-пусковой установки (ТПУ), которая представляет собой модернизированную ТПУ ракеты «Pershing-1». Так как масса ракеты «Pershing-2» значительно больше массы «Pershing-1», то была модернизирована ходовая часть ТПУ. Кроме того, увеличена мощность гидравлической системы и домкратов, а также введен дополнительный генератор постоянного тока для электропитания систем ТПУ и ракеты. Система электропитания включает генератор переменного тока мощностью 30 кВт и частотой напряжения 50/60 Гц, установленный на площадке тягача за кабиной водителя.

Наземное оборудование стартовой позиции ракет «Pershing-2» пополнилось новым взводным пунктом управления, размещенным в стандартном фургоне S-280, который принят на снабжение армии США. В этом фургоне устанавливается электронное оборудование, предназначенное для проведения предстартовой подготовки и пуска ракеты, а также связное оборудование, обеспечивающее получение информации о ядерной обстановке и команд управления от командира батареи.

Основной боевой единицей ракет «Pershing-2» является огневая батарея, состоящая из трех взводов, в каждом из которых насчитывается три ТПУ. Боевой расчет взводного пункта управления состоит из командира взвода, оператора и его помощника.

Характеристики «Pershing-2»
Длина, м 10,0
Диаметр, м 1,0
Стартовая масса, кг 7200
Максимальная дальность, км 1800
Система управления
По тангажу и нурсу — отклоняемые сопла обеих ступеней, по нрену — аэродинамические плоскости
Система наведения Инерциальная + RADAG на конечном участке
Точность наведения (КВО), м Менее 30
Боевая часть Ядерная (небольшой мощности) или обычная
#всзарубежныхстран

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector