Баллистическая ракета подводных лодок MSBS M-1 (Франция)
Баллистическая ракета подводных лодок MSBS M-1 (Франция)
Ракета MSBS M-1 создавалась на базе двухступенчатой твердотопливной баллистической ракеты «Сапфир», которая разрабатывалась специально для отработки двигателей, системы управления, системы разделения ступеней, головных частей и других узлов баллистических ракет (в том числе и MSBS). В 1961 г. были выделены ассигнования на изучение проблем, связанных с подводным запуском ракет MSBS, В 1962 г. начались лабораторные гидродинамические испытания масштабных моделей.
Проектные работы над MSBS M-1 стартовали в 1963 г, Новизна решаемых задач и отсутствие опыта у разработчиков обусловили значительный срок проектных работ, В 1964-1965 гг. были осуществлены запуски масштабных и натурных макетов MSBS со стационарной подводной установки, а в 1966 г. – запуски макетов с подводной лодки «Жимнот», По конфигурации, конструкции и массе макеты были аналогичны ракете MSBS. В 1967 г. на полигоне Центра CEL, расположенном на Атлантическом побережье Франции, начались запуски экспериментальных образцов ракеты MSBS M-1. Ракета MSBS M-1 создавалась с использованием узлов и агрегатов, предназначенных для ракеты «Сапфир», и тех же технологий, что и наземная БРСД S-2, за исключением второй ступени, разработанной специально. Ракета стартовой массой 18т была выполнена по двухступенчатой схеме. Диаметр корпуса ракеты – постоянный, составлял 1,5 м, общая длина – 10,4 м. Хотя MSBS M-1 представляла собой аналог ракеты SSBS наземного базирования, но была более совершенна: она имела меньшую длину и более мощную боеголовку.
MSBS M-1 состояла из первой ступени Р-10 (РДТТ 904 с топливным зарядом 10т), соединительного отсека, второй ступени Р-4 (РДТТ «Рита» с топливным зарядом 4 т), переходного отсека (отсека системы наведения) и ядерной головной части конической формы. Первая ступень была заимствована от ракеты SSBS, а вторая ступень Р-4 создавалась заново. Корпус маршевого двигателя первой ступени, предложенного фирмой SNECMA, был изготовлен из специальной стали. РДТТ имели по четыре поворотных сопла (разработки SERP), отклонение которых осуществлялось гидравлической системой. Тяга РДТТ достигала 45 т. Двигатель выходил на режим полной тяги в течение 20 мс. Температура в камере сгорания составляла 3500°С, Гарантийный срок хранения РДТТ – несколько лет. Французское смесевое твердое топливо в ракетах MSBS было подобно топливу, применяемому в ракетах США, оно называлось «изолан» и состояло из перхлората аммония, алюминиевого порошка и полиуретанового связующего.
Корпус РДТТ второй ступени (создан объединением Nord Aviation) – стеклопластиковый из усовершенствованного стекловолокна марки Е с удельным весом 2 г/см и удельной прочностью в 1,8 раз большей, чем у металлических материалов, используемых для изготовления корпусов ракетных двигателей. РДТТ снабжался одним жестко закрепленным соплом с графитовым вкладышем в критическом сечении. Закритическая часть сопла выполнялась из слоистого материала, армированного угольным волокном. Общий запас смесевого топлива обеспечивал полет на дальность до 2600 км. РДТТ развивал тягу 18 т (в пустоте), продолжительность работы двигателя на режиме полной тяги составляла 55 с. Управление по тангажу и рысканию на участке работы РДТТ второй ступени обеспечивалось впрыском жидкости в закритическую часть сопла. Впрыск фреона осуществлялся через 12 отверстий, расположенных группами по три отверстая на угловом расстоянии 90° по окружности сопла. Фреон хранился в тороидальном баке, Система подачи фреона вытеснительная. Управление по крену на участке работы РДТТ второй ступени осуществлялась двумя небольшими РДТТ. Отсечка двигателя по достижении ракетой расчетной скорости проходила в течение 1 мс, для чего использовались шесть отверстий для реверса тяги, расположенные в верхнем днище.
Инерциальная система управления ракеты MSBS M-1 задействовалась на активном участке траектории и вырабатывала команду на отделение головной часта. Ее характеристики позволяли достичь точности стрельбы (KBО) в пределах 2,3 км, В качестве исполнительных органов системы управления использовались поворотные сопла маршевых двигателей. В системе наведения ракеты использовались серийные образцы цифровой вычислительной машины и инерционного измерительного блока на основе интегральных схем и микромодулей, Техническим заданием предусматривались следующие требования:
– уход гироскопов не более 1 град /ч;
– точность акселерометров несколько десятитысячных д;
– точность измерения углов при грубой ориентации – ±8 угловых минут, при точной ориентации – ±10 угловых секунд.
– отклонение температуры гироскопов и акселерометров от расчетной величины не более нескольких десятых градусов Цельсия.
Ракета оснащалась моноблочной термоядерной головной частью мощностью 0,5 Мт с высокообогащенным По мнению военных, этого было достаточно, чтобы наносить удары по крупным площадным целям, какими являлись крупные административно-промышленные центры.
Баллистические ракеты подводных лодок – Submarine-launched ballistic missile
Баллистические ракеты подводных лодок ( БРПЛ ) является баллистической ракеты , способный быть запущен с подводных лодок . Современные варианты , как правило , обеспечивают несколько индивидуального наведения боеголовки (РГЧ) , каждый из которых несет в себе ядерную боеголовку и позволяет одному запустил ракету , чтобы ударить несколько целей. Подводных лодок баллистических ракет работают по-другому от крылатых ракет запускаемых с подводных лодок .
Современные подводных лодок баллистических ракет тесно связаны с межконтинентальными баллистическими ракетами (с дальностью свыше 5500 километров (3000 NMI), и во многих случаях БРПЛ и МБР могут быть частью одного и того же семейства оружия.
содержание
история
происхождения
Первый практический дизайн подводного -На стартовой платформы был разработан немцами ближе к концу Второй мировой войны с участием пусковой трубы , которая содержала V-2 баллистические ракеты вариант и был отбуксирован за подводную лодкой, известную под кодовым названием Prüfstand XII . Война закончилась прежде , чем это можно было бы проверить, но инженеры , которые работали на нем продолжал работать в США и Советского Союза на своих программах БРПЛ. Эти и другие ранние системы БРПЛИ необходимые сосуды должны быть всплыло , когда они выпустили ракеты, но система запуска в конце концов , были адаптирована , чтобы подводный запуск в 1950-1960 – х гг. Конверсированный 611 проекта (Zulu-IV класса) подводной лодки был запущен первый в мире БРПЛ, в R-11ФМ (SS-N-1 Scud-A, морской вариант SS-1 Scud ) на 16 сентября 1955 года пять дополнительных проектов V611 и AV611 (Zulu-V класс) субмарины стал первыми в мире операционных баллистических ракет подводных лодки (SSBs) с двумя ракетами Р-11ФМ каждых, введенная в эксплуатацию в 1956-57.
ВМС США изначально работал на варианте морского базирования армии США Jupiter средней дальности баллистических ракет , проектируя четыре больших, на жидком топливе ракет на подводной лодке . Контр – адмирал WF «Красный» Raborn возглавлял Управление Спецпроекта развивать Jupiter для ВМФ, начиная с концом 1955 г. Тем не менее, в проекте Nobska подводных лодок конференции в 1956 годе физик Эдвард Теллер заявил , что физически маленькая мегатонны боеголовка может быть производится для относительно небольших, твердотопливных ракет Polaris , и это побудило флот покинуть программу Юпитер в декабре того же года. Вскоре начальник военно – морских операций адмирал Арли Берк сосредоточил все стратегические исследования военно – морского флота на Полярную , по- прежнему под специальным Бюро по проекту адмирала Raborn в. Все американские БРПЛ были твердотопливных пока все Sovie т и российские БРПЛ были на жидком топливе для России , кроме РСМ-56 Булава , который поступил на вооружение в 2014 году.
Первый в мире оперативный атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) был USS George Washington (ПЛАРБ-598) с 16 Поларис А-1 ракет, который вступил в эксплуатацию в декабре 1959 года и провел первый РПКСН сдерживающий патруль ноября 1960 – января 1961 года Джордж Вашингтон также провел первый успешный запуск погруженной БРПЛ с Поларис А-1 по 20 июля 1960 г. Сорок дней спустя, Советский Союз сделал свой первый успешный подводный запуск баллистической ракеты подводных лодок в Белом море, 10 сентября 1960 года из того же конвертируется проект 611 ( НАТО имя отчетности Zulu-IV класс) подводные лодки , что первый запустил R-11ФМ. Советы были только через год после США с их первой ПЛАРБ, то злополучный К-19 из проекта 658 (класс отеля), введен в эксплуатацию в ноябре 1960 г. Тем не менее, класс отеля осуществляется только три ракеты Р-13 (по классификации НАТО SS-N-4) , каждый и имел на поверхность и поднять ракету для запуска. Погружной запуск не был оперативный потенциал для Советов до 1963 года , когда R-21 ракета (SS-N-5) был впервые backfitted к проекту 658 (класс гостиниц) и Project 629 (гольф класса) подводных лодок. Советский Союз был в состоянии превзойти США в запуске и тестировании первый БРПЛ с живой ядерной боеголовкой, R-13 , который взорвал в Новоземельского полигоне в Северном Ледовитом океане, делая так , 20 октября 1961 года, всего за десять дней до гигантский 50 Мт царь Бомба детонационной «ы в той же самой общей области. Соединенные Штаты в конце концов провели аналогичное испытание в Тихом океане 6 мая 1962 года, с Поларис А-2 , запущенного с USS Итан Аллен (ПЛАРБ-608) в рамках ядерных испытаний серии Операция Домиником . Первый советский ПЛАРБ с 16 ракетами был проект 667А (Yankee класс), который первым вступил в строй в 1967 году с 32 лодками законченных 1974. К тому времени , когда первый Yankee был введен в эксплуатацию в США было построено 41 ПЛАРБ, по прозвищу ” 41 за свободу ».
Развертывание и дальнейшее развитие
Короткий диапазон ранних БРПЛИ продиктованы базирование и развертывание мест. К концу 1960 – х годов Поларис А-3 был развернут на всех американских ПЛАРБ с дальностью 4600 километров (2500 NMI), значительное улучшение на 1900 километров (1000 NMI) диапазоне Поларис А-1. А-3 также было три боеголовки , которые высаженных в образце вокруг одной цели. Класс Янки первоначально был оснащен R-27 ZYB ракеты (SS-N-6) с дальностью 2400 километров (1300 NMI). США были гораздо больше повезли в своих механизмах базирования , чем Советы. Благодаря НАТО и владение США Гуам , американские ПЛАРБ были постоянно вперед развернуты на передовых Заверните сайтов в Холи – Лох , Шотландия, Rota, Испания , и Гуам в середине 1960 – х годов, в результате чего в короткие сроки транзита для патрулирования районов вблизи Советского Союза. Средства ПЛАРБ на продвинутом Заверните сайты были затей, только с подводной лодки тендера и плавучий сухой док . Обращенные торговые суда обозначение Т-AKs ( Командование морских перевозок грузовых судов) были обеспечены переправить ракеты и поставки на сайты. С двумя вращающимися экипажами на лодке, около одной трети от общей силы США могли находиться в зоне патрульного в любое время. Советские базы, в Мурманской области для Атлантики и Петропавловска-Камчатского района для Тихого океана , требуется их ПЛАРБ , чтобы сделать длинный транзит (через НАТО мониторинг вод в Атлантике) в их районах патрулирования в середине океана , чтобы держать континентальный США ( КОНУС ) в опасности. Это привело лишь небольшой процент от советской силы , занимающей патрулирование в любое время, и была большая мотивация для большей дальности советских БРПЛ, что позволит им патрулировать вблизи своих баз в районах , иногда называют «глубокими бастионами ». Эти ракеты являлись Высота Р-29 серии (SS-N-8, SS-N-18, SS-N-23), оборудованный по проектам 667Б, 667BD, 667БДР и 667БДРМ (Delta-I через Дельта-IV классов) , SS-N-8, с дальностью 7700 километров (4200 NMI), введен в эксплуатацию в первой Дельта-I лодки в 1972 году, до того , как класс Yankee был даже завершен. В общей сложности 43 Дельта-класса лодок всех типов 1972-90 введен в эксплуатацию, с SS-N-18 на классе Дельта III и Р-29РМ (SS-N-23) на классе Delta IV. Новые ракеты увеличилась дальность и в конечном итоге с несколькими Самостоятельно ориентированные спускаемых аппаратов ( РГЧ ), боеголовки , которые могли бы каждый удар другой цели.
Poseidon и Trident I
Несмотря на то, что США не в строй новых ПЛАРБ с 1967 по 1981, она представит два новых БРПЛ. Тридцать один из 41 оригинальных американских ПЛАРБ были построены с большим диаметром пусковых труб с будущими ракетами в виду. В начале 1970 – х (3-C) ракета Посейдон вступил в строй, и эти 31 ПЛАРБ были backfitted с ним. Посейдон предложил широчайшие возможности РГЧ до 14 боеголовок на ракеты. Как Советы, США также желательны ракета дальнего радиуса действия, которая позволила бы ПЛАРБ будет базироваться в CONUS. В конце 1970 – х годов Trident I (C-4) ракета с дальностью 7400 километров (4000 NMI) и восемь боеголовок РГЧ был backfitted 12 из Посейдон-оснащенных подводных лодок. Средства ПЛАРБА ( в первую очередь, плавучая база подводных лодки и плавучая сухой док ) оснований в Rota, Испания были упразднены и залив морской базы подводных лодок короля в Грузии был построен для Trident I-оборудованной силы.
Trident и Тайфун подводных лодок
И Соединенные Штаты и Советский Союз заказали большой ПЛАРБ , предназначенный для новых ракет в 1981 году Американский большой ПЛАРБ прошел Огайо класс , называемый также «Trident подводной лодку», с самым большим ПЛАРБ вооружением когда – либо 24 ракеты, первоначально Trident I , но встроенный с гораздо большими труб для Trident II (D-5) ракеты , который вступил в эксплуатацию в 1990 году весь класс был преобразован в использовании Trident II в начале 2000 – х годов. Trident II предложил ряд более 8000 километров (4,300 NMI) с восемью крупными боеголовками РГЧ , чем Trident I. Когда USS Ohio (ПЛАРБ-726) началась ходовые испытания в 1980 году, два из первых десяти американских ПЛАРБ имели свои ракеты удалить , чтобы выполнить с требованиями SALT договора; остальные восемь были преобразованы для атаки подводных лодок (SSN) к концу 1982 г. все они были в районе Тихого океана, а база Guam ПЛАРБ был упразднен; первые несколько Огайо лодки -класса использовали новые Trident средства на военно – морской базы подводных лодок Бангор , Вашингтон . Восемнадцать Огайо -класса лодки была введена в эксплуатацию к 1997 году, четыре из которых были преобразованы в качестве крылатых ракет подводных лодок (ПЛАРК) в 2000 – е годах в соответствии с С требованиями договора. Советский большой ПЛАРБ был проект 941 Akula , известный как Тайфун-класса (и не следует путать с проектом 971 Щука атаки подводной лодки , названной «Akula» НАТО). Тайфуны были крупнейшие подводные лодки когда – либо построенных на 48000 тонн , погруженных. Они были вооружены 20 новых Р-39 ракет (SS-N-20) с дальностью 8300 километров (4500 NMI) и 10 боеголовок РГЧ. Шесть Тайфуны были введены в эксплуатацию 1981-89.
После холодной войны
Новое строительство ПЛАРБ прекращается в течение более 10 лет в России и замедлилось в США с распадом Советского Союза и окончания холодной войны в 1991 году в США быстро списан его оставшиеся 31 старых РПКСН, с несколькими преобразованы в другие роли, и основание в Холи – Лох был упразднен. Большая часть бывшей советской силы ПЛАРБ постепенно разобраны согласно положениям Совместного уменьшения угрозы Нанна-Лугара соглашение до 2012 года К этому времени русская ПЛАРБ сила составляла шесть Дельта-капельницы, три Дельта-IIIS и одинокий Typhoon используется в качестве летающая лаборатория для испытания новых ракет (Р-39s уникального для тайфунов , как сообщается , слом в 2012 году). Обновленные ракеты , такие как R-29RMU Синева были разработаны (SS-N-23) Sineva для дельт. В 2013 году россияне в эксплуатацию первый Борей подводную лодку класса , также называемый Долгорукий класс после свинцового судна. К 2015 году две другие вошли службы. Этот класс предназначен для замены стареющих дельт и несет 16 твердотопливных РСМ-56 Булава ракет, с сообщенным диапазоном 10000 километров (5,400 NMI) и шесть боеголовок РГЧ. США разрабатывает замену Огайо класса ; Однако, по состоянию на начало 2015 года ни были установлены.
Баллистические ракеты подводных лодки имели большое стратегическое значение для Соединенных Штатов, России и других ядерных держав , так как они поступили на вооружение в холодной войне , так как они могут скрыть от разведывательных спутников и огнь их ядерного оружия практически безнаказанно. Это делает их невосприимчивыми к первому удару , направленной против ядерных сил, что позволяет каждой стороне , чтобы сохранить возможность начать разрушительный ответный удар , даже если все ракеты наземного базирования были уничтожены. Это снимает каждую сторону необходимости принятия запуска по предупреждению осанку, с сопутствующим риском случайной ядерной войны. Кроме того, развертывание высокоточных ракет на бесшумных подводных лодки позволяет злоумышленнику подобраться близко к вражескому берегу и запустить ракету на депрессивную траектории (неоптимальную баллистическую траекторию , которая торгует от уменьшенного вбрасывания веса для более быстрого и нижний путь, эффективно уменьшая время между запуском и воздействием), тем самым открывая возможность обезглавливания удара .
Баллистическая ракета подводных лодок MSBS M-1 (Франция)
Ракета MSBS M-1 создавалась на базе двухступенчатой твердотопливной баллистической ракеты «Сапфир», которая разрабатывалась специально для отработки двигателей, системы управления, системы разделения ступеней, головных частей и других узлов баллистических ракет (в том числе и MSBS). В 1961 г. были выделены ассигнования на изучение проблем, связанных с подводным запуском ракет MSBS, В 1962 г. начались лабораторные гидродинамические испытания масштабных моделей.
Проектные работы над MSBS M-1 стартовали в 1963 г, Новизна решаемых задач и отсутствие опыта у разработчиков обусловили значительный срок проектных работ, В 1964-1965 гг. были осуществлены запуски масштабных и натурных макетов MSBS со стационарной подводной установки, а в 1966 г. – запуски макетов с подводной лодки «Жимнот», По конфигурации, конструкции и массе макеты были аналогичны ракете MSBS. В 1967 г. на полигоне Центра CEL, расположенном на Атлантическом побережье Франции, начались запуски экспериментальных образцов ракеты MSBS M-1. Ракета MSBS M-1 создавалась с использованием узлов и агрегатов, предназначенных для ракеты «Сапфир», и тех же технологий, что и наземная БРСД S-2, за исключением второй ступени, разработанной специально. Ракета стартовой массой 18т была выполнена по двухступенчатой схеме. Диаметр корпуса ракеты – постоянный, составлял 1,5 м, общая длина – 10,4 м. Хотя MSBS M-1 представляла собой аналог ракеты SSBS наземного базирования, но была более совершенна: она имела меньшую длину и более мощную боеголовку.
MSBS M-1 состояла из первой ступени Р-10 (РДТТ 904 с топливным зарядом 10т), соединительного отсека, второй ступени Р-4 (РДТТ «Рита» с топливным зарядом 4 т), переходного отсека (отсека системы наведения) и ядерной головной части конической формы. Первая ступень была заимствована от ракеты SSBS, а вторая ступень Р-4 создавалась заново. Корпус маршевого двигателя первой ступени, предложенного фирмой SNECMA, был изготовлен из специальной стали. РДТТ имели по четыре поворотных сопла (разработки SERP), отклонение которых осуществлялось гидравлической системой. Тяга РДТТ достигала 45 т. Двигатель выходил на режим полной тяги в течение 20 мс. Температура в камере сгорания составляла 3500°С, Гарантийный срок хранения РДТТ – несколько лет. Французское смесевое твердое топливо в ракетах MSBS было подобно топливу, применяемому в ракетах США, оно называлось «изолан» и состояло из перхлората аммония, алюминиевого порошка и полиуретанового связующего.
Корпус РДТТ второй ступени (создан объединением Nord Aviation) – стеклопластиковый из усовершенствованного стекловолокна марки Е с удельным весом 2 г/см и удельной прочностью в 1,8 раз большей, чем у металлических материалов, используемых для изготовления корпусов ракетных двигателей. РДТТ снабжался одним жестко закрепленным соплом с графитовым вкладышем в критическом сечении. Закритическая часть сопла выполнялась из слоистого материала, армированного угольным волокном. Общий запас смесевого топлива обеспечивал полет на дальность до 2600 км. РДТТ развивал тягу 18 т (в пустоте), продолжительность работы двигателя на режиме полной тяги составляла 55 с. Управление по тангажу и рысканию на участке работы РДТТ второй ступени обеспечивалось впрыском жидкости в закритическую часть сопла. Впрыск фреона осуществлялся через 12 отверстий, расположенных группами по три отверстая на угловом расстоянии 90° по окружности сопла. Фреон хранился в тороидальном баке, Система подачи фреона вытеснительная. Управление по крену на участке работы РДТТ второй ступени осуществлялась двумя небольшими РДТТ. Отсечка двигателя по достижении ракетой расчетной скорости проходила в течение 1 мс, для чего использовались шесть отверстий для реверса тяги, расположенные в верхнем днище.
Инерциальная система управления ракеты MSBS M-1 задействовалась на активном участке траектории и вырабатывала команду на отделение головной часта. Ее характеристики позволяли достичь точности стрельбы (KBО) в пределах 2,3 км, В качестве исполнительных органов системы управления использовались поворотные сопла маршевых двигателей. В системе наведения ракеты использовались серийные образцы цифровой вычислительной машины и инерционного измерительного блока на основе интегральных схем и микромодулей, Техническим заданием предусматривались следующие требования:
– уход гироскопов не более 1 град /ч;
– точность акселерометров несколько десятитысячных д;
– точность измерения углов при грубой ориентации – ±8 угловых минут, при точной ориентации – ±10 угловых секунд.
– отклонение температуры гироскопов и акселерометров от расчетной величины не более нескольких десятых градусов Цельсия.
Ракета оснащалась моноблочной термоядерной головной частью мощностью 0,5 Мт с высокообогащенным По мнению военных, этого было достаточно, чтобы наносить удары по крупным площадным целям, какими являлись крупные административно-промышленные центры.
#всзарубежныхстран