11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Баллистическая ракета подводных лодок MSBS M-2 (Франция)

Баллистическая ракета подводных лодок MSBS M-2 (Франция)

Разработка ракеты MSBS M-2 началась в конце 1960-х гг. и одобрена Министерством вооруженных сил Франции в начале 1971г. Она преследовала цель увеличения дальности полета баллистических ракет подводных лодок. Рост дальности полета до 3000 км был достигнут, в основном, за счет увеличения стартовой массы второй ступени («Рита-2») и увеличения длина ракеты (до 10,7 м), поскольку возможность большего увеличения длины ракеты MSBS ограничивалась габаритами пусковых труб на подводных лодках. Поэтому удлинение второй ступени было частично компенсировано уменьшением длины отсека системы наведения и соединительного отсека между ступенями.

Кроме того, была применена новая конструкция сопла, частично утопленного в корпусе РДТТ. Корпус был изготовлен методом намотки усовершенствованного стекловолокна марки Р вместо марки E (на РДТТ «Рита-1»), что дало 30%-ный выигрыш в весе. Двигатель «Рита-2» снаряжался топливом «буталан», обеспечивающим более высокий удельный импульс, чем топливо «изолан». Для воспламенения топливного заряда использовалась «микроракета», снаряженная быстрогорящим топливом. Отсечка тяги двигателя обеспечивалась путем вышибания заглушек, закрывающих выходные отверстия шести труб для реверса тяги.

На ракете MSBS M-2 фреон для управления по тангажу и рысканию хранился в хвостовой юбке второй ступени в двух симметрично расположенных цилиндрических бачках, продольная ось которых была перпендикулярна продольной оси ракеты. Для управления по крену служили два верньерных РДТТ. Хвостовая юбка второй ступени стеклопластиковая. Она изготавливалась способом намотки как единое целое с корпусом РДТТ. К юбке пристыковывался переходник, соединяющий ее с передней юбкой первой ступени. Переходник выполнялся из обычных легких сплавов и служил д ля размещения оборудования системы управления и системы разделения ступеней.

Вдоль корпуса обеих ступеней с противоположных сторон шли два гаргрота для электрокабелей. В местах погружения кабелей в юбки ступеней предусматривались концевые обтекатели, предохраняющие кабели от нагрева и механических повреждений. Стартовая масса MSBS M-2 составила 19 т. За счет увеличения запаса топлива на второй ступени этой ракеты до 6 т удалось довести дальность полета до 3200 км. Применение более совершенных и имеющих меньшую массу приборов в системе управления несколько улучшило точность стрельбы (КВО – до 2 км). Создание усовершенствованной ракеты MSBS M-2 потребовало некоторой модернизации проверочно-пускового и вспомогательного оборудования системы управления стрельбой. Первоначальный заказ составлял 100 ракет MSBS M-2.

Новая БРПЛ MSBS M-2 поступила на вооружение французских подводных лодок в 1974 г. Ракеты MSBS M-2 первой получила третья лодка, названная «Фудруайян» (в сентябре 1974 г. она вышла на боевую службу), а затем «Индомтабль», Позже ракеты MSBS M-2 заменили MSBS M-1 на подводных лодках «Редутабль» и «Террибль» (при этом на лодках не потребовалось никакой модификации пусковых труб). По своим боевым характеристикам ракеты MSBS M-1 и MSBS M-2 могли надежно поражать площадные цели. С вводом в боевой состав третьей ПЛАРБ морские СЯС Франции практически сравнялись по числу носителей с бомбардировочной авиацией, в то же время превосходя ее по суммарной мощности ядерных боеприпасов и надежности доставки их к целям. Районы для боевого патрулирования французских ракетных подводных лодок выбирались в акваториях Норвежского моря и Восточной Атлантики.

Мир ПЛАРБ. Часть 2-я

ФРАНЦИЯ

Ограниченная и густозаселённая территория Франции практически исключала возможность скрытного строительства и размещения защищённых шахт баллистических ракет наземного базирования. Поэтому правительство Франции решило развивать морскую составляющую Стратегических сил ядерного сдерживания.

Франция после выхода из НАТО, в отличие от Великобритании была практически лишена американской помощи в этой области. Проектирование и строительство французских ПЛАРБ, и в особенности создание реактора для них шло с большими трудностями.

Головная ПЛАРБ «Редутабль» была заложена в 1964 году. В постройке она находилась около восьми лет. Из них на верфи – пять лет, в достройке на плаву – полтора года и столько же потребовалось для отработки оборудования перед вводом ее в боевой состав флота. В 1967 году ее даже возвращали на судоверфь, чтобы на стапеле исправить выявленные недостатки в конструкции. Сроки строительства последующих лодок этого класса были сокращены до пяти – шести лет. Кроме головной французские ВМС получили еще пять ПЛАРБ этого типа.

Читать еще:  Противотанковый ракетный комплекс 9К115 Метис (СССР)

Переданная флоту в 1971 году “Редутабль” (в январе 1972 года впервые вышла на боевое патрулирование) и следующая за ней “Террибль” были оснащены шестнадцатью БРПЛ М1 с максимальной дальностью стрельбы 3000 км., с моноблочной БЧ мощностью 0,5 Мт. В отличие от англичан которые получали оружие для своих ракетоносцев в США, французы сумели построить ракеты для своих лодок сами. Начиная с 1987 года в ходе очередных капитальных ремонтов, все лодки, кроме “Редутабль” выведенной в 1991 году из боевого состава, подверглись модернизации с целью размещения на них ракетного комплекса с БРПЛ М4, с дальностью 5000 км и 6 БЧ по 150 Кт. Последняя лодка этого типа выведена из состава ВМС Франции в 2008 году.

Головная в серии ПЛАРБ “Редутабль” после списания и вырезки реакторного отсека была превращена в музей.

ПЛАРБ типа “Редутабль” были заменены четырьмя лодками следующего поколения типа «Триумфан».

Распад СССР в значительной мере повлиял на программу развития французских МСЯС. Количество планируемых к постройке ПЛАРБ сократилось с шести до четырех единиц. Кроме того, из-за задержек при разработке системы М5 было решено оснащать построенные лодки ракетами «промежуточного типа» М45. Ракета М45 являлась глубокой модернизацией ракеты М4. В результате модернизации дальность стрельбы была доведена до 5300 км. Кроме того, была установлена головная часть с 6-ю боеголовками индивидуального наведения.

Последняя четвёртая лодка этого типа Le Terrible (S 619) вооружена шестнадцатью БРПЛ М51.1 с дальностью 9000 км. По своим массогабаритным характеристиками и боевым возможностям М5 сопоставима с ракетой американской системы Trident D5.

В настоящее время принято решение о переоснащении ракетами типа M51.2, с новой, более мощной головной частью, первых трёх лодок. Работы должны проводиться во время капитального ремонта. Первой лодкой, переоснащенной новой ракетой, должна стать Le Vigilant (S 618) – третья лодка серии, которая должна стать на капитальный ремонт в 2015 году.

Как и в Великобритании, основные силы ядерного сдерживания размещены на ПЛАРБ, в связи с этим интенсивность несения боевой службы весьма высока. Патрулирование ведётся обычно в Норвежском или Баренцевом морях, либо в Северной Атлантике. С 1983 года боевое патрулирование вели, как правило, три лодки одновременно, одна находилась в Иль-Лонге, а еще две на различных стадиях капитального ремонта в верфях Бреста или Шербура.

Средняя продолжительность похода составляла около 60 суток. Каждая из лодок совершала по три патрулирования в год. Предположительно, каждая из лодок совершила около 60 патрулирований за весь срок службы. Для поддержания столь высокой интенсивности эксплуатации кораблей было создано (также как и в ВМС США) по два экипажа на каждую лодку — «синий» и «красный», которые поочередно сменяли друг друга.

КНР

Китай значительно позже, по сравнению с другими государствами-членами совбеза ООН вступил в гонку по созданию собственных ПЛАРБ.
Первая китайская ПЛАРБ “Ся” пр.092, созданная на базе АПЛ типа “Хань”, была заложена в 1978 году на судостроительной верфи города Хулудао. Спуск подводной лодки на воду произошёл 30 апреля 1981 года, но из-за возникших технических трудностей в строй её удалось ввести только в 1987 году. ПЛАРБ проекта 092 «Ся» была вооружена 12 шахтами для хранения и запуска двухступенчатых твердотопливных баллистических ракет JL-1, с дальностью пуска более 1700 км. Ракеты оснащены моноблочной БЧ мощностью: 200—300 Кт. В дальнейшем была перестроена для испытаний новых ракет JL-2 (дальность 8000 км, до 4 РГЧ ИН, испытания с 2001 г.), в настоящее время находится в строю, в качестве опытовой и учебной лодки.

Читать еще:  Артиллерийская установка Mk75 (США)

Судя по всему, лодка “Ся” пр.092 оказалась не слишком удачной, и была построена в единственном экземпляре. Она не провела ни одной боевой службы в качестве ПЛАРБ, и весь период эксплуатации, не покидала внутренних китайских вод. Таким образом, ПЛАРБ “Ся” можно расценивать как оружие, находящееся в опытно-экспериментальной эксплуатации, не могущее полноценно участвовать в ядерном сдерживании в силу своих слабых тактических и технических характеристик. Тем не менее, она сыграла важную роль в становлении китайских морских ядерных сил, являясь «школой» для подготовки кадров и «плавучим стендом» для отработки технологий.

Следующим шагом стали ПЛАРБ класса 094 «Цзинь» разработанные в Китае для замены устаревшей и сравнительно ненадёжной подводной стратегической лодки класса 092 «Ся». Внешне она напоминает советские ракетоносцы проекта 667БДРМ «Дельфин».

Подводные лодки типа 094 несут по 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия 8 тыс. км.

Первая субмарина формально вошла в строй в 2004 году. Предполагается о наличии, по крайней мере, ещё трёх ПЛАРБ класса «Цзинь». По данным китайских СМИ, в марте 2010 года на воду была спущена 6-я по счету подлодка данного типа. По некоторым данным ввод в строй всех ПЛАРБ 094 «Цзинь» задерживается из-за неготовности комплекса вооружения.

В настоящее время в КНР идет разработка ПЛАРБ пр. 096 «Тэнг». Она должна быть вооружена 24 БРПЛ с дальностью стрельбы не менее 11000 км.

Учитывая экономический рост Китая можно предполагать, что к 2020 году ВМС страны будут иметь в своем составе не менее 6 ПЛАРБ пр. 094 и 096, с 80 БРПЛ межконтинентальной дальности (250-300 БЧ). Что примерно соответствует нынешним показателям России.

В КНР существуют три основных объекта для обслуживания и базирования ПЛАРБ.
Это Циндао, Санья недалеко от портового города Далянь и Юлин (о. Хайнань, Южно-Китайское море).

Первой китайской базой предназначенной специально для базирования и обслуживания АПЛ стал комплекс построенный северо-восточней Циндао.

В ВМБ Санья оборудованы капитальные укрытия для подводных лодок, что позволяет им выжить даже в случае ядерного удара.

ИНДИЯ

В настоящее время Индия взяла курс на создание своих МСЯС. Этот факт можно считать свершившимся, после того как поступила информация о спуске на воду первой индийской ПЛАРБ «Арихант» («Истребитель врагов») в Висакхапатнаме в июле 2009 года. Всего планируется построить четыре лодки этого типа. Конструкция индийского атомохода во многом повторяет советскую АПЛ пр.670. Лодка этого типа в конце 80-х годов была сдана Индии в аренду.

В настоящее время«Арихант» проходит испытания, ввод в строй головного корабля планируется в 2013 году. Все корабли строятся в судостроительном центре «Вишакапатнам» на берегу Бенгальского залива. Там же пока не готова стоянка для новых лодок, осуществляется временное базирование индийского атомохода. Для этого недалеко от верфи, в плотную к пирсу сооружены лёгкие укрытия, скрывающие лодку от любопытных взглядов, в том числе и от средств космической разведки.

Спутниковый снимок Google Earth: судостроительная верфь «Вишакапатнам», рядом с пирсами сооружены укрытия для АПЛ

Основным вооружением индийских подводных лодок являются 12 баллистических ракет K-15 Sagarika, имеющих дальность полёта 700 км и относящихся к классу ракет средней дальности. В дальнейшем планируется перевооружить индийские ПЛАРБ более дальнобойными баллистическими ракетами.

Согласно замыслу индийского руководства, новые АПЛ, оснащенные баллистическими ракетами с ядерной боевой частью, должны стать одним из факторов сдерживания потенциального противника. После принятия на вооружение ПЛАРБ «Арихант» Индия достигнет давно поставленной цели – обладать триадой ядерного оружия наземного, воздушного и подводного базирования.

Кроме создания ракетного подводного флота индусы ведут строительство пункта базирования ПЛАРБ. Новая база будет иметь специальные средства для обеспечения безопасности АПЛ и технического персонала, обслуживающего лодку.
База будет расположена на расстоянии около 200 км от Висакхапатнама (ее точное месторасположение засекречено) и по своему типу будет напоминать базу китайских АПЛ на острове Хайнань. На базе будут построены капитальные укрытия, жилье и другие объекты.

Читать еще:  Зенитный артиллерийский комплекс Sea Zenith (Швейцария)

Создавая свой флот подводных ракетоносцев Индия, переходит разряд стран, чьё мнение невозможно будет игнорировать, так как у этой страны появляется потенциальная возможность нанесения ядерного удара в любой точке мира. Обладание стратегическими ядерными силами необходимо Индии, прежде всего для противостояния своим стратегическим противникам: Китаю и Пакистану.

Несмотря на то что за последние 20 лет количество ПЛАРБ в мире сильно сократилось ( из-за распада СССР) роль их в ядерном сдерживании только увеличилась. Более того, добавились новые страны обладающие этим оружием.

Все спутниковые снимки любезно предоставлены Google Планета Земля

Баллистическая ракета подводных лодок MSBS M-2 (Франция)

Разработка ракеты MSBS M-2 началась в конце 1960-х гг. и одобрена Министерством вооруженных сил Франции в начале 1971г. Она преследовала цель увеличения дальности полета баллистических ракет подводных лодок. Рост дальности полета до 3000 км был достигнут, в основном, за счет увеличения стартовой массы второй ступени («Рита-2») и увеличения длина ракеты (до 10,7 м), поскольку возможность большего увеличения длины ракеты MSBS ограничивалась габаритами пусковых труб на подводных лодках. Поэтому удлинение второй ступени было частично компенсировано уменьшением длины отсека системы наведения и соединительного отсека между ступенями.

Кроме того, была применена новая конструкция сопла, частично утопленного в корпусе РДТТ. Корпус был изготовлен методом намотки усовершенствованного стекловолокна марки Р вместо марки E (на РДТТ «Рита-1»), что дало 30%-ный выигрыш в весе. Двигатель «Рита-2» снаряжался топливом «буталан», обеспечивающим более высокий удельный импульс, чем топливо «изолан». Для воспламенения топливного заряда использовалась «микроракета», снаряженная быстрогорящим топливом. Отсечка тяги двигателя обеспечивалась путем вышибания заглушек, закрывающих выходные отверстия шести труб для реверса тяги.

На ракете MSBS M-2 фреон для управления по тангажу и рысканию хранился в хвостовой юбке второй ступени в двух симметрично расположенных цилиндрических бачках, продольная ось которых была перпендикулярна продольной оси ракеты. Для управления по крену служили два верньерных РДТТ. Хвостовая юбка второй ступени стеклопластиковая. Она изготавливалась способом намотки как единое целое с корпусом РДТТ. К юбке пристыковывался переходник, соединяющий ее с передней юбкой первой ступени. Переходник выполнялся из обычных легких сплавов и служил д ля размещения оборудования системы управления и системы разделения ступеней.

Вдоль корпуса обеих ступеней с противоположных сторон шли два гаргрота для электрокабелей. В местах погружения кабелей в юбки ступеней предусматривались концевые обтекатели, предохраняющие кабели от нагрева и механических повреждений. Стартовая масса MSBS M-2 составила 19 т. За счет увеличения запаса топлива на второй ступени этой ракеты до 6 т удалось довести дальность полета до 3200 км. Применение более совершенных и имеющих меньшую массу приборов в системе управления несколько улучшило точность стрельбы (КВО – до 2 км). Создание усовершенствованной ракеты MSBS M-2 потребовало некоторой модернизации проверочно-пускового и вспомогательного оборудования системы управления стрельбой. Первоначальный заказ составлял 100 ракет MSBS M-2.

Новая БРПЛ MSBS M-2 поступила на вооружение французских подводных лодок в 1974 г. Ракеты MSBS M-2 первой получила третья лодка, названная «Фудруайян» (в сентябре 1974 г. она вышла на боевую службу), а затем «Индомтабль», Позже ракеты MSBS M-2 заменили MSBS M-1 на подводных лодках «Редутабль» и «Террибль» (при этом на лодках не потребовалось никакой модификации пусковых труб). По своим боевым характеристикам ракеты MSBS M-1 и MSBS M-2 могли надежно поражать площадные цели. С вводом в боевой состав третьей ПЛАРБ морские СЯС Франции практически сравнялись по числу носителей с бомбардировочной авиацией, в то же время превосходя ее по суммарной мощности ядерных боеприпасов и надежности доставки их к целям. Районы для боевого патрулирования французских ракетных подводных лодок выбирались в акваториях Норвежского моря и Восточной Атлантики.
#всзарубежныхстран

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: