Баллистическая ракета средней дальности Blue Streak (Великобритания)
Содержание
- 1 Баллистическая ракета средней дальности Blue Streak (Великобритания)
- 1.1 Баллистическая ракета средней дальности Blue Streak (Великобритания)
- 1.2 Синий Streak (ракета) — Blue Streak (missile)
- 1.3 содержание
- 1.4 развитие
- 1.5 Отмена как военный проект
- 1.6 Гражданские программы — Black Prince и ELDO
- 1.7 Баллистическая ракета средней дальности Blue Streak (Великобритания)
- 1.8 Опытная БР средней дальности «Blue Streak» (Великобритания. 1964-1972 год).
Баллистическая ракета средней дальности Blue Streak (Великобритания)
Британская ракета «Blue Streak» («Голубая линия молнии») проектировалась фирмой «De Havilland» с 1955 г. Однако полномасштабные работы по ней начались лишь в конце 1956 г. Это стало следствием знаменитого Суэцкого кризиса в ноябре 1956 г. Напомню, что тогда англо-французские войска захватили зону Суэцкого канала, а Израиль занял Синайский полуостров. Египетская армия была наголову разбита. Но 5 ноября 1956 г. грянул гром. Хрущев направил послание министру иностранных дел Англии Антони Идену. Там говорилось: «В каком положении оказалась бы сама Англия, если бы на нее напали более сильные государства, располагающие всеми видами современного истребительного оружия? А ведь такие страны могли бы в настоящее время и не посылать к берегам Англии военно-морского или военно-воздушного флотов, а использовать другие средства, например, ракетную технику.
Глубоко озабоченные развитием событий на Ближнем и Среднем Востоке и руководствуясь интересами сохранения всеобщего мира, мы считаем, что правительство Англии должно внять голосу благоразумия и остановить войну в Египте. Мы обращаемся к Вам, к парламенту, к лейбористской партии, профсоюзам, ко всему народу Англии: прекратите вооруженную агрессию, остановите кровопролитие. Война в Египте может перекинуться на другие страны и перерасти в третью мировую войну». И, чтобы не оставлять никаких сомнений в твердости намерений Советского Союза, послание заключало: «Мы полны решимости применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Востоке. Иден немедленно обратился в Вашингтон: «Что делать?», и на следующий день получил ответ госдепартамента: «Правительство Соединенных Штатов будет придерживаться своих обязательств по Североатлантическому пакту». Ответ был весьма уклончив, ибо Ближний Восток не попадал под сферу влияния НАТО. Англии нужны были конкретные обещания американской помощи, и Иден попытался связаться с Д. Эйзенхауэром по телефону, но безуспешно, Тогда британский министр обратился к президенту с личным посланием, «прося немедленных заверений в том, что США нанесут ответный удар, если Англия и Франция подвернутся нападению Но американцы не ответили и на этот раз. Англичане обратились в американское посольство в Лондоне, британский посол в Вашингтоне апеллировал к госдепартаменту, английские военные представители в США пытались связаться с американскими начальниками штабов, но американцы всеми способами уходили от встреч. В итоге Англии и Франции пришлось вывести свои войска из Египта.
Понятно, что Суэцкая «конфузия» подтолкнула британское правительство к созданию собственных ядерных сил. Британский военный министр Сэндис представил в начале 1957 г. парламенту «Белую книгу по вопросам обороны», в которой ставились следующие задачи в военной области:
1) английские вооруженные силы должны играть свою роль в системе сил союзных стран с тем, чтобы средствами устрашения предотвратить агрессию и оказать ей сопротивление;
2) защитить британские колонии и протектораты от локального нападения и предпринимать в случае возникновения чрезвычайной обстановки операции ограниченного характера в заморских регионах.
Важнейшим элементом стратегического плана Сэндиса оставались «независимые средства ядерного устрашения». Далее в «Белой книге» говорилось: «Англия должна обладать своими собственными значительными средствами ядерного устрашения», и предусматривалось для этой цели продолжение разработки и запуск в производство собственных английских ядерных бомб мощностью в 1 мегатонну. Имелось в виду, что вначале эти бомбы будут доставляться к цели бомбардировщиками типа V. В дальнейшем предполагалось использовать в качестве средства доставки баллистические ракеты Blue Streak, которые запускались бы из подземных шахт. 15 мая 1957 г. Англия взорвала свою первую водородную бомбу. Замечу, что если в 1941-1944 гг. Англия и США подписали ряд соглашений, согласно которым обе страны должны были делиться ядерными секретами, то после Хиросимы американцы фактически отказались сотрудничать с англичанами в этой области. И впоследствии американцы часто предоставляли Англии ракеты — носителя ядерных боевых частей, но сами ЯБЧ изготавливались только в Англии.
Ракета «Blue Streak» оснащалась инерциальной системой управления, изготовленной фирмой «Sperry Gyroscope Company». Причем в британской прессе прошла информация, что ракета может быть оснащена системой астрокоррекции. Ракета одноступенчатая. Двигатель жидкостный реактивный, работавший на керосине (26,2 т) и жидком кислороде (60,3 т). Ракеты «Blue Streak» должны были размещаться в пусковых шахтах незащищенного типа.
Американские друзья сделали все возможное, чтобы их британский союзник остался без баллистических ракет средней дальности. Воспользовавшись финансовыми трудностями Министерства обороны Великобритании, США в 1960 г. предложили им поучаствовать в совместной разработке двухступенчатой баллистической ракеты «Skybolt». Ракета оснащалась твердотопливным двигателем. Стартовый вес ее составлял 5125 кг, дальность стрельбы 1500-1800 м, боевая часть — термоядерная. Пуск ракеты должен был производиться со стратегических бомбардировш;иков США Б-52 «Стратофортресс» и Б-58 «Хастлер».
Американцы нарисовали англичанам благостную картинку: носителями «Skybolt» должны были стать уже состоявшие на вооружении английские бомбардировщики «Виктор» и «Вулкан». Таким образом, английские ВВС могли поразить большинство целей на Европейской части СССР, включая Москву, Горький, Казань и т.д. Англичане клюнули на приманку и в том же 1960 г. прекратили все работы над ракетой средней дальности «Blue Streak». Однако американцы не выполнили обещаний, и в 1962 г. без консультации с союзниками работы над ракетой «Скайболт» были прекращены. Англичанам предложили подождать несколько лет, пока США. «доведут до ума» и поставят англичанам морские ракеты «Поларис А-3». В итоге первая британская подводная лодка «Резолюшн», вооруженная ракетами «Поларис А-3», вошла в строй в 1967 г.
Тактико-технические характеристики ракеты Blue Streak
Длина, м. 22,0
Диаметр, 3,05
Размах стабилизаторов (максимальная ширина ракеты), м 4,57
Стартовый вес, т 89,4
Вес боевой части, т около 1,0
Дальность стрельбы максимальная, км 4800
Высота полета максимальная, км 925
Скорость полета максимальная, м/с 5830
Тяга двигателя, т 136
Синий Streak (ракета) — Blue Streak (missile)
Де Хэвилленд пропеллеры Синий Streak был британской средней дальности баллистических ракет (БРСД), а затем и первый этап Europa спутниковой ракеты — носителя . Синий Streak был отменен без ввода полного производства.
Проект был предназначен для поддержания независимого британского ядерного сдерживания , заменив V бомбардировщик флота , который стал бы устаревшим 1965. эксплуатационного требования для ракет было выпущено в 1955 году , и проект был завершен к 1957 г. В процессе разработки выяснилось , что ракеты система была слишком дорого и слишком уязвимы для упреждающего удара . Ракета проект был отменен в 1960 году, под руководством США Skybolt предпочтительной замены.
Частично избежать политической неловкости от отмены, правительство Великобритании предложило , что ракета будет использоваться в качестве первого этапа гражданской спутниковой ракеты — носителя под названием Black Prince . Поскольку стоимость думали, была слишком велика для Великобритании только международное сотрудничество было запрошено. Это привело к образованию Европейской организации Launcher развития (ELDO), с голубым подрядом используется в качестве первой ступени ракеты — носителя под названием Europa .
Europa был протестирован на Woomera полигоне , Австралии, а затем в Куру во Французской Гвиане. После неудачного запуска, проект ELDO был отменен в 1972 году и развитие Голубого подряда было остановлено.
содержание
Пост- война Великобритания ядерного оружия Вооружение первоначально было основано на свободном падение бомбы доставлена в V бомбардировочной силы. Вскоре стало ясно , что если Британия хочет иметь надежную сдерживающую ядерную угрозу, баллистическая ракета имеет важное значение. Была политическая необходимость независимого устрашения, так что Англия могла оставаться главным мировая державой . Великобритания не смогла приобрести оптом американское оружие в связи с ограничениями закона по атомной энергии 1946 года .
В апреле 1954 года американцы предложили совместную программу развития баллистических ракет. Соединенные Штаты будут разрабатывать межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) в 5000 морских миль (9300 км) дальности ( SM-65 Atlas ), в то время как Соединенное Королевство при поддержке Соединенных Штатов будет разрабатывать средней дальности баллистических ракет (БРСД) из 2000 морских миль (3700 км) дальности. Предложение было принято в рамках соглашения Вильсона-Сэндисом августа 1954 года, в котором предусматривается сотрудничество, обмен информацией и взаимного планирования программ развития. Решение о разработке под влиянием того, что можно было узнать о ракетном проектирования и разработки в США. Первоначальные требования к бустера были сделаны Royal Aircraft Создание в Фарнборо с входом на ЖРД конструкции от Rocket Propulsion Создание в Уэсткотту . Британский эксплуатационное требование 1139 потребовал ракеты , по меньшей мере , 1500 нм диапазона и первоначально предложенная ракета бы просто достигли этого порога.
развитие
Де Хэвилленд пропеллеры компания выиграла контракт на строительство ракеты, которая должна была быть приведена в действие форсированным на жидком топливе Рокетдайн S3D двигатель, разработанный Rolls-Royce , которая называется RZ.2 . Были разработаны два варианта этого двигателя: первый при условии , статический тяги из 137,000 (610 фунт — сила кН) и второй (предназначенный для трехступенчатого спутниковой ракеты — носителя ) 150 000 фунт — сила (670 кН). Двигатели были уникальными в то время в том , что они могут быть векторными семь градусов в полете и , следовательно , могут быть использованы для направления транспортного средства. Эта конфигурация, однако, значительное давление на автопилоте , который должен был справиться с этой проблемой автомобиля , чей вес был быстро уменьшаются и что управлялись большими двигателями , чьи тяга остается более или менее постоянными. Вибрация была также проблемой, особенно в моторной отсечке, а позднее развитие автопилота для спутниковой ракеты — носителя было сам по себе является значительным достижением.
Ракеты использовали жидкий кислород и керосин ракетного топлива . В то время как транспортное средство может быть оставлено полностью загружено с более чем 20 тоннами керосина, на 60 тонн жидкого кислорода должны были быть загружены непосредственно перед запуском или обледенение стало проблемой. В связи с этим, заправки ракеты занял 4,5 минуты, которые сделали бы его бесполезным в качестве быстрого реагирования на атаки. Ракета была уязвима для упреждающего ядерного удара , запущенная без предупреждения или в отсутствии какого — либо повышения напряжения , достаточного , чтобы гарантировать подготавливая ракету. Для того, чтобы свести на нет этой проблемы де Хэвилленд создал резервные функциями. Ракета может быть проведена в сроки около 30 секунд , чтобы начать в течение десяти часов. По мере того как ракеты были быть размещены в парах , и потребовалось десять часов одна ракеты , чтобы быть готовыми к дежурному режиму, один из двух ракет всегда может быть готовы к быстрому запуску.
Для защиты ракет против упреждающего удара в то время как подпитываются, была разработана идея размещения на ракеты в подземных пусковых установках . Они были бы разработаны , чтобы противостоять один мегатоннам взрыва на расстоянии полумили (800 м) и были британская инновация, впоследствии экспортируется в США. В поисках места для этих бункеров оказалось чрезвычайно трудно. RAF Spadeadam в Камберленд (ныне Камбрия) был единственным местом , где строительство было начато на полномасштабной подземной пусковой установки , хотя тестовые буровые были предприняты в ряде других мест. Остатки этого испытательного бункера, известные как U1, были заново открыты лесоповалом в Spadeadam. Это было также место , где были испытаны RZ.2 ракетных двигатели , а также полная ракета синего подряда. Лучшие сайты для шахтной конструкции были более стабильны слоями горных пород в районах южной и северо-восточной Англии и восточной Шотландии, но строительство многих подземных бункеров в сельской местности осуществляется огромными экономические, социальные и политические издержки. Разработка подземных пусковых установок представила основные технические проблемы. 1 / шестидесятые и 1 шестому масштаба / модель , основанная на «U» образной конструкции были изготовлены и испытаны на РПЭ Уэсткотте. Три альтернативные конструкции были составлены с одним выбранным в качестве прототипа, обозначенный K11. RAF Upavon казалась бы , была предпочтительным местом для оперативных пусковой установки прототипа с бывшим RNAS в Crail как вероятный первый операционном сайт.
В 1955-1956 годах, ракетные двигатели были испытания произвели на иглах батареи на острове Уайт . Как ни один сайт в Великобритании не предусмотрено достаточно места для испытательных полетов, тестовый сайт был создан в Woomera, Южная Австралия .
Отмена как военный проект
Сомнения возникли как стоимость обострилась из первой предварительной фигуры 50000000 £ , представленной казначейство в начале 1955 года, до 300 млн £ в конце 1959 года ее недоброжелателей в гражданской службе утверждает , что программа ползет по сравнению со скоростью развитие в США и Советского Союза .
Оценки в рамках государственной службы для завершения проекта варьировались от всех расходов на 550 млн £ 1,3 млрд £, так как разные министры были установлены на любой отказ или продолжения проекта.
Проект был неожиданно отменен в апреле 1960 г. Уайтхолл оппозиции рос, и он был отменен на мнимых основании , что это было бы слишком уязвимо для первого удара атаки. Адмирал флота лорд Маунтбеттеном провел значительные усилия , утверждая , что этот проект должен быть отменен сразу в пользу ВМФ вооружившись ядерного оружия, способных нанести упреждающий удар.
Некоторые считают отмену Синего подряд быть не только удар по британским военно-промышленных усилий, но и Содружества союзника Австралии, который имел свой собственный корыстный интерес к проекту.
Британский военный передал свои надежды на систему стратегической ядерной поставки в англо-американской ракету Skybolt , до отмены проекта Соединенных Штатов в ее МБР программа достигла зрелостей. Британская вместо приобрела Polaris систему от американцев, переносимых в британском построенных подводных лодках .
Гражданские программы — Black Prince и ELDO
После отмены в качестве военного проекта, было нежелание отменить проект из-за огромных затрат , понесенных. Синий Streak стал бы первым этапом проектируемого всех британских спутниковой ракеты — носителя , известной как « Черный принц »: второй этап был получен из Black Knight испытываемого транспортного средства, а также орбитальной ступени инъекции был небольшой пероксид водорода / керосин двигатель.
Черный принц оказался слишком дорогим для Великобритании, и Европейская организация запуска развития (ELDO) была создана. Это используется Синий Streak в качестве первого этапа, с французскими и немецкими вторыми и третьими этапами. Синий Streak Первый этап был успешно испытан три раза в испытательном полигоне Woomera в Австралии в рамках программы ELDO.
Черный принц
В 1959 году, за год до отмены Синего подряда , как ракета, правительство с просьбой о том , что RAE и Saunders-Roe разработки ракеты — носителя на основе голубого подряда и Black Knight. Эта конструкция используется голубой подряд в качестве первой стадии и 54-дюймовый (137 см) второй ступени на основе Black Knight. Несколько различных третьи этапы будут доступны, в зависимости от требуемой полезной нагрузки и орбиты.
Стоимость разработки Black Prince была оценена в £ 35 миллионов людей .
Изначально планировалось , что Черный принц будет Commonwealth проект. Как правительство Дифенбейкер в Канаде уже тратит больше денег , чем публично признали на Алуэ- и Австралия не была заинтересована в проекте, эти две страны не желает внести свой вклад. Не Южная Африка больше не является членом Содружества. Новая Зеландия, скорее всего , чтобы сделать «скромные» вклады только.
Европейская организация по развитию Launcher
В Великобритании вместо предложила сотрудничество с другими европейскими странами , чтобы построить три этапа запуск дееспособного размещения полезной нагрузки один-тонную на низкую околоземную орбиту . Состоящий из Бельгии, Великобритании, Франции, Германии, Италии и Нидерландов, Австралия в качестве ассоциированного члена.
Подготовительные работы начались в 1962 году и ELDO был официально подписан в существование в 1964 году.
С Синим подрядом, Великобритания стала первым этапом европейского ракетоносителя с Францией обеспечения Корали второй этапа и Германии третьей. Италия работала на спутниковом проекте, Нидерланды и Бельгия сконцентрировались на слежение и телеметрические системы и Австралия поставила стартовую площадку.
Объединенный пусковая был назван Europa .
После десяти испытательных пусков, запуск сайта Woomera не подходит для размещения спутников на геостационарную орбиту, а в 1966 году было принято решение перейти на французский сайт Куру в Южной Америке . F11 был уволен здесь в ноябре 1971 года, но отказ автопилота вызвал автомобиль , чтобы разбить. Запуск F12 был отложен в то время как обзор проекта был осуществлен, что привело к решению отказаться от Europa дизайна.
Список Синего подряда запускает в рамках ELDO
(Взятые из «Europa SLV Historiograph», произведенный HSD Ltd)
Баллистическая ракета средней дальности Blue Streak (Великобритания)
Войти
Опытная БР средней дальности «Blue Streak» (Великобритания. 1964-1972 год).
Британская ракета «Blue Streak» («Голубая линия молнии») проектировалась фирмой «De Havilland» с 1955 года. Однако масштабные работы по ней начались лишь в конце 1956 года. Это стало следствием знаменитого Суэцкого кризиса в ноябре 1956 года. Суэцкий «кризис» подтолкнул британское правительство к созданию собственных ядерных сил. Военный министр Сэндис представил в начале 1957 года парламенту «Белую книгу по вопросам обороны», в которой ставились следующие задачи в военной области .
1) английские вооруженные силы должны играть свою роль в системе сил союзных стран с тем, чтобы средствами устрашения предотвратить агрессию и оказать ей сопротивление;
2) защитить британские колонии и протектораты от локального нападения и предпринимать в случае возникновения чрезвычайной обстановки операции ограниченного характера в заморских регионах.
Важнейшим элементом стратегического плана Сэндиса оставались «независимые средства ядерного устрашения». Далее в «Белой книге» говорилось: «Англия должна обладать своими собственными значительными средствами ядерного устрашения», и предусматривалось для этой цели продолжение разработки и запуск в производство собственных английских ядерных бомб мощностью в 1 мегатонну. Имелось в виду, что вначале эти бомбы будут доставляться к цели бомбардировщиками типа V. В дальнейшем предполагалось использовать в качестве средства доставки баллистические ракеты Blue Streak, которые запускались бы из подземных шахт. 15 мая 1957 года Англия взорвала свою первую водородную бомбу. Есть интересный момент : если в 1941-1944 гг. Англия и США подписали ряд соглашений, согласно которым обе страны должны были делиться ядерными секретами, то после Хиросимы американцы фактически отказались сотрудничать с англичанами в этой области. И впоследствии американцы часто предоставляли Англии ракеты — носителя ядерных боевых частей, но сами ЯБЧ изготавливались только в Англии.
Ракета «Blue Streak» оснащалась инерциальной системой управления, изготовленной фирмой «Sperry Gyroscope Company». Причем в британской прессе прошла информация, что ракета может быть оснащена системой астрокоррекции. Ракета одноступенчатая. Двигатель жидкостный реактивный, работавший на керосине (26,2 т) и жидком кислороде (60,3 т). Ракеты «Blue Streak» должны были размещаться в пусковых шахтах незащищенного типа.
Американцы воспользовавшись финансовыми трудностями Министерства обороны Великобритании, предложили Британии поучаствовать в совместной разработке двухступенчатой аэробаллистической ракеты «Skybolt». Ракета оснащалась твердотопливным двигателем. Стартовый вес ее составлял 5125 кг, дальность стрельбы 1500-1800 м, боевая часть — термоядерная. Пуск ракеты должен был производиться со стратегических бомбардировщиков США Б-52 «Стратофортресс» и Б-58 «Хастлер».
Англичане клюнули на это и в том же 1960 году почти прекратили работы над ракетой «Blue Streak». Но США в 1962 году без консультаций с Британией прекратили работы над ракетой «Скайболт». Англичанам предложили подождать несколько лет, пока США доведут до ума и поставят морские ракеты «Поларис А-3». В итоге первая британская подводная лодка «Резолюшн», вооруженная ракетами «Поларис А-3», вошла в строй в 1967 году.
Работы над ракетой ещё велись некоторое время. Чтобы избежать политического скандала от отмены программы, правительство Великобритании предложило использовать ракету будет в качестве первой ступени гражданской спутниковой ракеты-носителя «Черный принц». Однако стоимость проекта оказалось неподъёмной для одной Британии и была предпринята попытка совместного международного проекта. Это привело к образованию организации ELDO, с ракетой Blue Streak, используемой в качестве первой ступени ракеты-носителя Europa. Europa была протестирована на полигоне Woomera в Австралии, а затем на космодроме Куру во Французской Гвиане. После неудачного запуска, проект ELDO был отменён в 1972 году и развитие системы Blue Streak было остановлено окончательно.
Как боевая система ракета должна была нести моноблочную головную часть мощностью 1 мегатонна и иметь дальность полёта 3700 — 4800 километров.
Длина, м — 18,28
Диаметр, м — 3,04
Стартовый вес, т — 89,4
Вес боевой части, т около — 1,0
Дальность стрельбы максимальная, км — 3700-4800
Высшая точка траектории, км — 925
Скорость полета максимальная, м/с — 5830
Тяга двигателя, т — 136