1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Баллистическая ракета средней дальности PGM-17 Thor / SM-75 (США)

Баллистическая ракета средней дальности PGM-17 Thor / SM-75 (США)

Баллистическая ракета средней дальности (театра военных действий) PGM-17 Thor / SM-75 имела примерно те же тактико-технические характеристики, что и ракета PGM-19 Jupiter. Принципиальная разница была в том, что она делалась для ВВС, а не для армии, как PGM-19 Jupiter. В США каждый род войск имеет свое министерство, свой бюджет, и в своих эгоистичных целях бюрократы нередко идут на дублирование при создании аналогичных систем. 27 декабря 1955 г. отдел баллистических ракет командования научно-исследовательских работ ВВС США заключил с фирмой «Дуглас Эркрафт» контракт о разработке ракеты PGM-17 Thor. Под руководством отдела баллистических ракет фирма «Дуглас Эркрафт» вместе с другими фирмами разработала не только собственно ракету PGM-17 Thor, но и весь ракетный комплекс.

Были определены жесткие сроки проектирования и изготовления наземного вспомогательного оборудования, чтобы иметь его в наличии к тому времени, когда ракета PGM-17 Thor будет доведена до состояния боевой готовности. С целью ускорения поставки боевых ракет ВВС решили изготовить ракету PGM-17 Thor в условиях серийного производства, чтобы тем самым исключить обычный этап изготовления опытного образца ракеты. Первая ракета PGM-17 Thor была изготовлена заводом фирмы «Дуглас Эркрафт» в Санта-Монике в октябре 1956 г. Главным конструктором по ракетному комплексу PGM-17 Thor был назначен доктор Бромберг, а руководителем всей программы — полковник Эдвард Холл. Приступив к работе, фирма Дуглас Эркрафт в течение месяца сделала эскизный проект ракеты. Для изготовления рабочих чертежей понадобилось 7 месяцев.

Первая ракета PGM-17 Thor была запущена 25 января 1957 г., то есть всего через 13 месяцев после того, как ракета была одобрена в чертежах и было дано согласие на ее изготовление. Первое испытание прошло неудачно: ракета взорвалась на стартовом столе. Еще три испытания прошли в апреле, мае и августе 1957 г., и все они были неудачными. (Вторая ракета «Тор» фактически была уничтожена по ошибке, вследствие неисправности системы обеспечения безопасности на полигоне.) В результате проведенных испытаний были получены новые сведения о работе двигателей и системы управления и о дальности полета. На основе этой информации дефекты были устранены, а в проект ракеты внесены изменения.

20 сентября 1957 г. ракета PGM-17 Thor без системы наведения успешно поднялась со стартового стола и пролетела заданное расстояние в 1400 км. В следующем месяце при новом успешном запуске была достигнута дальность 4250 км. Первый пуск ракеты PGM-17 Thor с системой наведения произведен 19 декабря 1957 г. Ракета, пролетев по заданному курсу, упала очень близко от цели. В феврале 1958 г. начались испытания по отделению головной части, и в июне того же года головная часть с испытательной аппаратурой была спасена после полета на расстояние свыше 2400 км. С базы ВВС Ванденберг в Калифорнии ракета PGM-17 Thor была запущена впервые 16 декабря 1958 г. Испытание проводилось боевым расчетом и прошло удачно. Ракета стартовала через 20 минут после команды о запуске. Из 31 пуска ракеты PGM-17 Thor, состоявшихся там до 28 января 1959 г., 15 были полностью успешными, 12 частично успешными, 4 закончились полной неудачей. Эти четыре неудачных пуска относятся к первым образцам ракеты. К концу ноября 1959 г. было запущено 77 ракет PGM-17 Thor.

Ракета PGM-17 Thor / SM-75 оснащалась инерциальной системой управления фирмы «Дженерал Моторс». Для удобства изготовления ракета PGM-17 Thor делилась на несколько частей. В отсеке силовой установки находился жидкостный ракетный двигатель LR-79 фирмы «Рокетдайн», турбонасосный агрегат и органы управления. К задней переборке крепились два вспомогательных двигателя LR-101, управлявших ракетой по крену и используемых для регулировки скорости полета ракеты. Управление ракетой по тангажу и рысканью обеспечивалось поворотом маршевого двигателя. Двигательный отсек присоединялся к баку с жидким кислородом, который в свою очередь присоединялся к центральной части ракеты. Затем следовал бак с горючим и, наконец, отсек системы наведения и управления. Головная часть ракеты присоединялась к отсеку систем наведения и управления.

Ракета PGM-17 Thor комплектовалась боевой частью МКЗ с ядерным зарядом W-49. Вес ядерного заряда 744-762 кг, длина 1440 мм, диаметр 500 мм, мощность 1,4 Мт. Производство боевых частей W-49 было начато в сентябре 1958 г. Головная часть ракеты PGM-17 Thor с защитной огнестойкой обшивкой имела форму усеченного конуса диаметром около 1,5 м и высотой 0,6 м. В ее основании находилась аппаратура управления и стабилизации, обеспечивавшая полет по заданной траектории после отделения от корпуса ракеты. Таким образом, головная часть ракеты состояла из теплопоглощающей обшивки и четырех систем: управления траекторией полета, источников питания, взрывателя и боеголовки. Головная часть отделялась от корпуса ракеты сразу же после выгорания топлива в ракете.

Ракеты PGM-17 Thor штатно запускались со стационарных пусковых установок. На обычной стартовой позиции ракет находились три пусковые установки, и для их обслуживания требовалось четыре человека. Эскадрилья обслуживала пять позиций. Таким образом, в эскадрилье имелось 15 ракет и 20 человек для их запуска. Емкость топливных баков при каждой ракетной установке рассчитывалась только на одну ракету. Заправка топливом осуществлялась автоматически. Стоимость наземного вспомогательного оборудования для ракеты PGM-17 Thor составляла две трети стоимости всего ракетного комплекса.

Летом 1958 г. состоялся пробный старт ракеты с подвижной пусковой установки, сконструированной для войсковых частей. В этом же году ракета PGM-17 Thor была принята на вооружение ВВС США. Всего до 4 октября 1960 г. проведено 100 испытательных и учебно-боевых пусков ракет этого типа, из них 73 признаны успешными, 13 — частично успешными и 14 закончились неудачно. Четыре эскадрильи ракетных комплексов PGM-17 Thor с боезапасом по 15 ракет в каждой базировались в южной части Англии (Йорк, Линкольн, Норвич, Нортгемптон). Всего там было размещено 60 ракет. Часть ракетных комплексов этого типа в 1961 г. передали под оперативное руководство Великобритании, где их разместили на ракетных базах в Йоркшире и Суффолке. Они считались ядерным средством НАТО. Кроме того, две эскадрильи ракетных комплексов PGM-17 Thor были размещены в Италии и одна — в Турции. Таким образом, в Европе к середине 1962 г. имелось 105 развернутых ракет «Тор».

Ракеты PGM-17 Thor, подобно «Юпитерам», стали платой за вывод советских ракет с Кубы. В течение 1963 г. они были демонтированы и вывезены в США, где и хранились на складах до 1974 г. Ракеты PGM-17 Thor широко использовались для проведения различных экспериментов и для создания космических ракетоносителей. Так, в 1958 г. и 1962 г. США провели 12 высотных испытаний и испытаний в атмосфере недалеко от атолла Джонстон (в 1200 км к юго-западу от Гавайских островов). Фактически серия испытаний в рамках «операции Доминик» (Operation Dominic) завершилась через некоторое время после окончания Карибского кризиса. Было проведено несколько испытаний для определения воздействия высотных ядерных взрывов на баллистические ракеты в плотных слоях атмосферы, а также для изучения поражающего действия электромагнитного импульса. Эти исследования были частью программы по созданию систем борьбы с баллистическими ракетами (Anti-Ballistic Missile), используя ракеты-перехватчики с ядерной боевой частью. Испытания привели к выпадению небольших локализованных радиоактивных осадков, однако взрыв ракеты PGM-17 Thor с ядерной боевой частью на стартовой позиции на атолле Джонстон, произошедший 25 июля 1962 г., привел к радиоактивному заражению местности плутонием, содержавшимся в боеголовке. Мероприятия по ликвидации последствий велись несколько лет.

Ракета PGM-17 Thor была использована в качестве первой ступени в ракетоносителях «Тор-Аджена», «Тор-Дельта», «Тор-Эйбл», «Тор-Эйбл Стар» и др. Так, только с авиабазы Ванденберг (Западного испытательного полигона) в 1959-1972 гг. с помощью ракетоносителя типа «Тор» было произведено 184 пуска искусственных спутников Земли, из которых 164 считались успешными.

Тактико-технические характеристики ракеты PGM-17 Thor
Длина, м. 19,81
Диаметр, м. 2,44
Стартовый вес, т 49,9
Тяга двигателя, т 67,5
Время работы двигателя, с. 150
Дальность стрельбы, км:
— у ракет первых партий 2800
— у последующих партий 3180
Высота полета максимальная, км 720
Скорость полета максимальная, м/с около 4440
КВО, м 3200
Стоимость ракеты, тыс. долларов 500

Читать еще:  Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» (СССР)

PGM-17 Thor — PGM-17 Thor

Тор был первой эксплуатационной баллистической ракетой развернута в ВВС США (USAF). Названные в честь скандинавского бога грома , он был развернут в Соединенном Королевстве в период с 1959 по сентябрь 1963 года в качестве средней дальности баллистических ракет (КУРБ) с термоядерными боеголовками . Тор был 65 футов (20 м) в высоту и 8 футов (2,4 м) в диаметре. Позднее он был увеличен в арсенале США КУРБА по Юпитеру .

Большое семейство космических ракет — носителей -The Тор и Delta ракеты-выводились из проекта Тор.

содержание

Дизайн и развитие

Опасаясь , что Советский Союз будет развертывать баллистические ракеты до США, в январе 1956 года USAF начал разработку Thor, 1,500 миль (2400 км) средней дальности баллистических ракет. Программа продолжалась быстро, и в течение трех лет с момента своего начала первого из 20 ВВС Thor эскадрилий был введен в эксплуатацию в Великобритании. Развертывание Великобритании носил кодовое название » Project Эмили . Одним из преимуществ конструкции было то , что, в отличие от Юпитера БРСД , Тор может осуществляться грузовыми самолетами ВВС США того времени, которое сделало ее развертывание более быстрым. В стартовых средствах не были транспортабельны, и должны были быть построены на месте. Тор был затычка мерой, и после того , как первое поколение МБР , базирующихся в США был введен в эксплуатацию ракеты Thor быстро удалился. Последний из ракет был выведен из оперативной готовности в 1963 году.

Небольшое количество Торс, преобразованный в «Упорный дополненной Дельта» пусковые установки , не осталось функционировать в ракетной роли анти-спутника в программе 437 до апреля 1975 г. Эти ракеты были основаны на острове Джонстон в Тихом океане и имел возможность уничтожить спутники в низкой околоземной орбите. С предварительным предупреждением о предстоящем запуске, они могут уничтожить советский спутник — шпион вскоре после того, как на орбиту. Эти ракеты остаются в памяти, и могут быть возобновлены, хотя W-49 Mod 6 боеголовка была демонтирована в июне 1976 года.

Начальное развитие

Развитие Тор был инициирован USAF в 1954 г. Цель была ракетная система , которая может доставить ядерную боеголовку на расстояние до 1150 миль (2300 +1850 до +3700 км) с КЭП 2 мили (3,2 км). Этот диапазон позволит Москве ударить от места старта в Великобритании.

Исследования первоначальные проектные возглавлялись коммандер. Роберт Труа (ВМС США) и д — р Адольф К. Thiel ( Рамо-Вулдридж Corporation , ранее Redstone Arsenal ). Они уточнили спецификацию к КУРБУ с:

  • 1,750 миль (2820 км) Диапазон
  • 8 футов (2,4 м) диаметром 65 футов (20 м) в длину (так что это может быть осуществлено с помощью DouglasC-124 Globemaster)
  • Грубый взлетный вес 110000 фунтов (50000 кг)
  • Силовой обеспечивается половиной навахо -derived Atlas бустер двигатель (из — за, в основном, в связи с отсутствием каких — либо альтернатив в этой ранней дате)
  • 10000 миль / ч (4,5 км / с) Максимальная скорость во время входа в атмосферу боеголовки
  • Инерциальная система наведения с резервным радио (для низкой восприимчивости к нарушению противника)

Как Атлас, Тор использовал штангенциркуль двигатели для управления по крену; они по бокам главного двигателя вместо того, чтобы по бокам ракеты.

С 30 ноября 1955 года, три компании получили одну неделю в торгах по проекту: Douglas , Lockheed и North American Aviation . Им было предложено создать «команду менеджеров , которые могли бы собрать воедино существующие технологии, навыки, умения и техники в« беспрецедентном время». 27 декабря 1955 года Дуглас был награжден премьер — контракт на планере и интеграции. Рокетдайн подразделение North American Aviation получили контракт двигателя, AC Свечи зажигания основной инерциальной системы наведения, Bell Labs резервной системы радионаведения и General Electric носа конус / боеголовку.

Дуглас усовершенствовал дизайн, выбирая болтовые танковые переборки (в отличие от первоначально предложенных сваренных из них) и конического топливного бака для улучшения аэродинамики. Двигатель был разработан как прямой потомок Атлас МА-3 бустера двигателя. Изменения , участвующие удаление одной тяговой камеры и изменение маршрута сантехники , чтобы позволить двигатель , чтобы соответствовать внутри меньшего Thor тяги секции. Испытания двигателей были выполнены в марте 1956 года первый инженерная модель двигатель был доступен в июне, после первого двигателем полета в сентябре. Разработка двигателя была осложнена серьезными проблемами турбонасосных. Ранние двигатели Тор пострадали от «подшипниковой ходьбы», явления , которое произошло на большой высоте , как воздух разбавленным, в результате чего смазочного масла в насосе для вспенивания и толкать подшипники из их гнезд. Когда это произошло, ТНО закроется, прекращение тяги двигателя. Первоначальные испытания Thor в 1957 году использовали раннюю версию Рокетдайн LR-79 двигателя с конической тяговой камерой и 135000 фунтов тяги. В начале 1958 г. он был заменен улучшенной модели с колоколообразной тяговой камеры и 150000 фунтов тяги. Продуманная Thor IRBM имел 162000 фунтов тяги.

Первые запуски

Испытательные пуски Thor должны были быть от LC-17 на мысе Канаверал ракетного приложении . График разработки был настолько сжат , что планы для Atlas бункер были использованы для обеспечения завершения объекта во время. Тем не менее, пусковая площадка LC-17B был просто готов для первого испытательного полета.

Первый полет готовый Тор, ракетными 101, прибыл на мысе Канаверал в октябре 1956 г. Он был возведен на LC-17B и прошел несколько метательных практика погрузки / разгрузки упражнения, испытание статической стрельбы и месячную задержку в то время как неисправного реле был заменен. Запуск наконец состоялся 25 января 1957 года Тор почти сразу же потерпел неудачу в взлете, как двигатель потерял тягу, упал обратно на площадку, и взорвался. Инженеры не могли определить причину до просмотра фильма о предстартовых препаратах, которые показали экипажи перетаскивания LOX заливного шланга через песчаную область. Был сделан вывод о том, что мусор вошел в LOX и загрязненный его, вызывая отказ клапана.

Тор 102 был запущен 20 апреля. Ракета-носитель выполняли нормально, но ошибочная консоль считывание вызвало офицер безопасности Range верить, что он возглавлял вглубь, и он инициировал последовательность самоуничтожения 35 секунд в запуск. Именно тогда обнаружил, что отслеживание консоль была подключена в обратном направлении, в результате чего траектории Торы будет показано, как противоположность, где ракета возглавляли; короткий полет поднял уверенность, что он будет летать.

Третий Thor запуск (Missile 103) не сбивался площадки и взорвался через четыре минуты до запланированного старта. Дефектный клапан допустимое давление LOX бак построить до опасных уровней; авария была также вина техников неуплаты внимания манометров. LC-17B, следовательно, должны были быть устранены во второй раз в четыре месяца.

Ракетные 104, запущенный 22 августа из недавно открытого LC-17A, распалась на Т + 92 секунд из-за падения в силе сигнала со стороны программиста, в результате чего двигатель Gimbal трудно правильно. Система наведения пытались компенсировать, но в конечном итоге приводит к неконтролируемым маневры рыскания, вызвавших чрезмерные нагрузки на конструкцию.

Thor 105 (20 сентября), 21 месяцев после начала строительства, пролетел 1100 миль (1800 км) стрелковую позицию. Нет телеметрическое оборудование не было включено в этой ракете и экономия веса позволила ему добиться полного диапазона 1500 миль (2400 км).

Ракетные 107 (3 октября) упал обратно на LC-17A и разобранной на старт из-за газовый генератор клапана неисправного открыть.

Ракетные 108 (11 октября), в разобранном вокруг T + 140 секунд без предварительного предупреждения. Инженеры были сбиты с толку , как на причину сбоя. После того , как первый Тор-Able запуск не удалось спустя шесть месяцев из — за захваченной ТНА, был сделан вывод, что причиной гибели 108 в, хотя ракета не имела достаточного инструментария для определения точного характера отказа.

Последнее три испытания Thor в течение 1957 было успешным. 1958 началась с отказами спина к спине. Тор 114 был уничтожен Диапазон безопасности 150 секунд в запуске, когда система наведения потерял мощность и двигатель Thor 120 закрыло чуть менее двух минут после старта. Телеметрическая система испытала сбой питания во время запуска, так что причина для выключения двигателя не может быть удовлетворительно определена.

19 апреля Ракетные 121 опустился на LC-17B и взорвался, положив подушку из строя на три месяца. Крах топливного канала, как полагали, был преступником.

22 апреля ракет 117, несущие первую Способную верхнюю ступень, потеряла тягу и разогнал на Т + 146 секунд из-за сбой турбонасосного.

Ракеты Юпитер, Тор, и все Atlas используется вариант Рокетдайн LR-79 двигатель и все три пострадали неудачи запуска из-за предельной конструкции ТНА. Были две отдельные проблемы с насосами. Первым было открытием во время тестирования на Хантсвилле, что смазочное масло, как правило, пены на большой высоте, как снижение давления воздуха. Другой был, что вибрация вала насоса от рабочей скорости примерно 10000 оборотов в минуту приведет к тому, подшипники, чтобы выйти из своих гнезд, в результате чего насос резко заклинивания. Армия приостановила Jupiter запускает в течение четырех месяцев, пока проблемы ТНА не могут быть решены, и в результате не больше отказов насоса зависит эту программу.

Читать еще:  Самоходная артиллерийская установка Caesar (Франция)

Генеральный Schreiver отверг идею отправки ракеты Thor и Atlas обратно на завод и решил, что он только позволит в полевых условиях изменения таким образом, чтобы не задерживать программу тестирования. Он согласился с тем, чтобы установить исправления для выпуска смазочного материала, который включал давления в ТНА коробок передач и с использованием масла с различной вязкостью, которая была менее склонна к пенообразованию, но не модифицированные фиксаторов подшипников. Шесть последовательных Thor и Atlas запуски не удалось в феврале-апреле 1958 года, хотя и не все из них можно было бы отнести к ТНА проблем. Тогда не было никаких ТНА неудач в течение следующих четырех месяцев, оставив ВВС с чувством самоуверенности, которая была грубо закончилась, когда Тор-Able 127, несущий первый в мире лунный зонд, взорвалась во время запуска на 17 августа из-за сбоя ТНА. Через месяц, Atlas 6В также пострадал провал ТНА, и после этого, ВВС сдался и согласился, чтобы заменить турбонасосов во всех своих ракет, после чего больше не было запустить сбои из-за проблем ТНА. Необходимые модификации ракет заняли бы только один месяц и не вызвали какие-либо задержек либо Thor-Able 1 или полеты Atlas 6B, таким образом те провалы были в конечном счете связаны с плохим управлением программами.

Пять успешных испытаний Thor были проведены в июне-июле 1958 года, последний несет мышь по имени Wickie на биологической миссии; капсула погружалась в океан и не может быть восстановлена. Тор 126 (26 июля) потеряли тяги 50 секунд в запуске , когда LOX клапан закрыт непреднамеренно. Автомобиль разбил вниз и разогнал от аэродинамических нагрузок. Тогда на 30 июля, произошел трагический несчастный случай на Thor статическом испытательном стенде в Сакраменто, штат Калифорния , когда LOX клапан не удалось, в результате чего пожар , который серьезно сожжен шесть Дугласа техников, три из которых впоследствии скончались от травм.

Фаза II испытания с AC Spark Plug инерционной системой наведения началось 7 декабря с первым успешным полетом на 19 декабря 1957 года.

Оперативный вариант Тор, ДМ-18А, начал испытывать осенью 1958 года, но Ракетные 138 (5 ноября) вышел из-под контроля, вскоре после старта и должны были быть уничтожены. Тем не менее, Тор был объявлен оперативным и испытание теперь стало на базе ВВС Ванденберг на западном побережье, когда Ракетные 151 успешно летал на 16 декабря. 30 декабря, почти повторение провала 5 ноября произошло, когда Ракетные 149 потерял управление и был уничтожен 40 секунд на запуск.

Баллистическая ракета средней дальности SM-75/PGM-17A Thor

В 1951 году Центр ВВС по разработке летательной техники («Air Force’s Wright Air Development Center»), размещавшийся на авиабазе Райт-Паттерсон (шт.Огайо), пришел к выводу, что тактическая крылатая ракета TM-61 «Matador», состоявшая на вооружении ВВС, обладает неудовлетворительными характеристиками с учетом перспектив развития ПВО-ПРО СССР. Центр рекомендовал ВВС разработать и принять на вооружение баллистическую ракету тактического радиуса действия, перехватить которую в то время еще не представлялось возможным технически. Тактическое Авиационное Командование («Tactical Air Command») ВВС одобрило выдвинутую концепцию, и вскоре Главный Штаб ВВС отдал Командованию Исследований и Разработок ВВС («Air Research and Development Command») распоряжение о выработке детального плана по созданию новой ракеты к 1 июню 1955 года. К 1960 году планировалось начать летные испытания новой ракеты.

В начальный период программа разработки новой ракеты не считалась в ВВС программой особой важности — военные уделяли больше внимания совершенствованию парка стратегических бомбардировщиков и развитию технологий для создания МБР. Ситуация с разработкой перспективной тактической ракеты для нужд ВВС кардинально изменилась в 1955 году после обращения т.н. комитета Киллиана к Президенту Д. Эйзенхауэру. В докладе комитета говорилось о том, что, наряду с разработкой МБР, США должны безотлагательно приступить к разработке БРСД с дальностью действия порядка 2400 км. Новый класс ракет должен был быть развернут как на суше (на базах США в Европе), так и на море (рассматривались варианты базирования новых ракет на подводных лодках, а также на специальных судах). Необходимость разработки нового класса ракет доказывалась ссылками на разведданные, указывавшие, что СССР уже приступил к разработке собственных БРСД. К концу 1955 года Армия, ВВС и ВМС США заявили о принципиальной готовности приступить к разработкам БРСД. Однако начало конкретных действий тормозилось неопределенностью касательно того, какое именно ведомство должно будет отвечать за разработку новых ракет. В ноябре 1955 года Министр Обороны Ч. Уилсон объявил, что ВВС будут отвечать за разработку БРСД наземного базирования, а объединенная команда Армии/ВМС — за разработку БРСД морского базирования. В декабре 1955 года Президент Д. Эйзенхауэр причислил программу разработки БРСД к числу программ наивысшего приоритета.

Ракета наземного базирования, создаваемая ВВС, получила обозначение SM-75 «Thor» (разработка ракеты велась в рамках создания системы оружия WS-315A). В мае 1955 года научно-техническое руководство программой от Центра ВВС по разработке летательной техники было передано Западному отделению перспективных разработок («Western Development Division»), штат Калифорния. В ноябре того же года WDD приступило к окончательному выбору основного подрядчика по созданию ракеты. Первоначально имелось три кандидатуры — фирмы «Douglas Aircraft», «Lockheed Aircraft», «North American Aviation». После рассмотрения всех предложений к концу декабря 1955 года был назван основной подрядчик — фирма «Douglas Aircraft» (ракета получила конструкторское обозначения DM-18).

При создании новой БРСД максимально широко (особенно при создании силовой установки, системы управления, сборки ББ/БЧ) использовалась унификация с уже осуществлявшимися ракетными программами, прежде всего «Atlas». Основным подрядчиком по созданию силовой установки было выбрано отделение «Rocketdyne Division» фирмы «North American Aviation». Инерциальную систему управления разрабатывало отделение «AC Spark Plug» корпорации «General Motors», а дублирующую/дополняющую радиоинерциальную систему управления, позволяющую управлять ракетой с наземного пункта (прежде всего, при испытаниях) создавала фирма «Bell Telephone Laboratories». Боевой блок создавала корпорация «General Electric», а боевая часть традиционно разрабатывалась Комиссией по атомной энергии («Atomic Energy Commission»).

С учетом крайней спешки, вызванной желанием ВВС обогнать не только СССР, но и Армию с ее собственной БРСД «Jupiter», WDD отнесло новую программу к числу программ «максимального риска». Это предсказание подтвердилось — первый, второй и третий испытательные запуски, состоявшиеся, соответственно, в январе, апреле и мае 1957 года с Восточного испытательного полигона (Eastern Missile Range), авиабаза Патрик, Флорида, были неудачными. Однако работа по устранению неполадок с участием всего причастного к программе научно-технического персонала в режиме «три смены, 7 дней в неделю» принесла свои плоды — уже в августе состоялся первый полет, признанный «частично успешным». 20 сентября 1957 года состоялся первый полностью успешный пуск БРСД «Thor». Несмотря на эти успехи, ВВС имели причины для опасений — программа «Thor» имела сильнейшего соперника, программу БРСД «Jupiter», которая, имела сходные с «Thor» характеристики. Однако опасения не сбылись — на волне неоправданной паники (тщательно подстегиваемой заинтересованными представителями американской военной промышленности), вызванной запуском советского Первого Спутника Земли, президент Д.Эйзенхауэр в октябре 1957 года отдал приказ о начале серийного производства обеих американских БРСД.

В декабре 1957 года президентом США было принято принципиальное решение о развертывании БРСД «Thor» на европейском континенте (ранее рассматривались и такие экзотические варианты, как размещение БРСД «Thor» в штате Аляска около г. Фэрбенкс). В феврале 1958 года было заключено совместное американо-британское соглашение «о взаимопонимании» по развертыванию 4 эскадрилий БРСД «Thor» (60 БРСД). Британцы добились для себя права осуществлять самостоятельное обслуживание ракет, которые должны были нести на себе опознавательные знаки Королевских ВВС. Однако боевые части должны были оставаться в распоряжении Стратегического Авиационного Командования ВВС США и пристыковываться к БРСД только с разрешения американской стороны (в дальнейшем было оговорено право каждой из сторон на применение оружия в штатном снаряжении без согласия партнера в случае «чрезвычайных обстоятельств» — т.н. «Project E»). Транспортное и материальное обслуживание ракет должны были в максимальной степени обеспечиваться американской стороной. Окончательное соглашение было подписано в июне 1958 года. Соглашение о техническом взаимодействии между ВВС США и Королевскими ВВС Великобритании в рамках программы по развертыванию и дальнейшему обслуживанию БРСД «Thor» было подписано в июле. Программа по развертыванию в Великобритании новых БРСД получила наименование «Project Emily». Для наблюдения и технической поддержки при развертывании новой системы оружия САК ВВС США в феврале 1958 года активировало 705-е стратегическое ракетное крыло на авиабазе Лэйкенхит, Великобритания. Оборудование и системы, подлежащие развертыванию, начали перебрасываться в Великобританию в августе 1958 года. Первая БРСД была передана Королевским ВВС в сентябре того же года.

Читать еще:  Баллистическая ракета PGM-11 Redstone (США)

В июне 1958 года с авиабазы Патрик был выполнен первый успешный запуск опытного образца БРСД «Thor» с прототипа штатной пусковой установки. Первый успешный запуск системы в штатном оснащении был выполнен в ноябре 1958 года там же. Начиная с декабря 1958 года, запуски стали осуществляться и с Западного испытательного полигона («Western Missile Range»), авиабаза Ванденберг, Калифорния. Первый запуск БРСД «Thor» британским персоналом был произведен с авиабазы Ванденберг в апреле 1959 года (операция «Lion’s Roar»). В июне того же года годной для несения дальнейшего боевого дежурства была признана первая база БРСД «Thor» на Британских островах — авиабаза Фелтуелл, где размещалась 77-я стратегическая ракетная эскадрилья Королевских ВВС. В сентябре 1959 года годной для несения боевого дежурства была признана вторая база БРСД «Thor» на Британских островах — авиабаза Хэмсуелл, где размещалась 97-я стратегическая ракетная эскадрилья Королевских ВВС. В октябре с авиабазы Ванденберг британский персонал успешно выполнил первый пуск БРСД «Thor» по программе боевой подготовки (до июня 1962 года таких пусков было выполнено 12). В ноябре введена в строй третья база БРСД «Thor» в Великобритании — Дриффилд, где разместилась 98-я стратегическая ракетная эскадрилья Королевских ВВС. В декабре 1959 года США и Великобритания подписали совместный протокол, который удостоверял, что развернутые к тому моменту на британской территории БРСД «удовлетворительно продемонстрировали операционную готовность». В апреле 1960 года развертывание БРСД «Thor» на территории Великобритании было завершено с вводом в строй четвертой ракетной базы — Норс Лаффенхэм, где базировалась 144-я стратегическая ракетная эскадрилья Королевских ВВС. Впервые штатная термоядерная БЧ была пристыкована к БРСД для несения дежурства в июне 1960 года на авиабазе Фелтуелл. В 1962 году после изменения системы обозначений в ВВС США ракета «Thor» получила обозначение PGM-17A.

К весне 1962 года САК ВВС успешно осуществило развертывание МБР первого поколения ( «Atlas» и «Titan I» ), началось развертывание систем второго поколения ( «Minuteman I» и «Titan II» ), ВМС осуществляли успешное развертывание атомных подводных ракетоносцев с БРПЛ «Polaris» на борту. С учетом этих факторов стало ясно, что наземные БРСД слишком уязвимы, особенно «Thor», чьи ПУ были стационарными. Поэтому уже в мае 1962 года министр обороны США Р. Макнамара уведомил своего британского коллегу П. Торникрофта о том, что после 31 октября 1964 года США прекращают транспортное обеспечение развернутых в Великобритании БРСД. В связи с этим после анализа ситуации в августе того же года П. Торникрофт уведомил британский парламент о предстоящей деактивации БРСД «Thor» к 31 декабря 1963 года. Однако, несмотря на планировавшуюся деактивацию данных БРСД, наличие значительного числа американских ракет аналогичного класса в Италии и Турции вкупе с явным американским превосходством в количестве стратегических бомбардировщиков и МБР вынудило советское руководство на принятие аналогичных мер. К октябрю 1962 года на территории Кубы были размещены советские БРСД, взявшие существенную часть континентальных США под прицел. Т.н. «карибский кризис», разразившийся в октябре 1962 года, позволил СССР поднять вопрос о деактивации американских БРСД в Европе в обмен на вывод с Кубы советских ракет. Согласие между сторонами было достигнуто. Первая БРСД «Thor» была снята с боевого дежурства в конце ноября 1962 года. Последняя БРСД на территории Великобритании была снята с дежурства в августе 1963 года, а в конце сентября отправлена самолетом в США. Окончательно деактивация БРСД «Thor» как системы оружия была завершена в декабре 1963 года.

Оценивая программу «Thor», можно отметить, что в сравнительно краткие сроки американцам удалось создать достаточно надежную БРСД, обеспечивавшую уверенное по меркам начала 60-х годов поражение основных военно-политических целей на территории СССР и ОВД. В отличие от своей соперницы — БРСД «Jupiter» — ракета «Thor» весьма активно применялась в качестве ракеты-носителя с различными дополнительными ступенями, став в дальнейшем родоначальницей семейства РН «Delta».

Ракета «Thor» (модификация «Thor» DSV-2J) легла в основу одной из первых американских систем противокосмической обороны «Program 437» (см. фото), вставшей на боевое дежурство в августе 1964 года на острове Джонстон (Тихий океан). Система находилась на боевом дежурстве вплоть до 1975 года, хотя ее ожидаемая эффективность была невелика.

Всего было построено 224 ракеты «Thor» различных модификаций.

Ракета «Thor» проектировалась по схеме с несущей конструкцией баков и конструктивно делилась на несколько частей (см. схему).

В отсеке силовой установки, носившей обозначение MB-1, находился жидкостный маршевый ракетный двигатель LR-79-NA-9 и органы управления. К задней переборке отсека крепились два вспомогательных (верньерных) жидкостных ракетных двигателя LR-101-NA-7, управлявших ракетой на активном участке по каналу крена, и использовавшихся также для регулировки скорости ракеты после отсечки маршевого двигателя. Управление ракетой по каналам тангажа и рыскания обеспечивалось отклонением маршевого двигателя в карданном подвесе на угол до 5°. Все двигатели использовали турбонасосную систему подачи топлива без дожигания газогенераторного газа. В нижней части двигательного отсека к корпусу крепились 4 стабилизатора. Двигательный отсек крепился к баку окислителя (жидкий кислород), который, в свою очередь, присоединялся к центральной части ракеты (межбаковому отсеку), где размещалось вспомогательное оборудование, в том числе и система самоликвидации ракеты. Затем следовал бак с горючим (ракетный керосин RP-1) и отсек с системой наведения и управления.

Боевой блок Mk2, содержавший в себе термоядерную боевую часть W-49, присоединялся к отсеку системы наведения и управления. Корпус ракеты выполнялся из высокопрочного алюминиевого сплава. Секции отсеков топливных баков собирались из панелей с силовым набором вафельного типа, полученного путем штамповки с последующим химическим фрезерованием. Боевой блок ракеты представлял собой усеченный конус с заостренной носовой частью. В основании ББ находилась аппаратура управления и стабилизации ББ после отделения от маршевой ступени. ББ отделялся от корпуса ракеты после окончания работы верньерных двигателей. Увод маршевой ступени от ББ осуществлялся с помощью твердотопливных двигателей малой мощности, размещавшихся на межбаковом отсеке. Теплозащитное покрытие ББ выполнялось по схеме поглощения тепловых потоков (в дальнейшем рассматривался вариант оснащения БРСД новым ББ Mk3 с абляционным теплозащитным покрытием).

БРСД «Thor» размещались на стартовой позиции (см.схему), выполненной из железобетона с высоким процентом армирования размерами 76,2*15,2 м, в горизонтальном положении на специальном устройстве с гидравлическими подъемниками. Устройство с незаправленной компонентами топлива БРСД прикрывалось откатываемой по направляющим легкой крышей длиной 30,5 метров. После получения приказа на запуск стартовый расчет откатывал крышу и приводил ракету с помощью подъемников в вертикальное положение. После установки ракеты начинался процесс скоростной заправки ракеты компонентами топлива, по окончанию которого и проверки всех систем ракета считалась готовой к пуску. Вся процедура подготовки ракеты к пуску занимала не более 15 минут. После получения сигнала о полной готовности системы дежурный офицер инициировал пуск. Сначала включался маршевый двигатель. Верньерные двигатели включались спустя 2,5 секунды. Время работы маршевого двигателя — 157 секунд. После отсечки тяги маршевого двигателя верньерные двигатели осуществляли точную коррекцию скорости ракеты в течение 9 секунд. Затем следовало их отключение, срабатывали пироболты, связывавшие ГЧ с корпусом маршевой ступени. Наконец, по сигналу системы управления срабатывали твердотопливные двигатели увода. Время полета на максимальную дальность — около 18 минут.

Каждая стратегическая ракетная эскадрилья, имевшая на вооружении БРС «Thor», имела на боевом дежурстве 15 ракет, распределенных по 5-и стартовым позициям (3 БРСД на каждой позиции). Пусковая установка каждой ракеты размещалась на расстоянии 180-280 метров от соседней ПУ. Баки с компонентами топлива размещались в специальных бетонных углублениях. Различные вспомогательные механизмы (дизель-генераторы и т.д.) были укрыты бетонной облицовкой. Методика размещения БРСД «Thor» обеспечивала крайне ограниченную устойчивость к ПФЯВ.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector