0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Баллистические ракеты средней дальности Р-5 и Р-5М (СССР)

Пять знаменитых ракет Советского Союза

ПЕРВЫЕ В МИРЕ С ЯДЕРНЫМИ БОЕГОЛОВКАМИ, ПЕРВЫЕ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ, САМЫЕ МАССОВЫЕ И САМЫЕ ТЯЖЁЛЫЕ

Атомная бомбардировка Хиросимы 6 августа 1945 года навсегда разделила ХХ век, а вместе с ним и всю историю человечества на две пока неравные эпохи: доядерную и ядерную. Символом второй стал, увы, именно ядерный гриб, а отнюдь не силуэт атомной электростанции (хотя наибольшее число делящихся материалов сегодня используется именно в мирных отраслях). А главным средством доставки выступили ракеты — от оперативно-тактических до межконтинентальных баллистических.

Ракетное оружие не было порождением именно ХХ столетия: идея применить шутихи в военных целях пришла в голову китайским изобретателям на доброе тысячелетие раньше. А позапрошлый век явился временем масштабных ракетных экспериментов. Например, 30 марта 1826 года в Санкт-Петербурге стараниями одного из русских пионеров ракетного дела — генерал-майора Александра Засядко — открылось Ракетное заведение, ставшее первым в России промышленным производством боевых ракет. Год спустя по распоряжению того же Засядко создана первая в России постоянная ракетная рота, на вооружении которой стояли 18 станков для 20-фунтовых, 12-фунтовых и 6-фунтовых ракет.

Однако потребовались совершенно новые технологии и совершенно новые науки вроде аэродинамики, чтобы превратить ракеты из экзотического оружия в массовое. И в этом процессе Россия, несмотря на сотрясавшие её социальные катаклизмы, осталась на передовых позициях: советские «катюши» стали достойными наследниками ракетных рот Засядко. Так что совершенно закономерно, что первые в мире ракета с ядерной боеголовкой и межконтинентальная баллистическая ракета, как и космическая ракета-носитель, были созданы именно в России. Так же, как самая мощная в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-36М, заслужившая на Западе мрачное имя «Сатана». Последняя из боевых модификаций этой ракеты — Р-36М2 «Воевода» — встала на боевое дежурство 30 июля 1988 года и продолжает нести службу по сей день. О ней и о пяти других знаменитых советских боевых ракетах сегодня и рассказывает «Историк».

Р-5М — ПЕРВАЯ В МИРЕ РАКЕТА С ЯДЕРНОЙ БОЕГОЛОВКОЙ

Тип: баллистическая ракета средней дальности наземного базирования

Количество ступеней: одна

Максимальная дальность: 1200 км

Масса боевой части: 1350 кг

Количество и мощность боевых блоков: 1×0,3 или 1 Мт (Р-5М)

И с т о р и я к о с м о н а в т и к и

Галерея

БР средней дальности «Р-5»

БР средней дальности «Р-5» («Р-5А»…)

Накопленный опыт в создании первых баллистических ракет военного назначения позволил конструкторам заняться проек- тированием ракет с повышенной дальностью. Сразу по окончании работ по ракете «Р-2» от Правительства поступило распоряжение спроектировать ракету с дальностью полета более 1000 км. Задание поручили ЦКБ-1. Уже в 1953 году ракета получила обозначение «Р-5». Ответственным исполнителем эскизного проекта был М.К.Янгель, в то время заместитель главно- го конструктора С.П.Королева.

Читать еще:  Подводные лодки класса «George Washington» (США)

Ракета «Р-5» — одноступенчатая с жидкосным ракетным двигателем, работающим на жид- ком кислороде (окислитель) и 92% этиловом спирте (горючее). В качестве маршевого двигателя применили усовершенствованный ЖРД от ракеты «Р-2», получивший обозначение «РД-103». Двигатель имел улучшенную систему охлаждения головки камеры сгорания и сопла. Изменения претерпели все системы и элементы ЖРД. Все это позволило довести тягу двигателя на земле до 41 т, при этом общая высота двигателя снизилась на 0,5 м, а его масса уменьшилась на 50 кг. Двигатель имел систему автоматического поддержания постоянства тяги.

Система управления — автономная, с системой боковой радиокоррекции. Круговое вероятное отклонение точки падения головной части от расчетной точки прицеливания составляло 3,7 км. Отделяемая головная часть снаряжалась обычным взрывчатым веществом. Конструкция корпуса ракеты значительно отличалась от ракеты «Р-2». Диаметр остался прежним, а длина достигла 20 м. Исчезло мощное хвостовое оперение, остались небольшие аэродинамические рули на хвостовом отсеке. Бак окислителя стал несущим как и бак горючего. Корпус ракеты выполнен цилиндрическим с конической головной частью. Приборы системы управления разместились в трех отсеках: в приборном отсеке, расположенном, в отличии от «Р-2», в верхней части ракеты, межбаковом и хвостовом отсеках.

Старт ракеты проводился с наземной пусковой установки. Все агрегаты наземного оборудования были выполнены на автомобильных агрегатах, что позволяло достаточно быстро менять место дислокации пусковой установки. Дальность полета ракеты составляла 1200 км. По требованию министерства Обороны конструкторы искали пути повышения боевых возможностей. Было найдено необычное решение. Кроме стандартной головной части, на «Р-5» предложили навесить два, а чуть позже и четыре дополнительных боевых заряда. Это позволило обстреливать площадные цели. Летные испытания подтвердили жизненность идеи, но при этом дальность полета снижалась до 820 и 600 км соответственно.

Уже первые испытания показали, что ракета с «характером». Довольно много было потрачено времени на поиски оптимальной системы управления. С этой целью проводились запуски ракеты «Р-2Р» с новой системой управления с перспективным переходом на систему управления ракеты «Р-5». Немало пришлось повозится с двигательной установкой, которая взрывалась на стенде прожига. Не сразу поняли, почему и отчего рвутся сильфонные трубопроводы.

Летные испытания ракеты «Р-5» проводились на полигоне «Капустин Яр«. В начале 1953 года первая партия ракет «Р-5» была готова и отправлена на полигон. Первый старт ракеты «Р-5» состоялся в воскресенье 8 марта 1953 года. 2 апреля 1953 года был произведен пуск на предельную дальность. Отклонение от цели было очень большим. Дальнейшие пуски показали, что ракеты разрушаются из-за автоколебаний. Был привлечен к работе профессор МВТУ В.И.Феодосьев крупнейший в стране специалист по устойчивости тонкостенных оболочек. К следующей серии пусков вопрос с автоколебаниями был закрыт. Третья серия пусков ракет началась 12 августа 1953 года. И в первой же ракете сгорела головная часть. Причина — потеря прочности корпуса из-за нерасчетного повышения температуры. Дальнейшие пуски ракет «Р-5» подтвердили правильно принятые теоретические решения и летные испытания были завершены.

Создание в 1953 году малогабаритного ядерного заряда, пригодного для размещения на ракетах, открыло путь к резкому повышению боевых возможностей боевых ракет. 19 октября 1953 года в ОКБ С.П.Королева приехали специалисты атомного проекта. Атомщики считали, что оснащать ядерными зарядами головную часть ракет «Р-1» и «Р-2» не целесообразно, можно приспособить «Р-11», но небольшая дальность снижает эффективность нового оружия. Лучше всего подходит ракета «Р-5». Разумеется, потребуется серьезные доработки ракеты, направленные на повышение ее надежности. 10 апреля 1954 года вышло Постановление Правительства о создании ракеты, оснащенной ядерной головной частью на базе ракеты «Р-5», которая получила индекс «Р-5М».

Читать еще:  Зенитный ракетный комплекс Aspic (Франция)

Летные испытания БРСД «Р-5М» проводились на полигоне «Капустин Яр«. Для этой цели в стороне (40км) от стартового комплекса ракеты «Р-5М» была построена техническая позиция для подготовки ядерных головных частей — площадка «4Н». В августе 1954 года начинаются стендовые испытания (заводские испытания). Первый этап испытаний проходил без ядерного заряда, но со всей его автоматикой. Автоматика ядерного заряда исключала возможность взрыва заряда на старте. Бомба должна была взводиться уже в полете. Но поскольку никто не мог дать стопроцентной гарантии, что ракета полетит туда, куда нужно, взводится бомба должна была не просто в полете, а только непосредственно над целью, на спуске, когда уже ясно было, что она прилетела туда, куда ее посылали. Автоматика должна была выдержать все условия ракетного полета. Все эти требования к автоматике отрабатывались на первом этапе летных испытаний. Летом 1955 года и в начале 1956 года С.П.Королев проводит 28 пусков будущей «атомной» ракеты. Ядерное устройство было заменено массивной стальной плитой — отметчиком, которая сохраняла, даже зарываясь глубоко в землю, следы работы детонатора по которым довольно легко можно было определить четкость и качество работы всей автоматики головной части. Из двадцати восьми запущенных ракет на активном участке взорвалась только одна и то ракетчиками была быстро обнаружена причина неисправности. 11 января 1956 года зачетный пуск «Р-5М» прошел без замечаний.

Начался второй этап летных испытаний — пуск ракеты с натурным ядерным взрывом. Правительство приняло решение провести пуск одной ракеты с боевым ядерным зарядом с целью проверки его работоспособности. Первый натурный пуск с ядерным зарядом был произведен с территории полигона «Капустин Яр» в сторону Аральских Каракумов. Тротиловый эквивалент ядерной головной части этой ракеты планировался 80 килотонн. Тип взрыва предполагался наземным. Для регистрации ядерной реакции при взрыве заряда и оценки его тротилового эквивалента в районе цели было установлено ряд приборов и многочисленные индикаторы, фиксирующие развитие внешней картины взрыва, дозы проникающего облучения на различных расстояниях от места взрыва, а также размеры и скорость подъема облака взрыва. 20 февраля 1956 года в первый раз было испытано советское ракетно-ядерное оружие. Старт прошел точно по графику и в назначенное время. Телефонный доклад с полигона был немногословен: — Наблюдали «Байкал», — так был зашифрован пуск ракеты с ядерным взрывом. Летные испытания ракеты «Р-5М» продолжались до февраля 1956 года. Постановлением Правительства 21 июля 1956 года ракетный комплекс БРСД «Р-5М» был принят на вооружение.
Ракеты «Р-5» и «Р-5М» применялись и в мирных целях в качестве геофизических ракет. В 1956 — 1957 гг была создана серия ракет, получивших обозначение «Р-5А», «Р-5Б», «Р-5В» для исследования верхних слоев атмосферы,магнитного поля Земли , излучения Солнца и звезд, космических лучей. Наряду с изучением явлений, связанных с геофизическими процессами, эти ракеты применялись для проведения медико-биологических исследований с использованием животных. Ракеты имели спускаемую на парашюте головную часть. Запуски проводились на высоты 515 км. При этом ракеты отличались не только головной частью, но и размерами.

Читать еще:  Тактический бомбардировщик F-117A Night Hawk (США)

Ракетные войска стратегического назначения. Справочник. Ракетные комплексы.

Новости

Одноклассники

Реклама

Баллистическая ракета средней дальности Р-5, Р-5М (8А62, 8К51)

Разработка ракеты Р-5 началась после отказа от завершения разработки ракеты Р-3 с проектной дальностью 3000 км, которая была признана нереализуемой на том этапе развития ракетной техники. Вместо этого было решено разработать ракету с дальностью около 1200 км на основе технических решений, уже опробованных на предыдущих ракетах и воплотить часть из того, что предназначалось для ракеты Р-3.

Испытания ракеты Р-5 проходили с 15 марта 1953 года по 7 февраля 1955 года.

С 21 января 1955 года по февраль 1956 года проходили испытания модернизированной версии — Р-5М (вначале имела индекс 8А62М, позднее переименованная в 8К51).

С 21 июня 1956 года ракета Р-5М была принята на вооружение. Всего было произведено 48 ракет (завод №586, Днепропетровск).

Для ракеты был разработан боевой блок с ядерным зарядом мощностью 0,3 или 1 Мт. Испытание Р-5М с ядерным зарядом состоялось 2 февраля 1956 года. Испытательный пуск был проведён на полигоне Капустин Яр. Операция получила название «Байкал». Через полчаса ГЧ точно достигла заданного квадрата в Приаральских Каракумах, автоматика подрыва боевого заряда сработала нормально.

Впервые на ракету установили аварийную систему автоматического подрыва, для ликвидации ракеты на случай сильного отклонения от траектории полёта.

В 1957-1958 годы на ракету Р-5М были перевооружены практически все дивизионы инженерных бригад РВГК, в ВВС эту ракету осваивали 15 полков. В декабре 1958 года два ракетных дивизиона Р-5М (с ядерными боеголовками) 72-й инженерной бригады РВГК были размещены около Берлина, но уже в августе 1959 года были передислоцированы в Калининградскую область.

Помимо основного варианта с одной боевой частью, у неё были варианты с тремя и пятью БЧ, с соответственно уменьшенной дальностью. Эти дополнительные БЧ подвешивались сбоку.

Существовали несколько экспериментальных версий:

  • М5РД — для проверки в лётных условиях ряда новых систем и принципов, разработанных для межконтинентальной ракеты Р-7 (10 пусков);
  • Р-5Р — для проверки радиосистем сантиметрового диапазона (4 пуска).

Ракета использовалась также в научных целях:

  • Р-5А — со спускаемой ГЧ для исследований верхних слоев атмосферы и дургих экспериментов, в том числе с животными (10 пусков, Капустин Яр);
  • Р-5Б, Р-5БА, В-5Б — с неотделяемой ГЧ, но с устройством спасения отдельных научных блоков (5 пусков, Капустин Яр);
  • Р-5В, Р-5ВАО, В-5В — в основном предназначалась для проведения научных исследований по программе высотной астрофизической обсерватории (ВАО), её проектирование началось в 1963 году, а первый пуск состоялся 21 сентября 1964 года. В ходе пусков Р-5В, помимо решения основных задач, в интересах ОКБ-1 исследовали аэродинамику и теплообмен модели спускаемого аппарата нового пилотируемого корабля 7К, который должен был сменить корабли «Восток» и «Восход» (12 пусков, Капустин Яр).
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector