0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Баллистические ракеты средней дальности S-2 / S-3 (Франция)

Баллистическая ракета средней дальности S-2 (Франция)

В середине пятидесятых годов прошлого века Франция приступила к созданию собственных стратегических ядерных сил. В 1962 году было принято решение о создании наземной компоненты «ядерной триады» и соответствующего вооружения. Вскоре были определены основные требования к необходимому оружию и начаты проектные работы. Первым результатом новой программы стало появление баллистической ракеты средней дальности (БРСД) S-2. Появление этого оружия позволило заметно повысить потенциал ядерных сил в деле сдерживания вероятного противника.

Решение о создании ракетных комплексов сухопутного базирования появилось в феврале 1962 года. Его появление было связано с желанием официального Парижа создать все необходимые компоненты ядерных сил и избавиться от имеющейся зависимости от третьих стран. Кроме того, дополнительным стимулом оказалось затягивание работ по тематике баллистических ракет подводных лодок. Согласно плану 1962 года, в начале семидесятых на территории Франции должны были появиться первые военные базы с шахтными пусковыми установками для ракет средней дальности. Количество развернутых ракет, стоящих на дежурстве, должно было превысить полсотни. Сухопутные ракетные войска стратегического назначения должны были подчиняться командованию военно-воздушных сил.

К началу шестидесятых годов французские ученые и конструкторы успели накопить определенный опыт в деле создания и эксплуатации ракет различных классов. В частности, уже имелись некоторые наработки по тематике баллистических ракет малой и средней дальности. Имеющиеся идеи и решения планировалось использовать при разработке нового проекта. Одновременно с этим требовалось создать и проработать некоторые новые концепции, технологии и т.д. По причине высокой сложности к работам были привлечены ведущие предприятия промышленности. Головным разработчиком назначили компанию Société nationale industrielle aérospatiale (позже Aérospatiale). Также в проекте участвовали Nord Aviation, Sud Aviation и другие организации.

Французская промышленность уже имела некоторый опыт в деле создания ракет, но разработка проекта полноценного боевого комплекса была связана с заметными трудностями. Из-за этого было решено сформировать общий облик ракеты и необходимых для нее систем, а затем проверить эти идеи при помощи прототипов-демонстраторов технологии. Первый вариант опытной ракеты, предназначенной для тех или иных проверок, получил условное обозначение S-112.

Работы по проекту S-112 продолжались до 1966 года. После завершения разработки промышленность изготовила опытный образец такой ракеты. Специально для испытаний нового оружия был построен полигон Бискаросс, оснащенный шахтной пусковой установкой. Примечательно, что эта испытательная площадка в дальнейшем прошла несколько модернизаций, благодаря чему используется до сих пор. В 1966 году на полигоне был проведен первый испытательный запуск изделия S-112. Это был первый пуск французской ракеты из шахтной установки.

S-112 представляла собой реализацию идей, лежавших в основе всей программы создания новой БРСД. Это была двухступенчатая баллистическая ракета с двигателями на твердом топливе. Длина изделия составляла 12,5 м, диаметр – 1,5 м. Стартовая масса достигала 25 т. Использовалась автономная система управления, следящая за сохранением требуемого курса. Опытная ракета запускалась из специальной шахты со стартовым столом. Использовался т.н. газодинамический старт с покиданием пусковой установки за счет тяги маршевого двигателя.

По результатам испытаний ракеты S-112 французская промышленность представила обновленный проект перспективного оружия. В 1967 году на испытания вышла ракета S-01. По размерам и массе она почти не отличалась от предшественника, однако в ее конструкции использовались более совершенные образцы аппаратуры. Кроме того, присутствовали заметные доработки конструкции, направленные на повышение технических и эксплуатационных характеристик.

Ракета S-01 выгодно отличалась от S-112, однако все еще не могла устроить заказчика. По этой причине проектные работы были продолжены. К концу 1968 года авторы проекта представили новый вариант ракетного комплекса с условным обозначением S-02. В декабре состоялся первый запуск опытной ракеты S-02. В течение нескольких следующих лет было использовано еще 12 ракет-прототипов. По мере проведения испытаний велась доводка конструкции с исправлением выявленных недостатков и повышением основных характеристик. На поздних стадиях испытаний проект S-02 был переименован в S-2. Именно под таким названием ракета была принята на вооружение и поставлена в серийное производство.

Для выполнения предъявленных требований было предложено строить ракету по двухступенчатой схеме и оснащать твердотопливными двигателями. Все это соответствующим образом сказалось на конструкции основных агрегатов изделия. Ракета S-02 / S-2 представляла собой изделие общей длиной 14,8 м с цилиндрическим корпусом большого удлинения. Головной обтекатель ракеты, выполнявший функции корпуса боевой части, получил сложную форму, образованную двумя коническими и одной цилиндрической поверхностью. В хвостовой части первой ступени имелись аэродинамические стабилизаторы.

Корпуса обеих ступеней, также выполнявшие функции корпусов двигателей, выполнялись из легкого и жаропрочного стального сплава. Толщина стенки менялась от 8 до 18 мм. Снаружи корпус нес дополнительное покрытие, защищающее его от воздействия раскаленных газов при старте. Также это покрытие должно было улучшать защиту от поражающих факторов ядерного оружия противника, используемого против шахтной установки с ракетой S-2.

Первая ступень ракеты, имевшая собственное обозначение SEP 902, представляла собой цилиндрический блок диаметром 1,5 м и длиной 6,9 м. На хвостовой части корпуса находились неподвижные аэродинамические стабилизаторы. Хвостовое днище имело отверстия для установки четырех сопел. Собственная масса конструкции первой ступени составляла 2,7 т. Большая часть внутреннего пространства заполнялась зарядом твердого топлива типа «Изолан 29/9» массой 16 т. Заряд изготавливался литьем и скреплялся с корпусом двигателя. Твердотопливный двигатель P16, являвшийся частью конструкции первой ступени, имел четыре конических сопла, выполненных из жаропрочного сплава. Для управления по крену, тангажу и рысканью сопла могли отклоняться от исходного положения по командам системы наведения. 16-тонный заряд твердого топлива позволял двигателю работать в течение 77 секунд.

Вторая ступень или SP 903 была похожа на изделие SP 902, однако отличалась меньшими размерами и иным составом оборудования, а также наличием приборного отсека. При диаметре 1,5 м вторая ступень имела длину только 5,2 м. Конструкция ступени весила 1 т, на заряд топлива приходилось 10 т. Сопловой аппарат и системы управления второй ступени были аналогичны использованным на первой. Также имелись сопла противотяги, используемые при сбросе боевой части. 10 т топлива обеспечивали 53 с работы двигателя P10. К головной части второй ступени крепился цилиндрический корпус приборного отсека, вмещающего в себя все необходимое оборудование для управления в полете.

Между собой две ступени соединялись при помощи специального переходника, имеющего в своем составе силовые элементы и цилиндрическую обшивку. Разделение ступеней производилось при помощи предварительного наддува межступенчатого отсека и удлиненного пирозаряда. Последний должен был разрушать переходник, а повышенное давление облегчало этот процесс, также упрощая расхождение разделенных ступеней.

БРСД S-2 получила стандартную для такого оружия своего времени автономную инерциальную систему наведения. Набор гироскопов и специальные датчики, расположенные в приборном отсеке второй ступени, должны были отслеживать изменение положения ракеты, определяя ее траекторию. При удалении от требуемой траектории вычислительное устройство должно было вырабатывать команды для рулевых машинок, управляющих поворотом сопел. Аэродинамические стабилизаторы первой ступени устанавливались жестко и в системе управления не использовались. Также автоматика отвечала за разделение ступеней в заданный момент времени и сброс боевой части. Система управления работала только на активном участке траектории.

Для ракеты S-2 была разработана специальная боевая часть типа MR 31. Она имела ядерный заряд мощностью 120 кт массой 700 кг. Использовалась система подрыва, обеспечивающая срабатывание боезаряда при контакте с землей или на заданной высоте. Боевая часть помещалась в собственном корпусе сложной формы и комплектовалась абляционной защитой от температурных нагрузок. Дополнительный обтекатель, прикрывающий боевой блок, проектом не предусматривался.

Читать еще:  Пулемёт Рассела Робинсона (Австралия)

Ракета S-2 имела длину 14,8 м и диаметр корпуса 1,5 м. Размах хвостовых стабилизаторов достигал 2,62 м. Стартовый вес равнялся 31,9 т. Твердотопливные двигатели двух ступеней позволяли отправить отделяемую боевую часть на дальность до 3000 км. Круговое вероятное отклонение составляло 1 км. Во время полета ракета поднималась на высоту до 600 км.

Специально для новой ракеты средней дальности была разработана шахтная пусковая установка. Этот комплекс представлял собой сооружение из железобетона высотой около 24 м. На поверхности присутствовали только бетонная площадка оголовка шахты и подвижная крышка толщиной 1,4 м и весом 140 т. Для обслуживания ракеты или пускового комплекса крышка могла открываться гидравликой. При боевом применении для этого использовался пороховой аккумулятор давления. Основным узлом шахтной установки был цилиндрический канал для установки ракеты. Также в составе комплекса присутствовали шахта лифта и некоторые другие блоки. Конструкция пусковой установки давала достаточно высокий уровень защиты от ядерного удара противника.

В боеготовом положении ракета хвостовым отсеком опиралась на стартовый стол кольцевой формы. На своем месте стол удерживался при помощи системы тросов, блоков и гидравлических домкратов, отвечавших за его перемещение и выравнивание. Центральная часть ракеты дополнительно поддерживалась несколькими кольцевыми агрегатами, также выполнявшими функции площадок для размещения техников при обслуживании. Для доступа к площадкам имелись несколько проходов, соединявших центральный объем пусковой установки с шахтой лифта.

При развертывании серийных ракетных комплексов шахтные пусковые установки строились на расстоянии около 400 м друг от друга и соединялись с командными пунктами. Каждый командный пункт при помощи многократно резервированных средств связи мог управлять девятью пусковыми установками. Для защиты от атаки противника командный пункт находился на большой глубине и имел средства амортизации. Следить за состоянием ракет и управлять их пуском должен был дежурный расчет из двух офицеров.

Хранить ракеты S-2 предлагалось в разобранном виде, причем каждый агрегат находился в отдельном герметичном контейнере. Для хранения контейнеров со ступенями и боевыми блоками следовало строить специальные подземные склады. Перед постановкой ракеты на дежурство контейнеры с двумя ступенями должны были отправляться на сборку. Далее ракета без головной части отправлялась к шахте и загружалась в нее. Только после этого ее можно было оснащать боевым блоком, перевозимым отдельно. Затем крышка шахты закрывалась, и управление переходило дежурным офицерам.

В соответствии с планами 1962 года, на боевом дежурстве одновременно должно было присутствовать до 54 БРСД нового типа. Еще до завершения работ по созданию требуемого оружия было решено сократить количество развернутых ракет вдвое. Причинами сокращения ракет до 27 единиц стали трудности с одновременным выпуском вооружения сухопутного и морского базирования. Кроме того, начали проявляться некоторые экономические затруднения, заставлявшие сокращать планы по производству военной техники и вооружений.

В 1967 году, еще до начала испытаний ракеты S-02, стартовало строительство инфраструктуры и пусковых установок для нового соединения, которому предстояло эксплуатировать перспективное оружие. Ракетное соединение предлагалось развернуть на плато Альбион. Предполагалось, что в течение нескольких следующих лет будет построено 27 шахтных пусковых установок, объединенных в три группы по девять единиц в каждой. Установки каждой группы должны были управляться с собственного командного пункта. Кроме того, требовалось построить склады для хранения оружия, цех сборки и другие необходимые объекты. Новое соединение развертывалось на основе авиабазы д. Сен-Кристоль. Работать на базе должно было 2000 солдат и офицеров. Соединение обозначалось как бригада 05.200.

В конце 1968 года программа подверглась еще одному сокращению. Было решено отказаться от третьей группы, оставив только две с 18 пусковыми установками. Кроме того, в это же время появилось указание о начале разработки новой ракеты средней дальности, которая в обозримом будущем должна была заменить S-02 / S-2. Параллельно со строительством новых объектов промышленность продолжала испытания и доводку ракеты.

Все необходимые испытания изделия S-02 завершились в 1971 году, после чего оно было принято на вооружение под названием S-2. Также появился заказ на поставку серийных ракет. В августе того же года первые серийные БРСД S-2 были переданы войскам. Вскоре их поставили на дежурство. Первые ракеты второй группы были загружены в пусковые установки примерно через год. В сентябре 1973 года состоялись первые испытания серийной ракеты. Примечательно, что первый учебно-боевой пуск серийной S-2 произвели не на ракетной базе вооруженных сил, а на полигоне Бискаросс.

В течение нескольких следующих лет ракетное соединение, подчиняющееся командованию ВВС, провело еще пять учебных пусков, в ходе которых отрабатывалась работа при получении приказа, а также изучались особенности работы ракет. Кроме того, дежурные расчеты ракетных комплексов каждый день, без выходных и праздников, ожидали приказ о применении своего оружия, обеспечивая безопасность страны.

До весны 1978 года баллистические ракеты средней дальности S-2 оставались единственным оружием своего класса, состоящим на вооружении сухопутной компоненты стратегических ядерных сил Франции. В апреле 78-го одна из групп бригады 05.200, размещенной на плато Альбион, начала получать новейшие ракеты S-3. Полная замена старых ракет продолжалась до лета 1980 года. После этого в старых шахтных комплексах находились только ракеты нового типа. Эксплуатация S-2 была прекращена по причине морального устаревания.

Общий выпуск ракет S-02 / S-2 не превысил нескольких десятков. Для испытаний было собрано 13 ракет. Еще 18 изделий единовременно могли стоять на дежурстве. Кроме того, имелся некоторый запас ракет и боевых частей, хранившихся отдельно друг от друга. Боевые блоки MR 31 были поставлены в серийное производство в 1970 году и выпускались до 1980-го. В ходе испытаний и учебных пусков было использовано почти два десятка ракет. Большая часть оставшихся изделий позже была утилизирована за ненадобностью. Лишь несколько ракет лишились ядерных боевых частей и твердого топлива, после чего стали музейными экспонатами.

БРСД S-2 стала первым оружием своего класса, созданным во Франции. В течение нескольких лет ракеты этого типа несли дежурство и в любой момент могли быть использованы для нанесения удара по вероятному противнику. Тем не менее, проект S-2 имел некоторые проблемы, что вскоре привело к разработке новой ракеты с улучшенными характеристиками. В итоге с начала восьмидесятых годов сухопутная составляющая французских стратегических ядерных сил полностью перешла на баллистические ракеты средней дальности S-3.

Баллистическая ракета средней дальности S-3

Решение о развертывании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию усовершенствованной БРСД S-3 было принято руководством Французской Республики в 1969 году. Это решение во многом мотивировалось значительными успехами, достигнутыми США и СССР (основным вероятным противником Франции) в создании систем противоракетной обороны (ПРО), что существенно обесценивало французские ракетно-ядерные силы, оснащение которых на дальнюю перспективу планировалось моноблочными боевыми частями. Именно поэтому, помимо решения стандартных задач повышения эффективности ракетного комплекса (увеличения точности, дальности стрельбы, мощности БЧ и т.д.), было запланировано создание для новой БРСД системы преодоления ПРО и значительного повышения уровня устойчивости комплекса S-3 к ПФЯВ.

К созданию усовершенствованной БРСД приступила практически та же группа подрядчиков, что и при создании ракеты S-2. Научное руководство осуществляла французская национальная лаборатория баллистических и аэродинамических исследований. В 1972 году фирма «Аэроспасьяль» была назначена ответственным подрядчиком, первую маршевую ступень и головной обтекатель ракеты изготавливались на заводе в Ле Мюро, пригороде Парижа. Изготовление второй маршевой ступени производилось на заводе в Сен-Метарде, окончательная сборка системы в целом производилась в Каннах. Ответственность за выпуск боевой части несло гражданское ведомство CEA, Комиссариат по атомной энергии. Несмотря на десятилетия, прошедшие с момента начала работ по созданию нового комплекса, многие данные тем не менее остаются скрытыми, а опубликованные – достаточно противоречивыми.

Экономическая ситуация во Франции конца 60-х – начала 70-х годов была сложной, поэтому перед конструкторами помимо вышеуказанных задач была также поставлена непростая задача максимально унифицировать новую БРСД как с уже готовой к постановке на вооружение ракетой S-2, так и с создающимися в перспективе французскими БРПЛ. В силу этого было принято решение об унификации с ракетой S-2 по первой маршевой ступени SEP-902 (с незначительными усовершенствованиями), по ШПУ ОС, КП и системам связи (со значительными усовершенствованиями). Усовершенствования касались в первую очередь повышения устойчивости к ПФЯВ и улучшения эксплуатационных характеристик. По второй маршевой ступени Rita-2, боевой части, головному обтекателю и комплексу средств прорыва ПРО, новая БРСД максимально унифицировалась с разрабатывавшейся БРПЛ М20. Различия диктовались разными способами базирования и старта ракет, а также различными требованиями по устойчивости к ПФЯВ. Несмотря на многочисленные трудности, компромисс был найден. Также предпринимались попытки максимально, насколько возможно, унифицировать и системы управления обеих ракет.

Читать еще:  Противостояние технологии "Окно Овертона"

Согласно принятому в свое время решению, ракеты S-3 должны были заменить на дежурстве свою предшественницу, ракету S-2, в соотношении один к одному. Прототип ракеты S-3, ракета S-3V, вышла на летные испытания, проводившиеся традиционно на полигоне Бискаросс, в декабре 1976 года. Отработка усовершенствованной ракеты была достаточно плотной — всего с декабря 1976 года по март 1979 года было выполнено 8 испытательных запусков ракеты S-3V, что позволило решить все возникавшие вопросы. В июле 1979 с полигон Бискаррос был выполнен т.н. испытательный квалификационный запуск уже партионной ракеты S-3. После этого было принято решение приступить в дальнейшем к учебно-боевым пускам ракет. Первый учебно-боевой пуск с полигона состоялся в декабре 1980 года. Всего за время нахождения комплекса S-3 (а потом S-3D) на вооружении французских ВВС было выполнено 11 учебно-боевых пусков, последний из них – в ноябре 1993 года.

Первая группа Бригады 05.200 Стратегических Ракет ВВС Французской Республики начала подготовку к перевооружению на новый ракетный комплекс в апреле 1978 года. Первая группа из 9 ракет комплекса S-3 начала ставить новые ракеты на дежурство в шахты в мае, а боевые части к ним – в июне 1980 года.

К 1980 году было принято решение об общем дополнительном повышении устойчивости ШПУ ОС, КП и систем связи нового комплекса S-3 к различным ПФЯВ (избыточному давлению во фронте ударной волны, сейсмодинамическому смещению почвы, электромагнитному излучению, потоку элементарных частиц и т.п.). Усовершенствованный новый комплекс получил наименование S-3D (D от французского слова “durcir”, т.е. «упрочненный»). Данную модификацию комплекса было решено ввести в первую очередь во второй группе Бригады 05.200 Стратегических Ракет. Работы по модернизации начались летом 1980 года, и первая ракета была поставлена на дежурство в шахту усовершенствованного комплекса S-3D в декабре 1981 года. В январе 1983 года вторая группа Бригады 05.200 полностью встала на постоянное боевое дежурство. В сентябре 1984 года было объявлено и об окончании модернизации комплекса S-3 первой группы Бригады до уровня комплекса S-3D. В июне 1985 года Бригада 05.200 Стратегических Ракет ВВС Франции была переименована в 95-ю Эскадру Стратегических Ракет ВВС Франции.

К началу 90-х годов ракетный комплекс S-3D считался устаревшим, поэтому уже с первой половины 80-х годов французские ученые и конструкторы вели работы по созданию нового поколения БРСД. Известно о работах по проекту S-X, который должен был представлять собой перспективную твердотопливную БРСД мобильного базирования. Сама ракета должна была представлять собой французский аналог американской ракеты «Pershing-2». Во второй половине 80-х годов проект получил наименование S-4. После произошедших в конце 80-х – начале 90-х годов перемен на геополитической карте Европы во Франции было принято решение об изменении концепции французских СЯС для соответствия новым угрозам. Это в частности выразилось в резком уменьшении финансирования и общего сокращения размеров СЯС. По-видимому из-за этого, а также значительных технических трудностей (и, как следствие, больших финансовых затрат), работы над S-4 были свернуты в первой половине 90-х годов, предпочтение было отдано дальнейшему развитию БРПЛ. Кроме того, известно, что в первой половине 90-х годов во Франции рассматривалась возможность разработки новой БРСД на базе создававшейся тогда же БРПЛ М45. Велись дискуссии и о создании на базе существовавшего тогда проекта французской межконтинентальной БРПЛ М5 (позже трансформировавшегося в проект М51) первой французской МБР наземного шахтного базирования. Оба проекта наземных ракет не вышли из стадии расчетов.

В марте 1996 года руководством Франции была принята Программа перевооружения СЯС Франции на период до 2005 года. Согласно этой программе французские БРСД S-3D выводятся из состава сил постоянной готовности. Снятие ракет с боевого дежурства и деактивацию 95-й Эскадры Стратегических Ракет ВВС Франции было решено провести в кратчайшее время. Процесс начался в сентябре 1996 года. В 1997 году была деактивирована первая, в 1998 году – вторая группа французских БРСД на плато Альбион. История 95-й Эскадры Стратегических Ракет ВВС Франции закончилась. Насколько известно, создание новой БРСД или МБР наземного базирования во Франции не планируется.

Ракета была выполнена по двухступенчатой схеме с последовательным расположением степеней. Способ старта ракеты из ШПУ – газодинамический с запуском двигателей первой ступени внутри шахты. Корпус первой маршевой ступени SEP 902 ракеты был выполнены из специальной легкой и жаропрочной стали Z2-NKTD толщиной по корпусу от 18 до 8 мм. Корпус ступени был покрыт специальным усовершенствованным теплозащитным покрытием, защищавшим ракету от действия горячих газов при старте, аэродинамического нагрева и действия ПФЯВ. Для создания управляющих усилий для управления ракетой на активном участке траектории по тангажу, крену и рысканию на первой степени были применены четыре отклоняющихся сопла из высокопрочного и жаростойкого сплава. Для повышения устойчивости ракеты на активном участке полета на первой ступени были установлены четыре неподвижных стабилизатора. Ступень была в максимальной степени унифицирована с первой маршевой ступенью БРСД S-2.

Корпус второй маршевой ступени Rita-2 был выполнен из легкого и высокопрочного органического материала (стекловолокна) методом намотки нитей. Корпус ступени был покрыт специальным усовершенствованным теплозащитным покрытием. Ракетный двигатель второй ступени имел одно центральное неподвижное утопленное сопло. Для управления вектором тяги на участке работы второй ступени по каналам тангажа и рыскания применялось впрыскивание жидкого фреона из специального бака, размещенного во второй ступени, в закритическую часть сопла. Управление по крену осуществлялось с помощью автономной газогенераторной системы с неподвижными управляющими соплами. Применение нового топлива позволило получить более высокий удельный импульс. За счет новых технических решений удалось сократить массу и длину новой ракеты по сравнению с ракетой S-2, при одновременном увеличении устойчивости к ПФЯВ, дальности, точности и забрасываемого веса. Вторая ступень была максимально унифицирована со второй маршевой ступенью французской БРПЛ М20, поступившей на вооружение в 1976 году.

Каждая ступень была снабжена системой принудительной ликвидации для случая нарушения программы полета. Способ разделения маршевых ступеней – холодный минометный, за счет наддува межступенного пространства с помощью специального газогенератора и поперечного деления соединения ступеней с помощью удлиненного конического заряда. Способ отделения головной части от второй маршевой ступени после выхода на требуемую баллистическую траекторию был традиционным для баллистических ракет – отделение ГЧ от второй степени с помощью срабатывания пирозамков, а затем вскрытие сопел противотяги на второй ступени, что прекращало горение маршевых двигателей, тормозило ступень и уводило ее в сторону от отделившейся головной части.

В отличие от своей предшественницы S-2 новая ракета имела новую термоядерную моноблочную ГЧ, прикрытую на значительной части активного участка полета головным обтекателем, что существенно уменьшало аэродинамическое сопротивление и уязвимость от ПФЯВ. Головной обтекатель был максимально унифицирован с головным обтекателем французской БРПЛ M20. Термоядерная моноблочная ГЧ TN-61 имела значительно повышенную мощность (1,2 Мт) и устойчивость к ПФЯВ, нежели ГЧ MR-31 ракеты S-2, а также повышенную безопасность при транспортировке и хранении. Новый боевой блок был более высокоскоростным, имел меньшее рассеивание на атмосферном участке траектории и большую устойчивость к ПФЯВ. По ряду данных, он был покрыт специальным радиопоглощающим покрытием и содержал в себе аппаратуру для создания радиопомех работающим РЛС ПРО вероятного противника. Боевой блок имел теплозащиту абляционного типа. Боевая часть имела воздушную и контактную опции подрыва. Ракета оснащалась комплексом средств преодоления (КСП) ПРО, состоявшим из легких ложных целей и дипольных отражателей, размещавшихся в специальных контейнерах, установленных на второй ступени ракеты. ГЧ TN-61 и КСП ПРО были конструктивно точно такими же, что и на БРПЛ М20. Масса ГЧ и КСП ПРО составляла 1 т.

Читать еще:  Танк «Leopard 2» (Германия)

На ракете S-3 была установлена новая инерциальная система управления французского производства с блоком высокоскоростных гироскопов и БЦВМ, размещавшаяся в специальном приборном отсеке в составе второй ступени. Система управления имела повышенную устойчивость к ПФЯВ. КВО при стрельбе на максимальную дальность (3700 км) составляло 0.7 км. Ракета получила возможность стрельбы по одному из нескольких (по ряду данных, 4-х) заранее определенных целеуказаний (данные хранились в БЦВМ), что значительно расширило боевые возможности комплекса.

Каждая БРСД размещалась в шахтной пусковой установке одиночного старта (ШПУ ОС), закрывающейся массивной железобетонной крышкой массой 140 т (см. схему). За счет применения в конструкции ШПУ ОС специальных сталей и сортов железобетона, систем общей и локальной амортизации, размещения в прочных скальных породах на большом удалении друг от друга, многократного дублирования систем связи и управления, а также ряда новых технических решений при модернизации до уровня S-3 (а позднее и S-3D) общая устойчивость комплекса к ПФЯВ была, по оценкам специалистов, очень высокой для своего времени.

Все ШПУ ОС объединены в 2 группы по 9 ракет в каждой. Каждая группа управлялась из железобетонного КП, находившегося в скальных породах на большой глубине и снабженного эффективными системами амортизации. Имелись многократно продублированные системы связи как с каждой ШПУ, так и с вышестоящими звеньями управления.

Ракеты находились в высокой готовности к применению – время пуска из полной боевой готовности не превышало 30 секунд.

Обнуление баланса: чем опасны американские ракеты средней дальности

Первый запуск прошел буквально через две недели после расторжения — с наземной установки Мк 41 была запущена крылатая ракета, которая пролетела расстояние свыше 500 км. Второе испытание провели 12 декабря 2019 года, когда с военной базы Вандерберг (Калифорния) был осуществлен запуск прототипа баллистической ракеты средней дальности (БРСД), которая также пролетела свыше 500 км до полигона в Тихом океане.

Глава Пентагона Марк Эспер, радуясь этому событию, особо подчеркнул тот факт, что на подготовку этого запуска потребовалось всего 9 месяцев вместо запланированных 24. Тем самым Эспер подтвердил, что США вели разработку БРСД еще до того как официально вышли из ДРСМД. Если быть точным, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых БРСД начались в США еще в 2006 году.

Именно в этом году начались работы по проекту Advanced Hypersonic Weapon (AHW), который должен был разработать для командования Сухопутных войск США баллистическую ракету с дальностью полета свыше 6 500 км. Особенностью этой ракеты была ее боевая часть, состоящая из гиперзвуковой планирующей боеголовки, которая планировала к цели на скорости 6-8 чисел Маха (7 400-9 895 км/час). 17 ноября 2011 года экспериментальный аппарат AHW был запущен с полигона Pacific Missile Range (Гавайи) и поразил цель на полигоне Reagan Test Site на атолле Кваджалейн, преодолев расстояние в 3 700 морских миль (6 852 км), развив скорость свыше 6 чисел Маха. Вторые испытания в августе 2014 года окончились неудачей. Несмотря на это AHW стал основой трех программ создания гиперзвуковых ракет для Сухопутных войск (Land-Based Hypersonic Missile), ВВС (Air-launched Rapid Response Weapon) и ВМС США (Conventional Prompt Strike Weapon). Все эти программы должны испытать прототипы нового оружия в 2023-2024 годах.

Вторым значимым проектом, который также нарушил ДРСМД стала программа Strategic Fires Missile, которая продолжает создание систем ракетного вооружения наземного базирования по программе ATACMS (Army Tactical Missile System) для Сухопутных войск США. Согласно техническому заданию, ракета Strategic Fires Missile (SFM) должна обладать дальностью до 2 250 км и лететь к цели по «скользящей настильной траектории на гиперзвуковой скорости». Именно на такой формулировке настаивали американские эксперты, утверждая, что эта ракета не попадает под ДРСМД, стыдливо забывая о том, что критерием запрета является дальность. В техническом описании значится, что это «новое гиперзвуковое оружие» (ground-launched hypersonic (Mach 5-plus) missile). Поступления в войска США нового ракетного комплекса SFM ATACMS ожидается после 2020 года.

На прошедшем в Лондоне саммите НАТО вопрос по БРСД официально не поднимался, однако позиция Германии, не поддержавшей инициативу Франции превратить Северо-Атлантический блок в проевропейский военный альянс, была обоснована тем фактом, что ее военное ведомство ведет переговоры по комплексам ПРО с компанией Lockheed Martin Missiles and Space (США) Риторический вопрос — почему вдруг ФРГ озаботились созданием позиционных районов ПРО у себя? Ведь в Польше и Румынии уже созданы такие районы, да и на базе Файлингдейлс (Великобритания) тоже есть такой район. Ответ лежит на поверхности. Дело в том, что Германия, хочет она этого или не хочет, предоставит свою территорию под позиционные районы БРСД.

Как известно, от авиабазы Рамштайн до Москвы 2 125 километров. Если в районе этой авиабазы разместить пусковые установки БРСД, то подлетное время гиперзвуковых головок до нашей столицы составит 15-17 минут. Критически малое время, откровенно говоря. Размещенные на острове Гуам гиперзвуковые БРСД будут лететь до Владивостока 20-25 минут, что также является малым подлетным временем.

Из таких временных характеристик следует неутешительный вывод — США, выходя из договора РСМД, явно планировали изменение баланса по ядерным вооружениям в свою пользу. Единственное, что их сейчас ограничивает от массового производства БРСД — это договор СНВ III, судьба которого на продление малоперспективна, так как США игнорируют все наши предложения по этому договору.

Однако не все так безнадежно. Дело в том, что наше Министерство обороны, предвидя такой сценарий, давно уже начало создавать сплошную эшелонированную воздушно-космическую оборону (ВКО), которая в радиолокационном диапазоне увидит все средства воздушно-космического нападения на дальности 6 000 км и будет их сопровождать до дальности перехвата системами ПРО и ПВО.

Время готовности к боевой работе наших комплексов ПВО и ПРО из положения боевого дежурства составляет считанные секунды, а время разворачивания в боевое положение — 3-5 минут. Поэтому когда БРСД будут только начинать полет к нашим границам, их будут готовы перехватить ракетные дивизионы ЗРС С-400, С-300, С-350 и ЗРК «Бук М2/М3», а также ЗРК «Тор-М2» и «Панцирь-С1». Регулярные военные учения расчетов этих комплексов и систем показали, что они могут максимально снизить ущерб от атакующих БРСД и крылатых ракет.

Президент Владимир Путин и Начальник Генерального штаба МО РФ Валерий Герасимов не раз предупреждали станы НАТО о том, что в случае такой агрессии ответный (точнее ответно-встречный) удар будет нанесен как по территориям, откуда стартовали БРСД, так и по территориям, где принималось такое решение. Благодаря тому, что наши армия получает новейшие комплексы ракет с гиперзвуковыми боеголовками и блоками, подлетное время гиперзвуковых ракет до «мест старта БРСД» составит от 2 до 10 минут, а до «мест принятия решения» — 15-20 минут.

Таким образом стоит признать два факта. Первый — безусловно, опасность от размещения БРСД в Европе или АТР реально существует. Второе — развитие ракетных средств вооружения Вооруженных сил России будет нивелировать все попытки обнуления сложившегося международного баланса ядерных сил.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector