Буксируемая гаубица 2А18 Д-30 (СССР)
Минобороны РФ отказалось от 122-мм гаубиц Д-30
Министерство обороны России решило списать 122-миллиметровые буксируемые гаубицы Д-30, стоящие на вооружении Сухопутных войск. Артиллерийские орудия заменят на более мощные буксируемые гаубицы «Мста-Б» и самоходные установки «Акация» калибра 152 мм. Впрочем, легкие гаубицы Д-30 оставят на вооружении Воздушно-десантных войск и отдельной десантно-штурмовой бригады Южного военного округа.
Гаубица Д-30 в Дагестане во время второй чеченской кампании
Разработку новой 122-миллиметровой гаубицы в СССР начали вскоре после окончания Второй мировой войны для замены успешной М-30, спроектированной еще в 1938 году инженером Федором Петровым. Создание Д-30 также поручили Петрову и возглавляемому им свердловскому конструкторскому бюро ОКБ-9, и этот выбор не был случайным: созданные инженером пушки и гаубицы (включая М-30) сыграли важнейшую роль в годы войны. Кроме того, Петров участвовал в разработке самоходных артиллерийских установок разных калибров, а также танковых пушек калибра 85, 100 и 122 миллиметра.
Буксируемая гаубица Д-30 (2А18) предназначена для поражения живой силы противника (расположенной как открыто, так и в укрытиях), а также огневых средств, командных пунктов, вооружения и военной техники.
Гаубица Д-30 стреляет снарядами раздельного заряжания, включая осколочно-фугасные, противотанковые (бронебойность до 460 мм), дымовые, химические, осветительные и реактивные. Расчет гаубицы Д-30 — шесть человек.
При длине ствола в 4,87 метра гаубица Д-30 может придавать снарядам начальную скорость до 740 м/с. Скорострельность орудия достигает 8 выст/минуту.
Из походного положения в боевое гаубица способна перейти всего за полторы-две минуты. Зимой вместо колес Д-30 может комплектоваться лыжами.
На вооружение ВС СССР гаубица Д-30 встала в начале 1960-х годов. Тогда же началось ее серийное производство. По сравнению с М-30 дальность стрельбы Д-30 увеличилась в полтора раза: с 10-11 км (в зависимости от типа снаряда) до почти 16 км. Реактивными снарядами Д-30 могла стрелять на расстояние до 22 км. Кроме того, гаубица имела полный угол горизонтального обстрела (360 градусов) против 49 градусов у М-30 и, в отличие от своей предшественницы, оснащалась дульным тормозом.
Для буксировки гаубицы Д-30 приспособили грузовики ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 и Урал-375Д, а также гусеничные тягачи МТ-ЛБ. Благодаря относительно небольшой массе (около 3,2 тонны) гаубицу можно перевозить даже на внешней подвеске вертолета и десантировать с парашютом. В 1970-е годы в СССР на основе Д-30 решили разработать самоходную артиллерийскую установку. Она получила обозначение 2С1 «Гвоздика» и базировалась на шасси МТ-ЛБ.
Гаубица Д-30, установленная в Москве на пересечении улиц Плещеева и Лескова в память о войне в Афганистане
Сейчас гаубица Д-30 стоит на вооружении более чем 30 государств, включая страны СНГ, Индию, Пакистан, Иран, Китай и Израиль. В нескольких странах, в том числе, например, в Югославии, ее выпускали по лицензии. Иракская версия Д-30 получила название «Саддам». В Египте и Сирии Д-30 смонтировали на шасси от танка Т-34.
Гаубица Д-30 прошла большинство современных вооруженных конфликтов и активно использовалась советскими артиллеристами в Афганистане. В 1990-е годы гаубицы бросили на борьбу с чеченскими боевиками. В 2000-х остатки советских Д-30 использовались Национальной армией Афганистана в силовых операциях против талибов.
На вооружении России, по данным открытых источников, сейчас числится около 5000 гаубиц Д-30. Из них подавляющее большинство — на балансе Сухопутных войск. Впрочем, как отмечает газета «Известия», исправных орудий в войсках осталось немного, тем более что в начале 1990-х гаубицы Д-30 выпускать перестали. Списать устаревшие гаубицы предлагалось еще в начале 2000-х годов, однако всерьез избавиться от них до сих пор не решались. В июне 2009 года историческую важность Д-30 для Вооруженных сил решили подчеркнуть, передав две гаубицы (1968 и 1978 годов выпуска) в распоряжение Санкт-Петербурга для проведения церемониального полуденного выстрела.
Полуденный выстрел из гаубицы Д-30 в Санкт-Петербурге
Как пишут «Известия» со ссылкой на Главное ракетно-артиллерийское управление (ГРАУ) Минобороны, глава военного ведомства Сергей Шойгу распорядился до конца 2013 года передать все гаубицы Д-30 из состава Сухопутных войск на базы хранения. Как пояснил изданию представитель Минобороны, гаубицы сильно изношены и требуют капитального ремонта. «Проще их списать и перейти на единый артиллерийский калибр 152 миллиметра», — заверил собеседник издания.
К тому же 122-миллиметровые гаубицы существенно уступают в могуществе артиллерийским орудиям с диаметром ствола 152 мм. Как отмечают артиллеристы, последним достаточно всего одного выстрела, чтобы уничтожить долговременное укрепление или дом, а Д-30 требуется для этого несколько залпов. Большинство зарубежных армий, включая США, Великобританию и Индию, уже давно перешли на гаубицы калибра 155 мм.
Буксируемая гаубица 2А65 «Мста-Б» калибра 152 мм предназначена для поражения артиллерийских средств противника, разрушения оборонительных сооружений, подавления пунктов управления, а также поражения живой силы, вооружения и техники. Расчет орудия — 8 человек.
«Мста-Б» буксируется гусеничным тягачом МТ-ЛБ или грузовиком УРАЛ-4320. Гаубица рассчитана на боезапас в 60 снарядов, масса каждого — 43,5 кг. Скорострельность орудия — до 8 выст/минуту. Дальность стрельбы — до 30 км.
В то же время гаубица Д-30 существенно превосходит своих более крупнокалиберных собратьев по кучности стрельбы и больше подходят для прицельного огня. Кроме того, предложенные на замену Д-30 гаубицы «Мста-Б» весят 7 тонн, это затрудняет их перевозку на внешней подвеске вертолетов и десантирование с парашютом. Большую массу имеют и сами снаряды калибра 152 мм, что тоже не упрощает транспортировку.
Буксируемая гаубица 2А65 «Мста-Б» калибра 152 мм
«Снаряды калибра 122 мм, конечно, слабее 152-мм снарядов, но ведь для них тоже есть адекватные задачи. Во многих ситуациях выгоднее с точки зрения снабжения применять 122-мм орудия. Например, если на решение одной задачи надо три грузовика 122-мм снарядов или четыре грузовика 152-миллиметровых. Лучше, конечно, выбрать первое», — рассказал эксперт по современным вооруженным конфликтам Вячеслав Целуйко. По его словам, гаубицы Д-30 еще пригодятся Воздушно-десантным войскам, а мотострелковым бригадам они не нужны.
Самоходная артиллерийская установка «Акация» калибра 152 мм
Отказ Минобороны от гаубиц Д-30 не стал неожиданностью, скорее наоборот. В СССР, а затем и в России предпочтение в большинстве случаев отдавалось самоходным артиллерийским установкам ввиду их большей мобильности. К тому же военное ведомство в последнее время все менее охотно берется за реанимацию старого вооружения и техники — уж очень это затратно.
По той же причине, вероятно, военные откажутся от модернизации танков Т-72 и начнут покупать новые танки Т-90. С другой стороны, предложенные для замены Д-30 гаубицы «Мста-Б» и «Акация» новыми тоже не назовешь — первая стоит на вооружении уже четверть века, а вторая — больше 40 лет.
122-мм гаубица Д-30 (2А18) — 55 лет безупречной службы
Буксируемая гаубица Д-30 своей боевой службой заслужила не меньшую славу и уважение, чем ее предшественница — гаубица обр. 1938 г. (М-30).
Постановлением СМ СССР от 2 апреля 1954 года задавалась разработка 122-мм дивизионной гаубицы для замены заслуженной М-30.
СОЗДАНИЕ ШЕДЕВРА
Работа была поручена ОКБ завода № 9 (г. Свердловск), возглавляемому Ф. Ф. Петровым. Разработка и испытания орудия, получившего обозначение Д-30, заняли более пяти лет. На вооружение гаубица принята Постановлением СМ СССР от 12 мая 1960 года. ГАУ присвоило ей индекс 2А18. Д-30 представляет собой длинноствольную гаубицу среднего калибра, предназначенную для подавления и уничтожения открытой и укрытой живой силы, огневых сооружений, поражения оборонительных сооружений, вооружения и военной техники противника.
УСТРОЙСТВО ОРУДИЯ
Ствол-моноблок имеет длину 35 калибров, из-за чего орудие нередко именуют «гаубицей-пушкой». На казенную часть трубы ствола надет казенник, скрепляемый с трубой муфтой, на дульную — дульный тормоз и шворневая балка.
Затвор — вертикальный клиновый, с полуавтоматикой копирного типа. В затворе собран ударный механизм. Выбрасывание гильзы производится при опускании затвора двумя качающимися выбрасывателями. Противооткатные устройства, собранные в люльке ствола, включают гидравлический тормоз отката и наката и гидропневматический накатник. Монтаж противооткатных устройств над стволом позволил уменьшить высоту линии огня до 900 мм и увеличить устойчивость орудия при стрельбе.
Люлька установлена в цапфенных гнездах верхнего станка лафета. Трехстанинный лафет обеспечивает круговой обстрел. Верхний станок лафета надет на втулку нижнего станка, на которой вращается в горизонтальной плоскости. Подъемный механизм — секторный, поворотный — червячный. С правой стороны верхнего станка смонтирован пневматический уравновешивающий механизм. Лафет снабжен небольшим броневым щитом. К нижнему станку лафета приварена неподвижная коробчатая станина и еще две укреплены шарнирно. Боевой ход включает два колеса с шинами от автомобиля ЗиЛ-150, установленных на кривошипах с торсионным подрессориванием. На позиции орудие приподнимается с помощью центрального винтового домкрата, станины лафета разводятся под углом 120° друг к другу, колеса вывешиваются, станины опорами опускаются на грунт.
Для стрельбы прямой наводкой служит оптический прицел ОП4М-45, для стрельбы с закрытых позиций — панорамный прицел Д726-45 с зависимой линией прицеливания. В ночное время используется устройство освещения прицельных приспособлений «Луч».
Сведение станин под ствол и установка шворневой лапы на стволе значительно сократили длину орудия в походном положении. В качестве тягача использовались грузовики ЗиЛ-151, ЗиЛ-157, «Урал-375Д» колесной формулы 6×6, гусеничные тягачи АТ-П, АТ-Л, МТ-ЛБ. Возможно передвижение орудия по полю боя на небольшое расстояние силами расчета с использованием откидного третьего катка. Гаубица может перебрасываться самолетом или вертолетом, десантироваться в составе парашютного десанта с помощью парашютной платформы.
ВАРИАНТЫ
Гаубица Д-30А (2А18М, 1978 год) получила двухкамерный дульный тормоз, новая 2А18М-1 — полуавтоматический досылатель снаряда. На базе Д-30 была разработана САУ 2С1 «Гвоздика». Буксируемые Д-30 и Д-30А и самоходные 2С1 использовались в дивизионной и полковой артиллерии. В Сирии, Египте, Китае, КНДР, Израиле, на Кубе создали 122-мм САУ с использованием артиллерийской части Д-30.
122-мм гаубица Д-30 / 2А18
ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Д-30 / 2А18
Д-30А / 2А18М
Д-30А-1 / 2А18М-1
122-мм гаубица. Разработана в конце 1950-х годов ОКБ-9 под руководством Ф.Ф.Петрова. Предположительно при создании орудия использованы германские наработки времен Великой Отечественной войны. Гаубица принята на вооружение и серийно производится с начала 1960-х годов артиллерийским заводом №9 (г.Екатеринбург, ныне – ОАО “Завод №9”). Одно из самых массовых послевоенных артиллерийских орудий. К 1994 г. производство базовой модели гаубицы в России прекращено.
122-мм гаубица Д-30А (публикация – 2012 г., фото – О.Балашов, http://www.mil.ru).
122-мм гаубица Д-30, г.Москва, 2011 г. (фото – Виталий Рагулин, http://dervishv.livejournal.com).
Конструкция – лафет трехстанинный, обеспечивает круговое наведение орудия в горизонтальной плоскости. Орудие оснащено небольшим щитом. Транспортное положение гаубицы – стволом вперед. Гаубица буксируется за ствол.
Модификация Д-30А отличается использованием двухкамерного дульного тормоза вместо щелевого.
Штатный тягач в ВС России (2000-е годы) – Урал-4320.
Для движения по глубокому снегу гаубица оснащается лыжной установкой. Стрельбы с лыжной установки невозможна.
Дульный тормоз и прицел 122-мм гаубицы Д-30, г.Москва, 2011 г. (фото – Виталий Рагулин, http://dervishv.livejournal.com).
Боеприпасы:
– осколочно-фугасный снаряд (ОФС).
– активно-реактивный снаряд (АРС).
– осколочный снаряд (ОС) – основной тип боеприпасов гаубиц (боекомплект гаубицы М-30).
Масса – 21.76 кг
– бронебойный кумулятивный снаряд (БКС) БП-463 может применяться из гаубицы. Практически использовался крайне редко (боекомплект гаубицы М-30).
Бронепробиваемость – 200 мм на дальности 630 м
– дымовой снаряд (ДС).
– осветительный снаряд (ОСС).
– агитационный снаряд (АГС).
– специальный химический снаряд – по состоянию на 1994 г. на вооружении нет.
Модификации:
– Д-30 – базовая модель гаубицы.
– Д-30А / 2А18М – модернизированный вариант гаубицы, последняя серийная модель, производится как минимум с 1978 г. По состоянию на 2006-2013 г.г. – в производстве (источник).
– Д-30А-1 / 2А18М-1 – вариант гаубицы Д-30А с полуавтоматическим досылателем снаряда. По состоянию на 2006-2013 г.г. может быть произведена для заказчика заводом-производителем (источник).
– САУ 2С1 – самоходная артиллерийская установка с орудием, созданным на базе гаубицы Д-30.
Статус: СССР / Россия
– 1979-1989 г.г. – гаубица активно и эффективно использовалась во время войны в Афганистане.
– 2013 г. – состоит на вооружении ВС России.
Экспорт: всего за всё время на экспорт было поставлено не менее 3600 ед.
Венгрия – была и возможно есть на вооружении.
Вьетнам – была и возможно есть на вооружении.
ГДР – была на вооружении.
Египет – гаубица Д-30 выпускалась серийно. Для армии Египта американо-английским консорциумом предлагалась САУ на базе гаубицы Д-30.
Ирак – гаубица Д-30 выпускалась серийно под названием Saddam.
Китай – гаубица Д-30 выпускалась серийно, к ней выпускалось оригинальное семейство боеприпасов. Так же серийно выпускалась САУ 122-мм Тип 85.
КНДР – гаубица Д-30 производится и состоит на вооружении как минимум с 1970-х годов (или ранее).
– 2013 г. 27 июля – на параде в Пхеньяне показаны САУ с гаубицей Д-30 на шасси БТР Мод.1973, известного как VTT-323 (источник).
Ливан:
– 1992 г. – есть на вооружении в числе 90 орудий всей ствольной полевой артиллерии;
Монголия – была и возможно есть на вооружении.
Польша – была и возможно есть на вооружении.
Румыния – была и возможно есть на вооружении.
Сирия:
– 1970-1980-е годы – первые поставки
– 2015 г. – есть на вооружении, применяется войсками Башара Асада.
Судан:
– 2013 г. февраль – на выставке вооружений и военной техники IDEX-2013 в Абу-Даби суданское государственное военно-промышленное объединение Military Industry Corporation (MIC) представило материалы по разработанной ими 122-мм самоходной гаубице Khalifa GHY02. Данная система представляет собой открытую установку качающейся части 122-мм буксируемой гаубицы Д-30 на платформе модифицированного 10-тонного автомобиля КамАЗ-43118 с колесной формулой 6х6, оснащенного также специально разработанной бронированной кабиной. Общая боевая масса САУ составляет 20,5 тонн, перевозимый боекомплект – 45 выстрелов, расчет – пять человек. Заявляется оснащение установки системой управления огнем. Серийность самоходной гаубицы Khalifa GHY02 неизвестна (источник).
Чехословакия – была и возможно есть на вооружении.
Эстония – гаубицы Д-30 остались на вооружении эстонской армии после выхода страны из состава СССР.
– 2014 г. – Д-30 есть на вооружении.
Югославия – гаубица Д-30 выпускалась серийно под названием D-30Y.