0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Корабельная артиллерийская установка АК-176 (СССР)

Корабельная автоматическая установка АК-176

Характеристики корабельной установки АК-176

История создания корабельной артустановки АК-176

Корабельная автоматическая артиллерийская установка АК-176 создавалась по техническому заданию от 30 сентября 1969 года. В 1971 году технический проект ус­тановки под шифром А-221, предложило ЦНИИ «Бу­ревестник» под руководством главного конструктора Г.П. Рындыка.

Результатом работ стала уникальная одноствольная артсистема, до сих пор остающаяся одной из самых скорострельных в мире. Весь её боекомп­лект в 152 снаряда может быть расстрелян всего лишь двумя очере­дями по 75 выстрелов с перерывом в 30 секунд!

Полигонные испытания А-221 завершились к середине июля 1977 года и Приказом МО СССР № 101 от 22 июня 1979 года комплекс Ак-176-МР-123/176 был принят на вооружение. Установка А-221 получила индекс АК-176, и её серийное производство было налажено на Горьковском машиностроительном заводе.

АК-176 может управляться как в местном, так и в дистанционном режиме.

Чертеж корабельной артиллерийской установки АК-176

Конструкция корабельной артустановки АК-176

Артиллерий­ская установка АК-176 представляет собой од­ноствольную автоматическую артиллерийскую установку башенного типа, имеющую калибр 76,2 мм и длину ствола в 59 калибров. Ствол установки — моноблок с ко­жухом, затвор — вертикальный, клиновой, а автоматиче­ская работа — за счет энергии отката. Охлаждение ство­ла — наружное, непрерывное, со специальной системой прогона забортной воды между кожухом и моноблоком.

Подача боезапаса — обойменная, с двух сторон, связанных в единую кинематическую цепь приводом от единого элек­тродвигателя. Возможна и ручная подача боезапаса в аварийном режиме, но численность расчета в таком слу­чае возрастает с двух до четырех человек.

Башня выпол­нена из алюминиево-магниевого сплава, наведение орудия может выполняться тремя спо­собами:

  • дистанционно-автоматически с помощью элект­роследящего привода ЭСП-221 от корабельной РЛС уп­равления стрельбой;
  • полуавтоматическим — с поста ви­зирной колонки при помощи ЭСП-221;
  • ручным — по ви­зирам-дублерам ВД-221, находящимся в самой башне АУ и с помощью прицела «Конденсор-221-А».

Скорость вер­тикального наведения от ЭСП-221 достигает 30 град/сек (вручную — 1,3 град/сек), скорость горизонтального на­ведения — 35 и 3 град/сек (соответственно). Угол гори­зонтального наведения башни на оба борта не превыша­ет 175 градуса.

Стрельба возможна в трех режимах: 30, 60 и 120 выстрелов в ми­нуту и время приведения установки в боевое положение из походного не превышает 3 минут, а из боевой готов­ности № 1 возможно открытие огня уже через 15 секунд.

Читать еще:  Баллистические ракеты средней дальности Р-5 и Р-5М (СССР)

Боеприпасы унифицированы с 76-мм спаренной установ­кой АК-726. Для поражения надводных и береговых це­лей снаряд снабжен головным ударным взрывателем ВГ-67, а для ведения зенитного огня — неконтактным (радиолокационным взрывателем АР-51Л (обеспечивает­ся эффективное поражение цели при промахе до 8 мет­ров).

Наведение АК-176 осуществляется от РЛС «Вым­пел-221» (МР-123/176).

Корабельная артиллерийская установка АК-176

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

76,2-мм универсальная корабельная артустановка АК-176

Потребность в мощной, но легкой универсальной артустановке для кораблей небольшого водоизмещения и катеров была осознана руководством Советского ВМФ в конце 1960-х годов. Тактико-техническое задание на создание новой установки было утверждено 30 сентября 1969 года. 15 марта 1971 года было принято постановление Совета министров СССР о разработке нового орудия. Технический проект установки, получившей рабочее наименование А-221, был представлен разработчиком — ЦНИИ «Буревестник» (г. Горький). Главным конструктором установки был Г. П. Рындык.

Испытания установки на Ржевском полигоне проходили с 14 апреля по 14 июня 1977 года. Корабельные испытания были проведены с 23 января по 30 января 1979 года на ракетном катере Р-5 проекта 1241-1 в районе Балтийска. Артустановка А-221 была принята на вооружение 22 июня 1979 года под индексом АК-176.
Испытания показали, что АК-176 может быть достаточно эффективным средством для борьбы с низколетящими крылатыми ракетами типа «Гарпун» и «Томагавк». Так, на учениях АК-176 успешно сбивала ПТУРС «Фаланга», имитировавшие ракеты «Гарпун». На поражение одной ракеты расходовалось около 25 снарядов.

АК-176 представляет собой одноствольную автоматическую артиллерийскую установку закрытого типа с дистанционным и местным управлением. Ствол установки — моноблок с кожухом, нарезка ствола постоянная. Затвор вертикальный клиновой. Автоматика работает за счет энергии отката. Охлаждение ствола непрерывное наружное. Специальная система прогоняет забортную воду со скоростью 3,5 метра в секунду между кожухом и моноблоком. Благодаря этому артустановка может расстрелять боекомплект двумя очередями по 75 выстрелов с перерывом между ними в 30 минут.

Питание непрерывное, с двух сторон, обойменное. Все механизмы системы подачи разделены на две одинаковые группы — правую и левую и связаны в единую кинематическую цепь, т.е. имеют привод от общего электродвигателя. Система подачи состоит из платформы, на которой расположены два горизонтальных транспортера с обоймами для патронов по 76 штук, два цепных элеватора с приемниками и два маятника с приводами. С транспортеров патроны толкателями подаются в вертикальные затворы. Перенос патрона из элеватора в приемник качающейся части производится маятником. Возможна подача ручным способом.

Впервые в отечественных корабельных артиллерийских установках в АК-176 были широко применены легкие сплавы для уменьшения веса установки. Так, корпус артустановки представляет собой сварную конструкцию из алюминиево-магниевого сплава Амr 61 толщиной 4,0 мм. Интересно, что проектом был предусмотрен и вариант стальной башни толщиной 5 мм, которая защищала бы от пуль и осколков снарядов, но зато вес артустановки в таком варианте увеличился бы на одну тонну.

Читать еще:  Зенитный ракетный комплекс LY-60 (Китай)

Для наведения АК-176 возможны три способа:
— Дистанционно-автоматически, под управлением корабельной радиолокационной системы управления стрельбой МР-123/175;
— Полуавтоматически, с помощью башенного оптического прицела К-221А;
— Вручную, с помощью визиров ВД-221, расположенных в самой установке.
В первых двух случаях командир установки и электрик находятся в правом отсеке боевого отделения АК-176, ни во что не вмешиваются, а лишь следят за работой механизмов, а в последнем случае принимают управление на себя.

Стрельба ведется со скорострельностью 30, 60 или 120 выстрелов в минуту. Максимальная продолжительность непрерывной очереди — 70 выстрелов, после чего требуется охлаждение в течение 25-30 минут. Время перехода из походного положения в боевое — 3 минуты, из боевого в режим стрельбы — 15 секунд. Боеприпасы унифицированы с установкой АК-726. Масса унитарного патрона 12,8 кг, масса зенитного и осколочно-фугасного снарядов — 5,9 кг. Снаряды снаряжены 400 граммами взрывчатого вещества A-IX-2.
Расчет установки в штатном режиме — 2 человека, командир и электрик. Для обслуживания установки в ручном режиме расчет увеличивается до 4 человек.

Боеприпасы установки А-176 унифицированы с 76-мм спаренной установкой АК-726. Вес унитарного патрона 12,8 кг, а длина — 818 мм. Снаряд весом 5,9 кг снаряжен 400 граммами мощного взрывчатого вещества А-IX-2. Для поражения морских и береговых целей снаряд снабжается головным ударным взрывателем ВГ-67, а для зенитной стрельбы — неконтактным (радиолокационным) взрывателем АР-51Л. При стрельбе с радиовзрывателем обеспечивается эффективное поражение самолета или ракеты при промахе до 8 метров.
Серийное производство АК-176 велось на Горьковском машиностроительном заводе. Артустановка АК-176 устанавливались практически на всех типах малых кораблей и катеров. Среди них были — малый ракетный корабль на воздушной подушке пр. 1239; ракетный катер на подводных крыльях пр. 206МР; малый ракетный корабль пр. 1234.1; ракетный катер пр. 1241.1; малые противолодочные корабли пр. 1124, 1241.2; десантный корабль пр. 775М и т.д.

Тактико-технические характеристики АК-176:
Калибр, мм: 76,2;
Длина ствола, калибров: 59;
Масса снаряда, кг: 5,9;
Начальная скорость снаряда, м/с: 980;
Принцип заряжания: обойменный, автоматический;
Скорострельность, выстр./мин: 30, 60, 120-130;
Общая масса АУ, кг: без боекомплекта – 11200, с боекомплектом – 13100;
Радиус обметания по стволам, мм: 4400;
Угол подъема ствола, град.: -15°/+85°;
Максимальная скорость вертикального наведения, град./с: 30°;
Максимальная скорость горизонтального наведения, град./с: 35°;
Максимальная дальность стрельбы, м: наземные цели -15700 (эффективная дальность 12 000);
Досягаемость по высоте, м: 7000;
Расчет установки, чел.: 2;
Боекомплект на ствол: 152

Читать еще:  Ракетный противолодочный комплекс К89Р РПК-5 «Ливень» (Россия)

АК-176

76,2-мм морская артиллерийская установка

АК-176 разработана ЦНИИ «Буревестник». Тактико-техническое задание на разработку артиллерийской установки А-221 утверждено заместителем Главкома ВМФ СССР 30 сентября 1969 г. Разработка началась по постановлению Совета министров СССР от 15 марта 1971 г. в ЦНИИ «Буревестник» (создан на базе КБ Горьковского машиностроительного завода в 1970 г.), главный конструктор Г.П.Рындык.

Полигонные испытания установки А-221 прошли с 14 апреля по 14 июля 1977 года на полигоне в поселке Ржевка (под Ленинградом) в объеме 3215 выстрелов. Разработка официально завершена в 1978 г. Корабельные испытания проводились с 23 по 30 января 1979 г. в районе Балтийска на головном ракетном катере Р-5 проекта 12411.

Серийное производство установки АК-176 велось на Горьковском машиностроительном заводе и в ПО «Арсенал». Установка принята на вооружение приказом Министра обороны СССР №101 от 22 июня 1979 г.

Модернизированный комплекс АК-176-МР-123-02/176 с установкой АК-176М, выполненной в новом корпусе, разработан в период между 1984 г. и 1991 г.

Установка АК-176 на пограничном сторожевом корабле «Алмаз».
(http://www.warships.ru/)

Установки АК-176 в ВМФ России

  • Сторожевой корабль «Дагестан» проекта 11661К (1 установка)
  • Малый ракетный корабль (МРК) проекта 1241 (1 установка)
  • Малый ракетный корабль (МРК) проекта 1241Р (1 установка)
  • Малый ракетный корабль (МРК) проекта 12418 (1 установка)
  • Малый ракетный корабль (МРК) проекта 1239 «Бора» / «Самум» (1 установка)
  • Малый ракетный корабль (МРК) проекта 12341 (1 установка)
  • Малый противолодочный корабль 1241П (1 установка)
  • Малые противолодочные корабли проектов 1331М, 1141, 12412 (по 1 установке)
  • Ракетный катер проекта 1241.1 «Молния» (1 установка)
  • Ракетный катер на подводных крыльях проекта 206МР (1 установка)
  • Ракетный катер проекта 10411 (1 установка)
  • Десантный корабль проекта 775 (1 установка)
    и др.корабли

Конструкция установки

Корпус установки впервые в СССР (на серийных установках) изготовлен с применением легких сплавов. Проектом предусматривался вариант башни из стали толщиной 5 мм.

Модернизированная установка АК-176М выполнена в корпусе типа «stealth», предлагается на экспорт.

ТТХ установки АК-176

Артиллерийская установка АК-176 на малом ракетном корабле «Самум»
(http://flot.sevastopol.info/)

Боеприпасы пушки

Установка АК-176М модернизированного варианта комплекса
(Буклет ФГУП КБ «Буревестник»)

Система управления и наведения

Модификации:

Комплекс АК-176-МР-123/176, установка АК-176 / А-221 — базовая модель установки для кораблей ВМФ СССР и России.

Комплекс АК-176-МР-123-02/176, установка АК-176М — модернизированный вариант установки с башней типа «stealth».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector