0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж42 РТ-2С «Темп-2С» (СССР)

Подвижный грунтовый комплекс Темп-2С с МБР 15Ж42

«Темп-2С» — подвижный грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения, с МБР третьего поколения, предназначался для нанесения ударов по объектам, сильно защищенным средствами ПВО и расположенным в глубине территории противника. Создан под руководством главного конструктора Александра Hадирадзе. Первый пуск ракеты был совершен 14 марта 1972 года. Ее испытания проводились на полигоне Плесецк более двух с половиной лет, до декабря 1974 года. За время иcпытаний было произведено 35 запусков, по результатам которых ракету приняли на вооружение.

Подвижная пусковая установка создана в волгоградском ЦКБ «Титан». Серийное производство ракеты развернуто на Воткинском машиностроительном заводе.

Первые два ракетных полка заступили на боевое дежурство 21 февраля 1976 года (г. Плесецк, командиры Л.Ф.Фирсов, В.В. Рунов), всего было развернуто семь ракетных полков (шесть ПУ). По данным, опубликованным в США, в период с 1978 по 1985 годов было развернуто от 50 до 100 МБР «Темп-2С» под Плесецком.

По договору ОСВ-2 подписанному в июне 1979 года руководителями СССР и США, Советский Союз брал на себя обязательства не производить, не испытывать и не развертывать ракетный комплекс «Темп-2С». В результате ракетный комплекс (РК) был снят с боевого дежурства в 1986 году и ликвидирован.

На западе комплекс получил обозначение SS-16 » Sinner» .

Продолжением РК «Темп-2С» стали БРСД-10 «Пионер» и «Тополь».

В конструкции ракеты применен ряд принципиальных новинок. Решетчатые, раскрываемые в полете аэродинамические рули, центральные управляющие сопла, стеклопластиковые управляющие сопла, стеклопластиковые высокопрочные корпуса двигательных установок. Разработана холодная схема разделения ступеней, при которой последующие ступени запускались только после отхода предыдущих на безопасное расстояние. Боевая ступень впервые оснащена твердотопливной двигательной установкой. Сама ракета весь период эксплуатации находилась в герметизированном ТПК, выполненном из стеклопластика с толстым слоем теплоизолирующего пенопласта. Минометный старт осуществлялся непосредственно из контейнера с помощью специального ПАД. Маршевые двигатели включались уже на высоте, благодаря чему ПУ сохраняла работоспособное состояние.

Система управления построена на базе цифровой вычилительной машины высокой надежности, точности и быстродействия, и имела два автономных блока: бортовой и наземной СУ.

Наземная СУ решала задачи управления автоматикой СПУ , подготовки исходных данных и расчета полетного задания.

Бортовая СУ имела гиростабилизированную платформу с высокоточными акселерометрами, ориентированными по трем направлениям при оптической связи с наземной системой прицеливания, а также БЦВМ.

Ввиду недостаточной надежности элементной базы БЦВМ в СУ было реализовано «троирование» каналов, что, естественно привело к утяжелению бортовой аппаратуры. Для снижения массы приборы были выполнены в негерметичном исполнении и размещались в герметичном приборном отсеке. Для упрощения расчета полетного задания при функциональном методе наведения для всего диапазона дальностей использовали единую систему семейства гибких программ угла тангажа. Дальность пуска регулировалось отсечкой тяги посредством поперечной рубки корпуса двигателя третьей ступени.

В каждой из маршевых двигательных установок (разработчик — Люберецкое НПО «Союз», гл.конструктор Жуков Б.П.) использовались по два твердотопливных заряда: большой крепился к цилиндрической части корпуса, малый к переднемй днищу , чтобы корпус большую часть времени был защищен от нагрева несгоревшим топливом. Для органов управления по крену на верхних ступенях, было создано специальное безметальное твердое топливо в состав которого входит гексоген, так как конденсированные окислы аллюминия, входящего в состав основного топлива, могли засорить клапаны вдува. Для управления первой ступенью применили раскрывающиеся решетчатые аэродинамические рули и газовые рули из тугоплавкого вольфрама, используемые на начальном участке полета.

Читать еще:  Опытный легкий танк PL-01 (Польша)

В состав ракетного комплекса «Темп-2С» входили две машины на базе шасси МАЗ-547А: пусковая установка и транспортно-заряжающая машина. Обе они имели специальное оборудование, состав которого вытекал из назначения машин. Так, пусковая установка имела в кормовой части устройства, предназначенные для приведения транспортно-пускового контейнера из походного положения в боевое и обратно. Дополнительно машина оборудовалась специальными гидравлическими домкратами, использовавшимися для разгрузки ходовой части, горизонтирования и обеспечения устойчивости пусковой установки при производстве пуска ракеты.

В передней части машины монтировался силовой агрегат большой мощности. По обеим сторонам от него устанавливались две неметаллические кабины. Машина имела двенадцать односкатных колес, оснащенных широкопрофильными шинами. Десять из двенадцати колес были ведущими. Управляемыми были сделаны колеса первых трех осей.

Пять легендарных межконтинентальных баллистических ракет СССР (2 фото + 4 видео)

20 января 1960 года в СССР была принята на вооружение первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. На базе этой ракеты было создано целое семейство ракет-носителей среднего класса, внесших большой вклад в освоение космоса. Именно Р-7 вывела на орбиту корабль «Восток» с первым космонавтом Юрием Гагариным. Мы решили рассказать о пяти легендарных советских баллистических ракетах.

Двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которую ласково называли «семеркой», имела отделяющуюся головную часть массой 3 тонны. Ракета разрабатывалась в 1956–1957 годах в подмосковном ОКБ-1 под руководством Сергея Павловича Королева. Она стала первой межконтинентальной баллистической ракетой в мире. Р-7 была принята на вооружение 20 января 1960 года. Она имела дальность полета 8 тыс. км. Позднее была принята модификация Р-7А с увеличенной до 11 тыс. км дальностью. В Р-7 использовалось жидкое двухкомпонентное топливо: в качестве окислителя — жидкий кислород, в качестве горючего — керосин Т-1. Испытания ракеты начались в 1957 году. Первые три запуска оказались неудачными. Четвертая попытка была успешной. Р-7 несла термоядерный боевой заряд. Забрасываемый вес составлял 5400–3700 кг.

Видео

В 1962 году в СССР была принята на вооружение ракета Р-16. Ее модификация стала первой советской ракетой, способной стартовать из шахтной пусковой установки. Для сравнения — американские SM-65 Atlas также хранились в шахте, но стартовать из шахты не могли: перед запуском они поднимались на поверхность. Р-16 также первой советской двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления. Ракета была принята на вооружение в 1962 году. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой советской МБР Р-7. Первоначально Р-16 предполагалось запускать только с наземных пусковых установок. Р-16 оснащалась отделяемой моноблочной головной частью двух типов, отличавшихся мощностью термоядерного заряда (порядка 3 Мт и 6 Мт). От массы и соответственно мощности головной части зависела максимальная дальность полёта, колебавшаяся в пределах от 11 тыс. до 13 тыс. км. Первый запуск ракеты закончился аварией. 24 октября 1960 года на полигоне Байконур во время намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16 на этапе выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до старта, произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени из-за прохождения преждевременной команды на запуск двигателей от токораспределителя, что было вызвано грубым нарушением процедуры подготовки ракеты. Ракета взорвалась на стартовой площадке. Погибли 74 человека, в том числе командующий РВСН маршал М. Неделин. Позднее Р-16 стала базовой ракетой для создания группировки межконтинентальных ракет РВСН.

РТ-2 стала первой советской серийной твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой. Она была принята на вооружение в 1968 году. Эта ракета имела дальность — 9400–9800 км. Забрасываемый вес — 600 кг. РТ-2 отличалась малым временем подготовки к пуску — 3–5 минут. Для Р-16 на это уходило 30 минут. Первые летные испытания были проведены с полигона Капустин Яр. Было произведено 7 успешных запусков. Во время второго этапа испытаний, который проходил с 3 октября 1966 года по 4 ноября 1968 года на полигоне Плесецк, из 25 запусков 16 были успешными. Ракета эксплуатировалась вплоть до 1994 года.

Читать еще:  Разведение огня на природе

Ракета РТ-2 в музее «Мотовилихи», Пермь

Р-36 представляла собой ракету тяжелого класса, способную нести термоядерный заряд и преодолевать мощную систему ПРО. Р-36 имела три боевых блока по 2,3 Мт. Ракета была принята на вооружение в 1967 году. В 1979 году была снята с вооружения. Старт ракеты производился из шахтной пусковой установки. В процессе испытаний было проведено 85 пусков, из них 14 отказов, 7 из которых приходятся на первые 10 пусков. Всего же было проведено 146 пусков всех модификаций ракеты. Р-36М — дальнейшее развитие комплекса. Эта ракета также известна как «Сатана». Это был самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника — Р-36: по точности стрельбы — в 3 раза, по боеготовности — в 4 раза, по защищенности пусковой установки — в 15–30 раз. Дальность ракеты составляла до 16 тыс. км. Забрасываемый вес — 7300 кг.

Видео

«Темп-2С»

«Темп-2С» — первый мобильный ракетный комплекс СССР. Подвижная пусковая установка базировалась на шестиосном колесном шасси МАЗ-547А. Комплекс предназначался для нанесения ударов по хорошо защищенным средствами ПВО/ПРО и расположенным в глубине территории противника важным объектам военной и промышленной инфраструктуры. Летные испытания комплекса «Темп-2С» начались первым пуском ракеты 14 марта 1972 года на полигоне Плесецк. Летно-конструкторский этап в 1972 году проходил не слишком гладко: 3 пуска из 5 были неудачными. Всего в процессе летных испытаний проведено 30 пусков, 7 из них аварийные. На завершающем этапе совместных летных испытаний в конце 1974 года, был проведен залповый пуск двух ракет, а последний испытательный пуск выполнен 29 декабря 1974 года. Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Темп-2С» был принят на вооружение в декабре 1975 года. Дальность ракеты составляла 10,5 тыс. км. Ракета могла нести термоядерную боеголовку 0,65–1,5 Мт. Дальнейшим развитием ракетного комплекса «Темп-2С» стал комплекс «Тополь».

Межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж42 РТ-2С «Темп-2С» (СССР)

Первый запуск 14.3.1972
Принятие на вооружение 21.2.1976
Тип головной части моноблочная, отделяемая, термоядерная
Мощность ядерного заряда 0.6 -1.5
Длинна ракеты, м 18.5
Длинна ракеты без головной части, м 16.9
Максимальный диаметр ракеты, м 1.79
Масса ракеты, т 41.5 — 44.2
Дальность стрельбы, км 9200 -10500
Точность стрельбы (КВО), м 450 -1650
Количество ступеней 3
Тип топлива твёрдое, смесевое
Система наведения инерциальная с БЦВМ
Способ старта миномётный
Пусковая установка мобильная, на шасси МАЗ-547А

«Темп-2С» — мобильный грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения, с твердотопливной МБР третьего поколения РС-14, создан под руководством главного конструктора Александра Hадирадзе. ЛКИ проходили на полигоне Плесецк, с 14 марта 1972 года до декабря 1974 года. В ходе испытаний было отстреляно 35 ракет*. По результатам испытаний ракета была принята на вооружение.
Новый комплекс «Темп-2С», получивший на западе наименование SS-16 «Sinner» (Грешник), был настолько серьёзно и эффективно засекречен, что и сейчас нет достоверных сведений о том как, когда и в каком количестве он был развёрнут. Как рассказывают очевидцы тех событий, эксплуатация комплексов «Темп-2С» проходила в условиях сверхсекретности. Офицерам было запрещено употреблять словосочетания «боевое дежурство» и «командный пункт». Считалось,что ракеты находятся на длительном хранении. При выезде ракетовоза из гаражного укрытия все находящиеся поблизости солдаты обязаны были по команде повернуться спиной к гаражу и стоять по стойке «смирно» до тех пор, пока ракетовоз не скроется в тайге. Выезд ракетовозов из гаражей осуществлялся в перерывах между пролетами американских спутников над Плесецком. Бывали ошибки, но в этих случаях вышедшие из гаражей ракетовозы тут же возвращались обратно. В отношении развёртывания комплекса «Темп-2С» данные западных и российских источников заметно расходятся. Российские источники утверждают, что первые два ракетных полка заступили на боевое дежурство 21 февраля 1976 года (г. Плесецк, командиры Л.Ф.Фирсов, В.В. Рунов), в то время как западные утверждают, что возможно реальное развёртывание комплекса началось только в 1978 году и к середине года возможно было развернуто до 50 ракет. По договору ОСВ-2 подписанному в июне 1979 года, Советский Союз брал на себя обязательства не производить, не испытывать и не развертывать этот ракетный комплекс. «Темп-2С» был снят с боевого дежурства в 1986 году и ликвидирован. Американские эксперты утвреждают, что несмотря на обязательства СССР возможно продолжал развёртывать комплекс и после 1979 года, доведя их количество до 100 шт. И такое вполне могло быть, учитывая что «Темп-2С» и РСД-10, построенный на его базе имели множество общих элементов, что затрудняло контроль, а внешняя схожесть затрудняла идентификацию обнаруженных разведкой комплексов.
В конструкции ракеты 15Ж42 были впервые применены решётчатые, раскрываемые в полете аэродинамические стабилизаторы, центральные управляющие сопла, стеклопластиковые управляющие сопла, стеклопластиковые корпуса двигательных установок. Разделение ступений производилось «холодным» способом, при котором последующие ступени запускались после отхода предыдущих на безопасное расстояние. Ракета весь период эксплуатации находилась в герметчном ТПК, выполненном из стеклопластика с толстым слоем теплоизолирующего пенопласта. Миномётный старт осуществлялся непосредственно из транспортно-пускового контейнера с помощью порохового аккумулятора давления.
Система управления состояла из двух автономных блоков, один из которых находился в ПУ и управлял процессом подготовки к стрельбе, а второй находился в ГЧ и осуществлял прицеливание и управление ракетой в полёте, обрабатывая данные с акселерометров установленных на гиростабилизированной платформе. Для компенсации недостаточной надёжности элементной базы БЦВМ было применено избыточное дублирование систем управления, что привело к утяжелению бортовой аппаратуры. Для снижения массы приборы были выполнены в негерметичном исполнении и размещались в герметичном приборном отсеке. Для упрощения расчета полётного задания при функциональном методе наведения для всего диапазона дальностей использовали единую систему семейства гибких программ угла тангажа. Дальность пуска регулировалось отсечкой тяги посредством поперечной рубки корпуса двигателя третьей ступени.
Управление в полёте первой ступенью осуществлялось решётчатыми аэродинамическими стабилизаторами и газовыми рулями выполнеными из вольфрама.Для управления верхними ступенями, было создано специальное безметальное твёрдое топливо, в состав которого входит гексоген. Маршевые твердотопливные смесевые двигатели разработаны в Люберецком ЛНПО «Союз». Серийное производство ракеты было развернуто на Воткинском машиностроительном заводе.
В состав комплекса входили самоходная ПУ на шасси МАЗ-547А разработанная волгоградским ЦКБ «Титан» и транспортно-заряжающая машина. ПУ для приведение ракеты в боевое положение вывешивалась на домкратах и горизонтировалась.

Читать еще:  Зенитный ракетный комплекс Crotale (Франция)

Смотрите также

Внесение изменений и ремонты
Любые изменения в дельталете должны быть согласованы с изготовителем, чтобы гарантировать сохранение летной годности. Ремонты допускаются выполнять только изготовителю дельталета. .

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36М SS-18 «Satan»
Количество ступеней 2 Максимальная дальность стрельбы ракеты с РГЧИН, км 10200 Максимальная дальность стрельбы ракеты с «тяжёлой» ГЧ, км 11200 Максимальная дальность стрельбы ракеты с » .

Дирижабль нового поколения разработан в России
Омские инженеры разработали новую систему регулировки аэростатической подъемной силы дирижабля. Специалистами была разработана целая линейка аппаратов, которые смогут обеспечить быструю и безопасную д .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector