22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Межконтинентальная баллистическая ракета 8К67 Р-36 (СССР)

Межконтинентальная баллистическая ракета 8К67 Р-36 (СССР)

12 мая 1962 года вышло постановление правительства СССР о начале разработки первой отечественной ракеты тяжелого класса. Ракета предназначалась для уничтожения пусковых установок американских МБР “Минитмен”, а также важнейших стратегических объектов, к которым относятся промышленные и административно-политические центры, центры энергетической системы, транспортные узлы, базы МБР, ПВО, ПРО и флота, аэродромы, космодромы, центры управления экономикой и Вооруженными Силами. Мощный ядерный боеприпас должен был компенсировать недостаточную точность ракет. Защищенность гарантировалась отдельными шахтными установками, разнесенными на расстояние, исключавшее поражение двух пусковых установок одной ракетой противника. Новое изделие должно было иметь высокую боеготовность и обладать простотой в эксплуатации.

В 1963 году Рудяк приступил к проектированию стартового комплекса. Первоначально допускалось использование некоторого количества менее дорогостоящих групповых шахт, но успехи американцев вскоре заставили от них отказаться. И политикам, и конструкторам стало ясно: шахты должны быть только отдельными и никакими другими, тем более, для такой мощной ракеты как «тридцать шестая».

28 сентября 1963 года произвели первый пуск со стартовой площадки, сооруженной на Байконуре. К сожалению, пуск был неудачным. Ракета взорвалась. Площадка разрушилась. Пожар бушевал долгое время.

Невзирая на неудачу, начали строительство шахт. Это были грандиозные сооружения глубиной более сорока одного метра и диаметром ствола свыше восьми метров. Шахты разносились друг от друга на расстояние 8—10 километров. Отчуждались громадные территории. Но это было оправданным. Эффективность американских МБР заметно уменьшалась.

В шестьдесят четвертом произведено 16 испытательных пусков. Многие системы были доработаны, и 14 января 1965 года состоялось первое испытание ракеты, запущенной из шахты. К сожалению, Р—36 вновь взорвалась. Сила взрыва была такова, что защитную крышу весом более двухсот тонн отбросило на несколько сот метров. Тем не менее, испытания продолжались.

РВСН страны нуждались в тяжелой и мощной ракете. За год было произведено четырнадцать испытаний, и 5 ноября 1966 года невдалеке от города Ужур Красноярского края первые ракетные комплексы Р—36 поставлены на боевое дежурство. Недоделки устраняли уже в процессе эксплуатации. 21 июля 1967 года новый боевой ракетный комплекс был принят на вооружение в ШПУ отдельного старта.

Р—36 — двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета. Создана под руководством главного конструктора Михаила Янгеля.

Ракета имеет три маршевых двухкамерных ЖРД — РД—219 первой ступени общей тягой у земли 274 т, а также один маршевый двухкамерный ЖРД РД—219 второй ступени тягой 101 т. Двигатель разработан главным конструктором Валентином Глушко. Стартовое устройство создано под руководством Евгения Рудяка. Серийное производство ракеты развернуто на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске.

Максимальная дальность полета ракеты — 12 000 км. Максимальная стартовая масса — 184 т. Масса головной части — 3,9 т. Мощность ядерного боезаряда — 5 Мт (одновременно была принята на вооружение модификация ракеты, оснащенная боезарядом мощностью 10 Мт, позже — мощностью 25 Мт). Масса топлива — 166 т. Длина ракеты — 31,7 м. Максимальный диаметр корпуса — 3 м. Ракета имеет моноблочную ядерную отделяемую в полете головную часть. Система управления автономная, инерциальная. Способ старта — газодинамический. Топливо – диметилгидразин несимметричный и азотный тетраксид.

Время подготовки к старту удалось довести до пяти минут. Ракета была ампулизированной, топливные баки на весь период эксплуатации надежно герметизировались.

Первые ракеты были поставлены на дежурство в 1966 году. В 1978 году Р—36 снята с вооружения.

На основе МБР Р—36 создана космическая ракета-носитель “Циклон—2” 11К68.

В декабре шестьдесят пятого начались летные испытания Р—36А. Первый пуск был аварийным. Произошел пожар, после чего ракета взорвалась. В следующем году произвели четыре успешных пуска и доработали конструкцию. Эта ракета существенно отличалась от всех предыдущих тем, что имела ядерный боезаряд, размещенный в космическом спутнике.

Межконтинентальная баллистическая ракета имеет ограниченную дальность полета. Увеличение дальности неизменно приводит к ухудшению ее боевых характеристик — уменьшению массы полезной нагрузки, снижению точности попадания в цель, степени внезапности нападения.

Американцы работали над системами противоракетной обороны, которые могли засечь старт советских ракет, вычислить их траектории и встретить перед объектами поражения. В головах политиков обеих стран возникла навязчивая мысль о том, что создание широкомасштабной и эффективной системы ПРО — дело ближайшего будущего. Дальнейший ход событий расставил точки над i. Достаточно эффективная система противоракетной обороны той или другой страны не создана до сих пор и, вероятно, не будет создана в ближайшем будущем. Однако в конце шестидесятых конструкторы предприняли попытки разработки ракет, неуязвимых для любых систем ПРО.

В СССР такими разработками занялись Королев, Янгель и Челомей. О комплексе Королева ГР—1 будет рассказано ниже. Комплекс Янгеля с ракетой Р—36А заступил на боевое дежурство на полигоне Байконур 25 августа 1969 года и 19 ноября этого же года был принят на вооружение.

Энергетические возможности мощнейшей янгелевской ракеты позволяли ей выводить ядерную боеголовку в космос на низкую орбиту. Ее масса и мощность при этом снижались, но достигалось важнейшее качество — неуязвимость. Выходя на орбиту искусственного спутника Земли и совершив полвитка, боеголовка сходила с орбиты и устремлялась в заданную точку территории вероятного противника. Удар мог быть нанесен не с севера, где его ожидали американские средства ПРО, а с юга. Уничтожить средствами ПРО боеголовку, размещенную в космическом полувитковом спутнике, было невозможно.

Орбитальная боеголовка имела два существенных недостатка: малую мощность боезаряда и низкую точность стрельбы. В свое время из-за неполадок системы управления космический корабль Павла Беляева и Алексея Леонова пролетел несколько лишних тысяч километров и вместо казахстанских степей приземлился в уральской тайге. При этом корабль имел дублирующую ручную систему управления. Боеголовка, размещенная на искусственном спутнике Земли, ручными системами управления не снабжалась, и сбой в работе автоматики мог иметь непредсказуемые последствия.

Читать еще:  Реактивная система залпового огня 8У31 БМ-24 и БМ-24Т (СССР)

Было еще одно препятствие дальнейшему развитию орбитальных монстров. 27 января 1967 года в Москве, Вашингтоне и Лондоне подписан Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Этим договором развертывание ядерного оружия в космосе было запрещено. Тем не менее, трехступенчатые баллистические ракеты Р—36А еще целых двенадцать лет несли боевое дежурство на полигоне Байконур. Американцы догадывались, но неопровержимых аргументов в пользу их космическо-боевого характера привести не могли. Лишь в 1979 году ракеты были сняты с вооружения.

Р—36. 8К67

Один точный удар мощной межконтинентальной ракеты мог уничтожить несколько шахт противника, сгруппированных в одном позиционном районе. Можно ли уничтожить одной ракетой несколько удаленных на значительное расстояние друг от друга отдельных шахтных пусковых установок?

Над этим вопросом задумались конструкторы сразу после принятия на вооружение ШПУ ОС в обеих сверхдержавах. Ответ был однозначен: можно, если вооружить ракету не одной, а несколькими ядерными боеголовками. Тяжелые МБР, способные нести значительную полезную нагрузку, подталкивали к принятию нового оригинального решения. К тому же, атомщики создали компактный и легкий боезаряд.

На рубеже семидесятых Янгель взялся за разработку модификации Р—36, способной нести не одну, а три боеголовки. Это была революция в ракетостроении. Точнее, ее первый этап. Несовершенные системы управления еще не позволяли наводить боеголовки на отдельные объекты. Поэтому были созданы разделяющиеся боевые блоки (боеголовки типа MRV). Они не могли поразить цели, удаленные друг от друга на расстояние в несколько десятков или сотен километров, но вполне справлялись с рассредоточенными на одной территории объектами. Например, три военных завода, расположенных на северной, южной и восточной оконечностях крупного промышленного центра, могли быть поражены одной ракетой.

В декабре 1971 года первая советская МБР Р—36 с разделяющимися головными частями поставлена на боевое дежурство. Система управления ступени разведения боеголовок была разработана под руководством главного конструктора Николая Пилюгина. В 1973 году количество этих МБР достигло максимума. Позже началась их замена на более совершенные ракеты с РГЧ ИН.

Боевое дежурство Р—36 всех модификаций несли в ракетных дивизиях, дислоцированных вблизи городов Алейск Алтайского края, Карталы Челябинской области, Домбаровский Оренбургской области, Ужур Красноярского края, на полигоне Байконур, а также в ракетных дивизиях, дислоцированных в казахстанских городах Державинск и Жангиэтобе. В 1971 году началось сокращение. В конце семьдесят девятого последние ракеты сняты с боевого дежурства и заменены ракетами Р—36М.

Пять легендарных межконтинентальных баллистических ракет СССР (2 фото + 4 видео)

20 января 1960 года в СССР была принята на вооружение первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. На базе этой ракеты было создано целое семейство ракет-носителей среднего класса, внесших большой вклад в освоение космоса. Именно Р-7 вывела на орбиту корабль «Восток» с первым космонавтом Юрием Гагариным. Мы решили рассказать о пяти легендарных советских баллистических ракетах.

Двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которую ласково называли «семеркой», имела отделяющуюся головную часть массой 3 тонны. Ракета разрабатывалась в 1956–1957 годах в подмосковном ОКБ-1 под руководством Сергея Павловича Королева. Она стала первой межконтинентальной баллистической ракетой в мире. Р-7 была принята на вооружение 20 января 1960 года. Она имела дальность полета 8 тыс. км. Позднее была принята модификация Р-7А с увеличенной до 11 тыс. км дальностью. В Р-7 использовалось жидкое двухкомпонентное топливо: в качестве окислителя — жидкий кислород, в качестве горючего — керосин Т-1. Испытания ракеты начались в 1957 году. Первые три запуска оказались неудачными. Четвертая попытка была успешной. Р-7 несла термоядерный боевой заряд. Забрасываемый вес составлял 5400–3700 кг.

Видео

В 1962 году в СССР была принята на вооружение ракета Р-16. Ее модификация стала первой советской ракетой, способной стартовать из шахтной пусковой установки. Для сравнения — американские SM-65 Atlas также хранились в шахте, но стартовать из шахты не могли: перед запуском они поднимались на поверхность. Р-16 также первой советской двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления. Ракета была принята на вооружение в 1962 году. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой советской МБР Р-7. Первоначально Р-16 предполагалось запускать только с наземных пусковых установок. Р-16 оснащалась отделяемой моноблочной головной частью двух типов, отличавшихся мощностью термоядерного заряда (порядка 3 Мт и 6 Мт). От массы и соответственно мощности головной части зависела максимальная дальность полёта, колебавшаяся в пределах от 11 тыс. до 13 тыс. км. Первый запуск ракеты закончился аварией. 24 октября 1960 года на полигоне Байконур во время намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16 на этапе выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до старта, произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени из-за прохождения преждевременной команды на запуск двигателей от токораспределителя, что было вызвано грубым нарушением процедуры подготовки ракеты. Ракета взорвалась на стартовой площадке. Погибли 74 человека, в том числе командующий РВСН маршал М. Неделин. Позднее Р-16 стала базовой ракетой для создания группировки межконтинентальных ракет РВСН.

РТ-2 стала первой советской серийной твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой. Она была принята на вооружение в 1968 году. Эта ракета имела дальность — 9400–9800 км. Забрасываемый вес — 600 кг. РТ-2 отличалась малым временем подготовки к пуску — 3–5 минут. Для Р-16 на это уходило 30 минут. Первые летные испытания были проведены с полигона Капустин Яр. Было произведено 7 успешных запусков. Во время второго этапа испытаний, который проходил с 3 октября 1966 года по 4 ноября 1968 года на полигоне Плесецк, из 25 запусков 16 были успешными. Ракета эксплуатировалась вплоть до 1994 года.

Читать еще:  Ракетный комплекс средней дальности 15Ж45 РСД-10 «Пионер» (SS-20) (СССР)

Ракета РТ-2 в музее «Мотовилихи», Пермь

Р-36 представляла собой ракету тяжелого класса, способную нести термоядерный заряд и преодолевать мощную систему ПРО. Р-36 имела три боевых блока по 2,3 Мт. Ракета была принята на вооружение в 1967 году. В 1979 году была снята с вооружения. Старт ракеты производился из шахтной пусковой установки. В процессе испытаний было проведено 85 пусков, из них 14 отказов, 7 из которых приходятся на первые 10 пусков. Всего же было проведено 146 пусков всех модификаций ракеты. Р-36М — дальнейшее развитие комплекса. Эта ракета также известна как «Сатана». Это был самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника — Р-36: по точности стрельбы — в 3 раза, по боеготовности — в 4 раза, по защищенности пусковой установки — в 15–30 раз. Дальность ракеты составляла до 16 тыс. км. Забрасываемый вес — 7300 кг.

Видео

«Темп-2С»

«Темп-2С» — первый мобильный ракетный комплекс СССР. Подвижная пусковая установка базировалась на шестиосном колесном шасси МАЗ-547А. Комплекс предназначался для нанесения ударов по хорошо защищенным средствами ПВО/ПРО и расположенным в глубине территории противника важным объектам военной и промышленной инфраструктуры. Летные испытания комплекса «Темп-2С» начались первым пуском ракеты 14 марта 1972 года на полигоне Плесецк. Летно-конструкторский этап в 1972 году проходил не слишком гладко: 3 пуска из 5 были неудачными. Всего в процессе летных испытаний проведено 30 пусков, 7 из них аварийные. На завершающем этапе совместных летных испытаний в конце 1974 года, был проведен залповый пуск двух ракет, а последний испытательный пуск выполнен 29 декабря 1974 года. Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Темп-2С» был принят на вооружение в декабре 1975 года. Дальность ракеты составляла 10,5 тыс. км. Ракета могла нести термоядерную боеголовку 0,65–1,5 Мт. Дальнейшим развитием ракетного комплекса «Темп-2С» стал комплекс «Тополь».

Стратегический ракетный комплекс Р-36 с ракетой 8К67

Постановлением Правительства СССР от 12 мая 1962 года конструкторскому бюро “Южное” было поручено создать стратегический ракетный комплекс Р-36 с ракетой “тяжелого” класса, способной доставить к цели сверхмощный термоядерный заряд. Новая ракета второго поколения 8К67 предназначалась для поражения объектов противника, защищенных мощной системой ПРО. В техническом задании предусматривалось разработка ракеты в двух вариантах: с наземным (от которого в дальнейшем отказались) и с шахтным стартами. При проектировании широко использовались отработанные на ракете 8К64 (Р-16) конструктивные решения и технологии.

Разработка 8К67 велась ускоренными темпами и уже в конце мая 1966 года был завершен весь цикл испытаний, а 21 июля 1967 ракетный комплекс Р-36 был принят на вооружение РВСН. 5 ноября 1966 года в г. Ужуре началась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка с ракетами этого типа.

Практически сразу после завершения испытаний ракеты 8К67 (в декабре 1967г.) КБ “Южное” приступило к разработке на базе 8К67 ракеты с разделяющейся головной частью (РГЧ). Особенностью создания нового варианта ракеты, получившей обозначение 8К67П, было то, что ее разработка велась в исключительно сжатые сроки. Требование по ускоренному созданию РГЧ было обусловлено тем, что в это же время в США велась разработка РГЧ для ракеты “Minuteman” и СССР не должен был отставать. При этом конструкция РГЧ разрабатывалась с учетом выполнения требования по обеспечению переоснащения ракет 8К67, находящихся на боевом дежурстве в шахтных ПУ в заправленном состоянии без их выемки из ПУ, сведению к минимуму доработок ПУ и наземного проверочно-пускового оборудования.

Ракета 8К67П с разделяющейся ГЧ в составе БРК Р-36 была принята на вооружение в 1970г., постановка на боевое дежурство началась в 1971г.

Комплекс Р-36 с ракетой 8К67 был снят с вооружения в 1978г., с ракетой 8К67П – в 1979г.

На западе комплекс получил обозначение SS-9 “Scarp”.

Двухступенчатая 8К67 выполнена по схеме “тандем” с последовательным разделением ступеней. Первая ступень обеспечивает разгон ракеты. Она состоит из переходника, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека. Первая ступень была оснащена маршевым двигателем РД-251 (8Д723), состоящим из трех двухкамерных модулей РД-250, а также рулевого двигателя РД-68М с четырьмя поворотными камерами сгорания и имела тягу на земле 274 т. В хвостовом отсеке устанавливаются четыре тормозных пороховых ракетных двигателя, срабатывающих при отделении второй ступени.

Вторая ступень обеспечивает разгон до скорости, соответствующей заданной дальности стрельбы и состоит из приборного, топливного и хвостового отсеков. Топливные баки имеют совмещенное днище и выполняются по несущей схеме. Вторая ступень оснащена двухкамерным маршевым двигателем РД-252 и четырёхкамерным рулевым ЖРД РД-69М. Двигатели имеют высокую степень унификации с двигателями первой ступени. Для питания всех ЖРД используется двухкомпонентное самовоспламеняющееся топливо: окислитель – азотный тетраоксид (АТ), горючее – НДМГ. Наддув всех баков в полёте осуществляется продуктами сгорания основных компонентов топлива. На каждой ступени, для уменьшения гарантийных запасов топлива, устанавлена своя система одновременного опорожнения баков.

Ракета разрабатывалась с двумя типами системы управления: комбинированной с каналом радиокоррекции и чисто инерциальной.Однако, в ходе летных испытаний от комбинированной системы управления отказались поскольку инерциальная СУ вполне обеспечивала заданную точность стрельбы. Это позволило значительно снизить затраты на производство и развертывание БРК. Элементы системы управления размещались в приборных отсеках на первой и второй ступенях.

Одной из серьезных проблем, решенных при разработке и отработке этой ракеты, была проблема обеспечения высокой степени герметичности топливных систем с целью выполнения требования по семилетнему хранению в заправленном состоянии.

На ракете 8К67 были внедрены следующие новые технические решения:

  • разработаны и применены две моноблочные ГЧ с наиболее мощными из испытанных к тому времени боевыми зарядами и комплекс средств противодействия системе ПРО вероятного противника;
  • разработана автономная СУ, обеспечивающая автоматическую дистанционную предстартовую подготовку к пуску и пуск ракеты из ШПУ с последующим (после выхода ракеты из шахты) наведением ракеты на цель по азимуту разворотом в плоскость стрельбы (исключен поворотный пусковой стол на старте), высокие по сравнению с предыдущими ракетами боеготовность и точность стрельбы;
  • применен новый более энергетически эффективный окислитель – азотный тетроксид;
  • на II ступени компоненты топлива размещены в едином топливном отсеке, разделенном на полости окислителя и горючего промежуточным днищем (впервые реализован принцип плотной компоновки отсеков ракеты);
  • в конструкции топливных баков применены прессованные химфрезерованные панели и пустотелые шпангоуты, изготавливаемые из прессованных профилей, что позволило значительно снизить вес отсеков и упростить технологию их изготовления;
  • в полости горючего II ступени исключена тоннельная труба, а магистраль окислителя изготовлена из цельнопрессованной трубы с приваренными к ней спиральными сильфонами;
  • применен “горячий” наддув топливных баков с помощью специальных газогенераторов, работающих на основных компонентах топлива, отбираемых из системы питания рулевых двигателей ступеней;
  • для исключения периода невесомости запуск маршевого двигателя II ступени производится при заранее запущенном в работу рулевом двигателе этой ступени;
  • обеспечены повышенные эксплуатационные качества ракеты в заправленном топливом состоянии посредством ампулизации конструкции ракеты и ее топливной системы;
  • обеспечена повышенная неуязвимость ракет на старте за счет рассредоточения пусковых установок.
Читать еще:  Баллистические ракеты средней дальности 8К63 Р-12 / Р-12У (СССР)

Характерной особенностью автономной СУ ракеты являлось то, что с целью повышения боеготовности ракеты предусматривался форсированный разгон гироскопов гироблоков и гироинтеграторов путем подачи на гиромоторы повышенного напряжения электропитания. СУ разработана ОКБ-692, а командные приборы СУ разработаны НИИ-944.

Боевое оснащение ракеты 8К67:

  • моноблочная ГЧ с ББ “тяжелого” класса с зарядом мощностью 20Мт (см. фото);
  • моноблочная ГЧ с ББ “легкого” класса с зарядом мощностью 8Мт (см. фото1, фото2, фото3);
  • система радиотехнической защиты ГЧ (система “Лист”)

На обеих ступенях ракеты устанавливались системы одновременного опорожнения баков, уменьшающие гарантийные запасы и остатки компонентов топлива. Наполнение баков компонентами топлива контролировалось системой контроля уровней. На ракете устанавливались также системы: аварийного подрыва для ликвидации ГЧ при отклонениях параметров движения ракеты на АУТ сверх допустимых, дистанционного контроля загазованности отсеков ракеты парами компонентов топлива, предохранения баков от вакуума и избыточного давления. Для разделения ступеней и отделения ГЧ на I и II ступенях устанавливались тормозные пороховые двигатели.

Ракета стартует с пускового стола, установленного в ШПУ. Старт ракеты из шахтной ПУ – газодинамический с запуском ДУ I ступени непосредственно в пусковой установке. Безударный выход ракеты из ПУ обеспечивался движением ракеты по направляющим в одной диаметральной плоскости пускового стакана. Скольжение ракеты по направляющим обеспечивалось бугелями, закрепленными на I ступени ракеты. После выхода ракеты из ШПУ бугели сбрасывались. Пусковой стол – неповоротный, не имел устройств и механизмов азимутального наведения. Газовый поток от работающей ДУ I ступени отводился с помощью рассекателя газовых потоков, установленного в нижней части ПУ, в газоотводящие устройства, размещенные вдоль ствола пускового стакана и в оголовке шахты в одной диаметральной плоскости.

В состав БРК входило шесть рассредоточенных боевых стартовых позиций, на каждой из которых размещались одиночные шахтные ПУ. Вблизи одной из них размещался командный пункт БРК, связанный линиями системы боевого управления и связи со всеми стартовыми позициями. Уровень защищенности БРК от ударной волны ЯВ составлял: ШПУ – 2 кгс/см 2 ; КП – 10 кгс/см 2 . ШПУ состояла из оголовка и вертикального ствола с нижней частью шахты. ПУ перекрывалась специальным защитным устройством (крышей) сдвижного типа, обеспечивающим герметизацию ствола шахты и защиту ракеты от поражающих факторов ЯВ. В оголовке размещались источники электропитания, аппаратура и оборудование технологических и технических систем. Состав оборудования обеспечивал длительное хранение ракеты в заправленном состоянии, а также дистанционное с КП БРК или автономное – с каждой стартовой позиции из оголовка ПУ – проведение операций по подготовке к пуску и пуск ракеты

Боевое применение в любых метеоусловиях при температурах воздуха от – 40 до + 50°С и скорости ветра у поверхности земли до 25 м/с, до и после ядерного воздействия по БРК.

Основным отличием ракеты 8К67П от ракеты 8К67 является оснащение ее новым типом головной части – разделяющейся ГЧ 8Ф676 в составе трех ББ 8Ф677 мощностью по 2.3Мт и КСП ПРО. Основным силовым узлом РГЧ являлась платформа, устанавливаемая на штатный приборный отсек ракеты. Для крепления ББ на платформе и последующего их разведения использовались установочные кольца с каретками, опирающимися на направляющие платформы. Разведение ББ осуществлялось “скатыванием” их по наклонным направляющим при работающем двигателе II ступени ракеты. Для уменьшения аэродинамического сопротивления на АУТ боевые блоки устанавливались с наклоном к продольной оси ракеты на 11°, а на вершины ББ устанавливался обтекатель в виде трехконусного наконечника.

Установка РГЧ на ракету потребовала доработки бортовой СУ в части обеспечения электросвязи СУ с РГЧ. Конструкция РГЧ не обеспечивала индивидуального наведения каждого из трех блоков по отдельной цели. Прицелить можно было один из блоков либо центр их группирования. Тем не менее, применение такой РГЧ в условиях противодействия системы ПРО повысило боевую эффективность ракеты 8К67П по сравнению с ракетой 8КВ7 в

Состав и структура нового БРК остались такими же, как и у БРК с ракетами 8К67. Для наземной эксплуатации РГЧ потребовалась доработка наземного проверочного пускового оборудования и технической позиции РК в части строительства корпуса сборки РГЧ, создания изотермического транспортного агрегата для перевозки РГЧ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: