33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Межконтинентальная баллистическая ракета 8К75 Р-9А (СССР)

Пять легендарных межконтинентальных баллистических ракет СССР (2 фото + 4 видео)

20 января 1960 года в СССР была принята на вооружение первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. На базе этой ракеты было создано целое семейство ракет-носителей среднего класса, внесших большой вклад в освоение космоса. Именно Р-7 вывела на орбиту корабль «Восток» с первым космонавтом Юрием Гагариным. Мы решили рассказать о пяти легендарных советских баллистических ракетах.

Двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которую ласково называли «семеркой», имела отделяющуюся головную часть массой 3 тонны. Ракета разрабатывалась в 1956–1957 годах в подмосковном ОКБ-1 под руководством Сергея Павловича Королева. Она стала первой межконтинентальной баллистической ракетой в мире. Р-7 была принята на вооружение 20 января 1960 года. Она имела дальность полета 8 тыс. км. Позднее была принята модификация Р-7А с увеличенной до 11 тыс. км дальностью. В Р-7 использовалось жидкое двухкомпонентное топливо: в качестве окислителя — жидкий кислород, в качестве горючего — керосин Т-1. Испытания ракеты начались в 1957 году. Первые три запуска оказались неудачными. Четвертая попытка была успешной. Р-7 несла термоядерный боевой заряд. Забрасываемый вес составлял 5400–3700 кг.

Видео

В 1962 году в СССР была принята на вооружение ракета Р-16. Ее модификация стала первой советской ракетой, способной стартовать из шахтной пусковой установки. Для сравнения — американские SM-65 Atlas также хранились в шахте, но стартовать из шахты не могли: перед запуском они поднимались на поверхность. Р-16 также первой советской двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления. Ракета была принята на вооружение в 1962 году. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой советской МБР Р-7. Первоначально Р-16 предполагалось запускать только с наземных пусковых установок. Р-16 оснащалась отделяемой моноблочной головной частью двух типов, отличавшихся мощностью термоядерного заряда (порядка 3 Мт и 6 Мт). От массы и соответственно мощности головной части зависела максимальная дальность полёта, колебавшаяся в пределах от 11 тыс. до 13 тыс. км. Первый запуск ракеты закончился аварией. 24 октября 1960 года на полигоне Байконур во время намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16 на этапе выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до старта, произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени из-за прохождения преждевременной команды на запуск двигателей от токораспределителя, что было вызвано грубым нарушением процедуры подготовки ракеты. Ракета взорвалась на стартовой площадке. Погибли 74 человека, в том числе командующий РВСН маршал М. Неделин. Позднее Р-16 стала базовой ракетой для создания группировки межконтинентальных ракет РВСН.

РТ-2 стала первой советской серийной твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой. Она была принята на вооружение в 1968 году. Эта ракета имела дальность — 9400–9800 км. Забрасываемый вес — 600 кг. РТ-2 отличалась малым временем подготовки к пуску — 3–5 минут. Для Р-16 на это уходило 30 минут. Первые летные испытания были проведены с полигона Капустин Яр. Было произведено 7 успешных запусков. Во время второго этапа испытаний, который проходил с 3 октября 1966 года по 4 ноября 1968 года на полигоне Плесецк, из 25 запусков 16 были успешными. Ракета эксплуатировалась вплоть до 1994 года.

Ракета РТ-2 в музее «Мотовилихи», Пермь

Р-36 представляла собой ракету тяжелого класса, способную нести термоядерный заряд и преодолевать мощную систему ПРО. Р-36 имела три боевых блока по 2,3 Мт. Ракета была принята на вооружение в 1967 году. В 1979 году была снята с вооружения. Старт ракеты производился из шахтной пусковой установки. В процессе испытаний было проведено 85 пусков, из них 14 отказов, 7 из которых приходятся на первые 10 пусков. Всего же было проведено 146 пусков всех модификаций ракеты. Р-36М — дальнейшее развитие комплекса. Эта ракета также известна как «Сатана». Это был самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника — Р-36: по точности стрельбы — в 3 раза, по боеготовности — в 4 раза, по защищенности пусковой установки — в 15–30 раз. Дальность ракеты составляла до 16 тыс. км. Забрасываемый вес — 7300 кг.

Видео

«Темп-2С»

«Темп-2С» — первый мобильный ракетный комплекс СССР. Подвижная пусковая установка базировалась на шестиосном колесном шасси МАЗ-547А. Комплекс предназначался для нанесения ударов по хорошо защищенным средствами ПВО/ПРО и расположенным в глубине территории противника важным объектам военной и промышленной инфраструктуры. Летные испытания комплекса «Темп-2С» начались первым пуском ракеты 14 марта 1972 года на полигоне Плесецк. Летно-конструкторский этап в 1972 году проходил не слишком гладко: 3 пуска из 5 были неудачными. Всего в процессе летных испытаний проведено 30 пусков, 7 из них аварийные. На завершающем этапе совместных летных испытаний в конце 1974 года, был проведен залповый пуск двух ракет, а последний испытательный пуск выполнен 29 декабря 1974 года. Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Темп-2С» был принят на вооружение в декабре 1975 года. Дальность ракеты составляла 10,5 тыс. км. Ракета могла нести термоядерную боеголовку 0,65–1,5 Мт. Дальнейшим развитием ракетного комплекса «Темп-2С» стал комплекс «Тополь».

Межконтинентальная баллистическая ракета 8К75 Р-9А (СССР)

Межконтинентальная ракета Р-9 стала последней из принятых на вооружение боевых ракет, использующих криогенное топливо. Предложения главных конструкторов о разработке новой МБР Р-9 на топливе кислород-керосин с начальной массой около 100 тонн (т.е. почти в три раза меньше чем у Р-7) были направлены в правительство в апреле 1958 г. Постановление Совета Министров о разработке ракеты Р-9 было принято 13 мая 1959 г. Головным разработчиком было определено ОКБ-1 С.П. Королева.

Читать еще:  Реактивная система залпового огня Teruel-3 (Испания)

Видео шахтного комплекса ракеты Р-9А

Конструктивно Р-9 представляла собой двухступенчатую МБР с поперечным делением ступеней. Топливные баки первой ступени имели обычную цилиндрическую форму и изготовлялись из панелей алюминий-магниевого сплава, обработанных методом химического фрезерования. Вторая ступень имела цилиндрическо-коническую форму со сферическим баком окислителя и несущим коническим баком горючего. На ракете использовалось “горячее” разделение ступеней, поэтому первая и вторая ступень соединены ферменным переходником.
Первая ступень была оборудована 4-камерным ЖРД открытой схемы, разработанным в ОКБ-456. На второй ступени был установлен 4-камерный двигатель разработки ОКБ-154, также выполненный по открытой схеме. Управление полетом на участке работы первой ступени впервые осуществлялось с помощью качающихся камер сгорания маршевого двигателя. Управление полетом второй ступени обеспечивалось управляющими соплами, работающими на отработанном выхлопном газе турбонасосного агрегата.
Кроме этого, для обеспечения аэродинамической устойчивости второй ступени в первые секунды ее самостоятельного полета на ее хвостовом отсеке размещались 4 аэродинамических щитка, открывавшихся в момент разделения ступеней. Необходимость применения стабилизаторов была обусловлена малой длительностью активного участка первой ступени. По этой причине отделение первой ступени происходило на высоте, где влияние аэродинамических сил еще было существенным. Сам хвостовой отсек второй ступени также отделялся через несколько секунд после отделения первой ступени. На ракете Р-9А впервые был реализован наддув топливных баков продуктами сгорания основных компонентов топлива, что устранило необходимость установки специальных баллонов с газом наддува.

Первоначально ракета Р-9А имела комбинированную систему управления с радиотехническим каналом. Инерциальная система обеспечивала полет на всем активном участке, а система радиокоррекции предназначалась для управления полетом в течение последних десятков секунд активного участка. Впоследствии, однако, от использования радиотехнического канала отказались. Система управления ракеты впервые позволяла осуществлять дистанционный контроль параметров ракеты. Для повышения боеготовности в ней также впервые применялись приборы с форсированным разгоном гироскопов.
Ракета могла оснащаться головными частями двух типов, легкой и тяжелой, для стрельбы на разные интервалы дальностей. Обе головные части имели коническую форму с полусферическим затуплением и соединялись с ракетой коническими переходниками, причем переходник для тяжелой ГЧ, имевшей большие габариты, имел обратную конусность и большую длину.
Первоначально ракета разрабатывалась в варианте с открытым наземным стартом, но в 1960 г. была начата разработка стартового комплекса с шахтными пусковыми установками. Всего было разработано три варианта стартовых комплексов — наземные “Десна-Н” и “Долина” и шахтный “Десна-В”.
В состав комплекса “Десна-Н” входили две пусковые установки, заглубленный командный пункт, хранилища ракет и компонентов топлива и пристартовый пункт радиоуправления. Комплекс “Долина” был аналогичен по составу, но оснащался автоматизированной системой подготовки старта, позволявшей осуществить запуск в течение 20 минут. За это время производились вывоз ракеты из хранилища, ее установка на наземное стартовое сооружение, заправка, подготовка системы управления и прицеливание. Минимальный интервал между пусками ракет с соседних пусковых установок составлял 9 минут, а между повторными пусками с одной ПУ—2.5 часа.
Шахтный комплекс “Десна-В” состоял из трех шахтных ПУ, расположенных в одну линию неподалеку друг от друга, подземного командного пункта, подземных хранилищ компонентов топлива и сжатых газов и пункта радиоуправления. Шахтные пусковые установки комплекса имели глубину 36 м, внутренний диаметр 7.8 м при внутреннем диаметре стакана газоходов 5.5 м. В комплексе “Десна-В” впервые была решена задача старта кислородных ракет непосредственно из шахты.

Особенностью комплекса Р-9А было применение кислорода, переохлажденного до температуры -186°С. Для хранения запаса кислорода на стартовой позиции был создан специальный комплекс средств, обеспечивающий малые потери кислорода на испарение (2-3% в год) и его ускоренную заправку в баки ракеты при получении команды на пуск. Время заправки ракеты компонентами укладывалось в общее время подготовки ракеты к пуску из готовности № 1, которое определялось временем подготовки приборов системы управления и, прежде всего, временем раскрутки гироскопов. Ракета могла находиться в готовности № 1 до 1 года, а в заправленном состоянии —до 24 часов. Летные испытания ракеты проводились на 5-м НИИП (Байконур). Они начались 9 апреля 1961 г., сначала на приспособленном стартовом комплексе, затем продолжились на экспериментальном боевом комплексе “Десна-Н” (наземный) до 14 февраля 1963 г. и завершились на боевых комплексах “Долина” (наземный) и “Десна-В” (шахтный) 2 февраля 1964 г. Отработка была связана с большими трудностями, в основном связанными с двигателями. Из 32 первых пусков 15 окончились авариями. Всего в рамках АКИ было произведено 54 пуска ракет 8К75.
21 июля 1965 г. ракета с наземными и шахтными комплексами “Долина” и “Десна-В” была принята на вооружение. Комплекс “Десна-Н” был отвергнут, т.к. на нем технологический цикл подготовки к пуску занимал не менее 2 часов.
Первые ракетные полки, оснащенные ракетами Р-9А, были поставлены на боевое дежурство в декабре 1964 г. (4 полка с ракетами наземного базирования и один полк с ракетами шахтного базирования) Развертывание комплекса имело весьма ограниченные масштабы. По западным данным, всего было развернуто 23 пусковых установки ракет Р-9А (в 1963-1964 гг.). Ракеты Р-9А были сняты с вооружения в 1976 г.

Читать еще:  Зенитный ракетный комплекс LY-60 (Китай)

Фото стартовой позиции ракеты Р-9А на Байконуре

Тактико-технические характеристики ракеты Р-9А

Ракетные войска стратегического назначения. Справочник. Ракетные комплексы.

Новости

Одноклассники

Реклама

Ракетный комплекс Р-9А с межконтинентальной баллистической ракетой 8К75

Разработка ракеты Р-9 была инициирована письмом в ЦК КПСС от 23 марта 1959 года [4]. В этом письме предлагалось начать работы по ракете Р-9 в двух направлениях: Р-9A (8К75, на жидком кислороде и керосине) и Р-9B (8К76, на АК-27 и углеводородном горючем ТМ-185).

Ракеты должны были иметь следующие параметры:

А уже 13 мая 1959 года выходит постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 521-235 «О разработке ракеты Р-9А» [5]. Таким образом, остановились на ракете с кислородно-керосиновом двигателем.

Проектирование началось 30 мая 1960 года.

Первая ступень ракеты оснащена маршевым четырехкамерным ЖРД с качающимися камерами РД-111 (8Д716). Двигатель разработан в ОКБ-456 под руководством В.П. Глушко.

Вторая ступень ракеты оснащена маршевым четырехкамерным ЖРД РД-0106 (8Д715). Двигатель второй ступени создан в ОКБ-154 под руководством С.А. Косберга.

Способ старта – газодинамический.

Система управления разработана в НИИ автоматики и приборостроения под руководством Н.А. Пилюгина, в НИИ-885 под руководством М.С. Рязанского и в НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова. Система управления инерциальная с радиокоррекцией траектории полета. Органы управления: на 1 ступени поворотные камеры, приводимые в движение с помощью гидравлического привода, рабочим телом которого является керосин; на второй ступени – поворотные сопла, работающие на отработанном турбогазе. Стабилизаторы 1-й ступени – аэродинамические плоскости, на 2-й ступени – аэродинамические щитки.

Разделение ступеней – горячее, за счет включения двигателя 2-й ступени. Отделение головной части с помощью пневмотолкателя.

В 1960 году на Заводе экспериментального машиностроения (завод №88) приступили к изготовлению двухступенчатой ракеты Р-9. Ракета состояла из блока А — первой ступени, блока Б — второй ступени и головной части. Уже к концу года были созданы: по три блока А и Б — для холодных испытаний, три блока Б и два блока А — для статических. В 1961 году завод изготовил 16 ракет Р-9, а в 1962 году — семь ракет для летно-конструкторских испытаний.

В 1963 году после проведения удовлетворительных летно-конструкторских испытаний на Куйбышевском заводе «Прогресс» (это новое название авиазавод получил в 1961 году) развернуто серийное производство ракет.

Первоначально планировалось развернуть производство двухступенчатых ракет Р-9 (8К75) разработки ОКБ-1 под руководством С. П. Королева на Красноярском машиностроительном заводе. Этими ракетами предполагалось заменить стратегические ракеты Р-7 и Р-7А, а в дальнейшем на основе связки из семи первых ступеней — создать космическую ракету-носитель среднего класса.

На Красмаше началась активная реконструкция и подготовка производства к выпуску ракеты 8К75 и двигательных установок к ней. Однако эти работы не были реализованы до конца, поскольку в конце 1960 года руководство страны отказалось от планов развертывания в большом количестве ракет Р-9. [11]

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ [3]:

О стартовых комплексах ракеты Р-9А

Первоначально для проведения летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) первого этапа на пл. 51 была построена экспериментальная стартовая позиция «С».

Впоследствии было разработано три варианта стартовых комплексов (СК) для ракеты Р-9А:

1 «Петрович» объясняет эту путаницу в наименованиях СК таким образом: ««Десна» название, присвоенное при проектировании стартового комплекса из 3-х групповых шахтных пусковых установок Р-9. Изначальный вариант наземного стартового комплекса не был принят, был разработан автоматизированный наземный стартовый комплекс (типовой для всех наземных ПУ Р-9А, при проектировании, вероятно, имел наименование «Долина»).

При принятии на вооружение ракеты Р-9А приказом Министра обороны от 17 августа 1965 года, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ Союза ССР от 12 июля 1965 года были присвоены наименования: стартовому комплексу с 3–мя групповыми шахтными пусковыми установками – 8П775 «Десна-В», наземному автоматизированному стартовому комплексу с 2-мя наземными пусковыми установками – 8П875М «Десна-Н».

Так вот то, что на просторах интернета называют «Десна-Н» на самом деле не принятая в эксплуатацию не автоматизированная экспериментальная наземная пусковая установка, а то, что называют «Долиной», на самом деле «Десна-Н».»

2 Н – стартовый комплекс наземного типа;

В – стартовый комплекс шахтного типа;

3 – После аварийного пуска с экспериментальной «С» стартовой позиции на пл. 51, последующие пуски вначале велись именно с этого стартового комплекса (штатного), названного в дневниках Мишина «Десна» – пл. 321 [9] и только позднее был спроектирован и построен автоматизированный стартовый комплекс, названный разработчиками «Долина».

«Петрович» уточняет, что “на самом деле, не площадка 321, а объект 321… ГШПУ Р-9А (площадка 70) имели шифр «объект № 309», а НПУ на площадке 75 – «объект 321» и «объект 321А». После того как не автоматизированный комплекс не был принят, весь объект получил № 321″. Далее по тексту, чтобы не усугублять путаницы, оставим для этого СК обозначение, данное Мишиным – «пл. 321». Просто потому, что в комментариях будут использованы дневники Мишина [9].

«С 1959 г. разрабатывалась МБР Р-9А. для которой предусматривался только наземный открытый старт. После 1960 г. в проектные материалы были внесены изменения и начата разработка модернизированной МБР Р-9А, пригодной для пуска как с наземных стационарных, так и из шахтных пусковых установок.» [7]

Читать еще:  Ракетный противолодочный комплекс РПК-8 «Запад» (Россия)

Б.Черток описывает этот период таким образом:

«Не дожидаясь окончания ЛКИ, куйбышевский завод «Прогресс» начал серийное изготовление Р-9. Авария при третьем пуске Р-9 показала, что продолжение ЛКИ с 51-й площадки создает угрозу разветвленному хозяйству первой площадки и может сорвать пуски «семерки».

ЛКИ Р-9 следовало проводить со штатной боевой позиции «Десна-Н», которую к началу лета построили по проекту Бармина. Однако вскоре выяснилось, что на этой позиции, спроектированной без широкого использования автоматизации, на подготовку к пуску требовалось более двух часов, поэтому решили пока продолжать ЛКИ с «временной» 51-й площадки.

Королев поддержал очень активную позицию Мишина, предлагавшего необычный вариант боевого старта «Долина». По этому проекту незаправленная ракета «дежурила» на «Долине» в горизонтальном положении в специальном блиндаже. Здесь же находились хранилища топлива. Кислород в хранилище доводился до переохлажденного состояния в емкости, закрытой экранно-вакуумной изоляцией. Для поддержания вакуума в больших объемах потребовались специальные насосы. Наша промышленность их не выпускала. Королев добился решения ВПК об организации производства таких насосов по образцу фирмы «Филипс». Конечно, фирма об этом ничего не знала.

Проектирование и строительство первых позиций «Долина» проводилось ОКБ-1 со смежными организациями практически без участия главного конструктора наземных стартовых систем Бармина. Закон, гласящий, что «всякая инициатива наказуема», оказался справедливым. Все тяготы по проектированию, строительству и сдаче в эксплуатацию «Долины» выпали на долю ОКБ-1. Анатолий Абрамов, Борис Дорофеев, Владимир Караштин, Виктор Овчинников и многие другие наши специалисты переключились на эту ударную стройку. Большая дополнительная нагрузка легла и на завод.» [8]

Cтартовый комплекс «Ромашка» был признан не соответствующим тактико-техническим требованиям и его не рекомендовали для принятия на вооружение РВСН.

«Наземный полуавтоматизированный стартовый комплекс «Долина» имел в своем составе две пусковые установки (каждая со стационарным установщиком), заглубленный командный пункт управления, обвалованные хранилища горючего и окислителя, хранилища ракет и пристартовый пункт радиоуправления.» [7]

Автоматизированный наземный стартовый комплекс 8П875М (проект «Долина» )

Первый стационарный установщик, получивший индекс 8У249, был создан в начале 60-х годов в составе технологического оборудования автоматизированного наземного СК ракеты Р-9А.

В состав ракеты Р-9А входила переходная рама, предназначенная для обеспечения наиболее оптимальных связей ракеты с наземным оборудованием. Установщик на стартовой площадке был заглублен и находился в приямке возле пускового стола на уровне нулевой отметки. Он состоял из жестко установленной на фундаменте рамы и шарнирно соединенной с ней стрелы, поднимаемой гидроцилиндром в вертикальное положение. На стрелу по рельсовым путям наезжала и фиксировалась на ней тележка с ракетой, стрела поднималась в вертикальное положение, и ракета на тележке опускалась расположенным на стреле гидрофицированным механизмом на пусковой стол.

После установки ракеты с переходной рамой и КЗМ на пу сковой стол стрела установщика с тележкой опускалась в горизонтальное положение и тележка отводилась в укрытие. Весь технологический цикл работы установщика и тележки (прием тележки с ракетой на установщик, подъем их в вертикальное положение, установка ракеты на пусковой стол, опускание стрелы и отвод тележки) осуществлялся дистанционно из командного пункта. [10]

Шахтная пусковая установка стартового комплекса 8П775 (проект «Десна»)

Групповой шахтный стартовый комплекс «Десна» состоял из трех ШПУ, размещенных в линию. Глубина шахты 36,0 м и диаметр 7,8-8,0 м; размеры стального стакана – 25 м, диаметр 5,5 м. Пусковой стол был расположен на глубине 25 м. Наведение по азимуту осуществлялось поворотом пускового стола. Командный пункт, хранилища окислителя, горючего и сжатого газа, блок электроснабжения размещались в двух сооружениях технологического блока. Все сооружения были заглублены и сообщались ходами. Автономное питание осуществлялось от дизель-электростанций. Время приведения Р-9А в ШПУ «Десна» в состояние боевой готовности доведено до двух часов. Первый шахтный комплекс был построен на площадке № 70 Байконура.

Летно-конструкторские испытания, отработка и «доводка» ракеты

Летные испытания ракеты Р-9 начались 9 апреля 1961 года (первый успешный пуск – 21 апреля 1961 года) на приспособленном стартовом комплексе, продолжались на экспериментальном боевом комплексе «Десна-Н» до 14 февраля 1963 года и завершились на боевых комплексах «Долина» и «Десна-В» в феврале 1964 года.

Первый испытательный пуск с наземного старта на полигоне Байконур состоялся 9 апреля 1961 года.

1-й этап с 09.04.1961 г. по 26.10.1961 г. на пл.51 (32 ОИИЧ, ПУ-5, по-другому – пл. «С» [9] )

2-й этап с 21.03.1962 г. по 28.10.1962 г. на пл.51 (32 ОИИЧ, ПУ-5) и пл.75 (51 ОИИЧ, ПУ-13 – «Десна», у Мишина [9] это пл.321 3 ).

Начиная с 1963 года пуски на полигоне ведутся только с пл.75, а позднее и с пл.70 51-й ОИИЧ.

11.02.1963 г. впервые проведен пуск из ПУ-12 (51 ОИИЧ, пл.75, «Десна-Н»)

22.02.1963 г. впервые проведен пуск из ПУ-14 (51 ОИИЧ, пл.75, «Долина»)

Когда прекращено использования ПУ-13 (первоначальная «Десна», пл.75, или, по-другому пл. 321 3 ) – неясно.

3-й этап с 27.09.1963 г. по 02.02.1964 г. на пл.70 (51 ОИИЧ, ПУ-11 – ШПУ «Десна-В»)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: