2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Межконтинентальная баллистическая ракета 8К98 РТ-2 (СССР)

Межконтинентальная баллистическая ракета 8К98 РТ-2 (СССР)

Комплекс РТ-2 стал первым разработанным в СССР боевым ракетным комплексом с твердотопливной межконтинентальной ракетой. Задача создания твердотопливных ракет с дальностью 10-12 тысяч километров была впервые поставлена в постановлении Совета Министров от 20 ноября 1959 г. Головным разработчиком этих ракет было определено ОКБ-1. Работы по созданию межконтинентальной ракеты предполагалось провести в два этапа. На первом этапе перед разработчиками была поставлена задача создания ракеты РТ-1 на баллиститном твердом топливе с дальностью полета 2500-3000 км. Ракета РТ-1 была разработана и прошла летные испытания, но на вооружение не принималась. При стартовой массе 35.5 т и массе полезной нагрузки 800 кг она обеспечивала дальность всего 2000 км, т.е. такую же, как Р-12.

По мере работ по созданию ракеты РТ-1 уточнялись тактико-технические требования к РТ-2 и сроки работ по ее созданию. Эти изменения были отражены в правительственных постановлениях от 4 апреля 1961 г., 29 июля 1962 г. и 16 июля 1963 г.ь Эскизный проект ракеты РТ-2, получившей индекс 8К98, был разработан в 1963 г. Прорабатывался также вариант железнодорожного ракетного комплекса с ракетами РТ-2, однако эти работы не продвинулись дальше стадии эскизного проекта.
РТ-2 представляла собой трехступенчатую ракету с поперечным делением ступеней и моноблочной головной частью. Ступени, представлявшие собой моноблочные твердотопливные двигатели, соединялись решетчатыми фермами, благодаря чему обеспечивалось разделение ступеней по горячей схеме. Для стабилизации ракеты на участке полета первой ступени использовались 4 решетчатых аэродинамических стабилизатора. Управление полетом осуществлялось с помощью 4 разрезных сопел. При массе головной части 500 кг дальность полета ракеты составляла 10000-12000 км, а при установке более тяжелой ГЧ массой 1400 кг —4000-5000 км.
Ракета размещалась в защищенной шахтной пусковой установке. Из-за большой массы снаряженной ракеты ее приходилось транспортировать по частям—отдельно первая ступень и блок второй и третьей ступеней. Сборка ракеты осуществлялась непосредственно в пусковом стакане ШПУ. После сборки и пристыковки ГЧ пусковой стакан герметизировался и в нем поддерживался температурно-влажностный режим, обеспечивающий длительное хранение зарядов твердого топлива и ракеты в целом.

Головная часть МБР РТ-2П — вид при открытой крышке шахты

Пуск ракеты производился с использованием оригинальной методики, являвшейся по существу прототипом использовавшегося впоследствии метода «минометного старта”. На дно стартового сооружения наливалось некоторое количество воды, а в хвостовой части ракеты были смонтированы поддон и бандаж, обеспечивающие замкнутость подракетного пространства шахты. При запуске маршевого двигателя образующаяся в подракетном пространстве парогазовая смесь выталкивала ракету из шахты, как поршень. Готовность к пуску ракеты составляла 3-5 минут.
Летно-конструкторские испытания РТ-2 проводились с февраля 1966 г. по октябрь 1968 г. и проходили в два этапа. На первом этапе с февраля по июль 1966 г. было проведено 7 пусков с 4-го Государственного центрального полигона (Капустин Яр). При этом пуски осуществлялись из приспособленной ШПУ, ранее построенной для одной из ракет разработки ОКБ-586, а головные части падали в районе озера Балхаш. Из 7 пусков первого этапа 6 были успешными.
На втором этапе (для обеспечения полета на полную дальность) пуски были перенесены на испытательный полигон ракетного и космического вооружения в Плесецке (53-й НИИП). С 4 ноября 1966 г. по 3 октября 1968 г. с этого полигона было проведено 25 пусков ракет РТ-2, из которых 16 прошли успешно. При этом 21 из 25 ракет запускалась на промежуточную дальность (с падением ГЧ на полигоне «Кура» на Камчатке) и 4 — на максимальную дальность (в акваторию Тихого океана). 18 декабря 1968 г. комплекс РТ-2 был принят на вооружение.

Третья ступень МБР РТ-2П

Позиционные районы ракет РТ-2 были развернуты в районе г. Йошкар-Ола. Несмотря на высокую защищенность ШПУ и относительную простоту эксплуатации, боевые возможности комплекса были ограничены малым забрасываемым весом, а также долговечностью твердотопливного заряда. В связи со всеми этими обстоятельствами развертывание комплекса РТ-2 было ограничено 60 единицами.
В 1968 г. началась разработка модернизированного варианта ракеты, оснащенного комплексом средств преодоления систем ПРО, а также усовершенствованной системой управления. На ракете, получившей обозначение РТ-2П, было также применено новое топливо ПАЛ-17/7 на основе бутилкаучука, которое отличалось высокой пластичностью и не растрескивалось в процессе длительного хранения.
Работы по модернизации ракеты РТ-2 проводились в КБ «Арсенал».5 Модернизированная ракета получила обозначение РТ-2П. Летные испытания РТ-2П проходили с января 1970 г. по январь 1972 г., а 28 декабря 1972 г. комплекс был принят на вооружение.
Срок службы комплексов РТ-2 и РТ-2П, предписывавшийся тактико-техническими требованиями, составлял 10 лет. Периодические прожиги двигателей на огневых стендах, проводившиеся после длительного хранения, позволили подтвердить выполнение этого требования, а впоследствии и продлить срок хранения.
Комплексы находились на вооружении в общей сложности свыше 20 лет и были демонтированы в начале 90-х годов в рамках реализации Договора СНВ-1. К середине 1996 г. все ракеты РТ-2П были сняты с вооружения и частично заменены на ПГРК «Тополь».

Читать еще:  Зенитный ракетный комплекс Rapier (Великобритания)

Тактико-технические характеристики ракеты РТ-2П

Пять легендарных межконтинентальных баллистических ракет СССР (2 фото + 4 видео)

20 января 1960 года в СССР была принята на вооружение первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. На базе этой ракеты было создано целое семейство ракет-носителей среднего класса, внесших большой вклад в освоение космоса. Именно Р-7 вывела на орбиту корабль «Восток» с первым космонавтом Юрием Гагариным. Мы решили рассказать о пяти легендарных советских баллистических ракетах.

Двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которую ласково называли «семеркой», имела отделяющуюся головную часть массой 3 тонны. Ракета разрабатывалась в 1956–1957 годах в подмосковном ОКБ-1 под руководством Сергея Павловича Королева. Она стала первой межконтинентальной баллистической ракетой в мире. Р-7 была принята на вооружение 20 января 1960 года. Она имела дальность полета 8 тыс. км. Позднее была принята модификация Р-7А с увеличенной до 11 тыс. км дальностью. В Р-7 использовалось жидкое двухкомпонентное топливо: в качестве окислителя — жидкий кислород, в качестве горючего — керосин Т-1. Испытания ракеты начались в 1957 году. Первые три запуска оказались неудачными. Четвертая попытка была успешной. Р-7 несла термоядерный боевой заряд. Забрасываемый вес составлял 5400–3700 кг.

Видео

В 1962 году в СССР была принята на вооружение ракета Р-16. Ее модификация стала первой советской ракетой, способной стартовать из шахтной пусковой установки. Для сравнения — американские SM-65 Atlas также хранились в шахте, но стартовать из шахты не могли: перед запуском они поднимались на поверхность. Р-16 также первой советской двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления. Ракета была принята на вооружение в 1962 году. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой советской МБР Р-7. Первоначально Р-16 предполагалось запускать только с наземных пусковых установок. Р-16 оснащалась отделяемой моноблочной головной частью двух типов, отличавшихся мощностью термоядерного заряда (порядка 3 Мт и 6 Мт). От массы и соответственно мощности головной части зависела максимальная дальность полёта, колебавшаяся в пределах от 11 тыс. до 13 тыс. км. Первый запуск ракеты закончился аварией. 24 октября 1960 года на полигоне Байконур во время намеченного первого испытательного пуска ракеты Р-16 на этапе выполнения предстартовых работ, примерно за 15 минут до старта, произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени из-за прохождения преждевременной команды на запуск двигателей от токораспределителя, что было вызвано грубым нарушением процедуры подготовки ракеты. Ракета взорвалась на стартовой площадке. Погибли 74 человека, в том числе командующий РВСН маршал М. Неделин. Позднее Р-16 стала базовой ракетой для создания группировки межконтинентальных ракет РВСН.

РТ-2 стала первой советской серийной твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой. Она была принята на вооружение в 1968 году. Эта ракета имела дальность — 9400–9800 км. Забрасываемый вес — 600 кг. РТ-2 отличалась малым временем подготовки к пуску — 3–5 минут. Для Р-16 на это уходило 30 минут. Первые летные испытания были проведены с полигона Капустин Яр. Было произведено 7 успешных запусков. Во время второго этапа испытаний, который проходил с 3 октября 1966 года по 4 ноября 1968 года на полигоне Плесецк, из 25 запусков 16 были успешными. Ракета эксплуатировалась вплоть до 1994 года.

Ракета РТ-2 в музее «Мотовилихи», Пермь

Р-36 представляла собой ракету тяжелого класса, способную нести термоядерный заряд и преодолевать мощную систему ПРО. Р-36 имела три боевых блока по 2,3 Мт. Ракета была принята на вооружение в 1967 году. В 1979 году была снята с вооружения. Старт ракеты производился из шахтной пусковой установки. В процессе испытаний было проведено 85 пусков, из них 14 отказов, 7 из которых приходятся на первые 10 пусков. Всего же было проведено 146 пусков всех модификаций ракеты. Р-36М — дальнейшее развитие комплекса. Эта ракета также известна как «Сатана». Это был самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника — Р-36: по точности стрельбы — в 3 раза, по боеготовности — в 4 раза, по защищенности пусковой установки — в 15–30 раз. Дальность ракеты составляла до 16 тыс. км. Забрасываемый вес — 7300 кг.

Видео

«Темп-2С»

«Темп-2С» — первый мобильный ракетный комплекс СССР. Подвижная пусковая установка базировалась на шестиосном колесном шасси МАЗ-547А. Комплекс предназначался для нанесения ударов по хорошо защищенным средствами ПВО/ПРО и расположенным в глубине территории противника важным объектам военной и промышленной инфраструктуры. Летные испытания комплекса «Темп-2С» начались первым пуском ракеты 14 марта 1972 года на полигоне Плесецк. Летно-конструкторский этап в 1972 году проходил не слишком гладко: 3 пуска из 5 были неудачными. Всего в процессе летных испытаний проведено 30 пусков, 7 из них аварийные. На завершающем этапе совместных летных испытаний в конце 1974 года, был проведен залповый пуск двух ракет, а последний испытательный пуск выполнен 29 декабря 1974 года. Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Темп-2С» был принят на вооружение в декабре 1975 года. Дальность ракеты составляла 10,5 тыс. км. Ракета могла нести термоядерную боеголовку 0,65–1,5 Мт. Дальнейшим развитием ракетного комплекса «Темп-2С» стал комплекс «Тополь».

Читать еще:  100-мм нарезная танковая пушка Д10-Т (СССР)

Межконтинентальная баллистическая ракета 8К98 РТ-2 (СССР)

Максимальная дальность стрельбы, км 9400
Сухая масса ракеты без ГЧ, т 5,2
Стартовая масса, т 51
Масса топлива,т 43,9
Масса полезной нагрузки, кг 0,6
Длина ракеты,м 21
Диаметр ракеты, м 1,84
Количество ступеней 3
Мощность ядерного заряда лёгкого/тяжёлого, мт 1/2,3

РТ-2 — трехступенчатая твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета для ШПУ ОС. Разработана в ОКБ- 1 (ЦКБЭМ) под руководством Сергея Королева и Василия Мишина. Ведущий конструктор Игорь Садовский. Проектирование начато 4 апреля 1961 года. Испытания проходили с 5 февраля 1966 года по 3 октября 1968 года на полигонах Капустин Яр и Плесецк. Комплекс принят на вооружение 18 декабря 1968 года.
Ракета оснащена маршевыми твердотопливными двигателями 15Д23 первой ступени, 15Д24 второй ступени, 15Д25 третьей ступени. Двигатели первой и третьей ступеней созданы в Пермском КБ машиностроения, двигатель второй ступени — в Ленинградском ЦКБ-7. Заряды двигателей первой и второй ступеней разработаны Алтайским НИИ ХТ, заряд двигателя третьей ступени разработан Пермским НИИ-130 (НИИ полимерных материалов). Шахтная пусковая установка одиночного старта и командный пункт спроектированы в ЦКБ-34 (КБ Спецмаш) под руководством Евгения Рудяка и Всеволода Чернецкого. Автономная инерциальная система управления разработана в НИИ АП под ру-ководством Николая Пилюгина. Система дистанционного управления пуском создана в ОКБ «Импульс» под руководством Тараса Соколова. Серийное производство развернуто в 1966 году на Пермском машиностроительном заводе имени В.И.Ленина. В 1967 году выпуск продолжен на Пермском заводе химического оборудования (ПЗХО).
Разработка трехступенчатой твердо-топливной МБР РТ-2 была начата в ОКБ-1 под руководством Сергея Королева в соответствии с постановлением правительства от 4 апреля 1961 года. Ведущий конструктор — заместитель главного конструктора ОКБ-1 Игорь Садовский. После смерти Королева работы были продолжены под руководством Василия Мишина (с 1966 года новое название ОКБ-1 — ЦКБЭМ).
Наиболее сложной для отечественной науки и промышленности была проблема разработки высокоэнергетического и высокоэластичного твердого смесевого топлива и создания крупногабаритных топливных зарядов, формуемых непосредственно в корпус двигателя и жестко скрепленных с его стенками.
Смесевое топливо содержит до десяти и более компонентов, основными из которых являются окислитель (обычно, перхлорат аммония), энергетическая добавка (порошок алюминия), а также горючее связующее вещество (полиуретан, полибутадиен, бутил каучук и другие), которое создает из механических частиц плотную монолитную массу.
К разработке и производству первых отечественных смесевых твердых топлив приступили Ленинградский Государственный институт прикладной химии (ГИПХ), возглавляемый Владимиром Шпаком, и завод имени Морозова, Пермский НИИ-130 (НИИ полимерных материалов), возглавляемый Леонидом Козловым, и Пермский завод № 98 (Пермский завод имени С.М.Кирова; позднее НИИПМ и завод имени С.М.Кирова объединены в НПО имени С.М.Кирова), Люберецкое НПО «Союз» (ЛНПО «Союз»), возглавляемое Борисом Жуковым, и позднее был подключен Алтайский НИИ химической технологии (АНИИ ХТ), возглавляемый Яковом Савченко.
К 1963 году в ГИПХ было создано топливо на основе связующего полиуретана, в Пермском НИИ-130 — топливо на основе связующего полифурита. Эти топлива не обладали требуемой эластичностью, но позволяли провести стендовую отработку двигателей всех трех ступеней ракеты РТ-2.
Люберецкое НПО «Союз» к 1965 году разработало смесевое твердое топливо со связующим низкомолекулярным полибутадиеном. Заряд этого топлива из-за низкой эластичности мог быть выполнен только в виде вкладной конструкции, что утяжеляло двигатель и снижало надежность работы, в связи с чем работы с этим топливом были прекращены на этапе стендовой отработки. К середине 1965 года Алтайским НИИ химической технологии была решена крупнейшая научно-техническая задача — впервые отработано высокоэнергетическое отечественное смесевое твердое топливо на основе связующего бутилкаучука. Это топливо позволяло создавать эффективные и надежные твердотопливные двигатели со скрепленным зарядом и было принято в качестве окончательного варианта для первой и второй ступеней ракеты РТ-2.
Еще более сложной оказалась проблема серийного производства крупногабаритных зарядов и стеклопластиковых корпусов. Необходимо было в кратчайшие сроки создать целую сеть заводов химической промышленности, оснащённых современным высокотехнологичным оборудованием.
На всех трех ступенях РТ-2, проходивших испытания, были применены твердотопливные заряды, разработанные в Пермском НИИ-130. На полигоне Капустин Яр были проведены первые семь испытательных пусков ракет, оснащённых этими двигателями.
В окончательном варианте на первой ступени серийной РТ-2 установлены двигатели с твердотопливными зарядами, разработанные Алтайским НИИ химической технологии совместно с Пермским СКБ-172 (КБ машиностроения). На второй ступени — двигатели с твер-дотопливными зарядами, разработанные Алтайским НИИ химической технологии совместно с Ленинградским ЦКБ-7. На третьей ступени — двигатели с твердотопливными зарядами, разработанные Пермским НИИ-130 совместно с Пермским СКБ-172.
Шахтная пусковая установка одиночного старта и командный пункт котлованного типа разработаны в ЦКБ-34 (КБ Спецмаш) под руководством Евгения Рудяка и Всеволода Чернецкого.
«Первоначально для ракеты РС-12 разрабатывались проекты двух типов шахтных стартовых комплексов — группового и одиночного, а также железнодорожный стартовый комплекс. В процессе разработки был выбран вариант размещения МБР РС-12 в шахтных ПУ типа «ОС». РК состоял из 10 рассредоточенных пусковых установок и отдельно расположенного командного пункта». (Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения/Под, ред. Е.Б. Волкова. — М.: РВСН, 1996. С. 162).
Была создана уникальная конструкция шахтной пусковой установки. Ракета подвешивалась на шахтных амортизаторах над емкостью с водой. При запуске маршевого двигателя первой ступени горячая газовая струя ударялась о воду. Вода закипала и превращалась в пар. Пар давил на днище ракеты и выталкивал ее из шахты. Нагрузки и температура, действовавшие на корпус ракеты и шахту, были значительно ниже, чем при обычном газодинамическом старте.
Командный пункт котлованного типа имел ограниченную защищённость от ядерного взрыва и предполагал длительные сроки строительства (до трех лет). Сборка КП происходила на месте. Однако для своего времени это был совершенный командный пункт.
Транспортное оборудование ракетного комплекса разработано в КБТМ под руководством Владимира Петрова.
Автономная инерциальная система управления и система дистанционного управления и контроля разработаны в НИИ автоматики и приборостроения под руководством Николая Пилюгина. «Пилюгин развернул работу по системе управления уже на своей новой базе на югозападе Москвы. Получив задание разработать полностью автоматизированную систему подготовки пуска с временем готовности не более трех минут, он решил захватить и необязательную для его организации тематику: СДУК — систему дистанционного управления и контроля (в окончательном варианте для РТ-2 была принята на вооружение система дистанционного управления пуском, разработанная в Ленинградском НПО «Импульс» под руководством Тараса Соколова). Эта система должна была охватить контролем, диагностикой и выдачей команд все шахты и связать командные пункты всех разрозненных районов со штабом РВСН». (Черток Б.Е. Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны. — М.: Машино-строение. 1997. С. 116).
В конструкции ракеты применены четыре решетчатых аэродинамических стабилизатора. Для управления полётом использовались также разрезные управляющие сопла РДТТ. Сопло маршевого двигателя состояло из неподвижной и подвижной частей. На боевую стартовую позицию доставлялись в контейнере отдельно первая ступень и отдельно пристыкованные вторая и третья ступени. Ракета оснащалась моноблочной ядерной отделяемой в полёте головной частью.
9 мая 1965 года ракета РТ-2 была показана на военном параде в Москве.
Первый испытательный пуск РТ-2 на полигоне Капустин Яр 5 февраля 1966 года осуществить не удалось. За двести секунд до старта произошел сбой в работе одной из систем. Следующий пуск 25 февраля вновь закончился неудачей. Ракета не взлетела. 26 февраля 1966 года произведен первый успешный пуск первой советской твердотопливной МБР.
Испытания ракеты были перенесены на новый полигон Плесецк, где для РТ-2 уже были построены стартовые комплексы. В октябре 1968 года программа испытательных полётов была завершена. К моменту принятия ракеты на вооружение в Плесецке было проведено 18 испытательных пусков ракеты. Во время испытаний в Плесецке использовались ракеты с двигателями, снаряженными серийными твердотопливными зарядами.
Серийное производство ракет РТ-2 начато в 1966 году в цехах специального производства Пермского машиностроительного завода имени В.И.Ленина (завод № 172). В сентябре 1967 года спецпроизводство завода выделено в филиал, который 6 октября 1967 года преобразован в Пермский завод химического оборудования (ПЗХО). На ПЗХО продолжен выпуск ракет РТ-2, двигателей первой и третьей ступеней этих ракет — 15Д23 и 15Д25, а также головной части 15Ф1.
18 декабря 1968 года комплекс РТ-2 был принят на вооружение. В 1971 году первый полк РТ-2 поставлен на боевое дежурство под Йошкар-Олой. Всего под Йошкар-Олой развернуто шесть полков, каждый из которых имел на вооружении 10 ШПУ ОС и командный пункт. Группировка РТ-2 не превышала 60 ПУ.
С момента принятия на вооружение и до 1987 года включительно ракеты проходили послегарантийную эксплуатацию по различным исследовательским программам Министерства обороны СССР. Программы завершались летными пусками ракет с полигона Плесецк. Пуски неизменно подтверждали высокую надежность ракеты, в том числе при сроках эксплуатации от 15 до 17 лет.
В середине 1970-х годов началась замена комплексов РТ-2 модернизированными комплексами РТ-2П.

Читать еще:  240-мм миномет М-240 (СССР)

Смотрите также

Gotha KA.430 Средний десантный и транспортный планер
В октябре 1940г. из «Готаер вагонфабрик» на пост технического директора «Репаратурверке Эрфурт ГмбХ» ушел Альберт Калькерт. Там он в тесном взаимодействии с конструкторским бюро &q .

Messerschmitt Me.321 GIGANT Тяжелый транспортный планер
В начале Второй мировой войны планы гитлеровского командования были поистине глобальными. В 1940 г. намечалось провести амбициозную операцию Морской лев, предусматривавшую высадку на Британские остров .

Новый этап развития
Он связан с именем выдающегося авиаконструктора А.Н. Туполева. В 1925 году им был создан первый в истории авиации тяжелый цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик ТБ – 1. С поступлением .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector