Противокорабельный ракетный комплекс П-500 «Базальт» (СССР)
П-500 «Базальт»
крылатая противокорабельная ракета
Разработка крылатой противокорабельной ракеты П-500 «Базальт» началась в ОКБ-52 по Постановлению СМ № 250-89 от 28.02.1963 г.
«Базальт» предназначался для борьбы с самыми мощными корабельными группировками, включая и авианосные. Им предусматривалось вооружить как подводные лодки, так и надводные корабли. Этот комплекс создавался для замены П-6 и имел приблизительно те же весогабаритные характеристики. По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме П-500 также была подобна П-6, но имела большую скорость полета, увеличенную дальность стрельбы (550 км) и более мощную фугасно-кумулятивную боевую часть (500 кг), спроектированную в ГСКБ-47. Могла применяться и ядерная боевая часть. Ракета размещалась в контейнере ограниченных габаритов со сложенными крыльями, которые раскрывались в полете при выходе из контейнера.
На П-500 был сохранен принцип телеуправления, но устанавливалась более современная система управления повышенной помехозащищенности, позволяющая осуществлять целераспределение ракет в залпе (до 8 ракет) и избирательное поражение головных целей из состава атакуемого корабельного соединения. Впервые на ПКР была использована бортовая станция радиоэлектронного противодействия (активных помех), которая воздействовала на ГСН ЗУР противника и обеспечивала неуязвимость КР в зоне ПВО атакуемого корабля. Целеуказание «Базальта» обеспечивалось созданной к этому времени системой морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда». Для П-500 ЦНИИ «Гранит» разработал систему управления «Аргон», в которую впервые включена бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ).
Ракета «Базальт» была первой крылатой ракетой морского базирования с высокой сверхзвуковой (до 2 М) скоростью полета. Это существенным образом сказалось на конструкции. Был разработан подфюзеляжный секторный воздухозаборник с двухскачковым центральным телом. В конструкции ракеты использовались титановые сплавы, обладающие необходимыми прочностными характеристиками при повышенной температуре. Исследованию конструкции при одновременном воздействии силовых факторов нагружения и температурного нагрева было уделено самое пристальное внимание.
Неоценимый вклад в решение проблемы прочности конструкции при высоких температурах внес академик В.С.Авдуевский. На основе его фундаментальных трудов была разработана методика проведения теплопрочностных испытаний на стендах.
Специально для П-500 был создан маршевый турбореактивный двигатель повышенной тяги и экономичности КР-17-300 разработанный в ОКБ-300 ГКАТ. В 1965 г. в ОКБ-670 М.М.Бондарюка для ракеты П-500П готовился проект СПВРД.
Как и П-6, «Базальт» с подводных лодок запускалась в надводном положении. Это было своеобразной «платой» за возможность перевооружения носителя новым ракетным оружием. Как и у П-6, «Базальт» имел профиль полета «большая высота-малая высота», но в отличие от П-6 длина конечного участка («малая высота») была увеличена, а высота полета на этом участке уменьшена.
Эскизный проект П-500 закончен в декабре 1963 года.
Первый этап летно-конструкторских испытаний проходил с октября 1969 г. по октябрь 1970 г. в Неноксе. Ракета 4К77 без радиоаппаратуры запускалась с наземного стенда СМ-49.
Успешно завершенный объем наземных испытаний позволил в конце 1970 г. перейти к этапу летно-конструкторских испытаний (ЛКИ). В 1974 г. успешно прошли совместные (государственные) испытания, и по их результатам комплекс «Базальт» в 1975 г. приняли на вооружение атомных ПЛ пр.675 для замены комплекса П-6. Под комплекс «Базальт» было переоборудовано 9 атомных подлодок проекта 675 (675МК).
Это был первый опыт перевооружения носителя на новый противокорабельный ракетный комплекс.
В 1977 году «Базальт» принимается на вооружение тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР) типа «Киев» пр. 1143. Первые три корабля этого проекта имели по четыре спаренные ПУ с восемью ракетами П-500 в контейнерах и восемью запасными в погребе, а четвертый – крейсер «Баку» («Адмирал Горшков») имел 6 спаренных установок.
В 80-е годы этим комплексом вооружали ракетные крейсера типа «Слава» (ныне – «Москва»). Три ракетных крейсера проекта 1164 несли по 16 ПКР П-500 в 16 ненаводящихся контейнерах, без перезарядки. На крейсере «Варяг» пр.1164 ПКРК «Базальт» заменен на комплекс «Вулкан» (в дальнейшем аналогичная замена была выполнена для предыдущих кораблей – «Москва» и «Маршал Устинов»). Перезарядка комплексов «Базальт» и «Вулкан» производится только на базах кораблей, т.к. представляет из себя довольно трудоемкую операцию.
Комплекс противокорабельного оружия «Базальт» по своей эффективности и тактико-техническим характеристикам превосходил все прежние отечественные и разрабатываемые за рубежом комплексы аналогичного назначения.
Серийное производство ракет 4К80 велось на ПО «Стрела» (г.Оренбург).
- «Оружие отечественного флота» / А.Б.Широкорад, Минск, Харвест, 2001г. /
- «Базальт» и «Малахит», спрессованные в «Гранит» / Независимое военное обозрение от 07.04.2000 /
- Крылатые ракеты – национальное оружие России / Г.А.Ефремов /
- Крылатая противокорабельная ракета П-500 «Базальт» (4К80)
- Ракеты над морем
- Aircrafy Specs
- P-350 Bazalt 4K-77, P-500 Bazalt 4K-80, SS-N-12 Sandbox / FAS /
- “КБ специального машиностроения: От артиллерийских систем до стартовых комплексов” (под редакцией Ушакова В.С.) .СПб, 2004.
- Фото С.А.Авилова
Copyright © 1998-2020 =SB=
© Все права на фотографии и информацию принадлежат их авторам.
© All rights on the images and information reserved to their authors.
П-500 Базальт – SS-N-12 SANDBOX
Противокорабельная крылатая ракета. Разработка ракеты начата по Постановлению Совмина СССР от 28 февраля 1963 г. Разработка ракеты велась в ОКБ-52 (ныне – “НПО машиностроения”) группой ведущих конструкторов в составе: Даниил Герчик, Николай Клюев, Анатолий Аржанов. Ракета «Базальт» предназначалась для замены ракет П-6, первоначально создавалась ОКБ-52 под шифром П-6М (источник) и имела приблизительно те же массо-габаритные характеристики. По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме ракеты также были подобны, но ракета «Базальт» имела большую скорость полета, увеличенную дальность стрельбы и более мощную фугасно-кумулятивную боевую часть. Профиль полета – “большая высота – малая высота” с увеличением продолжительности конечного этапа и уменьшением на нём высоты полета.
Основные отличия от ракет семейства П-6:
– большая дальность и высокая сверхзвуковая скорость полета, позволяющие носителю находиться вне зоны обороны атакуемых кораблей;
– рациональная форма траектории, позволяющая на конечном участке обходить зону ПВО атакуемого корабля;
– использование в системе управления бортовой ЦВМ с решением задач управления полетом и попадания в цель в сложной помеховой обстановке;
– применение, впервые на крылатых ракетах, бортовой станции активных помех, что обеспечивает неуязвимость ракеты от зенитных ракет в зоне ПВО атакуемой цели.
Эскизный проект ракеты завершен в декабре 1963 г. Первый этап летно-конструкторских испытаний проходил с октября 1969 г. по октябрь 1970 г. на полигоне ВМФ в Неноксе. Проведено 6 пусков ракет без радиоаппаратуры с наземного стенда. Второй этап ЛКИ проводился с ракетами в штатной комплектации (14 пусков). В результате проведенных испытаний получены опытные данные по летным характеристикам КР, работоспособности ее систем и агрегатов, контейнера ПУ и отдельных агрегатов наземного оборудования.
В 1975 г. ракетный комплекс «Базальт» принят на вооружение ПЛАРК пр.675, которые ранее были вооружены комплексом П-6.
Ракета комплекса П-500 (фото из архива Скептик-2, http://forums.airbase.ru)
Ракета комплекса П-500 “Базальт” (http://www.npomash.ru).
Пусковая установка – СМ-248, пуск ракет осуществлялся с кораблей и подводных лодок (в надводном положении).
Конструкция: ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с подфюзеляжным сверхзвуковым воздухозаборником с конусом, с нижним расположением киля.
На старте используется стартово-разгонная ступень (СРС) с РДТТ.
Система управления и наведение – система управления инерциальная повышенной помехозащищенности с использованием бортовой ЦВМ. Специальная подсистема обеспечивала целераспределение ракет в залпе и избирательное поражение главных целей из состава атакуемого корабельного соединения. Впервые на крылатой ракете применена бортовая станция активных помех 4Б89 “Шмель”, которая обеспечивала неуязвимость ракеты от зенитных ракет в зоне ПВО атакуемой цели.
Двигатели:
– СРС – 2 х РДТТ с временем работы около 2 сек
– маршевый – короткоресурсный ТРД КР-17-300 разработки ОКБ-300 ГКАТ.
ТТХ ракеты:
Дальность действия – до 500 км
Типы БЧ:
– фугасно-кумулятивная БЧ разработки Алтайского НИИХТ (ныне – НПО “Алтай”, г.Бийск). БЧ принята на вооружение в 1975 г.
Модификации:
П-350 / 4К77 “Базальт” – комплекс с противокорабельной ракетой без целеуказания от МКРЦ “Легенда”.
Дальность действия – 350 км
Носители::
– ПЛАРК пр.675 – 4 х 2 х ПУ с ракетами.
Испытания ПКР П-500 с ПЛАРК пр.675 (Щит авианосца. Ударная сила. ТВ-программа, ОРТ, 2000-е годы, http://youtube.com)
Пуски ракет П-500 с ТАКР пр.1143 (Щит авианосца. Ударная сила. ТВ-программа, ОРТ, 2000-е годы, http://youtube.com)
Противокорабельный ракетный комплекс П-500 «Базальт» (СССР)
П-500 «Базальт» (4К80) – противокорабельная ракета
Ракетный комплекс «Базальт» с противокорабельной крылатой ракетой П-500 (4К-80) создан в середине 70-х годов научно-производственным объединением «Машиностроения». Разработка крылатой противокорабельной ракеты П-500 «Базальт» началась в ОКБ-52 НПО «Машиностроения» (г. Реутов Московской области) по Постановлению Совета Министров № 250-89 от 28.02.1963 г. Главный конструктор противокорабельной ракеты П-500 «Базальт» В.Н.Челомей. Эскизный проект П-500 закончен в декабре 1963 года.
П-500 Базальт – видео
Первый этап летно-конструкторских испытаний проходил с октября 1969 года по октябрь 1970 года в Неноксе. Ракета 4К-77 без радиоаппаратуры запускалась с наземного стенда СМ-49. Успешно завершенный объем наземных испытаний позволил в конце 1970 года перейти к этапу летно-конструкторских испытаний (ЛКИ). В 1974 году успешно прошли совместные (государственные) испытания, и по их результатам комплекс «Базальт» в 1975 году приняли на вооружение атомных ПЛ пр.675 для замены комплекса П-6.
Противокорабельный ракетный комплекс «Базальт» предназначался для поражения отряда боевых кораблей и авианосцев противника. Им предусматривалось вооружить как подводные лодки, так и надводные корабли. Этот комплекс создавался для замены крылатой ракеты П-6 и имел приблизительно те же весогабаритные характеристики. Ракета П-500 имела массу на старте 4800 кг., длину 11700 мм., размах крыла 2600 мм.
Испытания ПКР П-500 «Базальт» с ПЛАРК пр.675
По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме П-500 также была подобна П-6, но имела большую скорость полета, увеличенную дальность стрельбы (550 км) и более мощную фугасно-кумулятивную боевую часть (500 кг), спроектированную в ГСКБ-47. Могла так же
применяться и специальная (ядерная) боевая часть (350 кт). Ракета размещалась в контейнере ограниченных габаритов со сложенными крыльями, которые раскрывались в полете при выходе из контейнера. Пусковые установки были разработаны в КБ специального машиностроения (г. Ленинград) под руководством главного конструктора В.В.Чернецкого.
На П-500 был сохранен принцип телеуправления, но устанавливалась более современная система управления повышенной помехозащищенности, позволяющая осуществлять целераспределение ракет в залпе (до 8 ракет) и избирательное поражение головных целей из состава атакуемого корабельного соединения. Впервые на ПКР была использована бортовая станция радиоэлектронного противодействия (активных помех), которая воздействовала на головки самонаведения зенитных ракет противника и обеспечивала неуязвимость ракет в зоне ПВО атакуемого корабля.
Сопловой блок крылатой ракеты П-500
Целеуказание «Базальта» обеспечивалось созданной к этому времени системой морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда». Для крылатой ракеты П-500 ЦНИИ «Гранит» разработал систему управления «Аргон», в которую впервые включена бортовая цифровая вычислительная машина.
Ракета П-500 комплекса «Базальт» была первой крылатой ракетой морского базирования с высокой сверхзвуковой (до 2 М) скоростью полета. Это существенным образом сказалось на конструкции ракеты. Был разработан подфюзеляжный секторный воздухозаборник с двухскачковым центральным телом. В конструкции ракеты использовались титановые сплавы, обладающие необходимыми прочностными характеристиками при повышенной температуре. Исследованию конструкции при одновременном воздействии силовых факторов нагружения и температурного нагрева было уделено самое пристальное внимание. Неоценимый вклад в решение проблемы прочности конструкции при высоких температурах внес академик В.С. Авдуевский. На основе его фундаментальных трудов была разработана методика проведения теплопрочностных испытаний на стендах.
Специально для П-500 был создан маршевый турбореактивный двигатель повышенной тяги и экономичности КР-17-300 разработанный в ОКБ-300 ГКАТ. В 1965 году в ОКБ-670 М.М.Бондарюка для ракеты П-500П готовился проект СПВРД. Комплекс противокорабельного оружия «Базальт» по своей эффективности и тактико-техническим характеристикам превосходил все прежние отечественные и разрабатываемые за рубежом комплексы аналогичного назначения. Ракета П-500 комплекса «Базальт» явилась последней ракетой, размещавшейся на подводных лодках и запускавшейся в надводном положении. Это было своеобразной «платой» за возможность перевооружения носителя новым видом ракетного оружия.
Как и у П-6, ракета П-500 имела профиль полета «большая высота-малая высота» – сложную траекторию полета к цели (высотою до 3-х и более километров), но в отличие от П-6 длина конечного участка («малая высота») была увеличена, а высота полета на этом участке уменьшена. Повышенная помехозащищенность ракеты позволяла при стрельбе залпом осуществлять избирательное поражение главных целей атакуемого корабельного соединения (как правило, это был авианосец). Для облегчения преодоления ближнего рубежа противоракетного оружия надводных кораблей ракету частично бронировали.
Ракетный залп П-500 «Базальт» с ТАКР “Киев”
Под комплекс «Базальт» было переоборудовано девять атомных подлодок проекта 675 (675МК). Это был первый опыт перевооружения носителя на новый противокорабельный ракетный комплекс. Необходимо отметить, что в дальнейшем создали модификацию комплекса – ракета 4К-80 стала оснащаться новым, более мощным стартовым агрегатом, что увеличило дальность ее полета. Этот комплекс также установили на ПЛ практически без доработок носителя.
В 1977 году «Базальт» принимался на вооружение тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 типа «Киев». Первые три корабля этого проекта имели по четыре спаренные ПУ с восемью ракетами П-500 в контейнерах и восемью запасными в погребе, а четвертый крейсер «Баку» имел шесть спаренных установок. В 80-е годы этим комплексом вооружили ракетные крейсера проекта 1164 типа «Слава». Пуски осуществляются одиночными ракетами или залпами по две и более. В то же время эффективное применение КР на полную дальность требует наличие выносных пунктов целеуказания (космические аппараты, самолеты Ту-95РЦ или вертолеты Ка-25РЦ с аппаратурой МРСЦ-1 «Успех»/»Успех-У»), а для гарантированного поражения таких охраняемых целей, как авианосцы, необходимо их массированное применение.
Загрузка противокорабельной ракеты П-500 на ракетный крейсер проекта 1164 «Москва»
При залповой стрельбе одна из ракет, следуя на большой высоте, может управлять полетом остальных, следовавших на бреющем полете в режиме полного радиомолчания, а также осуществлять при этом поиск и классификацию (с одновременной передачей данных на другие ракеты) обнаруженных целей. Другой режим при залповой стрельбе предусматривает следование всей группы атакующих ракет на малой высоте в режиме радиомолчания с использованием активной головки радиолокационного самонаведения только на конечном участке траектории полета (в тех случаях, когда координаты и параметры движения атакуемой цели известны достаточно точно). Траектория полета ракет в залпе может быть разной, включая перемену высоты в процессе атаки, в зависимости от дальности до цели.
В техническом проекте ракетного крейсера проекта 1164 удалось увеличить количество пусковых установок с 12 до 16 путем размещения спаренных ПУ с фиксированным углом возвышения, а заодно – и решить очень важную проблему газоотвода факела стартовых двигателей ракет.
Тактико-технические характеристики П-500 «Базальт» (4К80)