0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ракетный комплекс большой дальности РК-55 / 3К12 «Рельеф» (СССР)

Ракетный комплекс большой дальности РК-55 / 3К12 «Рельеф» (СССР)

В частности, для крылатых ракет нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета. В пользу крылатых ракет говорили их относительная простота и дешевизна, возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) носителей, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счёт маловысотного профиля полета и малой радиолокационной заметности. В конце концов советское правительство решилось на симметричный ответ Америке и начало разработку собственных «Томагавков».

Решением Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам от 19 ноября 1975 г. за № 282 КБ «Новатор» (бывшее ОКБ-9) была поручена разработка ракетного комплекса дальнего действия с крылатыми ракетами 3М-10 «Гранат», выстреливаемыми из торпедных аппаратов калибра 533 мм. Главный конструктор ракет Л. В. Люльев. Ракета имела подводный старт, производимый с помощью твердотопливного стартового ускорителя. В воздухе включался маршевый двухконтурный твердотопливный двигатель. Маршевая скорость дозвуковая — 0,7-0,9 М. Высота полёта от 15 до 200 м, максимальная дальность полёта около 3000 км. Ракетный комплекс «Гранат» предназначен для пуска с подводных лодок по береговым целям и является аналогом знаменитых американских ракет BGM-109 Tomahawk. Но вот кто у кого «содрал» конструкцию ракеты — вопрос спорный.

Историк полигона «Песчаная балка» под Феодосией Ю. С. Кузнецов в письме к автору этой книги рассказал о своих встречах с Львом Люльевым, конструктором «Граната». «3М-10 и BGM-109 Tomahawk, — пишет Юрий Сергеевич, — похожи друг на друга до мелочей, даже внешними размерами. К примеру, обе ракеты имеют одинаковую длину — 6,2 м. У них один и тот же диаметр — 514 мм, а в капсуле (при старте с подводной лодки) — 533 мм. Я лично разговаривал по этому поводу с Л. В. Люльевым. Он мне рассказал такую историю: где-то в конце 60-х -начале 70-х годов его КБ факультативно, на свой страх и риск, разработало принципиально новую конструкцию крылатой ракеты (это правильно, конструкция этой ракеты ну ничем не напоминает конструкцию крылатых ракет Челомея, Березняка, Селезнева). Люльев и Устинов — однокашники по учебе в Ленинградском военмехе и большие друзья. Устинов ознакомился с проектом и сказал, что наше сознание, наша промышленность, наше общество не готовы ещё к таким проектам. И Люльев сказал, что положил проект под сукно до лучших времен. А потом появился «Томагавк» с его удивительными техническими характеристиками. И Устинов позвонил Люльеву: «Лев, где там твой проект? Начинай им заниматься, и как можно быстрее». Вот он и начал заниматься.

Я спросил Люльева: «А как же с ключевыми размерами? Кто у кого крал, кто у кого подсматривал? Особенно размер 514 мм». Он пожал плечами и сказал, что так иногда у конструкторов бывает. Несколько позже свердловские ребята мне сказали, что во время испытаний американского BGM-109 Tomahawk один из испытываемых объектов залетел на Кубу и потом оказался каким-то образом на люльевской фирме. И к Люльеву приезжали многие, кто работал в ракетной технике, чтобы посмотреть на американское изобретение, в частности двигателисты — уж очень хорош был этот турбореактивный двухконтурный двигатель, очень миниатюрный на вид, но очень эффектный в работе. В общем, получилась достаточно тёмная, запутанная история, кто что сделал первым».

Поскольку тактико-технические данные ракет «Гранат» и «Рельеф» до сих пор (на декабрь 2018 г.) закрыты, для оценки их возможностей я приведу данные испытаний «Граната» на полигоне «Песчаная балка», которые автору предоставил их участник Ю.С.Кузнецов. Первый этап испытаний ракет «Гранат» имел название: «Экспериментальные испытания изделия КС-122РС17 с береговой подвижной пусковой установки КС-93В3, установленной на танке Т-70». Первые два пуска состоялись 5 августа и 12 августа 1976 г. Задачей пусков была отработка процесса сброса капсулы с внутренним диаметром 518 мм с изделия КС-122РС с наружным диаметром 514 мм под действием газов от работающего стартового двигателя. Систем управления ракеты не имели. Старт производили на полигоне «Песчаная балка» в поселке Черноморск под углом 50° на дальность примерно 3,6 км.

Второй этап испытаний имел название: «Экспериментальные испытания изделия КС-122РТ с подводной лодки». Для испытаний была использована подводная лодка проекта 633РВ С-49 из 475-го дивизиона подводных лодок (командир — капитан 2 ранга Н. Н. Синичкин). Первый пуск с лодки С-49 состоялся 28 июля 1977 г. Ракета впервые была оснащена аппаратурой управления АБ-11, но еще не имела маршевого двигателя. Пуск произведён с глубины 40 м. Изделие прошло подводный участок траектории, вышло из воды, произошёл сброс капсулы, раскрыв стабилизаторов и консолей крыла и отстрел стартового двигателя. Аналогично прошёл и второй пуск 10 августа 1977 г.

Пуск 27 сентября впервые прошёл с включенным маршевым двигателем ТРДД-50. Время движения в воде на глубине 40 м составило 4,88 с. Полет в воздухе длился 39,5 с. Дальность составила 2129 м с отклонением от директрисы стрельбы влево. Вес изделия с капсулой составлял 2385 кг, без капсулы — 1485 кг, без стартового двигателя — 1103 кг. 18 сентября 1980 г. произведён пуск с глубины 40 м при волнении моря 2-3 балла. Ракета пролетела 206 км за 1103 с (16,7 мин.). 4 ноября произведён пуск с глубины 40 м при волнении моря 4 балла. Ракета пролетела 220 км за 1119 с (18,6 мин.). 23 декабря произведён пуск с глубины 40 м при волнении моря около 4 баллов. При выходе из воды ракета потеряла устойчивость и приводнилась на 20-й секунде полета. После этого пуска испытания ракет 3М-10 в районе Феодосии были прекращены. Совместные испытания были начаты уже на Северном полигоне (21 ГЦМП ВМФ СССР) в районе посёлка Ненокса.

Разработка наземного комплекса РК-55 / 3К12 «Рельеф» с ракетой КС-122 была поручена ОКБ «Новатор» (г. Свердловск) в 1983 г. с использованием опыта создания и на базе морского комплекса «Гранат» с КРБД 3М10. Главный конструктор — Л. В. Люльев, ответственный руководитель работ по направлению от КБ «Новатор» и первый заместитель главного конструктора — А. Ф. Усольцев.

Ракета КС-122 создана по нормальной аэродинамической схеме с раскладывающимся крылом и внутрифюзеляжной установкой двигателя. Рули высоты и направления также раскладного типа, цельноповоротные. Установленная система наведения и управления полностью автономная, инерциального исполнения с коррекцией по рельефометрическим данным корреляционной экстремальной системы коррекции, в которую входит: БЦВМ, система хранения цифровых данных карт матриц участков коррекции и данных полёта, радиовысотомер. Бортовая система наведения и остальная бортовая аппаратура создана московским НИИ приборостроения. Она имеет поблочное исполнение, в отдельных корпусах. Двигательную систему внутрифюзеляжного исполнения разрабатывали в омском конструкторском бюро моторостроения и на производственном объединении «Союз». Для ракеты КС-122 был выбран двигатель Р-95-300 разработки МНПО «Союз». Двигатель развивал тягу в 400 кгс и производился на заводе в Запорожье.

Читать еще:  Реактивная система залпового огня 9К58 Смерч (СССР)

Пусковая установка создана на базе шасси МАЗ-79111/543М как автономная самоходная ПУ с индексом 9В2413 под 6 КРБД. На ПУ установлены: аппаратура навигации, ориентирования и топографической привязки, автоматика производства старта ракеты и оборудование для ввода полётных данных. Позиционный район работы 500 км. В ходе работы выяснилось, что обычное размещение шести ракет будет нести опасность в виде перегрузки шасси, что приведет к снижению характеристик мобильности и старта ракет. Поэтому принято решение выполнить ракеты с качающейся частью пусковой в едином блоке. Разработана специальная система управления ПУ. Электрический разъем подключения выполнили в задней части единого блока.

Все испытания комплекса РК-55 / 3К12 «Рельеф» проводились на Ахтубинском полигоне Минобороны СССР № 929. Всего за время испытаний с 1983 по 1986 г. были осуществлены запуски 4 макетов ракеты и 6 боевых ракет в полной комплектации. Государственные испытания начались в 1985 г., они проходили на том же полигоне. В 1986 г. ракетный комплекс РК-55 / 3К12 «Рельеф» успешно прошёл этап госиспытаний и был принят на вооружение. Серийное производство велось на Свердловском машиностроительном заводе им. Калинина, куда и была передана вся необходимая документация по ракетному комплексу РК-55 / 3К12 «Рельеф». Комплекс РК-55 / 3К12 «Рельеф» имел индекс ГРАУ 2А2413, а в НАТО ему присвоили индекс SSC-X-4.

1987 год. На момент подписания Договора по РСМД единственная воинская часть с комплексами РК-55 «Рельеф» в режиме опытной эксплуатации расположена около г. Елгава (Латвия). По другим данным, в Елгаве на базе ВВС производилось уничтожение средств комплекса. 10 октября 1988 г. согласно Договору о сокращении ракет средней и меньшей дальности уничтожена последняя ракета из 6 СПУ и 80 крылатых ракет, подлежавших уничтожению. В официальных данных, публиковавшихся в СМИ, упоминаются 84 ракеты, согласно воспоминаниям очевидцев — 80.

Структура комплекса:
— АСПУ 9В2413 разработки НПП «Старт», отдел П-16 (начальник отдела В. Н. Дьячков);
— Т3М разработки НПП «Старт» / транспортная машина 9Е2413 (Новокраматорский МЗ);
— заряжающая машина 9Ж2413 (Новокраматорский МЗ);
— МБУ — машина боевого управления разработки НПП «Старт», отдел П-16;
— КНО — комплекс наземного оборудования разработки НПП «Старт».

Технические характеристики рыкеты 3К12
Длина ракеты, мм 8090 со стартовым РДТТ
Длина ТПК, мм 8390
Размах крыла, мм 3300
Диаметр ТПК, мм 650
Диаметр фюзеляжа ракеты, мм 510
Стартовый вес, кг около 1700
Вес КР и ТПК, кг 2440
Вес боевой части, кг до 200
Дальность действия, км 2600-2900
Скорость крейсерская, М 0,7-0,9
Потолок крейсерский, м около 200
Интервал между пусками ракет одной СПУ, с не менее 1
Время пуска из состояния полной боевой готовности по получении команды, мин. 1
Время развёртывания из походного положения в боевое и наоборот, мин. 15
Тип боевой части ядерная, 200 кт

Технические характеристики пусковой установки РК-55 «Рельеф»
Длина, м 128
Ширина, м 3
Высота, м 3,8
Расчёт, чел. 2
Число ракет на пусковой установке 6
Силовая установка дизель типа Д12АН-650
Мощность дизеля, л.с. 650
Формула колес 8х8
Вес не снаряженной/снаряженной пусковой, т 29,1/56
Скорость, км/ч до 65
Дальность марша, км до 850
Время перевода боевое/походное положение, мин. до 15
Время запуска ракет около минуты
Преодолеваемые препятствия — уклон до 40°, ров до 3,2 м

Создан, чтобы уйти — самоходный ракетный комплекс РК-55 с КРБД КС-122 «Рельеф»

Основное предназначение РК «Рельеф» — решение оперативных и стратегических задач по поражению континентальных целей по заранее известным координатам. Он обеспечивал выполнение поставленных задач в любых условиях, днем и ночью, без ограничений местонахождения при осуществлении залпа.

Разработка нового наземного комплекса проводилась вдогонку американскому аналогу РК «Gryphon» с ракетой «Tomahawk». Согласно заданию, работы по созданию РК «Рельеф» требовалось окончить за два года.

Разработка и проектирование РК с КРБД морского (С-10 «Гранат») и воздушного базирования (Х-55, принятие на вооружение -1982 год) начинается в конце 1976 года. Неофициально разработка наземной модификации начинается в 1983 году. Официально РК «Рельеф» начинают разрабатывать по постановлению СМ и ЦК партии от 04.10.1984 года №108-32. За основу взята разработка морского РК «Гранат» и разработанной под него КРБД 3М10. Комплекс получает название «Рельеф» и под него разрабатывает КРБД КС-122. Разработку поручили свердловскому конструкторскому бюро «Новатор», руководство осуществлял замГК А.Усольцев, руководил конструкторским коллективом ГК Л.Люльев. Ответственным за создание нового комплекса от министерства назначают замминистра М.Ильина.

Создание пусковой, машин транспортировки/заряжания и управления, наземного комплекта оборудования была поручена свердловскому предприятию «Старт». Аппаратуру предстартовой подготовки, системы обработки и ввода расчетных данных с бортовым оборудованием ракеты создавали в московском НИИ-25.

Первые прототипы машин использующихся в РК «Рельеф» были построены на предприятии «Старт» в очень короткие сроки – в 1984 году они начали проходить ходовые испытания. Все испытания комплекса проводились на Ахтубинском полигоне МО СССР №929. Всего за время испытаний в 1983 по 1986 год было осуществлено запуск 4 макетов ракеты и запуск 6 боевых ракет в полной комплектации. Госиспытания начались в 1985 году, они проходили на том же полигоне.

Главой госприемки РК «Рельеф» был тогдашний главнокомандующий советскими ВВС А.Ефимов. В 1986 году комплекс успешно прошел этап госиспытаний и был принят на вооружение. Серийное производство велось на свердловском машиностроительном заводе имени Калинина, куда и была передана вся необходимая документация по РК «Рельеф».

Судьба комплекса
Завод успел выпустить только одну партию новых РК-55 «Рельеф» с ракетой КС-122, когда Советский Союз и Соединённые Штаты подписали Договор по сокращению РСМД в 1988 году. Комплекс был отдан под выполнение данного Договора. Со стороны Соединённых Штатов были присланы специалисты и вся недавно выпущенная партия была утилизирована на авиабазе близ города Елгава. Начало утилизации – сентябрь 1988 года, сразу были уничтожены 4 единицы КРБД КС-122. Последние работы по уничтожению были проведены в октябре 1988 года. Последней уничтожили ракету, на которой проводили замеры полного веса (использовали закачку в баки обычного дизтоплива) по просьбе американцев.

Устройство РК-55
Комплекс состоял из:
— автономной СПУ;
— машины транспортировки и заряжания;
— машины управления МБУ;
— наземного комплекса оборудования.

Пусковая создана на базе шасси МАЗ-79111/543М как автономная самоходная ПУ с индексом 9В2413 под 6 КРБД. Состав оборудования, установленного на пусковую: аппаратура навигации, ориентирования и топографической привязки, автоматика производства старта ракеты и оборудование для ввода полетных данных. Позиционный район работы — полтысячи километров. В ходе работы выясняется, что обычное размещение шести ракет будет нести опасность в виде перегрузки шасси, что приведет к снижению характеристик мобильности и старта ракет. Поэтому принимается решение выполнить ракеты с качающейся частью пусковой в едином блоке. Разрабатывается специальная система управления пусковой. Электрический разъем подключения выполнили в задней части единого блока.

Основные характеристики пусковой:
-длина — 12.8 метров;
— ширина – 3 метра;
— высота – 3.8 метра;
— расчет – командир машины и водитель-механик;
— силовая – дизель типа Д12АН-650;
— мощность дизеля – 650 л.с;
— формула колес – 8Х8;
— вес не снаряженной/снаряженной пусковой – 29.1/56 тонн;
— скорость до 65 км/ч;
— дальность марша до 850 километров;
— время перевода боевое/походное положение до 15 минут;
— время запуска ракет – около минуты;
— запуск ракет – одиночный/залп с интервалом около секунды.
— преодолеваемые препятствия: уклон до 40 градусов, ров до 3.2 метров;

Читать еще:  Боевой модуль Б8Я01 «Бахча-У» (Россия)

КРБД КС-122 создана по нормальной аэродинамической схеме с раскладывающимся крылом и внутрифюзеляжной установкой двигателя. Рули высоты и направления также раскладного типа, цельноповоротные. Установленная система наведения и управления полностью автономная инерциального исполнения с коррекцией по рельефометрическим данным корреляционной экстремальной системы коррекции, в которую входит: БЦВМ, система хранения цифровых данных карт матриц участков коррекции и данных полета, радиовысотомер. Бортовая система наведения и остальная бортовая аппаратура создана московским НИИ приборостроения. Она имеет поблочное исполнение, в отдельных корпусах.

Двигательную систему внутрифюзеляжного исполнения разрабатывали в омском конструкторском бюро моторостроения и на производственном объединении «Союз». Сначала омские конструкторы разработали малогабаритный маршевый ТРДД внутрифюзеляжного исполнения. Последняя разработка носила название 36-01/ТРДД-50. Он развивал тягу в 450 килограмм. Работы велись с 1976 года. Испытания в 1980 году для комплекса «Радуга» были признаны успешными. Несколько позднее были проведены успешные испытания и для комплекса «Рельеф». Однако, для ракеты КС-122 был выбран двигатель Р-95-300 разработки МНПО «Союз». Двигатель развивал тягу в 400 килограмм и производился на заводе в Запорожье.

Основные характеристики ракеты:
— общая длина – 8.09 метра;
— длина контейнера – 8.39 метра;
— крыло – 3.3.метра;
— диаметр ракеты – 51 сантиметр;
— диаметр контейнера – 65 сантиметров;
— стартовый вес – 1.7 тонны;
— вес в ТПК – 2.4 тонны;
— вес БЧ не превышала 200 килограмм;
— мощность БЧ – 20 килотонн;
— максимальная дальность в районе 2600-2900 километров;
— средняя скорость полета – 0.8 Маха;
— средняя высота полета – 200 метров;
— используемое топливо – керосин/децилин;
— стартовый двигатель – пороховой РДТТ.

Данные по РК-55 «Рельеф»
На 1988 года было произведено 6 единиц автономных СПУ с боезапасом 80 КРБД КС-122. Все они находились в режиме опытного использования возле города Елгава Латвийской ССР. В конце 1988 года там же на авиабазе была проведена утилизация ракет. Вероятнее всего, ракет было произведено немногим больше, однако, по имеющимся данным, на утилизацию поступили только ракеты опытного комплекса. Речь идет о 80-84 КРБД КС-122.

Краткая справка по американскому аналогу комплексу «Gryphon»
Ракета комплекса «Gryphon» под названием BGM-109G являлась наземной модификацией «Томагавк» и обладала следующими данными:
— длина 6.4 метра;
— вес – одна тонна;
— средняя скорость 0.7 Маха;
— двигатель с тягой в 270 килограмм;

Первый пуск ракеты признанный успешным совершен в начале 1982 года. А в 1983 году на вооружение стали поступать первые серийные образцы.

Состав комплекса:
— 4 машины ТПУ на базе MAN AG с колесной формулой 8 X 8;
— 16 крылатых ракет BGM-109G;
— две машины управления.

Всего серийно выпущено около 560 крылатых ракет для обеспечения американского ракетного комплекса. Чуть менее 100 ракет остались в Соединенных Штатах, остальные должны были поступить для размещения на территории европейских стран.

Возможности ракеты по сравнению с советским аналогом были менее эффективны:
— малая ЭПР;
— дальность до 2.5 тысяч километров;
— средняя высота полета 30-40 метров;
— мощность боеголовки до 150 килотонн.

Система наведения комбинированного исполнения. Советская ракета КС-122 здесь почти не отличалась от американской BGM-109. Она имела инерциальную систему и коррекцию по контурам рельефа местности созданной компанией «TERCOM». В нее также входит БЦВМ и радиовысотомер. Данные, хранящиеся в бортовом компьютере, позволяли определять местоположение во время полета с повышенной точностью, КВО составлял порядка 20-30 метров.

Основным предназначением являлось вывод из строя пусковых противника со стратегическими ракетами, военных аэродромов, различных баз базирования и скопления живой силы и техники, стратегических объектов ПВО, разрушения крупных стратегических объектов типа электростанций, мостов, плотин.

Кроме наземного варианта, разрабатывали модификацию ракеты для ВВС. В 1980 году при изучении результатов конкурса, в котором участвовали AGM-86B от Боинг и AGM-109 (модификация BGM-109) от Дженерал-дайнэмикс военные выбрали ракету от компании Боинг.

Согласно подписанному Договору с Советским Союзом, в Соединенных Штатах утилизировали все пусковые и крылатые ракеты комплекса «Gryphon». Последняя ракета BGM-109G была утилизирована 31.05 1991 года. Ориентировочная стоимость одной BGM-109G – чуть более одного миллиона долларов (на 1991 год). Восемь ракет были «обезоружены» и отправлены в музеи и экспозиции.


ЛЕГЕНДАРНЫЙ «РЕЛЬЕФ»

Самоходный комплекс РК-55 «Рельеф» (код НАТО — CSS-X-4 Slingshot), оснащенный крылатыми ракетами большой дальности и уничтоженный согласно Договору по ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 1987 года, и тогда, и сегодня является практически «закрытой» системой оружия. Как известно, СССР и США, а сегодня Россия и США, обмениваются конфиденциальной информацией по стратегическим системам оружия, а широкая общественность довольствуется догадками и домыслами.

Сбор открытой, но разрозненной информации по РК-55 «Рельеф» высвечивает следующую картину.

Создание оперативно-стратегического ракетного комплекса РК-55 «Рельеф» с крылатыми ракетами наземного базирования большой дальности был ответом СССР на разработку в США КР «Томагавк». Разработка КР в трех вариантах – наземном, воздушном и морском – была начата в середине 1976 года. Авиационный вариант Х-55 (РКВ-500) был принят на вооружение в 1982 году и предназначался для вооружения новых стратегических бомбардировщикой Ту-160 и модернизированных Ту-95МС-6 и Ту-95МС-16 новой постройки.

Разработка наземного комплекса было инициировано совместным постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №108-32 от 4 октября 1984 года. Пусковую установку и транспортно-заряжающую машину создавало Свердловское КБ компрессорного машиностроения, разработчик комплекса – Сведловское КБ «Новатор».

Наземный комплекс базировался на шасси МАЗ-543М (по другим данным, МАЗ-79111 — модернизированный МАЗ-543М, опытный образец создан в 1974 году), где устанавливались 6 ракет (ранее считалось, что 4, масса пусковой установки 56 т). На этапе летно-конструкторских испытаний было произведено четыре пуска макетов и 6 пусков ракет в полной боевой комплектации. КР представляла собой оригинальный летательный аппарат со складывающимся крылом и оперением, оснащался двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз после выхода из транспортно-пускового контейнера. Дальность стрельбы была меньше, чем у авиационного варианта и составляла 2600 км, ракета оснащена инерциальной системой наведения с коррекцией местоположения, основанной на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском (то есть реализован тот же принцип, что и в американских «Томагавках»). Это обеспечивает автономный полет ракеты независимо от протяженности, погодных условий и т.д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение, в первую очередь с использованием данных спутниковой картографии.

Экипаж боевой установки — 2 человека (командир и водитель)
Масса полностью снаряженной грунтовой подвижной ПУ (9В2413) с 6 КР
около 56 тонн
Масса шасси — 29,1 тонны

Читать еще:  Самоходная пусковая установка 2П24 ЗРК 2К11 «Круг» (СССР)

База шасси — МАЗ-543М «Ураган»
Колесная формула — 8 х 8
Длина ПУ — 12,8 м
Ширина ПУ — 2,8 м
Высота ПУ — 3,05 м
Мощность дизельного двигателя — 525 л.с.
Максимальная скорость — 65 км/час
Запас хода по топливу — 850 км
Максимальный преодолеваемый уклон — 35 — 40 град.
Максимальная ширина преодолеваемого рва — 3,2 м
Минимальная плотность грунта, по которому может перемещаться ракетный
комплекс
— 9,5 кг/см кв.
Возимый боеготовый комплект — 6 КР
Время развертывания из походного положения в боевое — не более 15 мин.
Время свертывания из боевого положения в походное — не более 15 мин.
Время пуска КР из состояния полной боевой готовности (от получении
команды до выхода КР из ТПК
) — 60 сек.
Режимы стрельбы — одиночная и залповая с интервалом 1 с;
Тип КР — стратегическая, дозвуковая, низколетящая, большой дальности
(выполнена на базе КР морского базирования 3М10 комплекса С-10 «Гранат»)
Длина КР со стартовым ускорителем — 8090 мм
Диаметр фюзеляжа — 510 мм
Размах крыла — 3300 мм
Стартовая масса — около 1700 кг
Масса КР с ТПК — 2440 кг
Масса БЧ (оценочная) — 120 — 140 кг
Тип БЧ — ядерная
Мощность ядерного заряда — 200 кт
Тип стартового двигателя — пороховой РДТТ
Тип маршевого двигателя — малогабаритный краткоресурсный двухконтурный
турбореактивный двигатель (ТРДД) Р-95ТМ-300 с холодным выпуском,
работающий на жидком топливе
Тип старта — наклонный, из ТПК за счет РДТТ
Маршевая скорость полета — в пределах 0,7-0,9 М
Маршевая высота полета — около 200 м
Максимальная дальность стрельбы — 2900 км
Система управления — программируемая, контролируемая бортовой ИНС с
автономной коррекцией от системы навигации по цифровым топографическим
картам местности (после пуска ракета полностью автономна)

А что представлял собой конкурент «Рельефа» — американский самоходный комплекс BGM-109G «Gryphon» (фото из «Википедии»)?

«Военный Паритет» ( http://www.militaryparitet.com/vp/75/ ): «Детище фирмы «Дженерал-Дайнэмикс» BGM-109 представлял собой небольшой летательный аппарат длиной 6,4 м и массой 1000 кг, с дозвуковой скоростью 880 км/ч (0,7М) и оснащался малогабаритным высокоэкономичным двухконтурным реактивным двигателем тягой 270 кг. Первый успешный пуск наземного варианта «Томагавка» был произведен в мае 1982 года на ракетном полигоне в штате Юта. Первые серийные КР начали прибывать на базе Гринхэм-Коммон в Великобритании уже в ноябре 1983 года. Каждый отряд крылатых ракет состоял из двух центров управления полетом и четырех транспортно-пусковых установок (ТПУ) с 12 готовым к пуску КР. Всего США наметили произвести 560 КР, из которых 96 было принято складировать в США (464 КР, как указывалось выше, были предназначены для размещения в пяти европейских странах). В отличие от «Першингов-2» крылатые ракеты направлялись в распоряжение командования ВВС США.

Ракета, обладающая весьма малой эффективной площадью рассеяния (ЭПР), предназначена для маловысотного полета (порядка 30-60 м) и способна поражать цели на дальности до 2500 км ядерной боевой частью мощностью 250 кт (на порядок мощнее боеголовки «Першинг-2»). Ракета оснащена комбинированной системой наведения, которая включает в себя инерциальную систему и систему коррекции по контуру рельефа местности TERCOM. В последней используется радиолокационный высотомер, определяющий данные о рельефе участка местности, над которой проходит полет. Эти данные сравниваются с информацией о поверхности, хранящейся в бортовом цифровом компьютере, что позволяет определять фактическое местоположение КР с большой точностью (КВО стоставляет несколько десятков метров). По мнению командования НАТО, крылатые ракеты эффективны для нанесения ударов по ПУ стратегических ракет, вывода из строя аэродромов, военно-морских баз, объектов систем управления и ПВО, поражение группировок войск, в том числе и скоплений бронетанковой техники, разрушение объектов в глубине территории СССР и стран Варшавского Договора (мосты, плотины, электростанции, узлы коммуникаций).

Разрабатывались и КР воздушного базирования. В марте 1980 года официальный представитель Пентагона сделал заявление о том, что после изучения результатов летных испытаний КР AGM-86B (фирма «Боинг») и AGM-109 («Дженерал-дайнэмикс», авиационный вариант BGM-109) командование ВВС США остановило свой выбор на ракете фирмы «Боинг» и приняло решение приступить к подготовке ее серийного производства. В 1981 году на специально построенном фирмой производственном комплексе в г. Кент (штат Вашингтон) началось их серийное производство. Через год завод вышел на проектную мощность, собирая ежемесячно 40 ракет. Характеризуя эту сделку, журнал «Тайм» писал, что «с момента окончания войны во Вьетнаме это самый крупный отдельный контракт ВВС, стоимость которого превышает 4 млрд. долларов». Испытания ракет проводились с борта бомбардировщиков В-52G над территорией учебно-испытательного полигона в штате Юта, затем пуски КР осуществлялись над Тихим океаном на удалении около 100 км от юго-западного побережья США с последующим полетом над территорией штатов Калифорния, Невада и Юта. По прочностным и аэродинамическим характеристикам, а также по надежности и точности выведения на цель КР AGM-86B превзошла ракету AGM-109, кроме того, она оказалась значительно более технологичной и дешевой в производстве, и проще в обслуживании. Фирма “Боинг” получила примерно половину от 4-миллиардного контракта (около 2 млрд.), остальные пришлись на долю “Макдоннелл-Дуглас” (система наведения TERCOM), «Литтон индастриз» (инерциальная система ннаведения), «Уильям рисёрч» (двигатель) и ряда мелких подрядчиков, поставляющих отдельные узлы и компоненты ракеты.

… Запад в лице комитета военного планирования НАТО, поставленный перед необходимостью принятия ответных мер на развертывание новых советских ракет, 12 декабря 1979 года заявил о решении начать развертывание в Западной Европе новых американских БРСД «Першинг-2» и крылатых ракет наземного базирования. Согласно этим планам было намечено развернуть 108 ПУ ракет «Першинг-2» и 112 ПУ КР BGM-109 «Томагавк» (на каждой ПУ размещалось четыре транспортно-пусковые контейнеры). Распределение этих систем было определено следующим образом: Великобритания обязалась разместить на своей территории 40 ПУ КР (160 готовых к пуску ракет), ФРГ – 108 пусковых установок баллистических ракет «Першинг-2» и 24 ПУ КР (96 ракет), Италия – 28 ПУ КР (112 ракет), Бельгия и Голландия – по 12 ПУ КР (по 48 ракет)».

По Договору РСМД Советский Союз в 1989 году уничтожил все существующие 6 пусковых установок и 80 крылатых ракет РК-55 «Рельеф», размещенных, по некоторым данным, под Елгавой (Латвийская Советская Социалистическая Республика). Вероятно, это был опытовый ракетный дивизион, предназначенный для первичной эксплуатации комплексов РК-55. Возможно, что ряд технических проблем был не до конца решен, и массированное серийное производство этих систем не был развернуто. Может быть и так, что огромные ресурсы были направлены на производство мобильных БРСД РСД-10 «Пионер», позднее — МБР «Тополь», что страна экономически не смогла одновременно реализовывать эти весьма дорогостоящие военные программы.

По условиям Договора американцы уничтожили все свои ПУ и КРНБ BGM-109G «Gryphon». Из европейских баз КР начали вывозить с конца 1988 года, последняя КР была уничтожена 31 мая 1991 года. Стоимость одной ракеты по тем ценам составляла около 1 млн долларов США.

В последнее время Россия предпринимает шаги по включению крылатых ракет наземного базирования в обычной комплектации в состав существующих ракетных систем.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector