0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ракетный комплекс тактического назначения 9К72 «Эльбрус» (СССР)

Ракетный комплекс тактического назначения 9К72 «Эльбрус» (СССР)

11 марта 1955 г. приказом министра оборонной, промышленности Д.Ф.Устинова В.П.Макеев был назначен главным конструктором СКБ-385 и одновременно заместителем, главного конструктора ОКБ-1 С.П. Королева по ракете Р-11. В середине 1959-х годов в СКБ-385 Макеев провел НИР «Урал» с целью усовершенствования ракеты Р-11М. По результатам НИР Макеев вышел в правительство с инициативой создания нового сухопутного оперативно-тактического ракетного комплекса Р-17 с двое большей, чем у Р-11М дальностью стрельбы. В апреле 1958 г. вышло Постановление Совмина о создании нового ракетного комплекса 9К72 с ракетой Р-17. Проектирование комплекса, естественно, было поручено СКБ-385. Забегая вперед, скажу, что серийное производство ракет Р-17 было передано Воткинскому заводу в связи с перегрузкой завода № 385 заказами по ракетам морского базировация.

Летные испытания ракет Р-17 были проведены с 1959 по 1961 г. При практических пусках 65 % ракет Р-17 имели отклонения по дальности в пределах ±1250 м и боковые ±750 м. А в таблицах стрельбы предельные отклонения по дальности составляли ±3000 м, а боковые ±1800 м. В 1962 г. ракета Р-17 была принята на вооружение и получила индекс ГРАУ — 8К14. Самоходная пусковая установка ракеты Р-17 была создана на гусеничном шасси «объект 810», разработанным ленинградским Кировским заводом. Опытный образец был испытан в 1958 г., и вскоре СПУ была запущена в серийное производство под индексом ГРАУ — 2П19. Вес СПУ 2П19 с ракетой составлял 42,5 т. Сектор горизонтального прицеливания ±80°. Мощность двигателя 520 л.с. Максимальная скорость по шоссе 40 км/час. Запас хода по шоссе 500 км. Всего было выпущено 56 серийных пусковых установок 2П19. Постановлением Совмина № 1116 от 10 октября 1962 г. СПУ 2П19 была снята с производства.

В 1963 г. на Кировском заводе были созданы новые самоходные пусковые установки для ракет Р-17 — «объект 816» и «объект 817». Оба «объекта» были созданы на базе самоходной артиллерийской установки ИСУ-152. Принципиальным различием между «объектами 816 и 817» было только наличие крана для самостоятельной загрузки ракеты. Завод выпустил опытный образец «объекта 816» и опытную партию «объекта 817», тем дело и ограничилось. 5 февраля 1962 г. вышло Постановление Совмина № 135-66 о начале разработки ракетно-вертолетного комплекса Р-17В. Для нового комплекса была разработана упрощенная и облегченная пусковая установка, способная транспортировать ракету на небольшие расстояния. Такая установка с ракетой должна была скрытно перевозиться тяжелым вертолетом Ми-10 в любой район, в том числе такой, куда не могла пройти ни колесная, ни гусеничная техника. После приземления вертолетная пусковая установка (ВПУ) выходила в точку пуска ракет. Таким образом, противник получал ракетный удар из района, где он и не мог предположить наличия ракет. В 1963 г. было построено несколько ракетно-вертолетных комплексов 9К73 на базе вертолетов Ми-6. После заводских испытаний комплексы в 1965 г. поступили в войска для опытной эксплуатации. Опытная эксплуатация комплексов выявила ряд неустранимых недостатков, и на вооружение комплекс 9К73 принят не был.

В 1967 г. на вооружение принимается модернизированная ракета Р-17 с более мобильной самоходной пусковой установкой 9П117 на колесном шасси типа MA3-543A. Комплекс получил индекс 9К72 (по классификации МО США и НАТО — SS-1c «Scud B»). Ракета Р-17 была оснащена автономной инерциальной системой управления. Жидкостный ракетный двигатель работал на окислителе марки АК-274 и горючем ТМ-185 (смеси керосиновых фракций нефти). Ракета оснащалась несколькими типами боевых частей, В частности, были ядерные боевые части 269А и РА-17. Мощность одной из них — 12 кт. Имелись: фугасная боевая часть сосредоточенного действия 8Ф44, химическая боевая часть 8Ф44Г «Туман-3» (прошла летные испытания в 1963–1964 гг.) и кассетная боевая часть 8Н8 (разработка начата в 1970 г.). В 1964 г. прошли летные испытания модифицированной ракеты Р-17М, получившей индекс ГРАУ 9М77. Серийное производство ракет Р-17 и Р-17М велось в Воткинске. В 1965 г. было выпущено 374 ракеты, в 1968 г. — 437, в 1969 г. — 426, в 1970 г. — 306, в 1971 г, — 274 и в 1-м полугодии 1972 г. — 150 ракет.

Самоходные пусковые установки 9П117 и 9П117М изготавливались Петропавловским заводом тяжелого машиностроения. В 1970 г. сдана 41 СПУ, в 1971 г. — 40, а в 1-м полугодии 1972 г. — 21 СПУ. Ракеты Р-17 поставлялись в страны Варшавского договора и страны «третьего мира», естественно, без ядерных и химических боевых частей. Согласно заявлению Комитета министров обороны Варшавского договора от 30 января 1989 г. в странах Варшавского договора состояла на вооружении 661 ракета Р-17. Широкую известность ракета Р-17, известная на Западе под именем «Скад», получила в ходе операции «Буря в пустыне». В 1991 г, Ирак выпустил несколько десятков ракет Р-17 и их модификаций по территории Саудовской Аравии и Израиля. Точность стрельбы ракет Р-17 и Р-17М оставляла желать лучшего. В частности, вероятность поражения защищенных целей (командных пунктов, укрытий техники и живой силы и т. п.) была близка к нулю даже при мощности ядерных зарядов 10–13 кт.

Читать еще:  Баллистическая ракета «Hades» (Франция)

В 1967 г. в ЦНИИАГ было начато проектирование головной части баллистической ракеты класса «земля — земля», оснащенной головкой самонаведения. Полет боевой части на конечном этапе траектории корректировался в соответствии с рельефом местности, В результате был создан так называемый «координатор», работающий в видимом диапазоне и радиодиапазоне (миллиметровом). Управляемая головная часть включала, в себя оптическую головку самонаведения с матричным фотоприемным устройством. В нее также входила система управления, обеспечивающая автономный полет управляемой головной части по заданной траектории после отделения от ракеты. Управление движением управляемой головной части на траектории осуществлялось решетчатыми рулями с электроприводом. В полете текущее изображение местности, получаемое с фотоприемного устройства, сравнивалось последовательно, по мере изменения масштаба, с фиксированными эталонными изображениями, хранящимися в памяти ЭВМ оптической головки самонаведения. При сравнении отыскивался максимум корреляционной функции. В точку местности, соответствующую этому максимуму, наводился координатор головки самонаведения, а система управления выбирала по определенному закону рассогласование между осями координатора и управляемой головной частью. Эталонные изображения заранее готовились и вводились в память бортовой ЭВМ перед пуском.

Ракета с управляемой головной чаетью получила индекс 8К14-1Ф. Головная часть ракеты стала отделяемой, и на ней установили рули. Первые три пуска были проведены в 1984 г. на полигоне Капустин Яр. В 1989 г. комплекс был принят в опытную эксплуатацию. Натовские генералы плохо разбирались в советских ракетах, и поскольку ракеты Р-11, Р-11М и Р-17 внешне отличались мало, то все они получили обозначение НАТО по пусковой установке. То есть все оперативно-тактические ракеты на гусеничном шасси ИСУ именовались «Скад А». Ракетная бригада «Скад А» имела в своем составе три дивизиона (в каждом дивизионе по три батареи с одной пусковой установкой), батарею управления, саперное подразделение и другие подразделения боевого и технического обеспечения. Всего в бригаде имелось 9 пусковых установок, до 500 автомашин специального и общего назначения, 800 человек личного состава, из них 243 человека в собственно стартовых батареях. Численность личного состава одного стартового взвода — 27 человек.

В конце 1970-х — начале 1980-х годов те ракетные бригады Сухопутных войск, в которых еще имелись пусковые установки на гусеничных шасси (в частности, в Ленинградском военном округе), были переоснащены на комплекс 8К72. На 1991 г. в «зоне до Урала» ракетным комплексом 8К72 («Скад-Б») были оснащены следующие ракетные бригады Сухопутных войск, находившиеся в армейском либо в окружном подчинении. Кроме того, пять ракетных бригад с комплексами 8К72 имелись в Дальневосточном военном округе, три — в Забайкальском военном округе и несколько бригад — в Средней Азии и Сибири. В Ленинградском военном округе имелись также 186-я и 195-я, а в Приволжско-Уральском военном округе — 187-я учебные ракетные бригады.

В отличие от бригад, имевших на вооружении пусковые установки на гусеничном ходу, бригады с комплексами 8К72 могли иметь дивизионы как трехбатарейного, так и двухбатарейного состава (по одной пусковой установке в батарее), однако дивизионов в бригаде было больше (минимум четыре). Всего по состоянию на 1991 г. количество пусковых установок ракет Р-17, которыми располагали советские Сухопутные войска, составляло по зарубежным оценкам порядка 650 единиц, из которых 100 единиц дислоцировались в Забайкалье и на Дальнем Востоке.

Данные ракеты 8К14
Длина ракеты, мм 11 270
Диаметр корпуса максимальный, мм 880
Размах стабилизаторов, мм 1800
Вес БЧ, кг 989
Вес окислителя, кг 2919
Вес горючего, кг 822
Стартовый вес ракеты, кг 5864
Дальность стрельбы, км:
максимальная 300 (по другим источникам 240)
минимальная 50

Данные самоходной пусковой установки 9П117М
Длина СПУ, м 13,4
Ширина СПУ, м 3,0
Высота СПУ, м:
в походном положении 3,3
в боевом положении 13,7
Клиренс, м 0,44
Мощность двигателя, л. с 525
Максимальная скорость, км/час:
по шоссе 60
по грунтовой дороге 40
Запас хота, км:
по шоссе 650
по грунтовой дороге 500
Время подъема (спуска) стрелы, мин 2,5–3,5
Вес СПУ, т:
без ракеты и расчета 30,6
с ракетой и расчетом 37,4—39,0
Сектор горизонтального прицеливания, град ±80
Время пуска ракеты из готовности
№ 1, мин 5
№ 2, мин 10
№ 3, мин 18

9к72 Эльбрус

Одним из ярких представителей ракетных комплексов класса земля-земля является советский оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» (в кодировке НАТО — SS-1C SCUD-B).

Он предназначен для поражения командных пунктов, бункеров, аэродромов, живой силы и других важных объектов противника в тактической и оперативно-тактической глубине обороны противника . Стоявшая на вооружении Советской Армии баллистическая ракета Р-11 (9К11) к концу 50-х требовала модернизации. Весной 1958г. вышло постановление ЦК КПСС и правительства, согласно которого, требовалось начать разработку новой ракеты. Эту работу было поручено провести СКБ-385, под руководством главного конструктора В.П. Макеева. В основу были положены имеющиеся наработки, полученные при проектировании ракеты Р-11М, что позволило значительно сэкономить ресурсы. Новая ракета получила обозначение Р-17, а в ГАУ ей был присвоен индекс 8К14. Хоть ракеты Р-11М и Р-17 были внешне похожи, конструктивно они различались принципиально. Полностью была изменена компоновка изделия, спроектирована новая система управления, изменены методы заправки компонентов топлива. Для ракеты был разработан новый жидкостный двигатель с лучшими характеристиками, благодаря чему удалось повысить максимальную дальность пуска. 12 декабря 1959года, на полигоне Капустин Яр, состоялся первый испытательный пуск новой ракеты Р-17. Для транспортировки и запуска ракет, на базе самоходной установки ИСУ-152, было спроектировано гусеничное шасси 9П19. Одновременно с ним разрабатывался и колесный вариант шасси на базе МАЗ-537, но он не прошел испытания и не был принят на вооружение. После испытаний, признанных успешными, оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой Р-17 (8К14), постановлением Совмина СССР от 24 марта 1962 года, был рекомендован к принятию на вооружение. Одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета Р-17 (8К14) с неотделяемой боевой частью оборудована инерциальной системой самонаведения. Она обладала не высокой точность стрельбы, отклонение от цели могло достигать более ста метров. Это планировалось компенсировать применением ядерной БЧ. Ракета Р-17 могла оснащаться фугасной боевой частью 8Ф44 весом 987кг, ядерной БЧ 8Ф14 с зарядом мощностью в десять килотонн или химической. В 1967г. на вооружение была принята пусковая установка 9П117, на базе колесного шасси тягача МАЗ-543П. Этот вариант получил обозначение в НАТО SS-1C SCUD-B. В дальнейшем, оперативно тактический комплекс 9К72 «Эльбрус» неоднократно модернизировался, усовершенствования, в основном, касались ракеты. Комплекс, с экспортным вариантом ракеты Р-300, в больших количествах поставлялся в армии других стран. Он стоял на вооружении стран Варшавского Договора, Ливии, Ирака, Египта, Вьетнама, Северной Кореи и ряда других государств. 9К72 «Эльбрус» неоднократно принимал участие в вооруженных конфликтах. Во время войны в Афганистане советские ракетчики совершили более тысячи пусков. Не редко производились пуски ракет на минимальную дальность. При этом после остановки двигателя, в баках оставался приличный запас горючего, что вместе с действием фугасной боевой части вызывало пожар и значительно усиленный поражающий эффект. Использовались комплексы Scud — B и во время войны в Персидском заливе 1991г. со стороны иракской армии, доставив американцам и их союзникам немало хлопот. Ракетами комплекса обстреливались цели на территории Кувейта, Саудовской Аравии и Израили. Большая часть ракет, выпущенная по территории Израиля, упала в жилых кварталах, вызвав большие разрушения. Результатом от атак ракет Scud были не столько разрушения, сколько психологический эффект. Стоит еще отметить, что до сих пор нет точных данных о результативности ЗРК Patriot , которые должны были перехватывать иракские ракеты. По некоторым сведениям, близкий подрыв зенитной ракеты не уничтожал ракету Р-300, а всего лишь отклонял ее от курса, что не особо сильно влияло на результат стрельбы. Во время второй чеченской войны было произведено 250 пусков ракет Р-17. Нареканий не было и к изделиям с истекшим гарантийным сроком. После этого ОТРК 9К72 «Эльбрус» были переданы на хранение, а на смену им пришли более новые и совершенные комплексы 9К720 «Искандер». В некоторых странах ракетные комплексы 9К72 стоят на вооружении и по сей день.

Читать еще:  Зенитный ракетный комплекс RBS-23 BAMSE (Швеция)

Тактико Технические Характеристики ( ТТХ) 9к72 «Эльбрус» :

Характеристики пусковой установки 9П117:

Длина: 13360 мм
Ширина: 3020 мм
Высота:
— в походном положении – 3330 мм
— в боевом положении — 13670 мм
Дорожный просвет (клиренс): 440 мм
Колея: 2375мм
Масса с ракетой и расчетом: 37,4 т
Боевой расчет: 7 человек
Максимальная скорость:
— по шоссе – 60 км/ч
— по грунту– 40 км/ч
Запас хода по топливу: 500-650 км
Расход топлива: 80 л/100 км
Преодолеваемые препятствия:
подъем — 30 град.
ширина рва – 2,5 м
глубина брода – 1,1м

Характеристики ракеты Р-17 (8К14):

Длина: 11164 мм
Диаметр корпуса: 880 мм
Масса незаправленной ракеты: 2076кг.
Стартовая масса: 5862 кг
Размах стабилизаторов: 1810 мм
Двигательная установка: одноступенчатая, жидкостная.
Дальность стрельбы:50-300 км.

До недавнего времени, 9к72 «Эльбрус» был представлен моделями: пластиковой в масштабе 1:35 от фирмы Dragon и смоляной в масштабе 1:72 от польской фирмы Armo . Обе оставляли желать лучшего в плане качества и копийности. И вот, недавно на рынке появилась пластиковая модель в масштабе 1:72 от китайской фирмы Toxso Model . По некоторым данным, это уменьшенная модель Dragon . Еще на ближайшее время запланирован выход сразу двух моделей в масштабе 1:35 от китайских производителей Trumpeter и Meng .

Ну а пока идут посылки из Китая, и ожидается выход новых моделей, предлагаю посмотреть фотообход walkaround 9К72 «Эльбрус», сделанный мною 25 июня 2014 года в Техническом музее АвтоВАЗ в городе Тольятти. Здесь представлена пусковая установка 9П117М на базе тягача МАЗ-543П. Надеюсь, данный фотоматериал поможет Вам при работе над моделями и снимет некоторые вопросы по матчасти.

Армейский оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус»

Армейский оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К-14 (Р-17) предназначен для поражения живой силы, пунктов управления, аэродромов и других важнейших объектов противника.
Дальнейшая модернизация ракет Р-11М показали нецелесообразность использования вытеснительной системы подачи топлива для повышения удельной тяги двигателя. Малый запас тяги двигателя не позволял повышать запас компонентов ракетного топлива (а значит и общую массу ракеты), при этом дальнейшее повышение давления в баках также было невозможным из-за достижения предельного значения.

Читать еще:  Межконтинентальная баллистическая ракета 8К64 Р-16 (СССР)

Наилучшим вариантом решения проблемы было использование двигателя с турбонасосной системой подачи топлива. Кроме того, турбонасосный агрегат обеспечивал лучшую «управляемость» двигателя (за счет точной регулировки тяги), а значит, появилась реальная возможность повысить точность ракеты по дальности.

К 1957 году в ОКБ-3 НИИ-88 главного конструктора Д.Д. Севрука был разработан ЖРД с ТНА С3.42, который мог быть использован в ракетах с габаритами Р-11, при этом гарантировал достижение максимальной дальности около 240 км.

По предложению инициативной группы главным конструктором СКБ-385 В.П. Макеевым было принято решение подготовить до 10 января 1958 г. проектный чертеж компоновки, пневмогидравлическую схему и основные расчеты новой ракеты. В ОКБ-1 С.П. Королев поддержал этот проект, благодаря чему эта идея также нашла поддержку и в Главном артиллерийском управлении (ГАУ). Постановлением ЦК КПСС и правительства № 378 -181 от 1 апреля 1958 г. СКБ-385 поручалась разработка ракеты Р-17 (с турбонасосной системой подачи топлива) с дальностью стрельбы от 50 до 240 км.

Новой ракете Р-17 в ГАУ был присвоен индекс 8К14. Ведущий конструктор — Ю. Бобрышев. Ведущим по изделию от МО назначен подполковник А.В. Титов, а по системе управления подполковник П.В. Захаров.
Для ускорения процесса разработки комплекса массогабаритные характеристики новой ракеты были выбраны близкими к Р-11М. Таким образом, обеспечивалась возможность частично использовать в составе нового комплекса агрегаты наземного оборудования от ракеты 8К11.

Несмотря на внешнюю схожесть Р-17 с Р-11М, конструктивно эти ракеты имеют мало общего: фактически была полностью изменена компоновочная схема, разработана более совершенная система управления, использована принципиально иная пневмогидравлическая система, метод заправки компонентами ракетного топлива и прочее.

В процессе работы над ракетой Р-17 в ОКБ-5 (во главе с главным конструктором А.М. Исаевым) был разработан новый двигатель с улучшенными характеристиками. Благодаря более высокой тяге нового двигателя удалось повысить максимальную дальность ракеты.

Первый испытательный пуск ракеты Р-17 состоялся на полигоне Капустин Яр 12 декабря 1959 года.

На первом этапе разработки опытные образцы ракет изготавливались на Златоустовском машиностроительном заводе, однако на втором этапе летных испытаний изготовление изделий (а впоследствии и серийное производство) было передано на Воткинский механический завод (№ 385), который уже выпускал Р-11М (8К11).

На начальном этапе разработки ядерной боевой части предполагалось использовать в корпусе 8Ф14 заряд мощностью 5 килотонн (боевая часть 407А14), аналогичный тому, что использовался в авиабомбе 407Н, которая разрабатывалась в то же время. Однако впоследствии был разработан более мощный заряд (10 кт) с лучшими массогабаритными характеристиками и на вооружение была принята боевая часть 269А в том же корпусе (8Ф14).

Для транспортировки и запуска ракет было разработано гусеничное шасси 2П19 на базе ИСУ-152, внешне похожее на стартовый агрегат 2У218 ракеты Р-11М. Четыре гусеничных стартовых агрегата 2П19 с ракетами Р-17 приняли участие в военном параде по Красной площади 7 ноября 1961 года.

24 марта 1962 года постановлением Совмина СССР ракета Р-17 была принята на вооружение Советской Армии.

Стартовый агрегат 2П20 на колесном шасси МАЗ-537 (разрабатываемый одновременно с гусеничным 9П19) испытания не выдержал и на вооружение принят не был. В 1967 году принята на вооружение пусковая установка 9П117 на четырехосном самоходном шасси МАЗ-543П.

На снимках — гусеничная самоходная пусковая установка 2П19 («объект 810») созданная на Кировском заводе (г. Ленинград) с использованием базы САУ ИСУ-152К. Установка серийно выпускалась Кировским заводом. Из состава ВС СССР выводилась с 1967 по 1976 годы с заменой на колесную модификацию 9П117. В двух ракетных бригадах оставалась на вооружении до 1989 года (ракетная бригада на Кавказе и в п. ПинОзеро с ПТРБ в Кандалакше), т.е. там, где гусеничная техника более предпочтительна.

При ведении боевых действий в республике Афганистан, дивизион 9К72 успешно произвел свыше тысячи боевых пусков. В горах для получения максимального эффекта нередко производились пуски ракет 8к14 с фугасной головной частью на минимальную дальность. При этом на момент выключения двигателя в баках ракеты оставалось полтонны основного горючего и не менее двух тонн окислителя, эффект от взрыва этих компонентов и последующего пожара на склонах гор значительно превышал эффект от взрыва фугасной головной части.

Комплекс 9к72 принимал активное боевое участие во многих локальных войнах:
В 1973 году египетские ракетные части выпустили несколько ракет 8к14 по израильским целям в Синае.
В 1980-1988 годы, во время ирано-иракской войны, Р-17 и ее варианты использовались с обеих сторон в «войне городов» — ударах по крупным населенным пунктам.

Во время операции «Буря в пустыне» Ирак неоднократно применял свои ракетные комплексы против американских войск и гражданских объектов в Кувейте, Израиле и Саудовской Аравии.

Где посмотреть: Парковый комплекс истории техники им. К.Г. Сахарова: 445024 , РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Южное шоссе, 137, остановка Поликлиника ВАЗа, проезд
— автобусами № 12,14, 14, 16, 16k, 23, 24, 28, 36, 37, 71, 72, 76
— троллейбусами № 5, 9, 10, 11, 11k, 15
— маршрутными такси № 115, 126, 136, 140 (красный), 140 (синий), 155, 159, 169, 171, 214, 305, 326

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector