Реактивная система залпового огня MAR-290 (Израиль)
Израильская гусеничная РСЗО «Эпископи» MAR-290 (1970-80гг)
Новая самоходная ракетная установка была создана для замены устаревших советских «Катюш», которые использовались в израильской армии. На гусеничное шасси установили четыре направляющих для установки неуправляемых ракет калибра 290мм. В 1968 году компания «IMI» начинает выпуск MAR-290 под названием «Эпископи» для нужд ЦАХАЛ.
Новая система имела дальность 10-25 километров. На вооружение поступают РСЗО MAR-290 выполненные на шасси израильской модификации американского танка М-4 Шерман – М-51 (Супершерман). Направляющие имели рамочную конструкцию. Первые РСЗО к 1973 году уже были на вооружении АОИ. Новая техника точно не принимала участия в 4 Арабо-израильской войне, также называемой «Войной Судного дня». Известно о боевом применении РСЗО «Эпископи» в Ливане против сирийских зенитных комплексов в 1982 году.
Следующий модификацией становится РСЗО MAR-290 под названием «Эшель а Ярден». Ее относили ко второму поколению РСЗО. Выполнена на шасси английского среднего танка А41 «Centurion». На машину устанавливают направляющие трубчатого типа. Система получает новую систему перезарядки ракет. В 1984 году были проведены испытания модифицированной РСЗО.
Артчасть монтируют на месте башенной части. Она выполнена как поворотная платформа с пакетом направляющих трубчатого типа. Управление платформой и направляющими осуществляется при помощи гидроприводов. Направляющие обеспечены следующими улами наведения – по горизонтали 360 и по вертикали 0-60 градусов. Время залпа – 10 секунд. Боевой расчет – 4 человека (командир, водитель-механик и два оператора). При ведении стрельбы, расчет находится в машине. Предполагалось, что в одну батарею будут входить до 5 пусковых.
На сегодня РСЗО на базе Шерман сняты с производства. РСЗО на базе Центурион далее опытных образцов не развивалась и на вооружение не поступала – проект был закрыт. В Интернете присутствуют данные о наличии РСЗО «Эшель а Ярден» на вооружении ЦАХАЛ на 2010 год, однако самоходные ракетные установки нигде замечены не были. Так как установки не является секретным или новым вооружением, вероятно, приведенные данные не соответствуют действительности.
Прежде чем продолжить немного разберемся в названиях. На русскоязычных сайтах модификации РСЗО называют Ирви и Хавив, также встречаются данные названия в книгах или исторических описаниях, что не соответствует действительности:
– Хавив – название противопехотной ракеты с боевой частью кассетного типа. Дальность действия – 22 километра;
– Ирви – неуправляемая ракета с боевой частью осколочно-фугасного типа. Дальность действия – 40 километров.
Состав РСЗО «Эпископи»:
– самоходная пусковая (ПУ);
– боекомплект неуправляемых реактивных снарядов калибра 290мм (НУРС);
– СУО;
– устройство заряжания;
– машину транспортировки.
Устройство и оборудование
В МТО установлен карбюраторный 12 цилиндровый двигатель от «Роллс-Ройс» мощностью 604 л.с., и жидкостное охлаждение. Трансмиссия механическая. Коробка передач пятиступенчатая. Ходовая – два поддерживающих и шесть опорных сдвоенных обрезиненных катков на каждый борт. Подвеска блокированная. Опорные катки собраны по два в тележку и смонтированы на двухплечных балансирах. Ведущие колеса заднего исполнения.
Самоходная установка развивала небольшую скорость – максимальная скорость по оборудованным дорогам не превышала отметку в 35 км/ч. Преодолеваемые препятствия – в высоту до 0.91 метра, в ширину до 3.3 метра, в глубину до 1.4 метра.
На пусковой были установлены средства радиосвязи, внутренние танковые переговорные устройства и противопожарная система. Дополнительное вооружение – пулемет «Browning» калибра 7.62мм. Он был установлен перед люком водителя-механика.
Используемые НУРС
– НУРС «Хавив» калибра 290мм – противопехотная ракета с кассетной боевой частью. Дальность действия 22 километра;
– НУРС «Ирви» –ракета с осколочно-фугасной боевой частью. Дальность действия 40 километров. Поступила на вооружение ориентировочно в 1973 году;
– НУРС «Ирви-1» – ракета с осколочной боевой частью. Дальность действия – 42 километра. В боевую часть (масса 113 килограмм) входили 42 тысячи шариков и 38 килограмм взрывчатого вещества. Зона поражения не менее 80 метров. Длина 4.3 метра, масса 363 килограмма.
– НУРС «Хавив» для РСЗО «Эшель а Ярден». Отличается немного увеличенной дальностью до 23 километров, наличием суб-боеприпасов шарикового типа. Зона поражения – 500 на 500 метров. Эффективность равна 13 кассетным снарядам калибра 155мм. После закрытия проекта, были отданы под боезапас РСЗО «Эпископи».
Перезарядка пусковой
Подача боезапаса ракет на пусковую происходит при помощи специального устройства. Его монтируют на пусковую и подключают к системе гидроприводов. Ракеты подаются с машины транспортировки. С помощью бортового крана ракеты перекладывают в раму устройства заряжания. Рама зацепляется с захватами на пусковой и крепится кронштейнами. После этого раму подсоединяют к гидравлики и она поднимает раму на одну линии с направляющими. Провести данную операцию перезаряжания может один человек из боевого расчета примерно за 10 минут.
Основные характеристики:
– длина – 7.5 метров;
– ширина – 3.4 метра;
– высота – 3.6 метра;
– масса пусковой около 29 тонн;
– НУРС «Хавив» – длина 5.4 метра, вес 600 килограмм; оперение размах – 0.57 метра, дальность – 22 (макс-25) километров;
– направляющие – 4 единицы;
– залп – 10 секунд;
– время перезарядки около 10 минут;
– скорость до 35 км/ч;
– дальность хода – 190 километров.
РСЗО МАР-290
МАР-290 (MAR-290) – израильская РСЗО (реактивная система залпового огня), разработана фирмой “Israel Military Industries LTD” (IMI) в начале 1970-х годов. На вооружение Армии обороны Израиля (АОИ) РСЗО MAR-290 поступила в 1973 году.
Счетчики
РСЗО МАР-290
МАР-290
Первые МАР-290 монтировались на шасси американского танка Шерман и имели название «Ivry». В начале 1980-х годов была создана модифицированная РСЗО МАР-290 на шасси танка Центурион. Она, как и предыдущая, имела 4 направляющих, но была измена система перезаряжания.
Боевое крещение РСЗО МАР-290 получила в ливанской войне 1982 года при подавлении сирийской батареи ЗРК.
Реактивная система залпового огня РСЗО МАР-290 состоит из пусковой установки (ПУ), 290-мм неуправляемых реактивных снарядов (НУРС), системы управления огнем (СУО), транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) с грузоподъёмным механизмом и заряжающего устройства.
ПУ представляет собой поворотную платформу с 4 направляющими трубами диаметром 700 мм, установленную на шасси танка Центурион. Наведение на цель осуществляется при помощи гидравлического привода. РСЗО обеспечивает круговой сектор обстрела. В вертикальной плоскости угол наведения на цель составляет от 0° до +60°. Длина направляющей составляет 6 м. Длительность полного залпа – 10 с.
Экипаж РСЗО насчитывает 4 человека: командир, механик-водитель и два оператора управления огнем. При ведении стрельбы экипаж находится внутри машины.
РСЗО МАР-290 использует в основном осколочно-фугасные реактивные снаряды с боевой частью (БЧ) весом 320 кг. Длина НУРС – 5,45 м, вес – 600 кг. Максимальная дальность стрельбы составляет 25 км, хотя НУРС Mk4 имеет дальность полета до 40 км.
Перезаряжание реактивной системы залпового огня РСЗО МАР-290 осуществляется с помощью заряжающего устройства, на позиции перезаряжания устанавливаемого на боевую машину и подключаемого к гидравлической системе машины. Снаряды перевозятся на ТЗМ, снабженной подъёмным краном, на специальных стеллажах. Машина непосредственно участвует в процессе перезаряжания. Силами экипажа перезаряжание РСЗО МАР-290 производится за 10 минут.
При выстреле снаряду придается вращательное вдоль продольной оси движение, необходимое для стабилизации снаряда в полете. При выходе из направляющей открываются 4 лопастных стабилизатора, установленных с определенных углом к продольной оси НУРС, что обеспечивает вращение снаряда во время полета.
Шасси РСЗО МАР-290 обеспечивает скорость передвижения по шоссе 35 км/час и запас хода 190 км. Реактивная система залпового огня использует двенадцатицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения “Метеор” фирмы “Роллс-Ройс” мощностью 640 л.с. (471 кВт) при 2500 об/мин.
Реактивная система залпового огня МАР-290 имеет в качестве вспомогательного вооружения 7,62-мм пулемет Браунинг, установленный перед люком механика-водителя. Машина снабжена танковым переговорным устройством, радиопередатчиком и автоматической системой пожаротушения.
Реактивная система залпового огня MAR-290 (Израиль)
Войти
РСЗО MAR-290 “Ivry” (Израиль)
Для поражения целей на дальностях стрельбы от 10 до 25 км фирмой “Izrael Military Industries” (IMI) разработана и принята на вооружение армии обороны Израиля (АОИ) 290-мм РСЗО MAR-290. Первые варианты боевых машин РСЗО MAR-290, получившей название “Ivry”, были выполнены на шасси танка “Sherman” М-51 (“Шерман”). Пуски снарядов осуществлялись из четырехзарядной пусковой установки рамочной конструкции.
Первые системы MAR-290 “Иври” были переданы армии обороны Израиля (АОИ) в 1973г. В войне Судного дня они не участвовали (хотя уже стояли на вооружении), первое боевое применение пришлось на войну в Ливане 1982г. (в частности, система использовалась для нанесения ударов по сирийским ЗРК и, по утверждению израильской стороны, сыграла немалую роль в их уничтожении. К началу 80-х г.г. был создан новый вариант “Иври” («дор шени» – «второе поколение») на базе танка “Centurion” (“Центурион”), с трубчатыми направляющими и новой системой перезаряжания. В настоящее время РСЗО MAR-290 на базе танка “Centurion” в количестве 20 штук состоит на вооружении АОИ.
РСЗО MAR-290 включает:
пусковую установку (ПУ),
290-мм неуправляемые реактивные снаряды (НУРС),
систему управления огнем,
заряжающее устройство,
транспортную машину.
Пусковая установка размещена на модифицированном гусеничном шасси английского танка “Centurion” (“Центурион”). Артиллерийская часть пусковой установки смонтирована вместо снятой башни танка и представляет собой поворотную платформу, на которой закреплен пакет из четырех трубчатых направляющих. Поворот платформы и наведение направляющих в вертикальной плоскости производится с помощью гидравлических приводов.Пакет направляющих имеет круговой сектор обстрела и угол возвышения от 0 до 60°. Диаметр трубчатой направляющей – 700мм, длина – 6000мм. Время полного залпа – 10с. Расчет включает командира, механика-водителя и двух операторов по управлению огнем. При стрельбе все номера расчета находятся в боевой машине. В батарею входят 4-5 ПУ.
В моторно-трансмиссионном отделении гусеничного шасси установлен двенадцатицилиндровый карбюраторный двигатель “Метеор” фирмы “Роллс-Ройс”. Двигатель имеет систему жидкостного охлаждения. При 2500 об/мин. он развивает максимальную мощность 640 л.с. Трансмиссия механическая с пятиступенчатой коробкой передач. Ходовая часть включает по шесть опорных и поддерживающих катков с каждого борта. Подвеска опорных катков блокированная. Каждый из двух катков в тележке смонтирован на двуплечном балансире. Ведущие колеса – задние. Гусеница металлическая с открытыми шарнирами. При движении по шоссе пусковая установка развивает относительно невысокую скорость – 34.6 км/час. На пересеченной местности она преодолевает стены высотой 0.91м и рвы шириной 3.35м. Без предварительной подготовки форсирует броды глубиной до 1.45м.
ПУ оборудована средствами радиосвязи и танковым переговорным устройством, имеется система противопожарного оборудования. Вспомогательное вооружение установки состоит из 7.62мм пулемета “Browning”, смонтированного перед люком механика-водителя.
Стрельба ведется 290-мм НУРС, стабилизируемыми в полете четырехлопастными стабилизаторами. Длина снаряда 5.45м, вес – 600кг, вес боевой части – 320кг. В настоящее время имеются сведения о наличии только осколочно-фугасной боевой части. Максимальная дальность стрельбы – 25км. В варианте Mk4 дальность полета ракет была доведена до 40км. Снаряд Mk4 использовался для научно-исследовательских работ, данные о серийном производстве отсутствуют.
Перезаряжание ПУ производится с помощью оригинального механизма, который на позиции перезаряжания монтируется на пусковой установке и подключается к ее гидравлической системе. НУРС транспортируются к позиции транспортно-заряжающей машиной, которая оснащена бортовым краном, с помощью которого снаряды укладываются на специальную раму. При заряжании ПУ с помощью системы из двух захватов и кронштейнов в передней части корпуса входит в зацепление с ответными частями на раме. Затем рама подсоединяется к гидравлической системе пусковой установки и подъемник поднимает раму с НУРС в горизонтальном положении на линию заряжания с пакетом направляющих, после чего НУРС досылаются в направляющие. Один номер боевого расчета может выполнить перезаряжание пусковой установки за 10 минут.
Калибр,мм 290
Длина НУРС,мм 5450
Масса НУРС, кг 600
Размах оперения,мм 570
Максимальная дальность стрельбы, км 25 (Mk4 -40)
Количество направляющих 4
Масса боевой машины, кг 50800
Габаритные размеры, мм
– длина 7560
– ширина 3400
– высота (в походном положении) 3600
Время перезаряжания, мин 10
Максимальная скорость движения, км/час 34.6
Запас хода, км 190