0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная гаубица FH-77B (Швеция)

Бог войны армии Швеции

Опора на собственные силы — так лучше всего можно охарактеризовать развитие шведской артиллерии в последние десятилетия. Разве можно ожидать чего-то иного от страны, имеющей такую фирму, как «Бофорс»?

Символами шведской полевой артиллерии последней трети ХХ века стали две 155-мм артсистемы: самоходная VK155 («Бандканон») и буксируемая FH77A. Длинноствольная САУ могла посылать 47-кг снаряды на расстояние 28 км без всяких новомодных ухищрений вроде донных насадок «Бейз Блид» или ракетных двигателей, но выглядела настоящим монстром — её масса достигала 53 т. Как и на танке Strv-103, на «Бандканоне» применили комбинированную силовую установку (маршевый дизель и форсажная газовая турбина). Это стало не единственной «изюминкой» VK155: самоходка имела полноценный автомат заряжания на 14 снарядов.

Скорострельность «Бандканона» была феноменальной: магазин можно было опустошить за 45 секунд, выпустив все 14 снарядов. Однажды шведы даже умудрились установить мировой рекорд, выпустив за те же 45 секунд 15 снарядов: перед открытием огня они дослали «лишний» снаряд в камору, а затем подали магазин. Перезарядка магазина с грузовика занимала около двух минут.

Самоходка VK155.

Армия Швеции планировала приобрести около 70 «Бандканонов», но, как говорится, «если бы наши желания совпадали с нашими возможностями…» Так или иначе, пришлось ограничиться 26 самоходками. Изготовили их в конце 60-х годов, а в 2003-м сняли с вооружения.

На порядок более массовыми были буксируемые гаубицы FH77A: в течение 1979–1984 годов шведская армия получила около 220 таких артсистем. Конструкция FH77A также была неординарной для своего времени: гаубица имела собственный двигатель, который не только обеспечивал передвижение на небольшие расстояния, но и приводил гидронасос, существенно облегчавший перевод орудия из походного положения в боевое и обратно, а также ведение огня. Длина ствола составляла 38 калибров, дальность стрельбы — 24 км. В течение 25 секунд гаубица могла выпустить шесть снарядов.

Гаубица FH77A во время учебных стрельб.

На экспорт выпускался вариант FH77B со стволом «натовского» стандарта длиной 39 калибров и дизелем «Мерседес» (вместо бензинового двигателя «Вольво»). Если гаубицы для внутреннего использования имеют полуунитарное заряжание, то экспортные — картузное, поэтому их скорострельность ниже. FH77B поставлялись в Нигерию (48 единиц) и Индию (410 единиц). В этих странах они состоят на вооружении до сих пор, в самой же Швеции гаубицы FH77А окончательно сняли с вооружения в 2011 году.

Эпопея «Арчера»

С 1995 года в Швеции велась разработка нового 155-мм полевого орудия, призванного заменить как самоходки VK155, так и буксируемые гаубицы FH77A. Согласно требованиям заказчика (министерства обороны Швеции) новая артсистема должна была стать самоходной (на колёсном шасси), а её баллистические характеристики — соответствовать новому стандарту НАТО (длина ствола 52 калибра, применение модульных метательных зарядов).

Самоходка, получившая название «Арчер» и фирменное обозначение FH77BW L52, базируется на гражданском шасси «Вольво» A30D — трёхосном полноприводном самосвале сочленённой схемы. Такой выбор обуславливается высокой проходимостью базовой машины: например, она способна преодолевать снег глубиной до 1 м. Естественно, шасси адаптировано под военные нужды, к примеру, установлена четырёхместная бронированная кабина (двигатель также защищён бронёй). На крыше кабины предусмотрена установка дистанционно управляемого модуля «Протектор» с 7,62-мм пулемётом.

Стоит отметить, что машина получилась немаленькая: длина «Арчера» составляет 14,1 м, ширина — 3 м, высота по крыше кабины — 3,3 м (установка «Протектора» добавляет ещё 60 см высоты). Самоходка весит 30 т, а 340-сильный дизель обеспечивает ей максимальную скорость в 65 км/ч.

На САУ «Арчер» орудие смонтировано в поворотной качающейся башне.

Орудие смонтировано в поворотной качающейся башне, установленной в задней части шасси (над задней осью). Башня необитаема: во время стрельбы весь расчёт находится в кабине, выходя наружу лишь для пополнения боекомплекта. В башне установлены две механизированные боеукладки: одна на 21 снаряд, другая на 126 модулей метательных зарядов. Для перезарядки применяется грузовой автомобиль с краном, этот процесс занимает около восьми минут.

Дальность стрельбы «Арчера» на полном заряде обычным снарядом достигает 30 км, а с применением активно-реактивного снаряда — 60 км. Практическая скорострельность составляет 8–9 выстрелов в минуту, а весь боекомплект САУ способна выпустить примерно за три минуты, включая время для занятия и оставления позиции. Благодаря «продвинутой» системе управления огнём часть операций по подготовке к стрельбе можно производить в движении по пути на позицию.

«Арчер» в серийном исполнении.

Для стабилизации орудия на огневой позиции «Арчер» снабжён массивным сошником с гидроприводом. Угол вертикальной наводки составляет от 0 до +70°, горизонтальной — по 75° влево и вправо. Наведение осуществляется поворотом и подъёмом всей башни — то есть само орудие остаётся неподвижным относительно механизмов заряжания, что обеспечивает возможность заряжания во всём диапазоне углов возвышения. Интересное решение применено для уменьшения габаритов САУ: в походном положении ствол втягивается внутрь башни в крайнее заднее положение.

«Арчер» в походном положении.

Процесс создания «Арчера» затянулся. Предварительные проработки заняли около восьми лет: контракт с фирмой «Бофорс», предусматривавший завершение проектирования и изготовление двух демонстраторов технологии, был подписан только в 2003 году. Испытания этих образцов прошли в 2005–2006 годах, а в январе 2007-го подписали контракт на дальнейшее совершенствование самоходки. Наконец в сентябре 2008 года правительство Швеции одобрило решение о закупке «Арчеров».

Фактически с начала разработки новой САУ было ясно, что объём заказа от армии Швеции не превысит нескольких десятков экземпляров. Поэтому фирма-разработчик при активной поддержке правительства страны начала поиск зарубежных покупателей. В ноябре 2008 года поиск увенчался подписанием соглашения между правительствами Швеции и Норвегии, в соответствии с которым каждая из стран обязывалась закупить 24 САУ. Впрочем, до начала поставок было ещё далеко.

«Арчер» на огневой позиции.

Предполагалось, что «Арчер» поступит на вооружение в 2011 году и заменит в шведской армии буксируемые орудия FH77A, а в норвежской — самоходки M109A3GNM. Однако некие «технические проблемы» (суть которых до сих пор не доведена до сведения общественности) привели к отсрочке. В конце концов у норвежцев сдали нервы, и в декабре 2013 года они аннулировали сделку и объявили новый тендер на самоходки («Арчер» в нём не участвовал, а победителем оказалась южнокорейская САУ К9).

Что же касается шведской армии, то она дождалась поставки «Арчеров». Первые четыре самоходки передали военным 23 сентября 2013 года — то есть в течение двух лет армия Швеции вообще не располагала полевой артиллерией. Поставка отнюдь не означала готовности к использованию: боеготовыми САУ Artillerysystem 08 (так обозначаются «Арчеры» в сухопутных войсках Швеции) официально были объявлены лишь 1 февраля 2016 года.

Передача первых четырёх «Арчеров» сухопутным войскам Швеции.

Все «Арчеры» поступили на вооружение единственной артиллерийской части сухопутных войск Швеции — полка А9, дислоцированного в Бодене (на северо-востоке страны у города Лулео). Полк, являющийся учебно-мобилизационной частью, в случае объявления мобилизации разворачивает два трёхбатарейных артдивизиона (91-й и 92-й), предназначенных для 2-й и 3-й бригад сухопутных войск. К началу 2017 года он получил все 24 заказанные Artillerysystem 08.

20 сентября 2016 года правительство Швеции приняло решение о закупке дополнительной партии из двух дюжин «Арчеров» — тех, что ранее предназначались для Норвегии. Поставка этих орудий ожидается к 2020 году, но судьба их пока окончательно не определена. Предполагается, что 12 машин будут использованы для укомплектования третьего артдивизиона, а ещё 12 — заскладируют в ожидании возможной продажи за границу. Правда, с этим могут возникнуть трудности: потенциальных покупателей «Арчеров» пока не видно. Единственным кроме Норвегии потенциальным клиентом, переговоры с которым перешли в практическую плоскость, была Хорватия, но она отдала предпочтение бывшим в употреблении немецким самоходкам PzH 2000.

Батарея «Арчеров» на огневой позиции.

Миномёты: хотели AMOS, получили «Мьёльнер»

Основным образцом миномётного вооружения армии Швеции является 120-мм миномёт 12 cm granatkastare m/41 («41» означает год принятия на вооружение). Модель разработана финской фирмой «Томпелла», которая в 1941–1944 годах поставила Швеции 219 таких миномётов, а позже шведы наладили выпуск m/41 по лицензии. В 1994 году в боекомплект этих миномётов ввели противотанковую управляемую мину «Стрикс» с инфракрасным наведением. В настоящее время на балансе сухопутных войск Швеции находятся 84 миномёта m/41.

Читать еще:  122-мм нарезные танковые пушки Д-25Т, Д-25ТА, Д-25ТС (СССР)

Миномёт 12 cm granatkastare m/41.

Заменить старые миномёты планировалось системой AMOS (Advanced Mortar System), разрабатывавшейся совместно финской фирмой «Патриа» и шведской «Хэгглундс» с 1996 года. AMOS представляет собой модульную конструкцию — башню со спаренной установкой 120-мм казнозарядных миномётов, снабжённую автоматом заряжания. Конструкторы предусмотрели возможность монтажа AMOS на различных носителях, включая колёсные и гусеничные бронированные машины и катера.

Сухопутные войска Швеции планировали приобрести 40 таких систем и под них даже закупили шасси семейства CV90. Но в 2009 году министерство обороны аннулировало эти планы, сославшись на неудовлетворительные характеристики AMOS и необходимость сокращения военных расходов.

Самоходный миномёт AMOS на шасси CV90 остался лишь прототипом.

Спустя примерно пять лет шведы вновь вернулись к вопросу закупки самоходных миномётов. Рассматривались несколько вариантов, различавшихся степенью сложности и, соответственно, ценой. На одном полюсе находилась усовершенствованная модификация AMOS, на противоположном — примитивная установка 120-мм миномёта (с противооткатными приспособлениями) в открытом сверху десантном отделении CV90. Между ними расположились системы NEMO (по сути, одноствольный вариант AMOS), а также «Мьёльнер» («Молот Тора») — оригинальный двуствольный дульнозарядный миномёт. Последний и был признан победителем.

23 декабря 2016 года Управление военных закупок министерства обороны Швеции выдало заказ на поставку 40 «Мьёльнеров». Исполнителем стало специально образованное совместное предприятие фирм «Бофорс» (отвечающей за артиллерийскую часть) и «Хэгглундс» (поставщик шасси). Отметим, что и «Бофорс», и «Хэгглундс» являются частями концерна «ВАЕ Системз».

Самоходный миномёт «Мьёльнер».

Что же представляет собой «Молот Тора»? На гусеничном шасси CV90 установлена семитонная вращающаяся закрытая башня с ручным приводом вращения. В башне находится спаренная установка 120-мм гладкоствольных миномётов, снабжённая противооткатными устройствами. Заряжание — ручное, причём для подачи мин к срезу ствола используется специальное приспособление (заряжающие всё время остаются под защитой брони). Выстрелы из обоих стволов производятся последовательно с небольшим интервалом.

Несмотря на примитивную по сравнению с AMOS конструкцию, «Мьёльнер» имеет довольно высокую скорострельность — 16 выстр./мин (продолжительно — 10 выстр./мин). В отличие от AMOS, «Мьёльнер» не может вести огонь прямой наводкой, а также не может стрелять на ходу, только с места. Боекомплект из 50 мин находится в кормовой части башни, дополнительный боезапас можно разместить в корпусе. Экипаж состоит из четырёх человек: командира, механика-водителя и двух заряжающих.

Самоходный миномёт «Мьёльнер». Над стволами видны устройства для заряжания.

Испытания прототипа «Мьёльнера» начались осенью 2017 года, а поставки четырёх десятков серийных Granatkastarpansarbandvagn 90120 (сокращённо — Grkpbv 90120) намечены на 2019–2020 годы. Они поступят на вооружение пяти тяжёлых манёвренных (мотопехотных) батальонов (41-го, 42-го, 72-го, 191-го и 192-го), в каждом из которых сформируют батарею в составе восьми «Молотов Тора».

Таким образом, к концу 2020 года должно завершиться полное обновление артиллерии сухопутных войск Швеции. В дополнение к уже имеющимся самоходкам «Арчер», являющимся одними из наиболее «продвинутых» полевых артсистем, армия обзаведётся самоходными миномётами «Мьёльнер», пусть не такими высокотехнологичными, как системы AMOS, но всё же весьма эффективными.

Самоходная гаубица FH-77B (Швеция)

155-ММ БУКСИРУЕМАЯ ГАУБИЦА FH77 (ШВЕЦИЯ)

155 MM TOWED HOWITZER FH77 (SWEDEN)

27.07.2016

Фабрика артиллерийских орудий (GCF) в Джабалпуре официально передала командованию СВ Индии первые три 155-мм буксируемые гаубицы с длиной ствола 45 калибров FH-77B «Дхануш» (также носит обозначение Desi Bofors).
Как сообщает «Пресс траст оф Индиа», поставка первой партии гаубиц была выполнена после успешного завершения приемочных испытаний. Предприятие уже изготовило следующие три орудия, поставка которых состоится в ближайшее время.
Как сообщал ЦАМТО, Управление оружейных заводов (Ordnance Factory Board – OFB) получило технологии производства орудий в рамках подписанного с компанией «Бофорс» в 1987 году контракта на закупку 410 ед.
Стоимость размещенного в 2012 году заказа на 144 орудия оценивается в 12,6 млрд. рупий. Их производство будет выполнено в 2016-2017 гг. Контракт содержит опцион на поставку СВ до 414 орудий.
В рамках мелкосерийного производства СВ Индии разместили начальный заказ на поставку шести гаубиц после успешного завершения проведенных в 2014-2015 гг. летних и зимних испытаний, в ходе которых в различных метеоусловиях в пустыне и высокогорье были отстреляны более 2 тыс. боеприпасов.
ЦАМТО

155-ММ БУКСИРУЕМАЯ ГАУБИЦА FH77


Самоходная 155-мм гаубица FH-77 разработана в Швеции.
В 1960-х годах Швеция начала искать замену для стоящих у неё на вооружении французских «гаубиц F». В качестве варианта такой замены была предложена и проходила испытания американская САУM109. Однако, несмотря на предложенную низкую стоимость закупки M109, администрация Вооружённых сил Швеции сочла этот вариант слишком затратным в эксплуатации, имеющим недостаточную скорострельность и мобильность и предпочла сосредоточить усилия на разработке собственного орудия.
Основными требованиями к новой гаубице стали:
• Высокая мобильность,
• Высокий темп стрельбы.
Результатом стал компромисс между более дорогой самоходной гаубицей и менее мобильным буксируемым орудием.
FH77 (Fälthaubits 77) стала первой гаубицей оснащённой собственной ВСУ для реализации возможности самостоятельного передвижения в тактических пределах.
Компания «Бофорс» получила контракт на создание нового несамоходного орудия, впоследствии названного FH-77A, а в 1975 г. шведская армия заказала первую партию.
FH-77A имеет ствол длиной 5,89 м с перфорированным дульным тормозом и механизмом запирания типа «вертикальный клин». В передней части лафета с раздвижными станинами установлен вспомогательный двигатель, позволяющий орудию самостоятельно передвигаться по дорогам и пересеченной местности. Орудие обычно буксируется грузовиком «SAAB-Сканиа» SBAT 111S (6×6), который также перевозит боеприпасы в укладках и расчет из 6 человек, состоящий из командира, наводчика, двух подносчиков выстрелов, заряжающего и оператора крана. Если грузовик с орудием на буксире окажется на труднопроходимом участке, из кабины грузовика можно включить привод на главные колеса гаубицы и создать таким образом комбинацию 8×8 с максимальной скоростью 8 км/ч. Когда это значение скорости превышается, колеса гаубицы автоматически отсоединяются от привода. Механизмы наводки орудия имеют гидравлический привод, есть аварийный ручной привод. С правой стороны орудия установлен зарядный лоток, на который могут укладываться звенья по 3 снаряда. Типовой процесс стрельбы: на зарядный лоток укладывается зарядная гильза, за ней следует снаряд, поступающий с зарядного стола. Когда снаряд проскользнет в горловину зарядной гильзы, снаряд вместе с зарядом досылаются в казенник, затвор закрывается и орудие готово к выстрелу.
Скорострельность FH77, для своего времени, была исключительно высокой для 155-мм гаубицы. Эта гаубица способна делать 3 выстрела за 8 секунд, или 6 выстрелов за 25 секунд. В непрерывном режиме огня, FH77 выдерживает 6 выстрелов каждую вторую минуту в течение 20 минут.
Для FH77 используют 155-мм осколочно-фугасный снаряд m/77 (42 кг) с пластиковой гильзой, содержащей 6 пучков заряда. Также, FH77 может использовать боеприпасы с донным газогенератором разработанные для FH77B.
В качестве силовой установки (ВСУ) на FH77 используется бензиновый двигатель Volvo B20 (Volvo B18 engine) соединённый с тремя гидравлическими насосами. Два насоса используются для привода колёс и один для вертикального, горизонтального наведения, досылки снаряда и зарядного крана.
Шведская фирма «Бофорс» для снижения нагрузки на членов расчета 155-мм БГ FH-77B со стволом длиной 39 клб разработала кран для подъема боеприпасов. Он устанавливается справа от казенной части орудия . Кроме того, гаубица отличается тем, что стрельба из нее ведется без подъема колес. Как и у гаубицы КН179, при стрельбе не используются активно-реактивные снаряды.
Снаряды с донным газогенератором обеспечивают большую на 25 – 30 проц. дальность стрельбы по сравнению с ОФС, поэтому чем больше максимальная дальность стрельбы последними, тем больше она увеличивается у первых. В связи с этим с целью увеличения дальности полета снарядов были созданы стволы длиной 45 и 52 клб.
Самоходная 155-мм гаубица FH-77B разработана в Швеции. Она оснащена двигателем мощностью 59 кВт (80 л. е.), который приводит в действие колеса (скорость 8 км/ч), а также гидравлические приводы механизмов автоматического заряжания, наведения, подъемного крана. Перевод орудия из походного положения в боевое и из боевого в походное автоматизирован.
Индия приобрела 410 пушек FH-77B 155-мм/39 кал в 1986 году вместе с документацией и технологией для их производства, но так и не дошла до этого этапа в связи с тем, что приобретение гаубиц завязло годом позже в коррупционных скандалах, связанных с премьер-министром Радживом Ганди, его партией и представителями минобороны. Следствие по этому делу было закрыто в марте 2011 года после 21 года безрезультатного расследования, стоившего федеральному правительству 2,5 миллиарда рупий, и обвинение по нему никому не было предъявлено.
В соответствии с утвержденным планом модернизации полевой артиллерии, индийская армия планирует к 2015-2020 гг. импортировать и собрать на предприятиях в Индии около 3600 гаубиц, большинство из которых составят 155-мм буксируемые, колесные и гусеничные орудия с длиной ствола 52 калибра. Кроме того, планируется иметь на вооружении около 400 FH-77B с длиной ствола 45 калибров и 180 российских 130-мм полевых орудий М-46, недавно модернизированных израильской компанией «Солтам» к стандарту 155-мм и длиной ствола 39 калибров. Общая стоимость проекта закупки артиллерийских систем, предназначенных для перевооружения до 220 артиллерийских полков, может составить около 7 млрд дол.
В 2009 году затянувшаяся программа модернизации состоящих на вооружении Сухопутных сил Индии 390 155-мм гаубиц FH-77B с длиной ствола 39 клбр., поставленных компанией «Бофорс», к стандарту 45 калибра находилась под угрозой из-за высоких требований, предъявляемых к программе усовершенствования Управлением артиллерии СВ Индии. Программа усовершенствования включает замену ствола, затвора, укрепление ходовой части и оснащение гаубиц современной системой прицеливания.
Техническое задание, подготовленное Министерством обороны, в 2006 году осталось нереализованным. В начале текущего года МО опубликовало измененное техническое задание, однако компания «БАе системз», которая является производителем FH-77B, отказались отвечать на него по причине невозможности выполнения предъявляемых требований.
В 2011 году Министерство обороны Индии было намерено возобновить проект лицензионного производства шведских буксируемых гаубиц Bofors FH-77B калибра 155 миллиметров.
Министерство обороны Индии объявило о намерении возобновить производство FH-77B, поскольку вооруженные силы страны в настоящее время испытывают серьезный дефицит гаубиц. На протяжении последних 25 лет страна проводила несколько тендеров на поставку новых гаубиц калибра 155 миллиметров, однако все они были закрыты так и не успев завершиться. Последний тендер был объявлен в конце января 2011 года, однако министерство обороны прекратило его проведение после того, как в конкурсе остался только один участник – остальные отозвали заявки.
Индийское военное ведомство заключило с OFB контракт на сборку шести прототипов FH-77B до конца 2013 года.
Шесть прототипов пушек Bofors FH-77B 155-мм/39 кал и 155-мм/45 кал, изготовленных заводом OFB в Джабалпуре, прошли испытания у заказчика в пустыне Раджастан летом 2013 года, за которыми последовали еще одни испытания в горах в конце этого же года.
Эти испытания прошли после успешных заводских стрельбовых испытаний, проведенных компанией OFB, после того как в октябре 2012 года министерство обороны под давлением армии одобрило закупку 114 буксируемых гаубиц FH-77B 155-мм/45 кал местного производства. Высокие армейские чины заметили по этому поводу, что ожидали увеличения количества новых гаубиц до 200 штук.
Платформы, проходящие испытания в армии, включают две стандартные FH-77B 155-мм/39 калибра пушки, две аналогичные модели с бортовыми компьютерами и две гаубицы 155-мм/45 калибра. Офицеры, участвующие в проекте FH-77B, сообщили, что сталь для орудийных стволов поставляется госкомпанией Mishra Dhatu Nigam, а обрабатываются они на заводе компании OFB в Канпуре.
Завод OFB в Джабалпуре, изготавливавший IFG и LFG и модернизировавший пушки M46 комплектами от Soltam еще в начале 2000-х, в конечном счете, наладит серийное производство 114 гаубиц FH-77B.
Источники в армии сообщили, что компания BAE Systems (купившая AB Bofors в 2005 году) выразила желание сотрудничать с OFB в ее проекте по FH-77, но доля ее участия как поставщика комплектующих остается пока неопределенной.
В соответствии с запланированным графиком поставок FH-77 компания OFB по специальному заказу минобороны первоначально поставит шесть пушек в течение восьми месяцев.
В результате последовательных сокращений шведских вооруженных сил в последние два десятилетия, к настоящему времени в составе шведской армии осталась только одна артиллерийская часть – дислоцированный в Бодене на севере Швеции 9-й артиллерийский полк (Artilleriregementet A 9) в составе двух артиллерийских дивизионов – 91-го и 92-го. Однако в настоящее время полк не имеет артиллерийской материальной части, поскольку последние состоявшие на его вооружении 155-мм/39 буксируемые гаубицы Bofors FH77B были сняты с вооружения в конце 2011 года, и последние две гаубицы были изъяты из полка в декабре 2012 года.
Взамен для вооружения обеих дивизионов 9-го полка по контракту от августа 2009 года были заказаны 24 новые 155-мм/52 самоходные гаубицы BAE Systems Bofors Archer (FH77BW L52, шведское военное обозначение Artillerisystem 08). САУ Archer должны были поступить в 9-й полк по условиям контракта в 2011-2012 годах. Однако из-за затягивания отработки и устранения дефектов системы и трудностей с производством у ряда субподрядчиков BAE Systems Bofors, поставки САУ Archer сильно отстают от графика. Сейчас предполагается, что первая батарея из четырех предсерийных артсистем будет передана шведской армиии только в сентябре 2013 года, а поставки 20 серийных орудий будут начаты только с осени 2014 года. Дополнительным фактором «временного лага» является то, что для удешевления производства САУ Archer в их качающихся частях будут использованы отдельные элементы снятых с вооружения гаубиц FH77B.
Гаубица FH 77B05 L52 (ствол 52 калибра стандарта НАТО) создана BAE Systems и является дальнейшим развитием успешной модели FH 77B02 L39. Ствол большей длины и камора большего объема приводит к повышению дальнобойности более 40 км. В гаубице используются модульные и картузные заряды, из нее можно стрелять интеллектуальными боеприпасами нового поколения.
Бортовой баллистический компьютер позволяет вычислять данные стрельбы, выполнять автоматическое наведение и управление огнем, автоматический ввод данных о боеприпасе и метеоданные. FH 77BO5 L52 имеет собственную систему наземной навигации, исключая необходимость в наблюдении и визировании что уменьшает эксплуатационные расходы.
FH 77B05 L52 в настоящее время не стоит на вооружении и не заказана ни одной страной, но она является одним из двух претендентов на большой индийский заказ на покупку 400 штук и дальнейшем местном производстве еще 1180 систем. FH 77B05 L52 предлагается для Индии новой компанией Defence Land Systems India, совместное предприятие BAE Systems и Mahindra & Mahindra.

Читать еще:  Буксируемая гаубица 2А65 Мста-Б (СССР)

МОДИФИКАЦИИ:
• FH77A – Базовый вариант с клиновым затвором,
• FH77 B – Экспортный вариант оснащённый поршневым затвором с секционной нарезкой.
• FH 77B05 L52 – является дальнейшим развитием успешной модели FH 77B02 L39. Ствол большей длины и камора большего объема приводит к повышению дальнобойности более 40 км.

Калибр, мм: 155;
Масса, т: походная 11,5;
Размеры, м:
— длина (в походной конфигурации) 11,60;
— ширина (в походной конфигурации) 2,64;
— высота (в походной конфигурации) 2,75;
Угол возвышения, град.: +50/+3;
Углы горизонтальной наводки, град.: общий 50;
Максимальная дальность стрельбы, км: 20.

Самоходная гаубица FH77BW L52 Archer (Швеция)

23 сентября в Швеции состоялось долгожданное событие. Управление министерства обороны по закупкам (Försvarets Мaterielverk) приняло первую партию самоходных гаубиц FH77BW L52 Archer («Лучник») на колесном шасси. Четыре новые боевые машины приняты на вооружение под названием Artillerisystem 08. Примерно через год шведское военное ведомство намерено получить вторую партию самоходных артиллерийских установок в составе 20 машин. Кроме того, в ближайшее время будут построены 24 САУ для Норвегии.

Долгожданной передача самоходок заказчику оказалась из-за ряда проблем технического характера. В соответствии с первыми контрактами, подписанными во время разработки, САУ Archer должны были пополнить состав вооруженных сил Швеции еще в 2011 году. Однако во время испытаний прототипов были выявлены некоторые недостатки, на исправление которых ушло определенное время. В итоге первая партия, состоящая всего из четырех предсерийных боевых машин, была передана заказчику лишь в сентябре 2013 года. В дальнейшем армия Швеции получит серийную технику.

Отдельно необходимо отметить ситуацию с артиллерией в шведской армии, сложившуюся в результате срыва сроков поставки САУ Archer. В настоящее время в вооруженных силах Швеции артиллерия представлена лишь 9-м артиллерийским полком, состоящим из двух дивизионов. К концу 2011 года ввиду выработки ресурса были списаны все имевшиеся буксируемые 155-мм гаубицы Bofors FH77B, из-за чего шведские вооруженные силы полностью лишились какой-либо полевой артиллерии. Изначально предполагалось, что новые САУ Archer заменят буксируемые гаубицы, но проблемы, сопровождавшие создание самоходки, сорвали выполнение этих планов, и в результате в течение почти двух лет армия Швеции не имела никакой артиллерии.

Читать еще:  Буксируемая гаубица M198 (США)

Проект по разработке перспективной самоходной артиллерийской установки стартовал в 1995 году. В соответствии с техническим заданием, организация-исполнитель должна была разработать САУ, вооруженную доработанной гаубицей FH77B калибра 155 миллиметров. Заказчик требовал повысить характеристики орудия путем увеличения длины ствола. Результатом модернизации гаубицы стала модификация FH77BW со стволом длиной 52 калибра. Именно такое орудие должно было использоваться в новой САУ. Кроме того, требования заказчика подразумевали использование колесного шасси.

Предварительная стадия проекта заняла несколько лет. Только в 2003 году Минобороны Швеции подписало контракт с компанией Bofors. Этим документом предусматривалось завершение проекта и последующее строительство серийных самоходок. В 2005 году были построены первые опытные образцы перспективной САУ. Испытания самоходок начались уже после преобразования компании Bofors в BAE Systems Bofors.

В качестве шасси для новой самоходной артиллерийской установки был выбран автомобиль Volvo A30D с колесной формулой 6х6. Шасси оснащается дизельным двигателем мощностью 340 лошадиных сил, который позволяет боевой машине развивать скорость на шоссе до 65 км/ч. Как утверждается, колесное шасси может двигаться по снегу глубиной до одного метра. При повреждении колес, в том числе при взрыве, САУ Archer способна в течение некоторого времени продолжать движение.

Интересной особенностью шасси САУ Archer является примененная архитектура. Автомобиль A30D выполнен по сочлененной схеме, которая улучшает маневренность. В передней части шасси, над первой осью и до узла сочленения располагается моторный отсек и кабина экипажа. Двигатель и экипаж закрыты противопульным бронированием, соответствующим уровню 2 стандарта НАТО STANAG 4569. В кабине располагаются рабочие места трех или четырех членов экипажа. В зависимости от характера выполняемой операции в экипаже может быть один или два оператора вооружения. Механик-водитель и командир присутствуют в экипаже постоянно. На крыше кабины экипажа имеется место для установки дистанционно управляемой турели Protector с пулеметом.

На заднем модуле сочлененного шасси размещаются все агрегаты орудия. Над задней осью шасси расположены механизмы подъема и поворота орудийной башни. Наведение орудия производится поворотом и подъемом всей башни. Механизмы САУ позволяют наводить орудие по вертикали в диапазоне углов от 0° до +70°. Ввиду особенностей колесного шасси углы горизонтальной наводки ограничены: Archer может обстреливать цели в переднем секторе шириной 150° (75° вправо и влево от оси). Для стабилизации машины при ведении огня используется двойной аутригер в задней части шасси. В походном положении орудийный модуль поворачивается в нейтральное положение, опуская ствол гаубицы в специальный лоток, прикрываемый крышками. Размеры базового автомобиля потребовали применить интересное решение. Так, при переводе САУ в походное положение противооткатные устройства орудия перемещают ствол в крайнее заднее положение, что позволяет уложить его в имеющийся лоток.

Колесная САУ Archer имеет достаточно крупные размеры. Максимальная длина боевой машины превышает 14 метров, ширина – 3 метра. Без использования турели Protector высота самоходки составляет 3,3 метра, а после установки этого боевого модуля увеличивается примерно на 60 см. Боевая масса САУ Archer не превышает 30 тонн. Габариты и вес самоходной артиллерийской установки FH77BW L52 позволяют перевозить ее по железной дороге. В дальнейшем для этого предполагается использовать военно-транспортные самолеты Airbus A400M.




Во время боевой работы экипаж САУ Archer постоянно находится на своих рабочих местах и не покидает их. Все операции производятся по командам с пультов управления. В связи с этим все механизмы орудийной башни работают в автоматическом режиме. Основными элементами оснащения башни являются механизмы заряжания. По имеющимся данным, вместо единой системы самоходка Archer использует два взаимодействующих друг с другом механизма. Один из них подает 155-мм снаряды. Емкость механизированной укладки – 21 снаряд. Вторая система заряжания оперирует метательными зарядами, поставляемыми в виде цилиндрических блоков со сгорающей оболочкой, напоминающих зарядный картуз. В укладке башни самоходки Archer помещается 126 блоков с метательным зарядом. При использовании транспортно-заряжающей машины с грузовым краном на полную загрузку боекомплекта уходит около восьми минут.

В зависимости от поставленной задачи экипаж самоходной гаубицы FH77BA L52 Archer может увеличивать или уменьшать общее количество метательной смеси, изменяя количество помещаемых в орудие зарядов. При максимальном количестве метательных зарядов самоходная гаубица Archer способна отправить снаряд к цели на дальность до 30 километров. Использование активно-реактивных или управляемых боеприпасов увеличивает дальность стрельбы до 60 км. Последняя заявлена для корректируемого снаряда Excalibur. САУ Archer может вести огонь прямой наводкой, но в таком случае эффективная дальность стрельбы не превышает двух километров.

Механизмы заряжания пушки обеспечивают скорострельность до 8-9 выстрелов в минуту. При необходимости экипаж самоходки может вести огонь в режиме MRSI (т.н. шквал огня), в течение небольшого времени производя шесть выстрелов. На залп в 21 выстрел (полный боекомплект) уходит не более трех минут. При разработке САУ Archer учитывалась необходимость уменьшения времени на подготовку к стрельбе и покидание позиции. В результате часть приготовлений к ведению огня самоходка может осуществлять еще на пути к позиции. Благодаря этому первый выстрел производится уже через 30 секунд после остановки в нужной точке маршрута. За это время опускается аутригер и приводится в боевое положение башня. После выполнения огневой задачи экипаж переводит боевую машину в походное положение и покидает позицию. На подготовку к уходу с позиции так же уходит около 30 секунд.

САУ FH77BW L52 Archer оснащается современной цифровой системой управления огнем. Электронное оборудование и сопряженные с ним системы позволяют экипажу осуществлять все необходимые операции, не покидая рабочие места. Кроме того, автоматика берет на себя часть важных действий, связанных с подготовкой к стрельбе: определение координат САУ, расчет необходимых углов наведения и ведение огня по алгоритму MRSI. При использовании управляемого снаряда Excalibur или ему подобного автоматика выполняет подготовку боеприпаса к стрельбе.

Как уже говорилось, первые серийные САУ Archer предполагалось поставить в войска еще в 2011 году. Однако во время разработки проявились некоторые проблемы, связанные с рядом примененных систем. На ликвидацию недочетов ушло несколько лет, что в конечном итоге привело к срыву сроков. Еще во время испытаний и доводки были подписаны первые контракты на поставку серийных боевых машин. В 2008 году Швеция заказала восемь новых САУ, Норвегия – одну. Через несколько месяцев скандинавские государства решили совместно финансировать проект. В соответствии с контрактом 2009 года компания BAE Systems Bofors должна поставить двум странам по 24 самоходные артиллерийские установки.

В настоящее время продолжаются переговоры, касающиеся возможных экспортных контрактов. САУ Archer заинтересовала военных из Дании и Канады. Эти государства ведут переговоры относительно поставки некоторого количества боевых машин. Известно, что Дания может приобрести не более двух десятков самоходок. До недавнего времени шли переговоры с Хорватией. Эта страна собиралась купить не менее 24 САУ FH77BW L52 для замены устаревающей техники советского производства. Однако экономические проблемы не позволили Хорватии приобрести шведские боевые машины. В результате длительных сравнений и переговоров хорватские вооруженные силы решили купить у Германии 18 подержанных самоходных гаубиц PzH2000. Поставка приобретенных самоходок начнется в 2014 году.

Боевые и эксплуатационные характеристики делают самоходную артиллерийскую установку FH77BW L52 Archer достойным представителем своего класса военной техники. Однако некоторые технические решения, примененные в проекте, в свое время привели к появлению нескольких затруднений. Все это могло негативно сказаться на репутации проекта. Из-за трудностей при разработке САУ Archer шведская армия на достаточно большой срок осталась без полевой артиллерии, а до начала массовых поставок новых САУ остается несколько месяцев. Нельзя не отметить, что еще до начала серийного производства самоходка Archer привлекла внимание потенциальных покупателей в лице третьих стран. Вполне возможно, что в самом ближайшем времени будут подписаны новые контракты на поставку самоходок.

По материалам сайтов:
http://baesystems.com/
http://militaryparitet.com/
http://bmpd.livejournal.com/
http://army-guide.com/
http://globalsecurity.org/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector