0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная пусковая установка 2П24 ЗРК 2К11 «Круг» (СССР)

Содержание

Самоходная пусковая установка 2П24 ЗРК 2К11 «Круг» (СССР)

Для прикрытия основных объектов фронта (командных пунктов, пунктов управления, ракетных баз, резервов и др.) от средств воздушного нападения противника предполагалось иметь соединение ЗРК большой дальности, объектов армии -соединение ЗРК средней дальности, войск дивизии — часть ЗРК малой дальности, полка — подразделение зенитных пушечных комплексов с различными средствами орудийной наводки и батальона — подразделение переносных ЗРК. По поручению НТК ГАУ в 1957 г. HИИ-3 разработало ТТТ к войсковым зенитным ракетным комплексам большой и средней дальности — «Круг» и «Куб» соответственно.

ОКР по созданию ЗРК «Круг» была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 15 в феврале 1958 г. Проектирование комплекса в целом и изготовление опытного образца было поручено НИИ-20 ГКРЭ. Главным конструктором комплекса был назначен В.П. Ефремов. Станцию обнаружения и целеуказания 1С12 разрабатывал НИИ-208 ГКРЭ (главный конструктор станции В.В. Райзберг), станцию наведения ракет 1С32 — НИИ-20 ГКРЭ (главный конструктор станции И.М. Дризе), пусковую установку 2П24 и ЗУР 3М8 — ОКБ-8 ГКАТ (главный конструктор установки и ракеты Л.В. Люльев). Гусеничные машины для ракетного комплекса разрабатывались в Свердловске в КБ Уралмашзавода под руководством ГС. Ефимова и в Омске в КБ завода 174. Базовой машиной для размещения пусковой установки являлись самоходно-артиллерийская установка СУ-100П («Объект 123» — Уралмашзавода) и ЗСУ-57-2 («Объект 550» — завод 174), станции обнаружения и целеуказания — ЗСУ-57-2 («Объект 551» — завод №174), станции наведения ракет — СУ-100П («Объект 124» -Уралмашзавода). Ведущим инженером по разработке базовых машин «Объект 123» и «Объект 124» был В.М. Пьянков. РЛС наведения автоматически отрабатывала информацию по целеуказанию от станции обнаружения цели и производила поиск цели. После обнаружения цели осуществлялся ее захват на автосопровождение. Наведение ЗУР производилось по радиокомандам.

Первый опытный образец комплекса «Круг» был изготовлен в конце 1962 г. В период с февраля 1963 г. по июнь 1964 г. на 11-м Государственном полигоне (ст. Эмба) были проведены государственные испытания ЗРК «Круг». За время испытаний был произведен пуск 41 ракеты, включая 24 ракеты в боевой комплектации. Постановлением СМ СССР от 26 октября 1964 г. комплекс «Круг» был принят на вооружение войск ПВО СВ. Все боевые средства комплекса «Круг» имели встроенные автономные источники электроснабжения на базе газотурбинных агрегатов, которые были специально разработаны для этого комплекса.

Самоходная пусковая установка 2П24 ЗРК 2К11 «Круг» предназначалась для транспортировки, предстартового контроля, ввода полетного задания и управляемого наклонного старта ракет. Три пусковых установки 2П24 входили в состав зенитной ракетной батареи. ЗРК предназначался для прикрытия войсковых группировок и тыловых объектов фронта от уларов различных аэродинамических средств воздушного нападения. Он мог поражать самолеты и другие воздушные цели, летящие со скоростью до 800 м/с на высотах от 3000 м до 23 500 м и на дальностях от 11 000 м до 45 000 м. В состав ЗРК, наряду с самоходной пусковой установкой 2П24, входили станция обнаружения и целеуказания 1С12, созданная на базе небронированного тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т, и станция наведения ракет 1С32.

Машина массой 29 т имела схему общей компоновки с передним расположением МТО. В носовой части корпуса слева находилось отделение управления, а справа — МТО, в котором устанавливался дизель В-105Б. В средней части корпуса размещалось боевое отделение. У левого борта было оборудовано рабочее место командира, у правого борта — оператора. В боевом отделении устанавливались артиллерийская часть, аппаратура подготовки, контроля и пуска ракет, навигационная аппаратура. В кормовой части корпуса располагаюсь отделение агрегата системы электропитания и отопительно-вентиляционной установки ОВ-65Г.

На машине устанавливались две зенитные управляемые ракеты 3М8, каждая из которых имела прямоточный воздушно-реактивный двигатель и четыре твердотопливных стартовых ускорителя, отделявшихся на начальном участке полета. Двухступенчатая управляемая ракета, изготовленная по аэродинамической схеме «поворотное крыло», имела осколочно-фугасную боевую часть массой 150 кг. Подрыв боевой части происходил после срабатывания неконтактного радиовзрывателя на расстоянии менее 50 м от цели. Стартовая масса ракеты составляла 2455 кг. Длина ракеты равнялась 8436 мм, диаметр — 850 мм. Средняя скорость полета ракеты составляла 800-1000 м/с. Вероятность поражения воздушной цели одной ракетой — 0,7. Ракета, имевшая легкосъемные крылья и стабилизаторы, транспортировалась и стартовала с пусковой установки 2П24, оборудованной следящими приводами, которые работали по данным, постряпавшим по радиотелекодовой линии от станции наведения 1С32. С пусковой установки на станцию наведения по этой же линии поступали данные о готовности ЗУР к пуску.

Самоходная гусеничная база («Объект 123») имела противопульную броневую защиту и была оснащена системой противоатомной защиты. Основу силовой установки машины составлял четырехтактный V-образный дизель, жидкостного охлаждения В-105Б (модификация дизеля В-54) мощностью 294 кВт (400 л.с.). Общая емкость пяти топливных баков топливной системы составляла 780 л. Система охлаждения — вентиляторная. Пуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом или электростартером СТ-16М. Для отвода тепла от выпускных коллекторов двигателя и охлаждения узлов МТО была установлена система обдува моторно-трансмиссионного отделения.

Механическая ступенчатая трансмиссия состояла из: главного фрикциона, двухпоточного механизма передач и поворота и двух бортовых редукторов. Особенностью конструкции многодискового сухого трения сталь по стали с пружинным включением главного фрикциона являлось наружное расположение ведомых частей. Это увеличивало момент инерции ведомых частей фрикциона и затрудняло переключение передач. Двухпоточный механизм передач и поворота имел шесть передач вперед и две передачи заднего хода. Кинематическая схема МПП включала: конический входной редуктор; цилиндрический реверс; трехвальную коробку передач с соосным расположением ведущего и ведомого валов (автомобильного типа), две пары шестерен дополнительного привода; два суммирующих планетарных ряда с блокировочными фрикционами; тормозами поворота и остоновочными тормозами. Коробка передач и суммирующие планетарные ряды были смонтированы в едином силуминовом картере. Приводы управления механизмом передач и поворота были механические, а привод управления главным фрикционом — гидропневматический с механическим дублированием. Бортовые редукторы представляли собой понижающие одноступенчатые редукторы разгруженного типа с передаточным числом 4,28. В бортовых редукторах применялись шестерни с косозубым зацеплением.

Читать еще:  Авиационный противотанковый ракетный комплекс 9K113 «Штурм-В» (Россия)

В состав гусеничного движителя, имевшего переднее расположение ведущих колес, входили: две мелкозвенчатых (шаг трака 125 мм) гусеницы с РМШ; два литых ведущих колеса цевочного зацепления; два направляющих колеса; два рычажно-винтовых механизма натяжения гусениц; двенадцать двухдисковых штампованных из алюминиевого сплава опорных катков с наружной амортизацией; восемь поддерживающих катков (кpaйние — однодисковые, средние — двухдисковые) с наружной амортизацией. В системе подрессоривания машины были применены двенадцать балансиров, двенадцать торсионных валов, двенадцать ограничителей хода балансира (упоры) и четыре гидравлических амортизатора. Особенностью конструкции балансиров являлось то, что ось опорного катка была выполнена под углом относительно осп балансира, что создавало «развал» опорных катков, обеспечивавший равномерное распределение нагрузки на диски опорных катков. Для ограничения деформации торсионных валов на бортах машины были установлены упоры. Упоры первых и последних узлов подвески имели по две буферные пружины, вторых и пятых — по одной буферной пружине. Для ограничения хода третьих и четвертых балансиров были предусмотрены жесткие упоры. Поршневые двухстороннего действия гидравлические амортизаторы были установлены на крайних узлах подвески.

Напряжение бортовой сети, выполненной по однопроводной схеме составляло 24 В. Основным источником электрической энергии базовой машины являлся генератор Г-6,5, а зенитного комплекса — энергоагрегат 1Э7. Энергоагрегат 1Э7 располагался в кормовой части корпуса машины в специальном отсеке. Его основу составляли одновальный газотурбинный двигатель ГТД-5 мощностью 29,3 кВт (40 л.с.) и генератор С-20. Газотурбинный двигатель работал на дизельном топливе, поступавшем из топливной системы двигателя В-105Б. При выходе из строя ГТД-5 генератор С-20 получал крутящий момент от специального редуктора, соединенного с двигателем В-105Б. Для внешней связи использовалась УКВ радиостанция Р-123М, для внутренней — танковое переговорное устройство Р-124.

Технические характеристики 2П24 ЗРК 2К11 «Круг»
Боевая масса — 29 т;
экипаж — 3 чел;
вооружение: 2 пусковых установки ЗУР;
броневая защита — противопульная;
мощность двигателя — 294 кВт (400 л.с.);
максимальная скорость — 64 км/ч

Автор статьи: Солянкин А.Г.
Первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»

Зенитный ракетный комплекс 2К11 «Круг»

Характеристики ЗРК 2К11 «Круг»

Характеристики приведены для исходной модели

История создания зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг»

Зенитный ракетный комплекс 2К11 «Круг» предназначен для поражения воздушных целей, летящих со скоростью до 1000 км в час на средних и больших дистанциях, в составе вооружения зенитных ракетных бригад армейского и фронтового подчинения.

Зенитная батарея комплекса «Круг» включает в себя одну станцию наведения ракет 1С32 и три пусковые установки 2П24 со спаренными направляющими. Зенитный ракетный дивизион ЗРК «Круг» состоит из трёх зенитных ракетных батарей, взвода управления и технической батареи (транспортно-заряжающие машины, топливозаправщики, станции для контроля, обслуживания и ремонта боевых средств комплекса, оборудование для сборки ракет и заправки их топливом). Во взводе управления находится станция обнаружения целей 1С12 и кабина приёма целеуказания комплекса боевого управления К-1 «Краб». Информационный обмен обеспечивается радиотелекодовой связью, что позволило резко уменьшить время на свёртывание / развёртывание комплекса на боевой позиции.

Разработка комплекса начата в 1958 г. головным предприятием — научно-исследовательским электромеханическим институтом Минрадиопрома, кроме того институт проектировал бортовую аппаратуру управления и станцию наведения ракет 1С32.

Обычно принято иллюстрировать «Круг» пусковой установкой 2П24. Но сердце комплекса — 1С32 — станция наведения ракет

Ракету и артиллерийскую часть непосредственно пусковой установки комплекса — 2П24 разрабатывало СМКБ «Новатор» г. Екатиринбург.

Станцию обнаружения и целеуказания 1С12 проектировал научно-исследовательский институт измерительных приборов Минрадиопрома.

Шасси для пусковой установки и станции наведения ракет проектировало ЦКБ «Трансмаш», а производил их Свердловский завод транспортного машиностроения. Шасси для станции обнаружения и целеуказания проектировал и производил Харьковский машиностроительный завод им. Малышева на базе артиллерийского тягача АТ-Т.

Шасси, применённое для пусковой установки 2П24 и станции наведения ракет 1С32, позднее было использовано в качестве базового для самоходной 152-мм пушки 2С5 «Гиацинт», самоходной 152-мм гаубицы 2С3 «Акация» и самоходного 240-мм миномёта 2С4 «Тюльпан». Кроме того, элементы ходовой части этого шасси были применены на среднем гусеничном транспортёре-тягаче МТ-С.

Общий состав комплекса ЗРК 2К11 «Круг»

Пусковая установка 2П24 — 9 шт. (3 зенитные батареи)

Станция наведения ракет 1С32 — 3 шт.

Станция обнаружения и целеуказания 1С12 — 1 шт.

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 2Т6 — нет сведений.

Пусковая установка 2П24 зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг»

Конструкция зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг»

Ракетное вооружение комплекса 2К11 «Круг» (3М8)

ЗРК «Круг» вооружён зенитными управляемыми ракетами типа 3М8 (КС-40) с радиокомандным управлением, которое осуществляется со станции наведения ракет 1С32. Ракета 3М8 двухступенчатая, в качестве маршевого на ракете применён прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который превосходит ракетные двигатели по удельной тяге в 5 и более раз. Для скоростей полёта ракеты, в 3-5 раз превышающих звуковую, двигатель характеризуется наименьшим расходом горючего на единицу тяги. Кроме того, ракеты с прямоточным двигателм заметно безопаснее и удобнее в обращении, поскольку не содержат в баках химически агрессивных компонентов: топливом для 3М8 является керосин, а окислителем — кислород воздуха. Разгон зенитной ракеты до сверхзвуковой скорости осуществляется четырьмя твердотопливными ускорителями, которые после отработки попарно отделяются от ракеты.

Пуск зенитной ракеты 3М8 выполняется с самоходной гусеничной пусковой установки 2П24 (КС-41) с наклонным стартом, оснащенной двумя ракетными направляющими «нулевой длины» (стартовый угол возвышения — в пределах от 10° до 60°). Привод направляющих — гидравлический. Перезарядка отстрелявшейся ПУ осуществляется в течение 30 минут (по 10-15 минут на зарядку каждой ракеты).

Пусковая установка 2П24 комплекса 2К11 «Круг»

Пусковая установка 2П24 выполнена на базе самоходной артиллерийской установки СУ-100П и защищена сплошной стальной бронёй толщиной до 15 мм. Как и базовая САУ, 2П24 скомпонована по схеме с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Доступ для обслуживания к двигателю и агрегатам трансмиссии обеспечивают съёмные, закреплённые на болтах, листы крыши.

Читать еще:  Зенитный ракетный комплекс Rapier (Великобритания)

Ходовая часть 2П24, применительно к одному борту, включает семь двухскатных опорных катков с внешней амортизацией и четыре обрезиненных поддерживающих катка. Направляющие колёса расположены сзади, ведущие колёса двойного цевочного зацепления — спереди. Подвеска опорных катков — независимая, торсионная; две передние и две задние пары узлов подвески оборудованы пружинными ограничителями хода (на крайних катках — сдвоенными). Гусеница — с последовательным резинометаллическим шарниром, что обеспечивает более высокий ресурс по абразивным грунтам в сравнении с открытым металлическим шарниром.

Радиолокационная станция наведения ракет 1С32 комплекса 2К11 «Круг»

Радиолокационная станция наведения ракет 1С32 предназначена для радиокомандного управления зенитной управляемой ракетой. Станция автоматически обрабатывает информацию по целеуказанию, поступающую от станции обнаружения целей 1С12, и производит быстрый поиск целей. После обнаружения цели осуществляется её захват на автосопровождение по угловым координатам и дальности. На станции 1С32 реализован принцип скрытого моноконического сканирования по угловым координатам и применён электронный автодальномер цели. Захват цели осуществляется на дальности до 105 км в беспомеховой обстановке и на дальности до 70 км при помеховом уровне, аналогичном двум пачкам диполей на стометровом отрезке пути цели.

Как и пусковая установка 2П24, станция наведения ракет размещается на шасси самоходной артиллерийской установки СУ-100П. В ходовой части шасси 1С32 выражена неравномерная расстановка опорных катков по базе, что сделано по причине смещения центра тяжести машины относительно опорной поверхности гусениц.

Самоходная станция разведки целей 1С12 комплекса 2К11 «Круг»

Самоходная станция разведки целей 1С12 — кругового обзора, работает в сантиметровом диапазоне радиоволн. Обеспечивает обнаружение истребителя на дальностях до 180 км (при высоте полёта в 12 км). Диапазон обнаружения целей по высоте составляет от 500 м до 70 км. Станция 1С12 установлена на шасси тяжёлого артиллерийского тягача АТ-Т (в модификации с семью парами опорных катков). В ходовой части используются однотипные со средним танком Т-54 ведущие и направляющие колёса и опорные двухскатные катки большого диаметра, но применена более узкая гусеница, ширина которой составляет 500 мм против 580 мм у Т-54.

Индивидуальная торсионная подвеска обеспечивает статический ход опорного катка в 67 мм, динамический в 177 мм и полный в 244 мм. Гусеницы — с открытым металлическим шарниром.
Ходовой двигатель шасси станции 1С12 — двенадцатицилиндровый четырёхтактный дизель А-401 семейства В-2 номинальной мощностью 415 л.с. (305 кВт). Охлаждение двигателя — жидкостное, радиаторы системы охлаждения расположены в носовой части. Кроме него, для привода электрогенераторов на той же машине размещены газотурбинные агрегаты, работа которых обеспечивает питанием электропотребителей станции 1С12.

Трансмиссия машины, скомпонованная вплотную к двигателю, обеспечивает получение пяти передач нормального ряда и пяти передач замедленного ряда и одинаковый расчётный радиус поворота на всех передачах — 8.92 м — кроме первой передачи и заднего хода, где радиус поворота составляет 2.64 м (то есть, равен колее машины). Трансмиссия состоит из главного фрикциона, коробки передач, планетарных механизмов поворота и бортовых передач. Главный фрикцион представляет собой многодисковую муфту сухого трения, в приводе которой имеется вспомогательный механизм для снижения усилия нажатия на педаль управления главным фрикционом.

Планетарные механизмы поворота и коробка передач выполнены в виде отдельных агрегатов. Коробка передач — трёхходовая, пятискоростная, с постоянным зацеплением шестерён. На всех передачах, кроме первой и заднего хода, установлены синхронизаторы. Планетарные механизмы поворота (ПМП) с остановочными тормозами обеспечивают повороты, кратковременное увеличение тягового усилия на ведущих колёсах без переключения передач, остановку или торможение машины. ПМП — двухступенчатый, обеспечивает прямую и замедленную в 1.42 раза передачи вращательного движения от главного вала коробки передач к ведущему валу бортовой передачи, а также отключение бортовой передачи от коробки передач.

Станции обнаружения 1С12 собирались на Лианозовском электромеханическом заводе, станции наведения ракет 1С32 — на Марийском машиностроительном заводе, гусеничные шасси — на Уральском заводе тяжёлого машиностроения. Пусковые установки 2П24 и ракеты 3М8 выпускались на Свердловском машиностроительном заводе. Производство комплекса управления К-1 «Краб» было налажено на свердловском заводе электроавтоматики.

Модификации зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг»

2К11А «Круг-А», 1964 год — базовая модель

2К11А «Круг-А», 1967 год — граница поражения по высоте снижена с 3 км до 250 м, а по дистанции с 11 до 9 км (минимальная дистанция). Дальность поражения осталась прежней.

2К11М «Круг-М», 1971 год — максимальная дальность поражения увеличена с 45 до 50 км, а максимальная высота поражения с 23,5 до 24,5 км.

2К11М1 «Круг-М1», 1974 год — минимальная высота поражения составляет 150 метров, минимальная дистанция — 7 км. Появилась возможность поражения целей вдогонку на дистанции до 20 км.

Транспортно-заряжающая машина 2Т6 ЗРК 2К11 «Круг»

Эксплуатация зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг»

В 1964 году зенитный ракетный комплекс 2К11 «Круг» был принят на вооружение СССР, и до сих пор не списан с вооружения в России, хотя и находится на хранении (выведен из боевого состава). Также комплекс поставлялся в страны Варшавского договора, а также под шифром SA-4 Ganef в КНДР и Сирию.

Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет

Самоходная пусковая установка 2П24 ЗРК 2К11 «Круг» (СССР)

ЗРК 2К11 Круг. Дальность поражения. Модификации. Состав

Появившиеся в 1958 году ЗРК С-75 не могли обеспечить надежное прикрытие от ударов с воздуха общевойсковых (танковых) объединений в военных операциях, так как имели низкую маневренность и большое время развертывания. Поэтому появилась необходимость в создании войскового ЗРК на гусеничном шасси, имеющего маневренность не хуже маневренных возможностей прикрываемых им общевойсковых (танковых) соединений и частей. Разработка ЗРК 2К11 «Круг» была начата в 1958 году. Так как «Круг» должен был стать комплексом средней дальности (а это требовало громоздких ракет, передающих и антенных устройств радиолокационных средств ЗРК), то не имелось возможности разместить все его элементы на одном гусеничном шасси.

ЗРК Круг — видео

Поэтому параллельно с созданием зенитной управляемой ракеты разрабатывались пусковая установка и радиолокационные станции различного назначения. Совместные испытания комплекса начались в 1963 году, а в 1965 году ЗРК 2К11 «Круг» был принят на вооружение и в дальнейшем неоднократно модернизировался. В1967 годууЗРК«Круг-А» нижняя граница зоны поражения была уменьшена с 3 км до 250 м, а ближняя граница понизилась с 11 до 9 км. После доработок ЗУР в 1971 году у нового ЗРК «Круг-М» дальняя граница зоны поражения увеличилась с 45 до 50 км, а верхняя граница повысилась с 23,5 до 24,5 км. ЗРК «Круг-М1» был принят на вооружение в 1974 году. Боевые средства ЗРК «Круг» составляют: а) самоходная пусковая установка (СПУ) 2П24 с двумя ЗУР ЗМ8; б) станция наведения ракет (СНР) 1С32; в) станция обнаружения и целеуказания (СОЦ) 1С12. СПУ 2П24 представляет собой гусеничное шасси ГМ-123 с установленными на нем лафетом (вращающаяся электроприводом и поднимающаяся гидроцилиндрами балка для двух ракет), счетно-решающим прибором (СРП), аппаратурой подготовки ракет к пуску, навигационной системой и системой телекодовой связи с СНР. СНР 1С32 -РЛС сантиметрового диапазона, выполненная на шасси ГМ-124 и обеспечивающая наведение ракеты способом командного телеуправления первого рода. Антенная система СНР («антенная колонка») представляет собой сложную конструкцию, состоящую из зеркальных антенн РЛС визирования цели (РЛС-1), антенн узкого и широкого луча РЛС визирования ракеты (РЛС-2), антенны станции передачи команд (СПК), высокочастотных устройств передающей и приемной систем и телекамеры телевизионного оптического визира (ТОВ).

Читать еще:  Межконтинентальная баллистическая ракета 8К69 Р-36орб (СССР)

Самоходная пусковая установка 2П24 ЗРК «Круг-М»

В самой машине размещаются расчет, аппаратура индикации и управления, счетно-решающий прибор, навигационная система, низкочастотные устройства приемных систем, система защиты от помех, автоматические дальномеры цели и ракеты, навигационная система и система телекодовой связи с СПУ и командным пунктом дивизиона. Защита СНР от поражения ПРР обеспечивается применением режимов прерывистого излучения и программного наведения РЛС-1 при выключенном передатчике, а также полуавтоматическим сопровождением цели по изображению на экране ТОВ. СОЦ 1С12 — РЛС кругового обзора с дальностью действия до 180 км, выполненная на шасси ГМ-426. ГМ-123 и ГМ-124 -легкобронированные машины, созданные на базе шасси опытной артиллерийской установки СУ-100П, а ГМ-426 разрабатывалась на основе гусеничного тягача АТ-Т. Автономное энергоснабжение наземных элементов ЗРК обеспечивается установленными на них газотурбинными агрегатами питания. ЗУР ЗМ8 имеет вес около 2,5 т и скорость полета до 10ОО м/с. Она оснащена маршевым сверхзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем, заправляемым 270 кг керосина, и четырьмя сбрасываемыми после пуска стартовыми твердотопливными ускорителями первой ступени. Ракета имеет неконтактный взрыватель, приемник радиокоманд управления и бортовой ответчик. В состав технических средств входят выполненные на базе автомобилей транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 2Т6, транспортная машина (ТМ) 2Т5, контрольная измерительная проверочная станция 2В9 и ремонтные средства.

Автоматизированное управление боевыми действиями ЗРК «Круг» обеспечивает комплекс АСУ К-1 «Краб». В 1981 г. была принята на вооружение новая АСУ 9С468М1 «Поляна-Д1» (ПБУ-Б 9С478 и ПБУ-Д 9С479). Зенитная ракетная бригада, вооруженная ЗРК «Круг», являлась штатным соединением ПВО общевойсковой (танковой) армии или фронта или входила в состав зенитной ракетной артиллерийской дивизии. Бригада имела в своем составе батарею управления (ПБУ-Б, состоящий из кабины боевого управления (КБУ) 9С486 и кабины сопряжения 9С487 и радиолокационные станции П-40, П-18, П-19, ПРВ-16), три зенитных ракетных дивизиона, техническую батарею и подразделение обеспечения.

Заряжение ЗУР ЗРК Круг

Работа ЗРК Круг происходит следующим образом

СОУ 1С12 ведет разведку и передает информацию на ПБУ-Д, который обеспечивает обработку 8 целей. ПБУ-Д также принимает информацию целеуказания (по 4 целям) от ПБУ-Б и по 4 целям передает целеуказание на СНР. Антенна СНР автоматически разворачивается в направлении указанной цели, и РЛС-1 осуществляет быстрый поиск в узком секторе, производит захват и точное сопровождение цели. СРП определяет углы разворота антенн РЛС-2, автодальномер ракеты настраивается на дальность захвата ракеты (1300 м). По данным от СНР в необходимую точку встреливания разворачиваются лафеты пусковых установок. После пуска ракета захватывается и сопровождается РЛС-2. Поданным РЛС-1 и РЛС-2 вырабатываются в СРП команды управления полетом, которые кодируются в шифраторе и передаются на борт ракеты с помощью СПК. При подлете к цели на ЗУР передается команда на начало работы радиолокационного взрывателя. При удалении ракеты от цели не более 50 м происходит подрыв осколочно-фугасной боевой части направленного действия.

Недостатками этого ЗРК являются необходимость сборки и заправки ракет перед их заряжанием на СПУ, слабые возможности по разведке СНР, не позволяющие батарее в полном объеме вести самостоятельные боевые действия, мощные излучения передатчиков СНР и СОУ, что увеличивает вероятность поражения их ПРР, а также сложность эксплуатации СНР 1С32. Тем не менее ЗРК «Круг» был вполне современен и приемлем для своего времени и обеспечивал эффективное выполнение боевых задач.

Станция обнаружения целей 1С12 ЗРК «Круг-М»

Модификации

2К11А «Круг-А» — после принятия комплекса 2К11 на вооружение начались работы по его совершенствованию. Опыт боевых действий во Вьетнаме показал необходимость снижения мёртвой зоны. В 1967 году на вооружение поступил комплекс 2К11А «Круг-А». Граница поражения по высоте была снижена с 3 км до 250 м, а по дальности с 11 до 9 км.

2К11М «Круг-М» — в результате дальнейшего совершенствования ракет в 1971 году был принят на вооружение комплекс 2К11М «Круг-М». Дальность поражения воздушных целей была увеличена с 45 до 50 км, а высота с 23,5 до 24,5 км.

2К11М1 «Круг-М1» — в 1974 году был принят на вооружение комплекс 2К11М1 «Круг-М1». По сравнению с предыдущими вариантами, нижняя граница поражения была уменьшена с 250 м до 150 м, а ближняя граница уменьшена до 6—7 км. Кроме того, появилась возможность поражения целей «вдогон» на дальности до 20 км.

Станция наведения ракет 1С32 ЗРК «Круг-М»

Тактико-технические характеристики ЗРК 2К11М1 Круг-М1

— Главный конструктор: В. П. Ефремов, Л. В. Люльев, Г. С. Ефимов
— Начало серийного производства, год: 1974

Дальность поражения ЗРК 2К11М1 Круг-М1

— Дальность стрельбы системы: 50 км максимальная, 7 км минимальная
— Высота поражаемых целей: 24,5 км максимальная, 150 м минимальная
— Максимальная скорость поражаемых целей, м/с: 800. 1000
— Время реакции ЗРК, сек.: до 60
— Вероятность поражения одной ЗУР: до 0,7

Экипаж ЗРК 2К11М1 Круг-М1

— а) СНР 1С32 — 4 чел.,
— 6) СПУ 2П24 — 3 чел.

Двигатель ЗРК 2К11М1 Круг-М1

— ГМ-123, ГМ-124-В-59, 12-цилиндровый, дизельный с турбонаддувом, мощностью 520 л. с.

— Время развертывания (свертывания) ЗРК: 5(5) мин
— Максимальная скорость движения, км/ч: 60
— Запас хода, км: до 350

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector