19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тактические ракетные комплексы «Таран» и «Шиповник» (СССР)

Данные ПУ комплексов

Ракетный комплекс «Резеда»

В начале 60-х годов была начата разработка тактического ракетного комплекса «Резеда» с неуправляемой ракетой, имевшей специальную боевую часть. Головным разработчиком комплекса было назначено НИИ-147. В работе над ракетой принимали участие ЦКБ-14 и ряд других организаций.

«Резеда» представляла собой советский ответ на американскую систему «Деви-Крокет», принятую в 1961 году для воздушно-десантных батальонов. Система «Деви-Крокет» состояла из легкого 120-мм орудия М28 и тяжелого 155-мм орудия М29. Оба орудия стреляли одинаковым снарядом ХМ-388 с ядерной боевой частью W-54У1 мощностью 0,01 кТ. Снаряд надкалиберный, каплеобразной формы. В полете снаряд стабилизировался хвостовым оперением. Снаряд укреплялся на поршне, который вставлялся в ствол с дульной части и после выстрела отделялся от снаряда.

Оба орудия были гладкоствольными динамореактивными, сделаны по типу «уширенной» каморы. Под стволом орудий закреплялся пристрелочный стволик калибра 20 мм у М28 и 37 мм у М29.

Легкое орудие М28 устанавливалось на треноге и при переноске на поле боя быстро разбиралось на три части, вес которых не превышал 18 кг. Тяжелое орудие устанавливалось в кузове 1/4-тонного автомобиля на тумбовом лафете. Этот же автомобиль перевозил шесть выстрелов и треногу, с которой можно было вести огонь с земли. Расчет состоял из четырех человек. Кроме того, тяжелое орудие М29 могло устанавливаться на гусеничном бронетранспортере М113. Орудия М28 и М29 могли транспортироваться по воздуху и сбрасываться с парашютом.

Наш комплекс «Резеда» состоял из пусковой установки на шасси БТР-60ПА, командирской машины на шасси БТР-60ПА и транспортно-заряжающей машины на шасси автомобиля ГАЗ-66.

Пусковая установка имела две трубчатые направляющие. В проекте они именовались динамореактивными орудиями, но, судя по проекту, все же были направляющими, а динамореактивными орудиями они были названы по некомпетентности проектантов.

Стрельба велась неуправляемой надкалиберной твердотопливной ракетой 9М-24. Диаметр боевой части ракеты составлял 360 мм, а диаметр двигателя 230 мм, общая длина ракеты 2300 мм. Вес всей ракеты 9М-24 150 кг, вес боевой части 90 кг. Максимальная дальность стрельбы 6 км, минимальная 2 км. Круговое вероятное отклонение 200 м.

Работы над комплексом дошли, по крайней мере, до стадии заводских испытаний элементов системы. По плану комплекс «Резеда» предполагалось представить на государственные испытания во II квартале 1965 года. Но, по-видимому, работы по «Резеде» были прекращены до государственных испытаний.

Тактические ракетные комплексы
«Таран» и «Шиповник»

В 1968 году началось проектирование тактических ракетных комплексов «Таран» и «Шиповник» со специальными боевыми частями. Головным разработчиком по ракете было назначено КБП, а по пусковой установке — КБ Ленинградского Кировского завода. Комплекс «Таран» предназначался для танковых, а «Шиповник» — для мотострелковых полков.

Согласно тактико-техническим требованиям, максимальная дальность стрельбы должна была составлять 6-8 км, а минимальная 1-2 км. Точность стрельбы по наблюдаемым целям ±100 м, по ненаблюдаемым ±250 м. Ракета проектировалась в двух вариантах — неуправляемой и с упрощенной схемой коррекции, подобно «Луне-3».

Диаметр (калибр) боевой части 300 мм, вес боевой части 65 кг, мощность заряда 0,1-0,3 килотонны. Стартовый вес ракеты около 150 кг. Двигатель твердотопливный. Максимальная скорость полета 500 м/с.

Пусковая установка комплекса «Таран» размещалась на танке, первоначально на «объекте 287», затем на Т-64А. Пусковая установка размещалась в башне, что позволяло получать круговой обстрел. Угол вертикального наведения трубчатой пусковой установки +10°; +50°. Боекомплект установки 2-3 ракеты. Вес установки с боекомплектом 37 т. Дополнительное вооружение: 10-12 ПТУРС «Таран-1»; запускались из той же трубы, что и ракеты «Таран» со специальной боевой частью. Дальность стрельбы ракетами «Таран-1» — до 10 км, бронепробиваемость не менее 300 мм при попадании в броню под углом 30° к нормали. Экипаж пусковой установки 3 человека.

Пусковая установка комплекса «Шиповник» размещена на БМП-1. Угол вертикального наведения 120°. Боекомплект 2-3 ракеты. Вес пусковой установки с боекомплектом 12,5 т. Дополнительное вооружение: один 12,7-мм пулемет с боекомплектом 1000 патронов. Расчет 2 человека.

В начале 1972 года работы по комплексам «Таран» и «Шиповник» были прекращены. Видимо, мотивировка прекращения работ была не техническая, а политическая, поскольку Советская Армия до 1991 года так и не получила средств доставки тактических ядерных боеприпасов полкового или батальонного уровня.

Комплексы тактических ракет с пусковыми установками типа «закрытая труба»

В СССР было спроектировано несколько комплексов тактических ракет с пусковыми установками типа «закрытая труба», но ни один из них не был принят на вооружение в Советской Армии. Поэтому официальная классификация таких комплексов в советской и российской военной литературе отсутствует. Пусковые установки типа «закрытая труба» можно рассматривать как пушки или минометы, стреляющие активно-реактивными снарядами, и как пусковые установки, стреляющие ракетами. В официальном «Словаре ракетных и артиллерийских терминов», изданном Воениздатом в 1989 году, говорится: «Ракета — летательный аппарат, движущийся за счет реактивной силы, возникающей при отбросе части собственной массы»; «Активно-реактивный артиллерийский снаряд — артиллерийский снаряд, имеющий реактивный двигатель. Выстрел с таким снарядом включает: снаряд со взрывателем и гильзу с зарядом. Стрельба ведется из обычного орудия. После выстрела снаряда из канала ствола через определенное время включается реактивный двигатель, который увеличивает скорость снаряда. За счет применения реактивного двигателя дальность стрельбы увеличивается на 25-30%, но зато несколько уменьшается эффективность действия снаряда по сравнению с обычным артиллерийским снарядом такого же калибра». Как видим, наши генералы дали халтурные определения ракеты и активно-реактивного снаряда, по которым невозможно классифицировать пусковые установки типа «закрытая труба».

По мнению автора, ракетная трубчатая пусковая установка отличается от артиллерийского орудия (пушки, гаубицы, миномета) тем, что дальность стрельбы снаряда (ракеты) при включении порохового двигателя за пределами канала ствола существенно больше дальности полета того же снаряда без включения реактивного двигателя (имеется в виду, когда снаряд летит только за счет энергии, полученной в канале ствола).

По-видимому, первой отечественной пусковой установкой, созданной по схеме «закрытая труба», была экспериментальная 300-мм установка на шасси автомобиля ЗИС-6. Установка была испытана в августе 1944 года. Направляющие установки были изготовлены в виде гладкостенных труб, имевших примитивное затворное устройство. Стрельба велась штатными 300-мм реактивными снарядами М-30. По мнению разработчиков, использование схемы «закрытая труба» должно было привести к увеличению дальности стрельбы. Кстати, в проекте эта схема называлась «глухая труба». Однако на испытаниях не было получено существенного приращения дальности стрельбы, и установка на вооружение не поступила. Эта установка осталась на полигоне и использовалась для проведения опытных стрельб снарядами типа М-30 и М-31.

Проект 56-см ракетной установки

В октябре 1946 года группой немецких конструкторов, работавших в артиллерийско-минометной группе, подчиненной Министерству вооружений СССР, была спроектирована 56-см ракетная установка. Ее пусковая установка была разработана в двух вариантах: на железнодорожной платформе и на гусеничном ходу. Железнодорожная установка получила наименование «56-см RAK(E)».

За счет применения активно-реактивного снаряда конструкторам удалось создать легкую и дешевую установку, которая могла доставить к цели в два раза больше тротила на дальность в два-три раза большую, чем самая крупная 406-мм пушка линкора.

Читать еще:  Межконтинентальная баллистическая ракета 8К81 УР-200 (СССР)

56-см RAK(E) имела короткий тонкостенный ствол-моноблок с навинтным казенником. Запирание канала орудия производилось массивным горизонтальным клиновым затвором.

Устройство канала обычное, как у классических орудий. Нарезы мелкие (4 мм), крутизна нарезов постоянная.

Противооткатные устройства были обычного типа. Тормоз отката располагался под стволом, а накатник — над стволом.

Особые трудности для конструкторов представляло создание мощного гидравлического уравновешивающего механизма для системы с легким стволом и тяжелым снарядом.

Орудие помещалось на специальную железнодорожную платформу. При стрельбе установка упиралась на два поддона, которые с помощью гидравлических устройств опускались на рельсы и, следовательно, уменьшали нагрузку на оси тележек. Каких-либо опор на грунт не предусматривалось. Таким образом, переход системы из походного положения в боевое занял бы всего несколько минут.

«Изюминкой» 56-см орудия RAK(E) был активно-реактивный снаряд RS-142 со стартовым весом 1158 кг. На максимальную дальность в 94 км снаряд выстреливался из орудия под углом 50°. Заряд был невелик — всего 29,6 кг, и дульная скорость всего 250 м/с, но зато мало было и максимальное давление в канале — всего 600 кг/см 2 , что давало возможность создать такой легкий ствол, да и всю систему.

На расстоянии около 100 метров от дула орудия включался мощный реактивный двигатель. За 5 минут его работы сгорало 478 кг ракетного топлива, и скорость снаряда увеличивалась до 1200-1510 м/с. Вращение снаряда усиливалось за счет действия 30 наклонных сопел диаметром 14,5 м. (?) Снаряд доставлял к цели 220 кг тротила.

Габариты головной части, где помещалось взрывчатое вещество (длина 1215 мм и диаметр 545 мм), допускали размещение даже первых несовершенных спецбоеприпасов.

Тактико-технические данные RAK (Е)

Ракетная система Д-80

О пусковых установках со схемой «закрытая труба» у нас после 15-летней паузы вспомнили в 1963 году, когда началось проектирование ракетной системы Д-80. В проекте пусковая установка Д-80 называлась орудием, стреляющим активно-реактивным снарядом, но мы, по классификации, приведенной выше, будем называть ее пусковой установкой со схемой «закрытая труба», а снаряд — ракетой.

Пусковая установка Д-80 состояла из трубчатой направляющей калибра 535 мм, установленной на гусеничном шасси «объект 429» (харьковский тягач МТ-Т).

Ствол Д-80 имел противооткатные устройства с длинным откатом и дульный тормоз с эффективностью 58%. Длина ствола с дульным тормозом 8045 мм, то есть 15 калибров. Люлька Д-80 упиралась в поддон, опущенный на грунт.

Заряжание производилось с дульной части специальным заряжающим устройством. Разряжание — тем же механизмом. Заряжание производилось раздельно: сначала снаряд, а затем вышибной заряд.

Ствол Д-80 имел 64 нареза, крутизна нарезки 15 калибров. Стрельба велась снарядами (ракетами), имевшими готовые нарезы на корпусе.

В боекомплект Д-80 входили:

а) 535-мм обычный фугасный снаряд весом 905 кг. Снаряд выбрасывался вышибным зарядом весом 144 кг на дальность от 5 до 13 км.

б) 535-мм АРС* весом 905 кг. Активно-реактивный снаряд выстреливался из канала вышибными зарядами с дульными скоростями 500, 330 и 250 м/с. Максимальный вес вышибного заряда 144 кг, а максимальное давление в канале 1025 кг/см 2 .

Активно-реактивный снаряд был снабжен мощным реактивным твердотопливным двигателем, благодаря чему дальность стрельбы им была от 5 до 75 км. Вес ракетного топлива 286 кг, время работы двигателя 14,8 с. Боевая часть АРСа весила 450 кг. АРС должен был иметь боеголовки: фугасную, кассетную или специальную АА22, ту же самую, что и на снаряде 9М21Б комплекса «Луна-М».

Расчетное круговое вероятное отклонение АРСа на предельной дальности составляло 550 м.

Угол вертикального наведения пусковой установки Д-80 составлял от +50° до +70°. Вертикальное наведение ствола производилось гидравлическим устройством, работавшим за счет отбора мощности от двигателя шасси. Кроме того, был предусмотрен и ручной привод. Угол горизонтального наведения составлял 8°. Механизм горизонтального наведения секторного типа. Прицел механического типа, взят от 122-мм гаубицы Д-30.

Габариты пусковой установки: длина 12 570 мм, высота 3680 мм, ширина 3250 мм. Вес установки 35 т. Максимальная скорость по шоссе 60 км/час. Расчет 3 человека.

* Здесь автор сохраняет терминологию проекта; естественно, что этот снаряд куда более походит на ракету, нежели на классический АРС.

В походном положении снаряды (ракеты) должны были возиться на транспортно-заряжающей машине, которая была спроектирована на том же шасси «объект 429». На нее грузили одиннадцать 535-мм снарядов.

Головным разработчиком комплекса Д-80 было назначено ОКБ-9. В разработке участвовали: НИИ-1, НИИ-24, НИИ-125, НИИ-13, НИИ-61 и другие организации.

10 мая 1965 года был рассмотрен аванпроект ОКБ-9. Проектанты попытались доказать преимущества комплекса Д-80 перед «Луной-М», поскольку комплекс Д-80 проектировался в качестве дивизионного средства.

В октябре 1968 года заводу «Баррикады» был даже дан заказ на изготовление трубы и казенника для Д-80. Но в конце 1968 года все работы по Д-80 были прекращены. Проект был кардинально переработан и получил индекс Д-80-2, но и новый вариант не устроил начальство.

В сентябре 1969 года ОКБ-9 предложило новый проект Д-80С. Так же как и Д-80, новая система имела 535-мм нарезной ствол. Однако заряжание производилось теперь с казенной части, по схеме, близкой к 240-мм миномету М-240. Схема была безоткатная, казенник с затвором упирались в массивный поддон.

Ствол был смонтирован в обойме типа карданной рамы гироскопа при помощи шарнирного устройства и мог в ней поворачиваться для осуществления горизонтального наведения. Рама вращалась, и тем производилось горизонтальное наведение.

Угол заряжания системы от -7° до -10°. Заряжание раздельное. Вышибной заряд в картузах помещался в короткой (150-мм) металлической гильзе.

Механизмы вертикального и горизонтального наведения были секторного типа, имели механизм быстрого приведения на угол заряжания. В качестве шасси Д-80С был использован гусеничный бронированный транспортер МТ-ЛБ.

Вес ствола 3350 кг. Вес пусковой установки с 50-процентной заправкой топливом и без расчета 15 тонн. Расчет 3-4 человека.

Стрельба должна была вестись АРСами (ракетами) весом 930 кг. Дульная скорость снаряда 450 м/с. Дальность стрельбы от 5 до 65 км. Вес боевой части 420 кг. Рассматривались варианты применения фугасных, кассетных и специальных боеголовок.

Чтобы сделать проект Д-80С более привлекательным для начальства, конструкторы ОКБ-9 на его базе спроектировали еще несколько ракетных пусковых установок со схемой «закрытая труба». Среди них были:

280-мм четырехствольная самоходная пусковая установка Д-6 на том же шасси (то есть МТ-ЛБ) и с теми же установочными частями, что и Д-80С.

Проект тактического ракетного комплекса «Шиповник»

В шестидесятых годах прошлого века советская оборонная промышленность активно занималась вопросами создания ракетных танков и разработала ряд подобных проектов. В конце десятилетия появилось предложение о расширении возможностей такой техники за счет применения особого боеприпаса. Повышать боевой потенциал предлагалось при помощи ракеты с ядерной боевой частью. Такие идеи были реализованы в проектах тактических ракетных комплексов под названиями «Таран» и «Шиповник».

Читать еще:  Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К720 «Искандер» (СССР)

Предложение об объединении наработок по ракетным танкам и тактическому ядерному оружию появилось в 1968 году. Тогда же Совет министров СССР издал постановление, в соответствии с которым промышленность должна была разработать два проекта подобного рода. Требовалось создать два типа боевых бронированных машин, несущих ракетное оружие с ядерным или конвенциональным зарядом. Предусматривалась разработка двух бронемашин на разных шасси, использующих общую ракету. Один такой комплекс предназначался для усиления танковых полков, а второй планировалось использовать для поддержки мотострелков.

Для перевооружения мотострелковых войск предлагался тактический ракетный комплекс под названием «Шиповник». В соответствии с требованиями военных, этот образец должен был строиться на шасси боевой машины пехоты, за счет чего достигалась высокая степень унификации с существующей техникой армии. На таком шасси следовало разместить пусковую установку для особых ракет и средства для их хранения. Фактически в рамках проекта «Шиповник» следовало проработать только перестройку шасси и его боевого отделения. Пусковая установка и ракета заимствовались у комплекса «Таран», параллельно создававшегося для танковых войск.

Техническое задание на «Шиповник» требовало, чтобы перспективный образец мог работать в одних боевых порядках с боевыми машинами пехоты, не уступая им в защите и подвижности. Ракеты с ядерным боезарядом считались средством качественного усиления мотострелковых подразделений. При этом, как и в случае с «Тараном», специальные боеприпасы дополнялись противотанковыми ракетами. По требованию военных, комплекс «Шиповник» должен был поражать цели на дальностях не менее 6-8 км.

Разработку перспективной техники новых типов поручили нескольким оборонным предприятиям. Головным разработчиком комплексов «Шиповник» и «Таран» стало тульское Конструкторское бюро приборостроения. За создание унифицированной пусковой установки и некоторых других агрегатов отвечало КБ Ленинградского Кировского завода. Позже, по мере продолжения проекта к работам могли привлекаться другие советские предприятия.

Следует напомнить, что на ранних стадиях разработки комплекса «Таран» пришлось изменить тип базового шасси. Изначально эту машину планировалось строить на основе ракетного танка «Объект 287», но определенные его черты не позволили выполнить желаемую модернизацию. Вследствие этого в дальнейшем комплекс «Таран» проектировался на шасси основного танка Т-64А. В случае с аналогичным комплексом «Шиповник» подобные проблемы отсутствовали. Его основой на всем протяжении работ было гусеничное шасси БМП-1.

Собственно шасси не нуждалось в крупных доработках. Для соответствия требованиям заказчика оно могло сохранять имеющийся корпус со штатной силовой установкой и ходовой частью. При этом с него следовало удалить имеющуюся башню и часть внутреннего оборудования. После такой перестройки машина должна была нести новое вооружение, а кормовое десантное отделение можно было использовать как отсек для дополнительного боекомплекта. Точные сведения такого рода отсутствуют, но можно предположить, что конструкторам пришлось переделать крышу корпуса, увеличив диаметр погона башни.

Известно, что на шасси БМП-1 предлагалось монтировать новую башню иной конструкции с новым вооружением. В колпаке с противопульным бронированием предусматривалась амбразура с пусковой установкой для новых ракет. Запускать ракеты предлагалось при помощи трубчатой направляющей калибром 300 мм. За счет поворота башни можно было выполнять горизонтальную наводку в любом направлении (по другим данным, только в переднем секторе шириной 120°). Углы возвышения – от +10° до +50°.

Любопытно, что ракетный танк «Таран» мог сохранять некоторое внешнее сходство с базовой бронемашиной типа Т-64А, хотя и должен был отличаться от нее пропорциями отдельных устройств. С «Шиповником» дело обстояло иначе: сказывалась разница в габаритах старых и новых агрегатов. Впрочем, точный внешний вид этого комплекса, предусматривавшийся проектом, до сих пор остается неизвестным. Поэтому нельзя сказать, насколько «Шиповник» был похож на БМП-1, и как их сходство могло сказаться на трудности опознавания, а, следовательно, на живучести в боевых условиях.

В боевом отделении нового типа следовало поместить набор оптических устройств для наблюдения за окружающей обстановкой и поиска целей с последующим наведением ракеты. Вероятно, на новой башне могли присутствовать смотровые приборы, схожие с оснащением базовой БМП-1. При этом «Шиповнику» требовались прицелы, способные обеспечить наблюдение и наведение оружия при стрельбе на максимальные дальности. Также имелась необходимость в прицеле для стрельбы с закрытых позиций.

Тактический ракетный комплекс «Шиповник» для мотострелков по ракете был унифицирован с танковым «Тараном». По известным данным, в рамках проекта «Таран» прорабатывалось несколько вариантов ракеты. Разные версии этого оружия отличались боевым оснащением и средствами управления. Рассматривая разные варианты ракетного вооружения, конструкторы искали наиболее удачные и соответствующие требованиям заказчика.

Ракета «Таран» представляла собой одноступенчатое твердотопливное изделие сравнительно больших габаритов. Для получения высоких летно-технических характеристик и в связи с установкой специальной боевой части калибр изделия пришлось довести до 300 мм. Ракета должна была иметь цилиндрический корпус с головным обтекателем и раскладываемыми в полете плоскостями. Головной отсек корпуса отдавался под боевую часть и – в соответствующих версиях проекта – под средства управления. Все прочие объемы вмещали двигатель с достаточными характеристиками. Стартовая масса ракеты составляла 150 кг при 65-кг боевой части.

В рамках проекта «Таран» рассматривалась возможность создания трех вариантов ракеты, отличающихся способами удержания на траектории. В первом случае стабилизация боеприпаса в полете должна была осуществляться за счет вращения вокруг продольной оси, обеспечиваемого наклонными плоскостями. Второй вариант проекта предусматривал применение несложной системы коррекции, удерживающей ракету на заданной траектории. В третьем случае предлагалось разработать полностью автономную головку самонаведения. По всей видимости, наличие трех предложений было связано как с уровнем развития технологий, так и с ограниченными габаритами отсеков ракеты с крупной ядерной боевой частью.

Для эффективной борьбы с войсками противника в проекте «Таран» / «Шиповник» предлагалось использовать две ракеты с разным оснащением. Первая, известная под названием «Таран», должна была оснащаться маломощной ядерной боевой частью. Внутри корпуса можно было разместить компактный заряд мощностью от 0,1 до 0,3 кт. Такая боевая часть была пригодна для решения некоторых боевых задач на тактическом уровне. Также разрабатывалась ракета «Таран-1». В ней на месте ядерного боезаряда находился кумулятивно-осколочный. Тяжелая 65-кг боевая часть могла пробивать до 300 мм брони, а также создавать поле осколков, поражая живую силу.

Ракету со специальной боевой частью предлагалось не оснащать средствами наведения либо комплектовать сравнительно простой системой коррекции. Головка самонаведения, работающая по принципу «запустил-забыл», предназначалась для изделия с кумулятивным боезарядом. За счет этого можно было получить наилучшие боевые качества при разумной стоимости изделий.

Применение достаточно мощного двигателя позволило довести дальность полета ракет «Таран» до 10-12 км. При этом специфические системы управления ракет или их фактическое отсутствие должны были ограничивать точность стрельбы. Так, ракета со стабилизацией вращением или с коррекцией траектории должна была показывать круговое вероятное отклонение не менее 100 м – такие характеристики ожидались при стрельбе по наблюдаемой цели. Запуск ракеты по ненаблюдаемому объекту мог увеличивать КВО в 2,5 раза.

Внутри боевого отделения и на месте бывшего десантного отсека в «Шиповнике» предлагалось размещать смешанный боекомплект. Одна машина должна была перевозить не более 2-3 ракет «Таран» со специальной боевой частью. Также в боекомплект входило не более 10 противотанковых ракет «Таран-1».

Читать еще:  Зенитный ракетный комплекс Mk57 «Sea Sparrow» (США)

По известным данным, экипаж тактического ракетного комплекса на базе БМП-1 состоял всего из двух человек: водителя и командира-оператора. Водитель помещался на старом месте, в передней части корпуса. Место оператора с необходимыми приборами находилось в башне. В распоряжении экипажа имелось дополнительное вооружение. В зависимости от ситуации, он мог использовать крупнокалиберный пулемет с боекомплектом 1000 патронов или личное оружие.

Новые проекты тактических ракетных комплексов предусматривали интересную методику боевой работы. Ракетный танк или «ракетная БМП» должны были служить в танковом или мотострелковом полку, и на поле боя работать в одних порядках с линейными бронемашинами. Выйдя на рубеж пуска вблизи максимальной дистанции, «Шиповник» и «Таран» должны были отправлять к приоритетным целям ракеты с ядерными боезарядами. При этом даже небольшой боекомплект отдельной машины мог оказать самое серьезное влияние на обстановку на поле боя.

После ядерного залпа ракетным комплексам следовало применять управляемое вооружение и с его помощью атаковать оставшиеся приоритетные цели, представляющие наибольшую опасность. В результате этого танкам и другим боевым машинам пришлось бы иметь дело лишь с оставшимися силами противника. Наличие тактических ракетных комплексов с особым вооружением не только повышало огневую мощь подразделений, но и сокращало риски для линейных бронемашин.

Разработка проектов «Шиповник» и «Таран» стартовала в 1968 году и продолжалась до 1972-го, после чего оба проекта были остановлены. К этому времени проекты существовали только на бумаге; опытные образцы присутствовали только в планах на отдаленное будущее.

Точные сведения о причинах прекращения работ отсутствуют, но ясны некоторые факторы, которые могли повлиять на судьбу проектов. Дело в том, что вместе с характерными преимуществами новые ракетные комплексы имели определенные недостатки разного рода.

«Шиповник» предлагалось строить на базе БМП-1 и эксплуатировать в мотострелковых частях. Положительные стороны такой унификации очевидны. Кроме того, понятны и преимущества применения ракет со сравнительно большой дальностью полета, в том числе оснащенных ядерным боезарядом. Совместное боевое применение «Шиповника» и «Тарана», так же построенного на серийном шасси, давало войскам известные преимущества перед противником. Очевидно, что при наличии соответствующего требования со стороны заказчика КБП и ЛКЗ могли завершить проектирование и довести новые образцы до серии. Однако военные решили иначе.

Обе системы имели недостатки и могли сталкиваться с некоторыми затруднениями, связанными с применением ядерного оружия. Ракета «Таран» со специальным оснащением оказывалась достаточно дорогой и сложной в эксплуатации. Кроме того, использование такого оружия в качестве средства первого удара в бою могло привести к эскалации конфликта и аналогичному ответному удару со стороны противника.

Также могли присутствовать сомнения в реальной эффективности оружия. Ядерную ракету «Таран» не удавалось оснастить полноценными средствами управления и наведения, в результате чего ее КВО превышало 100 м. Низкая точность могла уменьшить реальный эффект от тактического ядерного заряда сравнительно малой мощности. Улучшение точности стрельбы были связано с переработкой ракеты, которая, вероятно, оказалась затруднительной или попросту невозможной при использовании технологий того времени.

В начале семидесятых годов, после завершения части работ, советское военное ведомство решило отказаться от дальнейшего развития проектов «Таран» и «Шиповник». Эти образцы перспективной техники выглядели интересно и позволяли получить серьезные преимущества перед противником, но при этом имели ряд серьезных недостатков. Кроме того, к этому времени командование успело разочароваться в концепции ракетного танка, имеющего только управляемое вооружение.

В итоге два перспективных проекта были свернуты, а дальнейшее развитие бронетехники пошло иными путями. Основные боевые танки и боевые машины пехоты получили противотанковые ракеты, однако речь шла не о монструозных «Таранах», а о более компактных системах с достаточными характеристиками. Что касается тактического ядерного вооружения, то оно более не рассматривалось в контексте танков и БМП.

Проекты тактических ракетных комплексов «Шиповник» и «Таран» не дали результата в виде готовых боевых машин на полигоне или в частях. Однако с их помощью советские специалисты смогли проверить оригинальную концепцию специального оружия и определить ее реальные перспективы. Было установлено, что такие боевые машины не нужны армии, и потому новые проекты подобного рода более не создавались. Конструкторы и военные сосредоточили усилия на реалистичных предложениях.

Атомный таран XX века (64 стр.)

Пуск ракеты мог производиться либо из специального укрытия на основной позиции, либо с одной из полевых позиций, заранее подготовленных в геодезическом отношении. Для осуществления пуска самоходная пусковая установка вывешивалась на домкратах.

Для размещения пусковой установки с ракетой использовалось укрытие гаражного типа с открывающейся крышей. Габаритные характеристики укрытия: длина 27,7 м; ширина 9,07 м; высота 6,82 м. При необходимости ракета могла быть запущена прямо из гаража.

Серийное производство ракет 15Ж45 велось с 1976 г. на Боткинском заводе, а самоходных пусковых установок — на заводе «Баррикады». Первые полки ракет «Пионер», дислоцированные в Белоруссии, встали на боевое дежурство в августе 1976 г. С этих позиций в радиусе действия ракет «Пионер» оказывалась не только вся Европа, но и Гренландия, Северная Африка до Нигерии и Сомали, весь Средний Восток и даже север Индии и западные области Китая.

Позже ракеты «Пионер» были размещены и за Уральским хребтом, в том числе под Барнаулом, Иркутском и Канском. Оттуда в радиусе действия ракет оказывалась вся территория Азии, включая Японию и Индокитай.

Организационно ракеты РДС-10 были объединены в полки, которые имели на вооружении шесть или девять самоходных пусковых установок с ракетами.

19 июля 1977 г. в МИТ начались работы по модернизации ракеты 15Ж45 «Пионер». Модернизированный комплекс получил индекс 15Ж53 «Пионер УТТХ» (с улучшенными тактико-техническими характеристиками).

Ракета 15Ж53 имела те же первую и вторую ступени, что и 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и агрегатно-приборного блока. Точность стрельбы была доведена до ±450 м. Установка на агрегатно-приборный блок новых более мощных двигателей позволила увеличить район разведения боеголовок, что дало возможность расширить площадь поражения. Дальность стрельбы была увеличена с 5000 до 5500 км.

С 10 августа 1979 г. по 14 августа 1980 г. на полигоне Капустин Яр были проведены летные испытания ракеты 15Ж53 в объеме 10 пусков. Постановлением Совмина от 23 апреля 1981 г. комплекс «Пионер УТТХ» был принят на вооружение.

В 1980-х годах была разработана новая модернизированная ракета, получившая название «Пионер-3». Ракета оснащена новой боевой частью, имевшей существенно меньшее КВО. Новая самоходная пусковая установка для «Пионера-3» была создана в ОКБ завода «Баррикады» на базе шестиосного шасси «7916». Первый пуск ракеты состоялся в 1986 г. Ракетный комплекс Перейти
Всего страниц 72

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: