1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тактический ракетный комплекс 9К79 «Точка» (СССР)

Тактический ракетный комплекс 9К79 «Точка» (СССР)

известная косметология одесса в салоне shaggy.com.ua

9К79 «Точка»
ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС

9K79 «Tochka» tactical missile system

Разработка дивизионного ракетного комплекса высокой точности стрельбы 9К79 «Точка» была начата по Постановлению Совета министров СССР от 4 марта 1968 года. Комплекс предназначался для поражения наземных стартовых позиций ракетных войск, огневых позиций артиллерии, аэродромов, пунктов управления, узлов связи, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств в тактической и оперативной глубине построения войск противника. В армии «Точка» должна была заменить устаревшие РК 2К6 «Луна» и 9К52 «Луна-М».

Головным исполнителем по теме было назначено КБ машиностроения (КБМ, г. Коломна), а главным конструктором — С.П. Непобедимый, возглавивший КБ после скоропостижной смерти Б.И. Шавырина (1965 год) и короткого руководства КБМ В.И. Улыбиным.

Разработку ПУ предложили провести Волгоградскому ЦКБ завода «Баррикады» (ныне — ФГУП ЦКБ «Титан»), но первоначально главный конструктор ЦКБ Г.И. Сергеев не принял требований С.П. Непобедимого и первая ПУ 9П129 (?) была изготовлена в Коломне (с неё и проводились первые пуски ракет 9М79 в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний).

Только после примерения Непобедимого с Сергеевым в Волгограде было налажено производство ПУ 9П129М и ТЗМ 9Т218 на вездеходных шасси Брянского автозавода. В комплекс также вошли: транспортная машина 9Т238 (на базе седельного тягача ЗиЛ-137Т с активным полуприцепом 99511), автоматизированная контрольно-испытательная машина (АКИМ) 9В819 и МТО 9В844М (обе на шасси ЗиЛ-131).

ПУ 9П129М базируется на плавающем колесном шасси БАЗ-5921. Экипаж размещается в кабине в передней части машины. В грузовом отделении ПУ смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении, во время несения боевого дежурства, прицеливания, а также при выполнении большинства операций пускового цикла направляющая с ракетой установлена в горизонтальном положении, при этом грузовое отделение закрыто сверху двумя створками. При переходе в боевое положение, за 15 сек. до старта, створки грузового отделения раскрываются, головная часть ракеты освобождается от герметизированного терморегулируемого кожуха, направляющая с ракетой устанавливается под требуемый угол возвышения. Время подготовки к пуску с марша 16 мин., из готовности №1 — 2 мин.

Никакой топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения при проведении пусков ракет не требуется. Впервые, аппаратура ПУ стала автоматически решать все задачи по привязке точки старта, расчету полетного задания и прицеливанию ракеты. Точное местоположение целей определяется результатами аэрофотосъемки или средствами космической разведки, которые могут отслеживать баллистическую траекторию полета ракет до момента поражения.

Конструкция основного средства оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом — ТЗМ 9Т218 — аналогична ПУ, но при этом используется шасси БАЗ-5922. Его основное отличие от шасси ПУ заключается в несколько измененной кабине и тентованном грузовом отсеке, в котором могут храниться и перевозиться две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями в индивидуальных герметизированных терморегулируемых кожухах. Специальное оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют в течение примерно 19 мин. осуществить заряжание ПУ. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами ПУ и ТЗМ.

Ракеты могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах 9Т238. На них размещаются две ракеты или четыре головные части в металлических контейнерах 9Я234 и 9Я236 соответственно.

Серийное производство ОТРК 9К79 «Точка» было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение Сухопутных войск только в 1975 году, после окончания Государственных испытаний на полигоне в Капустином Яре. Испытания проходили успешно, если не считать инцендента со случайным столкновением ПУ и ТЗМ.

Организационно комплекс входит в состав мотострелковой или танковой дивизий, а также в отдельные артиллерийские бригады общевойсковых армий (по 2-3 ракетных дивизиона, состоящих из 2-3 стартовых батарей с 2-3 ПУ в каждой).

К 1988 году на территории СССР и ГДР было развернуто не менее 140 ОТРК 9К79 «Точка». Сейчас, кроме России, ими располагают Беларусь, Украина, Казахстан, Польша, Словакия, Сирия и Йемен. В НАТО комплекс получил обозначение SS-21 «Scarab» (название по американской системе DoD — FROG-9).

В связи с необходимостью увеличения эффективности сухопутных войск в условиях неядерной войны с 1981 года начинается разработка модифицированного комплекса 9К79-1 «Точка-У». Некоторые изменения в конструкции и системах управления новой ракеты 9M79-1, повлияли на конструкцию ПУ и ТЗМ. Они получают индексы 9П129М-1 и 9Т218-1 соответственно.

В 1989 году ОТРК «Точка-У» принимается на вооружение и начинает поступать в Сухопутные войска. Основным отличием его от предшественника является большая дальность (до 120 км) и меткость стрельбы.

Для дополнительного повышения точности, ОТРК «Точка-У» может сопрягаться с мобильным радиопеленгационным метеорологическим комплексом РПМК-1 «Улыбка» (1Б44), разработанным в ОКБ «Пеленг» и производимым ОАО «Уральское производственное предприятие «Вектор».

Комплекс РПМК-1 с помощью радиозондов в радиолокационном и радиопеленгационном режимах выдает информацию о скорости ветра, температуре и влажности атмосферы на высоте 30-40 км с максимальной дальностью 200 км. Его оборудование отличает использование адаптивных методов обработки информации и управления с элементами искусственного интеллекта. РПМК-1 может работать в горах на высоте до 3000 метров, решать поставленные задачи в условиях радиомолчания. Время развертывания системы — 10 мин. Весь комплект РПМК-1 размещается на двух грузовых автомобилях типа Урал-4320 и прицепе.

Первая публичная демонстрация комплекса 9К79-1 «Точка-У» состоялась на международной выставке IDEX-93 (Абу-Даби). Во время демонстрации комплекса было выполнено 5 пусков, в ходе которых минимальное отклонение составило несколько метров, а максимальное менее 50 м.

Комплекс «Точка-У» активно использовался федеральными силами для уничтожения военных объектов в Чечне. В частности, в сентябре-октябре 1999 года комплекс применялся ракетчиками 58-й общевойсковой армии для нанесения ударов по позициям боевиков в Грозном и в районе Бамута.

Читать еще:  Баллистические ракеты средней дальности 8К63 Р-12 / Р-12У (СССР)

Не смотря на высокие боевые и эксплуатационные характеристики, при анализе боевого применения комплекса в Чечне выявились недостаточная эффективность боевых частей и низкий уровень автоматизации управления. Новая модернизация комплекса, которая предстоит в начале XXI века, предусматривает использование самонаводящихся или корректируемых боевых частей с использованием принципиальных конструктивных решений, а также элементной базы, созданных при работе над ОТРК «Искандер».

Тактическая ракетная «Точка»

В середине шестидесятых годов министерство обороны Советского Союза инициировало работы по созданию нового тактического ракетного комплекса с высокоточной баллистической ракетой. Подразумевалось, что боевой потенциал нового комплекса будет увеличен не за счет более мощной боевой части, а при помощи большей точности наведения. Испытания и эксплуатация предыдущих тактических ракетных комплексов подтвердили правильность такого подхода: более точная ракета могла бы уничтожать цели с большой эффективностью, даже не имея особо мощной боевой части.

Разработка сразу двух новых ракетных комплексов началась в МКБ «Факел». За основу для ракеты «земля-земля» была взята зенитная ракета В-611 комплекса М-11 «Шторм» корабельного базирования. Первым появился проект «Ястреб». В нем предполагалось использовать радиоэлектронную систему наведения ракеты. В таком случае баллистический боеприпас совершал бы полет на активном участке траектории в соответствии с командами, посылаемыми с земли. Немного позже, в 1965 году, на базе «Ястреба» создали проект «Точка». От предыдущего ракетного комплекса «Точку» отличала система наведения. Вместо сравнительно сложной в производстве и эксплуатации радиокомандной предложили использовать инерциальную, как на нескольких предыдущих отечественных тактических ракетных комплексах.

Оба проекта МКБ «Факел» так и остались на стадии разработки и испытаний отдельных агрегатов. Ориентировочно в 1966 году вся документация по проектам была передана в коломенское Конструкторское бюро машиностроения, где работы продолжились под руководством С.П. Непобедимого. Уже на ранних стадиях проработки стало ясно, что наиболее удобным и перспективным вариантом тактического ракетного комплекса будет «Точка» с ракетой, оснащенной инерциальной системой наведения. Именно этот проект и получил дальнейшее развитие, хотя в дальнейшем был почти полностью переработан.

Активные работы по проекту начались в 1968 году, в соответствии с постановлением Совмина СССР от 4 марта. В новом проекте было задействовано около 120 предприятий и организаций, поскольку требовалось создать не только ракету, но и колесное шасси, пусковую установку, комплекс электронного оборудования и т.д. Основными разработчиками и производителями агрегатов комплекса «Точка» были ЦНИИ автоматики и гидравлики, создавший систему управления ракеты, волгоградский завод «Баррикады», сделавший пусковую установку, а также Брянский автомобильный завод, на колесном шасси которого в итоге были смонтированы все элементы комплекса.

Стоит отметить, существовало два варианта пусковой установки. Первый был спроектирован самим КБ машиностроения вместе с ракетой и применялся только на полигонных испытаниях. Именно с таким агрегатом производились первые два испытательных пуска в 1971 году на полигоне Капустин Яр. Чуть позже начались испытания комплекса с применением боевых машин, оснащенных пусковой системой разработки конструкторов завода «Баррикады». Уже в 1973 году на Воткинском машиностроительном заводе началась сборка ракет. В том же году состоялись первые этапы государственных испытаний, по результатам которых в 1975 году ракетный комплекс «Точка» был принят на вооружение. Индекс ГРАУ комплекса – 9К79.

Основой комплекса «Точка» стала твердотопливная одноступенчатая ракета 9М79. Боеприпас длиной 6400 миллиметров и диаметром 650 имел решечатые рули размахом около 1350-1400 мм. Стартовая масса ракеты – две тонны, около полутора из которых приходилось на ракетный блок. Остальной вес боеприпаса был обусловлен 482-килограмовой боевой частью и системой управления. Разгон ракеты 9М79 на активном участке траектории осуществлялся однорежимным твердотопливным двигателем с топливом на основе каучука, алюминиевого порошка и перхлората аммония. Около 790 килограмм топлива выгорали за 18-28 секунд. Удельный импульс – около 235 секунд.

Инерциальная система наведения ракеты 9М79 имела в своем составе набор различной аппаратуры, как то командно-гироскопический прибор, дискретно-аналоговый вычислитель, датчик угловых скоростей и ускорения и т.п. Основа системы наведения – командно-гироскопический прибор 9Б64. На гиростабилизированной платформе этого прибора имелись средства ее выставления, а также два акселерометра. Данные со всех датчиков системы наведения передавались на вычислитель 9Б65, который автоматически просчитывал траекторию полета ракеты, сравнивал ее с заданной и при необходимости выдавал соответствующие команды. Корректирование траектории производилось при помощи четырех решечатых рулей в хвостовой части ракеты. При работающем двигателе также использовались газодинамические рули, находившиеся в потоке реактивных газов.

Поскольку боевая часть ракеты 9М79 не отделялась в полете, конструкторы предусмотрели управление на конечном участке траектории, что значительно увеличило точность попадания в цель. На этом этапе полета автоматика удерживала ракету в пикировании с углом в 80° к горизонту.

Данные о цели вводились в систему наведения ракеты непосредственно перед пуском, до подъема ракеты в вертикальное положение. Контрольно-пусковая аппаратура 9В390 с электронной вычислительной машиной 1В57 «Аргон» рассчитывала полетное задание, после чего данные передавались на вычислитель ракеты. Интересен способ поверки гиростабилизированной платформы системы наведения. В ее нижней части имелась многогранная призма, которую использовала специальная оптическая система, размещенная на боевой машине. Через специальный иллюминатор в борту ракеты аппаратура определяла положение платформы и выдавала команды на его исправление.

На ранних стадиях проекта «Точка» предлагалось сделать самоходную пусковую установку на базе одной из машин Харьковского тракторного завода. Однако по результатам сравнения было выбрано плавающее шасси БАЗ-5921, созданное на Брянском автозаводе. На его основе создали боевую машину 9П129. Примечательно, что за установку всего целевого оборудования на колесное шасси отвечал не Брянский автозавод, а волгоградское предприятие «Баррикады». В серийном производстве пусковых установок и транспортно-заряжающих машин заняли Петропавловский завод тяжелого машиностроения.

Шестиколеская полноприводная самоходная пусковая установка 9П129 оснащалась 300-сильным дизельным двигателем. Такая силовая установка позволяла боевой машине с ракетой разгоняться до 60 километров в час по шоссе. На бездорожье скорость снижалась до 10-15 км/ч. При необходимости машина 9П129 могла пересекать водные преграды со скоростью до 10 км/ч, для чего использовались два водомета. При боевой массе с ракетой около 18 тонн самоходная пусковая установка была пригодна для перевозки военно-транспортными самолетами. Интересно оснащение отсека для ракеты. В передней его части самоходная пусковая установка имела специальный теплозащитный кожух, который предохранял боевую часть ракеты от перегрева или переохлаждения.

Читать еще:  Самоходная артиллерийская установка Caesar (Франция)

На подготовку к пуску с марша по нормативам отводилось не более 20 минут. Большая часть этого времени уходила на обеспечение устойчивости пусковой установки при пуске. Прочие процедуры были куда быстрее. Так, на передачу команд в систему управления ракеты требовалось менее секунды, а последующий подъем ракеты в вертикальное положение занимал всего 15 секунд, после чего ракета сразу могла стартовать. Вне зависимости от дальности до цели возвышение направляющей пусковой установки составляло 78°. При этом механизмы машины 9П129 позволяли доворачивать направляющую и ракету в горизонтальной плоскости на 15° вправо или влево от оси машины. Полет ракеты 9М79 на максимальную дальность в 70 километров занимал чуть более двух минут. За это время расчет из трех или четырех человек должен был перевести боевую машину в походное положение и уйти с позиции. На процедуру перезарядки отводилось 19-20 минут.

Помимо ракеты и самоходной пусковой установки в состав комплекса «Точка» включили транспортно-заряжающую машину 9Т128 на базе брянского шасси БАЗ-5922. В грузовом отсеке этой машины имеется два ложемента для ракет с теплозащитными кожухами боевых частей. Погрузка ракет в транспортно-заряжающую машину и установка на пусковой направляющей осуществляются при помощи крана, которым оборудована 9Т128. При необходимости ракеты могут храниться в грузовом отсеке транспортно-заряжающей машины, но для длительного хранения рекомендуется использовать специальные металлические транспортные контейнеры. Для перевозки ракет или боевых частей в контейнерах используются транспортные машины 9Т222 или 9Т238, представляющие собой седельный тягач с полуприцепом. На одном полуприцепе можно разместить две ракеты или четыре боевые части.

В 1983 году на вооружение приняли комплекс «Точка-Р». От базового комплекса он отличался лишь ракетой с новой системой наведения. С ракетным блоком 9М79 совместили систему наведения 9Н915 с пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Она способна захватывать излучающую цель на дальности около 15 километров, после чего ракета наводится на нее при помощи стандартных систем управления. Комплекс «Точка-Р» сохранил возможность применения ракет со стандартной инерциальной системой наведения.

В 1984 году стартовали работы по модернизации комплекса «Точка» с целью повышения его характеристик. Испытания обновленного комплекса 9К79-1 «Точка-У» начались летом 1986 года. В 1989 году он был принят на вооружение и поставлен в серийное производство. В ходе модернизации боевая машина комплекса претерпела некоторые изменения, прежде всего связанные с обновлением ракеты. В итоге полная масса самоходной пусковой установки 9П129-1, а затем и 9П129-1М увеличилась на 200-250 килограмм. Ракета 9М79-1 при модернизации получила новый двигатель с зарядом топлива в 1000 килограмм. Применение более эффективной топливной смеси позволило увеличить дальность полета до 120 километров.

Незадолго до модернизации комплекс «Точка» получил ракеты и боевые части новых типов. Таким образом, в настоящее время «Точка-У» может эксплуатировать следующие управляемые баллистические боеприпасы:
— 9М79. Базовая модель ракеты, появившаяся вместе с самим комплексом;
— 9М79М. Первая модернизация ракеты. Изменения затронули в основном технологическую часть производства. Кроме того, обеспечена совместимость с новой пассивной радиолокационной головкой самонаведения. В таком случае ракета носит название 9М79Р;
— 9М79-1. Ракета комплекса «Точка-У» с увеличенной дальностью полета;
-9М79-ГВМ, 9М79М-ГВМ, 9М79-УТ и т.п. Массогабаритные и учебно-тренировочные макеты боевых ракет. Производились с широким использованием их деталей, но часть агрегатов, такие как блок топлива, пиропатроны и т.п. заменялись имитаторами.

Номенклатура боевых частей для ракет «Точка» выглядит следующим образом:
— 9Н123. Осколочно-фугасная боевая часть сосредоточенного действия. Разрабатывалась вместе с ракетой 9М79 в конце шестидесятых годов. Несет 162,5 килограмма тротило-гексогеновой смеси и 14,5 тыс. полуготовых осколков. Боевая часть 9Н123 при взрыве разбрасывает осколки трех видов: шесть тысяч осколков весом около 20 грамм, четыре тысячи десятиграммовых и 4,5 тысячи поражающих элементов весом около пяти с половиной грамм. Осколки поражают цели на площади до трех гектаров. Также стоит отметить компоновку этой боевой части. Для равномерного поражения площади, из-за наклона последнего участка траектории полета ракеты, блок заряда взрывчатого вещества расположен под углом к оси боевой части;
— 9Н123К. Осколочная боевая часть с 50 суббоеприпасами. Каждый из них представляет собой осколочный элемент весом в 7,45 килограмм, около полутора из которых приходится на взрывчатое вещество. Каждый суббоеприпас разбрасывает на сравнительно малой площади по 316 осколков, но благодаря раскрытию кассеты на высоте около 2200-2250 метров одна боевая часть 9Н123К способна «засеять» осколками до семи гектаров. Суббоеприпасы стабилизируются в падении ленточными парашютами;
— Ядерные боевые части моделей 9Н39 мощностью 10 килотонн и 9Н64 мощностью не менее 100 кт (по другим данным, до 200 кт). К индексу ракет, оснащенных ядерными боевыми частями, добавлялась литера «Б» и соответствующая цифра. Так, боеголовка 9Н39 применялась на ракете 9М79Б, а 9Н64 – на 9М79Б1;
— Химические боевые части 9Н123Г и 9Н123Г2-1. Обе боевые части несут по 65 суббоеприпасов, снаряженных отравляющими веществами, V-газом и зоманом соответственно. Общая масса веществ составляла 60 килограмм для боевой части 9Н123Г и 50 для 9Н123Г2-1. Согласно разным источникам, общее количество произведенных химических боеголовок не превышает несколько десятков. К настоящему времени большая часть химических боевых частей утилизирована или готовится к уничтожению;
— Учебно-тренировочные головные части, предназначены для обучения личного состава работе с боевыми частями, оснащенными реальным боезарядом. Учебно-тренировочные блоки имеют такие же обозначения, как и боевые, но с литерами «УТ».

Ракетный комплекс «Точка-У» – стоит в конце истории противника

На протяжении десятилетий единственным оружием, способным поражать важные объекты в тылу противника, оставалась артиллерия особой мощности. Однако развитие ракетного оружия в годы после Второй Мировой войны привело к появлению такой его разновидности, как тактические ракеты.

Читать еще:  Управляемая баллистическая ракета MGM-5 «Corporal» (США)

Относительно небольшая дальность пуска была гораздо выше дальности стрельбы артиллерии, боевая часть мощнее снарядов, а пусковые установки при этом сохраняли мобильность. Одним из типичных и известных представителей тактических ракет является «Точка-У», доставшаяся России в наследство от СССР.

История создания

Одной из первых советских тактических ракет, батареи которых придавались мотострелковым и танковым дивизиям, стала «Луна». Эта довольно простая неуправляемая ракета, оснащённая твердотопливным двигателем, могла забросить осколочно-фугасный заряд массой в 350 кг на дальность свыше 45 км. Точность при этом была удручающей – допускалось километровое отклонение от цели. Частично проблему точности решало применения ядерной боевой части.

Комплекс «Луна» был принят на вооружение в 1960 году, а работы по созданию нового, более современного ТРК стартовали в 1968 году. Изделие получило кодовое название «Точка» и индекс ГРАУ 9К79.

Производство началось в 1973 году, а спустя 10 лет после начала боевого дежурства «Точек» появилась модернизированная ракета «Точка-У» (9К79-1) с увеличенной дальностью полёта.

В НАТО этому комплексу присвоили обозначение SS-21 Scarab («Scarab» – скарабей, «SS» – сокращение от «surface-to-surface» – «поверхность-поверхность»).

Описание конструкции

Главная часть комплекса «Точка-У» – ракета 9М79-1. Она 1-ступенчатая, состоит из ракетной части, включающей в себя двигатель и приборы управления, и головной части – собственно боевого заряда. Двигатель – твердотопливный, с одним составным соплом. Топливный заряд при старте поджигается пиропатронами, соединёнными с воспламенителем.

В хвостовом отсеке, служащем обтекателем сопла, находится турбогенератор, обеспечивающий приборы электроэнергией во время полёта. Там же размещено оперение – складывающиеся крылья, газоструйные и аэродинамические рули. По сравнению с ранними образцами, на двигателе «Точки-У» было заново спроектировано сопло и использован другой топливный заряд.

Перед двигательной установкой находится приборный отсек. В нём находится система управления с цифровым вычислителем. Используется инерциальное наведение, устойчивое к средствам противодействия, причём траектория полёта корректируется не до момента отключения двигателя, а до момента достижения точки прицеливания. Из-за постоянного управления, кстати, ракета не считается баллистической. Аэродинамические рули управляются с помощью гидроприводов, газоструйные рули служат вспомогательным средством и используются только при наборе ракетой скорости.

Головные части соединяются с ракетной болтами, питание на ГЧ подается через кабель.

Основной тип боевой части – осколочно-фугасная 9Н123Ф. Она снаряжена 162 кг смеси гексогена и тротила. Для максимальной эффективности осколочного действия подрыв заряда происходит в воздухе, а ракета перед срабатыванием доворачивает на угол встречи, близкий к прямому. За счёт этого основная масса осколков равномерно разлетается в стороны. Площадь, накрываемая осколками, может доходить до 3 Га. Основная часть осколков при этом имеет массу до 20 г, а самые лёгкие – до 5 г.

Кассетная головная часть 9Н123К содержит 50 суббоеприпасов с индексом 9Н24. Каждый такой боевой элемент снаряжён 1,5 кг гексала и даёт до 316 осколков массой в среднем 7 г. Общая площадь поражения достигает 7 Га.

Ракеты с кассетной боевой частью считались более эффективными, чем осколочно-фугасные. Так, предполагалось, что уничтожить артиллерийскую батарею (в том числе самоходную) может одна ракета с БЧ 9Н123К. Для поражения такой же цели осколочно-фугасными зарядами требовалось две ракеты. Если координаты цели определялись с меньшей точностью (до 150 м), штатный расход составлял две кассетные и четыре осколочные ракеты.

Существует вариант осколочно-фугасной боевой части, оснащённой радиолокационной головкой самонаведения. Такие ракеты предполагалось применять против радарных установок, на излучение которых они бы наводились.

Ядерные боевые части для «Точки-У» имели заряд мощностью до 100 (по другим данным – до 200) килотонн.

Ракеты с химическим зарядом несли в головной части 65 суббоеприпасов снаряжённых зоманом или газом VR.

Транспортно-пусковой установкой для комплекса «Точка-У» служит 6-колёсный вездеход-амфибия марки БАЗ-5921. Машина оснащается 6-цилиндровым дизелем, механической 5-скоростной коробкой передач. Передвижение по воде осуществляется с помощью водомётов, высокую маневренность обеспечивает наличие задней управляемой оси. Машина оснащалась средствами защиты от оружия массового поражения. Ракета приводилась в стартовое положение за 15 секунд.

Поскольку вся необходимая прицельная и пусковая аппаратура размещаются на борту автомобиля, даже одна пусковая установка может автономно произвести пуск и выполнить боевую задачу.

В состав ракетных батарей также вошли транспортно-заряжающие машины на шасси БАЗ-5922 и транспортные автопоезда, состоящие из тягача ЗиЛ-131 и активного полуприцепа. Перегрузка ракеты с заряжающей машины на пусковую занимала от 15 до 30 минут. Все машины, входящие в состав комплекса (кроме автопоедов) авиатранспортабельными, перевозились обычно тяжёлыми самолётами АН-22 или Ил-76.

Боевое применение

Две-три пусковые машины составляли батарею, а три батареи – дивизион. До трёх дивизионов, в свою очередь, составляли бригаду. Тактические ракетные комплексы «Точка» стояли на вооружении Советского Союза и стран Варшавского договора.

После 1991 года в странах ОВД их начали выводить из эксплуатации, но в большинстве постсоветских стран они всё ещё находятся на вооружении.

На экспорт «Точки» поставлялись не очень активно – их имеют только некоторые арабские страны, конкретно – Сирия и Йемен. Кроме того, в КНДР производилась местная копия под названием KN-02.

Именно Йемен, кстати, стали первой страной, опробовавшей советские установки в бою. В 1994 году «Точки» участвовали в гражданской войне, а с 2018 года используются против сил Саудовской Аравии. Вообще основным полем применения этих тактических комплексов стали именно гражданские войны. Так, в конце 90-х годов российские войска использовали это оружие во второй чеченской кампании.

По некоторым докладам, украинские силы использовали на Донбассе минимум одну батарею пусковых установок. С 2014 года «Точки» применяются и сирийскими войсками.

Тактико-технические характеристики

Тактический ракетный комплекс «Точка-У» можно сравнить с двумя американскими аналогами. Первый – комплекс «Лэнс», разработанный одновременно с ранними модификациями «Точки». Второй – современная ракета ATACMS, запускаемая с пусковой установки РСЗО MLRS.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector