0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зенитный ракетный комплекс «Оса-М» (СССР)

470 Корабельная ЗРК Оса-М 17 05 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 470. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Корабельная ЗРК «Оса-М». 17.05.1974.

Фотоиллюстрация из свободной сети Интернет: Корабельный зенитный ракетный комплекс ЗРК «Оса-М». Кстати, с ферм обслуживания РЛС ЗРК «Оса-М» я фотографировал тот знаменитый жестокий шторм урагана Эллин в сентябре 1973 года в Северной Атлантике. Балтийское море. БПК «Свирепый». 17.05.1974.

Самолёт Ил-28БМ и эту мишень (СПВМ) мы (БПК «Свирепый») ждали, ждали, ждали и наконец-то, дождались…

Корабельный зенитный комплекс малой дальности БПК «Свирепый» состоял из двух пусковых установок ЗРК «Оса-М», каждый с двумя направляющими типа ЗИФ-122 для двух ракет типа ЗУР 9МЗЗ (общий боекомплект 40 ракет) и двух антенных постов в составе: станция обнаружения целей (СОЦ), станция сопровождения целей (ССЦ) и счётно-решающий прибор (СРП).

Практически корабельный зенитный комплекс «РК «Оса-М» был новейшим, потому что был принят на вооружение ВМФ СССР в 1973 году. ЗРК «Оса-М» устанавливался на новейших кораблях пр.1135 и 1134Б, а также при модернизации крейсеров пр.68 бис КР «Жданов» (пр.68-У1) и «Сенявин» (пр.68-У2).

Корабельный зенитный комплекс ЗРК «Оса-М» был замечательным оборонительным оружием…

27 октября 1960 года Совет Министров СССР принял Постановление № 1157-487 о разработке зенитных ракетных комплексом «Оса» и «Оса-М», соответственно для ПВО Сухопутных войск и ВМФ (далее по тексту все данные о ЗРК «Оса» и ЗРК «Оса-М» из Википедии и соответствующих первоисточников – автор).

Разработчиками ЗРК «Оса» и ЗРК «Оса-М» были:

НИИ-20 ГКРЭ, главный конструктор В.П. Ефремов – головная организация-разработчик
по комплексу ЗРК «Оса» в целом, разработчик станций обнаружения целей (СОЦ) и головки самонаведения ракеты 9М33.
Главный конструктор Потапов – разработчик ракеты КБ-82 для ЗРК «Оса».
НИИ-24 – разработчик боевой части ракеты конструкции КБ-82.
НИИ-571 – разработчик радио-взрывателя ракеты конструкции КБ-82.
ЦКБ-34 – разработчик первоначальной корабельной пусковой установки СМ-126.
ЦКБ-7 (ПО «Арсенал») – разработчик новой корабельной пусковой установки ЗИФ-122.

В августе 1964 года головным разработчиком зенитной управляемой ракеты для ЗРК «Оса-М» назначено ОКБ-2 ГКАТ, главный конструктор Грушин.

В результате комплексной работы различных НИИ и КБ был создан полностью унифицированный (то есть способный работать как на суше, так и на море) зенитный ракетный комплекс ЗРК «Оса» («ЗРК «Оса-М») под универсальную ракету 9М33.

Используя собственную систему управления, которая состоит из станции обнаружения целей (СОЦ), станции сопровождения цели (ССЦ), счётно-решающего прибора (СРП), приборов визирования ракет, передачи команд, пульта для трёх операторов, а также приборов сопряжения и управления приводами ПУ ЗИФ-122, зенитный ракетный комплекс ЗРК «Оса-М» осуществляет поиск воздушных целей, наведение ПУ и ракет на цель и их запуск в условиях волнения моря до 5 баллов.

При этом «наведение ракет на цель осуществляется радиокомандным методом, а радиолокационные системы комплекса работают в сантиметровом диапазоне и содержат устройства помехозащиты».

Радиолокационная станция (СОЦ) ЗРК «Оса-М» обеспечивает обнаружение целей, «летящих на высоте 3,5 — 4 км на дальности до 25-30 км и на больших высотах на дальности до 50 км». При этом СУ (система управления) ЗРК «Оса-М» опознает цель и передаёт координаты цели на станцию сопровождения (ССЦ), которая синхронно наводит весь антенный пост и ПУ (пусковую установку) ЗРК «Оса-М» по пеленгу и «допоиску цели по углу места».

Одновременный процесс поиска, обнаружения, опознавания, захвата и сопровождение целей в единой СУ (системе управления) позволяет ЗРК «Оса-М» реагировать на цель максимально быстро (в течение нескольких секунд). Кроме этого, СУ ЗРК «Оса-М» может принимать данные целеуказания от общекорабельной системы обнаружения и целеуказания целей.

Зенитная управляемая ракета 9М33 ЗРК «Оса-М» – одноступенчатая с двухрежимным твёрдотопливным двигателем. Стартовый заряд ракеты 9М33 телескопический, а маршевый заряд одноканальный. Ракета имеет рули управления в носовой части (схема «утка») и все четыре крыла-руля объединены в «крыльевой блок», который «установлен подвижно относительно корпуса и в полете свободно вращается».

Пусковая установка ЗРК «Оса-М» ЗИФ-122 в составе подъёмной части с пусковыми (направляющими) балками и вращающейся частью в походном положении находится под палубой корабля в специальном «погребе», в котором размещён боекомплект ракет 9М33. Вес ПУ без боекомплекта 6850 кг.

В опущенном состоянии ПУ ЗИФ-122 направляющие балки располагается вертикально. Вокруг ПУ размещаются на четырёх барабанах ракеты 9М33 (на каждом барабане может быть установлено по пять ракет).

В боевом положении створки крышки ПУ раздвигаются, и подвижная часть ПУ с двумя ракетами на направляющих поднимается наружу из погреба.

После пуска первой ракеты с ПУ в погребе происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на «линию заряжания» очередной ракеты 9М33. После пуска второй ракеты пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъёмная часть ПУ опускается за очередными двумя ракетами.

Время перезаряжания ПУ — 16-21 секунда. Скорострельность ЗРК «Оса-М» — 2 выстрела в минуту по воздушным целям и 2,8 выстрела в минуту по надводным. Время нацеливания или перенацеливания, то есть время переноса огня на другую цель — 12 секунд.

После запуска стартового двигателя и «схода» ракеты 9М33 с пусковой установки ЗРК «Оса-М», она сначала летит в автоматическом режиме, то есть в режиме неуправляемого радиокомандами полёта.

Затем ракета 9М33 «захватывается» станцией визирования ракет (СВР) и уже радиокомандами выводится на цель.

Система упралвения ЗРК «Оса-М» (СУ) использует командный метод управления полётом ракеты «по одному из реализованных в системе методов: «трёхточка» или «половинное спрямление» по воздушным целям, «трёхточка в режиме НЛЦ» по низколетящим целям и метод по надводным целям».

Внешне это воспринимается как «нервное» поведение летящей ракеты, которая как бы «обнюхивает» пространство впереди себя, неровно «порхает», как бабочка, из стороны в сторону, но всё ближе к цели, а потом, недалеко от цели, вдруг выпрямляет своё полёт, визуально ускоряется и бьёт, как жало, как удар копья или стрелы-пули, в цель.

При приближении ракеты 9М33 к цели СУ ЗРК «Оса-М» подаёт команду «для взведения радиовзрывателя и снятия последней ступени предохранителя» боевой части ракеты.

Радиовзрыватель ракеты 9М33 «начинает излучать радиомагнитные импульсы и при определённом уровне отражённых от цели сигналов происходит подрыв боевой части», при этом «предельный радиус срабатывания взрывателя 15 метров».

В случае, если ракета 9М33 пролетела мимо цели, то «на ракету подаётся команда на отключение радиовзрывателя, ракета выводится к уровню воды и самоликвидируется подрывом боевой части от часового механизма или разрушается при ударе о воду».

Испытания ЗРК «Оса-М» проводились на БПК пр.1134 и МРК пр.1124 в 1971 году и после доработок в 1973 году ЗРК «Оса-М» был принят на вооружение ВМФ СССР.

После стрельб в 1973-1974 годах комплекс ЗРК «Оса-М» модернизировали, «минимальная высота поражения цели уменьшилась с 60 до 25 м над уровнем моря» (ЗРК «Оса-МА», 1979). Затем высоту поражения целей ракетами ЗРК «Оса-МА» уменьшили до 5 м над уровнем моря (ЗРК «Оса-МА-2», 80-е годы XX века).

ТТД ракеты — 9М33М:
Тип ракеты – зенитная;
Масса ракеты, кг – 126;
Масса боевой части, кг — 14,5;
Скорость, М — 2,5;
Дальность min , км – 1;
Дальность max , км – 7;
Скорость цели, м/c — до 500.

Читать еще:  Реактивная система залпового огня Teruel-3 (Испания)

Корабельный зенитный ракетный комплекс ЗРК «Оса-М» может самостоятельно обнаружить, навести и уничтожить цели (с вероятностью 0,7-0,75 в 70-е годы XX века), летящие на высоте 3,5-4 км на дальности до 25-30 км и на больших высотах на дальности до 50 км.

Практически ЗРК «Оса-М» является универсальным корабельным вооружением, способным эффективно противодействовать любым типам самолётов, вертолётов и крылатых ракет «вероятного противника» во всех видах боевых действий и в условиях активного радиоэлектронного и радиационного противодействия.

Современный зенитный ракетный комплекс ЗРК «Оса-АК(М)» имеет новую система наведения, гарантирующую поражение летательных аппаратов со скоростями до 700 м/с на дальностях до 12 км и высотах до 7 км с вероятностью 0,6-0,8, а маневрирующей цели – 0,4-0,7, в том числе малоразмерной цели и цели, выполненной по технологии «стелс». Причём поражение цели обновлённой ракетой 9M33M3 осуществляется до рубежа применения противником «высокоточного оружия».

Объём зоны поражения ЗРК «Оса-АК(М)» повышен в сравнении с ЗРК «Оса-М» (1974) «в 2,06 раза при стрельбе навстречу целям со скоростями до 300 м/с и в 4 раза для целей со скоростями до 500 м/с».

Твердотельные усилители высокой частоты (УВЧ) с низкими коэффициентами шума и расширенным динамическим диапазоном в системах управления (СОЦ и ССЦ), а также введение системы цифровой обработки сигналов СОЦ и ССЦ, обеспечивают более высокую помехозащищённость ЗРК «Оса-АК(М)».

Кроме этого «оптико-электронная система ОЭС-1Т с теплопеленгатором (рабочий диапазон: 8-12 мкм), телевизионным каналом (с лучшими, чем у штатного телевизионно-оптического визира 9Ш38-2, характеристиками) и лазерным дальномером (длина волны — 1,06 мкм) для измерения дальности до цели в режиме радиомолчания» позволило «повысить живучесть ЗРК «Оса-АК(М)» в условиях применения противником противорадиолокационных ракет и полного радиоэлектронного подавления».

Но и это ещё не всё…

Теперь современная корабельная ЗРК «Оса-АК(М)» имеет «повышенную степень автоматизации боевой работы — автоматизированное рабочее место начальника расчёта АРМ-1Т на базе современного компьютера, позволяющее автоматизировать расчёт зоны поражения по сопровождаемой цели в реальном масштабе времени, выводить формуляр сопровождаемой цели на ЖК экране АРМ». Автоматизированы «задачи целераспределения, целеуказания и координации действий зенитной ракетной батареи ЗРК «Оса-АК(М)», например, в областях перекрытия зон поражения пусковых установок 9А33-1Т».

В результате, например, «4 октября 2005 года на 174-м полигоне ВВС и войск ПВО в п. Доманово белорусская сухопутная транспортная ЗРК «Оса-1Т» продемонстрировала сопровождение и поражение всех мишеней ИВЦ-М2 с расходом не более одной ЗУР на мишень».

Таким образом, ЗРК «Оса» разных модификаций находятся на вооружении: России, Белоруссии, Украины, Азербайджана, Алжира, Анголы, Армении, Болгарии, Греции, Грузии, Индии, Иордании, Ирака, Кубы, Польши, Сирии, Туркмении, Эквадора, Ливии, а также других стран НАТО (после распада СССР).

Существенным недостатком ЗРК «Оса-М» образца 1973-1974 года было время реакции СУ на поиск, обнаружение цели и наведения на цель — 16-26 секунд, что не позволяло сбивать быстролетящие и низколетящие летательные аппараты (в частности, крылатые противокорабельные ракеты – автор).

Так, например, во время сдачи курсовых задач «К-1», «К-2» и «ПВО» в мае-июне 1973 года БПК «Свирепый» не сбил и пропустил одну из крылатых ракет, которая пронеслась со свистом на высоте 20-25 метров прямо над моей головой, когда я вылез из румпельного отделения, чтобы сфотографировать артиллерийские и ракетные стрельбы.

Тогда ракета 9М33 «зашипела», но не сошла с направляющих ПУ ЗИФ-122 ЗРК «Оса-М», осталась на месте.

Командование 128-й бригады и 12-й дивизии ракетных кораблей вместе со своими флагманскими специалистами, командиром БПК «Свирепый» и другими начальниками долго разбиралось, почему и как это произошло…

Это ЧП, а также случайное повреждение ракеты 9М33 при погрузке на БПК «Свирепый», привело к списанию с корабля замечательного офицера, первого командира БЧ-2, старшего лейтенанта Евгения Леонидовича Крылова. Это произошло непосредственно 20 июля 1973 года – в день входа БПК «Свирепый» на первую БС (боевую службу).

Теперь мы должны были, во что бы то ни стало, отстреляться ракетами 9М33 корабельной ЗРК «Оса-М» по воздушной мишени только на «отлично»…

ЗРК «Оса»

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» — автоматизированное средство ПВО, которое используется для отражения воздушных атак противника на малых дальностях. Его технические характеристики обеспечивают прикрытие от воздушных ударов мотострелковой или танковой дивизии. Ракетный комплекс действует как на марше, так и в процессе боя.

Разработка ЗРК «Оса» в 60-х гг. XX века была обусловлена тем фактором, что авиация, избегая зенитных управляемых ракет, пыталась атаковать противника на сверхмалых высотах. В результате ЗРК, которые были на вооружении в те годы, оказались чуть ли не бесполезными. Если их тактико-технические характеристики отлично подходили для борьбы с высоколетящими воздушными объектами, то для низколетящих они не представляли практически никакой опасности.

Поскольку новая стратегия нападения авиации стремительно распространялась по всему миру, многие развитые страны стремились, как можно быстрее, решить задачи по проектированию новых ЗРК, которые бы эффективно противостояли низколетящим целям. Однако технический уровень развития даже столь мощного государства, как Соединенные Штаты Америки, не позволял разрабатывать ЗРК, который бы успешно поражал низколетящие цели. В этом плане их сильно опередили советские конструкторы, которые сделали прорыв в создании новых видов вооружения.

История ЗРК «Оса»

Согласно постановлению Совета Министров и ЦК КПСС от 27.10.1960 года, работы по разработке нового ЗРК были начаты в этом же 1960 году. За разработку отвечал НИИ-20 Государственного Комитета СССР по радиоэлектронике. Всем процессом руководил Тарановский, которого в скором будущем сменил Косичкин.

По сей день перед советскими конструкторами не ставили столько сложную задачу по созданию автономного ЗРК. По задумке, новая система зенитно-ракетного комплекса должна совмещать на единой базе такие устройства:

  • Средства обнаружения и сопровождения разных типов воздушных целей.
  • Средства навигации.
  • Средства топографии.
  • Пусковое устройство, которое бы отвечало за запуск зенитной управляемой ракеты.
  • Независимые источники электроснабжения.

Плюс ко всему новый ЗРК комплекс должен быть еще и плавучим. Уже после нескольких попыток разработки специалистам стало ясно, что одному НИИ-20 с такой задачей не справиться. Поэтому разработку ЗРК поручили целому ряду НИИ и конструкторским бюро:

  • Ответственным за весь проект, как уже было указано выше, был НИИ-20 Госкомитета по радиоэлектронике. К тому же, данному НИИ была поручена разработка боевой машины.
  • Ответственным за разработку и тестирование зенитной управляемой ракеты назначили конструкторское бюро №82. Главный конструктор, отвечающий за создание ракеты – А. Потопалов.
  • Кутаисский автомобильный завод отвечал за разработку самоходного шасси.
  • Всесоюзный НИИ по электрооборудованию отвечал за создание общей системы электропитания зенитно-ракетного комплекса.

Вместе с разработкой самоходного ЗРК «Оса» проходила разработка аналогичной системы «Оса-М», главная задача которого заключалась в обеспечении защиты кораблей военно-морского флота от разного вида низколетящих воздушных угроз.

Поскольку военная разведка в 60 гг. успешно работала в США, правительству СССР было известно, что потенциальный противник занимается разработкой своего автономного и мобильного ЗРК, располагающегося на самоходном шасси. Это была новинка, обозначающаяся как «Маулер». Ее задача заключалась в обеспечении защиты американских войск от низколетящих воздушных целей на расстоянии десяти-пятнадцати километров.

В результате, создание советского ЗРК велась быстрыми темами. Но со временем стало понятно, что такая паника была напрасной, поскольку американский проект провалился – он был свернут летом 1965 года.

Сложности при разработке ЗРК «Оса»

Разработка ЗРК «Оса» в СССР тоже продвигалась довольно медленно. Назначенные КБ и НИИ не справлялись с поставленными задачами. Одни главные конструкторы, отвечающие за разработку разных узлов, сменивались другими, но и такая мера не помогала.

Осенью 1964 г. назначили нового разработчика, которым стал ЗУР-МКБ «Факел». Тогда главным конструктором этого предприятия был Грушин. Разработка плавающего самоходного шасси тоже была передана другому предприятию – Брянскому автомобильному заводу.

Главным конструктором ЗРК стал Ефремов, директор НИЭИ Минрадиопрома СССР.

Читать еще:  Зенитный ракетный комплекс Crotale (Франция)

После столь масштабной перестановки, создание ЗРК «Оса» пошла куда успешнее и в 1970 году на Эмбинский полигн поступил первый прототип комплекса. Там он успешно прошел все испытания.

Осенью 1971 года ЗРК передали на вооружение армии СССР, а через год он поступил на вооружение ПВО Сухопутных войск. Общественность впервые увидела ЗРК «Оса» на военном параде, проходящем в ноябре 1975 года на Красной площади в Москве.

Описание и характеристики ЗРК «Оса»

ЗРК «Оса» способен самостоятельно следовать за мотострелковыми и танковыми дивизиями в разных погодных условиях. Благодаря уникальной конструкции шасси он получил прекрасную плавучесть и видимость. Также он отличается высокой эффективностью и имеет хорошую защиту от помех.

Состав мобильного самоходного ЗРК «Оса»:

  • Заряжающая машина.
  • Машина 9А33Б, оснащенная средствами наведения и пуска ракет.
  • Системы разведки.
  • Управляемая ракета 9М33.

Как заряжающая, так и боевая машины располагаются на плавающих шасси БАЗ-5937. Это трехосное шасси имеет отличную проходимость в условиях бездорожья и может преодолевать водные преграды. К тому же, оно оборудовано следующими устройствами:

  • Навигацией.
  • Генератором отбора мощности.
  • Системами жизнеобеспечения.
  • Системы электроснабжения.

Этот комплекс, кроме того, что способен передвигаться самостоятельно, может транспортироваться на железнодорожном транспорте или грузовых самолетах ИЛ-76. Мощный двигатель обеспечивает ЗРК «Оса» максимальную скорость до 80 километров в час по шоссе. По грунтовым дорогам комплекс передвигается со скоростью до 55 километров в час.

При необходимости, ЗРК может пылить со скоростью до 10 километров в час. В таком случае, двигатель обеспечивает работу специального водомета. Что касается шасси, то оно способно буксировать прицепы до 7 200 килограмм.

За обнаружение воздушных целей противника отвечает мощная радиолокационная станция. Она обнаруживает воздушные цели, находясь как в движении, так и на месте. К тому же, ЗРК может идентифицировать цели по принципу «свой – чужой».

Серийное производство зенитно-ракетного комплекса «Оса» проходило на двух предприятиях:

  • Ижевский электромеханический завод отвечал за производство самой боевой машины.
  • Кировский машиностроительный завод отвечал за производство зенитных управляемых ракет.

Стоит отметить, что до 1975 года ЗРК «Оса» производилась без серьезных модернизаций. И только в этом году на вооружение Сухопутных войск поступил модернизированный ЗРК «Оса-АК». Произошли следующие изменения:

  • Вместо 4 ракет 9М33 появилось 6 ракет модификации 9М33М2.
  • Увеличилась зона поражения. Теперь комплекс мог поражать самолеты, скорость которых достигала 500 метров в секунду (базовая модель могла сбивать самолеты только если их скорость не превышала 420 метров в секунду).
  • Поменялось место размещения радиоэлектронной аппаратуры. Ее большую часть поместили на новой элементной базе. Благодаря такому нововведению удалось уменьшить вес комплекта, повысить общую надежность и снизить энергопотребление.
  • Ракеты с новыми взрывателями. Их конструкция изменилась, что позволило уменьшить минимальную высоту поражения целей с 50 метров до 25 метров.

Как видите, модернизированный ЗРК существенно превосходил базовую модель по вышеперечисленным характеристикам.

Модификация ЗРК «Оса-АКМ»

Следующей модификацией ЗРК была «Оса-АКМ». Она поступила на вооружение в 1980 году. Главное отличие модификации заключалось в повышенным возможностям борьбы с военными самолетами. Поскольку, начиная с 1970-х гг. военные вертолеты массово оснащали противотанковыми ракетами, ЗРК пришлось доработать с учетом этих нюансов.

ЗРК «Оса-АКМ» успешно атаковал не только движущие, но и «зависшие» в воздухе цели. Ракеты получили модернизированный взрыватель, благодаря чему цели можно было уничтожать чуть ли не на нулевых высотах. При этом расстояние до воздушной цели не должно было быть меньше двух километров. Максимальная дальность поражения – до 6,5 километров.

Модификации «Оса», разработанные в других странах

Помимо перечисленных выше модификаций, существуют и другие, которые были выполнены в Польше и Белоруссии.

«Оса-1Т» — модификация, которая была создана в Беларуси. Работы по модернизации проходили начиная с 2001 года. После всех доработок комплекса, его продемонстрировали в польском Кльце и Минске. Специалисты произвели следующие доработки:

  • Внедрили современную оптико-электронную систему, главная задача которой – сопровождение цели. Эта система сконструирована так, что может эксплуатироваться даже при полном радиоэлекронном подавлении.
  • Модернизована защита комплекса от помех, увеличился радиус ее действия.
  • Благодаря доработкам комплекс смог поражать воздушные цели, летящие на высоте до семи километров на расстоянии до двенадцати километров.
  • Модернизированный комплекс может поражать цели, которые летят со скоростью до 700 метров в секунду.

Ремонтопригодность и общий ресурс зенитно-ракетного комплекса были существенно увеличены.

Следующая модернизированная машина была построена на базе зенитно-ракетного комплекса «Оса» — Т-38 «Стилет». Ее тоже разработали в Белоруссии. Основное отличие этой модернизации заключается в наличие двухступенчатой ракеты Т-382. Если с производством двухступенчатых ракет возникнут проблемы, комплекс сможет использовать ракеты модели 9М33М3, которые идут в комплекте «Оса-АКМ».

Еще одна модификация – польская SA-8 Sting. Она мало чем отличается от белорусской «Оса-1Т». Здесь прослеживается совместная разработка с Белоруссией.

Тактико-технические характеристики ЗРК «Оса» (базовой модели)

  • Боевая масса – 18 000 кг.
  • Длина корпуса – 9140 мм.
  • Ширина корпуса – 2750 мм.
  • Высота с опущенным радаром – 4200 мм.
  • Экипаж – 5 человек.
  • Диапазон дальности стрельбы – от 1500 до 10 000 м.
  • Вооружение – 4 управляемые ракеты 9М33.
  • Мощность двигателя – 300 л/с. Максимальная скорость передвижения по шоссе – до 70 км в час; по бездорожью – 35 км в час. К тому же, комплекс может передвигаться даже вплавь. Его скорость в таком случае – до 10 км в час.

Колесная формула 6х6 обеспечивает комплексу спокойное передвижение в условиях отсутствия дорог.

ЗРК «Оса» и его модификации и сегодня входят в вооружение Сухопутных войск РФ и многих других стран, и это несмотря на то, что современные ЗРК превосходят их по многим характеристикам. Пока армия не планирует от них избавляться.

Зенитный ракетный комплекс «Оса» — уничтожитель воздушных объектов на малых дистанциях

Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Оса» является автоматизированным средством ПВО, предназначенным для отражения воздушных угроз на малых дальностях. Его тактико-технические характеристики способны обеспечить прикрытие от воздушных ударов танковой или мотострелковой дивизии. Ракетный комплекс может действовать как в процессе боя, так и на марше.

Создание ЗРК «Оса» в 60-х годах 20 века было обусловлено тем, что авиация, избегая огня зенитных управляемых ракет, старалась атаковать на сверхмалых высотах. В связи с этим ЗРК, которые существовали в те годы, оказались практически бесполезными. Хотя их ТТХ прекрасно подходили для борьбы с высоколетящими целями, для низколетящих целей они практически не представляли опасности.

Так как новая тактика нападения авиации распространилась по всему миру, военные ведомства многих развитых стран пытались решить задачи по проектированию новых зенитно-ракетных комплексов, которые могли бы эффективно бороться именно с низколетящими целями. Технический уровень развития даже такого мощного государства, как США, не позволял создать ЗРК, который мог бы эффективно бороться с низколетящими целями, но советские конструкторы в очередной раз совершили резкий рывок вперёд в гонке вооружений.

История создания ЗРК «Оса»

Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров от 27.10.1960 года, работы по созданию нового зенитно-ракетного комплекса были начаты в том же 1960 году. Ответственным за разработку был назначен НИИ-20 Государственного Комитета СССР по радиоэлектронике. Во главе процесса разработки был поставлен Тарановский, которого вскоре сменил Косичкин.

До сих пор перед советскими конструкторами никогда не ставили сложную задачу по разработке полностью автономного зенитно-ракетного комплекса. Согласно плану, новая система ЗРК должна была совместить на одной базе следующие устройства:

  1. Средства обнаружения и сопровождения воздушных целей;
  2. Пусковое устройство, способное к запуску зенитной управляемой ракеты;
  3. Средства топографии;
  4. Средства навигации;
  5. Независимые источники электроснабжения.

В довершение ко всему, новый зенитно-ракетный комплекс должен был быть ещё и плавучим. После нескольких попыток разработки стало ясно, что одному НИИ-20 с подобной задачей не справиться. Именно по этой причине разработка ЗРК было доверена целому ряду НИИ и конструкторских бюро:

  • НИИ-20 Госкомитета по радиоэлектронике, как уже было сказано выше, назначался ответственным за весь проект. Кроме этого, данное НИИ отвечало за разработку боевой машины;
  • Конструкторское бюро №82 машиностроительного завода по авиационной технике было назначено ответственным за разработку и испытания зенитной управляемой ракетой. Главным конструктором, ответственным за ракету, стал А. Потопалов;
  • Всесоюзный НИИ по электрооборудованию отвечал за разработку всей системы электропитания ЗРК;
  • Самоходное шасси должен был разработать Кутаисский автомобильный завод.
Читать еще:  Зенитный ракетный комплекс Tan-SAM / Type 81 (Япония)

Параллельно с разработкой самоходного зенитно-ракетного комплекса «Оса» разрабатывался аналогичный комплекс ЗРК «Оса-М», основным предназначением которого являлась защита кораблей военно-морского флота от низколетящих воздушных угроз.

Так как военная разведка СССР в 60-е годы успешно работала в США, советскому правительству было известно, что потенциальный соперник разрабатывает свой автономный и мобильный ЗРК на самоходном шасси. Американская новинка, известная под именем «Маулер», должна была обеспечить американские войска защитой от низколетящих целей на расстоянии 10-15 км.

В связи с этими обстоятельствами, разработка советского ЗРК началась усиленными темпами. Как показало время, паника была совершенно напрасной, так как данный американский проект с треском провалился – летом 1965 года он был окончательно свёрнут.

Трудности при разработке ЗРК «Оса»

В СССР разработка ЗРК «Оса» тоже продвигалась очень медленно. Назначенные НИИ и КБ не справлялись с поставленной задачей. Проходили постоянные замены главных конструкторов, которые отвечали за разработку различных узлов, но это мало помогало.

В сентябре 1964 года новым разработчиком был назначен ЗУР-МКБ «Факел». В то время главным конструктором «Факела» был Грушин. Разработка плавающего самоходного шасси также была передана новому предприятию, которым стал Брянский автомобильный завод.

Директор НИЭИ Минрадиопрома СССР Ефремов был назначен главным конструктором ЗРК.

После такой масштабной перестановки, разработка ЗРК «Оса» пошла более успешно и в 1970 году первый прототип ЗРК «Оса» был отправлен на Эмбинский полигон, где успешно прошёл все положенные испытания. 4 октября 1971 года комплекс был принят на вооружение армии СССР. На вооружении ПВО Сухопутных войск данный самоходный комплекс был принят в 1972 году. Общественности зенитно-ракетный комплекс «Оса» впервые был представлен во время военного парада, который проходил на Красной площади в Москве в ноябре 1975 года.

Описание ЗРК «Оса» и его основные боевые характеристики

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» способен самостоятельно следовать за танковыми и мотострелковыми дивизиями практически в любых погодных условиях. Уникальная конструкция шасси обеспечивает ему прекрасную проходимость и плавучесть. Он имеет высокую эффективность и обладает хорошей защитой от помех. Мобильный самоходный ЗРК «Оса» включает в свой состав следующие средства:

  • Машина 9А33Б, оборудованная средствами наведения и пуска ракет;
  • Системы разведки;
  • Заряжающая машина;
  • Ракета 9М33, которая является управляемой.

Как заряжающая, так и боевая машины находятся на плавающих шасси БАЗ-5937. Данное трёхосное шасси обладает прекрасной проходимостью в условиях бездорожья и способно преодолевать водные преграды. Кроме того, оно оснащено следующими устройствами:

  • Средствами электроснабжения;
  • Навигацией;
  • Системами жизнеобеспечения;
  • Генератором отбора мощности.

Данный комплекс, помимо того, что может передвигаться своим ходом, может транспортироваться на грузовых самолётах ИЛ-76 или железнодорожном транспорте. Мощный двигатель способен обеспечить ЗРК максимальную скорость до 80 км/ч по шоссе. При этом по грунтовым дорогам комплекс способен передвигаться со скоростью до 55 км/ч.

В случае необходимости, ЗРК «Оса» способен плыть со скоростью до 10 км/ч. В данном случае, двигатель обеспечивает работоспособность специального водомёта. Само шасси может буксировать прицепы весом до 7 200 кг.

Для обнаружения воздушных целей на ракетном комплексе используется мощная радиолокационная станция. Она может обнаруживать воздушные цели, находясь как на месте, так и в движении. Кроме того, ЗРК способна идентифицировать цели по признаку «свой – чужой».

Серийное производство ЗРК «Оса»

Серийное производство зенитно-ракетного комплекса «Оса» было развёрнуто на 2-х предприятиях:

  • Сама боевая машина производилась на Ижевском электромеханическом заводе;
  • Зенитные управляемые ракеты производились на Кировском машиностроительном заводе.

До 1975 года «Оса» производилась без существенных модернизаций.

В 1975 году на вооружение Сухопутных войск СССР был принят модернизированный зенитно-ракетный комплекс «Оса-АК». Модернизация ЗРК «Оса» заключалась в следующих изменениях:

  • Появилось 6 зенитных управляемых ракет модификации 9М33М2, вместо 4-х 9М33 у базовой модификации;
  • Зона поражения у модернизированного комплекса тоже была увеличена. Теперь комплекс мог сбивать самолеты, скорость которых равнялась 500м/С, вместо 420 М/С у базовой модели;
  • Радиоэлектронная аппаратура (большая часть её) была размещена на новой элементной базе. Это нововведение позволило уменьшить массу комплекса, снизить энергопотребление и повысить общую надёжность;
  • Ракеты получили взрыватели новой конструкции, которые позволили уменьшить минимальную высоту поражения воздушных целей комплексом с 50 до 25 метров.

В целом, модернизированный зенитно-ракетный комплекс значительно превосходил по базовым характеристикам предыдущую модель.

Модификация ЗРК «Оса-АКМ»

Следующая модернизации зенитно-ракетного комплекса получила название «Оса-АКМ». Данная модификация была принята на вооружение в 1980 году. Основным отличием модификации «АКМ» были повышенные возможности для борьбы с военными вертолётами. Так как, начиная с конца 1970-х годов военные вертолёты стали массово оснащаться противотанковыми ракетами, комплекс пришлось дорабатывать в соответствии с этими нюансами.

ЗРК «Оса-АКМ» мог вести эффективный огонь не только по движущимся, но и по «зависшим» в воздухе целям. Ракеты комплекса получили модернизированный взрыватель, после установки которого цели можно было поражать практически на нулевых высотах. При этом расстояние до цели не должно было быть менее 2 км. Максимальная дальность поражения составляла до 6,5 км.

Модификации Оса, произведённые в других странах

Кроме вышеперечисленных модификаций, существует ещё несколько модификаций ЗРК «Оса» которые были произведены в Белоруссии и Польше.

«Оса-1Т» — это модернизированный комплекс, который был произведён в Республике Беларусь. Работы по модернизации базового комплекса были начаты в 2001 году. После того как комплекс был доработан, он был продемонстрирован в Минске и польском Кельце. В отличие от базового комплекса он обладает следующими доработками:

  • Защита комплекса от помех была модернизирована, возрос радиус её действия;
  • Появилась современная оптико-электронная система, основной задачей которой является сопровождение цели. Данная система сконструирована таким образом, что может функционировать в условиях полного радиоэлектронного подавления;
  • Система наведения нового комплекса даёт возможность ракетам поражать цели, летящие на высоте до 7 км. Расстояние до цели может составлять до 12 км;
  • Модернизированный комплекс способен поражать цели, летящие со скоростью до 700 м/с.

Общий ресурс и ремонтопригодность зенитно-ракетного комплекса были значительно увеличены.

Следующая модернизированная машина, произведённая на базе ЗРК – это Т-38 «Стилет». Она тоже производится в Белоруссии. Самым главным отличием данной модернизации является наличие двухступенчатой ракеты Т-382. Если возникнут проблемы с производством двухступенчатых ракет, комплекс может успешно пользоваться ракетами 9М33М3, которые используются в комплексе «Оса-АКМ».

Ещё одной модернизацией является польская ЗРК SA-8 Sting. Она практически ни чем не отличается от белорусской «Оса-1Т». Здесь явно прослеживается совместная с Белоруссией разработка.

Тактико-технические характеристики ЗРК «Оса»

Основные ТТХ зенитно-ракетного комплекса «Оса» (базовой модели) имеют следующие характеристики:

  • По классификации – это зенитно-ракетный комплекс;
  • Его боевая масса составляет 18 000 кг;
  • Экипаж включает в себя 5 человек;
  • Длина корпуса комплекса составляет 9 140мм;
  • Высота комплекса с опущенным радаром составляет 4 200 мм;
  • Ширина корпуса составляет 2 750 мм;
  • Диапазон дальности стрельбы составляет от 1 500 до 10 000 метров;
  • В качестве вооружения комплекс располагает четырьмя управляемыми ракетами 9М33;
  • Двигатель комплекса имеет мощность в 300 л/с. Он может развивать максимальную скорость по шоссе до 70 км/ч, и до 35 км/ч по бездорожью. Кроме того, комплекс способен передвигаться вплавь со скоростью до 10 км/ч.

Колёсная формула 6х6 позволяет комплексу без проблем передвигаться в условиях полного отсутствия дорог.

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» и его модификации до сих пор состоят на вооружении Сухопутных войск России и ряда других стран. Хотя современные ЗРК во многом превосходят «Осу», армия не спешит полностью от них отказываться.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector