43 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зенитный ракетный комплекс Rapier (Великобритания)

Зенитный ракетный комплекс Rapier (Великобритания)

Фирмой “Бритиш аэроспейс” на базе состоящего с 1971 года на вооружении британской армии ЗРК “Рапира” разработан новый ЗРК “Рапира-2000”, предназначенный для борьбы с низколетящими воздушными целя-ми, в том числе с крылатыми ракетами и зависшими вертолетами, в условиях ак-тивного применения противником средств РЭБ. Он имеет лучшие тактико-технические характеристики, в частности более высокие помехозащищенность, огневую мощь и степень автоматизации процесса боевой работы, а также увеличенное до двух число каналов наведения ракет. Кроме того, как сообщается, новый комплекс устойчив к воздействию факторов ядерного взрыва. В 1995 году ЗРК “Рапира-2000” начал поступать на вооружение частей и подразделений сухопутных войск и ВВС Великобритании. В 1996 году планировалось купить около 60 таких комплексов с целью оснащения ими двух зенитных ракетных батарей сухопутных войск и трех эскадрилий противовоздушной обороны ВВС.

Тактико-технические характеристики ЗРК

Все оборудование ЗРК “Рапира-2000” размещается на трех унифицированных одноосных прицепах с автономными источниками электропитания. На одном из них смонтированы пусковая установка с восемью ЗУР и оптико-электронная (теплотелевизионная) станция сопровождения целей и ракет, а также радиочастотный передатчик команд наведения ЗУР, на втором – трехкоорди-натная PЛC обнаружения целей “Даггер”, на третьем – моноимпульсная радиоло-кационная станция на- ведения ракет “Блайндфайр-2000”. Буксировка прицепов осуществляется тремя 4-т автомобилями повышенной проходимости, в кузовах которых транспортируется по 15 ЗУР. Кроме того, в состав комплекса входят два выносных пульта дистанционного управления стрельбой (командира и оператора), размещаемых на треногах.

Зенитная управляемая ракета

В ЗРК “Рапира-2000” применяется применяется одноступенчатая ЗУР “Рапира” Мк2, выполненная по нормальной аэродинамической схеме. В средней части ракеты установ-лены плоскости стабилизатора с приемными антеннами команд наведения, а в хвостовой – аэродинамические рули и четыре трассера, обеспечивающие возможность слежения за ней в полете с помощью оптико-электронной станции. ЗУР имеет твердотопливный двухрежимный двигатель фирмы “Ройял орднанс” и может оснащаться боевыми частями двух типов: осколочно-фугасной с дистанционным (лазерным) взрывателем для поражения малоразмерных целей, в том числе крылатых и противорадиолокационных ракет) и полубронебойной с контактным взрывателем замедленного действия (для борьбы с самолетами и вертолетами противника). Подрыв БЧ может быть произведен также с помощью самоликвидатора, если поступление команд на ракету задерживается более чем на 0,5 с.

ЗУР характеризуются повышенной надежностью и, кроме того, не требуют регулировок и проверок в течение десяти лет. Они хранятся и перевозятся в специальных контейнерах.

Зенитный ракетный комплекс Rapier (Великобритания)

Работы по новому комплексу, получившему название Rapier-2000, были начаты в 1986 году. Цель модернизации была проста: малыми силами и затратами создать новый ЗРК, способный эффективно бороться со всеми имеющимися и перспективными воздушными целями. Кроме того, необходимо было повысить потенциал комплекса в отношении низковысотных целей и обеспечить способность работы в условиях применения противником современных средств РЭБ. Наконец, новый ЗРК должен был иметь достаточную мобильность, что потребовало применить колесные шасси.

Главным элементом зенитного ракетного комплекса Rapier-2000 является ракета Rapier Mk2, являющаяся прямым наследником боеприпаса оригинальной версии «Рапиры». Ракета длиной 2,24 метра и стартовым весом 43 килограмма выполнена по нормальной аэродинамической схеме. В средней части цилиндрического корпуса смонтированы четыре стабилизатора со встроенными антеннами приемника команд. Рули и их приводы, соответственно, размещены в задней части ракеты, перед соплом твердотопливного двигателя. Кроме того, в хвостовой части ракеты имеются четыре трассера: с их помощью оптико-электронная станция зенитного ракетного комплекса может отслеживать перемещения ракеты. Боевая часть ракеты делается в двух вариантах. В первом случае это осколочно-фугасная боеголовка с дистанционным взрывателем на основе лазерного дальномера, а во втором – полубронебойная с контактным взрывателем. Первая предназначена для уничтожения малоразмерных целей наподобие беспилотных летательных аппаратов или крылатых ракет, а вторая используется при атаке самолетов и вертолетов. В обеих боевых частях ракеты имеется самоликвидатор. Он срабатывает в том случае, если в течение первых 0,5 секунды полета ракета не получит команд со станции наведения. Транспортировка ракет осуществляется в специальных контейнерах. Перед снаряжением пусковой установки ракеты вынимаются из контейнеров, после чего устанавливаются на направляющие. Среди прочего, во время модернизации старых ракет Mk1 и приведения их к состоянию Mk2 конструкторы British Aerospace повысили ресурс боеприпасов. По этой причине ракеты Rapier Mk2 могут храниться в транспортном контейнере до десяти лет, конечно же, при правильном хранении и обращении с ними.

Читать еще:  Автомат Khaybar KH-2002 (Иран)

Пуск ракет осуществляется с направляющих пусковой установки. Она представляет собой модуль, смонтированный на двухколесном шасси. На поворотной платформе с гидравлическим приводом размещено восемь направляющих для ракет и два блока оптико-электронной станции наблюдения (ОЭС) – визирный и аппаратный. Благодаря поворотной платформе направляющие и ОЭС имеют круговую горизонтальную наводку. По вертикали направляющие и визиры могут двигаться в пределах от -5° до + 60°. Установка ракет на направляющие производится вручную силами двух солдат из расчета комплекса.

Для обнаружения и сопровождения целей в составе комплекса Rapier-2000 имеется радиолокационная станция Dagger. Вычислители РЛС позволяют обнаруживать и сопровождать одновременно до 75 целей. Кроме того, аппаратура позволяет в полуавтоматическом режиме распределять цели по степени опасности и строить порядок атаки соответствующим образом. Согласно ряду источников, автоматика РЛС Dagger имеет функции противодействия противорадиолокационным боеприпасам. Так, обнаружив атаку, станция автоматически отключает передачу каких-либо сигналов, что, по задумке конструкторов, должно сбить с толку наводящуюся на источник излучения ракету. Антенна РЛС Dagger состоит из 1024 приемно-передающих элементов и позволяет уверенно «видеть» цели на расстоянии до 20 километров. Кроме того, Dagger производит опознавание по системе «свой-чужой».

Наведение ракеты на цель является задачей отдельной радиолокационной станции Blindfire-2000. Она является дальнейшим развитием соответствующего элемента комплекса Rapier – РЛС DN-181 – и имеет лучшие характеристики по сравнению с ним. В частности, «Бландфаер-2000» использует линейную частотную модуляцию излучаемого сигнала, что заметно улучшает помехозащищенность. Интересно, что станция наведения комплекса Rapier-2000 берет ракету на сопровождение немного раньше, чем это было на Rapier. Для этого на пусковой установке, а именно на визирном блоке, имеется дополнительная антенна управления ракетой. Эта антенна используется для выведения ракеты под сигнал основной. В случае если стойкость к помехам станции Blindfire-2000 оказывается недостаточной, наведение ракеты происходит при помощи ОЭС. В ее состав входят телевизионная камера и тепловизор. Используя трассер ракеты, ОЭС выдает вычислителю ее координаты. При этом одновременно возможно обнаружение и сопровождение цели оптическими средствами. Тем не менее, вне зависимости от используемого способа обнаружения, посылка команд на ракету осуществляется по радиоканалу. Одновременно возможен обстрел только двух целей – по количеству средств сопровождения целей и ракет.

Все элементы зенитного ракетного комплекса Rapier-2000 монтируются трех на одинаковых двухосных автоприцепах, буксировка которых может производиться любым доступным транспортом соответствующей грузоподъемности. Основным буксировщиком при этом являются грузовики повышенной проходимости: одновременно с обеспечением мобильности они используются и в качестве транспортных машин. В кузове одного грузовика можно перевозить 15-20 ракет в транспортных контейнерах. Каждый автоприцеп, на котором смонтирован комплекс, оснащен отдельным дизельным генератором, воздушным кондиционером и системой жидкостного охлаждения для обеспечения работоспособности аппаратуры. Помимо трех прицепов с оборудованием и ракет в состав комплекса входят два выносных пульта управления на треногах. Один из них является рабочим местом командира расчета, другой – оператора. При разворачивании ЗРК в боевое положение расчет соединяет все элементы при помощи оптоволоконных кабелей. Радиосвязь между ними не предусмотрена. Это было сделано для повышения эффективности взаимодействия систем в условиях применения противником РЭБ.

Читать еще:  АК до АК: Первые автоматы Калашникова

Зенитный ракетный комплекс Rapier-2000 был принят на вооружение сухопутных войск и ВВС Великобритании в 1995 году. Первоначально планировалось произвести для собственных нужд более двух сотен комплектов «Рапиры-2000», но по ряду причин это удалось сделать только через десять с лишним лет. В то же время, обстановка позволила специалистам British Aerospace создать экспортную модификацию под названием Jernas. От оригинального Rapier-2000 он отличается только компоновкой некоторых узлов и используемой платформой. Так, пусковая установка Jernas и РЛС обнаружения Dagger могут устанавливаться как на двухколесный прицеп, так и вместо кузова подходящего автомобиля. Это, например, может быть известный внедорожник HMMWV или ему подобное авто. Что касается пультов управления, то во всех случаях они монтируются в кабине машины.

Британская рапира: ЗРК Rapier-2000

Через десять-пятнадцать лет после принятия на вооружение зенитного ракетного комплекса Rapier британским военным стало ясно, что нужно озаботиться созданием нового средства противовоздушной обороны аналогичного класса. Исходя из экономических и практических соображений, было решено не создавать новый ЗРК с нуля, но делать его путем глубокой модернизации имеющейся «Рапиры». Конкурс на модернизацию старого комплекса выиграла компания British Aerospace. Этот выбор военных можно объяснить тем, что незадолго до того эта фирма была образована путем слияния и преобразования нескольких оборонных предприятий, в том числе и British Aircraft Corporation, создавшего исходный Rapier.

Работы по новому комплексу, получившему название Rapier-2000, были начаты в 1986 году. Цель модернизации была проста: малыми силами и затратами создать новый ЗРК, способный эффективно бороться со всеми имеющимися и перспективными воздушными целями. Кроме того, необходимо было повысить потенциал комплекса в отношении низковысотных целей и обеспечить способность работы в условиях применения противником современных средств РЭБ. Наконец, новый ЗРК должен был иметь достаточную мобильность, что потребовало применить колесные шасси.

Главным элементом зенитного ракетного комплекса Rapier-2000 является ракета Rapier Mk2, являющаяся прямым наследником боеприпаса оригинальной версии «Рапиры». Ракета длиной 2,24 метра и стартовым весом 43 килограмма выполнена по нормальной аэродинамической схеме. В средней части цилиндрического корпуса смонтированы четыре стабилизатора со встроенными антеннами приемника команд. Рули и их приводы, соответственно, размещены в задней части ракеты, перед соплом твердотопливного двигателя. Кроме того, в хвостовой части ракеты имеются четыре трассера: с их помощью оптико-электронная станция зенитного ракетного комплекса может отслеживать перемещения ракеты. Боевая часть ракеты делается в двух вариантах. В первом случае это осколочно-фугасная боеголовка с дистанционным взрывателем на основе лазерного дальномера, а во втором – полубронебойная с контактным взрывателем. Первая предназначена для уничтожения малоразмерных целей наподобие беспилотных летательных аппаратов или крылатых ракет, а вторая используется при атаке самолетов и вертолетов. В обеих боевых частях ракеты имеется самоликвидатор. Он срабатывает в том случае, если в течение первых 0,5 секунды полета ракета не получит команд со станции наведения. Транспортировка ракет осуществляется в специальных контейнерах. Перед снаряжением пусковой установки ракеты вынимаются из контейнеров, после чего устанавливаются на направляющие. Среди прочего, во время модернизации старых ракет Mk1 и приведения их к состоянию Mk2 конструкторы British Aerospace повысили ресурс боеприпасов. По этой причине ракеты Rapier Mk2 могут храниться в транспортном контейнере до десяти лет, конечно же, при правильном хранении и обращении с ними.

Пуск ракет осуществляется с направляющих пусковой установки. Она представляет собой модуль, смонтированный на двухколесном шасси. На поворотной платформе с гидравлическим приводом размещено восемь направляющих для ракет и два блока оптико-электронной станции наблюдения (ОЭС) – визирный и аппаратный. Благодаря поворотной платформе направляющие и ОЭС имеют круговую горизонтальную наводку. По вертикали направляющие и визиры могут двигаться в пределах от -5° до + 60°. Установка ракет на направляющие производится вручную силами двух солдат из расчета комплекса.

Читать еще:  Авиационная пушка ГШ-6-30 (СССР)

Для обнаружения и сопровождения целей в составе комплекса Rapier-2000 имеется радиолокационная станция Dagger. Вычислители РЛС позволяют обнаруживать и сопровождать одновременно до 75 целей. Кроме того, аппаратура позволяет в полуавтоматическом режиме распределять цели по степени опасности и строить порядок атаки соответствующим образом. Согласно ряду источников, автоматика РЛС Dagger имеет функции противодействия противорадиолокационным боеприпасам. Так, обнаружив атаку, станция автоматически отключает передачу каких-либо сигналов, что, по задумке конструкторов, должно сбить с толку наводящуюся на источник излучения ракету. Антенна РЛС Dagger состоит из 1024 приемно-передающих элементов и позволяет уверенно «видеть» цели на расстоянии до 20 километров. Кроме того, Dagger производит опознавание по системе «свой-чужой».

Наведение ракеты на цель является задачей отдельной радиолокационной станции Blindfire-2000. Она является дальнейшим развитием соответствующего элемента комплекса Rapier – РЛС DN-181 – и имеет лучшие характеристики по сравнению с ним. В частности, «Бландфаер-2000» использует линейную частотную модуляцию излучаемого сигнала, что заметно улучшает помехозащищенность. Интересно, что станция наведения комплекса Rapier-2000 берет ракету на сопровождение немного раньше, чем это было на Rapier. Для этого на пусковой установке, а именно на визирном блоке, имеется дополнительная антенна управления ракетой. Эта антенна используется для выведения ракеты под сигнал основной. В случае если стойкость к помехам станции Blindfire-2000 оказывается недостаточной, наведение ракеты происходит при помощи ОЭС. В ее состав входят телевизионная камера и тепловизор. Используя трассер ракеты, ОЭС выдает вычислителю ее координаты. При этом одновременно возможно обнаружение и сопровождение цели оптическими средствами. Тем не менее, вне зависимости от используемого способа обнаружения, посылка команд на ракету осуществляется по радиоканалу. Одновременно возможен обстрел только двух целей – по количеству средств сопровождения целей и ракет.

Все элементы зенитного ракетного комплекса Rapier-2000 монтируются трех на одинаковых двухосных автоприцепах, буксировка которых может производиться любым доступным транспортом соответствующей грузоподъемности. Основным буксировщиком при этом являются грузовики повышенной проходимости: одновременно с обеспечением мобильности они используются и в качестве транспортных машин. В кузове одного грузовика можно перевозить 15-20 ракет в транспортных контейнерах. Каждый автоприцеп, на котором смонтирован комплекс, оснащен отдельным дизельным генератором, воздушным кондиционером и системой жидкостного охлаждения для обеспечения работоспособности аппаратуры. Помимо трех прицепов с оборудованием и ракет в состав комплекса входят два выносных пульта управления на треногах. Один из них является рабочим местом командира расчета, другой – оператора. При разворачивании ЗРК в боевое положение расчет соединяет все элементы при помощи оптоволоконных кабелей. Радиосвязь между ними не предусмотрена. Это было сделано для повышения эффективности взаимодействия систем в условиях применения противником РЭБ.

Зенитный ракетный комплекс Rapier-2000 был принят на вооружение сухопутных войск и ВВС Великобритании в 1995 году. Первоначально планировалось произвести для собственных нужд более двух сотен комплектов «Рапиры-2000», но по ряду причин это удалось сделать только через десять с лишним лет. В то же время, обстановка позволила специалистам British Aerospace создать экспортную модификацию под названием Jernas. От оригинального Rapier-2000 он отличается только компоновкой некоторых узлов и используемой платформой. Так, пусковая установка Jernas и РЛС обнаружения Dagger могут устанавливаться как на двухколесный прицеп, так и вместо кузова подходящего автомобиля. Это, например, может быть известный внедорожник HMMWV или ему подобное авто. Что касается пультов управления, то во всех случаях они монтируются в кабине машины.

По материалам:
http://rbase.new-factoria.ru/
Василин Н.Я., Гуринович А.Л. Зенитные ракетные комплексы. – Мн.: ООО «Попурри», 2002

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: