4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зенитный ракетный комплекс С-75 «Десна» (Россия)

Зенитно-ракетный комплекс С-75М «Волхов» (С-75 «Двина» и «Десна»)

Характеристики ЗРК С-75М «Волхов»

Характеристики даны для С-75М «Волхов», в скобках указаны изначальные характеристики С-75, если требуется.

История создания ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»).

20 ноября 1953 г. вышло Постановления Совета Министров СССР (№2838/1201) «О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника».
Хотя к этому времени уже были закончены работы по созданию стационарной зенитной ракетной системы С-25, подвижной и мобильной зенитной ракетной системой СССР ещё не обладал. И создать её было необходимо в кратчайшие сроки.

От мобильной установки не требовалось надежности поражения целей системы стационарной… но и стоить она должна была на порядок меньше. На основе КБ-1 для проектирования новой ракеты было создано ОКБ-2 под руководством конструктора П.Д. Грушина. Все члены ОКБ имели опыт разработки С-25, в том числе, ряд нереализованных наработок, которые вполне могли подойти для нового проекта.

Проектирование станции наведения ракет осуществлял коллектив конструкторов под руководством С.П. Заворотищева и В.Д. Селезнева. Ракета, получившая обозначение В-750 («изделие 1Д») создавалась на основе нормальной аэродинамической схемы, имела две ступени — стартовую с твердотопливным двигателем и маршевую — с жидкостным, что обеспечивало высокую начальную скорость с наклонного старта.
К разработке двигателя маршевой ступени привлекались специалисты НИИ-88, двигатель стартовой ступени был создан в КБ-2 завода № 81. Пусковая установка СМ-63 создавалась в ЦКБ-34 (ныне г. Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. В ГСКБ (г.Москва) разрабатывалась транспортно-заряжающая машина ПР-11.

Ракета комплекса С-75 в транспортном положении

Эскизный проект ЗРК, получивший название С-75 был в основном готов к середине мая 1954 г., а к декабрю 1956 г. испытания ракеты В-750 были завершены.

Не смотря на необходимость немедленного принятии С-75 (работающего в 6-сантиметровом волновом диапазоне «Д») на вооружение, на чем настаивало руководство страны, сделать это быстро было невозможно — слишком много компонентов необходимо было рассчитать, настроить и претереть друг к другу.

Тогда было принято «временное» решение — начать производство упрощенного варианта С-75, работающего на основе электровакуумных приборов 10 см диапазона (диапазон «В») уже хорошо освоенных промышленностью.

Постановлением Совета Министров СССР от 25 августа 1956 г. (то есть до окончания испытаний ракеты) упрощенный комплекс под названием СА-75 «Двина» был запущен в производство. Испытания комплекса началиссь уже в 1957 г., были они успешными, поэтому 11 декабря 1957 г. ЗРК СА-75 «Двина» был принят на вооружение.

Ракета комплекса С-75 в боевом положении

Работы над «продвинутым» (работающего в 6 см диапазоне) вариантом С-75 тем временем продолжались, и в мае 1957 г. опытный образец ЗРК комплекса приступил к испытания. Надо сказать, что отличались СА-75 и С-75 не только длинной волны:

  • Аппаратура СА-75 размещалась в 5 тентованных грузовиков ЗИЛ-157, а у С-75, на 3-х двухосных автомобильных прицепах, приводимых в движение тем же грузовиком. Сделано это было не столько ради эргономики, сколько ради увеличения ресурса техники. Пока прицеп на боевом дежурстве стоит на открытом воздухе, автомобиль можно спокойно загнать в бокс.
  • С-75 был оснащен автоматизированным прибором пуска АПП-75, новыми пусковыми установками СМ-63-1 и СМ-63-2, спроектированным под новую ракету.
  • Новой ракетой В-750Н, а впоследствии В-750ВН («изделие 13Д»).

22 мая 1959 г. после завершения всех испытаний, обновленный комплекс был принят на вооружение СССР как С-75Н «Десна».

Впоследствии, все семейство первых советских мобильных ЗРК для краткости называли просто С-75 и добавляли собственное имя проекта (см. модификации).

Залп ракет зенитного ракетного комплекса С-75

Эксплуатация ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»)

Зенитный ракетный комплекс С-75 состоял на вооружении СССР и стран Варшавского договора, а также Алжира, Вьетнама, Египта, Ирана, Ирака, Китая, Кубы, Ливии, КНДР, республики Мозамбик, Монголии, Сирии, Югославии. Кроме С-75 советского изготовления, по лицензии производился в Китае (под марками HQ-1 и HQ-2), в Египте и в Иране.

С-75 мало того, что был первым по-настоящему мобильным и универсальным средством ПВО оснащенным ракетами. Он также был (и остается) единственным в мире зенитным ракетным комплексом, успешно прошедшим испытания настоящей войной. В списке конфликтом с участием С-75:

  • Арабо-израильские войны («шестидневная», «война на истощение»)
  • Война во Вьетнаме
  • Индо-Пакистанский конфликт (1965 г.)
  • Вьетнамо-Китайский конфликт
  • Ирано-Иракские войны
  • Военной операции в Ливии (1986 г.)
  • Война в Персидском заливе
  • Грузино-Абхазский конфликт (1993 г.)

Этот список может быть продолжен, так С-75 до сих пор состоит на вооружении ряда стран.

Пусковая установка зенитной ракеты С-75 «Волхов»

Состав ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»).

В состав зенитного ракетного комплекса С-75 входят:

  • Станция наведения ракет СНР-75 (антенный пост, кабина боевого управления «У», аппаратная кабина «А», радиодальномер РД-75 «Амазонка», средства обеспечения и буксировки). 1 шт.
  • Пусковые установки (СМ-63, СМ-90) — 6 шт.
  • Транспортно-заряжающие машины ПР-11 — 6 шт.

В случае, когда зенитный ракетный дивизион С-75 выполняет задачи в качестве отдельного, ему могут быть приданы радиолокационная станция разведки и целеуказания П-12 «Енисей» и радиовысотомер ПРВ-13 из состава радиотехнического дивизиона зенитной ракетной бригады.

Транспортеры ракет ЗРК С-75

Основные модификации ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»).

  • СА-75 «Двина» — (1957 г.) первый серийный зетнитный ракетный комплекс, работающий в 10 см диапазоне. Зенитная ракета: В-750.
  • СА-75М «Двина» — (1957 г.) с обновленными зенитными ракетами типов В-750В, В-750ВМ и В-750ВК.
  • СА-75МК «Двина» — (1960 г.) экспортный вариант СА-75М с ракетой В750В.
  • С-75 «Десна» — (1959 г.) улучшенный зенитный комплекс работающий в 6 сантиметровом диапазоне. Зенитная ракета: ЗУР В-750ВН («изделие 13»).
  • С-75М «Волхов» — (1961 г.) переоснащенный ракетами В-755 («изделие 20Д»), а также В-755У («изделие 20ДУ») комплекс С-75, с увеличенной зоной поражения целей.
  • С-75М «Волхов» — (1964 г.) ЗРК с ракетой В-760 («изделие 15Д») со специальной боевой частью.
  • С-75М «Десна» — (1965 г.) экспортный вариант с ракетой ЗУР В-755.
  • С-75Д «Десна» — (1969 г.) ЗРК с ракетами ЗУР В-755 и В-755У.
  • С-75М2 «Волхов» — (1971 г.) ЗРК с ракетой В-759 («изделие 5Я23») ;
  • С-75М3 «Волхов» — (1975 г.) ЗРК с ракетой В-760В («изделие 5В29») со специальной боевой частью .
  • С-75М4 «Волхов» — (1978 г.) ЗРК с телевизионным оптическим визиром и имитатором станции наведения ракет.
Читать еще:  Межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж44 РТ-23 (СССР)

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

«Он сбил самолёт Пауэрса»: как ЗРК С-75 вошёл в историю противовоздушной обороны СССР

С началом холодной войны над территорией СССР участились полёты разведывательной авиации западных государств. Самолёты-разведчики летали на высотах (около 20 км), которые были недоступны для отечественных истребителей. Пользуясь техническим преимуществом, страны — члены НАТО получали актуальную информацию о военных и ядерных объектах Советского Союза.

Такое положение дел не устраивало военно-политическое руководство страны. 20 ноября 1953 года вышло Постановление Совета министров СССР №2838/1201 «О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника».

В этом документе правительство прописало основные технические требования к перспективному зенитному ракетному комплексу (ЗРК). Отечественные инженеры должны были создать средство ПВО, способное поражать аэродинамические цели на высотах от 3 до 20 км, летящие со сверхзвуковой скоростью (до 1500 км/ч). На тот момент ствольная зенитная артиллерия и истребители могли перехватывать вражеские самолёты лишь на высоте 14—17 км, летящие со скоростью не более 1000 км/ч.

Как указывал Совмин, дивизион ЗРК должен быть транспортабельным, чтобы в относительно короткие сроки перебрасываться по железной дороге на защиту объекта, а потом развёртываться на местности.

Разработкой ЗРК занимались специалисты СКБ-31 (филиал КБ-1 — сейчас ПАО «НПО «Алмаз») и ОКБ-2 (будущее МКБ «Факел»), активно используя технологический задел по стационарной системе С-25, защищавшей небо над Москвой. Проектом руководили известные отечественные конструкторы Пётр Грушин, Александр Расплетин и Борис Бункин.

«Превосходный образец»

Испытания ЗРК проходили в 1955—1957 годах. С 1958 года в советскую армию стали массово поступать СА-75 «Двина» и их модернизированные версии С-75М «Десна». Комплексы могли перехватывать цели на высоте до 27 км и на дальности до 29 и 34 км. В 1961 году было запущено производство С-75М2 «Волхов» с максимальной дальностью действия до 56 км.

Новый советский ЗРК оказался намного эффективнее и дешевле, чем его предшественник (С-25). На развёртывание комплекса уходило около шести часов, интервал между пусками ракет не превышал шесть секунд. На одну цель отводилось три ракеты. В отсутствие помех радиоэлектронному оборудованию вероятность поражения составляла 60—80%, в условиях сильных помех — 50—60%.

Для поражения целей применялась двухступенчатая ракета В-750 (изделие 1Д) массой около 2 т. Первая ступень — стартовая — оснащалась твердотопливными ускорителями, вторая — маршевая — жидкостными. Ракета неоднократно совершенствовалась по дальности, манёвренности и мощи.

«С-75 для своего времени — это превосходный образец инженерной мысли. Комплекс оказался достаточно мобильным, неприхотливым и недорогим в эксплуатации. Эти качества предопределили его невероятную популярность в СССР и в государствах — союзниках Москвы», — отметил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Боевое крещение С-75 состоялось 7 октября 1959 года в Китае, с которым на тот момент Советский Союз поддерживал тёплые отношения. Тремя ракетами комплекса на высоте свыше 20 км был сбит дальний самолёт-разведчик RB-57D ВВС Тайваня. Его обломки разлетелись в радиусе 5—6 км. О точности попадания красноречиво свидетельствует 2471 сквозная пробоина, обнаруженная на фрагменте крыла уничтоженного самолёта площадью всего лишь 3 кв. м.

Утром 1 мая 1960 года состоялся боевой дебют С-75 в СССР. В небе над Свердловском (Екатеринбургом) советские зенитчики поразили Lockheed U-2, которым управлял американский лётчик Фрэнсис Гэри Пауэрс. По заданию ЦРУ он должен был сфотографировать ракетный полигон в районе Сары-Шаган, космодром Байконур и объекты ядерной энергетики в Свердловской области.

Достоверной картины того, что произошло 1 мая 1960 года над Свердловском, по-прежнему нет. Большинство экспертов сходятся во мнении, что U-2 поразила первая ракета, выпущенная 5-м зенитным ракетным дивизионом под командованием подполковника Новикова (37-я бригада). Взрыв боевой части повредил двигатель и хвостовую часть машины. U-2 начал разваливаться, но Пауэрс успел катапультироваться и после приземления был схвачен.

Однако примерно в это же время по самолёту открыли огонь ещё три дивизиона 57-й бригады, которыми командовали майор Воронов, капитан Шелудько и майор Шугаев.

Как полагает Дмитрий Корнев, с большой долей вероятности ракеты дивизионов Воронова и Шелудько были выпущены по крупным обломкам американской машины, а дивизион Шугаева по роковой случайности сбил советский истребитель МиГ-19 лейтенанта Сафронова, который был ранее поднят по тревоге на перехват U-2.

«В то утро было выпущено восемь ракет, хотя U-2 сбила первая. Неразбериха в небе над Свердловском была вызвана нехваткой опыта у зенитчиков и отсутствием координации с истребительной авиацией. После происшествия были сделаны соответствующие выводы. Больше таких ошибок наши военные себе не позволяли. Сложно искать здесь чью-то вину. В конце концов, боевая задача дивизиона С-75 была выполнена. Он сбил самолёт Пауэрса», — подчеркнул Корнев.

По словам эксперта, чтобы исключить повторение дружественного огня, в советской армии была введена система опознавания самолётов «свой-чужой», решены все насущные вопросы взаимодействия войск ПВО и ВВС. Также на вооружение зенитчиков начали поступать автоматизированные системы управления (АСУ) противовоздушным боем типа «Вектор».

Читать еще:  Буксируемая гаубица 2А18 Д-30 (СССР)

Инцидент с Пауэрсом привёл к значительному сокращению количества разведывательных полётов самолётов НАТО. В последующие годы расчёты С-75 перехватили ещё пять U-2, но уже не над СССР. Один самолёт был сбит в небе над Кубой (1962) и четыре машины — над Китаем (1962—1965).

«Абсолютный чемпион»

Выдающиеся боевые качества советский комплекс продемонстрировал во Вьетнамской войне. По данным Минобороны РФ, в Демократическую Республику Вьетнам были переброшены ЗРК С-75М «Двина», истребители МиГ-17 и МиГ-21, радиолокационные станции обнаружения, техника связи и зенитная артиллерия. По оценке западных СМИ, с 1965 по 1972 год в Индокитай были переброшены 95 С-75 и свыше 7,6 тыс. ракет.

«24 июля 1965 года дивизионы первого зенитного ракетного полка Вьетнамской народной армии в районе Ханоя уничтожили три истребителя-бомбардировщика F-4C «Фантом» пуском четырёх ракет типа В-750В. Это было первое в истории ПВО боевое применение ЗРК против сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков», — говорится в материалах военного ведомства.

Точная статистика потерь американской авиации в период Вьетнамской войны от отечественных зенитных ракет не разглашается. По подсчётам Минобороны РФ, до конца 1965 года вьетнамские расчёты С-75 при помощи советских специалистов уничтожили 93 воздушных судна. В отечественной историографии можно встретить данные о том, что США потеряли во Вьетнаме свыше 1,3 тыс. вертолётов и самолётов.

Американские исследователи приводят более скромные цифры (около 200 воздушных судов), признавая потери широкого спектра авиатехники: стратегических бомбардировщиков (В-52), транспортных самолётов (С-123), истребителей (F-4, F-8, F-105, F-104), самолётов-разведчиков (RB-66, RF-101, О-2), штурмовиков (А-1, А-3, A-4, A-6, A-7).

26 октября (по другим данным — 23 октября) 1967 года в районе Ханоя расчёт С-75 сбил штурмовик Douglas A-4 Skyhawk, которым управлял Джон Маккейн. Попав в плен, будущий сенатор и кандидат в президенты США рассказал на допросе, что после попадания советской ракеты получил «удар потрясающей силы». Во вьетнамской тюрьме он провёл более пяти лет.

«Точных данных о количестве сбитых С-75 самолётов, конечно, нет. Но в любом случае ущерб США от советских ЗРК во Вьетнаме был очень серьёзным. Ни один зенитный ракетный комплекс так широко не применялся в реальных боевых действиях. С-75 — это абсолютный мировой чемпион по количеству поражённой авиатехники», — подчеркнул Корнев.

Помимо Китая и Вьетнама, С-75 поставлялся в десятки стран мира: КНДР, Монголию, Кубу, Албанию, Болгарию, Венгрию, Чехию, Румынию, Польшу, Югославию, Ирак, Египет, Сирию, Ливию, Судан, Мозамбик, Анголу, Афганистан, Пакистан, Индию, Перу.

С-75 хорошо зарекомендовал себя на Ближнем Востоке. Однако, как считает Корнев, потенциал советского ЗРК не был раскрыт из-за слабой выучки арабских армий.

С марта 1969-го по сентябрь 1971 года («Война на истощение») египетские расчёты С-75 уничтожили не менее семи самолётов ВВС Израиля (три F-4, один А-4, один бомбардировщик Dassault Mystère IV, один лёгкий самолёт Piper J-3 Cub и один транспортный самолёт Boeing C-97 Stratofreighter).

В 1980-е годы (во время войны с Ираном) иракские расчёты С-75 перехватили четыре иранских F-4 и один F-5E, а во время операции «Буря в пустыне» (январь — февраль 1991 года) они смогли уничтожить два американских истребителя F-15E и F-14, а также один британский бомбардировщик Tornado.

«С-75 — это крайне удачная система, которая претерпела несколько модернизаций. Её заслуга не только в обеспечении безопасности страны и союзников СССР. На этом комплексе училось несколько поколений офицеров ПВО. А технологические наработки по этому ЗРК помогли отечественным инженерам разработать ЗРК «Круг», С-125 и С-200. С-75 — это целая эпоха», — пояснил Корнев.

По словам собеседника RT, опыт применения С-75 позволил советскому командованию определить оптимальную структуру зенитного ракетного дивизиона в составе нескольких пусковых установок, командной машины (командного пункта), радиолокационной станции (РЛС), радиотехнической батареи, транспортных средств.

«Революционность С-75 заключалась в том, что это был передвижной, надёжный, эффективный и недорогой комплекс. Конечно, по современным меркам на его развёртывание уходит достаточно много времени, однако с задачей по прикрытию стационарных объектов от самолётов противника в эпоху холодной войны С-75 справлялся на отлично. А для некоторых государств он актуален до сих пор», — резюмировал Корнев.

Зенитный ракетный комплекс С-75 «Десна» (Россия)

Зенитно-ракетный комплекс С-75 «Десна» (SA-2 «Guideline») предназначен для поражения воздушных целей на средних и больших высотах на встречных курсах и вдогон. Перевозимый (буксируемый) комплекс разрабатывался для прикрытия важных административно-политических и промышленных объектов, войсковых частей и соединений. С-75 «Десна» одноканален по цели и трехканален по ракете, т. е. одновременно способен сопровождать одну цель и наводить на нее до трех ракет. Разработка комплекса начата в 1953 г. в КБ-1 (ныне «Алмаз»). Генеральный конструктор А. Расплетин. Зенитная управляемая ракета была разработана в КБ «Факел», генеральный конструктор П. Грушин. Комплекс создавался на базе технических решений, реализованных при разработке системы С-25. Пусковая установка — однобалочная с переменным углом старта ракеты и электроприводом для разворота по углу и азимуту — спроектирована в ленинградском ЦКБ-34.

В 1955 г. создан опытный полигонный вариант комплекса и произведены первые пуски ракет. К середине 1956г. был создан экспериментальный образец передвижной станции наведения ракет. Весь комплекс размещался в шести кабинах. Аппаратные кабины размещались в автомобильных фургонах, приемопередающая аппаратура с антеннами — на артиллерийской повозке КЗУ-16, пусковые установки для перевозки устанавливались на специальные колесные шасси. Комплекс имел шесть пусковых установок, которые размещались по кругу вокруг станции наведения ракет (СНР). В 1957 г. комплекс под названием СА-75 «Двина» поступил на вооружение войск ПВО страны. Радиолокатор системы (станции наведения ракет) работал в Е-диапазоне. Комплекс производил обстрел цели ракетами В-750 (1Д) и В-750В (13Д). Разработка ЗРК средней дальности С-75 «Десна» началась в 1956 г., а опытный полигонный образец создали в 1957 г. Учитывая недостатки ЗРК СА-75 и другие причины, новый комплекс С-75 проектировался с размещением аппаратурной части в буксируемых кузовах-фургонах, установленных на шасси автомобильного прицепа. Комплекс производил обстрел целей ракетами нового типа В-750ВН (13Д) и имел расширенную зону поражения по сравнению с предшественником. С началом серийного производства и поставок в войска трехкабинного варианта комплекса С-75 «Десна» производство СА-75 было свернуто.

Читать еще:  Межконтинентальная баллистическая ракета 8К69 Р-36орб (СССР)

Война во Вьетнаме послужила причиной проведения ряда доработок на комплексе С-75 «Десна». Всего было проведено 6 опытно-конструкторских разработок с практическим испытанием на полигоне и последующим внедрением на технике во Вьетнаме. Был введен режим ложного пуска, т. е. включение передатчика радиокоманд управления ракетой без пуска ракеты. Приняв такой сигнал на свой разведприемник, летчики тактической авиации совершали противоракетный маневр и тем самым отличались от самолетов стратегической авиации, которые таких маневров делать не могли.
Следующей модификацией стал комплекс С-75М «Волхов», который отличался от предыдущих типом используемых ракет В-755 (20Д и 20ДП), а также наличием на приемо-передающей кабине двух параболических антенн. В новой ракете вместо двух антенн в радиовзрывателе применялись четыре, а также была несколько изменена конструкция маршевого двигателя ракеты. Станция наведения ракет работала в G-диапазоне волн. На азимутальной антенне широкого луча были установлены параболические антенны узкого луча, что повышало возможности комплекса при работе по малоразмерным целям и в условиях помех. Комплекс позволял вести обстрел целей в условиях активных и пассивных помех. С-75М поступил на вооружение войск ПВО в мае 1961 г., в 1962 г. принят на вооружение ПВО сухопутных войск. Комплексу придавалась кабина связи и сопряжения с АСУ, которая позволяла вести работу станции наведения ракет в режиме автоматизированного внешнего целеуказания. Применение автоматизированных систем управления позволило повысить эффективность боевого использования ЗРК.

Позднее были разработаны варианты комплекса С-75М2, С-75М3, отличавшиеся типом используемых ракет (20Д, 5Я23) и введением новых режимов работы СНР-75 для защиты от помех. Комплекс многократно дорабатывался, на последнем этапе на приемо-передающую кабину был установлен телеоптический визир. Телевизионная камера позволяла обстреливать цели в условиях радиоэлектронного подавления СНР-75.

Ракеты всех серийных модификаций двухступенчатые, выполнены по нормальной аэродинамической схеме. Первая ступень (стартовый ускоритель) — твердотопливная, представляет собой пороховой реактивный двигатель, работающий в течение 4,5 с. Вторая ступень имеет жидкостный реактивный двигатель, работающий на соединении керосина и азотной кислоты. Цельноповоротные рули для управления по тангажу, рысканию и крену расположены на хвостовом отсеке маршевой ступени, элероны для управления по крену на участке полета со стартовым ускорителем — на стартовом ускорителе в одной плоскости. Для уменьшения продольной статической устойчивости в носовой части ракеты размещены дестабилизаторы трапециевидной формы на ракетах ранних модификаций и треугольной — на ракетах поздних серий. Боевая часть — осколочно-фугасная массой 196 кг (для ракет 20Д) и 190-197 кг (для 5Я23). Радиус поражения боевой части может достигать 244 м по целям типа U-2. Для малоразмерных целей типа истребитель радиус поражения уменьшается до 65 м.

Большой радиус поражения позволяет компенсировать ошибки системы наведения. По данным иностранной печати, ракета могла иметь ядерную боевую часть мощностью около 15 кт. На комплексах С-75М поздних выпусков для увеличения боевых возможностей ракета наводилась на цель также и на пассивном участке после выключения маршевого двигателя. Подрыв БЧ осуществлялся по команде от радиовзрывателя или по команде от наземной станции наведения при подлете к цели. Самоликвидация ракеты производилась ограничением времени полета или при промахе независимо от времени полета. Наведение ракеты на цель радиокомандное. Команды управления ракетой вырабатываются аппаратурой станции наведения ракет исходя из относительного положения ракеты и цели и передаются в течение всего времени полета ракеты. Прием команд управления на борту ракеты начинается с момента отделения первой ступени, т. к. приемная антенна закрыта стартовым ускорителем. Передача команд осуществляется в дециметровом диапазоне волн. Кабина ПВ имеет две антенны, осуществляющие сканирование в двух ортоганальных плоскостях по углу (вертикальная) и по азимуту (горизонтальная). ЗРК последних модификаций «Волхов» имеет также 2 параболические антенны, расположенные на азимутальной антенне.
ЗРК С-75 «Десна» состоит на вооружении зенитно-ракетного дивизиона, включающего станцию наведения ракет СНР-75 (3 кабины), кабину сопряжения с АСУ, пусковые установки (6 шт.), средства энергоснабжения, средства разведки воздушного пространства. Обычно пусковые установки располагаются по кругу на расстоянии 60-100 м вокруг командного пункта дивизиона (СНР-75). Элементы комплекса могут располагаться на открытой местности, в окопах с использованием обваловки или в стационарных бетонных укрытиях. При этом кабина ПВ (приемо-передающая) в любом случае находится на открытой местности и не может быть защищена. Боевой расчет комплекса состоит из 4 человек — одного офицера и трех операторов сопровождения по угловым координатам и дальности.

В Китае С-75 «Десна» производился по лицензии под названием HQ-1 (полный аналог) и HQ-2 (улучшенный вариант). Ирак доработал ракету своих ЗРК тепловой головкой самонаведения, которая способна наводить ракету на конечном участке полета. Под названием «Волга» (экспортное название) комплекс поставлялся во многие страны мира.

Тактико-технические характеристики С-75 «Десна»
Тип ракеты: двухступенчатая управляемая ракета «земля-воздух»
Первая ступень ракеты — пороховой ускоритель, маршевый двигатель второй ступени — жидкостный
Система наведения: радиокомандная
Длина ракеты: 10600 мм
Диаметр корпуса первой ступени: 700 мм
Максимальная и минимальная дальность поражения целей: 29—34 км и 7 км
Максимальная высота поражения целей: 25—27 км
Стартовая масса: 2300 кг
Масса боевой части: 200 кг
Тип боевой части: осколочно-фугасная
Способ подрыва БЧ: СА-75 (1957) радиокомандный с поста управления; С-75 (1959) неконтактным радиовзрывателем
#вссссрроссииснг

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector