0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зенитный ракетный комплекс СА-75 «Двина» (СССР)

Зенитный ракетный комплекс СА-75 «Двина» (СССР)

Зенитный ракетный комплекс СА-75 «Двина» предназначен для прикрытия стационарных административно-политических и промышленных объектов, войсковых частей и соединений. После нескольких полетов над СССР высотных самолетов-разведчиков U-2 в августе 1956 г. под руководством министра оборонной промышленности Д.Ф.Устинова были рассмотрены возможные экстренные меры по усилению ПВО. Форсирование работ по созданию СНР 6-сантиметрового диапазона сочли нереальным из-за задержек с освоением соответствующих электровакуумных приборов. Работавший тогда в ракетостроении известный авиаконструктор П.В. Цыбин предложил разместить средства С-25 на железнодорожных платформах, но это означало создание с нуля уже третьего комплекса, отличного как от С-25, так и от С-75. В итоге приняли предложение А.А.Расплетина о внедрении в серию упрощенного варианта С-75 с использованием освоенных приборов 10-сантиметрвого диапазона без аппаратуры селекции движущихся целей и электронного выстрела, который в дальнейшем получил обозначение СА-75 «Двина».

КБ-1 продолжало работу и по варианту комплекса с аппаратурой 6-сантиметрового (диапазона Н), который позднее приняли на вооружение как С-75 «Десна». Отметим, что обозначение С-75 применяется и ко всему семейству комплексов СА-75, С-75, С-75М и др., созданных в несколько этапов и многие десятилетия одновременно находившихся в эксплуатации. Официально принятое решение было утверждено Постановлением СМ СССР от 25 августа 1956 г. Опытный образец СНР СА-75 «Двина» должен был быть поставлен на совместные испытания в апреле 1957 г., а для обеспечения ускоренного оснащения войск зенитно-ракетной техникой в 1957 г. предстояло выпустить средства для комплектования 40 батарей (зенитно-ракетных комплексов — в со временной терминологии) и 1200 ракет В-750.
Полигонные испытания опытного образца начались в августе 1957 г, хотя первый пуск по реальной цели провели даже несколько раньше, в январе того же года, «по оказии» сбив Ил-28, участвовавший в «генеральной репетиции» испытаний оснащенной специальным зарядом ЗУР комплекса С-25. Совмещение конструкторских (заводских) испытаний серийного комплекса с совместными (Государственными) позволило завершить весь объем испытаний 28 ноября, через 5 месяцев после поставки на полигон опытного образца ЗРК.

Комплекс СА-75 «Двина» с ракетой 1Д (В-750) был принят на вооружение ПВО страны и ПВО Сухопутных войск Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 декабря 1957 г. №1382-638 и Приказом МО СССР №00102 1957 года. Несмотря на затянувшиеся почти до конца года испытания на полигоне, производственное задание 1957 г. было в значительной мере выполнено — удалось изготовить 30 из 40 заданных ЗРК и 621 из заказанных 1200 ракет.
В январе 1957 г. на площадке № 60 полигона Капустин Яр началось создание стыковочной базы, где поступавшие с заводов поэлементно ЗРК комплектовались, настраивались в условиях реальной работы и окончательно сдавались военным — с августа там же комплектовались дивизионы строевых войсковых частей.

Несмотря на принятие комплекса СА-75 «Двина» на вооружение, при испытаниях выявились его существенные недостатки. В частности, при полете цели на малой высоте на угломестном экране возникала вторая (паразитная) отметка, затруднявшая наведение ЗУР, в особенности в автоматическом режиме. При переключении масштаба дальности на экранах индикаторов происходил спад напряжения, что часто приводило к потере сопровождения. Сильный шум в кабинах быстро утомлял операторов. Большая зона падения стартовых ускорителей, расположенная на удалении от 2 до 5,4 км от пусковой установки, ограничивала выбор позиций. При регламентных работах требовалось вскрытие всех лючков на ракете. Радиовзрыватель «Шмель» имел малую помехозащищенность. Но в целом, выявленные недостатки не носили решающего значения, и с 1958 г. комплексы СА-75 «Двина» в массовом количестве поставлялись Заказчику и вскоре стали основным оружием Войск ПВО страны. В первые годы эксплуатации ЗРК СА-75 «Двина» поступали на вооружение полков, состоящих из штаба, трех зенитных ракетных (огневых) и одного технического дивизиона системы.

В состав комплекса СА-75 «Двина» входят антенный пост на артиллерийской повозке КЗУ-16, кабины станции наведения ракет на шасси автомобилей ЗиС-150, средства энергоснабжения, шесть пусковых установок СМ-63 с зенитными управляемыми ракетами 1Д или 11Д. В комплексах семейства СА-75 «Двина» использовалось несколько режимов сопровождения цели: ручное либо автоматическое по всем координатам, а также автоматическое по угловым координатам в сочетании с ручным по каналу дальности, в котором достигалось наилучшее определение координат и разрешение целей. Для ручного и полуавтоматического сопровождения были выделены особые рабочие места с индикаторами, на которых область сопровождаемой цели «вырезалась» по дальности и отображалась в более крупном масштабе.

Двухступенчатая ракета В-750 (изделие 1Д) выполнена по нормальной компоновочной схеме с Х-образным расположением аэродинамических поверхностей. В переднем отсеке размещался радиовзрыватель, передающие антенны которого находились под радиопрозрачными участками носового обтекателя, за которым располагался предохранительно-исполнительный механизм. Следующий отсек образовывала боевая часть. Далее следовал топливный отсек с несущими баками горючего и окислителя, разделенными совмещенным двухстеночным днищем, что позволило сократить длину ракеты. В расположенном за баком окислителя приборном отсеке последовательно размещались шар-баллон — воздушный аккумулятор давления, блок управления автопилота, радиоаппаратура и источник питания — ампульная батарея. В хвостовом отсеке маршевой ступени ракеты находились рулевые машинки, вкладной бак «И» с пусковым горючим ОТ-155 и жидкостный ракетный двигатель. Снаружи отсека располагались цельноповоротные рули для управления по тангажу, рысканию и крену. Жидкостный ракетный двигатель с турбонасосной системой подачи компонентов в наземных условиях развивал тягу 2,65 т, в пустоте — 3 т.

Стартовый двигатель состоял из стального корпуса со съемным днищем, многошашечного вкладного заряда из нитро- целлюлозного топлива и сопла с «грушей» для регулирования критического сечения в соответствии с температурой заряда. На наружной поверхности стартового двигателя крепились стабилизаторы с элеронами, размещенными в одной плоскости. Механическая связь между ступенями обеспечивалась коническим переходным отсеком, сбрасываемым вместе со стартовиком. На нижней поверхности первой и второй ступени размещались роликовые опоры и бугель, а на верхней — такелажные узлы.

Двигатель второй ступени запускался перед разделением ступеней и работал до окончания наведения ракеты. Подрыв боевой части производился по команде, формируемой радиовзрывателем или поступающей от СНР. В случае промаха подавалась команда на самоликвидацию и ракета ув’одилась вверх с последующим подрывом боевой части.
Для обучения и проведения тренировок личного состава промышленностью выпускались габаритно-массовые макеты ракет и учебные ракеты в нескольких вариантах, также разрезные макеты ракет и различные тренажерные средства. В составе наземных средств стартовой батареи РБ-75 использовалось до шести пусковых установок СМ-63-1, расположенных на удалении от 50 до 75м от станции наведения ракет и 6-12 транспортно-заряжающих машин ПР-11 и средства их буксировки. Пусковая установка синхронизировалась с СНР для предстартового наведения ЗУР. Максимальный угол пуска составлял 75°. Пусковые установки буксировались гусеничными тягачами АТС-59 со скоростью до 35 км/ч по шоссе и до 10 км/ч по грунтовым дорогам.

Читать еще:  Самоходная гаубица FH-77B (Швеция)

Транспортно-заряжающая машина ПР-11А на базе специального полуприцепа и автомобиля-тягача ЗИЛ-151В обеспечивали работу с ракетой 1Д и ее усовершенствованной модификацией 11Д и оснащалась баком емкостью 346 л для окислителя. В дальнейшем в войска поставлялись машины ПР-11Б на базе автомобиля-тягача ЗИЛ-157КВ. В «северном» исполнении и для районов песчаных пустынь взамен автомобилей поставлялись гусеничные тягачи АТС-59. Заряжание пусковой установки производилось при повороте балки с ЗУР на 90° относительно продольной оси прицепа, с ориентацией ракеты хвостовой частью в сторону ПУ. Сопряжение направляющих транспортно-заряжающей машины и ПУ обеспечивалось установкой на грунте подъездных мостков и другими специальными приспособлениями. Ракета переводилась с транспортно-заряжающей машины на ПУ за 1 минуту.

Общее время перезаряжания составляло 2-4 мин, но при работе слаженного расчета значительно уменьшалось. На позиции дивизиона 6 ракет могли находиться на пусковых установках в состоянии окончательной готовности и до 1 8 ЗУР на транспортно-заряжающих машинах в состоянии промежуточной готовности, без заправки окислителем, в хранилище ракет — сооружении, рассчитанном на 18 боевых и 2 учебных ракеты. На боевой позиции сооружались взводные укрытия, рассчитанные на две транспортно-заряжающие машины.

Технический дивизион полка (бригады) производил сборку ракет, пристыковку крыльев, стабилизаторов, рулей; установку боевых частей, предохранительно-исполнительного механизма, пиропатронов; проверку бортового оборудования ракет; заправку сжатым воздухом, горючим и транспортировку ракет на стартовые позиции. При работе зенитного ракетного комплекса в составе полка или бригады для поиска воздушных целей использовались целеуказания от командного пункта части. Кроме того, ЗРК (дивизион) СА-75 «Двина» мог вести боевые действия самостоятельно с использованием придаваемых ему РЛС П-12 «Енисей» и радиовысотомера ПРВ-10. В дальнейшем использовались модернизированные варианты этих средств — станции П-12МП, П-18 («Терек», 1РЛ131)
Нормативное время развертывания (свертывания) ЗРК в составе антенного поста, кабины станции наведения ракет с настройкой аппаратуры, дизель-электростанций, РПУ, шести ПУ определялось временем, потребным на развертывание и свертывание антенного поста и ПУ, и составило 6 часов. Позднее его сократили до 4 часов, а затем довели до 2 часов 20 мин. На соревнованиях ракетчикам удавалось развернуться за 30-40 мин. Средняя скорость на марше колонны дивизиона по дорогам составляла 20 км/ч и ограничивалась скоростью буксировки опять-таки пусковых установок и антенного поста.

Модификации :
СА-75М «Двина» с ракетой В-750В
Ракета 1Д (В-750) обеспечивала поражение целей на высотах до 20-22 км, что было признано недостаточным после ряда безнаказанных полетов U-2. Постановлением СМ СССР от 25 августа 1956 г было предписано повысить высотность С-75 до 25 км. Для выполнения этого требования тягу ЖРД повысили с 2,65 до 3,1 т за счет форсирования двигателя по давлению в камере сгорания. «Высотный» вариант ракеты 10-см диапазона получил обозначение 11Д (В-750В), двигателя-С2.711 В. Из-за концентрации всех сил на доводке и испытаниях ракеты 1Д, намеченное на конец 1957г начало пусков ракеты В-750В задержалось до апреля 1958 г. После окончания испытаний комплекс СА-75 с ракетой 11Д был принят на вооружение без оформления Правительственного постановления, Приказом МО СССР №00102 1957г. Ракеты 11Д выпускались в нескольких вариантах: 11Д (В-750В); 11Д (В-750ВК), 11ДА, 11ДУ, 11ДМ (В-750ВМ — вариант ракеты, доработанный для обеспечения стрельбы по самолетам-постановщикам помех), которые быстро заменили ракету 1Д (В-750). С началом серийного производства и поставок в Войска ПВО страны комплекса С-75 «Десна» производство комплексов СА-75 для МО СССР было постепенно свернуто, хотя ряд его элементов еще много лет выпускался специально для экспортных поставок.

СА-75М «Двина-А»
В ОКБ завода №304 был разработан и в 1957 году изготовлен, но не передавался в серию опытный образец трехкабинного варианта комплекса — СА-75М «Двина-А» с включением в его состав станции П-12 с выносным индикатором кругового обзора в кабине управления ЗРК.

СА-75М «Двина» и СА-75МК «Двина»
Для сокрытия характеристик состоявших на вооружении советских войск ЗРК С-75 6-сантиметрового диапазона до середины 1960-х годов производились экспортные варианты комплекса СА-75 10-сантиметрового диапазона с ракетой 11Д. Специально были созданы варианты ЗРК с СНР РСН-75МА в трехкабинном варианте — СА-75М для поставок в социалистические страны и СА-75МК для прочих стран, незначительно отличавшиеся составом оборудования, комплектацией и исполнением в соответствии с климатическими условиями заказчика. Серийно выпускалась и новая распределительная кабина «РМ». Комплексы оснащались ракетами 11Д (В-750В) и 11ДА, при этом во Вьетнам и ряд других стран поставлялись также ЗУР 11ДУ и 11ДМ. Комплексам СА-75М (СА-75МК) придавалась PЛC П-12МН с выносным индикатором кругового обзора.

Тактико-технические характеристики СА-75 «Двина»
Тип ракеты: двухступенчатая управляемая ракета «земля-воздух»
Первая ступень ракеты — пороховой ускоритель, маршевый двигатель второй ступени — жидкостный
Система наведения: радиокомандная
Длина ракеты: 10600 мм
Диаметр корпуса первой ступени: 700 мм
Максимальная и минимальная дальность поражения целей: 29—34 км и 7 км
Максимальная высота поражения целей: 25—27 км
Стартовая масса: 2300 кг
Масса боевой части: 200 кг
Тип боевой части: осколочно-фугасная
Способ подрыва БЧ: СА-75 (1957) радиокомандный с поста управления; С-75 (1959) неконтактным радиовзрывателем

Зенитно-ракетный комплекс С-75М «Волхов» (С-75 «Двина» и «Десна»)

Характеристики ЗРК С-75М «Волхов»

Характеристики даны для С-75М «Волхов», в скобках указаны изначальные характеристики С-75, если требуется.

История создания ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»).

20 ноября 1953 г. вышло Постановления Совета Министров СССР (№2838/1201) «О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника».
Хотя к этому времени уже были закончены работы по созданию стационарной зенитной ракетной системы С-25, подвижной и мобильной зенитной ракетной системой СССР ещё не обладал. И создать её было необходимо в кратчайшие сроки.

От мобильной установки не требовалось надежности поражения целей системы стационарной… но и стоить она должна была на порядок меньше. На основе КБ-1 для проектирования новой ракеты было создано ОКБ-2 под руководством конструктора П.Д. Грушина. Все члены ОКБ имели опыт разработки С-25, в том числе, ряд нереализованных наработок, которые вполне могли подойти для нового проекта.

Проектирование станции наведения ракет осуществлял коллектив конструкторов под руководством С.П. Заворотищева и В.Д. Селезнева. Ракета, получившая обозначение В-750 («изделие 1Д») создавалась на основе нормальной аэродинамической схемы, имела две ступени — стартовую с твердотопливным двигателем и маршевую — с жидкостным, что обеспечивало высокую начальную скорость с наклонного старта.
К разработке двигателя маршевой ступени привлекались специалисты НИИ-88, двигатель стартовой ступени был создан в КБ-2 завода № 81. Пусковая установка СМ-63 создавалась в ЦКБ-34 (ныне г. Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Б.С. Коробова. В ГСКБ (г.Москва) разрабатывалась транспортно-заряжающая машина ПР-11.

Ракета комплекса С-75 в транспортном положении

Читать еще:  Пусковая установка ПТУР «Mephisto» (Франция)

Эскизный проект ЗРК, получивший название С-75 был в основном готов к середине мая 1954 г., а к декабрю 1956 г. испытания ракеты В-750 были завершены.

Не смотря на необходимость немедленного принятии С-75 (работающего в 6-сантиметровом волновом диапазоне «Д») на вооружение, на чем настаивало руководство страны, сделать это быстро было невозможно — слишком много компонентов необходимо было рассчитать, настроить и претереть друг к другу.

Тогда было принято «временное» решение — начать производство упрощенного варианта С-75, работающего на основе электровакуумных приборов 10 см диапазона (диапазон «В») уже хорошо освоенных промышленностью.

Постановлением Совета Министров СССР от 25 августа 1956 г. (то есть до окончания испытаний ракеты) упрощенный комплекс под названием СА-75 «Двина» был запущен в производство. Испытания комплекса началиссь уже в 1957 г., были они успешными, поэтому 11 декабря 1957 г. ЗРК СА-75 «Двина» был принят на вооружение.

Ракета комплекса С-75 в боевом положении

Работы над «продвинутым» (работающего в 6 см диапазоне) вариантом С-75 тем временем продолжались, и в мае 1957 г. опытный образец ЗРК комплекса приступил к испытания. Надо сказать, что отличались СА-75 и С-75 не только длинной волны:

  • Аппаратура СА-75 размещалась в 5 тентованных грузовиков ЗИЛ-157, а у С-75, на 3-х двухосных автомобильных прицепах, приводимых в движение тем же грузовиком. Сделано это было не столько ради эргономики, сколько ради увеличения ресурса техники. Пока прицеп на боевом дежурстве стоит на открытом воздухе, автомобиль можно спокойно загнать в бокс.
  • С-75 был оснащен автоматизированным прибором пуска АПП-75, новыми пусковыми установками СМ-63-1 и СМ-63-2, спроектированным под новую ракету.
  • Новой ракетой В-750Н, а впоследствии В-750ВН («изделие 13Д»).

22 мая 1959 г. после завершения всех испытаний, обновленный комплекс был принят на вооружение СССР как С-75Н «Десна».

Впоследствии, все семейство первых советских мобильных ЗРК для краткости называли просто С-75 и добавляли собственное имя проекта (см. модификации).

Залп ракет зенитного ракетного комплекса С-75

Эксплуатация ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»)

Зенитный ракетный комплекс С-75 состоял на вооружении СССР и стран Варшавского договора, а также Алжира, Вьетнама, Египта, Ирана, Ирака, Китая, Кубы, Ливии, КНДР, республики Мозамбик, Монголии, Сирии, Югославии. Кроме С-75 советского изготовления, по лицензии производился в Китае (под марками HQ-1 и HQ-2), в Египте и в Иране.

С-75 мало того, что был первым по-настоящему мобильным и универсальным средством ПВО оснащенным ракетами. Он также был (и остается) единственным в мире зенитным ракетным комплексом, успешно прошедшим испытания настоящей войной. В списке конфликтом с участием С-75:

  • Арабо-израильские войны («шестидневная», «война на истощение»)
  • Война во Вьетнаме
  • Индо-Пакистанский конфликт (1965 г.)
  • Вьетнамо-Китайский конфликт
  • Ирано-Иракские войны
  • Военной операции в Ливии (1986 г.)
  • Война в Персидском заливе
  • Грузино-Абхазский конфликт (1993 г.)

Этот список может быть продолжен, так С-75 до сих пор состоит на вооружении ряда стран.

Пусковая установка зенитной ракеты С-75 «Волхов»

Состав ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»).

В состав зенитного ракетного комплекса С-75 входят:

  • Станция наведения ракет СНР-75 (антенный пост, кабина боевого управления «У», аппаратная кабина «А», радиодальномер РД-75 «Амазонка», средства обеспечения и буксировки). 1 шт.
  • Пусковые установки (СМ-63, СМ-90) — 6 шт.
  • Транспортно-заряжающие машины ПР-11 — 6 шт.

В случае, когда зенитный ракетный дивизион С-75 выполняет задачи в качестве отдельного, ему могут быть приданы радиолокационная станция разведки и целеуказания П-12 «Енисей» и радиовысотомер ПРВ-13 из состава радиотехнического дивизиона зенитной ракетной бригады.

Транспортеры ракет ЗРК С-75

Основные модификации ЗРК С-75 («Волхов», «Двина», «Десна»).

  • СА-75 «Двина» — (1957 г.) первый серийный зетнитный ракетный комплекс, работающий в 10 см диапазоне. Зенитная ракета: В-750.
  • СА-75М «Двина» — (1957 г.) с обновленными зенитными ракетами типов В-750В, В-750ВМ и В-750ВК.
  • СА-75МК «Двина» — (1960 г.) экспортный вариант СА-75М с ракетой В750В.
  • С-75 «Десна» — (1959 г.) улучшенный зенитный комплекс работающий в 6 сантиметровом диапазоне. Зенитная ракета: ЗУР В-750ВН («изделие 13»).
  • С-75М «Волхов» — (1961 г.) переоснащенный ракетами В-755 («изделие 20Д»), а также В-755У («изделие 20ДУ») комплекс С-75, с увеличенной зоной поражения целей.
  • С-75М «Волхов» — (1964 г.) ЗРК с ракетой В-760 («изделие 15Д») со специальной боевой частью.
  • С-75М «Десна» — (1965 г.) экспортный вариант с ракетой ЗУР В-755.
  • С-75Д «Десна» — (1969 г.) ЗРК с ракетами ЗУР В-755 и В-755У.
  • С-75М2 «Волхов» — (1971 г.) ЗРК с ракетой В-759 («изделие 5Я23») ;
  • С-75М3 «Волхов» — (1975 г.) ЗРК с ракетой В-760В («изделие 5В29») со специальной боевой частью .
  • С-75М4 «Волхов» — (1978 г.) ЗРК с телевизионным оптическим визиром и имитатором станции наведения ракет.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

«Он сбил самолёт Пауэрса»: как ЗРК С-75 вошёл в историю противовоздушной обороны СССР

С началом холодной войны над территорией СССР участились полёты разведывательной авиации западных государств. Самолёты-разведчики летали на высотах (около 20 км), которые были недоступны для отечественных истребителей. Пользуясь техническим преимуществом, страны — члены НАТО получали актуальную информацию о военных и ядерных объектах Советского Союза.

Такое положение дел не устраивало военно-политическое руководство страны. 20 ноября 1953 года вышло Постановление Совета министров СССР №2838/1201 «О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника».

В этом документе правительство прописало основные технические требования к перспективному зенитному ракетному комплексу (ЗРК). Отечественные инженеры должны были создать средство ПВО, способное поражать аэродинамические цели на высотах от 3 до 20 км, летящие со сверхзвуковой скоростью (до 1500 км/ч). На тот момент ствольная зенитная артиллерия и истребители могли перехватывать вражеские самолёты лишь на высоте 14—17 км, летящие со скоростью не более 1000 км/ч.

Как указывал Совмин, дивизион ЗРК должен быть транспортабельным, чтобы в относительно короткие сроки перебрасываться по железной дороге на защиту объекта, а потом развёртываться на местности.

Разработкой ЗРК занимались специалисты СКБ-31 (филиал КБ-1 — сейчас ПАО «НПО «Алмаз») и ОКБ-2 (будущее МКБ «Факел»), активно используя технологический задел по стационарной системе С-25, защищавшей небо над Москвой. Проектом руководили известные отечественные конструкторы Пётр Грушин, Александр Расплетин и Борис Бункин.

«Превосходный образец»

Испытания ЗРК проходили в 1955—1957 годах. С 1958 года в советскую армию стали массово поступать СА-75 «Двина» и их модернизированные версии С-75М «Десна». Комплексы могли перехватывать цели на высоте до 27 км и на дальности до 29 и 34 км. В 1961 году было запущено производство С-75М2 «Волхов» с максимальной дальностью действия до 56 км.

Новый советский ЗРК оказался намного эффективнее и дешевле, чем его предшественник (С-25). На развёртывание комплекса уходило около шести часов, интервал между пусками ракет не превышал шесть секунд. На одну цель отводилось три ракеты. В отсутствие помех радиоэлектронному оборудованию вероятность поражения составляла 60—80%, в условиях сильных помех — 50—60%.

Для поражения целей применялась двухступенчатая ракета В-750 (изделие 1Д) массой около 2 т. Первая ступень — стартовая — оснащалась твердотопливными ускорителями, вторая — маршевая — жидкостными. Ракета неоднократно совершенствовалась по дальности, манёвренности и мощи.

Читать еще:  100-мм нарезная танковая пушка Д10-ТГ (СССР)

«С-75 для своего времени — это превосходный образец инженерной мысли. Комплекс оказался достаточно мобильным, неприхотливым и недорогим в эксплуатации. Эти качества предопределили его невероятную популярность в СССР и в государствах — союзниках Москвы», — отметил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Боевое крещение С-75 состоялось 7 октября 1959 года в Китае, с которым на тот момент Советский Союз поддерживал тёплые отношения. Тремя ракетами комплекса на высоте свыше 20 км был сбит дальний самолёт-разведчик RB-57D ВВС Тайваня. Его обломки разлетелись в радиусе 5—6 км. О точности попадания красноречиво свидетельствует 2471 сквозная пробоина, обнаруженная на фрагменте крыла уничтоженного самолёта площадью всего лишь 3 кв. м.

Утром 1 мая 1960 года состоялся боевой дебют С-75 в СССР. В небе над Свердловском (Екатеринбургом) советские зенитчики поразили Lockheed U-2, которым управлял американский лётчик Фрэнсис Гэри Пауэрс. По заданию ЦРУ он должен был сфотографировать ракетный полигон в районе Сары-Шаган, космодром Байконур и объекты ядерной энергетики в Свердловской области.

Достоверной картины того, что произошло 1 мая 1960 года над Свердловском, по-прежнему нет. Большинство экспертов сходятся во мнении, что U-2 поразила первая ракета, выпущенная 5-м зенитным ракетным дивизионом под командованием подполковника Новикова (37-я бригада). Взрыв боевой части повредил двигатель и хвостовую часть машины. U-2 начал разваливаться, но Пауэрс успел катапультироваться и после приземления был схвачен.

Однако примерно в это же время по самолёту открыли огонь ещё три дивизиона 57-й бригады, которыми командовали майор Воронов, капитан Шелудько и майор Шугаев.

Как полагает Дмитрий Корнев, с большой долей вероятности ракеты дивизионов Воронова и Шелудько были выпущены по крупным обломкам американской машины, а дивизион Шугаева по роковой случайности сбил советский истребитель МиГ-19 лейтенанта Сафронова, который был ранее поднят по тревоге на перехват U-2.

«В то утро было выпущено восемь ракет, хотя U-2 сбила первая. Неразбериха в небе над Свердловском была вызвана нехваткой опыта у зенитчиков и отсутствием координации с истребительной авиацией. После происшествия были сделаны соответствующие выводы. Больше таких ошибок наши военные себе не позволяли. Сложно искать здесь чью-то вину. В конце концов, боевая задача дивизиона С-75 была выполнена. Он сбил самолёт Пауэрса», — подчеркнул Корнев.

По словам эксперта, чтобы исключить повторение дружественного огня, в советской армии была введена система опознавания самолётов «свой-чужой», решены все насущные вопросы взаимодействия войск ПВО и ВВС. Также на вооружение зенитчиков начали поступать автоматизированные системы управления (АСУ) противовоздушным боем типа «Вектор».

Инцидент с Пауэрсом привёл к значительному сокращению количества разведывательных полётов самолётов НАТО. В последующие годы расчёты С-75 перехватили ещё пять U-2, но уже не над СССР. Один самолёт был сбит в небе над Кубой (1962) и четыре машины — над Китаем (1962—1965).

«Абсолютный чемпион»

Выдающиеся боевые качества советский комплекс продемонстрировал во Вьетнамской войне. По данным Минобороны РФ, в Демократическую Республику Вьетнам были переброшены ЗРК С-75М «Двина», истребители МиГ-17 и МиГ-21, радиолокационные станции обнаружения, техника связи и зенитная артиллерия. По оценке западных СМИ, с 1965 по 1972 год в Индокитай были переброшены 95 С-75 и свыше 7,6 тыс. ракет.

«24 июля 1965 года дивизионы первого зенитного ракетного полка Вьетнамской народной армии в районе Ханоя уничтожили три истребителя-бомбардировщика F-4C «Фантом» пуском четырёх ракет типа В-750В. Это было первое в истории ПВО боевое применение ЗРК против сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков», — говорится в материалах военного ведомства.

Точная статистика потерь американской авиации в период Вьетнамской войны от отечественных зенитных ракет не разглашается. По подсчётам Минобороны РФ, до конца 1965 года вьетнамские расчёты С-75 при помощи советских специалистов уничтожили 93 воздушных судна. В отечественной историографии можно встретить данные о том, что США потеряли во Вьетнаме свыше 1,3 тыс. вертолётов и самолётов.

Американские исследователи приводят более скромные цифры (около 200 воздушных судов), признавая потери широкого спектра авиатехники: стратегических бомбардировщиков (В-52), транспортных самолётов (С-123), истребителей (F-4, F-8, F-105, F-104), самолётов-разведчиков (RB-66, RF-101, О-2), штурмовиков (А-1, А-3, A-4, A-6, A-7).

26 октября (по другим данным — 23 октября) 1967 года в районе Ханоя расчёт С-75 сбил штурмовик Douglas A-4 Skyhawk, которым управлял Джон Маккейн. Попав в плен, будущий сенатор и кандидат в президенты США рассказал на допросе, что после попадания советской ракеты получил «удар потрясающей силы». Во вьетнамской тюрьме он провёл более пяти лет.

«Точных данных о количестве сбитых С-75 самолётов, конечно, нет. Но в любом случае ущерб США от советских ЗРК во Вьетнаме был очень серьёзным. Ни один зенитный ракетный комплекс так широко не применялся в реальных боевых действиях. С-75 — это абсолютный мировой чемпион по количеству поражённой авиатехники», — подчеркнул Корнев.

Помимо Китая и Вьетнама, С-75 поставлялся в десятки стран мира: КНДР, Монголию, Кубу, Албанию, Болгарию, Венгрию, Чехию, Румынию, Польшу, Югославию, Ирак, Египет, Сирию, Ливию, Судан, Мозамбик, Анголу, Афганистан, Пакистан, Индию, Перу.

С-75 хорошо зарекомендовал себя на Ближнем Востоке. Однако, как считает Корнев, потенциал советского ЗРК не был раскрыт из-за слабой выучки арабских армий.

С марта 1969-го по сентябрь 1971 года («Война на истощение») египетские расчёты С-75 уничтожили не менее семи самолётов ВВС Израиля (три F-4, один А-4, один бомбардировщик Dassault Mystère IV, один лёгкий самолёт Piper J-3 Cub и один транспортный самолёт Boeing C-97 Stratofreighter).

В 1980-е годы (во время войны с Ираном) иракские расчёты С-75 перехватили четыре иранских F-4 и один F-5E, а во время операции «Буря в пустыне» (январь — февраль 1991 года) они смогли уничтожить два американских истребителя F-15E и F-14, а также один британский бомбардировщик Tornado.

«С-75 — это крайне удачная система, которая претерпела несколько модернизаций. Её заслуга не только в обеспечении безопасности страны и союзников СССР. На этом комплексе училось несколько поколений офицеров ПВО. А технологические наработки по этому ЗРК помогли отечественным инженерам разработать ЗРК «Круг», С-125 и С-200. С-75 — это целая эпоха», — пояснил Корнев.

По словам собеседника RT, опыт применения С-75 позволил советскому командованию определить оптимальную структуру зенитного ракетного дивизиона в составе нескольких пусковых установок, командной машины (командного пункта), радиолокационной станции (РЛС), радиотехнической батареи, транспортных средств.

«Революционность С-75 заключалась в том, что это был передвижной, надёжный, эффективный и недорогой комплекс. Конечно, по современным меркам на его развёртывание уходит достаточно много времени, однако с задачей по прикрытию стационарных объектов от самолётов противника в эпоху холодной войны С-75 справлялся на отлично. А для некоторых государств он актуален до сих пор», — резюмировал Корнев.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector