Зенитный ракетный комплекс SATCP (Франция)
«Ручные» комплексы ПВО. Часть 7. ПЗРК Mistral
Знакомое для всех, кто следит за новостями ОПК и экспорта вооружений, слово Mistral олицетворяет не только семейство универсальных десантных кораблей, но и переносной зенитный ракетный комплекс французского производства. ПЗРК Mistral предназначен для поражения низколетящих вертолетов и самолетов противника. Модификации данного комплекса сегодня состоят на вооружении более чем 20 стран мира. На вооружение французской армии комплекс был принят в 1988 году, после чего неоднократно модернизировался.
При создании комплекса французы старались учесть недостатки других ПЗРК, а также возросшие требования современного высокоманевренного боя. Разработкой комплекса занималась компания «Matra». Основными исполнителями были: «Societe Anonyme de Telecommunications» (SAT) – инфракрасная головка самонаведения; «Manufacture de Machines du Haut Rhin SA» – боевая часть; «Societe Nationale des Poudres et Explosifs» (SNPE) – твердотопливный заряд; «Societe Europeenne de Propulsion» – ракетный двигатель. При создании комплекса к зенитной ракете предъявлялись следующие требования: единая ракета для всех вариантов комплекса, независимость от способа запуска и минимальный объем технического обслуживания. Полномасштабные работы по созданию ПЗРК были инициированы в 1980 году. В период с 1986 по 1988 годы французская армия проводила широкие войсковые испытания нового комплекса ПВО, которые закончились принятием его на вооружение в 1988 году под обозначением «Mistral».
Кроме базового переносного варианта комплекса была создана широкая линейка вариантов, предназначенных для разных ситуаций и носителей, среди которых: ATLAS – мобильный ЗРК с ПУ на две ракеты; ALAMO – комплекс, предназначенный для установки на легких автомобильных шасси; ATAM – вертолетный вариант, используется как оружие класса «воздух-воздух», в первую очередь для борьбы с вертолетами противника; SANTAL – башенная система на 6 ЗУР с РЛС обнаружения целей; SIMBAD – корабельный вариант со спаренной ПУ для судов малого водоизмещения. И это далеко не все варианты, разработанные на основе комплекса ПВО «Мистраль». В 2006 году на выставке Eurosatory в Париже компания MBDA демонстрировала многоцелевую боевую машину MPCV на базе легкой бронированной машины VBR. Боевая машина оснащалась башенным модулем на 4 ЗУР Mistral и дистанционно управляемым 12,7-мм пулеметом. Боезапас – 4 ракеты находится внутри машины, перезарядка ручная.
ПЗРК «Мистраль» включает в свой состав зенитную управляемую ракеты в герметичном транспортно-пусковом контейнере (ТПК), запросчик «свой-чужой», источник питания и треногу с прицельными приспособлениями. 20-килограммовая подставка (треножник) с оборудованием и прицельными приспособлениями и 20-килограммовая ракета в ТПК переносятся расчетом из двух человек: командиром и стрелком. Для повышения мобильности комплекса до места развертывания в боевое положение расчет может передвигаться на автомобильном транспорте.
Зенитная ракета «Mistral» выполнена по аэродинамической схеме «утка», что обеспечивает ей высокие маневренные качества, а также позволяет выдерживать сильные перегрузки, обеспечивая высокую точность наведения на конечном участке полета. По данным официального сайта компании MBDA, наиболее современные варианты ракеты в состоянии развивать скорость до 930 м/с и маневрировать с перегрузками до 30 g (скорее всего, речь идет об уже третьем поколении ракеты – Mistral 3), что позволяет поражать все типы современных воздушных целей, включая высокоскоростные и высокоманевренные объекты. Конструктивно ракета состоит из корпуса, инфракрасной ГСН, электрических серводвигателей для управления рулями, электронной аппаратуры наведения на цель, термохимической батареи, взрывателя, боевой части, маршевого, а также сбрасываемого стартового двигателей и устройства самоликвидации.
Инфракрасная головка самонаведения устанавливается внутри обтекателя пирамидальной формы. Такой обтекатель обладает преимуществом перед обтекателем обыкновенной сферической формы, так как уменьшает лобовое сопротивление. Диаметр корпуса ракеты в 90-мм позволяет установить ГСН больших размерах, чем в комплексах конкурентов. В головке самонаведения было использовано приемное устройство мозаичного типа, которое выполнено на арсениде индия (К = 3-5 мкм), это существенным образом повышает возможности ракеты находить и захватывать воздушные цели с уменьшенным ИК-излучением, а также позволяет ГСН отличать настоящий сигнал от ложного (ИК-ловушки, ярко освещенные облака, солнце и т.д.). Помимо этого для достижения высокой чувствительности ГСН реализовано охлаждение приемного устройства (баллон, содержащий хладагент, присоединяется к пусковому механизму). Головка самонаведения ракеты Mistral в состоянии захватывать и сопровождать реактивные самолеты на дальности до 6 километров, а вертолеты, оснащенные устройствами для уменьшения ИК-излучения, на дальности до 4 километров.
Ракета оснащается достаточно мощной осколочно-фугасной боевой частью (вес БЧ почти 3 кг), которая содержит готовые шарообразные поражающие элементы из вольфрамового сплава – примерно 1500-1800 готовых поражающих элементов. БЧ ракеты оснащена контактным и неконтактным лазерными взрывателями. Неконтактный лазерный взрыватель с механизмом точного отсчета дистанции позволяет избежать преждевременного подрыва БЧ при воздействии помех излучаемых деревьями или предметами на местности. Расчетная величина ошибки для данного взрывателя укладывается по дальности в один метр. В рамках проведения полигонных испытаний ПЗРК «Мистраль» было установлено, что подрыв БЧ на таком расстоянии от воздушных целей ведет к их поражению.
Требования, предъявляемые военными к уменьшению размеров и массы двигателя, а также порядка его работы и обеспечения необходимого уровня надежности, заставили разработчиков отказаться от традиционной для зенитных управляемых ракет конструкции двигателя в пользу более сложного технического решения. Двигательная установка ракеты «Мистраль» состоит сразу из двух двигателей: стартового и маршевого. Стартовый двигатель находится в сопловой части маршевого двигателя. Во время движения зенитной ракеты в ТПК данный двигатель сообщает ей начальную скорость 40 м/с. Стартовый двигатель оснащен несколькими соплами, которые обеспечивают вращение ракеты (10 оборотов в секунду) для стабилизации ЗУР в полете. Раскрытие плоскостей стабилизатора и аэродинамических рулей ракеты осуществляется при выходе ее из пускового контейнера. На безопасном для стрелка-оператора расстоянии (порядка 15 метров) стартовый двигатель ракеты отбрасывается, запускается маршевый двигатель, который сообщает ракете максимальную скорость М=2,6 (800 м/с). Благодаря столь большой скорости полета ракета достигает вертолета, зависшего на расстоянии 4 километра от места пуска, всего за 6 секунд, что не дает вертолету возможности не только применить собственное оружие, но и попытаться укрыться за естественными складками местности. Модернизированные ракеты комплекса, по заверениям производителя, развивают еще более впечатляющую скорость – 930 м/с (M=2,8).
Для удобства наведения и пуска зенитной управляемой ракеты оператор комплекса использует треногу с сиденьем, на треноге монтируется ТПК с ракетой и вся необходимая для работы комплекса аппаратура. При помощи соответствующих механизмов обеспечивается необходимый угол возвышения и разворот для стрельбы почти в любом направлении. При транспортировке и переноске комплекс делится на две части массой порядка 20 кг каждая: тренога с прицельными приспособлениями и электронным блоком и ТПК с ракетой. При создании данного комплекса французские конструкторы достаточно большое внимание уделяли сокращению времени на его развертывание и перезарядку. Согласно результатам проведенных испытаний на установку ТПК с ракетой на треногу и полное приведение комплекса в боевую готовность уходит порядка одной минуты. На включение головки самонаведения (охлаждение ИК-датчика и раскрутку гироскопа) нужно 2 секунды. Среднее время реакции (от момента включения пусковой цепи до старта зенитной ракеты) составляет порядка 5 секунд при отсутствии данных внешнего целеуказания или 3 секунды при наличии таких данных. На перезарядку комплекса новой ракетой уходит порядка 30 секунд.
Прицельное устройство переносного комплекса состоит из телескопического и коллиматорного прицелов. Используя показания коллиматора, стрелок-оператор может учитывать горизонтальные и вертикальные углы упреждения. ПЗРК «Мистраль» оснащен также аппаратурой опознавания «свой-чужой» и тепловизионным устройством, которое обеспечивает эффективное использование комплекса и в ночных условиях. По заверениям компании-производителя, комплекс может использоваться широком диапазоне температур окружающего воздуха, в том числе и при достаточно суровых погодных условиях – при температуре от -40 до +71 градуса Цельсия.
Пусковой механизм ПЗРК включает в себя следующий набор элементов: коммутирующее устройство, которое обеспечивает нужную последовательность прохождения команд и сигналов; баллон с хладагентом; аккумулятор для питания электрических цепей; индикатор с вибрационным и со звуковым устройством, срабатывающим при захвате сигналов от воздушной цели ГСН зенитной ракеты. Для использования в ночное время суток комплекс может быть оснащен тепловизорами типа «MITS-2» компании «Thales Optronics» или MATIS компании «Sagem».
В 2000 году на вооружение был принят усовершенствованный вариант комплекса ПЗРК «Мистраль 2», он поставляется как собственным французским вооруженным силам, так и на экспорт. Обе модификации состояли на вооружении более 20 стран мира, среди которых Бельгия, Болгария, Новая Зеландия, Финляндия и другие. Одним из крупных операторов комплекса является Эстония, первый контракт на поставку на сумму 60 миллионов евро был заключен еще в 2007 году. Как писал блог bmpd, 12 июня 2018 года в Париже между компанией MBDA и Минобороны Эстонии был подписан контракт стоимостью 50 миллионов евро с опционом еще на 100 миллионов евро. На эти деньги Эстония рассчитывает получить ПЗРК Mistral 3. Поставки переносных комплексов начнутся в 2020 году, помимо самих ПЗРК и ракет будут поставляться также контрольно-проверочное оборудование, тренажеры и учебные ракеты. Приобретаемые комплексы, по информации эстонских изданий, предназначены, в том числе, и для вооружения формируемой 2-й пехотной бригады эстонской армии.
Тактико-технические характеристики ПЗРК Mistral:
Дальность поражаемых целей – 500-6000 м.
Высота поражаемых целей – от 5 до 3000 м.
Максимальная скорость ракеты – 800 м/с (2,6 М).
Диаметр корпуса ракеты – 90 мм.
Длина ракеты – 1860 мм.
Стартовая масса ракеты – 18,7 кг.
Масса боевой части ракеты – 3 кг.
Масса ракеты в ТПК – 24 кг.
Масса треноги с прицельными приспособлениями – около 20 кг.
Время приведения комплекса в боевое положение – до минуты.
ПЗРК «Мистраль» — суровый ветер Средиземноморья
Франция занялась разработкой собственного переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) в период, когда формировалось второе поколение этого типа вооружения.
B 1977 году комитет начальников штабов и управление уполномоченного по вооружению сформировали исследовательскую группу для определения облика ПЗРК.
ФРАНЦУЗСКИЙ ВЫБОР
В 1979-м были выданы тактико-технические требования к комплексу SATCP (Sol Air-Tres Courte Portee — «земля — воздух, ближнего действия»). Существенным было требование универсальности. Комплекс должен был применяться в мотострелковых или танковых подразделениях в переносном и самоходном вариантах, в армейской авиации — как оружие воздушного боя, в ВВС — как средство ПВО аэродромов, в военно-морском флоте — для ПВО кораблей малого водоизмещения. Из проектов, предложенных пятью фирмами, в 1980 году были выбраны варианты компаний «Матра», «Аэроспасьял» и «Томсон Брандт».
В декабре 1980 года контракт на разработку получила «Матра». Соисполнителями стали компании SAT (по тепловой головке самонаведения), SEP (ракетный двигатель), SNPE (заряд двигателя), SAFT (термическая батарея), «Манурин» (боевая часть, транспортно-пусковой контейнер). Проект получил название «Мистраль».
В 1981 году «Матра» представила в Сатори прототип SATCP «Мистраль». Полигонные испытания комплекса были начаты в 1983 году. В июле 1986-го «Матра» передала доработанный ПЗРК Испытательному центру сухопутных войск. К марту 1988 года войсковые испытания были завершены. В том же году «Мистраль» принят на вооружение французских сухопутных войск и ВВС, выдан первый серийный заказ. Производство комплекса вела компания «Матра», затем — по мере объединений и поглощений — «Аэроспасьял-Матра», наконец, европейская MBDA.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Основными элементами комплекса «Мистраль» являются ЗУР в герметичном транспортно-пусковом контейнере (ТПК), пусковая установка с прицельным приспособлением, запросчик «свой-чужой», ночной прицел. Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка» и обладает высокой маневренностью. Раскладывающиеся крестообразные рули расположены в головной части ЗУР, свернутые лопасти стабилизатора — в хвостовой. ГСН включает приемник ИК-излучения (диапазон длин волн 3-5 мкм), заимствованный у ракеты воздушного боя «Маджик» R550. Приемник мозаичного типа выполнен на арсениде индия и работает с глубоким охлаждением, что обеспечивает высокую чувствительность, а в сочетании с работой в ИК- и ультрафиолетовом диапазонах и цифровой системой обработки позволяет выделять сигнал от цели в условиях естественных и искусственных тепловых помех. Головной обтекатель выполнен в форме восьмигранной пирамиды для уменьшения лобового сопротивления. За отсеком ГСН расположен блок автопилота и электрические сервомеханизмы привода рулей, далее — термическая батарея. Средний отсек занимает боевая часть, содержащая 1 кг взрывчатого вещества и 1800 вольфрамовых шариков.
Взрыватели — контактный и неконтактный активный лазерный, обеспечивающий подрыв боевой части при величине промаха до 2 м. Двигательная установка в хвостовом отсеке включает твердотопливные стартовый и маршевый двигатели. Сбрасываемый стартовый двигатель с зарядом нитроглицеринового пороха и многосопловым блоком размещен в сопловой области маршевого. Заряд маршевого ракетного двигателя состоит из смесевого топлива.
Пусковая установка в переносном варианте собрана на стойке со складной треногой, сиденьем стрелка-оператора и органами управления. Прицельное устройство состоит из коллиматорного и оптического (кратность увеличения 3х) прицелов. Прицел обеспечивает отображение на табло информации о последовательности операций пуска и позволяет сопровождать цель с упреждением по азимуту и углу места. Для стрельбы в ночных условиях используется тепловизионный прицел MATIS «Сагем» или MITS 2 «Талес Оптроникс». Пусковой механизм включает аккумуляторную батарею, баллон с хладагентом, коммутирующее устройство, индикатор.
В РАБОТЕ
Комплекс в разобранном виде — ЗУР в ТПК и сложенная пусковая установка с прицельным приспособлением и электронным блоком — переносят два человека. На сборку и подготовку к пуску требуется около минуты. Раскрутка гироскопа ракеты и охлаждение ИК-матрицы ГСН занимают около 2 с. При захвате цели ГСН оператор получает звуковой и вибрационный сигнал и производит пуск.
Стартовый двигатель обеспечивает выбрасывание ракеты из ТПК, придание ей начальной скорости 40 м/с и вращения вокруг продольной оси. Раскрытие рулей и лопастей стабилизатора происходит после выхода ракеты из ТПК. Маршевый двигатель включается в момент отделения стартового, когда ЗУР находится на удалении 15-20 м от стрелка. Двигатель разгоняет ЗУР до скорости 2,6 М, что сокращает время полета до цели и не оставляет ей времени на уклонение. В случае промаха срабатывает устройство самоликвидации.
ДЛЯ РАЗНЫХ АРМИЙ И ФЛОТОВ
Самоходные варианты ЗРК «Мистраль» ALBI и ATLAS со спаренной пусковой установкой выполнены на шасси типа 4×4 — автомобиля HMMWV, бронеавтомобиля VBL. Батарее таких самоходных ЗРК придается машина разведки и управления на таком же шасси с РЛС обнаружения и сопровождения целей и средствами связи. В варианте SANTAL на шасси бронетранспортера VAB (4 х 4) на башне смонтированы пусковая установка на шесть ракет и РЛС. Позднее на шасси «Хафит» 640А (6 х 6) выполнили самоходный ЗРК с пусковой установкой для восьми ЗУР «Мистраль» на дистанционно управляемой башне.
Вертолетный комплекс АТАМ включает четыре ракеты «Мистраль («Мистраль-2»), используемые как оружие воздушного боя — в основном против вертолетов. Корабельный вариант SADRAL включает стабилизированную пусковую установку с шестью ЗУР, TETRAL — с четырьмя, SIMBAD и SIMBAD-RC — с двумя.
Кроме Франции ЗРК «Мистраль» в различных вариантах оказался на вооружении более чем в трех десятках стран в Европе, Азии, Африке. Латинской Америке, на Ближнем Востоке: в Абу-Даби, Австрии, Бельгии, Болгарии, Ботсване, Бразилии, Брунее, Венгрии, Венесуэле, Габоне, Египте, Индонезии, Испании, Италии, Катаре, Колумбии, Новой Зеландии, Норвегии, ОАЭ, Омане, Пакистане, Саудовской Аравии, Сингапуре, Таиланде, Турции, на Кипре, Тайване, в Финляндии, Хорватии, Чили, Эквадоре, Эстонии, ЮАР, Южной Корее.
Зенитный ракетный комплекс SATCP (Франция)
Франция. SATCP «Мистраль»
Разработка собственного ПЗРК развернулась во Франции в конце 1970-х годов, в 1981 г. в Сатори представили первый прототип комплекса «Мистраль» SATCP («зенитный комплекс малой дальности»), В 1986 г. французская армия приняла на вооружение его доработанный вариант. Основные элементы комплекса: ЗУР в ТПК; пусковая установка – тренога с прицельным приспособлением; запросчик «свой-чужой»; ИК прицел. На треноге смонтированы сиденье стрелка-оператора и органы управления.
Переносной зенитный ракетный комплекс Мистраль на позиции
Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка», благодаря чему обладает высокой маневренностью и способностью перехватывать цели, маневрирующие с перегрузкой до 8 единиц. В носовой части ЗУР установлена ГСН, за ней – блок автопилота и сервомеханизмы рулей, далее – термические батареи, взрыватель, в среднем отсеке – осколочно-фугасная боевая часть с 1800 вольфрамовыми шариками, в хвостовом – твердотопливная двигательная установка и стабилизатор. Головной обтекатель ракеты выполнен в форме восьмигранной пирамиды и обеспечивает пропускание ИК излучения. Приемник ИК излучения (диапазон длин волн 3-5 мкм) заимствован у ракеты воздушного боя «Маджик» МАТРА и работает с глубоким охлаждением, что обеспечивает его высокую чувствительность. Взрыватели – неконтактный активный лазерный и контактный. Лазерный комбинированный взрыватель обеспечивает подрыв боевой части при величине промаха до 2 м.
Двигательная установка включает стартовый и маршевый двигатели. Стартовый (заряд нитроглицеринового пороха) предназначен для выстреливания ракеты из контейнера, придания ей начальной скорости 40 м/с и вращательного движения вокруг продольной оси. Заряд маршевого двигателя состоит из смесевого топлива, его включение производится в момент отделения стартового двигателя, в 15-20 м от стрелка. Двигатель разгоняет ЗУР до максимальной скорости 2,6 М. Управление осуществляется с помощью крестообразно расположенных рулей, а стабилизация – четырех стабилизаторов, установленных в сопловой части маршевого двигателя. «Мистраль» способен поражать самолеты (не на режиме форсажа) на дальностях до 6000 м, вертолеты – до 4000 м (из-за меньшего теплового излучения двигателей).
Прицельное устройство состоит из коллиматорного и оптического (кратность увеличения Зх) прицелов. Первый обеспечивает отображение на табло информации о последовательности операций пуска и позволяет сопровождать цель с упреждением по азимуту и углу места. ИК прицел усилительного типа используется для стрельбы в ночных условиях.
Комплекс в разобранном виде переносят два человека. На сборку и подготовку к пуску требуется около минуты, на пере- заряжание – менее 30 с. Разработан вариант с двумя ЗУР на переносной пусковой установке. ЗУР в ТПК может использоваться также в самоходных, корабельных и вертолетных комплексах.
Кроме Франции ПЗРК «Мистраль» состоит на вооружении армий ОАЭ, Австрии, Бельгии, Габона, Испании, Италии, Саудовской Аравии, Финляндии, Кипра. Характеристики
Дальность поражения цели – 0,3-6 км
Высота поражения цели – 0,015-4,5 км
Максимальная скорость поражаемых целей – 450 м/с