Атомная бомба Mk.8 (США)
Атомная бомба Mk.8 (США)
Эта бомба пушечного типа стоит особняком во всем послевоенном ряду американских атомных бомб. Она была прямым развитием “Малыша” Mk.1, сброшенного 6 августа 1945 г. на Хиросиму, и одновременно первой атомной бомбой подземного взрыва. После войны ядерные заряды имплозивного типа, значительно более эффективные по коэффициенту использования делящихся материалов, казалось, полностью вытеснили пушечные. Это и неудивительно: тогда на счету был каждый килограмм высокообогащенного урана. Однако пушечные заряды имели много преимуществ – простота, надежность, компактность.
После испытаний 1946 г. на атолле Бикини, которые показали большую эффективность подводного ядерного взрыва, флот США заказал Лос-Аламосской лаборатории проект облегченной по сравнению с “Малышом” бомбы пушечного типа. Этот проект получил наименование “Эльзи” (Elsie – LC, Light Case – легкий корпус). По мере разработки основным назначением “Эльзи” стал не подводный, а подземный ядерный взрыв. Такой взрыв был эффективнее воздушного для многих точечных и сильно укрепленных целей – мостов, укрытий подводных лодок, командных пунктов, ВПП аэродромов и т.п. Цели разрушались сейсмическим воздействием или просто проваливались в образовавшуюся воронку.
Интерес к Mk.8 проявило и командование ВВС. Специалисты USAF пришли к выводу, что для уверенного поражения различных целей бомбы подземного взрыва должны составлять примерно 5% от всего ядерного арсенала.
Первые Mk.8 поступили на вооружение в апреле 1952 г. Всего с ноября 1951 г. по май 1953 г. изготовили около 40 бомб. Они состояли на вооружении до августа 1957 г., когда были заменены аналогичными бомбами Mk.11, отличавшимися только новым, более обтекаемым корпусом.
Прочный стальной корпус Mk.8 диаметром всего 370 мм напоминал торпеду. Масса бомбы составляла от 1465 до 1490 кг. Внутри изделия размещалась 3-дюймовая пушка, стрелявшая снарядом из урана-235 по полой урановой мишени. Когда снаряд оказывался внутри мишени, масса урана-235 превышала критическую, и происходил атомный взрыв. На каждую бомбу требовалось около 50 кг урана-235 90-процентного обогащения. Здесь виден основной недостаток пушечных зарядов; из такого количества урана можно изготовить, по крайней мере, 5 имплозивных зарядов Mk.5 мощностью по 80 кт каждый или одну 500-килотонную “урановую сверхбомбу” Mk.18. Стоимость одной “малышки” Mk.8 достигала 3127600 USD.
Бомба Mk.8 имела очень простую систему подрыва, вообще без электрических цепей. Для подрыва порохового заряда служили три пиротехнических взрывателя замедленного действия. Замедление – от 60 до 180 секунд – устанавливалось на борту носителя перед сбросом, благодаря чему самолет всегда имел время уйти от эпицентра взрыва. Поэтому Mk.8 могла сбрасываться с любых, в том числе малых, высот, а в качестве ее носителя могли выступать даже поршневые штурмовики “Скайрейдер”. До взрыва Mk.8 углублялась в грунт на глубину от 10 м (песок) до 30 м (мягкая глина).
Атомная бомба Mk.8 (США)
Как известно, первые атомные бомбы, сброшенные американцами в августе 1945 г. но Хиросиму и Ногосаки, имели разный принцип действия. Бомба Mk.I «Малыш» было так называемого «пушечного» типа. В ней для создания критической массы и начала цепной реакции часть уранового заряда выстреливалась в урановую же мишень. В какой-то мере устройство напоминало обычную пушку. Бомба Mk.III «Толстяк» являлась бомбой имплозивного типа. В ней цепная реакция начиналось в результате сильного сжатия плутониевого ядра в результате «обжимающего» взрыва обычного ВВ. В первые годы ядерные заряды имплозивного типа, значительно более эффективные по коэффициенту использования делящихся материалов, казалось, полностью вытеснили пушечные. Это и неудивительно: тогда но счету был каждый килограмм высокообогащённого урона.
Однако пушечные заряды имели много преимуществ и отличались простотой, надёжностью, компактностью. Даже «Малыш», весивший, кок известно, 4090 кг, мог быть существенно легче – его сильно перетяжелили для гарантии надёжности. Наибольшую заинтересованность в развитии лёгких тактических зарядов пушечного типа проявляли армия, флот, корпус морской пехоты. ВВС и специалисты Лос-Аламоса, напротив, считали изготовление пушечных зарядов пустой тратой драгоценного урона-235. Тем не менее, после испытаний 1946 г на Бикини, которые показали большую эффективность подводного ядерного взрыва, флот заказал Лос-Аламасской лаборатории проект облегчённой, по сравнению с «Малышом», бомбы пушечного типа. Этот проект получил наименование «Эльзи» (Elsie – LC, Light Case – легкий корпус). Постепенно, основным назначением «Эльзи» стол не подводный, о подземный ядерный взрыв. Такой взрыв был эффективнее воздушного для многих точечных, сильно укрепленных целей: мостов, укрытий подводных лодок, командных пунктов, ВПП аэродромов, кораблей в гавани и т.п. Цели разрушались сейсмическим воздействием или просто проваливались в образовавшуюся воронку. Подобные идеи ранее легли в основу самых мощных неядерных бомб: английских «Толлбой» и «Грэнд Слэм», о также американских «Амазон» и Т-10.
Основным разработчиком «Эльзи» был Военно-морской артиллерийский научно-исследовательский центр в Калифорнии (Navy’s Bureau of Ordnance – BuOrd), Лос-Аламосская лаборатория отвечало за новый нейтронный инициатор. Из-за напряжённой ситуации с накоплением делящихся материалов изготовить новую бомбу, получившую обозначение Mk.8, удалось только в январе 1951 г Её стоимость достигала 3127600 долларов. Mk.8 была задумано и изготовлена по инициативе Военно-морского флота для вооружения стратегических палубных бомбардировщиков Локхид P2V-3C Нептун. Однако позднее ею заинтересовалось и командование ВВС. Специалисты ВВС пришли к выводу, что для уверенного поражения различных целей бомбы подземного взрыва должны составлять примерно 5% от всего ядерного арсенала. Первые Mk.8 поступили на вооружение в апреле 1952 г. Всего с ноября 1951 г. по мой 1953 г. было изготовлено около 40 бомб Mk.8 двух модификаций: Mod.0 и Mod.1. Они состояли на вооружении до августа 1957 г., когда были заменены бомбами Mk.II.
Бомба Mk.8 было развитием «Малыша», но намного легче и компактнее его. Прочный стальной корпус диаметром всего 370 мм напоминал торпеду. Масса бомбы составляла от 1465 до 1490 кг. Пушечный ядерный заряд с 3-дюймовым стволом был аналогичен заряду «Малыша», но развернут но 180°. Это было сделано с целью облегчить заряжание, в том числе в полёте, хотя с точки зрения центровки токая компановка менее выгодна. Кроме того, благодаря тому, что пушка Mk.8 стреляла в хвост бомбы, исключалось смещение снаряда в сторону мишени под действием осевых перегрузок, возникающих при ударе о грунт. Тротиловый эквивалент бомбы Mk.8 составлял 15-20 кт. Но каждую бомбу требовалось около 50 кг урана-235 90-процентного обогащения. Здесь виден основной недостаток пушечных зарядов: из такого количества урона можно было изготовить, по крайней мере, пять имплозивных зарядов мощностью по 70 кт каждый или один 500-килотонный заряд.
Бомба Mk.8 имело очень простую систему подрыва, вообще без электрических цепей. Для подрыва порохового заряда служили три пиротехнических взрывателя замедленного действия, установленные один в носовой части и два – в средней, с двух сторон корпуса. Замедление – от 60 до 180 секунд – устанавливалось с борта самолёта перед сбросом. Взрыватели зажигались в момент отделения от самолета. Благодаря такой схеме системы подрыва самолёт всегда имел время уйти от эпицентра взрыва, поэтому бомба Mk.8 могло сбрасываться с любых, в том числе малых, высот, о её носителями могли быть доже лёгкие винтомоторные штурмовики AD-1 «Скайрейдер». До взрыва бомба Mk.8 углублялась в грунт на глубину от 10 м (песок) до 30 м (мягкая глина). Mk.8 имело две основные модификации. Mk.8 Mod.0 предназначалось, в основном, для внутренней подвески в бомбоотсеке. Бомба, урановый снаряд, пороховой заряд и затвор пушки с детонатором закреплялись в специальном держателе Т-28. После взлёта один из членов экипажа в бомбоотсеке вручную заряжал пушку. Но эту операцию требовалось около 18 минут.
Держатель Т-28 с бомбой Mk.8 Mod.0 мог устанавливаться и но внешней подвеске. При этом самолёт взлетал с заряженной бомбой, но благодаря исключительной стойкости системы подрыва Mk.8 к ударным нагрузкам, это считалось довольно безопасным. Внешне бомба Mk.8 Mod.0 отличалось от Mod. 1 тупым носом. Длина ее составляла 2950 мм. Бомба Mk.8 Mod.1 размещалось, как правило, но внешней подвеске. Узлы крепления были унифицированы с бомбой Mk.7. Mk.8 Mod. 1 имело заостренный носовой обтекатель, под которым размещался механизм автоматического заряжания пушки. Поэтому длина бомбы составляла 3350 мм. В 1955 г. все бомбы Mk.8 Mod.1 были переделоны в Mod.2 и Mod.3. В 1951-1955 г. предпринимались попытки использовать ядерный заряд Mk.8 в головной части крылатой ракеты «Регулус».
Атомная бомба Mk.10 разрабатывалась с 1950 г. кок облегчённый вариант Mk.8, предназначенный для воздушного взрыва. Параллельно создавались тактические бомбы Mk.5, Mk.7 и Mk.12 имплозивного типа, но все они базировались но новом 92-линзовом заряде, уверенности в успехе которого ещё не было. Так что фактически Mk.10 рассматривалось как запасной вариант простой тактической бомбы, хотя низкий коэффициент использования делящихся материалов, вообще характерный для зарядов пушечного типа, исключал её производство в большом количестве. После успешных испытаний и начало серийного производства Mk.7 и Mk.12 дальнейшие работы над Mk.10 потеряли смысл, и в мое 1952 г. они были прекращены. Новая бомба подземного взрыва Mk.11 было первой в мире атомной бомбой, специально спроектированной для внешней подвески под сверхзвуковыми самолётами и одновременно последней бомбой пушечного типа. Конструктивно оно представляла собой бомбу Mk.8 Mod.l в новом, усиленном, корпусе со сверхзвуковыми обводами. Заряд пушечного типа, механизм автоматизированного заряжания, система подрыва оставались теми же.
Разработка Mk.11 началось в 1950 г., но имела невысокий приоритет, доже в 1957 г. бомба Mk.11 ещё считалось экспериментальной. Вероятно, причина в том, что самолётов, развивавших сверхзвуковую скорость с вооружением но внешней подвеске, тогда ещё не было. Серийные Mk.11 получили обозначение Mk.91 Mod.0, их производство началось 1 января 1956 г. До конца года было изготовлено 40 бомб, вероятно, переделанных из Mk.8. Они числились но вооружении до 1960 г. Корпус бомбы имел большее, чем у Mk.8, удлинение – длина 3730 мм, диаметр – 356 мм. Полный вес бомбы составлял 1590 кг. При размещении но внешней подвеске допускалась скорость самолёта-носителя до М=1,2. При сбросе с большой высоты Mk.91 развивала у земли высокие сверхзвуковые скорости, благодаря чему до взрыва углублялась в грунт но большую глубину. Это глубина составляла 37 м в глинистом грунте, 28 м в плотном песке, почти 7 м в железобетоне. Тротиловый эквивалент заряда Mk.91 Mod.0 составлял, кок и у Mk.8 – 15-20КТ.
Ядерные вооружения тяжелых бомбардировщиков США
С момента создания ядерного оружия в США было разработано и принято на вооружение ВВС 26 типов авиационных ядерных бомб, из них 13 типов (с различными модификациями) предназначались только для оснащения тяжелых бомбардировщиков, 7 типов бомб – для оснащения как ТБ так и тактической авиации, остальные типы бомб – только для тактической авиации (истребители, тактические бомбардировщики, штурмовики, палубная авиация и т.п.).
Первоначально авиационные бомбы имели сравнительно небольшой тротиловый эквивалент, измеряемый несколькими сотнями килотонн. Затем появился класс мегатонных и мультимегатонных бомб (4,5 Мт и выше).
Первой американской по-настоящему боеспособной атомной бомбой, которой оснащались тяжелые бомбардировщики, стала бомба Мк-4. На ней было устранено большинство недостатков, присущих бомбам, сброшенным на японские города. В ней обеспечивался 32-точечный подрыв ВВ, предназначенного для обжатия «ядра».
Соответственно, тротиловый эквивалент ядерного заряда мог варьироваться от 20 до 40 кт. Бомба Mk-4 имела значительно лучшие, чем предшественницы, эксплуатационные качества. Ее конструкция стала приспособленной к длительному хранению в собранном состоянии. В носовой части бомбы был сделан люк, через который можно было прямо в полете установить внутрь заряда «ядро» из делящихся материалов. Это существенно повысило безопасность при полетах с ядерным оружием на борту.
Первая бомба Mk-4 поступила на вооружение в марте 1949 г. Всего до мая 1951 г. было изготовлено около 550 таких бомб. С 1950 по 1953 гг. бомбы Mk-4 составляли основу ядерного арсенала США. В период с июля 1952 г. по май 1953 г. все они были сняты с вооружения и заменены более эффективными бомбами того же класса Mk-6 и малогабаритными Mk-5.
Бомба Мк-5 стала первой малогабаритной атомной бомбой. Существенного уменьшения её диаметра, а также веса удалось достичь за счет применения более эффективного, но и значительно более сложного и дорогого 90-линзового заряда W5. На Mk-5 впервые были использованы ударные пьезоэлектрические взрыватели, обеспечивавшие ядерный взрыв при ударе о землю даже при полном отказе автоматики подрыва бомбы.
Серийное производство Mk-5 началось в июне 1951 г. Всего до апреля 1955 г. было выпущено около 140 бомб, состоявших на вооружении до 1963 г. Mk-5 считалась тактической бомбой, но использовалась, скорее, как малая стратегическая.
Дальнейшее развитие Mk-4 привело к созданию 60- дюймовой атомной бомбы Мк-6. Она отличалась более мощным 60-линзовом зарядом W-6 и лёгким алюминиевым корпусом. Этот корпус оказался настолько удачным, что использовался и во всех более поздних 60-дюймовых бомбах – Mk-13, Mk-18 и Mk-20.
На поздних вариантах Mk-6 отказались от применения радиовысотомеров, ограничившись барометрическим взрывателем и ударными пьезоэлектрическими взрывателями (выяснилось, что погрешность барометрического высотомера в 100 метров, при мощности взрыва 30-60 кт, вполне допустима). Атомная бомба Mk-6 в 1950-х годах была основным оружием стратегической авиации США и состояла на вооружении до 1962 г. Всего было изготовлено около 1100 бомб этого типа.
В середине 1950-х годов была разработана бомба Мк-15, имевшая три модификации (Mod.1- 1,69 Мт; Mod.2 и Mod.3 – 3,8 Мт). Это первая «облегченная» термоядерная бомба, вторичная оболочка заряда которой была выполнена из урана. Бомба имела парашютную систему (ленточный парашют). Она находилась в эксплуатации с 1955 г. по 1965 г. Всего было произведено 1200 таких бомб. Позднее был разработан улучшенный вариант бомбы Мк-15, получивший обозначение Мк-39. Бомба производилась в период с 1957 г. по 1959 г., было изготовлено 700 таких бомб. Бомба Мк-39 находилась на вооружении до 1966 г.
Ядерные бомбы мультимегатонного класса (свыше 4,5 Мт). После испытания в 1949 г. в СССР термоядерного оружия президент США Г. Трумэн в своей директиве от января 1950 г. поставил задачу на разработку термоядерного оружия в США.
Первое термоядерное устройство было взорвано в США 1 ноября 1952 г. Это устройство было далеко от возможности его использования в составе ядерного боеприпаса. Его вес составлял 75 тонн. Для получения термоядерной реакции использовался жидкий (криогенный) дейтерий. Мощность взрыва была оценена в 10,4 Мт.
На базе этого устройства была начата разработка термоядерной бомбы (в экспериментальном варианте она имела обозначение ТХ-16).
Ее вес составлял примерно 18 тонн, длина – 7,5 м, мощность – 6-8 Мт. Однако в январе 1954 г. бомба, получившая обозначение ЕС-16, была принята на вооружение, к марту того же года было изготовлено 5 бомб. Для доставки такой бомбы были доработаны несколько самолетов В-36, в частности, на борту самолета размещалась емкость (сосуд Дюара), в которой содержался жидкий дейтерий, закачиваемый в бомбу непосредственно перед ее сбросом.
Однако, в связи с успешными испытаниями термоядерных зарядов с твердым термоядерным горючим и производством бомб ТХ (ЕС)/Мк-14 уже в апреле 1954 г. бомбы ЕС-16 были выведены из эксплуатации.
Американские ученые постоянно работали над усовершенствованием ядерных бомб, в первую очередь, это касалось совершенствования конструкции ядерных зарядов. В феврале 1953 г. в Лос-Аламосе начались экспериментальные отработки ядерных бомб, в заряде которых в качестве термоядерного горючего использовался гидрид лития. Экспериментальные бомбы получили обозначение TX-17 и ТХ-24. Бомбы по внешнему виду мало чем отличались друг от друга: длина – 7,5 м, диаметр – 1,56 м и вес 21 т и 19 т соответственно, мощность их составляла 10-15 Мт. Отличие заключалось в конструкции первичного узла заряда. После удачных натурных испытаний было произведено 5 бомб (уже в обозначении ЕС-17) и 10 бомб ЕС-24. Отсутствие в бомбах парашютных систем, а также надежных приборов предохранения и взведения в системе автоматики, рассчитанных только на воздушный взрыв, не обеспечивало безопасность экипажа самолета-носителя при применении этих бомб. В связи с этим, бомбы находились в арсенале всего с апреля по октябрь 1954 г. В октябре – ноябре 1954 г. они были заменены на доработанные бомбы, получившие обозначение Мк-17 и Мк-24, которые были оборудованы парашютными системами и более надежными элементами в цепи предохранения и взведения системы автоматики. Система автоматики Мк-17 мод.2 уже обеспечивала и наземный взрыв. Авиационные бомбы Мк-17 и Мк-24 – это первые термоядерные бомбы, которые производились массово. Было изготовлено: Мк-17 – 200 ед. и Мк-24 – 105 ед. Бомбы находились на вооружении до 1957 г.
В конце 1950-х годов ядерные бомбы мультимегатонного класса, указанные выше, были заменены более совершенными бомбами этого класса – Мк-21, B27 (для авиации ВМС) и Мк-36, которые выпускались в массовом количестве. Эти бомбы находились в арсенале США до начала 1960-х годов.
В 1955 г. была создана ядерная бомба свободного падения Мк-21, которая по сравнению с бомбами первого поколения (Mk-14, Mk-17, Mk-24) была значительно меньшей по размерам и стоимости. Серийное производство Mk-21 продолжалось до июля 1956 г. Начиная с июня 1957 г., все Mk-21 переделывались в Mk.-39Y1. Бомба была снята с вооружения к концу 1957 г. и заменена на Mk-36-Y1 Mod 1.
Бомба Мк-36 была более совершенной версией Мк-21. Она поступила в производство в апреле 1956 г. Всего было изготовлено 920 новых бомб Мк-36, из которых 275 бомб были переделанными версиями Мк-21, произведенными ранее. Бомба имела две модификации: Y1 и Y2. В «чистом» варианте на стадии ядерного синтеза с инерционным удержанием плазмы использовалась абляционная отражательная сборка из таких материалов, как свинец или вольфрам. В «грязном» варианте использовалась абляционная отражательная сборка с обедненным ураном или ураном-238, в которой происходило ядерное деление на второй ступени термоядерного горения, в результате чего мощность бомбы увеличивалась почти вдвое. Мощность взрыва бомбы модификации Y1 составляла 9-10 Мт, а модификации Y2 – 6 Мт. Обе модификации бомбы оснащались парашютной системой с куполом ленточного типа.
Все ядерные бомбы Мк-36 были сняты с вооружения, начиная с августа 1961 г. по январь 1962 г., и заменены на более мощные бомбы Мк-41. На вооружение ВВС США бомба Мк-41 была принята в 1960 г. Это была самая мощная бомба. Мощность ее взрыва составляла 25 Мт. Масса бомбы – 4700-4800 кг, диаметр – 1,3 м, длина 3,7 м. Всего было произведено около 500 таких бомб. Они оставались на вооружении до середины 1976 г.
Бомба Мк-41 была развернута в “грязной” (Y1, с оболочкой третьей ступени из урана-238) и чистой (Y2, со свинцовой оболочкой) версиях, соответственно с мощностью 25 Мт и 9,3 Мт. В соответствии с выводами американского ученого-физика Теодора Тэйлора, для термоядерного оружия практический лимит отношения мощности заряда к массе составляет около 6 кт/кг. Исходя из веса серийной бомбы Мк-41 и мощности её заряда, это отношение для данной бомбы достигает величины в 5,2 кт/кг.
Серийный выпуск бомбы Мк-41 начался с 1960 г., а снятие с вооружения осуществлялось с ноября 1963 г. по июль 1976 г., поскольку на вооружение стали поступать более универсальные бомбы Mk-53.
Бомба Мк-53 стала последней из рассматриваемого класса бомб. Она была принята на вооружение в 1962 г. и выведена из активного арсенала в 1997 г. Мощность бомбы составляла 9 Мт, массо-габаритные характеристики: масса – 4 т, длина – 3,8 м, диаметр – 1,3 м.
Бомба Mk-53 была разработана в период с 1955 г. по 1962 г. в Лос-Аламосской национальной лаборатории. Конструкция её ядерного заряда близка к ранее разработанному для Мк-21: двухступенчатая схема с радиационной имплозией и твердым термоядерным горючим. Весь делящийся материал – высокообогащенный уран, термоядерное горючее – дейтерид лития (95% Li-6). Хотя для Мк-53 приводится только одно значение мощности – 9 Мт, наличие двух её версий: Y1 – “грязной” (с оболочкой второй ступени из урана-238) и Y2 – “чистой” (возможно, со свинцовым или вольфрамовым корпусом) позволяет предположить существование двух возможных значений мощности заряда. В хвостовой части бомбы располагалась парашютная система массой 360-400 кг.
В состав системы входили пять парашютов: три 48-футовых главных парашюта; один 16-футовый выбрасывающий парашют; один 5-футовый вытяжной парашют. Три основных парашюта раскрывались только для замедления взрыва (наземный взрыв с временной задержкой). Парашютная система целиком отделялась для свободнопадающего режима применения бомбы.
Бомба производилась с 1962 г. по 1965 г. Всего было произведено 340 бомб. Мк-53 выведена из активного арсенала в 1997 г. На замену ей была принята бомба В61-11.
Наряду с ядерными бомбами, тяжелые бомбардировщики приспосабливались для оснащения и крылатыми ракетами с ядерными зарядами. В 1946 г. по заказу ВВС США началась разработка сверхзвуковой управляемой КР воздушного базирования GAM-63 «Раскел» («Rascal») для оснащения ТБ.
Предполагалось в боевой части ракеты использовать ядерный заряд W5 (60-80 кт). Стартовый вес ракеты составлял 8255 кг, длина ее – 9,76 м, высота – 3,8 м, размах крыла – 5 м. Первый пуск КР состоялся в 1954 г., в 1957 г. ракету запустили в серию. Основным недостатком КР «Раскел» являлась малая дальность пуска – 160 км. В 1958 г. в связи с успешными испытаниями крылатой ракеты «Хаунд Дог» ее производство было прекращено.
Разработка крылатой ракеты AGM-28A «Хаунд Дог» («Hound Dog») началась в 1956 г. Ракета предназначалась для оснащения тяжелых бомбардировщиков В-52G и B-52H. Ракеты предполагалось использовать, прежде всего, для уничтожения крупных объектов ПВО с дальнейшим уничтожением основных целей ядерными бомбами большой мощности.
В феврале 1960 г. с борта бомбардировщика В-52G был выполнен первый пуск КР «Хаунд Дог». Бомбардировщик нес 2 такие ракеты, подвешенные на пилонах. В войска ракеты начали поступать в декабре 1959 г.
Производство КР было прекращено в 1964 г. Всего было изготовлено 675 серийных ракет, из них 428 в модификации AGM-28A, а остальные – в модификации AGM-28В (с улучшенной системой астрокоррекции). В конце 1972 г. было принято решение о постепенном выводе КР «Хаунд Дог» из боевого состава, в 1978 г. ракета была снята с вооружения.
Помимо описанных выше ядерных вооружений, тяжелые бомбардировщики оснащались также управляемыми ракетами малой дальности класса «воздух-земля» – «Срэм» (Short Range Attack Missile – SRAM).
Разработка ракеты «Срэм» AGM-69A была начата в 1965 г. Она предназначалась для замены устаревшей ракеты «Хаунд Дог».
В 1969 г. был проведен пуск первого образца ракеты «Срэм», в 1972 г. ракета была принята на вооружение и к 1975 г. было изготовлено 1500 таких ракет, из которых 1200 было поставлено в части стратегической авиации. Носителями ракеты стали тяжелые бомбардировщики B-52G и H (способные нести по 20 ракет: 6 – на каждом из двух пилонов под крылом и 8 – на барабанной пусковой установке в бомбоотсеке), B-1B (до 24 ракет на трех барабанных пусковых установках – по 8 ракет на каждом), а также истребители-бомбардировщики FB-111А (6 ракет, из которых: две – на внутренней подвеске и четыре – на пилонах под крылом). Для ракеты «Срэм» впервые в США были разработаны роторные пусковые установки, обеспечивающие запуск ракет с интервалом в 5 сек.
Ракета оснащалась ядерной боевой частью весом 200 кг с ядерным зарядом W69 мощностью 170 – 200 кт (габариты заряда: длина – 0,76 м, диаметр – 0,375 м).
Производство ракет «Срэм» было довольно быстро прекращено, поскольку ракета имела малую дальность и невысокую точность стрельбы, а также невысокую надежность. В 1993 г. ракета «Срэм» была снята с вооружения, её заменили на более совершенную крылатую ракету воздушного базирования AGM-86.