0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная бомба BLU-107 Durandal (Франция)

Авиационная бомба BLU-107 Durandal (Франция)

Бетонобойная бомба Durandal была создана в начале 70-ых гг. французской фирмой Marta SA в сотрудничестве c фирмой SAMP. Durandal создавалась в соответствии с требованиями ВВС Франции к оружию, предназначенному для вывода из строя аэродромов и бетонных укрытий и применению с малых и сверхмалых высот. В соотвестие с требованиями, бомба должна быть способна пробивать до 400 мм покрытия бетонной ВПП, чтобы за тем взорваться в глубине, выворачивая плиты покрытия ВПП. Этого можно было достигнуть путем сообщения бомбе оптимального угла проникновения и необходимой кинетической энергии (разгоном) с помощью реактивного двигателя, а так же особой формой носовой части и замедленной детотонацией. Опыт, накопленный фирмой Marta в области создания бомб замедленного падения, позволил им создать двойную парашютную систему мгновенного раскрытия и мощный ракетный двигатель. В рамках программы Durandal был создан универсальный переходник, который позволяет использовать бомбу на всех соответствующих стандарту НАТО 356-мм подвесных узлах/бомбодержателях. Таким образом, носителем этой бомбы может быть любой самолет НАТО. В США бомбе Durandal было присвоено обозначение BLU-107/B. Производство бомбы было начато в 1977 г. В конце 1986 г. когда было поставлено на экспорт более 29000 бомб, Durandal победила в длительном конкурсе ВВС США. В настоящее время в настоящее время она находится на вооружении 19 стран.

Конструктивно Durandal состоит из четырех основных отсеков. Фугасная боевая часть весом 100 кг с 15 кг взрывчатого вещества находится в носовой части. За БЧ расположена система зажигания и твердотопливный разгонный двигатель. Двигатель и БЧ соединены с помощью стальных колец. За двигателем находится отсек, закрепленный с помощью сбрасываемого зажимного кольца, и содержащий два парашюта (тормозной и основной).

Сброс бомбы осуществляется на высоте около 50-75 метров при скорости 180-280 м/с. Сразу же после сброса выпускается первый тормозной парашют, и бомба очень быстро затормаживается до скорости 25 м/с. На высоте около 40 м выпускается второй парашют. После того, как бомба достигает угла пикирования 30°, парашютная система сбрасывается, срабатывает механизм боевого взвода и запускается разгонный двигатель. К моменту встречи с целью Durandal достигает скорости 250 м/с. При касании цели срабатывает контактный взрыватель, и пробив бетонное перекрытие, бомба взрывается. Так же взрыватель может быть настроен перед взлетом на подрыв БЧ через несколько часов. Взрыв бомбы под покрытием ВПП приводит к образованию воронки диаметром до пяти метров и глубиной 2-3, окруженную разбросанными на площади около 200 м 2 крупными обломками бетонного покрытия. Максимально допустимая скорость носителя с бомбами Durandal — 1,8М, а высота до 10000 метров.

Разрушители бункеров. Почему бетонобойные бомбы снова входят в моду

МОСКВА, 9 июл — РИА Новости, Николай Протопопов. Пробить несколько метров железобетона укрепленной долговременной огневой точки, разрушить взлетно-посадочную полосу вражеского аэродрома или шахту с ядерными ракетами — для решения таких специфических задач есть особые бетонобойные авиационные бомбы и артиллерийские снаряды. В последние годы мощные проникающие боеприпасы все чаще применяют для борьбы с террористами, использующими подземные убежища. В том числе в Сирии. О развитии этого вида оружия и его особенностях — в материале РИА Новости.

Читать еще:  Сигнальная мина МСК-40 (Россия)

Стальная кувалда

Советские артиллеристы вели огонь бетонобойными снарядами в зимней войне с Финляндией. После первых неудачных попыток прорыва линии Маннергейма и больших потерь личного состава командование решило активнее использовать артиллерию перед тем, как пускать в бой бронетехнику и пехоту. Особенно эффективны против железобетонных укреплений на Карельском перешейке были 203-миллиметровые гаубицы Б-4.

Успех бетонобойной артиллерии вдохновил советских военных и инженеров на разработку аналогичных авиационных средств поражения. За основу первой отечественной бетонобойной бомбы БетАБ-150ДС взяли все тот же артиллерийский 203-миллиметровый снаряд. Боевая часть бомбы весила больше ста килограммов, а реактивный разгонный блок придавал ей дополнительное ускорение при приближении к цели. БетАБ-150 проникала в горную породу на глубину более полутора метров, образуя при этом воронку диаметром до двух метров.

Многозадачность

В послевоенное время бомбардировочная авиация вооружилась более солидными инструментами — бомбами массой до пятисот килограммов. Такие снаряды, прошедшие несколько этапов модернизации, Воздушно-космические силы России применяют и сегодня, в том числе в Сирии. Точечные удары бетонобойными авиационными бомбами уничтожают укрепленные командные пункты террористов и особо защищенные бункеры, подземные склады вооружения и коммуникации боевиков.

От осколочных или бронебойных бетонобойные снаряды отличаются прежде всего толстыми усиленными стенками и особой прочностью корпуса. В железобетонный массив снаряд должен войти под прямым углом и с большой скоростью. Взрыватель срабатывает с задержкой. Снаряд разрывается непосредственно в толще бетона или, пробив насквозь стену укрепления, внутри сооружения. Поэтому в артиллерии для разрушения крепких бетонных конструкций годятся только мощные орудия большого калибра.

Ее модификация — БетАБ-500ШП — оснащена парашютом для стабилизации в полете, а реактивный двигатель придает дополнительное ускорение у земли. Пробивная способность примерно такая же, но за счет особой конструкции бомбу можно скидывать с малых высот. К тому же она намного точнее, чем обычная БетАБ-500.

Один из наиболее современных снарядов в арсенале ВКС России — кассетная бетонобойная бомба РБК-500У — состоит из десяти боевых элементов и особенно эффективна для поражения площадных целей. Небольшие снаряды разлетаются в радиусе нескольких десятков метров, разрушая взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки аэродромов, автомобильные магистрали.

Авиационная бомба BLU-107 Durandal (Франция)

Минирование и разминирование конца XX века

Применение самодельных взрывных устройств в Ираке и методы борьбы с ними

В войне, прошедшей в Ираке с 2003 по 2011 год, главную роль в нападениях против войск США играло применение самодельных взрывных устройств — СВУ.

В Ираке местные силы моджахедов-«салафитов», имея в качестве противника самую мощную на тот момент армию в мире, все-таки смогли, используя СВУ, начать партизанскую войну.

Читать еще:  Крылатая ракета Х-22 (СССР)

При этом они в качестве противника имели как «коалиционные» войска, состоявшие главным образом из контингентов США и Великобритании, так и сформированные США армию и полицию Ирака, в которых основную массу составляли шииты и курды, чьи общины состояли фактически на три четверти из населения Ирака.

Столь большое преимущество в численности и вооружении было компенсировано «салафитами» применением СВУ.

При этом самим моджахедам не приходилось трудиться над поисками боеприпасов, ибо их в изобилии можно было найти на брошенных позициях и складах иракской армии.

В Ираке из имевшихся у иракской армии Саддама Хусейна 650 000 тонн боеприпасов пропало 250 000 тонн.

Американское командование стремилось как можно больше этих боеприпасов уничтожить, для чего привлекались саперы как армии США, так и армий других стран, чьи контингенты находились в Ираке, но дело продвигалось медленно.

В силу этого моджахеды не испытывали недостатка в средствах для создания СВУ, извлекая взрывчатые вещества из боеприпасов, главным образом тротил и гексотол, а также используя складские запасы тротила и пластита.

Большие запасы взрывчатки к ним поступали и из соседней Саудовской Аравии, тогда как технологии производства СВУ они получали с помощью специалистов с опытом войн в Палестине, Афганистане, Боснии и Чечне, а также проводя поиск в различных учебных заведениях мира, в средствах массовой информации и в интернете.

Помимо изготовления СВУ, моджахеды занимались изготовлением взрывчатки в домашних условиях на базе нитрата амония и ряда других химических составов.

ФОТО 1. Подготовленные к уничтожению боеприпасы

В результате только с мая 2003 года по май 2004 года в Ираке было зафиксировано около 15 000 случаев подрывов самодельных взрывных устройств как с человеческими жертвами, так и без них.

В ходе этих нападений коалиционные войска потеряли 50 % от общего числа убитых и раненых.

К концу же 2007 года согласно наставлению армии США по борьбе с СВУ — «MNC-1 Counter IED Smart Book» — 40 % потерь армии было вызвано применением СВУ.

Так, от действия СВУ повышенной мощности было потеряно несколько американских танков «Абрамс».

В нападениях нередко гибло большое число военнослужащих армии США.

Так, под Хадитой 6 августа 2005 года от действия одного СВУ погибло 14 американских морских пехотинцев и один гражданин Ирака, а всего в 2005 году от действия СВУ погибло 427 американцев.

Только в декабре 2006 года из 118 погибших военнослужащих «Коалиционных сил» 75 погибло от действия СВУ.

Нередко действие СВУ дополняло действия моджахедов из засад.

В Махмудии под Багдадом 12 мая 2007 года после нападения на американский патруль пять американцев погибли, а трое были взяты в плен, а затем моджахеды поставили СВУ на направлении подхода сил поддержки, на котором при подрыве погиб еще один человек. Было ранено трое военнослужащих армии США.

ФОТО 2. Подорванный в 2005 году американский танк «Абрамс»

ФОТО 3. Подрыв американского БТР в Ираке

Находившиеся на вооружении армии США автомобили «Хаммер» показали низкий уровень защищенности от СВУ.

Читать еще:  Крылатая ракета КСР-2 (СССР)

Так, когда 29 июня 2009 года на самодельном взрывном устройстве под Багдадом в районе Махмудия подорвался бронеавтомобиль «Хаммер» армии США, то погибли все четыре члена экипажа.

В армии США была принята следующая классификация взрывоопасных предметов и минно-взрывных устройств: помимо самодельных взрывных устройств (СВУ) — IED (Improvised Explosive Device) — существовала категория невзорвавшихся боеприпасов — UXO (Unexploded Ordnance), которые также могут быть использованы при изготовлении СВУ, как и все прочие виды взрывоопасных предметов, оставшиеся на поле боя — ERW (Explosive Remnants of War), к которым относятся и запасы неидентифицированных взрывчатых веществ — Unknown Bulk Explosive. Сами EH (Explosive hazards), или ВОП (Взрывоопасные предметы), согласно американской классификации делятся на категории:

UXO (Unexploded explosive ordnance) — неразорвавшиеся боеприпасы;

Booby traps — взрывные и невзрывные ловушки;

ФОТО 4. Американский взрыватель-ловушка М1

Captured enemy munitions — боеприпасы, захваченные у сил, противодействующих армии США, в том числе те, которые произведены в странах НАТО или в США и не находятся под учетом армии США или ее союзников;

Bulk explosive — запасы зарядов взрывчатых веществ.

СВУ могут также устанавливаться в авто— и мотосредствах и тогда обозначаются как «автомобильные СВУ» — VBIED (Vehicle-borne IED).

При этом СВУ, содержащие большие заряды взрывчатых веществ в грузовиках, бензовозах или иных автомотосредствах большой грузоподъемности, носят название «больших автомобильных СВУ» — LVBIED (Large Vehicle-borne IED).

Отдельным видом управляемых СВУ являются «СВУ, приводимые в действие самоубийцами» — Suicide IED.

Причем подобные СВУ, устанавливаемые в автомобилях и приводимые в действие самоубийцей, носят название SVBIED (Suicide VBIED), тогда как заряды, находящиеся на теле человека, носят название «персонально носимые СВУ» — PBIED (Person-borne IED), хотя они могут приводиться в действие дистанционно другим лицом.

ФОТО 5. UXO (Unexploded explosive ordnance) — неразорвавшиеся боеприпасы

ФОТО 6. «Автомобильное СВУ» — VBIED (Vehicle-borne IED)

ФОТО 7. PBIED (Person-borne IED)

Отдельным подвидом СВУ являются СВУ, скрытно устанавливаемые противником под дно машины — Underbelly IED, как правило, с помощью магнитов — Magnetic Attachment, а также управляемые СВУ — Command IED, — приводящиеся в действие как по проводам — Command Wire (CWIED), так и по радио — Radio Controlled (RCIED).

При этом «автомобильные радиоуправляемые СВУ» рассматриваются как отдельный подвид радиоуправляемых СВУ — RVBIED (Remote VBIED).

Что же касается «управляемых жертвой СВУ» — Victim Operated IEDs (VOIEDs), то выделяют устройства, приводящиеся различными способами — натяжения и обрыва — Pull/Trip, нажима — Pressure, разгрузки — Pressure Release, движением — Movement Sensitive, светом — Light Sensitive, воздействием пассивным ИК излучением — PIR (Passive Infra Red) IED и активным ИК излучением — AIR (Active Infra Red) IED.

По сути, они представляли собой мины, созданные в кустарных условиях.

СВУ, помимо осколочно-фугасного действия, могли иметь и противотанковое действие — AAIED (Anti-Armor IED) — и представлять собой тем самым противотанковые мины.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector