0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная неуправляемая ракета С-8 (Россия)

Авиационная неуправляемая ракета С-8 (Россия)

Разработка ракет С-8 была начата ОКБ-16 (КБ Точмаш) согласно Постановлению Совмина СССР No 648-241 от 24 августа 1965 г. В нем срок подачи на государственные испытания назначался на IV квартал 1969 г. Заводские испытания ракеты С-8 закончились в 1969 г., но на совместные испытания С-8 была представлена лишь в 1971 г. Ракета С-8 сохранила принципиальную схему и компоновку ракеты С-5. Для улучшения точностных характеристик 6 перьев стабилизатора при выходе ракеты из трубы принудительно раскрывались газовым поршнем под действием отбираемых из камеры сгорания твердотопливного двигателя пороховых газов. В раскрытом положении перья фиксировались. (Люфты в навеске оперения С-5, необходимые для их свободного раскрытия, снижали кучность стрельбы.)

В сложенном положении узел стабилизатора уложен между шестью соплами твердотопливного двигателя ракеты и закрыт стаканом, срывающимся при пуске. Для быстрого разгона и раскрутки более тяжелой ракеты С-8 тяга твердотопливного двигателя по сравнению с двигателем ракеты С-5 увеличена, а время его работы сокращено до 0,69 с. Максимальная скорость ракеты 680 м/с. Рассеяние С-8 в полете и круговое вероятное отклонение составляет 0,3% дальности, а дистанция эффективного пуска — 2000 м.

На основе базовой конструкции С-8 с универсальной кумулятивно-осколочной боевой частью было разработано несколько модификаций ракеты — С-8М и С-8КОМ с модернизированной боевой частью усиленного осколочного действия и твердотопливным двигателем, имеющим увеличенное время работы.

Полная длина ракеты С-8КОМ — 1570 мм. Стартовый вес ракеты 11,3 кг. Кумулятивно-осколочная боевая часть весом 3.6 кг содержит 900 г взрывчатого вещества. Согласно рекламным проспектам, при попадании по нормали С-8КОМ может пробить 400 мм брони. На самом деле эта величина вряд ли превышает 300 мм. Дальность пуска ракет 1300-4000 м. Диапазон скорости самолета-носителя при боевом применении ракет С-8 всех типов 166-330 м/с.

Ракета С-8С имеет боевую часть, несущую 2000 стреловидных поражающих элементов, для поражения живой силы. На конечном участке полета стрелы выбрасываются вперед вышибным зарядом.

Ракета С-8БМ имеет бетонобойную боевую часть проникающего действия, пробивающую слой железобетона толщиной до 0.8 м. Длина ракеты С-8БМ — 1540 мм. Стартовый вес ракеты 15,2 кг. Боевая часть весом 7,41 кг содержит 600 г взрывчатого вещества. Дальность пуска ракеты 1200-2200 м.

Ракеты С-8Д и С-8ДМ имеют боевую часть с объемно детонирующей смесью. 2,15 кг жидких компонентов взрывчатого вещества смешиваются и образуют аэрозольное облако объемно детонирующей смеси. Взрыв по фугасному действию эквивалентен 5.5-6 кг тротила. Длина ракеты С-8ДМ — 1700 мм. Стартовый вес ракеты 11,6 кг. Вес боевой части 3,63 кг.

Ракеты С-80 и С-80М осветительные. Их длина 1632 мм. Стартовый вес 12.1 кг. Вес боевой части 4,3 кг. Горючий состав весом 1,0 кг дает силу света порядка 2 млн свечей.

Ракета С-8П предназначалась для создания пассивных помех РЛС противника. При срабатывании дистанционного взрывателя из боевой части ракет вышибным зарядом выбрасываются диполи из металлизированного стекловолокна. Первые образцы ракет за 3 с создавали облако диполей объемом 500 м3. Эти диполи предназначались для РЛС, работающих на длинах волн от 0,8 до 14 см.

Пуск ракет осуществляется из специальных пусковых устройств (блоков) Б-8М1 и Б-8В20А. Оба блока имеют по 20 пусковых труб, открытых с казенной части. Длина блока Б-8М1 (Б-8В20А) — 2760 мм (1700 мм), диаметр блока 520 мм (520 мм). Вес пустого блока 160 кг (123 кг). Позже были разработаны пусковые устройства типа Б-8В7, имевшие 7 открытых пусковых труб. Вес пустого блока 40 кг. Длина 1780 мм. Диаметр 332 мм.

Носители ракет С-8: истребители Су-17М1. Су-17М2. Су-17МЗ, Су-17М4, Су-24, Су-25. Су-27, Миг-23 и МиГ-27, а также вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-28. Ка-25 и Ка-50.

Калибр, мм 80
Длина, мм 1570
Масса, кг
— ракеты 11,3
— боевой части 3,6
— ВВ 0,9
Толщина пробиваемой брони, мм 400
Дальность пуска, м 1300-4000
Скорость ракеты, м/с 610
Температурный диапазон применения, град С ± 60

Авиационная неуправляемая ракета С-8 (Россия)

СОВРЕМЕННОЕ НЕУПРАВЛЯЕМОЕ РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ АВИАЦИИ. MODERN UNGUIDED ROCKET WEAPONS AVIATION

СОВРЕМЕННОЕ НЕУПРАВЛЯЕМОЕ РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ АВИАЦИИ

MODERN UNGUIDED ROCKET WEAPONS AVIATION

Система управления вооружением даем современному российскому истребителю хорошие возможности для применения неуправляемого ракетного и пушечного вооружения. Использование лазерного дальномера в режимах бомбометания и стрельбы неуправляемым оружием по земле, а также применение современных методов прицеливания и индикации обеспечивают высокую точность поражения наземных целей — Е=6 мрад при стрельбе из пушки, 7 мрад при пусках НУРС. Поэтому номенклатура неуправляемых ракет достаточно широка, и включает 80-мм НУРС типа С-8, 122-мм НУРС типа С-13, 240-мм тяжелые НУРС С-24Б и др. От 57-мм реактивных снарядов из-за низкой эффективности их боевых частей в последнее время практически отказались.

Читать еще:  Патрон с пулей повышенной бронепробиваемости «ПБМ» (7Н25) (СССР)

НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ С-8
Система С-8 — основной калибр в классе российского неуправляемого авиационного ракетного вооружения (НАРВ) — решает самые разнообразные задачи, стоящие перед авиацией.
Первые ракеты этого семейства создавались в ОКБ-16 (КБ «Точмаш») главного конструктора А.Э.Нудельмана, затем Новосибирский институт прикладной физики. В настоящее время совершенствованием НУРС С-8 занимается ГНПП «Сплав».
Разработка ракет С-8 была начата ОКБ-16 по Постановлению СМ № 648-241 от 24 августа 1965 года, им был определен срок начала государ¬ственных испытаний в IV квартале 1969 года. Завод¬ские испытания ракеты С-8 были закончены в 1969 году, совместные испытания С-8 начались в 1971 году.
Для улучшения точностных характеристик НУРС имеет шестиперый стабилизатор, который при выходе ракеты из трубы принудительно раскрывался газовым поршнем под действием отбираемых из камеры сгорания твердотопливного двигателя порохо¬вых газов, затем перья фиксировались. Рассеяние С-8 в полете и круговое вероятное отклонение составляет 0,3% дальности, а дистанция эффективного пуска — 2000 м. В сложенном положении узел стабилизатора уложен между шестью соплами твердотопливного дви¬гателя ракеты и закрыт стаканом, срывающемся при пуске.
Ракетный двигатель на снарядах типа С-8 на твердом топливе, суммарный импульс тяги 5800 нс и время работы 0,69-0,7 с. Для быстрого разгона до мак¬симальной скорости полета ракеты в 680 м/с и раскрутки НУПС С-8 тяга твердотопливного двигателя была увеличена, в сравнении с 57-мм НУРС типа С-5. В его конструкции используются прогрессивные методы формообразования корпуса из готового алюминиевого проката, оригинальные технические решения по отдельным элементам, направленные на снижение трудоемкости изготовления двигателя и его стоимости. Для стрельбы используются блоки НУРС типа Б-8, Б-8М, Б-8М1, разработанные в КБ «Вымпел».
В 1980-х годов ракеты типа С-8 широко применялись в боевых действиях в Афганистане Советской Армией. Они заменили менее мощные снаряды С-5 и использовались для поражения слабозащищенных целей, расположенных на открытой местности. Их использование позволило не входить самолетам и вертолетам в зону действия ПВО противника.
В настоящее время на вооружении ВВС России состоят и предлагаются для поставки на экспорт следующие типы ракет С-8: С-8КОМ — с кумулятивно-осколочной боевой частью (БЧ); С-8БМ — с бетонобойной (проникающей) БЧ; С-8ДМ — с БЧ, снаряженной объемно-детонирующей смесью; С-8-ОМ — с осветительной БЧ; С-8ПМ — с БЧ, снаряженной дипольными отражателями.

Неуправляемая авиационная ракета С-8КОМ предназначена для поражения современных танков, легкобронированной и небронированной боевой техники. Благодаря осколочному действию ракета поражает и живую силу. Заводские испытания ракеты С-8КОМ с кумулятивно-осколоч¬ной БЧ в октябре-декабре 1969 года, государственные испытания С-8КОМ — в 1970 году, и в том же году было начато серий¬ное производство на кировском заводе «Сельмаш». НУРС С-8КО и С-8КОМ оснащаются пьезоэлектрическим взрывательным устройством В-5КП1, которое состоит из двух частей: головного пьезогенератора В-5КП (вес 40 г) и предохранительно-исполнительного механизма (ПИМ) В-5КП1 (вес 120 г). Время дальнего взведения составляет 1,1…1,7 с. В настоящее время это взрывательное устройство производится пермским Машиностроительным заводом имени Ф.Э.Дзержинского.
Неуправляемая авиационная ракета С-8БМ предназначена для поражения материальной части и живой силы в фортификационных сооружениях. Специально сконструированная боевая часть ракеты пробивает железобетонную преграду и взрывается, образуя большое количество поражающих осколков.
Неуправляемая авиационная ракета С-8ДМ предназначена для поражения различных видов целей, находящихся в окопах, траншеях, блиндажах, обвалованиях, в узких проходах, в россыпях камней, в складках местности, пещерах и прочих подобных укрытиях. Боевая часть ракеты снаряжена объемно-детонирующей смесью (ОДС).
Неуправляемая авиационная ракета С-8ОМ предназначена для освещения местности в ночное время, является ракетой вспомогательного назначения. Его предшественник, реактивный снаряд С-8О был создан для наблюдения малоразмерных целей с высот 1500-2000 м на дальностях до 3 км. Осветительные факелы для ракеты были созданы в НИИПХ.
Неуправляемая авиационная ракета С-8ПМ предназначена для индивидуальной защиты самолетов и вертолетов путем постановки в передней полусфере облаков противорадиолокационных отражателей (диполей), создающих пассивные помехи радиолокационным системам наведения зенитных и авиационных комплексов перехвата воздушных целей.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ НЕУПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ ТИПА С-8

Неуправляемый реактивный снаряд С-8.

Неуправляемый реактивный снаряд С-8.

Разработчик: ОКБ-16 (позднее КБ «Точмаш»)
Страна: СССР
Испытания: 1971 г.

В 1964 году ОКБ-51 П.О.Сухого приступило к разработке проекта ударного самолёта, первоначально обозначенного как Т-58М, впоследствии ставшего фронтовым бомбардировщиком Су-24. 21 августа 1965 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 648-241 о создании Т-58М, в этом же документе предусматривалось создание прицельно-навигационной системы «Пума» и новых неуправляемых и управляемых авиационных ракет С-8, С-24 и Х-24 (работы по ракете Х-24 были прекращены на стадии проекта). Разработка новых средств поражения стала необходимой в связи с совершенствованием бронетехники и средств ПВО сухопутных войск вероятного противника и недостаточной мощности и дальности действия НАРС семейства С-5.

Читать еще:  Бесшумный патрон «СП-2» (СССР)

Разработка НАРС типа С-8 (калибр — 80-мм) поручалась ОКБ-16 которым руководил А.Э.Нудельман. Впоследствии разработку модификаций С-8 стал осуществлять «Институт прикладной физики» в г. Новосибирске (сейчас ОАО). Это сопровождалось новыми требованиями к оружию, сформулированными на основе опыта эксплуатации в войсках авиационных реактивных систем калибра 57 мм. Заказчик требовал надежно защитить боеприпасы от аэродинамического нагрева, уменьшить влияние стрельбы ими на работу двигателя самолета-носителя, сократить временные интервалы между выстрелами, а также увеличить дальность стрельбы и снизить минимальную высоту применения. Усиление поражающего действия боевой части и установка более мощного двигателя были достигнуты увеличением калибра, относительно предшественницы С-5, с 57 до 80 мм. Ракета С-8 сохранила принципиальную схему и компоновку ракеты С-5. Для улучшения точностных характеристик 6 перьев стабилизатора при выходе ракеты из трубы принудительно раскрывались газовым поршнем под действием отбираемых из камеры сгорания твердотопливного двигателя пороховых газов. В раскрытом положении перья фиксировались (дело в том, что люфты в навеске оперения С-5, необходимые для их свободного раскрытия, снижали кучность стрельбы.)

НУРС С-8.

В сложенном положении узел стабилизатора был уложен между шестью соплами твердотопливного двигателя ракеты и закрыт стаканом, срывающемся при пуске. Для быстрого разгона и раскрутки более тяжелой ракеты С-8 тяга твердотопливного двигателя по сравнению с двигателем ракеты С-5 увеличена, а время его работы сокращено до 0,69 с. Рассеяние С-8 в полете и круговое вероятное отклонение составляло 0,3 % дальности, а дистанция эффективного пуска — 2000 м.

НУРС С-8 перед установкой.

Заводские (предварительные) испытания НАР С-8 прошла в 1969 году, а совместные (с заказчиком) государственные испытания — в 1971 году. Серийно С-8 производилась на заводе «Авиаагрегат» в Куйбышеве (ныне Самара).

Появление широкой номенклатуры снарядов этого семейства обусловили два фактора. Во-первых, НАРС нескольких марок составили комбинации ряда однотипных БЧ, оснащенных различными ракетными двигателями. Во-вторых, на основе наиболее удачных двигателей было создано большое количество типов боевых НАРС и снарядов вспомогательного назначения. На сегодня известны около 25 серийных НАРС калибра 80 мм и более десятка опытных моделей.

На основе базовой конструкции С-8 с универсальной кумулятивно-осколочной боевой частью было разработано несколько модификаций ракеты: С-8М и С-8КОМ с модернизированной боевой частью усиленного осколочного действия и твердотопливным двигателем, имеющим увеличенное время работы.

Полная длина ракеты С-8КОМ составляет 1570 мм. Стартовый вес ракеты 11,3 кг. Куммулятивно-осколочная боевая часть весом 3,6 кг содержит 900 г взрывчатого вещества. При попадании по нормали С-8КОМ может пробить 400-мм броню. Дальность пуска ракеты 1300–4000 м. Диапазон скорости самолета-носителя при боевом применении ракет С-8 всех типов 166–330 м/с.

Ракета С-8С имеет боевую часть, несущую 2000 стреловидных поражающих элементов для поражения живой силы. На конечном участке полета стрелы выбрасываются вперед вышибным зарядом.

Ракета С-8БМ имеет бетонобойную боевую часть проникающего действия, пробивающую слой железобетона толщиной до 0,8 м. Длина ракеты С-8БМ 1540 мм. Стартовый вес ракеты 15,2 кг. Боевая часть весом 7,41 кг содержит 600 г взрывчатого вещества. Дальность пуска ракеты 1200–2200 м.

Ракеты С-8Д и С-8ДМ имеют боевую часть с объемно детонирующей смесью; 2,15 кг жидких компонентов взрывчатого вещества смешиваются и образуют аэрозольное облако объемно детонирующей смеси. Взрыв по фугасному действию эквивалентен 5,5–6 кг тротила. Длина ракеты С-8ДМ — 1700 мм. Стартовый вес ракеты 11,6 кг. Вес боевой части 3,63 кг.

Ракеты С-8О и С-8ОМ осветительные. Их длина 1632 мм. Стартовый вес 12,1 кг. Вес боевой части 4,3 кг. Горючий состав весом 1,0 кг. Дает силу света порядка 2 млн. свечей.

Ракета С-8П предназначалась для создания пассивных помех РЛС противника. При срабатывании дистанционного взрывателя из боевой части ракет вышибным зарядом выбрасываются диполи из металлизированного стекловолокна. Первые образцы ракет за 3 секунды создавали облако диполей объемом 500 м8. Эти диполи предназначались для создания помех РЛС, работающих на длинах волн от 0,8 до 14 см.

В модификациях С-8А, С-8В, С-8АС и С-8ВС ракеты отличаются усовершенствованным РДТТ, измененным составом топлива и устройством узла стабилизации.

Пуск ракет осуществлялся из специальных пусковых устройств (блоков) Б-8М1 и Б-8В20А. Оба блока имели по 20 пусковых труб, открытых с казенной части. Длина блока Б-8М1 (Б-8В20А) составляла 2760 мм (1700 мм), диаметр блока 520 мм (520 мм). Вес пустого блока 160 кг (123 кг). Позже были разработаны пусковые устройства типа Б-8В7, имевшие 7 открытых пусковых труб. Вес пустого блока 40 кг. Длина 1780 мм. Диаметр 332 мм.

Носителями ракет С-8 были истребители Су-17М1, Су-17М2, Су-17МЗ, Су-17М4, Су-24, Су-25, Су-27, Миг-23 и МиГ-27 и вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-28, Ка-252 и Ка-50.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета Р-27 (СССР)

Орудийный блок Б-8М конструкции МКБ «Вымпел» в марте 1972 г. прошел заводские, государственные наземные и стендовые испытания стрельбой снарядами С-8. С апреля по июль 1974 года в ходе специальных летных испытаний авиационной реактивной системы АС-8 истребитель-бомбардировщик Су-17 оборудовали двумя 80-мм орудийными блоками Б-8М и двумя — Б-8М1. Ведущим инженером по блокам в ГК НИИ ВВС был назначен майор-инженер Н.Е.Башкиров. Разработчиков представлял ведущий конструктор МКБ «Вымпел» по орудийным блокам Б-8М и Б-8М1 А.Уткин.

Блок Б-8М1.

В заключений по госиспытаниям было отмечено, что орудийные блоки Б-8М1 более совершенны по своим техническим данным (испытатели отнесли к ним габариты, массу и технологию изготовления блока) и их предлагали принять на вооружение ВВС. В большей степени значительной являлась именно последняя характеристика, поскольку на основе опыта производства и эксплуатации у этого орудийного блока отказались от обшивки силового корпуса. Б-8М и Б-8М1 одновременно приняли на вооружение. Позже от Б-8М в ВВС отказались и в арсенале МиГов остались только более надежные Б-8М1. Они дополнили варианты вооружения МиГ-23 последних модификаций, МиГ-27, МиГ-29, Су-17, Су-25 и других самолетов.

Пара блоков НАР Б-8М1 под крылом Су-17М4.

Блок Б-8М1 на МиГ-29.

Су-25 ВВС Чехии с блоками Б-8М1.

Для пуска С-8 используются двадцати-зарядные блоки Б-8, модернизированные Б-8М и M1, а также Б-8-0 с теплозащитой. Вертолетное исполнение блока Б-8В20А отличается удлиненными пусковыми трубами и упрощенной конструкцией без носового обтекателя (при небольших скоростях полета вертолетов прирост аэродинамического сопротивления незначителен).

Блоки Б-8В, Б-8М1. Схема.

Пусковой блок Б-8В20А (на земле) для НАРС С-8.

Блоки Б-8В20А на вертолете Ми-24.

По эффективности применения и мощности БЧ С-8 значительно превосходят С-5. Так, залп 80-мм ракет из одного 20-зарядного блока Б-8 по поражающему действию сопоставим с одновременным пуском С-5 из трех 32-зарядных блоков УБ-32, а по дальности и точности превосходит их. Преимущества C8 привели к тому, что в настоящее время боевые самолеты и вертолеты комплектуются в основном 80-мм блоками НАРС, которые постепенно вытесняют С-5.

Пуск НАР С-8 из блока Б-8В20А на вертолете Ми-8.

К концу 90-х годов в КБ самарского объединения «Авиаагрегат» специально для продажи на экспорт разработали самолетный вариант семиствольного орудийного блока Б-8С7. Дело в том, что до сих пор состоящие на вооружении ВВС во многих странах мира истребители МиГ-21 последних серий переживают период «ренессанса». В связи с этим надежные машины переоснащают авионикой западного производства, но при этом вооружение на них остается прежним — 57-мм НАРС, хотя снятых с вооружения российских ВВС снарядов семейства С-5 уже катастрофически не хватает, а новые и более мощные НАРС калибра 80 мм «21-е» нести не могут. В перевооружении этих машин принимают самое деятельное участие и российские специалисты Не отстают от них и производители НАРС. МиГ-21 последних серий перевооружают 20-ствольными орудийными блоками Б-8М1, хотя при этом из-за ограничений по весовой группе подвесить их на самолетах можно лишь на внутренние подкрыльевые точки. Внешние же оказываются свободными. Специально для подобных ситуаций самарцы и разработали свое «семиствольное чудо», поскольку на консолях крыла оно в заряженном состоянии не превышает допустимых нагрузок. Таким образом, реактивное вооружение истребителя дополняют 14 снарядов единого калибра.

Модификации:
С-8 — базовая. Оснащена универсальной кумулятивно-осколочной БЧ.
С-8А — с доработанным двигателем.
С-8АС — с устройством стабилизации.
С-8Б — бетонобойная. Оснащена проникающей БЧ. Пробивает железобетонное перекрытие толщиной до 0,8 м.
С-8БМ — бетонобойная модернизированная. Отличается двигателем с увеличенным временем работы.
С-8ВС — с уcтройством стабилизации.
С-8Д — объёмно-детонирующая. Содержит 2,15 кг компонентов жидких взрывчатых веществ, смешивающихся и образующих аэрозольное облако.
С-8ДМ — модернизированная объёмно-детонирующая. Разработана в 1997 году.
С-8КОМ — кумулятивно-осколочная. Пробивает броню толщиной до 400 мм. Отличается двигателем с увеличенным временем работы.
С-8М — модернизированная. Отличается БЧ усиленного осколочного действия и двигателем с увеличенным временем работы.
С-8О — осветительная.
С-8ОМ — осветительная модернизированная. Отличается двигателем с увеличенным временем работы.
С-8П — противолокационная. Предназначена для создания помех РЛС, работающим в диапазоне длин волн 0,8-14 см. Снаряжена дипольными отражателями из метализированного стекловолокна. Взрыватель дистанционный. При срабатывании вышибного заряда диполи выбрасываются и образуют облако объёмом 500 м3.
С-8ПМ — модернизированная противолокационная. Отличается двигателем с уменьшенным временем работы. Разработана в Новосибирске.
С-8С — начинённая 5 блоками стальных оперённых стрел (2200 шт.). Стрелы выбрасываются вперёд вышибным зарядом на конечном участке траектории полёта.

НУРС С-8. Схема.

.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Владимир Марковский, Константин Перов. Наследники «эрэсов».
Олег Пресняков, Михаил Семиврагов. Стрелы Громовержцев.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector