Авиационная противокорабельная ракета 3М-80 Москит (СССР)
Авиационная противокорабельная ракета 3М-80 Москит (СССР)
Ракета 3М80 предназначена для поражения надводных кораблей и транспортов водоизмещением до 20000 тонн при активном противодействии противника в любых условиях окружающей среды, при этом ракета устойчива к разрушающему действию ядерного взрыва.
Комплекс ╚Москит╩ был разработан в МКБ ╚Радуга╩ под руководством генерального конструктора И.С.Селезнёва во второй половине 70-х – начале 80-х гг. Система управления ракеты создана в ГосНПО “Альтаир” под руководством С.Климова.
Ракета 3М80 предназначалась для замены крылатых ракет П-15.
В начале 80-х годов противокорабельный комплекс 3М-80 ╚Москит╩ был принят на вооружение эсминцев (ЭМ) типа ╚Современный╩ проекта 956. На эсминце проекта 956 было установлено по две счетверённые пусковые установки КТ-190. Кроме ЭМ проекта 956 и БПК проекта 11556 ╚Адмирал Лобов╩, ракеты ╚Москит╩ получили катера проекта 1241.9. На катера этого проекта установлено побортно в средней части катера по две спаренные ПУ типа КТ-152М. На опытном малом ракетном корабле проекта 1239 (на воздушной подушке снегового типа) установили две счетверённые неповоротные установки. На опытном малом ракетном корабле МРК-5 проекта 1240 (на подводных крыльях) установлены две спаренные ПУ.
Кроме того, ╚Москит╩ был установлен на экраноплане “Лунь”, его можно применять в частях береговой обороны и в морской авиации (Су-33,Су-27,Су-32ФН). На корабельном самолете Су-27К(Су-33) под фюзеляжем между мотогондолами может быть размещена одна ракета 3М80.
Модифицированная ракета с увеличенной дальностью полета имеет обозначение 3М80Е. На западе 3М80 получила обозначение SS-N-22 ╚Sunburn╩ (ASM-MSS).
Противокорабельная крылатая сверхзвуковая самонаводящаяся ракета 3М-80 ╚Москит╩ построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным размещением аэродинамических поверхностей. Двигательная установка комбинированная, состоит из маршевого прямоточного воздушно-реактивного двигателя и стартового порохового ускорителя. Причём стартовик вставляется в сопло маршевого двигателя. Через 3-4 секунды после старта пороховой двигатель сгорает и выталкивается из сопла набегающим потоком воздуха. Прямоточный двигатель был разработан в ОКБ-670 главного конструктора М.М.Бондарюка, а затем дорабатывался в МКБ ╚Союз╩ в Тураево.
Крылатая ракета 3М-80 входит в состав ракетных комплексов, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей, как водоизмещенных, так и на подводных крыльях и воздушной подушке в условиях современных и перспективных средств огневого и радиоэлектронного противодействия противника.
Комбинированная система управления в составе инерциальной навигационной системы и активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения обеспечивает высокую вероятность попадания в цель даже в условиях радиопротиводействия противника. Для целей типа группа катеров или корабельная ударная группа эта вероятность равна 0.99; для конвоев и десантных соединений – 0.94.
После старта ракета делает ╚горку╩, а затем снижается до маршевой высоты полёта около 20 метров, при подходе к цели происходит снижение до 7 метров (над гребнем волн). Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10 ед. За счет огромной кинетической энергии ╚Москит╩ пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри. Такой удар способен потопить не только корабль среднего класса, но и крейсер. А 15-17 ╚Москитов╩ – целую корабельную группу.
Комплекс неоднократно демонстрировался на авиасалонах в Чили, Абу-Даби (ОАЭ) и в подмосковном Жуковском (МАКС). В настоящее время он разрешён на экспорт и в Китай поставляются ЭМ, вооруженные этим комплексом.
“Москит” (SS-N-22, Sunburn, ASM-MSS), противокорабельный ракетный комплекс с крылатой ракетой 3М-80
Противокорабельная крылатая ракета для поражения надводных целей
Противокорабельная крылатая ракета (ПКР) 3М-80 “Москит”, как основной элемент одноименного противокорабельного ракетного комплекса (ПКРК), разработана ОАО “ГосМКБ “Радуга” им. А.Я. Березняка” (г. Дубна, генеральный конструктор И.С. Селезнёв, начало работ в 1973 г.) в кооперации с другими предприятиями. Основные элементы ракеты разработаны: бортовая и корабельная системы управления – ГНПО “Альтаир” (г. Москва, генеральный конструктор С.А. Климов), прямоточный воздушно-реактивный маршевый двигатель ракеты – ОКБ-670 (г. Москва, главный конструктор М.М. Бондарюк) и МКБ “Союз” (г. Тураев, главный конструктор В.Г. Степанов), стартовый двигатель – КБ-2 завода №81 Минавиапрома (г. Москва, главный конструктор И.И. Картуков). Пусковая установка комплекса разработана в КБ Машиностроения (г. Москва, главный конструктор Н.К. Цикунов).
ПКРК с ракетой “Москит” 3М-80 изначально создавался для замены крылатых ракет П-15 и планировался к установке на эсминцах, ракетных катерах и экранопланах.
До принятия на вооружение ПКРК “Москит” прошел большой объем испытаний, которые начались в июне 1978 г. на полигоне “Песчаная Балка” двумя успешными бросковыми пусками макета ракеты со стартовым двигателем. После летно-конструкторских испытаний комплекса “Москит” начались его государственные испытания, которые длились до конца 1982 г. Завершились они 28.11.1982 г. залповой стрельбой двух ракет одной пусковой установки с эсминца пр.956 “Отчаянный” в Баренцевом море на Северном флоте. На дальности 27 км при скорости корабля 20 узлов мишень была поражена обеими ракетами. В ходе этих испытаний из 15 пусков успешными были признаны 8, частично успешными – 5 и неуспешными – 2. С 1983 по 1988 гг. ПКРК “Москит” прошел испытания по улучшению тактико-технических характеристик ракеты ЗМ-80 (была достигнута дальность полета 125 км), а также по использованию его с экраноплана “Лунь” пр.963.
Серийно ракету ЗМ-80 и ее модификации выпускало ПО “Прогресс” (ныне ОАО “Арсеньевская Авиационная Компания “Прогресс” им. Н.И. Сазыкина, г. Арсеньев, Приморский край).
Комплекс неоднократно демонстрировался на авиасалонах в Чили, Абу-Даби (ОАЭ) и в подмосковном Жуковском (МАКС).
В начале 80-х годов ПКРК “Москит” с ракетой 3М80 был принят на вооружение эсминцев типа “Современный” пр.956, а в 1984 г. – с ракетой 3М-80Е в двух счетверённых пусковых установках КТ-190. Авиационный вариант ПКРК “Москит” был принят на вооружение в период 1992-1994 гг.
Противокорабельный ракетный комплекс “Москит” с крылатой ракетой типа 3М-80 предназначен для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей (водоизмещaющих, на подводных крыльях, воздушной подушке) водоизмещением до 20000 т. при скорости хода до 100 узлов в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника в сложных погодно-климатических условиях при температуре окружающего воздуха от –25 до +50 град. С, волнении моря до 6 баллов (до 5 по малоразмерным целям) и скорости ветра с любого направления на уровне моря до 20 м/с. Устойчив к воздействию ядерного взрыва.
Авиационный вариант ПКР 3М-80 класса “воздух-корабль” может использоваться палубными самолетоми типа Су-33 (Су-27К) и предназначен для поражения кораблей противника.
В состав ПКРК “Москит” входят: противокорабельная, сверхзвуковая, низковысотная, самонаводящаяся крылатая ракета типа ЗМ-80, корабельная система управления 3Ц-80, ненаводящаяся пусковая установка КТ-152М, комплекс наземного оборудования КНО 3Ф80.
Сверхзвуковая самонаводящаяся ПКР 3М-80 “Москит” относится к классу легких противокорабельных ракет и создана по нормальной аэродинамической схеме. Фюзеляж ракеты представляет собой тело вращения с оживальной формой носовой части и Х-образным расположением складывающихся крыльев и оперения. На корпусе расположены четыре боковых воздухозаборника с воздуховодами, передний обтекатель имеет радиопрозрачный кок. При изготовлении фюзеляжа использованы титан, сталь и стеклоткань.
Ракета оснащена комбинированной (маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель 3Д83 со встроенным стартовым пороховым ускорителем) двигательной установкой. Ускоритель размещен в сопле маршевого двигателя, через 3-4 секунды после старта сгорает и выталкивается из сопла набегающим потоком воздуха.
Наведение на цель осуществляется комбинированной (инерциальная навигационная система с активно-пассивной радиолокационной головкой самонаведения) системой управления, обеспечивающей высокую вероятность попадания в цель при радиопротиводействии противника. Для целей типа группа катеров и корабельная ударная группа она достигает 0,99, конвои и десантное соединение – 0,94.
Полет ПКР на скорости более 2М осуществляет по сложной траектории – после старта она делает “горку”, затем снижается и продолжает полет на высоте около 20 м, а за 9 км до цели делает противозенитный маневр – снижается до 7 м над гребнем волн и летит по траектории “змейка”. В ходе полета ПКР может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками более 10 ед. Поражение цели происходит путем пробития ее корпуса за счет большой кинетической энергии и взрыва внутри корабля. Это обеспечивает потопление цели вплоть до крейсера, а 15-17 ракет способны уничтожить корабельную группу. От ПКР “Москит” практически невозможно уклониться, так как она обнаруживается за 3-4 секунды до встречи с целью и, по оценкам отечественных и зарубежных специалистов, является лучшей противокорабельной ракетой в мире.
Размещение и состояние
ПКРК “Москит” с ПКР 3М-80 устанавливался: на эсминцах пр.956 (2 счетверенные ПУ типа КТ-190), больших противолодочных кораблях пр.11556 “Адмирал Лобов”, на более чем 20 ракетных катерах пр.1241.9. (по 2 спаренных ПУ КТМ-152М на каждом борту), на опытном малом ракетном корабле (МРК) пр.1239 на воздушной подушке скегового типа (2 счетверённые ПУ), на опытном МРК-5 пр.1240 на подводных крыльях (2 спаренные ПУ), на экраноплане “Лунь”, может применяться в частях береговой обороны и в морской авиации – на корабельном самолете Су-27К (Су-33) одна ракета может располагаться под фюзеляжем между мотогондолами.
По Постановлению СМ СССР (от 4.01.1981 г. № 17-5) комплекс модернизирован с целью увеличения дальности стрельбы за счет улучшения характеристик маршевого двигателя. 10 испытательных пусков ПКР “Москит-М” проведены в период 1987-1989 гг. с катера пр.1241.1. Была достигнута максимальная дальность 153 км, а модифицированная ПКР получила обозначение 3М-80Е.
В настоящее время ПКРК “Москит” разрешен на экспорт как в составе российских ракетных катеров пр.12421 и эсминцев пр.956Э, так и отдельно для размещения на кораблях заказчика.
3М-80 «Москит»
3М-80 «Москит»
Содержание
Особенности
Сверхзвуковая ПКР 3М-80, созданная советским ВПК, входит в состав ракетных комплексов, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов водоизмещением до 20000 тонн из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей, как водоизмещённых, так и на подводных крыльях и воздушной подушке в условиях современных и перспективных средств огневого и радиоэлектронного противодействия противника на дальность стрельбы от 10 до 120 км(по низковысотной траектории)и 250 км (на высоте).
Ракета 3М-80 построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным размещением аэродинамических поверхностей. Прямоточный двигатель был разработан в ОКБ-670 главного конструктора М. М. Бондарюка, а затем дорабатывался в МКБ «Союз» в Тураево.
Двигательная установка комбинированная, состоит из маршевого прямоточного воздушно-реактивного твердотопливного двигателя и стартового порохового двигателя. Причём стартовик вставляется в сопло маршевого двигателя. Через 3-4 с после старта пороховой двигатель сгорает и выталкивается из сопла набегающим потоком воздуха.
После старта ракета делает «горку», а затем снижается до маршевой высоты полёта около 20 м. Перед выходом на цель летит на высоте 3-5 метров (над гребнем волны) со скоростью 2.5 M, при этом совершает манёвры с перегрузкой более 10 единиц. Ракета устойчива к разрушающему действию ядерного взрыва.
Комбинированная система управления в составе инерциальной навигационной системы и активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения обеспечивает высокую вероятность попадания в цель даже в условиях радиопротиводействия противника. Для целей типа группы катеров или корабельной ударной группы эта вероятность равна 0,99; для конвоев и десантных соединений — 0,94. «Москит» не только может преодолевать помехи средств радиоэлектронной борьбы, но и напротив — использует их для более точного наведения на цель.
История
Разработка начата в 1973 году. В корабельном варианте принята на вооружение в 1983 на эсминцах проекта 956 («Современный»), на больших противолодочных кораблях проекта 1155.1 («Адмирал Чабаненко»), затем на экранопланы «Лунь», на катера проекта 1241.1 «Молния-М», на сверхбыстрые ракетные катера на воздушной подушке («Бора», «Самум») в 2002 году, в авиационном — между 1992 и 1994 годами.
Удачный залп из 4 ракет, снаряжённых стандартной боевой частью способен серьёзно повредить или вывести из строя надводный корабль любого типа (кроме авианосца).
В 2000 году Россия поставила «Москит» Китаю (в составе эсминцев проекта 956Э). Является одной из самых опасных противокорабельных ракет в Российском и Китайском флоте. Генеральный конструктор герой Социалистического труда И. С. Селезнёв.