Авиационная противокорабельная ракета Sea Skua (Великобритания)
Авиационная противокорабельная ракета Sea Skua (Великобритания)
В 1981 г. на вооружение английских морских палубных вертолетов была принята противокорабельная ракета Sea Skua. Это существенно увеличило огневую мощь кораблей ВМС Великобритании ╒ от вертолетоносцев до фрегатов. Ракета была разработана фирмой British Aerospace Defence. В настоящее время состоит на вооружении ВМС Бразилии, Германии, Кореи, Турции, Индии и других стран. Носителями ракеты наряду с вертолетами Lynx являются вертолеты Sea King.
Ракета Sea Skua выполнена по аэродинамической схеме “поворотное крыло”. Ее аэродинамика рассчитана на полет при небольших сверхзвуковых и высоких дозвуковых скоростях. Корпус состоит из двух отсеков различного диаметра, соединенных переходным конусом. На переднем отсеке установлены крестообразные носовые рули треугольной формы. В хвостовой части расположен неподвижный крестообразный стабилизатор. Силовая установка состоит из маршевого и стартового твердотопливных двигателей, запускаемых одновременно через несколько секунд после сброса ракеты.
Радиолокационная головка самонаведения ракеты действует в комплексе с вертолетной РЛС Sea Spray (диапазон частот 8╒10 ГГц), которая имеет большую мощность излучения и частотное сканирование. Высокая разрешающая способность РЛС обеспечивается схемой уменьшения флуктуации отраженного сигнала при подсвете надводной цели. Это создает условия для поражения малоразмерных надводных целей в любых метеоусловиях, даже при наличии интенсивных активных помех и помех от морской поверхности.
После обнаружения цели РЛС переключается на режим сопровождения и подсветки. Пуск ракет выполняется одиночно или залпом. Перед пуском летчик может ввести в бортовую аппаратуру одну из возможных высот полета (в зависимости от состояния моря). Раскрутка гироскопов, включение термобатарей и настройка головки самонаведения осуществляются в течение двух секунд между нажатием кнопки пуска и сходом ракеты с пусковой установки. Высота полета контролируется радиовысотомером. После пуска ракета снижается до предельно малой высоты 2╒5 м и переходит на маршевый участок полета. Головка самонаведения захватывает отраженные от цели сигналы РЛС подсвета и производит самонаведение.
На случай, если головка самонаведения не захватит цель на маршевом участке полета, предусмотрен маневр по тангажу на конечном участке траектории. В ходе маневра, который запрограммирован или выполняется по команде, высота полета увеличивается, что обеспечивает лучшие условия для захвата отраженных от цели сигналов, и начинается самонаведение на объект удара.
При попадании в борт атакуемого корабля срабатывает контактный взрыватель замедленного действия. Для разрушения палубных надстроек служит взрыватель неконтактного типа, действующий по команде радиовысотомера.
Первое боевое применение ракет Sea Skua произошло 25 апреля 1982 г. в ходе Фолклендской войны. На остров Южная Георгия, где размещался небольшой аргентинский гарнизон, прибыла подводная лодка Санта-Фе (тип Балао, построена в 1944 г. в США) с грузом боеприпасов и продовольствия. В момент разгрузки лодки со стороны острова из-за холмов внезапно показались 2 английских вертолета Lynx. Вертолеты выпустили 2 ракеты Sea Skua, которые попали в носовую часть лодки. Аргентинцы немедленно бросили лодку, однако она не затонула. Лишь последующая атака английских вертолетов лодки (торпедой и глубинными бомбами) привели к ее затоплению.
Авиационная противокорабельная ракета Sea Skua (Великобритания)
В 1981 г. на вооружение английских морских палубных вертолетов «Линкс» была принята противокорабельная ракета Sea Skua. Таким образом англичане решили существенно увеличить огневую мощь своих кораблей — от вертолетоносцев до фрегатов. Ракета Sea Skua выполнена по аэродинамической схеме «поворотное крыло». Ее аэродинамика рассчитана на полет при небольших сверхзвуковых и высоких дозвуковых скоростях. Корпус состоит из двух отсеков различного диаметра, соединенных переходным конусом. На переднем отсеке установлены крестообразные носовые рули треугольной формы. В хвостовой части расположен неподвижный крестообразный стабилизатор. Полная длина ракеты 2,85 м. Диаметр корпуса 220 мм (по другим источникам — 270 мм). Размах крыла 0,6 м.
Силовая установка состоит из маршевого и стартового твердотопливных двигателей, запускаемых одновременно через несколько секунд после сброса ракеты.
По одним источникам, ракета Sea Skua не может достичь скорости звука и ее максимальная скорость 0.8-0.95М, по другим — достигает 330 м/с. Дальность стрельбы ракеты от 3 до 15 км (по другим источникам — до 20 км).
Противорадиолокационная головка самонаведения ракеты действует в комплексе с вертолетной РЛС «Сиспрэй» (диапазон частот 8-10 ГГц), которая имеет большую мощность излучения и частотное сканирование. Высокая разрешающая способность РЛС обеспечивается схемой уменьшения флуктуации отраженного сигнала при подсвете надводной цели. Это создает условия для поражения малоразмерных надводных целей в любых метеоусловиях, даже при наличии интенсивных активных помех и помех от морской поверхности.
После обнаружения цели РЛС переключается на режим сопровождения и подсветки. Пуск ракет выполняется одиночно или залпом. Перед пуском летчик может ввести в бортовую аппаратуру одну из возможных высот полета (в зависимости от состояния моря). Раскрутка гироскопов, включение термобатарей и настройка головки самонаведения осуществляются в течение двух секунд между нажатием кнопки пуска и сходом ракеты с пусковой установки. Высота полета контролируется радиовысотомером.
После пуска ракета снижается до предельно малой высоты 2-5 м и переходит на маршевый участок полета. Головка самонаведения захватывает отраженные от цели сигналы РЛС подсвета и производит самонаведение.
На случай, если головка самонаведения не захватит цель на маршевом участке полета, предусмотрен маневр по тангажу на конечном участке траектории. В ходе маневра. который запрограммирован или выполняется по команде, высота полета увеличивается, что обеспечивает лучшие условия для захвата отраженных от цели сигналов, и начинается самонаведение на объект удара.
При попадании в борт атакуемого корабля срабатывает контактный взрыватель замедленного действия. Для разрушения палубных надстроек служит взрыватель неконтактного типа, действующий по команде радиовысотомера.
Первое боевое применение ракет Sea Skua произошло 25 апреля 1982 г. в ходе Фолклендской войны. На остров Южная Георгия, где размещался небольшой аргентинский гарнизон, прибыла подводная лодка «Санта-Фе» (тип «Балао», построена в 1944 г. в США) с грузом боеприпасов и продовольствия. В момент разгрузки лодки со стороны острова из-за холмов внезапно показались 2 английских вертолета «Линкс». Вертолеты выпустили 2 ракеты Sea Skua, которые попали в носовую часть лодки. Аргентинцы немедленно бросили лодку, тем не менее она не затонула Лишь последующая атака английских вертолетов (торпедой и глубинными бомбами) привела к затоплению лодки.
Длина, м 2,5
Размах крыла, м 0,72
Диаметр, м 0,28
Масса, кг 145
Скорость полета, число М 0,8
дальность пуска, км 3-25
Двигатель РДТТ
Боевая часть:
* масса БЧ – 35 кг
* масса ВВ полубронебойная – 9 кг гексогена
Система управления полуактивная радиолокационная ГСН
Sea Skua
Си Скьюа (англ. Sea Skua , [‘si: skju:ə] — Морской поморник) — британская противокорабельная ракета малой дальности. Разработана фирмой BAe Dynamics (сейчас входит в состав концерна MBDA). Разработана для использования с вертолетов. Ракета была доработана для вооружения ей катеров и батарей береговой обороны.
British Aircraft Corporation начала разработку противокорабельной ракеты малой дальности под индексом CL 834 в мае 1972 года. В октябре 1975 года поступил заказ Британского правительства на производство ракет. В ноябре 1979 года состоялись первые пуски в Aberporth Range в заливе Кардиган. Были осуществлены пуски трех ракет с земли и трех с вертолетов. После летных испытаний в июле 1981 года началось серийное производство ракет под названием Sea Skua.
Содержание
Конструкция
Ракета Sea Skua выполнена по аэродинамической схеме «поворотное крыло» с “Х” образным расположением консолей крыла и рулей. Корпус состоит из двух отсеков различного диаметра, соединенных между собой переходным конусом. На переднем отсеке расположены носовые поворотные крылья треугольной формы, а в хвостовой части расположен неподвижный стабилизатор. Силовая установка состоит из маршевого и стартового твердотопливных двигателей. Каждый из двигателей имеет собственное сопло с выходом в торце хвостового отсека. Они запускаются одновременно через несколько секунд после сброса ракеты [2] .
Тактико-технические характеристики
Боевое применение
25 апреля 1982, ещё до официального принятия на вооружение, состоялось первое боевое применение ракет Sea Skua в ходе Фолклендской войны. На остров Южная Георгия с грузом боеприпасов и продовольствия для небольшого аргентинского гарнизона прибыла подводная лодка «Санта-Фе» (бывшая американская подводная лодка типа «Балао» постройки 1944 года). Два британских вертолёта Lynx вышли в атаку на подлодку во время разгрузки со стороны острова из-за холмов и выпустили 2 ракеты Sea Skua. Ракеты попали в носовую часть лодки и она была покинута экипажем. Лодка не затонула и была позже добита вертолётами с помощью торпеды и глубинных бомб [2] .
В 1991 году во Войны в Персидском заливе ракеты Sea Skua применялись с британских вертолётов Lynx базировавшихся на фрегате «Brazen» и эсминце «Gloucester». В районе кувейтско-саудовской границы им противостояли 17 иракских патрульных катеров. Используя ракеты Sea Skua вертолёты потопили как минимум четыре катера и повредили 12 [1] . Вертолётами с кораблей ВМС Великобритании были также потоплен тральщик T43, бывший кувейтский ракетный катер TNC45 [1] и поврежден ряд других кораблей [3] .