1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная противокорабельная управляемая ракета AGM-84A Harpoon (США)

Авиационная противокорабельная управляемая ракета AGM-84A Harpoon (США)

В 1965 г. военно-морской флот США начал исследования по теме ракеты с дальностью полета до 45 км для уничтожения подводных лодок, находящихся в надводном положении. Проекту было присвоено кодовое название Harpoon. После того, как в 1967 г. еврейский фрегат «Эилает» был потоплен двумя ПКР П-15 советского производства, командование ВМФ США увидело необходимость создания специализированного противокорабельного ракетного оружия, и поэтому основным предназначением программы Harpoon стала борьба с надводными кораблями. Официально работы по программе начались в 1968 г. В 1970 г. ракете в было присвоено обозначение ZAGM-84A. В июне 1971 г. фирма McDonnell-Douglas получила контракт на создание ПКР Harpoon. Первый полет ракеты, оcнащенной твердотопливным ракетным двигателем, состоялся в октябре 1972 г. К тому времени было решено создать варианты для авиации, надводных кораблей и подводных лодок, получивших обозначение AGM-84A, RGM-84A и UGM-84A.

В виду возросших до 90 км требований по дальности полета, было решено оснастить новую ПКР турбореактивным двигателем J402-CA-400 фирмы Teledyne. В 1977 г. был принят на вооружение корабельный вариант ракеты RGM-84A. В 1979 г. на вооружение самолетов P-3 была принята ПКР AGM-84A, а вариант для ПЛ — в 1981 г. К середине 1990 г. в ВМС США ракетами Harpoon было оснащено более 210 надводных кораблей основных классов (линкоры, крейсера, эсминцы, фрегаты), около 65% атомных подводных лодок, свыше 800 самолетов (Р-3С Orion, А-6 Intruder, А-7 Corsair-II, F/А-18 Hornet, S-3 Viking). Кроме того, в составе ВВС США две эскадрильи бомбардировщиков В-52С переоборудованы под носители противокорабсльных ракет. Так же были созданы учебно-тренировочные варианты AGM/RGM/UGM-84A, не оснащенные боевой частью v ATM-84A, RTM-84A и UTM-84A.

Конструктивно ракета состоит из четырех частей: головного отсека системы наведения AN/DSQ-44 (приборный) и хвостового отсеков, отсека боевой части WAU-3(V)/B и отсека маршевого двигателя A/B44G-1.

В приборном отсеке носовая часть закрыта пластиковым радиопрозрачным обтекателем, здесь помещается активная радиолокационная головка самонаведения AN/DSQ-28. Далее находятся блок трехкоординатной навигационной системы, за ним радиовысотомер (AN/APN-194), передающая антенна высотомера и преобразователь электропитания. Головка самонаведения обеспечивает поиск, захват и наведение на цель. Для защиты от средств радиоэлектронного подавления значение ее рабочей частоты меняется по случайному закону. Обзор пространства осуществляется при помощи фазированной антенной решетки дисковой формы, которая может поворачиваться в пределах ±45╕ в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Головка самонаведения включается на заданном участке траектории полета и начинает поиск цели в соответствии с командами, поступающими с программируемого блока сканирования.

Активная радиолокационная головка самонаведения AN/DSQ-28 , обладающая высокой разрешающей способностью, работает в диапазоне 15,3-17,2 ГГц (масса 34 кг, импульсная мощность 35 кВт). Дальность обнаружения эскадренного миноносца с вероятностью 0,95 при полете ракеты на малой высоте и волнении моря 5 баллов составляет 40 км в ясную погоду и 23 км в дождливую, а ракетного катера — 18 и 10 км соответственно.

Трехкоординатная навигационная система (масса 11 кг) используется на начальном и маршевом участках траектории полета и состоит из двух основных частей: бескарданного инерциального устройства и цифровой ЭВМ. Это устройство включает три гироскопа и три акселерометра, а также другие приборы управления и наведения, измеряющие изменения пространственной ориентации ракеты. Блок НС менее точен, по сравнению с полноценной инерциальной навигационной системой, но его точности достаточно для дальности полета Harpoon. ЭВМ общего назначения IBM-4PSP-OA с объемом постоянного запоминающего устройства 7680 16-разрядных слов и оперативным устройством с произвольной выборкой (емкость 512 слов) выполняет функции автопилота, осуществляя управление полетом ракеты на начальном и маршевом участках в соответствии с заданной оператором программой, сигналами инерциального устройства и радиовысотомера. Она обеспечивает также управление ракетой по сигналам ГСН на конечном участке траектории полета после захвата цели.

Короткоимпульсный радиолокационный высотомер AN/APN-194 (вес 2 кг, рабочая частотота 4,3 ГГц, излучаемая мощность 5 Вт, частота повторения импульсов 20 КГц, рабочая высота 0-1500 м, точность измерения ±1 м) производит замеры высоты полета ракеты над уровнем моря, при этом данные поступают в автопилот, который контролирует установленную высоту полета. Передающая антенна радиовысотомера расположена на нижней поверхности фюзеляжа под приборным отсеком, а приемная — под секцией боевой части.

Проникающая осколочно-фугасная боевая часть WDU-18/B (вес 222 кг, длина 0,9 м) имеет бронированный корпус , предотвращающий разрушение БЧ при встрече с бронированной преградой. БЧ снабжена исполнительно-предохранительным механизмом, взрывателем ударного действия и неконтактным взрывателем.

В отсеке маршевого двигателя установлены топливный бак и маршевый турбореактивный двигатель (ТРД). Топливный бак содержит 45 кг жидкого горючего JP-6, используемого для работы двигателя. Запаса топлива хватает на 15 минут. Для вытеснения топлива применяется пружинный сильфон. В передней части отсека находятся две серебряно-цинковые батареи (масса 9 кг), которые обеспечивают электропитанием бортовые приборы и активируются перед пуском ракеты. Маршевый ТРД J402-CA-400 (масса 44 кг, длина 76,2 см, тяга 273 кгс) имеет одноступенчатую турбину и центробежный компрессор, а также кольцеобразную камеру сгорания. Запуск двигателя производится с помощью пиростартера, при этом менее чем через 7 с частота вращения ротора достигает 41 000 об/мин. Двигатель обеспечивает полет с крейсерской скоростью 270-290 м/с (М=0,8-0,85), хотя возможен полет с предельной скоростью 374 м/с (М-1,1). ТРД надежно работает на высотах до 12200 м, С наружной стороны отсека расположены воздухозаборник и консоли крыла.

Читать еще:  Авиационная противорадиолокационная ракета AGM-78 Standard-ARM (США)

Хвостовой отсек включает механизмы и приводы четырех рулей управления, а также на RGM-84/UGM-84 опорное кольцо, к которому с помощью четырех разрывных болтов крепится стартовый ускоритель. По сигналам автопилота механизмы через приводы обеспечивают поворот рулей на ±30╕.

Существенным отличием авиационных ракет AGM-84 от других вариантов является отсутствие твердотопливного стартового ускорителя, благодаря чему у них меньше стартовая масса и длина. Ускоритель (масса 137 кг, масса топлива 66 кг, тяга 6600 кгс) крепится с помощью разрывных пироболтов к опорному кольцу корпуса ПКР, время его работы 2-3 с, он разгоняет ракету до скорости М=0,75. На нем расположены неподвижные аэродинамические стабилизаторы.

Существует два режима применения AGM-84:

  • первый способ RBL (Range and Bearing Launch — пуск по пеленгу и дальности) применяется в случае наличия информации о точном расположении цели и предполагает включение активной радиолокационной головки самонаведения только на заключительном участке полета при наведении на цель, что уменьшает возможность обнаружения ракеты средствами ПВО, а так же снижается риск быть обманутым средствами РЭБ противника.
  • второй способ BOL (Bearing Only Launch — пуск только по пеленгу) используется , когда точная позиция цели неизвестна. В этом способе, ракета запускается в направлении предполагаемого расположения цели, и головка самонаведения активизируется в начале полета, просматривая сектор в 90 градусов, для обнаружения корабля-цели; если цель не обнаруживается проходит команда на самоуничтожение ракеты.

Пуск ракеты Harpoon AGM-84 с самолета может производиться с пусковых установок Aero-65А1 базовых патрульных самолетов Р-3 Orion, MAU-9А/1 палубных противолодочных самолетов S-З Viking и штурмовиков А-7Е Corsair-II, а также Aero-7А1 палубных штурмовиков А-6Е Intruder. Если высота и скорость полета самолета-носителя небольшие, то маршевый реактивный двигатель начинает работать в момент пуска ракеты. Если самолет находится на большой высоте, то маршевый двигатель ракеты не запускается до тех пор, пока ракета не достигнет определенной высоты, на которой запускается маршевый двигатель, и ракета продолжает тогда полет на маршевом участке аналогично корабельному варианту.

После ряда доработок на вооружение ВМФ США поступил новый вариант Harpoon Block 1B, получивший обозначение AGM-84C. В войска первые ракеты поступили в июне 1982 г. В отличие от AGM-84A, AGM-84C выполняет полет на меньшей высоте, и не выполняет Lподскока╕ перед целью, а летит до цели на малой высоте. Так же был создан учебный вариант ATM-84C.

В 1985 г. был создан новый вариант Harpoon Block 1C. Ракеты получили обозначение AGM-84D. У новой ПКР дальность полета была увеличена до 220 км за счет использования топлива типа JP-10 за место JP-6. Появилась возможность выбора способа атаки цели на участке самонаведения (Lподскок╕ или подход на малой высоте). Так же ракету оснастили более стойкой к средствам РЭБ аппаратурой. Усовершенствованное программное обеспечение позволяет ракете дезориентировать ПВО атакуемой цели трехкратным изменением направления полета.

Следующая модификация Harpoon 1E SLAM (Stand-off Land Attack Missile) получила обозначение AGM-84E. Данная ракета представляет собой совершенно новое «изделие». Это высокоточная УР класса «воздух-поверхность», созданная с использованием корпуса, двигателя и боевой части ПКР Harpoon, тепловизионной головки самонаведения WGU-10/B от ракеты AGM-65D Maverick и доработанной аппаратуры передачи данных от бомбы AGM-62 Walleye. Ракета AGM-84E создавалась как переходная до принятия на вооружение высокоточной многоцелевой ракеты AGM-137 TSSAM. Разработка ракеты SLAM была начала в 1986 г., а первые боеготовые ракеты были готовы в 1988 г. В строевые части ракеты поступили в 1990 г. Несколько ракет AGM-84E было использовано в 1991 г. в начале операции «Буря в пустыне». После отмены в 1995 г. программы TSSAM, важность ракет SLAM существенно возросла. Маршевый участок полета ракета выполняет с использованием инерциальной навигационной системы. Последние 60 секунд полета наведение осуществляется по радиоканалу с использованием изображения, получаемого от тепловизионной ГСН (радиоканал между ракетой и носителем обеспечивается аппаратурой ракеты и подвесным контейнером AN/AWW-13). Боевую часть ракеты оснастили новым контактным временным взрывателем. Для учебно-тренировочных задач был создан вариант CATM-84E, а для обучения наземного технического персонала — DATM-84E.Так же для был создан вариант NATM-84E для испытаний и исследований, оснащенный специальной телеметрической аппаратурой. Работы по корабельному варианту RGM-84E Sea SLAM были прекращены на стадии испытаний.

Для увеличения продолжительности полета в 1989 г. ракета Harpoon получила дополнительный топливный бак. Первый полет Harpoon Block 1D состоялся в сентябре 1991 г. Новая ракета, получившая обозначение AGM-84F длинее и тяжелее предыдущих вариантов. Возросшее время полета позволяет не только увеличить дальность, но и обеспечить повторную атаку цели в случае промаха. Если ГСН ракеты не обнаруживает цель, то AGM-84F начинает поиск цели, осуществляя полет по траектории, описывающей «воcьмерку». Поиск цели продолжается до полной выработки топлива. Несмотря на то, что планировалось большое количество ракет Block 1C доработать до уровня Block1D, в 1993 г. программа была прекращена.

Читать еще:  Патрон с пулей пониженной рикошетирующей способности ПРС (Россия)

УР AGM-84H SLAM-ER (Stand-off Land Attack Missile — Expanded Response) является улучшенным вариантом AGM-84E. Разработка SLAM-ER началась в 1994 г. Летные испытания были произведены в марте 1997 г. Новая ракета получила раскладывающиеся крылья, существенно повысившие дальность и маневренность. Новая аппарутура наведения AN/DSQ-61 включает в себя компьютер, инерциальную навигационную систему и новый многоканальный GPS-приемник. Для обеспечения проникающего действия боевая часть ракеты имеет титановый корпус.

В начале 1996 г. фирмой McDonnell-Douglas была предложена программа модернизации Harpoon 2000, позже развившаяся в Harpoon Block 2. Предложенные улучшения включали ИНС сопряженную с приемником GPS и более стойкую с средствам РЭБ АРЛГСН. Система GPS/ИНС обеспечивает на много более высокую точность атаки прибрежных целей. Предложения по программе Harpoon 2000/Block 2, не заинтересовали командование ВМФ США, и не смотря на то, что для ракеты было выделено обозначение RGM-84J работы далее не продвинулись. Однако, в рамках программы Block 2 фирмой McDD в инициативном порядке были созданы экспортные варианты AGM-84L/RGM-84L, заказы на которые разместили Египет, ОАЭ, Тайвань и Южная Корея.

«Боевое крещение» авиационной ПКР Harpoon произошло в 1986 г. Американский палубный штурмовик A-6 двумя ракетами AGM-84 потопил ливийский катер водоизмещением 311 т.

Ракеты AGM-84 разных модификаций поставлялись в Австралию, Англию, Иран, Израиль, Испанию, Италию, Канаду, Кувейт, Новую Зеландию, ОАЭ, Португалию, Таиланд, Турцию, Южную Корею и Японию. Носителями ПКР Harpoon являются самолеты A-6, A-7E, B-1B, B-52H, F-111C, F-16, F/A-18, F-20, Nimrod MR2, AV-8B, P-3 и S-3.

В США продолжаются испытания противокорабельных ракет

ВМС США продолжают испытания новых авиационных противокорабельных ракет двух типов – Boeing AGM-84N Harpoon Block II+ и Lockheed Martin Long Range Anti-Ship Missile (LRASM), сообщает блог bmpd со ссылкой на журнал «Jane’s Missiles & Rockets».

Самолет Boeing F/A-18E Super Hornet авиации ВМС США с подвешенной новой противокорабельной ракетой Boeing AGM-84N Harpoon Block II+

«Первый «свободный» пуск (без поражения цели, но с полным задействованием системы наведения) новой ПКР Boeing AGM-84N Harpoon Block II+ был произведен ВМС США с самолета Boeing F/A-18E Super Hornet на полигоне Пойнт-Мугу у побережья Калифорнии на Тихоокенском побережье США 18 ноября 2015 года. Пуск позволил продемонстрировать все возможности системы управления, включая получение ракетой после пуска данных с самолета-носителя и работу системы самонаведения», – пишет автор статьи Ричард Скотт.

«До того в рамках разработки ПКР Harpoon Block II+ были произведены 152 стендовых испытания, 15 пусков с наземной установки и 16 пусков с самолета, но без полного задействования системы наведения», – уточнил он.

Сообщается, что AGM-84N Harpoon Block II+ создаётся «в качестве модернизационного комплекта состоящих на вооружении ракет AGM-84D Harpoon Block 1С для ускоренного повышения противокорабельных возможностей самолетов F/A-18E/F». Ожидается, что на вооружение она будет принята к концу 2017 г.

По данным автора, ракета «отличается новой системой наведения, включающей коррекцию по GPS, аппаратуру взаимного обмена данными Strike Common Weapon Data Link (SCWDL) с самолетом-носителем или с другими самолетами и корабельными терминалами (что позволяет осуществлять перенацеливание ракеты в полете, наводить на цель со значительным уменьшением времени работы головки самонаведения, и т.п.) и улучшенную активную радиолокационную головку самонаведения (АРЛГСН) с улучшенной селекцией целей и повышенной помехоустойчивостью».

Немногим ранее, 3 ноября, начались испытания «массо-габаритных макетов перспективной ПКР Lockheed Martin Long Range Anti-Ship Missile (LRASM)».

Она, по информации издания, «представляет собой противокорабельный вариант высокоточной оперативно-тактической авиационной крылатой ракеты Lockheed Martin AGM-158B Joint Air-to-Surface Stand-off Missile Extended Range (JASSM-ER)».

Самолет Boeing F/A-18E Super Hornet авиации ВМС США с двумя подвешенными массо-габаритными макетами новой противокорабельной ракеты Lockheed Martin Long Range Anti-Ship Missile (LRASM)

На ускоренную разработку ракеты из бюджета выделены дополнительные средства. Предполагается, что LRASM достигнет стадии начальной операционной готовности (ЕOC) в ВВС США в 2018 финансовом году (в составе вооружения бомбардировщиков В-1В), а в ВМС США – в 2019 финансовом году (в составе вооружения самолетов F/A-18E/F).

Авиационная противокорабельная управляемая ракета AGM-84A Harpoon (США)

Авиационная противокорабельная управляемая ракета AGM-84A «Harpoon» предназначена для поражения надводных кораблей противника. Разработка противокорабельной ракеты AGM-84 Harpoon велась фирмой «Макдоннелл-Дуглас» с начала 1970-х гг. Было создано 4 основных варианта ракеты «Harpoon»: RGM-84 для надводных кораблей; VGM-84 для подводных кораблей; AGM-84 для самолетов; RGM-84 для береговой обороны. Принципиальным отличием самолетного варианта AGM-84 от прочих было отсутствие стартового ускорителя.

Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом и четырьмя складывающимися рулями. Оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения, инерциальной системой с вычислителем, радиовысотомером, турбореактивным двигателем J402-CA-400 тягой 273 кгс, проникающей фугасной боевой частью массой 227 кг, контактным взрывателем, подрывающимся после проникновения во внутренние помещения корабля. Для вооружения бомбардировщиков B-52 «Stratofortress» в 1985 году создана модификация AGM-84D.

Ракета AGM-84 Harpoon имеет нормальную аэродинамическую схему, унифицированный фюзеляж, складывающееся крестообразное крыло и такие же рули. Крыло трапециевидное в плане с большой стреловидностью по передней кромке и с малым удлинением для размещения в контейнере.

Читать еще:  Бесшумный патрон «СП-2» (СССР)

Планер изготовлен из алюминиевого сплава и разделен на 4 отсека: головной, боевой части, маршевого двигателя, хвостовой. Длина ракеты AGM-84 составля ет 3,8 м, диаметр корпуса 340 мм, размах крыла 0,9 м. Стартовый вес 520 кг. Вес фугасной боевой части 227 кг. Максимальная скорость полета 300 м/с. Даль ность стрельбы от 13 до 120 км.

Активная радиолокационная головка самонаведения, обладающая высокой разрешающей способностью, работает в диапазоне частот 15,3-17,2 ГГц. Вес головки самонаведения 34 кг, мощность в импульсе — 35 кВт. Помехозащищенность ее от средств радиоэлектронного подавления обеспечив-ется быстрой сменой частоты по случайному принципу в широком диапазоне. В режиме поиска и слежения плоская фазированная антенная решетка с электромеханическим управлением может сканировать в вертикальной и горизонтальной плоскости в пределах -45°. Ширина полосы обзора 34 км. Включение головки самонаведения производится на дальности 10 км от цели.

Дальность обнаружения с вероятностью 0,95 при полете ракеты на малой высоте и волнении моря 5 баллов составляет: для цели типа эскадренный миноносец в ясную погоду 40 км, в дождливую — 23 км, для цели типа ракетный катер в ясную погоду — 18 км, в дождливую — 10 км.

Программный поиск по пеленгу и дальности осуществляется по командам устройства программного сканирования. управляемого, в свою очередь, цифровым вычислительным устройством блока наведения на маршевом участке траектории. Головка самонаведения работает в одном из режимов непрерывного поиска: ближнем, среднем или дальнем.

В том случае, когда известен пеленг на цель, а дистанция не определена, головка самонаведения работает с изменяемой диаграммой направленности. Для работы в этом режиме оператор перед пуском вводит в систему самонаведения значения максимальной и минимальной дальностей поражения. После включения головки самонаведения по мере приближения ракеты к цели диаграмма поиска увеличивается по ширине и глубине, а строб дальности усиливается с увеличением продолжительности полета. Если окажется, что цель не обнаружена, по сигналу программного блока взрыватель подрывает боевую часть и ракета уничтожается.

Если цель обнаружена на участке самонаведения, то сигналы от головки самонаведения и инерциальной системы поступают в автопилот, где происходит их непрерывное сравнение. По величине рассогласования сигналов производится коррекция траектории и компенсируется накопленная ошибка.

В случае постановки противником эффективных помех головка самонаведения выключается, а наведение ракеты по последним данным, поступившим от головки самонаведения, выполняет инерциальная навигационная система.

Ракета AGM-84 Harpoon оснащена маршевым (на самолетном варианте он вообще единственный) турбореактивным двигателем J402-CA-400. Вес сухого двигателя 44 кг, тяга 273 кг. Двигатель надежно работает на высоте до 12,2 км.

Пуск ракеты AGM-84 Harpoon с самолета может производиться с пусковых установок AERO 65А1 базовых патрульных самолетов Р-3 «Орион», MAU-9A/1 палубных противолодочных самолетов S-3A «Викинг» и штурмовиков А-7Е «Корсар» II, а также AERO 7А1 палубных штурмовиков А-6Е «Интрудер».

Если высота и скорость полета самолета-носителя небольшие, то маршевый реактивный двигатель начинает работать в момент пуска ракеты. Если самолет находится на большой высоте, то маршевый двигатель ракеты не запускается до тех пор, пока ракета не достигнет определенной высоты, на которой запускается маршевый двигатель, и ракета продолжает тогда полет на маршевом участке аналогично корабельному варианту.

На вооружение надводных кораблей первые ракеты RGM-84 Harpoon начали поступать в 1976 г. Авиационные ракеты AGM-84 Harpoon первыми получили патрульные самолеты Р-ЗС «Орион» в 1978 г.

К середине 1990 г. в ВМС США ракетами «Harpoon» было оснащено более 210 надводных кораблей основных классов (линкоры, крейсера, эсминцы, фрегаты), около 65% атомных подводных лодок, свыше 800 самолетов (Р ЗС «Орион», А-6 «Интрудер», А-7 «Корсар», F/A-18 «Хорнет», S-3 «Викинг»), Кроме того, в составе ВВС США две эскадрильи бомбардировщиков B-52G переоборудованы под носители противокорабельных ракет.

В марте 1986 г. ракетами Harpoon были потоплены 2 ливийских ракетных катера. Американцы совершили внезапное пиратское нападение на ливийские катера, патрулировавшие вблизи своего берега. Автор здесь имеет в виду не наглое попрание международного права, свойственное США, а лишь чисто технические аспекты применения ракет Harpoon. Так. 25 марта большой ливийский ракетный катер «Эйн Загут» был обстрелян американским крейсером «Йорктаун» с дистанции всего 11 миль. Две ракеты RGM-84 Harpoon попали в катер, который через 15 минут затонул. Будь сие во время нормальной войны, то ливийский катер, оснащенный четырьмя ракетами советского производства, вряд ли подпустил к себе на такую дистанцию вражеский крейсер, для которого вполне хватило бы одной нашей ракеты.

Второй ливийский катер «Воход» был потоплен 24 марта ракетой AGM-84 Harpoon, запущенной с американского штурмовика А-6 «Интрудер». Ракета попала в надстройку катера водоизмещением 311 т. Надстройка была уничтожена, в ней погиб и командир катера. Любопытно, что двигатели катера остались в строю, и он вполне мог дойти своим ходом до берега. Но команда, судя по всему, решила не тушить возникший пожар, а спустила шлюпку и ретировалась. Через час или полтора после ухода экипажа катер затонул*.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector