0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная противолодочная подводная ракета АПР-1 «Кондор» (СССР)

Авиационная противолодочная подводная ракета АПР-1 «Кондор» (СССР)

Работы но использованию подводных ракет для поражения подводных лодок были начаты из-за того, что поражение атомных подводных лодок противника осложнялось в основном из-за их высокоскоростных характеристик. Для поражения ПЛ требовалось поднять скорость подводного хода поражающего ее снаряда, в гоже время шум подводного реактивного двигателя возрастал в воде в 5000 раз в сравнении с воздухом. т. е. подводный снаряд становился глухим. а об атаке противник знал с момента его запуска. В дальнейшем было выяснено, что основной шум порождается в начале выхода газовой струи из сопла двигателя, остальной процесс глохнет в газопаровой каверне, т.е. происходил эффект самоэкранирования ракеты. Для подтверждения этого явления, зависящего, в том числе и от параметров двигателя, НИИ-1 МОП было разрешено провести эксперименты на Черноморском флоте в районе Феодосии. В эксперименте. начавшемся в августе 1958 года, принимало участие специально оборудованное судно ГСК-17.

В 1960 году вышло Постановление правительства 1111/463 О средствах противолодочной обороны, где головным исполнителем по ракете было определено ГСКБ-47. по системе управления — ЦНИИ-173. Главным конструктором ракеты назначили С.С.Бережкова, заместителями А.В.Минаева и А.А.Отмахова.

В 1960 году в ГСКБ-47 (головной организации но авиабомбам) началась разработка авиационных противолодочных подводных ракет для оснащения противолодочных самолетов и вертолетов. Для проведения работ из НИИ-1 была переведена группа специалистов. Применение на ракетах акустических головок самонаведения и реактивных двигателей обеспечивало минимальное время поражения ПЛ, что давало преимущество в сравнении с традиционными торпедами. Одной из трудных задач, решенных ГСКБ-47 при проектировании ракеты, была ее приборная часть. Головной организацией по системе управления ракеты был определен ЦНИИАГ (ЦНИИ-173).

Целеуказание для ракеты должна была обеспечивать поисково-прицельная система Беркут противолодочных самолетов Ил-38 и Ту-142. разработку которой вело НПО Ленинец МРП.

Параллельно в ГСКБ-47 создавалась корабельная противолодочная ракета Пурга, имеющая много общего с ракетой Кондор. В 1964 году работы по обеим ракетам были приостановлены и по решению специальной комиссии с 1965 года продолжены только но авиационной ракете Кондор. Пурга не отвечала заданным ТТТ. Испытания ракеты Кондор проводились на полигоне под Феодосией.

Трудности в решении задачи разработки противолодочных ракет побудили создать по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 14 мая 1969 года на базе коллективов ГСКБ-47 и НИИ-24, который
занимался разработкой скоростной противолодочной ракеты для ПЛ, новый НИИ прикладной гидродинамики (ПГМ).

Государственные испытания ракеты были закопчены в 1970 году. Ракета Кондор принята на вооружение в 1971голу под обозначением АПР-1. Авиационная противолодочная ракета АПР-1 была предназначена для поражения быстроходных подводных лодок (ПЛ).

В противолодочной ракете АПР-1 Кондор используются три программных траектории выхода в горизонт и поиска цели: двигаться прямо, выполнять правую или левую циркуляцию. После выхода в горизонт ракета осуществляет циркуляцию в горизонтальной плоскости для поворота в упрежденную точку по данным, предварительно введенным перед сбросом. При поиске скорость ракеты 20 узлов. После обнаружения подводной лодки ракета набирает скорость за счет увеличения тяги двигателя.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета RBS.15 (Швеция)

Для ракеты разработаны два варианта боевого применения: групповое применение двух ракет с разнесением в горизонтальной плоскости и с выходом носителя на цель с заданного направления; групповое применение трех ракет с разнесением в горизонтальной плоскости с выходом носителя на цель с произвольного направления.

Вероятность поражения ПЛ, идущей со скоростью до 20 узлов, двумя ракетами АПР-1 при среднеквадратичной ошибке целеуказания 300-500 метров составляет 0,3-0,5.

За время серийною производства 1969 — 1977 годов было изготовлено 263 ракеты.

Авиационная противолодочная подводная ракета АПР-1 «Кондор» (СССР)

Работы по использованию подводных ракет для поражения подводных лодок были начаты из-за того, что поражение атомных подводных лодок противника осложнялось в основном из-за их высокоскоростных характеристик. Для поражения ПЛ требовалось поднять скорость подводного хода поражающего ее снаряда, в тоже время шум подводного реактивного двигателя возрастал в воде в 5000 раз в сравнении с воз-духом, т. е. подводный снаряд становился «глухим», а об атаке противник знал с момента его запуска. В дальнейшем было выяснено, что основной шум порождается в начале выхода газовой струи из сопла двигателя, остальной процесс глохнет в газопаровой каверне, т.е. происходил эффект «самоэкранирования» ракеты. Для подтверждения этого явления, зависящего, в том числе и от параметров двигателя, НИИ-1 МОП было разрешено провести эксперименты на Черноморском флоте в районе Феодосии. В эксперименте, начавшемся в августе 1958 года, принимало участие специально оборудованное судно ГСК-173.

В 1960 году вышло Постановление правительства №1111/463 «О средствах противолодочной обороны», где головным исполнителем по ракете было определено ГСКБ-47, по системе управления — ЦНИИ-173. Главным конструктором ракеты назначили С.С.Бережкова, заместителями А.В.Минаева и А.А.Отмахова. В 1960 году в ГСКБ-47 (головной организации по авиабомбам) началась разработка авиационных противолодочных подводных ракет для оснащения противолодочных самолетов и вертолетов. Для проведения работ из НИИ-1 была переведена группа специалистов. Применение на ракетах акустических головок самонаведения и реактивных двигателей обеспечивало минимальное время поражения ПЛ, что давало преимущество в сравнении с традиционными торпедами. Одной из трудных задач, решенных ГСКБ-47 при проектировании ракеты, была ее приборная часть. Головной организацией по системе управления ракеты был определен ЦНИИАГ (ЦНИИ-173). Целеуказание для ракеты должна была обеспечивать поисково-прицельная система «Беркут» противолодочных самолетов Ил-38 и Ту-142, разработку которой вело НПО «Ленинец» МРП.

Параллельно в ГСКБ-47 создавалась корабельная противолодочная ракета «Пурга», имеющая много общего с ракетой «Кондор». В 1964 году работы по обеим ракетам были приостановлены и по решению специальной комиссии с 1965 года продолжены только по авиационной ракете «Кондор», «Пурга» не отвечала заданным ТТТ. Испытания ракеты «Кондор» проводились на полигоне под Феодосией. Трудности в решении задачи разработки противолодочных ракет побудили создать по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 14 мая 1969 года на базе коллективов ГСКБ-47 и НИИ-24, который занимался разработкой скоростной противолодочной ракеты для ПЛ. новый НИИ прикладной гидродинамики (ПГМ). Государственные испытания ракеты были закончены в 1970 году. Ракета «Кондор» принята на вооружение в 1971 году под обозначением АПР-1. Авиационная противолодочная ракета АПР-1 была предназначена для поражения быстроходных подводных лодок (ПЛ).

Читать еще:  Кассетная мина GRM-20 (Греция)

В противолодочной ракете АПР-1 «Кондор» используются три программных траектории выхода в «горизонт» и поиска цели: двигаться «прямо», выполнять «правую» или «левую» циркуляцию. После выхода в «горизонт» ракета осуществляет циркуляцию в горизонтальной плоскости для поворота в упрежденную точку по данным, предварительно введенным перед сбросом. При поиске скорость ракеты 20 узлов. После обнаружения подводной лодки ракета набирает скорость за счет увеличения тяги двигателя. Для ракеты разработаны два варианта боевого применения: групповое применение двух ракет с разнесением в горизонтальной плоскости и с выходом носителя на цель с заданного направления; групповое применение трех ракет с разнесением в горизонтальной плоскости и с выходом носителя на цель с произвольного направления. Вероятность поражения ПЛ, идущей со скоростью до 20 узлов, двумя ракетами АПР-1 при среднеквадратичной ошибке целеуказания 300-500 метров составляет 0,3-0,5. За время серийного производства 19691977 годов было изготовлено 263 ракеты.

Тактико-технические характеристики АПР-1 «Кондор»
Тип ракеты — подводная противолодочная
Носители — противолодочные самолеты Ту-142, Ил-38 и вертолеты
Калибр, мм. 350
Длина, мм. 5275-5300
Вес, кг 650-670
Боевая часть:
— тип — фугасная
— вес, кг 80-83
— взрыватель — неконтактный с радиусом реагирования до 5-10 м
— время самоликвидации после приводнения, мин — 1,2
Система управления: активно-пассивная акустическая ГСН с системой автоматического управления
Головка самонаведения: активная гидроакустическая
дальность действия, м:
— в режиме поиска 700
— в режиме атаки 500
Дальность подводного хода, м. 800-900
Траектория движения — при поиске по спирали
Глубина хода, м.30-420 (до 400)
Миним. глубина моря, м. 80
Глубина поражения, м 40-400
Скорость хода, км/ч (узл.):
— в режиме поиска 37 (20)
— в режиме атаки 100-111 (60)
Высота применения, м 300-2000
Скорость носителя, км/ч. до 800
#ввссссрроссииснг

АПР-1 Кондор

Авиационная противолодочная ракета / реактивная торпеда. Разработана ГСКБ-47. Для изучения особенностей работы реактивного двигателя под водой НИИ-1 МОП СССР в августе 1958 г. в районе Феодосии проведена серия экспериментов со специальным судном ГСК-17. Постановлением СМ СССР №1111-463 вышедшем в 1960 г. «О средствах противолодочной обороны» предусматривалось создание противолодочной ракеты. Головной разработчик — ГСКБ-47, разработчик систему управления — ЦНИИ-173 (ЦНИИАГ). Главный конструктор — С.С.Бережков (с 1964 г. — А.И.Зарубин), заместители — А.В.Минаев и А.А.Отмахов. Разработка начата в 1960 г. с перевода части специалистов из НИИ-1 в ГСКБ-47. Одновременно в ГСКБ-47 создавалась противолодочная ракета «Пурга» в которой использовались схожие технические решения. В 1964 г. работы по обоим проектам приостановлены и возобновлены в 1965 г. только по авиационной ракете «Кондор».

Испытания ракеты «Кондор» проводились на полигоне под Феодосией на Черном море. Для доведения разработки ракеты до завершения Постановлением СМ СССР от 14 мая 1969 г. на базе ГСКБ-47 и НИИ-24 (разработчик скоростной противолодочной реактивной торпеды для ПЛ) создан НИИ прикладной гидродинамики (НИИПГМ — позже переименован в ГНПП «Регион»). Государственные испытания ракеты «Кондор» завершены в 1970 г. и ракета принята на вооружение 29 июня 1971 г. под наименованием АПР-1. Производство опытных образцов до 1965 г. велось на заводе «Дагдизель» (г.Каспийск, Дагестан), после 1965 г. в т.ч. серийное производство для ВМФ с 1969 по 1977 г.г. велось на заводе «Сибсельмаш» (г.Новосибирск) НПО «Регион».

Читать еще:  Патрон с пулей повышенной бронепробиваемости «ПБМ» (7Н25) (СССР)

Система управления и наведение — инерциальная система управления с корреляционной активно-пассивной акустической системой самонаведения (ССН) разработки ЦНИИ-173 (ЦНИИ АГ), главный конструктор ССН — Я.И.Рубинович. Разработка гидрофонов ССН — НИИ-484 МЭП СССР, главный конструктор — Л.З.Русаков. Разработка коррелиционного автомата наведения — НИИИ, МГУ, НИИРТА. Целеуказание торпеде обеспечивалось поисково-прицельной системой противолодочных самолетов Ил-38 и Ту-142 «Беркут» разработки НПО «Ленинец» Минрадиопрома СССР.
Рулевые машинки — пневматические
Радиус реагирования ССН — 500-700 м

Принцип наведения ракето-торпеды — после приводнения ракета планирует поогружаясь с циркуляцией, без включения двигателя. В это время ССН ракеты осуществляет поиск и обнаружение ПЛ-цели при минимальном уровне собственного шума ракето-торпеды. Обнаружив ПЛ-цель, ССН фиксирует (пеленгует и запоминает) направление на нее. После обнаружения цели включается двигатель ракеты, при этом резко возрастает собственный шум — ходовая помеха — и ССН «глохнет»; за счет работы инерциальной системы управления ракето-торпеда движется в направлении на определенное ранее положение цели, и, подойдя на близкое расстояние, ССН повторно обнаруживает ПЛ-цель и осуществляет наведение на нее.
Радиус реагирования:
— 700 м (в режиме поиска)
— 500 м (в режиме атаки)
Раствор диаграммы направленности — 250 х 90 град

В противолодочной ракете АПР-1 «Кондор» используются три программных траектории выхода в горизонт и поиска цели: двигаться прямо, выполнять правую или левую циркуляцию. После выхода в горизонт ракета осуществляет циркуляцию в горизонтальной плоскости для поворота в упрежденную точку по данным, предварительно введенным перед сбросом.

Для ракеты разработаны два варианта боевого применения: групповое применение двух ракет с разнесением в горизонтальной плоскости и с выходом носителя на цель с заданного направления; групповое применение трех ракет с разнесением в горизонтальной плоскости с выходом носителя на цель с произвольного направления.

Двигатель
— РДТТ

Калибр — 350 мм
Длина — 5275-5300 мм

Масса — 650-670 кг

Дальность хода — 800-900 м
Скорость хода:
— при поиске цели — 20 уз
— при атаке — 60 уз
Глубина хода — 30-420 м
Глубина поражаемой цели-ПЛ — 40-400 м
Глубина акватории минимальная — 80 м

Высота применения — 300-2000 м
Сорость носителя — до 800 км/ч

Время самоликвидации — 1.2 мин
Вероятность поражения ПЛ (скорость ПЛ до 20 узлов, двумя ракетами АПР-1 при среднеквадратичной ошибке целеуказания 300-500 метров) — 0,3-0,5

Тип БЧ — фугасная разработки ГСКБ-47, взрыватель неконтактный с радиусом реагирования 5-10 м
Масса ВВ — 80-83 кг

Носители — противолодочные самолеты Ил-38 и Ту-142.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector