0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная противолодочная подводная ракета АПР-2 «Ястреб» (СССР)

Вооружение отечественной противолодочной авиации — АПР-2

АПР-2 – авиационная реактивная торпеда, используемая для уничтожения подводных/надводных объектов противника. Разработчик — ГНПП «Регион» совместно с томским НИИ ЭМ, ленинградским НИИ «Поиск», конструкторским бюро завода имени Петровского, пермским НПО имени Кирова, московским НИИ «Квант» и ЦНИИАГ на основе предыдущей разработки авиационной торпеды АПР-1. Главным конструктором по разработке реактивной авиационной торпеды был М.Лисичко. Начало разработок — середина 60-х годов. Опытные испытания новой торпеды начинаются в конце 60-х годов. С СУ «Ястреб-М» реактивная авиационная торпеда прошла госиспытания в 1976 году и сразу принимается на вооружение как АПР-2. В Советском Союзе об АПР-2 не упоминали, в первый раз о торпеде было сообщено в прессе только в 1992 году.

Устройство и конструкция АПР-2
Конструкция:
— головной обтекатель;
— приборное отделение, в котором размещены основные узлы системы управления и наведения;
— БЧ;
— двигательный отсек;
— рулевой отсек;
— система торможения.

Система наведения и управления ракетой – инерциальная с системой акустического самонаведения (сокращенно ССН), использующая фазовую корреляцию. Взрыватель неконтактного типа разработали конструкторы В.Киселев, В.Андреев и К.Рогожников по типу снаряда ЭР-89. Над системой управления работали совместно несколько научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро.

Используемая ССН гидроакустического типа с применением комбинаций корреляционно-фазовой обработки поступающей информации с использованием методов согласованной фильтрации и селекцией амплитуды. Примененные технологические решения улучшили работу системы пеленгования и обнаружения объектов при работе двигательной системы. Установленная боевая часть получила более мощное взрывчатое вещество, по сравнению с предыдущей версией торпеды АПР-1, и поэтому имеет меньшую боевую массу. Вероятность поражения цели с учетом среднеквадратичной ошибки целеуказания от 300 до 500 метров равно 0.75-0.85.

Принцип работы АПР-2
Реактивная авиационная торпеда сбрасывается с носителя в предполагаемом районе нахождения цели. Перед приводнением срабатывает тормозная система и ракето-торпеда плавно приводняется. Далее торпеда под небольшим углом, равным 17 градусам, начинает погружение с циркуляцией, двигательная система реактивной торпеды находится в выключенном состоянии. Максимумом такого погружения является глубина 150 метров, если за это время ракета не обнаружила цель (используется пассивный режим), включается двигатель, и торпеда начинает осуществлять поиск цели в активном режиме.

Во время погружения ССН реактивной противолодочной торпеды производит обнаружение подводной цели в пассивном режиме. Найдя и обнаружив подводную цель, система самонаведения пеленгует ее и запоминает данные. После этого включается двигательная система реактивной торпеды, и она начинает движение в направление цели по запомненным данным (шум, производимый двигателем, глушит собственную ССН) с помощью инерциальной системы наведения. Пройдя определенное расстояние до цели, торпеда с помощью системы самонаведения уточняет данные по местонахождению цели (используется активный режим) и продолжает быстро двигаться в ее направлении.

Читать еще:  30-мм выстрелы ВОГ-17М, ВОГ-17А, ВОГ-30, ГПД-30 (СССР)

Обнаружение целей системой самонаведения:
Активный режим:
— подводные объекты в радиусе до 1.5 километров;
— надводные объекты в радиусе до одного километра;
Пассивный режим:
— надводные и подводные объекты в радиусе до 500 метров.
Контроль и техобслуживание торпед осуществляется с помощью станции автоконтроля АКИПС-1.

Модификации АПР-2:
— базовый вариант – АПР-2. Другие названия — АПР-2 «Ястреб» или АПР-2 «Ястреб-М»;
— экспортный вариант – АПР-2Э или АПР-2Э «Ястреб-Э». Производится с 1984 года;
— модернизированный вариант — АПР-2 «Ястреб-2М». Производится с 1986 года.

Основные носители:
— вертолеты Ка-28, Ка-27ПЛ, Ми-14ПЛ;
— самолеты Ту-142М и Ил-38.

Основные характеристики АПР-2:
— длина – 3.7 метра;
— калибр торпеды – 350мм;
— вес снаряженной торпеды – 575 килограмм;
— вес боевой части 80 килограмм (по тротиловому эквиваленту вес БЧ равен 100 килограммам);
— дальность действия до двух километров;
— скорость торпеды поиск/макс – 80/115 км/ч;
— характеристики цели: скорость до 80 км/ч, глубина до 600 метров;
— вероятное поражение обнаруженной подлодки на глубине 0.5 километра – 80 %;
— высота сброса с носителя мин/макс – 300/2000 метров;
— сбрасывание АПР-2 с носителя при скорости не более 800 км/ч;
— время исполнения боевой задачи – не более 2-х минут;
— максимальное время поиска цели — 20 минут (самоликвидация);
— боевая часть фугасного типа с неконтактным взрывателем;
— автоматическое снятие с предохранения на глубине 20 метров;
— двигательная система – РДТТ, работающий на высококалорийной смеси топлива;
— характеристики системы наведения: поиск цели в секторе 45 градусов по горизонту и 90 градусов по вертикали; пеленгование – от 0.4 до 0.5 сигн/шум с точностью до 2-х градусов.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Авиационная противолодочная подводная ракета АПР-2 «Ястреб» (СССР)

Первоначально системой управления ракеты занимался ЦНИИ АГ. Вскоре было предложено создать ракету с улучшенными характеристиками, предложенную ленин-градским филиалом НИИ-30 МО, и она получила обозначение «Ястреб-М». Действующий макет системы управления для новой модификации был разработан на кафедре «Гидроакустики» МГУ им Ломоносова и НИИПМГ. Создание системы управления для боевой ракеты было поручено НИИ Радиотехнической аппаратуры под руководством Б.В.Карпова. Ракета «Ястреб-М» создавалась как составная часть авиационных противолодочных комплексов для вооружения самолетов и вертолетов. В создании ракеты «Ястреб-М» принимали участие: Научно-исследовательский Инженерный институт, Томский НИИ Электромеханики, Ленинградский НИИ «Поиск», КБ Киевского завода им. Петровского, Пермское НПО им. Кирова, Московский НИИ «Квант» и др.

Ракета «Ястреб-М» создана на базе противолодочной ракеты АПР-1 «Кондор» и предназначена для поражения состоящих на вооружении и перспективных подводных лодок (ПЛ) на глубинах до 600 м при скорости их хода до 80 км/ч. В состав основных частей ракеты входят: головной обтекатель, приборы системы наведения, боевая часть, двигатель, рулевой отсек и тормозная система. Морские испытания ракеты «Ястреб» были начаты в 1969 году. Государственные испытания ракеты «Ястреб-М» были завершены в 1976 году. После принятия на вооружение ракета получила обозначение АПР-2. На ракете АПР-2 применена гидроакустическая система с использованием комбинации корреляционно-фазового метода обработки гидроакустической информации с методами согласованной фильтрации и амплитудной селекции. Технические решения, примененные на АПР-2, позволяют работать системе обнаружения и пеленгования (СОП) при работающем двигателе.

Читать еще:  Тяжелая торпеда Mk.24 «Tigerfish» (Великобритания)

Боевая часть для ракеты была создана в НИИМаше, в отличие от ракеты «Кондор» (АПР-1) новая БЧ имела более мощный состав ВВ, что позволило снизить массу БЧ при сохранении эффективности. Вероятность поражения цели при среднеквадратичной ошибке целеуказания 300-500 метров составляет 0,7-0,85. Перед сбросом ракеты с носителя вводятся данные целеуказания, режим полета, подключается бортовое питание. На заданной высоте, после отделения от носителя, срабатывает тормозная парашютная система. При приводнении происходит отделение парашюта и защитного носового обтекателя, заглубление происходит под углом 17 град. За счет спирального движения ракеты под воздействием сил гравитации без включения двигательной установки ракета осуществляет сканирование пространства в пассивном режиме поиска в бесшумных условиях. В случае не обнаружения цели до глубины 150 метров включается двигательная установка и ракета продолжает поиск в активном режиме.

На базе ракеты «Ястреб-М» в 1984 году была создана экспортная модификация «Ястреб-Э», которая прошла испытания и получила обозначение АПР-2Э. Ракета АПР-2Э была поставлена в ряд зарубежных стран. При эксплуатации ракета АПР-2Э снабжена: комплектом для стыковки со станцией автоматического контроля АКИПС-1 для проведения технического обслуживания; комплектами запасных частей с основными блоками; комплектами учебных пособий, в том числе учебно-разрезной ракетой А2У, учебно-практическим изделием ПА-2 и комплексным учебным имитатором А4.

Тактико-технические характеристики АПР-2 «Ястреб»
Тип ракеты — подводная противолодочная
Носители — противолодочные самолеты Ту-142М, Ил-38 и вертолеты Ка-27, Ка-28, Ми-14
Калибр, мм. 350
Длина, мм. 3700
Вес, кг не более 575
Боевая часть: фугасная
— вес (тротил. эквивалент), кг 100
— взрыватель неконтактный
— глубина снятия предохранения, м 20
— время самоликвидации, мин 15-20
Система управления: гидроакустическая кореляционно-фазовая
Головка самонаведения: многоканальная система обнаружения и пеленгования СОП
дальность действия, м:
— активный режим по ПЛ — 1500
— активный режим по НК — 1000
— пассивный режим до 500
Дальность подводного хода, м. 600
Траектория движения — при поиске по спирали
Глубина хода, м. до 600
Глубина поражения, м до 600
Скорость хода, км/ч (узл.) до 115 (60)
Скорость цели, км/ч до 80
Высота применения, м 300-2000
Скорость носителя, км/ч до 800
Время выполнения задачи, мин 1-2
Режим сброса с носителя — при полете на малой высоте или в режиме «висения»

АПР-2 Ястреб

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
АПР-2 «Ястреб» / «Ястреб-М»
АПР-2Е «Ястреб-Э»


Торпеда АПР-2 на выставке военной техники на аэродроме Кневичи, Дальний Восток, 9 апреля 2012 г. (http://quick-spinch.livejournal.com, http://bulat-dragon.livejournal.com).

Читать еще:  Комплекс корректируемого артиллерийского вооружения 2К24 «Сантиметр» (СССР)


Авиационная противолодочная ракета АПР-2 (http://www.airwar.ru).


Авиационная реактивная торпеда АПР-2 «Ястреб-М». Аэродром Елизово, Камчатка, День Воздушного Флота, 15.08.2010 г. (фото А.А.Пирагис, http://www.fotopetropavlovsk.ru)

Конструкция — в состав торпеды (см.рисунок) входят головной обтекатель (1), приборный отсек с приборами системы наведения и управления (2, 4), боевая часть (3), двигатель (5), рулевой отсек (6) и тормозная система (7). В ходе эксплуатации контроль торпед осуществляется станцией автоматического контроля АКИПС-1.

На АПР-2 применена гидроакустическая система самонаведения (ССН) с использованием комбинации корреляционно-фазового метода обработки гидроакустической информации с методами согласованной фильтрации и амплитудной селекции. Примененные технические решения позволяют работать системе обнаружения и пеленгования (СОП) при работающем двигателе. Боевая часть для ракеты была создана в НИИМаше, в отличие от ракеты АПР-1 «Кондор», новая БЧ имела более мощный состав ВВ, что позволило снизить массу БЧ при сохранении эффективности. Вероятность поражения цели при среднеквадратичной ошибке целеуказания 300-500 метров составляет 0,7-0,85.

Принцип наведения ракето-торпеды — после приводнения под углом 17 град ракета планирует погружаясь с циркуляцией, без включения двигателя (максимум до глубины в 150 м). В это время ССН ракеты осуществляет поиск и обнаружение ПЛ-цели при минимальном уровне собственного шума ракето-торпеды в пассивном режиме. Обнаружив ПЛ-цель, ССН фиксирует (пеленгует и запоминает) направление на нее. После обнаружения цели включается двигатель ракеты, при этом резко возрастает собственный шум — ходовая помеха — и ССН «глохнет»; за счет работы инерциальной системы управления ракето-торпеда движется в направлении на определенное ранее положение цели, и, подойдя на близкое расстояние, ССН повторно обнаруживает ПЛ-цель и осуществляет наведение на нее.

Радиус реагирования ССН в активном режиме:
— по подводным лодкам — 1500 м
— по надводным кораблям — 1000 м
Радиус реагирования ССН в пассивном режиме — 500 м
Сектор поиска целей гидроакустической ГСН — 45 гр. по горизонту и 90 град. по вертикали
Разрешающая способность пеленгования — до 0.4-0.5 сиганл/шум
Точность пеленгования — 2 град.


Ил-38 и торпеда АПР-2 «Ястреб-М», на последнем фото слева — УМГТ-1. Аэродром Елизово, Камчатка, День Воздушного Флота, 15.08.2010 г. (фото А.А.Пирагис, http://www.fotopetropavlovsk.ru)

Калибр — 350 мм
Длина — 3700 мм

Масса — 575 кг
Масса БЧ — 80 кг (тротиловый эквивалент — 100 кг)

Высота сброса с носителя — 300-2000 м
Скорость носителя при применении — до 800 км/ч
Время выполнения задачи — 1-2 мин
Время самоликвидации — 15-20 мин

Тип БЧ — фугасная, взрыватель неконтактный акустический. Новый состав ВВ. Разработка БЧ — ГосНИИМаш, производство — Новосибирский завод искусственного волокна.
Глубина снятия предоханения — 20 м

Модификации:
АПР-2 «Ястреб» / «Ястреб-М» — базовая модель;

АПР-2Е «Ястреб-Э» — экспортная модификация, выпущена в 1984 г. Поставлялась на экспорт.

Носители:
— противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ, Ка-28, Ми-14ПЛ
— самолеты Ил-38, Ту-142М

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector