7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная противолодочная подводная ракета АПР-3 «Орёл» (СССР)

Авиационная противолодочная подводная ракета АПР-3 «Орёл» (СССР)

Разработка ракеты «Орел» с турбоводометным двигателем была начата НИИПГМ в 1969 году практически параллельно с ракетой «Ястреб» (АПР-2). Ракета предназначена для поражения современных и перспективных подводных лодок на глубинах до 800 м, а так же надводных кораблей в любых акваториях Мирового океана, в том числе и в районах с малыми глубинами.

Наличие нового типа двигателя должно было увеличить дальность стрельбы, повысить скорость движения и глубину хода снаряда. Турбоводометный двигатель создавался в КБ завода «Сатурн» под руководством главного конструктора А.М.Люльки. Из-за разногласий и несогласованности в проведении совместных работ проектирование ракеты «Орел» сильно затянулось.

Из-за сложности решения задач, поставленных перед создателям и ракеты «Орел», были перенесены сроки разработки, вследствие чего она получила обозначение «Орел-М». ОКР «Орел» была завершена в 1990 году. После принятия на вооружение ракета получила обозначение АПР-3 (экспортный вариант — АПР-ЗЭ).

Ракета АПР-3 применяется с противолодочных самолетов и вертолетов по данным первичного целеуказания. Она отличается от существующих авиационных противолодочных торпед и ракет высоким быстродействием в режиме поиска и обнаружения цели, высокой скоростью сближения с ней после первичного захвата и поражает противника, как правило, до начала организации им противодействия. Ракета АПР-3 подвешивается под носитель за специальные наделки, размещенные на корпусе двигатель.

Ракета АПР-3 состоит из следующих основных частей, размещенных поотсечно: системы наведения (носовой приборный отсек, включает акустическую головку и автомат системы наведения), отсек боевой части (боевой заряд и предохранительно-исполнительный механизм), центральный приборный отсек (приборы системы управления, электропитание и др.), отсек двигательной установки (газогенератор с зарядом твердого топлива и турбонасосный агрегат движителя), кормовой приборный отсек (блоки бортовой автоматики и электрические рулевые приводы) и отсек торможения (корпусно-механическая часть, парашютная система, устройства ввода в работу тормозной системы). Для уменьшения влияния шумов двигателя на систему самонаведения корпус ракеты и узлы крепления акустической головки выполнены из шумопоглащающего материала.

Для предотвращения повреждения системы самонаведения при приводнении ракеты на носовую часть надевается металлический обтекатель. После приводнения ракета входит в воду под углом 15± по деференту, при этом она стабилизируется по курсу и крену. На глубине 20 м снимается предохранение взрывного устройства.

Система наведения — гидроакустическая с использованием комбинации корреляционно-фазового метода обработки информации с методами согласованной фильтрации и амплитудной селекции. В многоканальной гидроакустической системе обнаружения и пеленгования (СОП) ракеты АПР-3 впервые
были применены новые пространственно-временные корреляционные методы обработки принимаемых сигналов в сочетании с использованием специальных зондирующих посылок с азимутальной частотной модуляцией. Это позволяет надежно отстраиваться от реверберационных помех и средств гидроакустического противодействия. Кроме того, для характеристик системы самонаведения в СОП реализованы стробирование цели по дальности, по углу в горизонтальной и вертикальной плоскостях, плавающий цикл по излучению, изменение длительности зондирующей посылки с дистанцией. Эффективное поражение подводных целей обеспечивается введением закона наведения с адаптивным углом упреждения.

При поисках цели на глубинах до 200 метров сканирование пространства производится в режиме гравитационного погружения по спиральной траектории с выключенной двигательной установкой (ДУ), при больших глубинах включается ДУ. После обнаружения и захвата цели ракета энергично сближается до ее поражения. Вероятность поражения цели при среднеквадратичной ошибке целеуказания 300-500 м составляет до 0,92 (0,8-0,85). При промахе ракета самоликвидируется.

В настоящее время экспортный вариант ракеты АПР-3 предлагается для поставок за рубеж, она неоднократно представлялась на международных выставках В и ВТ. Ракета надежна и проста в эксплуатации. Для эксплуатации ракеты АПР-3 созданы следующие устройства: комплект оборудования стационарной технической позиции СТП-3Э (в него входит станция автоматического контроля АКИПС-3.2); комплекты запасных частей с основными блоками; комплект учебных пособий (с учебно-разрезной ракетой АПР-ЗР и комплексным учебным имитатором А4).

Читать еще:  Авиационная противорадиолокационная ракета AGM-45 Shrike (США)

АПР-3 Орел

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
АПР-3 «Орел» / «Орел-М» / изделие 473
АПР-3Э «Орел-М»
АПР-3М / АПР-3МЭ «Орел-М»

Авиационная противолодочная реактивная торпеда. Разработана кооперацией предприятий во главе с НИИПГМ (позже переименован в ГНПП «Регион», ныне входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение») на базе и параллельно торпеде АПР-2. Главный конструктор — М.Лисичко. Разработка начата в 1969 г. В процессе разработки проект неоднократно корректировался и в итоге вышел на Госиспытания как «Орел-М». Разработка торпеды завершена в 1990 г. Торпеда АПР-3 «Орел-М» принята на вооружение в 1991 г. (в 1990 г. по др.данным).


Торпеда АПР-3ЭУД на экспозиции выставки МВМС-2003, г.Санкт-Петербург (автор фото — А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.narod.ru).


Вертолет Ка-28 ВМС Китая применяет торпеду АПР-3Э (http://cnair.top81.cn).

Конструкция — поотсечно торпеда состоит из носового приборного отсека с акустической головкой и автоматикой ССН, отсек боевой части с боевым зарядом и предохранительно-исполнительным механизмом, центрального приборного отсека, отсека двигательной установки с газогенератороми турбонасосным агрегатом движителя, кормового приборного отсека с рулевыми приводами и отсека торможения с парашютной и другими системами. На носовой части торпеды до приводнения находится носовой защитный обтекатель.


Реактивная торпеда АПР-3 «Орел» (http://www.airwar.ru).


(http://www.airwar.ru)


Торпеда АПР-3 (http://military.tomsk.ru/forum).

Система самонаведения (ССН) — гидроакустическая с использованием комбинации корреляционно-фазового метода обработки информации с методами согласованной фильтрации и амплитудной селекции. В многоканальной гидроакустической системе обнаружения и пеленгования (СОП) ракеты АПР-3 впервые применены новые пространственно-временные корреляционные методы обработки принимаемых сигналов в сочетании с использованием специальных зондирующих посылок с азимутальной частотной модуляцией. Это позволяет надежно отстраиваться от реверберационных помех и средств гидроакустического противодействия. Кроме того, для характеристик системы самонаведения в СОП реализованы стробирование цели по дальности, по углу в горизонтальной и вертикальной плоскостях, плавающий цикл по излучению, изменение длительности зондирующей посылки с дистанцией. Эффективное поражение подводных целей обеспечивается введением закона наведения с адаптивным углом упреждения.

При поисках цели на глубинах до 200 метров сканирование пространства производится в режиме гравитационного погружения по спиральной траектории с выключенной двигательной установкой (ДУ), при больших глубинах включается ДУ. В это время ССН ракеты осуществляет поиск и обнаружение ПЛ-цели. После обнаружения и захвата цели ССН ракета энергично сближается до ее поражения. За счет работы инерциальной системы управления ракето-торпеда движется в направлении на определенное ранее положение цели, и, подойдя на близкое расстояние, ССН повторно обнаруживает ПЛ-цель и осуществляет наведение на нее. При промахе ракета самоликвидируется.
Радиус реагирования ССН:
— 1500-2000 м (по данным КТРВ)
— 1800-2000 м в режиме поиска
— 800-1200 м в режиме атаки
Диаграмма направленности — 90 х 45 град
Разрешающая способность сигнал/шум — 0.2-0.3-0.4
Точность пеленгации — 1.5-2 град

Органы управления — электрические рулевые машинки.

Взрыватели — акустический неконтактный и контактный инерционный.

Двигатель — твердотопливный турбоводометный реактивный двигатель, двухрежимный с гидрореагирующим топливом. Двигатель разработан КБ завода «Сатурн», главный конструктор — А.М.Люлька.

Электропитание — ампульная батарея большой мощности с молекулярным накопителем

ТТХ торпеды:
Калибр — 350 мм
Длина — 3685 мм
Размах оперения — 500 мм

Масса — 525 кг (колебания до +25 кг)
Масса БЧ:
— 74-76 кг (АПР-3МЭ)
— 100 кг (по др.данным либо др.модификации)

Скорость хода:
— 65 уз (режим 1)
— 100 уз (режим 2)
Скорость цели — до 80 км/ч (43 уз)
Глубина хода — 0-800 м
Глубина акватории — не менее 100 м
Время выполнения боевой задачи — 1-2 мин
Продолжительность работы двигателя — 113 с

Волнение на море при применении — до 6 баллов
Высота применения — с висения или с малых высот
Вероятность поражения цели при среднеквадратичной ошибке целеуказания 300-500 м составляет до 0,92 (0,8-0,85)

Тип БЧ — фугасная, разработки ГосНИИМаш

Модификации:
АПР-3 / АПР-3Э — базовая модель, экспортный вариант (экспортный разработан в 1992 г.).

Читать еще:  Авиационные боеприпасы JDAM (США)

АПР-3М / АПР-3МЭ / АПР-3ЭУД — модернизированный вариант

АПР-3Р — разрезной макет торпеды.

Для эксплуатации торпеды созданы комплект оборудования стационарной технической позиции СТП-3Э (экспортный, в него входит станция автоматического контроля АКИПС-3.2); комплекты запасных частей с основными блоками; комплект учебных пособий (с учебно-разрезной ракетой АПР-ЗР и комплексным учебным имитатором А4).

Носители:
— самолеты Ту-142М, Ил-38;
— вертолеты Ка-27, Ка-28, Ми-14;
— ПЛРК типа Club / «Бирюза» с ракетой 91РЭ1 и 91РЭ2.

Статус: СССР / Россия — состоит на вооружении.

Экспорт:
Китай — в середине 2000-х годов в составе вооружения противолодочных вертолетов Ка-28 поставлялись реактивные торпеды АПР-3Э.

Россия начала серийное производство противолодочной ракеты АПР-3М

ГНПП «Регион» (входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение») запустило в серийное производство новую авиационную противолодочную ракету АПР-3М. Об этом в интервью ТАСС сообщил генеральный директор предприятия Игорь Крылов.

«Все испытания АПР-3М завершились, ее серийное производство освоено, начинаются поставки Министерству обороны РФ. В ближайшее время также начнем продвигать эту ракету на экспорт. АПР-3М интегрирована в состав вооружения модернизированного противолодочного вертолета Ка-27М», — сказал Крылов.

По его словам, она может также применяться и другими современными самолетами и вертолетами морской авиации Военно-морского флота РФ. «Поскольку эта ракета представляет собой высокотехнологичное цифровое изделие, то применяться она может тоже с [других] современных летательных аппаратов», — сообщил гендиректор.

Противолодочная ракета АПР-3М является дальнейшим развитием АПР-1, АПР-2 и АПР-3, состоявших на вооружении ВМФ СССР и РФ. Эти боеприпасы считаются одним из самых эффективных в мире средств противолодочной борьбы.

Читайте также.

  • В России началось серийное производство комплексов С-500 «Прометей»
  • Импортозамещение украинских двигателей для авиации и флота завершено.
  • Минобороны завершило испытания новейшей парашютной системы для ВДВ

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья 🙂

надо бы более модные названия придумать, дабы улучшить узнаваемость и продаваемость на экспортном рынке

Название будет — смекалкой издавна славятся российские войска. Главное, чтоб американцы малость пар выпустили, ибо санкциями всех запугали.

названия есть. Каждому проекту дается название, только нам не сказали.

Она называется «Гриф»

торпеда конечно зачетная, но не везде она применима, на Балтике к примеру очень проблемно ввиду малой глубины .А вот в океанах в самый раз пойдет. Вообще особо не вижу смысла данные ракеты размещать на ПЛО вертолетах, на вертухах лучше бомбы глубинные. А такие торпы корабль носитель ПЛО вертухи должен самостоятельно закидыать по целеуказанию вертухи. Почему так — все просто, для атаки одиночной цели используется 2-3 торпы в залпе это 1.5-2тонны груза с вероятностью 0,3-0,5, то есть для гарантированного поражения необходимо сделать 2-3 залпа — 3-6 тонн ракет. Вертуха неспособна столько нести, потому лучше запуливать с носителя вертухи.

… Авиационная противолодочная ракета АПР-3/АПР-3М «Орёл-М» предназначена для поражения современных и перспективных подводных лодок, в том числе многоцелевых атомных ракетных, при скорости хода до 40 узлов в подводном (на глубинах до 800м), перископном и надводном положениях, а также надводных кораблей в любых акваториях Мирового океана, в том числе в районах с малыми глубинами (60-150м), при волнении моря до 6 баллов. …

Max глубина Балтийского моря — 470 метров.

Балтийское море имеет глубины менее 200 метров. Отличается впадина Ландсортская. Максимальная глубина Балтийского моря находится в этом участке и составляет около 470 метров. Ландсортская впадина протянулась в юго-западном направлении. Остальные — меньшей глубины: Готландская — 249 м и Гданьская — 116 м в центральной части моря, Арконская — 53 м и Борнхольмская — 105 м (в западной части). …

балтийское море имеет глубину в районе 50-60 метров В той части где впадают реки, где она судоходна и как раз где наши порты и базы .Чем дальше в Атлантику тем больше глубина — 200 метров это гдето далеко от наших берегов, и портов.

Читать еще:  Пистолетный патрон с пулей с пластмассовым сердечником «СП-7» (СССР)

Почему я говорю за глубину — смысл работы торпы прост — после приводненеия она падает на дно с циркуляцией по кругу и работающей ГАС. ТО есть чем больше глубина в месте приводнения тем больше кругов сможет нарезать торпеда в поисках цели, если конечно сразу не обнаружит. После обнаружения она вырубает ГАС и валит полным ходом в район цели, уже в районе цели опять врубает ГАС и атакует .

Потому для таких торп глубина это считай вероятность обнаружения — чем больше глубина тем больше вероятнось обнаружить лодку противника.

Повторяю … в том числе в районах с малыми глубинами (60-150м) …

… Авиационная противолодочная ракета АПР-3/АПР-3М «Орёл-М» предназначена для поражения современных и перспективных подводных лодок, в том числе многоцелевых атомных ракетных, при скорости хода до 40 узлов в подводном (на глубинах до 800м), перископном и надводном положениях, а также надводных кораблей в любых акваториях Мирового океана, в том числе в районах с малыми глубинами (60-150м), при волнении моря до 6 баллов. …

вы сначала там подлодку найдите, где 50 метров и меньше глубины. На отмелях и в устьях рек что ли, как лосось в нерест? да и потом, для таких мест есть донные мины, там не нужен вертолет с опускаемой ГАС и противолодочной ракетой

а на каких глубинах по вашему лодки ходят, постоянно на максималке? лодки ходят не там где глубоко (хотя конечно это важно), а там где есть цели то есть транспортные корридоры. И если в ВОВ основной судоходный трафик был в атлантике меж сша, британией и СССР — то есть на больших глубинах, то в нынешних условиях защищать прийдется судоходство вокруг своих территориальных вод, а это как раз те самые небольшие глубины. Куда и как будут подкрадыватся лодки противника это проблемы и задачи капитанов их субмарин .

Задача не всю судоходную зону минами закидать, а найти лодки которые будут топить в этой зоне наши суда и корабли .

А вертолет с ГАС либо самолет с буями нужен в любом случае — потому как на ходу конвоя все равно ничего не слышно если слушать из ордера, и противника надо искать заранее в районах предпологаемого появления — точнее в местах удобных для нападения. ТО есть могу предположить что это как раз таки мелководье — где могут ходить суда которое находится недалеко от большой глубины, скатов. Что бы после успешной атаки лодка могла быстро уйти на большие глубины .

А вообще лучше у капитанов ПЛ и БПК это узнавать какова тактика защиты конвоев и нападения на них. Я могу только предполагать.

Подлодки может на максимальной глубине постоянно и не ходят, но по крайней мере эти воображаемые конвои они будут встречать у банок и узостей со стороны открытого моря, куда они потом смыться постараются (там до ста метров как минимум), а не со стороны вражеского берега. Тут не надо быть адмиралом Нельсоном.

ну дык кто ж спорит что капитаны ПЛ не идиоты, но конвоиры тоже не пальцем деланы согласитель. А так то война это уменее предвидеть обман и уметь хорошо обманывать — остальное дело техники, в данном случае ракето-торпед .

Я просто чисто логически указал что чем меньше глубина в месте применения торпеды — тем меньше у нее время на поиск цели, тем меньше вероятность ее найти. Я на этом акцентировал внимание, а не на том что и как где ходит. Именно в специфике работы самой торпеды. И в том что для вертухи они не годятся несможет она пакован с собой таскать торпед .

Ладно то такое рассуждать о тактике боевого применения это как гадание на кофейной гуще, реалии могут знать только те кто хотябы испытывал эти торпеды и разрабатывал тактику их применения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector