0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная тактическая ракета Х-23 (СССР)

Авиационная тактическая ракета Х-23 (СССР)

Недостатки Х-66 были обусловлены принятым принципом наведения. Существовал и был достаточно хорошо отработан еще один способ — радиокомандный. Задел но разработке ракеты Х-23 с такой системой наведения был передан в ОКБ «Звезда», где проектирование возглавил Г.И.Хохлов («Вымпел» сосредоточился на создании АУР класса «воздух — воздух»). К 1967 году смежники изготовили для Х-23 макетный образец командной пропорциональной системы наведения «Дельта». Новую ракету проектировали на основе конструкции Х-66, сохранив схему, систему управления и компоновку узлов. Основным отличием Х-23 стала установка в хвостовом отсеке аппаратуры приема и дешифровки кодированных управляющих радиосигналов. На борт ракеты они передавались с помощью аппаратуры «Дельта» на самолете-носителе, для повышения помехозащищенности формирующей сфокусированный радиолуч. Твердотопливный двигатель ПРД-228 с боковыми соплами перевели на новое, более энергоемкое топливо. К концу 1967 года опытное производство собрало десять ракет Х-23 (изделие 68). Их заводские испытания шли с конца 1967 года но конец 1969 года.

В ходе наведения летчик, следя за трассером ракеты, корректировал ее отклонение от цели движениями вверх-вниз и влево-вправо специально подвижной кнопки — кнюпеля на ручке управления. При испытаниях выявилась ненадежность наведения — причиной оказалось влияние трассера, смонтированного рядом с приемной антенной бортовой системы наведения «Дельта-Р1М». Рупорная антенна и ее волноводы нагревались и вибрировали. Устраняя недостатки, трассер заменили и вынесли под корпус ракеты на кронштейн. Государственные испытания Х-23 проводились с самолетов МиГ-23 и МиГ-23Б, завершившись осенью 1973 года. В следующем году Х-23, получившая название «Гром», была принята па вооружение. На самолетах фронтовой авиации она использовалась с применением встроенной командной системы «Дельта-Н» и «Дельта-НМ» (на МиГ-23, МиГ-27, МиГ-23УБ и Су-24), а также подвесной контейнерной «Дельта-НГ» (на Су-17, МиГ-23М, МЛ, и МиГ-27К/М). Ракеты также проходили испытания па вертолетах морской авиации Ми-14, Ка-25 и Ка-252. Подвеска Х-23 осуществлялась на авиационные пусковые устройства АПУ-68У (УМ). Для отработки управления ракетой был создан тренажер наземной подготовки ТНР-23, как правило, обеспечивавший выработку навыков после 5-6 часов тренировок.

Кумулятивная фугасно-осколочная БЧ массой 108 кг обеспечивала сплошное поражение небронированных целей в радиусе до 40 м и уничтожение защищенных объектов с толщиной брони до 250 мм. Осколочные элементы — кубики с 10 мм гранью — наклеивались на БЧ в секторах вдоль ее корпуса таким образом, что при подрыве разлетались вбок и вперед БЧ снабжалась неконтактным взрыва гелем РОВ-19Л, обеспечивавшим подрыв при пролете над целью, а в случае прямого попадания срабатывали находящиеся в рулевом отсеке контактные датчики СКД-24.

Возможно было и полуавтоматическое наведение Х-23 с помощью теплонеленгатора, отслеживающего полет ракеты но ее трассеру В этом случае от летчика требовалось только удерживать цель в перекрестии прицела, а аппаратура определяла отклонения ракеты от линии визирования и формировала управляющие команды Этот метод был использован в системе наведения «Аркан» на Су-24, где использовался телевизионный пеленгатор ракет «Таран-Р», автоматически определявший угловые координаты Х-23 и выдававший их в радиокомандную линию. Пуск Х-23 был возможен с пикирования (наведение при эюм сводилось к методике трех точек) и с горизонтального полета при скоростях 600-1000 км/ч, но после него пилот все же был связан в маневре — ракету нужно было удерживать в поле зрения и створе радиолуча до попадания в цель По этой причине дальность пуска X-23 не превышала 3-10 км (в зависимости от высоты), а результативность атаки снижал и чисто психологический фактор — натолкнувшись на огонь ПВО, летчик прекращал слежение и целью и все внимание уделял противозенитному маневрированию. Частично эти недостатки устранили в модернизированном варианте Х-23М (изделие 68М), оснащенном более совершенной системой радиоуправления и трассером повышенной светосилы Т-60-9 (вместо Т-60-5), облегчавшим визуальное сопровождение Несколько изменена была аэродинамика ракеты и форма оперения Новая база бортового оборудования «Дельта-Р2М» дала возможность расширить створ управляющего радиолуча, упростив наведение ракеты.

Авиационная тактическая ракета Х-23 (СССР)

В 1968 г. на вооружение истребительной авиации была принята тактическая ракета Х-23, разработанная в КБ «Звезда». Новую ракету проектировали на основе конструкции Х-66, сохранив схему, систему управления и компоновку узлов. Основным отличием Х-23 стала установка в хвостовом отсеке аппаратуры приема и дешифровки кодированных управляющих радиосигналов. На борт ракеты они передавались с помощью аппаратуры «Дельта» на самолете-носителе, для повышения помехозащищенности формирующей сфокусированный радиолуч. Твердотопливный двигатель ПРД-228 с боковыми соплами перевели на новое, более энергоемкое топливо. К концу 1967 года опытное производство собрало десять ракет Х-23 (изделие 68). Их заводские испытания шли с конца 1967 года но конец 1969 года.

Читать еще:  Авиационная противокорабельная ракета 3М-80 Москит (СССР)

Ракета предназначена для поражения наземных целей и небольших кораблей. Система управления радиокомандная. Наведение визуальное по трассеру методом «трех точек». Аппаратура наведения «Дельта» размещается или в подвесном контейнере или может быть встроена в общую систему самолета. Время телеуправления 27 с. Согласно наставлению, круговое вероятное отклонение 6 м. Дальность прицельной стрельбы от 2 до 10 км.

Возможно было и полуавтоматическое наведение Х-23 с помощью теплонеленгатора, отслеживающего полет ракеты но ее трассеру В этом случае от летчика требовалось только удерживать цель в перекрестии прицела, а аппаратура определяла отклонения ракеты от линии визирования и формировала управляющие команды Этот метод был использован в системе наведения «Аркан» на Су-24, где использовался телевизионный пеленгатор ракет «Таран-Р», автоматически определявший угловые координаты Х-23 и выдававший их в радиокомандную линию. Пуск Х-23 был возможен с пикирования (наведение при эюм сводилось к методике трех точек) и с горизонтального полета при скоростях 600-1000 км/ч, но после него пилот все же был связан в маневре — ракету нужно было удерживать в поле зрения и створе радиолуча до попадания в цель

По этой причине дальность пуска X-23 не превышала 3-10 км (в зависимости от высоты), а результативность атаки снижал и чисто психологический фактор — натолкнувшись на огонь ПВО, летчик прекращал слежение и целью и все внимание уделял противозенитному маневрированию. Частично эти недостатки устранили в модернизированном варианте Х-23М (изделие 68М), оснащенном более совершенной системой радиоуправления и трассером повышенной светосилы Т-60-9 (вместо Т-60-5), облегчавшим визуальное сопровождение Несколько изменена была аэродинамика ракеты и форма оперения Новая база бортового оборудования «Дельта-Р2М» дала возможность расширить створ управляющего радиолуча, упростив наведение ракеты.

Пуск ракеты производится с истребителя-бомбардировщика, летящего со скоростью от 600 до 1000 км/ч на высоте от 80 до 500 м. Угол пуска по отношению к цели от 2 до 40″.

Ракета Х-23 имеет аэродинамическую схему «утка». Длина ракеты 3591 мм, максимальный диаметр корпуса 275 мм, размах крыла 785 мм, размах рулей 424 мм. Стартовый вес ракеты 289 кг, вес ракеты в конце активного участка 225 кг.

Двигатель твердотопливный с суммарным импульсом тяги 110000 Н/с. Скорость ракеты 600-750 м/с. Боевая часть ракеты кумулятивно-осколочно-фугасная. Вес боевой части 111 ± 3 кг.

Ракетами Х-23 вооружены истребители типа МиГ-23, МиГ-27, Су-17 и др.

Управляемая ракета «воздух-земля» Х-23 (СССР)

С начала шестидесятых годов прошлого века советские инженеры работали над проектами перспективных авиационных ракет «воздух-земля», предназначенных для вооружения фронтовой авиации. К этому времени уже имелись определенные наработки в области систем управления, однако создание пригодного для эксплуатации оружия было связано с некоторыми затруднениями. Из-за подобных сложностей ракета Х-23, которая могла стать первым советским боеприпасом своего класса, уступила этот почетный титул изделию Х-66.

Весной 1965 года ОКБ-134 (ныне ГосМКБ «Вымпел») приступило к рабочему проектированию новой управляемой ракеты, получившей обозначение Х-23 и название «Гром». Задачей конструкторов было создание нового управляемого боеприпаса, предназначенного для поражения сравнительно небольших наземных или надводных целей. Требовалось обеспечить дальность прицельной стрельбы до 10 км и высокую точность попаданий. На ранних стадиях проекта были изучены несколько вариантов систем наведения, по результатам которых выбрали радиокомандное управление. Подобная система управления позволяла в определенной мере упростить бортовую аппаратуру ракеты при сохранении прочих характеристик на требуемом уровне.

Советские конструкторские бюро к тому времени уже имели опыт создания радиокомандных систем управления. Тем не менее, разработка ракеты Х-23 столкнулась с рядом серьезных трудностей. Проект оказался настолько сложным, что в начале 1966 года министерству авиационной промышленности пришлось одобрить разработку альтернативной ракеты Х-66. В основе этого изделия предлагалось использовать существующие узлы и агрегаты. Благодаря такому подходу уже в 1966 году начались испытания, а в 68-м ракету Х-66 приняли на вооружение. Тем временем работы по проекту «Гром» продолжались с некоторыми затруднениями.

Неудачи ОКБ-134 привели к тому, что в 1966 году вся документация по проекту Х-23 была передана в конструкторское бюро завода №455 (позднее ОКБ «Звезда», г. Калининград Московской области), где к тому времени завершалось проектирование ракеты Х-66. Главным конструктором переданного проекта стал Г.И. Хохлов, уже отвечавший за разработку альтернативного боеприпаса. После передачи документации работы ускорились и в результате привели к появлению новой авиационной ракеты.

Читать еще:  Авиационная противолодочная подводная ракета АПР-3 «Орёл» (СССР)

Для упрощения и ускорения конструкторских работ ракеты калининградские инженеры решили не разрабатывать ракету «Гром» с нуля, а построить ее на базе изделия Х-66, которое, в свою очередь, было собрано из заимствованных комплектующих. При этом радиокомандная система наведения должна была разрабатываться специально для нового проекта. Идея о применении существующих агрегатов оправдала себя. Уже в конце 1967 года первая партия опытных ракет Х-23 была готова к проведению испытаний.

Все агрегаты ракеты Х-23, за исключением системы наведения, были с некоторыми доработками взяты из проекта Х-66, чем объясняется сходство внешнего вида и характеристик двух управляемых боеприпасов. Основной элемент изделия «Гром» – корпус длиной 3,6 м, имеющий веретенообразную форму. Диаметр корпуса в наиболее широкой части – 275 мм. В носовой части корпуса крепились Х-образные рули размахом 424 мм, в средней – крылья похожей конструкции размахом 785 мм. На боковой поверхности корпуса между крыльями имелись два сопла ракетного двигателя. На нижней поверхности хвоста серийных ракет крепился специальный обтекатель с трассером. На ранних опытных изделиях трассер находился внутри корпуса. Стартовый вес ракеты – 289 кг.

Компоновка агрегатов внутри корпуса была полностью заимствована из проекта Х-66. В носовой части ракеты Х-23 находился контакт электровзрывателя, состоявший из двух конусов, вложенных друг в друга. За ним располагался отсек с рулевыми машинками и источником электроэнергии. Третий и четвертый отсеки вмещали боевую часть и твердотопливный ракетный двигатель. Позади двигателя имелись два отсека с различным оборудованием, в том числе аппаратурой наведения.

Управляемая ракета «Гром» получила твердотопливный двигатель ПРД-204 с зарядом весом 62 кг, создававшийся для проекта Х-66. Горение заряда длилось 4,7-6 секунд и давало тягу до 3500 кг при суммарном импульсе 10850 кгс. В двигателе использовался заряд топлива сложной формы, изменявшей его тягу. Предполагалось, что на стартовом участке полета скорость ракеты будет меньше, чем на маршевом. Интересной особенностью двигателя было его происхождение: изделие ПРД-204 для ракеты Х-66 представляло собой доработанный двигатель ПРД-25 ракеты К-8.

Сразу после отцепки от самолета-носителя ракета должна была развивать скорость около 440 м/с, после чего происходил разгон до маршевых 750 м/с. На конечном участке полета, после выработки заряда твердого топлива, скорость постепенно снижалась. Обеспечивалось управление ракетой при скоростях не менее 300 м/с. Дальность полета изделия Х-23 серьезно зависела от высоты пуска и не превышала 10 км. Минимальная дальность до цели, обусловленная особенностями применения, – 3 км.

Ракету «Гром» оснастили боевой частью комбинированного действия весом 111 кг. В ее составе имелся кумулятивный и осколочно-фугасный заряды. Для поражения живой силы и незащищенной техники в составе боевой части присутствовало большое количество готовых осколков – металлических кубиков с гранью 10 мм. Кумулятивный заряд мог пробивать до 250 мм брони, а готовые осколки эффективно поражали незащищенные цели в радиусе 40 м. За подрыв боевой части отвечали контактный взрыватель с датчиком в головном обтекателе ракеты и бесконтактный, обеспечивавший подрыв при пролете в стороне от цели.

Для наведения ракеты на цель предлагалось использовать метод трех точек. Предполагалось, что летчик или автоматика будет удерживать ракету на условной линии, соединяющей самолет и цель. В 1967 году КБ завода №455 получила от смежных предприятий первые экземпляры новой системы управления «Дельта». В хвостовой части ракеты Х-23 устанавливались приемная антенна и система «Дельта-Р1М» для обработки команд, поступающих с самолета. Маневрирование ракеты должно было осуществляться в соответствии с командами пилота или автоматической системы управления. Емкость бортовых источников энергии позволяла управлять ракетой в течение 27 секунд после запуска.

На самолете-носителе должна была устанавливаться система управления «Дельта-Н» с двумя режимами работы. Пилот мог использовать ракету с ручным или полуавтоматическим управлением по радиоканалу. В первом случае летчику приходилось следить за трассером ракеты, определять ее положение и корректировать направление полета при помощи кнюпеля на ручке управления самолета. В полуавтоматическом режиме в обязанности летчика входило удержание цели в перекрестии прицела. При помощи теплопеленгатора система «Дельта-Н» следила за полетом ракеты и автоматически вырабатывала необходимые команды.

Запускать ракету Х-23 «Гром» можно было как в пикировании с углом от 2° до 40°, как и в горизонтальном полете. При этом, однако, до момента поражения цели летчик должен был сохранять текущий курс с минимальными отклонениями от него, чтобы ракета не вышла из луча управляющей антенны. Сброс ракеты рекомендовалось проводить на высотах от 100 до 5000 м при скорости 550-1500 м/с. Для подвески ракет предлагались авиационные пусковые устройства АПУ-68У. При соблюдении всех правил пуска круговое вероятное отклонение достигало 6 м.

Читать еще:  Противолодочный ракетный комплекс BA-111 «Шквал» (СССР)

Первая партия опытных ракет Х-23 была изготовлена в конце 1967 года, после чего начались испытания нового оружия. Заводские испытания и доводка изделия стартовали в начале 1968 года и продолжались до конца 69-го. Первые испытательные запуски проводились с использованием наземной пусковой установки, после чего носителем нового изделия стали самолеты нескольких типов.

В ходе испытаний были выявлены некоторые недостатки ракеты, которые вскоре были исправлены. К примеру, в первых запусках с использованием системы управления наблюдались проблемы с удержанием ракеты на заданном курсе. Как вскоре выяснилось, трассер, установленный в хвостовой части ракеты, нагревал приемную антенну и вносил мешал нормальному приему сигнала. Из-за этого его пришлось вынести наружу на специальном кронштейне с обтекателем.

Управляемые ракеты Х-23 могли применяться всеми самолетами, оснащенными системами семейства «Дельта» («Дельта-Н», «Дельта-НМ» и «Дельта-ИМ»). Это были истребители-бомбардировщики МиГ-23 и МиГ-27 нескольких модификаций, фронтовой бомбардировщик Су-24 и т.д. Был разработан контейнерный вариант системы управления под названием «Дельта-НГ», который позволял использовать ракеты «Гром» на самолетах Су-17, Су-22 и т.д.

Испытания и доработки ракеты Х-23 продолжались до 1973 года, когда она успешно прошла государственные испытания и была рекомендована к принятию на вооружение. Изделие «Гром» официально пополнило арсеналы советских ВВС в 1974 году. Вместе с ракетой на вооружение приняли несколько вариантов системы управления, в том числе в составе бортового оборудования самолетов.

В семидесятых годах специалисты завода №455 продолжили развитие проекта Х-23, в результате чего получилось усовершенствованное изделие Х-23М. Проект модернизации подразумевал некоторые изменения планера ракеты, а также использование нового оборудования. Для приема и обработки команд управления ракета получила систему «Дельта-Р2М», имевшую более высокие характеристики. В частности, она позволила увеличить створ радиолуча управления, тем самым в определенной мере упростив наведение и применение ракеты. Для более эффективного слежения за ракетой в полете был использован новый трассер большей яркости. Основные характеристики обновленного боеприпаса остались на прежнем уровне.

Первоначально носителями ракеты Х-23 были фронтовые самолеты нескольких типов. В конце семидесятых годов советские специалисты предприняли попытку дополнения списка возможных носителей. К 1983 году был создан вариант ракетного комплекса, предназначенный для установки на противолодочные вертолеты Ми-14ПЛ. Кроме того, носителями ракеты «Гром» могли стать вертолеты Ка-25 и Ка-252.

Имеются сведения о разработке управляемой ракеты Х-23Л, которая должна была оснащаться полуактивной лазерной системой наведения. Такая модификация требовала подсвечивать цель лазерным дальномером. Автоматика должна была наводить ракету на пятно от луча лазера. Изделие Х-23Л осталось на стадии разработки проекта.

Ракеты «Гром» ограниченно использовались во время войны в Афганистане. 111-килограммовая боевая часть комбинированного действия позволяла эффективно уничтожать транспорт, незащищенные постройки и живую силу противника. Тем не менее, ручное и полуавтоматическое управление затрудняли применение такого оружия. До момента поражения цели летчику приходилось сохранять выбранный курс и удерживать в прицеле атакуемый объект. Одновременно с этим нужно было следить за обстановкой, выполнять противозенитный маневр и вести самолет с учетом рельефа местности. В ряде случаев работа зенитных средств противника приводила к прекращению атаки, поскольку пилот был вынужден уклоняться от вражеского огня, теряя управление ракетой.

Стартовым заказчиком ракет Х-23 стали военно-воздушные силы СССР. В дальнейшем ракеты этого типа поставлялись зарубежным странам: Болгарии, Индии, Ираку, Польше, Румынии и Югославии. В Румынии было налажено лицензионное производство. В конце восьмидесятых годов югославские специалисты начали модернизацию приобретенной у Советского Союза ракеты. Изделие «Гром» (югославский вариант) имело усовершенствованную бортовую аппаратуру. В конце девяностых появилась ракета «Гром-Б» с телевизионной головкой самонаведения.

По летным данным и могуществу боевой части ракета Х-23 «Гром» была сравнима с изделием Х-66, принятым на вооружение за несколько лет до нее. Однако по точности попадания боеприпас с радиокомандным управлением превосходил ракету Х-66, вследствие чего считался более перспективным. Эксплуатация ракеты Х-23 продолжалась в течение нескольких десятилетий, хотя с начала восьмидесятых годов она начала постепенно уступать свое место новым вооружениям с более высокими характеристиками. Тем не менее, некоторое количество таких изделий оставалось на складах ВВС России до начала двухтысячных годов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector