0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная управляемая бомба GBU-15 1/B (США)

Авиационная управляемая бомба GBU-15 1/B (США)

Семейство планирующих авиационных бомб с электронно-оптической системой наведения GBU-15 было создано для ВВС США. Разработка GBU-15 была начата в 1974 г. подразделением систем авиационного вооружения командования ВВС США на авиабазе Иглин и фирмой Rockwell. Бомба представляет собой улучшенный вариант бомб GBU-8/B и GBU-9/B времен войны во Вьетнаме. Изделие фирмы Rockwell так же известно как MGWS (Modular Guided Weapon System — модульная система управляемого вооружения), состоящее из различных боевых частей, систем наведения и управления. Для обозначения двух вариантов конфигурации MGWS (с телевизионной и тепловизионной системами наведения) ВВС США изначально хотели использовать обозначение управляемых ракет AGM-112A и AGM-112B. Однако, в виду того, что MGWS является планирующей бомбой, не оснащенной двигателем, ей было присвоено обозначение GBU-15(V)/B. Среди управляемых ракет обозначение AGM-112 так и осталось свободным.

Летные испытания GBU-15 в конфигурации CWW (Cruciform Wing Weapon) были начаты в 1975 г. Так же был вариант PWW (Planar Wing Weapon, GBU-20/B) способный планировать на большие дистанции, но до серийного производства дело не дошло.

Изначально было разработано два варианта конфигурации: GBU-15(V)1/B с телевизионной ГСН DSU-27A/B, позволяющей атаковать оптически контрастные цели в светлое время суток, и GBU-15(V)2/B с тепловизионной ГСН WGU-10/B (аналогичная ГСН установлена на УР AGM-65D Maverick), допускающая ограниченное применение в ночное время и любую погоду. Остальные компоненты идентичны в обоих вариантах, т.е.: 900-кг БЧ Mk.84, система управления полетом WCU-6A/B, блок аэродинамических поверхностей MXU-723/B (крылья и рули), взрыватель FMU-124/B, и приемопередатчик канала связи OA-8921/AXQ-14. В 1983 г. была готова первая полностью боеготовая GBU-15(V)1/B, а в 1985 г. GBU-15(V)2/B. Так же планировалось создание конфигурации GBU-15(V)N/B c кассетной бомбой CBU-75/B (с 1800 противопехотными/противотанковыми бомбами малого калибра BLU-63/B или BLU-86/B в разбрасывающей кассете SUU-54A/B), но работы по этой теме даже не были начаты.

Помимо указанных вариантов конфигурации существуют альтернативные. Бомба Mk.84 в качестве БЧ может быть замена проникающей 900-кг BLU-109/B, а характерные дельтовидные рули и крылья на прямоугольные (с крыльями меньшей площади, но большими рулями). Варианты с БЧ Mk.84 и прямоугольными крыльями имеют обозначение GBU-15(V)21/B (телевизионная) и GBU-15(V)22/B (тепловизионная). Варианты с БЧ BLU-109/B всегда оснащаются прямоугольными крыльями и имеют обозначение GBU-15(V)31/B (телевизионная) и GBU-15(V)32/B (тепловизионная). В настоящее время варианты (V)21/22 не производятся по финансовым причинам. Последние варианты имеют обозначение GBU-15(V)1C/B, GBU-15(V)2C/B, GBU-15(V)31A/B и GBU-15(V)32A/B. Все эти бомбы имеют учебные варианты GBU-15(V)1C(T-1)/B, GBU-15(V)2C(T-1)/B, GBU-15(V)31A(T-1)/B, и GBU-15(V)32A(T-1)/B. Для обеспечения линии связи применяется аппаратура AN/ZSW-1 и улучшенная AN/AXQ-14.

Основной принцип наведения для всех конфигураций GBU-15 одинаков. Планирующая бомба оснащена оптической ГСН (телевизионной или тепловизионной), которая передает картинку на экран дисплея в кабине самолета-носителя. Когда летчик или оператор определяет цель на экране, он осуществляет захват изображения и сброс бомбы. Система наведения непрерывно сравнивает текущее изображение с захваченным, и корректирует курс, компенсируя тем самым возможные отклонения. В другом случае, летчик или оператор осуществляет сброс до захвата, и наводит бомбу в ручную через аппаратуру двухсторонней связи AN/AXQ-14. Данные способы наведения аналогичны используемым в бомбе AGM-62 Walleye. Так же как и Walleye, GBU-15 очень эффективна против оптически контрастных целей, но в условиях низкой или переменной освещенности беспомощна.

В конце 90-ых гг. была разработана расширенная система наведения сопряженная со спутниковой навигационной системой GPS. Это позволило существенно увеличить точность и расширить возможности применения бомб ночью и в плохих метеоусловиях. В дополнение к ручному и автоматическому режимам наведения появился режим, в котором наведение осуществляется с помощью GPS-приемника на цель с известными координатами. Бомбы, оснащенные аппаратурой спутниковой навигации имеют нестандартное обозначение EGBU-15 (Enhanced GBU). В 1999 г. 100 бомб GBU-15 было доработано до стандарта EGBU-15 и в дальнейшем запланирована доработка еще 1200 бомб. Бомбы EGBU-15 всегда оснащены прямоугольным крылом.

На базе семейства GBU-15 путем оснащения разгонным твердотопливным двигателем была создана управляемая ракета AGM-130.

Управляемая бомба GBU-53/B SDB II. Еще легче и еще точнее

Американская оборонная промышленность продолжает развивать направление авиационных средств поражения. К своему завершению приближается перспективный проект Raytheon GBU-53/B Small Diameter Bomb II, целью которого является создание новой управляемой бомбы с рядом характерных особенностей. За счет использования доработанных средств наведения, построенных на основе новой аппаратуры, это изделие имеет заметные преимущества перед аналогичным оружием, уже используемым боевой авиацией.

Корни нынешнего проекта GBU-53/B SDB II следует искать в середине прошлого десятилетия. В 2005-2006 годах военно-воздушные силы США начали осваивать новейшую управляемую бомбу GBU-39 SDB, разработанную компанией Boeing Integrated Defense Systems. Это изделие представляло собой планирующую бомбу с системой самонаведения, использующей инерциальные приборы и спутниковую навигацию. Бомба массой 285 фунтов (129 кг) несла 206-фунтовую (93 кг) боевую часть. В зависимости от условий сброса, бомба GBU-39 могла пролететь порядка 100-110 км.

Испытания и первые случаи боевого применения подтвердили расчетные характеристики и достаточно высокий потенциал нового оружия. Тем не менее, в существующем виде оно не могло решать некоторые боевые задачи, и потому его потенциал оказывался ограниченным. Головка самонаведения с инерциальной и спутниковой навигацией обеспечивала вывод бомбы только на стационарную цель с заранее известными координатами. Атака движущегося объекта, по очевидным причинам, исключалась.

Читать еще:  Пистолетный патрон 9х18 с тяжёлой пулей со свинцовым сердечником (СССР)

Понимая определенные проблемы бомбы GBU-39, Пентагон сразу решил разрабатывать еще одну бомбу. При этом разработку бомбы для атаки движущихся целей предлагалось осуществлять отдельно. До определенного времени военное ведомство сосредотачивало все усилия на первом проекте SBD, вследствие чего разработка новой бомбы началась лишь через несколько лет.

Окончательные требования к бомбе SBD II были определены только в 2008 году. В соответствии с техническим заданием, новая бомба должна была иметь возможность самостоятельного поиска цели с последующим наведением на нее. При этом требовалось обеспечить возможность атаки движущихся объектов в любое время суток и в любых погодных условиях. Носителями новой бомбы должны были стать все основные современные и перспективные самолеты фронтовой авиации.

К программе Small Diameter Bomb II присоединились несколько разработчиков авиационного оружия, в том числе компания Raytheon. К разработке своего проекта она привлекла американский филиал европейской организации MBDA. В соответствии с договором, эта компания должна была взять на себя разработку крыла для планирующей бомбы. Все прочие элементы изделия создавались специалистами Raytheon. Эта компания в будущем должна была наладить серийное производство.

В июле 2010 года военное ведомство США выбрало наиболее удачный проект из предложенных. Анализ показал, что самый лучший вариант управляемой бомбы был создан компаниями Raytheon и MBDA. Дальнейшие работы осуществлялись только по этому проекту. С определенного времени в его отношении использовалось обозначение GBU-53/B Small Diameter Bomb II. В течение нескольких следующих лет планировалось завершить разработку проекта, наладить производство и провести испытания. По результатам последних Пентагон должен был принять решение о принятии бомбы на вооружение или об отказе от нее.

С точки зрения технического облика бомба GBU-53/B представляет собой планирующее изделие, оснащенное сравнительно крупной боевой частью и целым набором средств обнаружения целей. При этом, как и бомба SDB, она отличается сравнительно небольшими габаритами. В частности, малый диаметр корпуса и отсутствие крупных выступающих деталей (в транспортном положении) позволяет подвешивать на совместимый держатель несколько таких бомб. Благодаря этому заметным образом увеличивается максимально возможный боекомплект самолета.

Проект SDB II предусматривает размещение всех устройств в корпусе достаточно простой формы. Его головная часть образована полусферическим обтекателем и небольшим кольцевым участком. Далее бомба сохраняет трубчатый корпус, но над ним появляется кожух со спрямленными поверхностями, вмещающий устройства для управления крылом и шарниры для его установки. В хвостовой части выступающий кожух имеет меньшие размеры. Сужающийся хвост бомбы оснащается раскладными рулями Х-образной конструкции. Для получения максимально возможной дальности сброса используется раскладываемое в полете крыло. Две плоскости минимальной стреловидности в транспортном положении укладываются на задний кожух корпуса и раскрываются после сброса.

Головной отсек бомбы отдается под установку средств наведения нескольких типов. В частности, именно по этой причине используется характерный прозрачный обтекатель. Крупный центральный отсек вмещает боевую часть. Хвост корпуса предназначается для монтажа некоторых элементов системы управления и рулевых машинок. Также в этом отсеке имеются узкие ниши для размещения рулей в сложенном положении. Выступающий верхний кожух корпуса вмещает приводы для раскладывания крыла.

Управляемая бомба GBU-39 SDB комплектуется инерциальной и спутниковой навигационной системами, что позволяет ей атаковать только стационарные цели с известными координатами. Требования к новому проекту привели к заметному усложнению аппаратуры самонаведения. В отличие от предшественника, изделие SDB II имеет сразу четыре системы наведения, благодаря которым способно решать более широкий круг боевых задач.

Для атаки стационарных целей можно использовать наведение по данным спутниковой или инерциальной навигации. В таком случае автоматика непрерывно следит за положением бомбы в пространстве и выдает команды на рулевые машинки. По известным данным, спутниковая и инерциальная система позволяют получить круговое вероятное отклонение на уровне 5-8 м – примерно такие же характеристики показывает бомба GBU-39.

Для атаки движущихся целей предлагается использовать иные средства наведения. Так, новая управляемая бомба оснащается инфракрасной головкой типа IIR. Это устройство основывается на компонентах более крупной бомбы AGM-154 JOSW, но отличается меньшими размерами. Такая головка, построенная с использованием неохлаждаемой матрицы, способна не только находить источники теплового излучения, но и создавать изображение цели с высоким разрешением, используемое для коррекции курса. Заявлены повышенные характеристики при наблюдении за малогабаритными объектами, такими как люди.

Для работы в сложных метеоусловиях бомба комплектуется активной радиолокационной головкой самонаведения, работающей в миллиметровом диапазоне. После выхода изделия в район цели головка начинает самостоятельный поиск наземных объектов. Эта ГСН предназначается, прежде всего, для уничтожения боевых бронированных машин и иных целей, хорошо заметных для радиолокаторов.

Также проект GBU-53/B Small Diameter Bomb II предусматривает использование пассивной лазерной головки самонаведения. Последняя требует помощи с земли или от других летательных аппаратов. Наземные разведчики или БПЛА должны обнаружить цель и обеспечить ее подсветку лазерным целеуказателем. Бомба, в свою очередь, находит отраженный свет и наводится на указанную цель.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета Р-40 (СССР)

Важной особенностью управляемой бомбы от Raytheon является оригинальная система управления, соединенная со всеми средствами наведения. Режим работы электроники задается либо пилотом до сброса, при вводе параметров цели, либо определяется автоматически. В последнем случае бортовая система управления анализирует различные данные и выбирает оптимальный режим совместной работы нескольких отдельных систем. При этом выход в район цели осуществляется с помощью спутниковой или инерциальной навигации, а затем к работе подключаются три ГСН.

За счет правильного одновременного использования нескольких систем бомба способна показывать достаточно высокие характеристики точности. Круговое вероятное отклонение, по данным разработчика, не превышает 1-5 м.

На борту бомбы также присутствуют средства связи и передачи данных. При помощи системы Link 16 бомба поддерживает связь с носителем и передает ему данные телеметрии, а также принимает команды. Заявлена возможность перенацеливания бомбы после сброса или передачи ее сопровождения другому самолету. Также, при необходимости, пилот носителя может подать команду на самоуничтожение.

В центральном отсеке корпуса находится осколочно-фугасная боевая часть. Проект предусматривает использование заряда массой 48 кг. По задумке заказчика и разработчика, сравнительно малая масса заряда должна компенсироваться высокой точностью. Такие характеристики в известной мере упрощают использование оружия в сложных условиях, например в городе.

Бомба SDB II отличается не самыми большими размерами, что упрощает ее эксплуатацию. Длина изделия составляет 1,76 м при максимальном диаметре около 180 мм. Размах крыла в полетном положении – 1,67 м. Масса – 93 кг. На заряд взрывчатого вещества приходится чуть более половины от общей массы.

Летно-технические и боевые характеристики изделия зависят от ряда факторов. Так, максимальная дальность определяется с учетом скорости и высоты носителя в момент сброса. Кроме того, на нее влияет тип цели. По известным данным, при сбросе с максимально допустимой высоты и скорости дальность полета GBU-53/B достигает 110 км. При этом возможна атака только стационарной цели с заранее известными координатами. Движущуюся цель можно атаковать только с 70-72 км. Такая разница в параметрах обусловлена необходимостью маневрирования при наведении на подвижную цель.

В качестве носителей бомб GBU-53/B Small Diameter Bomb II рассматриваются несколько современных самолетов американских ВВС. При этом имеется возможность получения весьма примечательных результатов. Истребитель-бомбардировщик F-15E может нести бомбы GBU-53/B при помощи подвесных держателей типа BRU-61/A. На самолет можно подвесить до семи держателей с четырьмя бомбами на каждом. Истребители F-22 и F-35 способны нести бомбы SDB II во внутренних грузоотсеках. Их боекомплект может включать до 8-10 таких изделий.

Следует отметить, что к настоящему времени самолеты семейства F-35 еще не имеют возможности использования перспективных бомб. Для применения такого вооружения им требуется определенное обновление программного обеспечения бортовой аппаратуры. Массовое внедрение таких обновлений начнется только в двадцатых годах. Прочие потенциальные носители, насколько известно, уже могут использовать новое оружие.

Ранее предлагалось ввести бомбы GBU-53/B в номенклатуру вооружений штурмовика A-10C и самолета огневой поддержки AC-130. Однако проработка таких вопросов показала, что это приведет к значительному росту расходов без ощутимого выигрыша в боевых качествах.

Испытания бомб новой модели стартовали в начале 2011 года. Сначала выполнялись простые вывозки инертных изделий на носителях, а затем начались пробные сбросы. С лета 2012 года истребители F-15E применяли на полигонах опытные бомбы с полноценными головками самонаведения. К осени 2014 года все основные проверки были завершены. Изделия GBU-53/B хорошо показали себя, и получили рекомендацию к принятию на вооружение. Впрочем, специалистам Raytheon и Пентагона предстояло провести те или иные дополнительные работы.

К середине текущего десятилетия были определены планы в отношении будущих закупок. В общей сложности планируется закупить свыше 17,1 тыс. перспективных бомб. Каждая из них будет стоить порядка 128,8 тыс. долларов в ценах 2015 года. С учетом расходов на разработку проекта стоимость отдельного боеприпаса увеличивается примерно на 98 тыс. долларов.

По известным данным, в настоящее время ВВС США занимаются постепенным внедрением и освоением нового оружия. В самое ближайшее время бомбы SDB II и их носители в виде F-15E должны достичь стадии начальной оперативной готовности. Прочие носители получат новое оружие в ближайшем будущем. При этом в некоторых случаях интеграция вооружения в существующий комплекс заметным образом отложена.

Бомбы GBU-53/B Small Diameter Bomb II еще не дошли до полноценной эксплуатации, но уже стали предметом нескольких контрактов. Прежде всего, такое оружие заказали военно-воздушные силы США. Интерес к бомбам проявляли и Королевские ВВС Великобритании, однако они в итоге предпочли запустить собственный проект. Осенью 2016 года Республика Корея сообщила о своем желании закупить новейшие американские бомбы. Их предполагается использовать с самолетами F-15K. В случае начала войны они должны стать главным средством борьбы с мобильными ракетными комплексами КНДР. В октябре 2017 года появился контракт на поставку 3900 бомб SDB II военно-воздушным силам Австралии.

В скором будущем сразу несколько американских боевых самолетов смогут использовать в реальных операциях новую управляемую бомбу. На изделие GBU-53/B Small Diameter Bomb II возлагаются большие надежды, и пока оно их оправдывает. В каких сражениях будет использоваться это изделие, против каких целей и с какими результатами – покажет время.

Читать еще:  Противоднищевая мина PzMi88 (Австрия)

Управляемые авиабомбы GBU-15/AGS-130

На малых высотах практически невозможно применять систему полуактивного наведения по отраженному лучу — слишком осложнено взаимодействие оператора подсветки и пилота самолета-носителя управляемой авиабомбы (УАБ). Тем больше становится интерес к пассивным системам самонаведения.

МОДУЛЬНАЯ, УПРАВЛЯЕМАЯ, ДЛЯ МАЛЫХ ВЫСОТ

В 1974 году отдел систем авиационного вооружения командования ВВС США развернул работы над УАБ модульной конструкции в рамках проекта HOBOS. Предполагалось разработать семейство планирующих авиабомб, имеющих на 80 % унифицированные элементы конструкции и предназначенных для пораженияразличных типов целей. Компании «Рокуэлл Интернэшнл» и «Хьюз Эйркрафт» разрабатывали варианты GBU-15(V)CWWc крестообразным крылом и GBU-15 (V) PWW с плоским раскрывающимся крылом, впоследствии переобозначенные, соответственно, GBU-15 и GBU-20.

Летные испытания УАБ начались в 1975 году. В 1980 году была выбрана GBU-15 разработки «Рокуэлл». Ее испытания в модификации с телевизионной головкой самонаведения закончены в 1983 году, с тепловизионной — в 1985-м. Носителями GBU-15 могли служить самолеты F-4E, F-15E, F/A-18, А-7, «Торнадо», F-l 11F, B-52D. Основными носителями, впрочем, стали F-15E и F-111F.

УСТРОЙСТВО GBU-15

Конструкция включает шесть сменных модулей — боевую часть, систему наведения, аппаратуру и механизмы управления, переходник, крыло, приемопередатчик двухстороннего канала связи.

В качестве боевой части используются авиационные боеприпасы: это может быть фугасная бомба Мк 84 калибра 907 кг (2000 фунтов), кассетные SUU-54 (с противопехотными и противотанковыми элементами) и СВU-75 (более 1500 осколочных элементов). Позднее добавилась проникающая боевая часть BLU-109/B для поражения заглубленных, хорошо защищенных целей. В носовой части крепится модуль, включающий головку самонаведения (ГСН) и устройство на-ведения, на внешней поверхности модуля установлены стабилизаторы. В условиях хорошей освещенности используется модуль с телевизионной ГСН DSU-27A/D, при ограниченной видимости и ночью — с тепловизионной TCHWGU-10/B, унифицированной с авиационной ракетой AGM-65D «Мэверик». Телевизионная ГСН блокируется с устройством наведения ADU-452 (в такой конфигурации бомба получила обозначение GBU-15(V)1/B), тепловизионная — с устройством ADU-453 (бомба GBU-15(V)2/B). Модуль аппаратуры и механизмов управления WCU-8/B, крепящийся в хвостовой части, включает автопилот и приводы рулей. С устройством наведения аппаратура соединяется кабелями, проходящими через гаргрот сверху бомбы, здесь же размещены разъемы. К модулю крепится приемопередатчик DA-8921/AXQ-14. Крестообразное крыло MXU-723/B снабжено рулями, имеющими дифференциальное (попарное) управление.

СБРОС, ПОЛЕТ, НАВЕДЕНИЕ

Сброс УАБ производится обычно с горизонтального полета на высотах от 150 до 13 000 м. После сброса с малых высот бомба, используя запас скорости, на начальном участке траектории автоматически набирает высоту 500-600 м и переходит в планирование. Изображение местности, снятое теле- или тепловизионной ГСН, передается на самолет, оборудованный подвесной (в контейнере) аппаратурой AN/AXQ-14 компании «Хьюз Эйркрафт» — это может быть как самолет-носитель, так и отдельный самолет. Оператор управления оружием получает изображение на телевизионный индикатор в кабине, по команде оператора система наведения бомбы захватывает цель на автосопровождение перед отделением от носителя или уже на траектории. Автопилот обеспечивает программное управление на начальном участке траектории, затем — управление по сигналам системы наведения. Самонаведение осуществляется корреляционным методом. На конечном участке УАБ переходит в пикирование на цель. Возможно переключение на ручное наведение по радиоканалу.

С НАВЕДЕНИЕМ ПО GPS

В 1999 году УАБ модернизирована до стандарта EGBU-15 (Enhanced GBU-15) с установкой приемника навигационной системы GP5. К работе привлекли «Эпплайд Сайенсиз Инжиниринг Интернэшнл» и «Рейтон Дефенс Системз». В результате два имеющихся способа наведения — оптическое самонаведение и ручное наведение — дополнились третьим: программным наведением по координатам цели, введенным в память системы перед сбросом бомбы. Это повысило «всепогодность» применения и автономность боеприпаса. Внешне EGBU-15 отличается прямоугольным крылом вместо трапециевидного. Максимальная дальность полета составила 28 км. Носителем EGBU-15 определен тактический истребитель F-15E.

ОТ БОМБЫ К БОМБЕ-РАКЕТЕ

Для увеличения дальности планирования УАБ на малых и предельно малых высотах — и, следовательно, возможности сброса до захода самолета в зону действия средств ПВО, скрытности применения, — бомбы дополнили твердотопливным ракетным ускорителем (двигателем), крепящимся снизу. Разработку этого варианта «Рокуэлл» начала в 1984 году. По заказу ВВС США испытания велись до 1989 года. В 1991 году тактико-технические требования пересмотрены под явным влиянием опыта операции «Буря в пустыне». По сути, получилась управляемая ракета — хотя и с меньшей, чем у «обычных» авиационных ракет, тяговооруженностью, зато с большей относительной массой боевой части. Боеприпас даже получил обозначение AGM-130 (Air-to-Ground Missile). Создано несколько модификаций:

— AGM-130А с бомбой Мк 84 в качестве боевой части (AGM-130A-11 с телевизионной и AGM-130А-12 с тепловизионной ГСН),
— AGM-130В с кассетной бомбой SUU-54.
— AGM-130С с проникающей фугасной боевой частью BLU-109/B,
— AGM-130D с проникающей термобарической боевой частью BLU-118/В,
— AGM-130MCG (Mid-Course Guidance) с приемником системы GPS, сопряженным с улучшенной инерциальной системой наведения.

Облегченная AGM-130LW с автономной системой наведения (инерциальная/GPS) рассчитана на применение с легких одноместных истребителей. Самолет F-15E может нести две AGM-130. Сброс AGM-130 можно производить с предельно малых высот вплоть до 15 м. Ускоритель включается в полете.

Радиовысотомер позволяет выдерживать высоту в соответствии с программой полета. На конечном участке траектории ускоритель сбрасывается, AGM-130 переходит в планирующий полет.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector