0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная управляемая бомба GBU-16 (США)

Управляемая бомба GBU-53/B SDB II. Еще легче и еще точнее

Американская оборонная промышленность продолжает развивать направление авиационных средств поражения. К своему завершению приближается перспективный проект Raytheon GBU-53/B Small Diameter Bomb II, целью которого является создание новой управляемой бомбы с рядом характерных особенностей. За счет использования доработанных средств наведения, построенных на основе новой аппаратуры, это изделие имеет заметные преимущества перед аналогичным оружием, уже используемым боевой авиацией.

Корни нынешнего проекта GBU-53/B SDB II следует искать в середине прошлого десятилетия. В 2005-2006 годах военно-воздушные силы США начали осваивать новейшую управляемую бомбу GBU-39 SDB, разработанную компанией Boeing Integrated Defense Systems. Это изделие представляло собой планирующую бомбу с системой самонаведения, использующей инерциальные приборы и спутниковую навигацию. Бомба массой 285 фунтов (129 кг) несла 206-фунтовую (93 кг) боевую часть. В зависимости от условий сброса, бомба GBU-39 могла пролететь порядка 100-110 км.

Испытания и первые случаи боевого применения подтвердили расчетные характеристики и достаточно высокий потенциал нового оружия. Тем не менее, в существующем виде оно не могло решать некоторые боевые задачи, и потому его потенциал оказывался ограниченным. Головка самонаведения с инерциальной и спутниковой навигацией обеспечивала вывод бомбы только на стационарную цель с заранее известными координатами. Атака движущегося объекта, по очевидным причинам, исключалась.

Понимая определенные проблемы бомбы GBU-39, Пентагон сразу решил разрабатывать еще одну бомбу. При этом разработку бомбы для атаки движущихся целей предлагалось осуществлять отдельно. До определенного времени военное ведомство сосредотачивало все усилия на первом проекте SBD, вследствие чего разработка новой бомбы началась лишь через несколько лет.

Окончательные требования к бомбе SBD II были определены только в 2008 году. В соответствии с техническим заданием, новая бомба должна была иметь возможность самостоятельного поиска цели с последующим наведением на нее. При этом требовалось обеспечить возможность атаки движущихся объектов в любое время суток и в любых погодных условиях. Носителями новой бомбы должны были стать все основные современные и перспективные самолеты фронтовой авиации.

К программе Small Diameter Bomb II присоединились несколько разработчиков авиационного оружия, в том числе компания Raytheon. К разработке своего проекта она привлекла американский филиал европейской организации MBDA. В соответствии с договором, эта компания должна была взять на себя разработку крыла для планирующей бомбы. Все прочие элементы изделия создавались специалистами Raytheon. Эта компания в будущем должна была наладить серийное производство.

В июле 2010 года военное ведомство США выбрало наиболее удачный проект из предложенных. Анализ показал, что самый лучший вариант управляемой бомбы был создан компаниями Raytheon и MBDA. Дальнейшие работы осуществлялись только по этому проекту. С определенного времени в его отношении использовалось обозначение GBU-53/B Small Diameter Bomb II. В течение нескольких следующих лет планировалось завершить разработку проекта, наладить производство и провести испытания. По результатам последних Пентагон должен был принять решение о принятии бомбы на вооружение или об отказе от нее.

С точки зрения технического облика бомба GBU-53/B представляет собой планирующее изделие, оснащенное сравнительно крупной боевой частью и целым набором средств обнаружения целей. При этом, как и бомба SDB, она отличается сравнительно небольшими габаритами. В частности, малый диаметр корпуса и отсутствие крупных выступающих деталей (в транспортном положении) позволяет подвешивать на совместимый держатель несколько таких бомб. Благодаря этому заметным образом увеличивается максимально возможный боекомплект самолета.

Проект SDB II предусматривает размещение всех устройств в корпусе достаточно простой формы. Его головная часть образована полусферическим обтекателем и небольшим кольцевым участком. Далее бомба сохраняет трубчатый корпус, но над ним появляется кожух со спрямленными поверхностями, вмещающий устройства для управления крылом и шарниры для его установки. В хвостовой части выступающий кожух имеет меньшие размеры. Сужающийся хвост бомбы оснащается раскладными рулями Х-образной конструкции. Для получения максимально возможной дальности сброса используется раскладываемое в полете крыло. Две плоскости минимальной стреловидности в транспортном положении укладываются на задний кожух корпуса и раскрываются после сброса.

Головной отсек бомбы отдается под установку средств наведения нескольких типов. В частности, именно по этой причине используется характерный прозрачный обтекатель. Крупный центральный отсек вмещает боевую часть. Хвост корпуса предназначается для монтажа некоторых элементов системы управления и рулевых машинок. Также в этом отсеке имеются узкие ниши для размещения рулей в сложенном положении. Выступающий верхний кожух корпуса вмещает приводы для раскладывания крыла.

Управляемая бомба GBU-39 SDB комплектуется инерциальной и спутниковой навигационной системами, что позволяет ей атаковать только стационарные цели с известными координатами. Требования к новому проекту привели к заметному усложнению аппаратуры самонаведения. В отличие от предшественника, изделие SDB II имеет сразу четыре системы наведения, благодаря которым способно решать более широкий круг боевых задач.

Для атаки стационарных целей можно использовать наведение по данным спутниковой или инерциальной навигации. В таком случае автоматика непрерывно следит за положением бомбы в пространстве и выдает команды на рулевые машинки. По известным данным, спутниковая и инерциальная система позволяют получить круговое вероятное отклонение на уровне 5-8 м – примерно такие же характеристики показывает бомба GBU-39.

Для атаки движущихся целей предлагается использовать иные средства наведения. Так, новая управляемая бомба оснащается инфракрасной головкой типа IIR. Это устройство основывается на компонентах более крупной бомбы AGM-154 JOSW, но отличается меньшими размерами. Такая головка, построенная с использованием неохлаждаемой матрицы, способна не только находить источники теплового излучения, но и создавать изображение цели с высоким разрешением, используемое для коррекции курса. Заявлены повышенные характеристики при наблюдении за малогабаритными объектами, такими как люди.

Для работы в сложных метеоусловиях бомба комплектуется активной радиолокационной головкой самонаведения, работающей в миллиметровом диапазоне. После выхода изделия в район цели головка начинает самостоятельный поиск наземных объектов. Эта ГСН предназначается, прежде всего, для уничтожения боевых бронированных машин и иных целей, хорошо заметных для радиолокаторов.

Также проект GBU-53/B Small Diameter Bomb II предусматривает использование пассивной лазерной головки самонаведения. Последняя требует помощи с земли или от других летательных аппаратов. Наземные разведчики или БПЛА должны обнаружить цель и обеспечить ее подсветку лазерным целеуказателем. Бомба, в свою очередь, находит отраженный свет и наводится на указанную цель.

Важной особенностью управляемой бомбы от Raytheon является оригинальная система управления, соединенная со всеми средствами наведения. Режим работы электроники задается либо пилотом до сброса, при вводе параметров цели, либо определяется автоматически. В последнем случае бортовая система управления анализирует различные данные и выбирает оптимальный режим совместной работы нескольких отдельных систем. При этом выход в район цели осуществляется с помощью спутниковой или инерциальной навигации, а затем к работе подключаются три ГСН.

Читать еще:  Пистолетный патрон 9х18 с тяжёлой пулей со свинцовым сердечником (СССР)

За счет правильного одновременного использования нескольких систем бомба способна показывать достаточно высокие характеристики точности. Круговое вероятное отклонение, по данным разработчика, не превышает 1-5 м.

На борту бомбы также присутствуют средства связи и передачи данных. При помощи системы Link 16 бомба поддерживает связь с носителем и передает ему данные телеметрии, а также принимает команды. Заявлена возможность перенацеливания бомбы после сброса или передачи ее сопровождения другому самолету. Также, при необходимости, пилот носителя может подать команду на самоуничтожение.

В центральном отсеке корпуса находится осколочно-фугасная боевая часть. Проект предусматривает использование заряда массой 48 кг. По задумке заказчика и разработчика, сравнительно малая масса заряда должна компенсироваться высокой точностью. Такие характеристики в известной мере упрощают использование оружия в сложных условиях, например в городе.

Бомба SDB II отличается не самыми большими размерами, что упрощает ее эксплуатацию. Длина изделия составляет 1,76 м при максимальном диаметре около 180 мм. Размах крыла в полетном положении – 1,67 м. Масса – 93 кг. На заряд взрывчатого вещества приходится чуть более половины от общей массы.

Летно-технические и боевые характеристики изделия зависят от ряда факторов. Так, максимальная дальность определяется с учетом скорости и высоты носителя в момент сброса. Кроме того, на нее влияет тип цели. По известным данным, при сбросе с максимально допустимой высоты и скорости дальность полета GBU-53/B достигает 110 км. При этом возможна атака только стационарной цели с заранее известными координатами. Движущуюся цель можно атаковать только с 70-72 км. Такая разница в параметрах обусловлена необходимостью маневрирования при наведении на подвижную цель.

В качестве носителей бомб GBU-53/B Small Diameter Bomb II рассматриваются несколько современных самолетов американских ВВС. При этом имеется возможность получения весьма примечательных результатов. Истребитель-бомбардировщик F-15E может нести бомбы GBU-53/B при помощи подвесных держателей типа BRU-61/A. На самолет можно подвесить до семи держателей с четырьмя бомбами на каждом. Истребители F-22 и F-35 способны нести бомбы SDB II во внутренних грузоотсеках. Их боекомплект может включать до 8-10 таких изделий.

Следует отметить, что к настоящему времени самолеты семейства F-35 еще не имеют возможности использования перспективных бомб. Для применения такого вооружения им требуется определенное обновление программного обеспечения бортовой аппаратуры. Массовое внедрение таких обновлений начнется только в двадцатых годах. Прочие потенциальные носители, насколько известно, уже могут использовать новое оружие.

Ранее предлагалось ввести бомбы GBU-53/B в номенклатуру вооружений штурмовика A-10C и самолета огневой поддержки AC-130. Однако проработка таких вопросов показала, что это приведет к значительному росту расходов без ощутимого выигрыша в боевых качествах.

Испытания бомб новой модели стартовали в начале 2011 года. Сначала выполнялись простые вывозки инертных изделий на носителях, а затем начались пробные сбросы. С лета 2012 года истребители F-15E применяли на полигонах опытные бомбы с полноценными головками самонаведения. К осени 2014 года все основные проверки были завершены. Изделия GBU-53/B хорошо показали себя, и получили рекомендацию к принятию на вооружение. Впрочем, специалистам Raytheon и Пентагона предстояло провести те или иные дополнительные работы.

К середине текущего десятилетия были определены планы в отношении будущих закупок. В общей сложности планируется закупить свыше 17,1 тыс. перспективных бомб. Каждая из них будет стоить порядка 128,8 тыс. долларов в ценах 2015 года. С учетом расходов на разработку проекта стоимость отдельного боеприпаса увеличивается примерно на 98 тыс. долларов.

По известным данным, в настоящее время ВВС США занимаются постепенным внедрением и освоением нового оружия. В самое ближайшее время бомбы SDB II и их носители в виде F-15E должны достичь стадии начальной оперативной готовности. Прочие носители получат новое оружие в ближайшем будущем. При этом в некоторых случаях интеграция вооружения в существующий комплекс заметным образом отложена.

Бомбы GBU-53/B Small Diameter Bomb II еще не дошли до полноценной эксплуатации, но уже стали предметом нескольких контрактов. Прежде всего, такое оружие заказали военно-воздушные силы США. Интерес к бомбам проявляли и Королевские ВВС Великобритании, однако они в итоге предпочли запустить собственный проект. Осенью 2016 года Республика Корея сообщила о своем желании закупить новейшие американские бомбы. Их предполагается использовать с самолетами F-15K. В случае начала войны они должны стать главным средством борьбы с мобильными ракетными комплексами КНДР. В октябре 2017 года появился контракт на поставку 3900 бомб SDB II военно-воздушным силам Австралии.

В скором будущем сразу несколько американских боевых самолетов смогут использовать в реальных операциях новую управляемую бомбу. На изделие GBU-53/B Small Diameter Bomb II возлагаются большие надежды, и пока оно их оправдывает. В каких сражениях будет использоваться это изделие, против каких целей и с какими результатами – покажет время.

Армия

Техника и оружие

Оружие против Ирана: в США испытывают сверхмощные бомбы

США испытали две сверхмощные бомбы

США провели очередное испытание сверхмощных авиабомб GBU-57 последней модификации и разместили соотвествующий ролик в сети. На кадрах видно, как сброшенные одна за другой две бомбы пробивают грунт и через мгновение взрываются на глубине. Боеприпасы прошли уже четыре модификации с начала их испытаний в 2007 году.

ВВС США разместили в сети видеоролик, на котором запечатлено новое испытание двух сверхмощных авиабомб GBU-57 последней модификации.

Судя по кадрам, датируемым 16 мая, сброс авиабомб осуществил стратегический стелс-бомбардировщик ВВС США B-2 Spirit, предназначенный для их доставки к цели.

На видео самолет сбрасывает одну за другой две бомбы. Сначала они пробивают грунт точно в заданной цели, а спустя мгновение уже под землей происходит мощный взрыв боеприпаса.

Бомба GBU-57 или Massive Ordnance Penetrator (MOP) — это американская корректируемая противобункерная авиационная бомба, способная перед взрывом проникать в землю на глубину до 61 метра или пробивать до 19 метров армированного бетона.

Большая часть информации о боеприпасе, в том числе данные о ее мощности в тротиловом эквиваленте не раскрываются, но известно, что масса авиабомбы достигает 13,6 тонн, а боевая мощность — почти 2,5 тонны взрывчатки. Это мощнейший неядерный боеприпас в арсенале американской армии.

Это оружие зачастую сравнивают с так называемой «матерью всех бомб» — GBU-43 MOAB, которую американцы применили в апреле 2017 года для поражения подземных укрытий талибов в Афганистане. Она весит меньше GBU-57 — ее масса составляет 9,5 т. При этом по другим параметрам «мать всех бомб» превосходит MOP. К ним относятся длина (6,2 м против 9,17 м), диаметр корпуса (0,8 м против 1,02 м) и вес взрывчатки (2,4 т против 8,5 т).

Читать еще:  Межконтинентальная крылатая ракета SM-62 Snark (США)

США начали разрабатывать GBU-57 в 2002 году. Проектированием оболочки и непосредственно испытанием бомбы занимался Boeing, а военно-промышленные компании Lockheed Martin и Northrop Grumman создавали внутренние компоненты боеприпаса.

В командовании ВВС США предполагали, что GBU-57 будут использоваться для уничтожения подземных заводов по обогащению урана в Иране и скрытых в толще скал военных объектов КНДР.

Первые испытания бомбы состоялись в марте 2007 года: ее сбросили на тоннель на полигоне в Нью-Мексико. В том же году Northrop Grumman получила заказ на сумму в $2,5 млн. В его рамках компания модернизировала некоторое количество бомбардировщиков B-2, чтобы они стали носителями для GBU-57.

В январе прошлого года эти бомбардировщики были размещены на тихоокеанской базе ВВС США на острове Гуам.

«Около 200 рядовых и три B-2 Spirit размещены на базе Андерсен для поддержки бомбардировщиков тихоокеанского командования и миссии сдерживания», — указали в сообщении пресс-службы Тихоокеанских ВВС в твиттере.

В ВВС США уточнили, что переброска бомбардировщиков с авиабазы «Уайтмэн» в штате Миссури на Гуам была осуществлена в рамках запланированной ротации сил. При этом там отказались сообщать, были ли на самолетах GBU-57.

Что же до самой бомбы, ее приняли на вооружение американской армии в 2011 году. В первой версии боеприпас мог пробивать до 60,9 м армированного бетона. Но этого оказалось недостаточно, и в январе 2012 года газета The Wall Street Journal сообщила о начале Пентагоном работе по увеличению поражающей силы GBU-57.

Эксперты американского военного ведомства, мнение которых приводило издание, пришли к выводу, что мощности всего неядерного вооружения США и этой бомбы, в частности, не хватает для уничтожения укрепленных подземных объектов на территории Ирана.

Испытания доказали, что многие иранские подземные объекты расположены или слишком глубоко под землей, или оборудованы дополнительными средствами защиты.

В прошлом году была проведена уже четвертая модернизация бомбы, после которой были значительно увеличены характеристики боеприпаса для уничтожения труднопоражаемых и глубокорасположенных целей. Впрочем, какие именно элементы боеприпаса были изменены, не сообщалось.

Зато известно, что во время одной из предыдущих модернизаций, которая прошла в 2013 году, усовершенствованию подверглась конструкция стабилизаторов. Также был установлен второй взрыватель для увеличения глубины, на которую может проникать авиабомба.

Но этой бомбы американской армии, судя по всему, недостаточно. В 2010 году генерал-лейтенант ВВС США Филип Бридлав указал на необходимость разработки противобункерной авиабомбы нового поколения, сопоставимой по поражающим параметрам с G-57, но втрое меньше по размерам.

Это нужно, чтобы боеприпас могли нести любые бомбардировщики, а не только B-2. В декабре того же года ВВС США анонсировали разработку такого оружия.

Как сообщали в 2011 году американские СМИ, для реализации поставленной задачи было решено увеличить начальную скорость оружия, а для этого требуется более прочный, но в то же время легкий корпус, поскольку увеличивается опасность разрушения бомбы при столкновении с поверхностью. Созданием новых материалов для подобных бомб с применением нанотехнологий занимаются специалисты Лос-Аламосской национальной лаборатории.

Чем бомбили Дейр-эз-Зор? Новые УАБ ВВС Дании

На фоне, безо всяких скидок, просто отличного норвежского Forsvaret forum его
тезка у свеев и Forsvarsavisen у данов выглядят, извините за некоторую вульгарность выражения, просто жалким подобием левой руки. Тем не менее и в них иногда появляются статьи с интересной информацией. Вот, и на этот раз парочка таких нашлась.

Но для начала давайте вспомним прошлый материал «Скандинавы против ИГИЛ», где мы уже выяснили, что вклад датчан в западную коалицию самый весомый и должен был стать еще больше после возвращения в регион истребителей-бомбардировщиков F-16, пилоты которых «прошли повторное обучение» для борьбы с российскими С-400.

Поначалу все шло по плану. В июне парламент утвердил резолюцию о развертывании нового контингента в поддержку усилий по борьбе с ИГИЛ и выделении на эти цели дополнительного финансирования в объеме 43,3 млн. долларов. В середине июня для участия в действиях западной коалиции в Ираке и Сирии были направлены группа сил специальных операций численностью около 60 человек и транспортник C-130J «Геркулес».

Но, разумеется, наиболее мощным активом стали семь F-16, из которых четыре являются основными, а три числятся в материально-техническом резерве. Они могут использоваться в качестве источника запасных частей и деталей для ускорения ремонта основных машин в условиях передового аэродрома. Кстати, в отличие от прошлого раза, вместо АвБ Ахмед-аль-Джабер в Кувейте для базирования авиагруппы выбрали АвБ Инджирлик ВВС Турции.

Обеспечивающую группу численностью около 110 человек летно-технического персонала доставили туда несколькими рейсами транспортной авиации за несколько дней до основных сил. Сами F-16 вылетели из Скрюдструп (Skrydstrup) утром 15 июня, днем совершили плановую промежуточную посадку в Италии, а вечером того же дня прибыли на место. Первые боевые вылеты были совершены после небольшого отдыха 17 июня.


Взлет F-16 ВВС Дании с АвБ Инжирлик в Турции (июнь 2016) © Foto: Henning Bagger / Scanpix


© Foto: Rune Dyrholm / VFK


© Foto: Forsvaret


© Foto: Forsvaret


© Foto: Rune Dyrholm / VFK


F-16 ВВС Дании на рулежке перед вылетом с АвБ Инжирлик в Турции (июль 2016) © Foto: Forsvaret

Насколько известно, события начавшегося в ночь с 15 на 16 июля военного переворота на датчанах в Турции никак не отразились.

В течение шести недель самолеты F-16 ВВС Дании летали с турецкой базы для бомбардировок по объектам ИГИЛ в иракских провинциях Анбар, Найнава, Дахук, Эрбиль и Салах ад-Дин. Над сирийской территорией они поначалу решали только задачи разведки и наблюдения.

Первые бомбы по целям в Сирии были сброшены ВВС Дании в пятницу 5 августа, «совместно с другими странами коалиции».

Одна из статей в №7 Forsvarsavisen под названием » Больше, чем просто бомбы» (Mere end bare bomber) в общих чертах описывает организацию управления нанесеним воздушных ударов в ходе операции Inherent Resolve. После обнаружения на земле какого-либо необычного или потенциально враждебного объекта пилот сообщает об этом по радио американскому передовому авианаводчику (Joint Terminal Attack Controller). В дальнейшем летчик постоянно поддерживает связь с ним и с датским оперативным офицером из состава датской же группы мониторинга в Центре управления воздушными операциями в Катаре. Оперативный офицер имеет права «держателя красной карточки» (Red Card Holder), то есть только он может окончательно санкционировать, или напротив, запретить нанесение воздушного удара самолетом ВВС Дании. Такое решение принимается после консультации с датским военным юристом, по поводу того, является ли обнаруженная цель законной. При этом должны быть максимально минимизирована вероятность поражения гражданских лиц, транспортных средств и зданий.

Отсюда перебрасывается мостик ко второй статье под названием «Маленькая бомба – большой эфект» (Lille bombe – stor effekt).

Читать еще:  Крылатая ракета воздушного базирования AGM-129A ACM (США)

До недавнего времени основу авиационного вооружения класса «воздух-земля» датских ударных самолетов составляли авиабомбы калибра 500 и 2000 фунтов (227 и 907 килограммов). Их боевые части содержат от 87 кг и 429 кг взрывчатых веществ соответственно. Эти боеприпасы ранее активно использовалось и во время операций в Ливии и Ираке.


Авиабомбы в ангаре АвБ Инджирлик перед подвеской на F-16. Носовые и хвостовые секции еще не пристыкованы © Foto: Heine A. Pedersen / Scanpix


© Foto: Flyvevåbnet


Завершающий этап: подвеска вооружения на F-16 перед вылетом © Forsvaret

Небольшое отступление: После окончания Холодной войны в полном соответствии с общеевропейскими тенденциями боевая мощь ВС Дании начала уверенно и неуклонно снижаться. Результаты этой политики очень хорошо проявились в 2011 году. Тогда Дания внесла максимально возможный вклад в ливийскую операцию НАТО, выделив для нее все те же четыре истребителя-бомбардировщика F-16. Однако менее чем через три месяца после начала боевых действий, при полном отсутствии сопротивления ПВО сил Каддафи, датчане полностью истратили имевшийся у ВВС страны запас авиационных боеприпасов, после чего вынуждены были прекратить участие в операции. На будущее были сделаны определенные выводы и впредь запасы оружия класса «воздух-земля» старались «освежать» заблаговременно.

И на этот раз в арсенале ВВС Дании появилась новинка. Прошу любить и жаловать:


Авиабомбы GBU-39 на внешней подвеске самолета F-16 ВВС Дании (АвБ Инджирлик, Турция, июль 2016) © Foto: Rune Dyrholm / VFK

Управляемая авиабомба GBU-39 SDB-I калибра 250 фунтов (117 кг) разработана корпорацией «Боинг» по заказу МО США и является первой в семействе УАБ SDB (Small Diameter Bomb). Вес ВВ в БЧ новых бомб всего 17 кг, что в совокупности с высокоточным наведением позволяет использовать данный тип вооружения с минимальным ущербом для соседних объектов при нанесении точечных авиаударов по транспортным средствам, отдельным позициям, небольшим складам, мастерским и т.п., расположенным в густонаселенной местности. Именно такие объекты составляют большую часть целей воздушных ударов в ходе текущей военной кампании на Ближнем Востоке.

Кроме того, меньшие, по сравнению со стандартными видами вооружения, массогабаритные характеристики УАБ позволяют размещать до четырех бомб данного типа на одном стандартном пилоне типа BRU-61/A внешней подвески F-16. То есть, вместо двух 2000-фунтовок один самолет может нести восемь новых бомб, тем самым обеспечивая поражение большего количества небольших наземных целей, и при этом с меньшим ущербом для сторонних объектов.

Министерство обороны Дании заключило с компанией «Боинг» контракт для поставки авиабомб GBU-39 в октябре 2015 года на сумму 14,36 млн. долларов (занятно, что в п.п. II.1.4 текста контракта новую УАБ почему-то назвали GBU-50, но при этом Small Diameter Bomb).

Как это часто бывает, количество закупаемой техники не указано. Но я думаю, его можно довольно достоверно оценить.

Сообщалось, что с самого начала в 2006 году каждая УАБ обходилась ВС США свыше 70 тыс. долларов за единицу. Но, как известно, при крупносерийном производстве цены постепенно падают.

Первым иностранным заказчиком GBU-39 стал Израиль. Заказаны они были перед началом операции «Литой свинец», уже в сентябре 2008 года Конгресс США одобрил поставку 1000 бомб, а уже в январе 2009-го «Боинг» отчитался о выполнении контракта. Очевидно, что использовались они широко и успешно, потому что почти сразу была заказана дополнительная партия, а потом и развернуто собственное лицензионное производство.

В июне 2010 года в Нидерланды поставили 603 бомбы на сумму 44 миллиона долларов. Простое деление 44*10˄6 / 603 = 72968,5 позволяет прикинуть цену за единицу, но не учитывает стоимость дополнительного оборудования.

Италия также взялась делать боеприпас у себя по лицензии. «Боинг» и «Ото Мелара» подписали 34-миллионный контракт на производство 500 GBU-39 (INS/GPS) и 50 пилонов подвески BRU-61/A на предприятии компании Aeronautica Militare

34*10˄6 / 603 = 61818,2.

Потом, как нам уже известно, в октябре 2015-го была Дания, а последней из известных заказчиков стала Австралия. В апреле с.г Госдепартамент США одобрил возможную покупку ею 2950 GBU-39 и направил заявку на рассмотрение в конгресс. Дополнительные обязательства по контракту включают поставку еще и 50 массо-габаритных макетов (Guided Test Vehicles – GTV) бомб в инертном снаряжении GBU-39 (T-1)/B (Inert Fuze), а заодно с ними и длиннейшего перечня дополнительного военного оборудования и снаряжения (containers, weapons system support equipment, support and test equipment, site survey, transportation, repair and return warranties, spare and repair parts, publications and technical data, maintenance, personnel training, and training equipment). Сюда же входили и обязательства по всем видам обслуживания в ходе эксплуатации (engineering, logistics, and technical support services, and other related elements of logistics support).

На этот раз в открытой части контракта было прописано разделение на основное военное оборудование (Major Defense Equipment – MDE) – 2950 GBU-39/B и 50 GBU-39 (T-1)/B и неосновное (Non-MDE). При общей стоимости в 386 млн. долларов на основное выделялось 172 миллиона.

172*10˄6 / (2950 + 50) = 57333,3

И теперь остался всего один шаг: 14 368 600 USD из датского контракта при вычисленной из австралийского цене 57333,3 долларов простым арифметическим действием дают нам 250,6 штук

То есть, исходя из средней цены за единицу УАБ типа GBU-39 на мировом рынке вооружений около 57 тыс. долларов, объем партии заказанных Данией авиабомб составляет около 250 единиц.

Что тут осталось сказать? Совсем немного. В соответствии с регулярными официальными отчетами МО Дании, за период с июля по октябрь самолетами F-16 ВВС Дании выполнено 180 боевых вылетов в ходе которых сброшено 268 авиабомб.

Честно, не знаю, входят ли в это количество и бомбы, сброшенные 17 сентября на позиции САА под Дэйр-эз-Зором. Но расход боеприпасов таков, что если хотя бы половину израсходованных боевых средств составляли GBU-39, а эффективность этой системы вооружения будет признана высокой, скоро датчанам придется новую партию закупать.

Первоначально планировалось, что минимальный период развертывания самолетов F-16 ВВС Дании на Ближнем Востоке составит шесть месяцев – с июля по декабрь. Однако в случае резкого обострения ситуации в зоне проведения операции, руководство Дании может продлить этот период еще на полгода.

Ну, и напоследок, как говорится, чтобы два раза не вставать, хотя к основной теме это не относится, но в рамках общей ситуации по вкладу Дании в операцию также следует напомнить, что еще с конца 2015 года на АвБ Аль-Асад (Al Asad Air Base) к северу от Багдада действует мобильная РЛС AN/TPS-77. В начале октября объявлено о намерении продлить период ее передового развертывания сразу до конца 2017 года. На эти цели планируется дополнительно выделить около 10 млн. крон (1,5 млн. долларов). Видимо, очень полезным сей девайс оказался для западной коалиции против ИГИЛ.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector