Авиационная управляемая бомба GBU-27 (США)
Конструкция типовых образцов зарубежных УАБ с полуактивными лазерными системами наведения (2005)
Проведенные за рубежом в 80-90-е годы НИОКР по созданию УАБ были направлены на расширение режимов боевого применения по высоте, скорости и дальности, на повышение мощности и эффективности боевых частей, на использование новых типов ГСН (инфракрасных и радиолокационных миллиметрового диапазона волн), повышение автономности после пуска, достижение более высокой точности наведения днем и ночью в любых метеоусловиях, использование нескольких “УАБ в одном заходе, внедрение инерциальных, радионавигационных и автономных систем, скомплексированных на базе микропроцессорных вычислителей. Совершенствовались также способы и тактические приемы боевого применения управляемых авиационных бомб.
Начало XXI века в области разработки УАБ характеризуется дальнейшим совершенствованием конструктивно-компоновочных схем, появлением новых типов БЧ и стремительным внедрением новейших технологий в разрабатываемые системы наведения (СН) и системы управления (СУ).
Исторически разработка УАБ велась в направлении создания авиационного боеприпаса специальной конструкции, а также использования штатных фугасных авиабомб (табл. 1) и сборки на базе модулей (модульной конструкции).
Одним из существенных признаков, определяющих УАБ как вид авиационного управляемого высокоточного оружия (ВТО) и схему ее боевого применения, а также влияющих на ее конструктивно-компоновочный облик, является тип используемой СН. До сих пор доминирующее положение остается за лазерными и телевизионными СН. На начало XXI века наиболее распространенными типами УАБ являлись образцы с лазерными (около 36 %) и телевизионными (около 19 %) системами наведения, возросла доля бомб данного типа с системами управления с коррекцией по данным космической радионавигационной системы (КРНС) NAVSTAR (17 проц), а также степень оснащения ГСН для более точного наведения на цель на конечном участке траектории (13 %).
Роль УАБ в современных боевых операциях становится весьма ощутимой из-за высокой эффективности поражения ими целей. Так, в ходе конфликта в зоне Персидского залива (1991), несмотря на то что УАБ с лазерными СН составляли только 5 % общего количества израсходованных бомб, они обеспечили поражение более 50 % целей. В операции в Косово (1999) доля УАБ составляла 35 %, а в Афганистане (2001-й) – составила уже 56 % общего количества бомб, при этом доля бомб с лазерными СН – 12 %, a JDAM – 45 % общего числа ВТО.
УАБ США (программа “Пэйв Уэй”). Соединенные Штаты Америки являются лидером в области создания ВТО, в том числе УАБ. Разработка этих средств поражения на базе штатных неуправляемых бомб Мк82, Мк83, Мк84 велась по двум аналогичным программам: “Скиппер”, которая осуществлялась фирмами “Эмерсон электрик” и “Аэроджет дженерал”, и “Пэйв Уэй”, которая осуществлялась компанией – “Тексас инструменте”. Хотя первоначально эти программы были задуманы как конкурирующие, но затем они стали взаимодополняющими. В частности, УАБ AGM-123A “Скиппер” фирмы “Эмерсон” является одним из образцов семейства УАБ “Пэйв Уэй”.
Образцы бомб с лазерными полуактивными СН, созданные по программе “Пэйв Уэй”, “де-факто” являются стандартом для разработки УАБ в других странах. Предложенная американскими специалистами в 1963 году концепция создания УАБ с полуактивной лазерной ГСН на базе штатных авиабомб в 1965 году была выбрана управлением вооружения ВВС США в качестве основной, и ей было дано приоритетное развитие. Программа “Пэйв Уэй” продемонстрировала удивительную жизнеспособность и полностью себя оправдала. Такой устойчивый интерес к УАБ с лазерными ГСН связан с их исключительной простотой и надежностью как в изготовлении, так и в боевом применении, а также с относительно низкой стоимостью.
Как отмечают зарубежные специалисты, указанные авиационные средства поражения применялись в ходе боевых действий в Юго-Восточной Азии и Вьетнаме для поражения зенитных ракетных комплексов ПВО, электростанций, железнодорожных узлов и станций, складов ГСМ, нефтехранилищ, мостов, бункеров, фортификационных сооружений и других объектов, значительную часть которых составляли малоразмерные и укрепленные цели.
Семейство УАБ, разработанное по программе “Пэйв Уэй”, постоянно совершенствуется и успешно развивается.
Таблица 1 Основные характеристики неуправляемых авиационных бомб США
Управляемые авиационные бомбы первого и второго поколений.
Разработка и испытания первых образцов УАБ с лазерной флюгерной ГСН на базе штатных неуправляемых авиабомб Мк82, Мк83, Мк84, Ml 17 (рис.1), Ml 18 были выполнены в 1965-1968 годах в рамках программ “Пэйв Уэй” и “Скиппер”, которые затем были приняты на вооружение. УАБ, созданные в рамках программ “Пэйв Уэй-1, -II, -III”, разрабатывались по единым принципам на базе существующих обычных авиабомб и отличались лишь качественными и некоторыми конструктивными характеристиками, повышающими их боевые возможности. Авиационные бомбы, созданные по этим программам, по своей конструктивной схеме практически одинаковы (рис. 2): передний отсек со стандартным лазерным флюгерным координатором цели, блоком наведения, блоком управления с источником питания, рулями и приводом рулей; боевая часть штатной АБ; хвостовая часть с аэродинамическими поверхностями. Рули, а также аэродинамические поверхности элементов конструкции, сопрягаемые с БЧ, отличаются друг от друга размерами в зависимости от калибра бомб. Все остальные элементы системы идентичны. Они построены по аэродинамической схеме “утка” и имеют ту же, что и обычные авиабомбы, систему подвески на носитель.
Внешний вид типовых образцов УАБ второго поколения GBU-12 и GBU-10 представлен на рис. 3 и 4, а семейство УАБ “Пэйв Уэй-П” (в сопоставительном виде) – на рис. 5.
Для наведения бомбы с лазерной ГСН необходимо, чтобы цель непрерывно подсвечивалась лучом лазера, причем точность бомбометания в большей степени определяется тем, насколько стабильно удерживается луч лазера на цели.
После отделения бомбы от самолета приемное устройство, расположенное в ГСН, начинает принимать отраженный от цели сигнал лазера подсветки. При всяком отклонении направления максимума диаграммы направленности отраженного луча на выходе приемного устройства вырабатывается сигнал рассогласования, который воздействует на приводы рулей бомбы, возвращающие ее на заданный курс. Наличие дымки или тумана уменьшает дальность действия системы наведения бомбы и вероятность попадания. По мнению иностранных специалистов, это один из существенных недостатков УАБ с лазерной ГСН.
К недостаткам можно отнести большую нижнюю границу высот боевого применения (бомбометание с горизонтального полета требовало полета высоты более 1,5 км, с пикирования УАБ применялись с 1,2 – 2,2 км при углах сбрасывания 25 – 40°), что объяснялось особенностями метода наведения и необходимостью лазерной подсветки цели вплоть до момента подрыва БЧ. Кроме того, было сложно обеспечить одновременное наведение нескольких УАБ на расположенные рядом цели, так как относительно большое поле зрения ГСН приводило к “захвату” головкой самонаведения бомбы другой цели и срыву выполнения боевой задачи.
Особое место среди этих УАБ занимает авиабомба GBU-17 с лазерным наведением, разработка которой была завершена в 1982 году. Эта специальная авиабомба предназначена для поражения особо прочных целей, у которых толщина железобетонного перекрытия составляет до 1,2 м (заглубленных командных пунктов, узлов связи, тоннелей, складов, укрытий подземного и полуподземного типов, особо защищенных пусковых установок ракет, фортификационных сооружений и т.д.). Она снаряжается боевой частью HSM двойного действия, заключенной в особо прочный корпус. При попадании авиабомбы в цель сначала срабатывает головной кумулятивный заряд, пробивающий в преграде глубокий канал, в который затем проникает заряд БЧ фугасного типа. Его подрыв происходит с некоторым замедлением. Испытания показали, что авиабомба, оснащенная двумя ракетными ускорителями, может без рикошетирования разрушать бетонные плиты толщиной до 4,5 м.
УАБ третьего поколения. Дальнейшее совершенствование УАБ заключалось в повышении точности наведения, расширении диапазона применения по высоте и увеличении дальности применения. Для действий с малых и предельно малых высот в начале 80-х годов в США была создана серия УАБ третьего поколения – “Пэйв Уэй-Ш” с полуактивной лазерной СН: GBU-22, AGM-123A и GBU-24.
УАБ GBU-22 (рис. 6) и GBU-24 (рис. 7) обладают повышенной дальностью полета за счет оснащения их крылом увеличенной площади и оптимизации траектории, выбираемой автопилотом. Они имеют лазерную гиро стабилизированную ГСН и микропроцессор, вырабатывающий команды управления. При этом повысилась точность наведения, расширился диапазон высот применения вплоть до малых высот (300-500 м) и возросли возможности самолета-носителя по уклонению от зенитного огня объектовой ПВО.
Управляемая авиационная бомба AGM-23A “Скиппер”, разработанная для авиации ВМС, представляет собой модернизированную УАБ второго поколения GBU-16 (в качестве БЧ используется фугасная бомба Мк83 калибра 1000 фунтов), в которой видоизменены модуль вычислителя и хвостовой отсек с оперением. Она оснащена ракетным твердотопливным двигателем (РДТТ) от усовершенствованной противорадиолокационной УР “Шрайк”, существенно увеличившим дальность полета бомбы при поражении морских целей (рис. 8). Данный вариант УАБ разработала фирма “Эмерсон электрик” в рамках совместной программы ВВС и ВМС LLLGB (Low Level Laser Guided Bomb). Бомба фактически стала управляемой ракетой, единственным отличием от которой в этом случае была величина тяговооруженности УАБ. При этом изменился способ атаки цели и значительно возросли возможности самолета-носителя по уклонению от зенитного огня объектовой ПВО. Дальность применения УАБ серии “Пэйв Уэй-III” на малых высотах в 2 раза превышает дальность сброса аналогичных бомб предшествующих разработок.
УАБ GBU-27 предназначена для поражения особо важных стратегических объектов и командных бункеров. Использовалась во время войны в зоне Персидского залива с самолета F-111A. Она является модификацией бомбы GBU-24 (рис. 9) и разработана специально для применения с истребителя-бомбардировщика F-111А. Основные изменения, сделанные в GBU-24, были направлены на то, чтобы уменьшить диаметр адапторных колец и использовать хвостовой отсек от GBU-10. Это дало возможность уменьшить длину бомбы и размеры рулей. Такая конструкция позволила разместить УАБ во внутренних отсеках бомбардировщика F-111A. Кроме того, с целью уменьшения эффективной поверхности рассеяния при выходе из бомбового отсека внешняя поверхность корпуса бомбы выполнена из радиопоглощающих материалов. Использование БЧ типа 1-2000 (или BLU-109), имеющей небольшой диаметр, упрочненные носовую часть и стенки, позволяет проникать в прочную цель на глубину до нескольких метров.
Бомба GBU-28/B предназначена для поражения целей с железобетонными перекрытиями толщиной несколько метров, залегающих под землей на глубине до 30 м. К работе над данным проектом американские специалисты приступили через несколько дней после начала войны в зоне Персидского залива (1991). Бомба была сконструирована и изготовлена за шесть недель. В качестве базового образца использовалась УАБ GBU-27, в которой БЧ была заменена на проникающий элемент, изготовленный из 203-мм артиллерийского ствола (рис. 10). Масса GBU-28/B составляет 2 132 кг, из которых 295 кг приходится на взрывчатое вещество (тритонал). Она способна пробить перекрытия из железобетона толщиной свыше 6,7 м. Было изготовлено несколько образцов этой УАБ. Согласно сообщениям зарубежных СМИ, в конце февраля 1991 года экипаж истребителя-бомбардировщика F-l11 одной такой бомбой уничтожил особо прочный подземный комплекс севернее г. Багдад (база Аль-Таджи). После окончания войны работы по совершенствованию GBU-28/B были продолжены. Бомба была оснащена избирательным взрывательным устройством, способным различать слои бетонного перекрытия и фактическую цель. Полностью натурные испытания бомбы завершились в 1996 году.
На начальном этапе операции в Афганистане (2001) УАБ GBU-28/B также являлись основным видом авиационных боеприпасов, предназначенным для поражения укрепленных бункеров.
Основные особенности бомб, созданных по программам серии “Пэйв Уэй”, представлены на рис. 11 и в табл. 2, из которых видно, что более совершенные УАБ характеризуются и более широкой областью применения, которая отсутствует у боеприпасов первого поколения.
Таблица 2 Состав семейства УАБ “Пэйв Уэй” различных поколений
Управляемые авиабомбы GBU-15/AGS-130
На малых высотах практически невозможно применять систему полуактивного наведения по отраженному лучу — слишком осложнено взаимодействие оператора подсветки и пилота самолета-носителя управляемой авиабомбы (УАБ). Тем больше становится интерес к пассивным системам самонаведения.
МОДУЛЬНАЯ, УПРАВЛЯЕМАЯ, ДЛЯ МАЛЫХ ВЫСОТ
В 1974 году отдел систем авиационного вооружения командования ВВС США развернул работы над УАБ модульной конструкции в рамках проекта HOBOS. Предполагалось разработать семейство планирующих авиабомб, имеющих на 80 % унифицированные элементы конструкции и предназначенных для пораженияразличных типов целей. Компании «Рокуэлл Интернэшнл» и «Хьюз Эйркрафт» разрабатывали варианты GBU-15(V)CWWc крестообразным крылом и GBU-15 (V) PWW с плоским раскрывающимся крылом, впоследствии переобозначенные, соответственно, GBU-15 и GBU-20.
Летные испытания УАБ начались в 1975 году. В 1980 году была выбрана GBU-15 разработки «Рокуэлл». Ее испытания в модификации с телевизионной головкой самонаведения закончены в 1983 году, с тепловизионной — в 1985-м. Носителями GBU-15 могли служить самолеты F-4E, F-15E, F/A-18, А-7, «Торнадо», F-l 11F, B-52D. Основными носителями, впрочем, стали F-15E и F-111F.
УСТРОЙСТВО GBU-15
Конструкция включает шесть сменных модулей — боевую часть, систему наведения, аппаратуру и механизмы управления, переходник, крыло, приемопередатчик двухстороннего канала связи.
В качестве боевой части используются авиационные боеприпасы: это может быть фугасная бомба Мк 84 калибра 907 кг (2000 фунтов), кассетные SUU-54 (с противопехотными и противотанковыми элементами) и СВU-75 (более 1500 осколочных элементов). Позднее добавилась проникающая боевая часть BLU-109/B для поражения заглубленных, хорошо защищенных целей. В носовой части крепится модуль, включающий головку самонаведения (ГСН) и устройство на-ведения, на внешней поверхности модуля установлены стабилизаторы. В условиях хорошей освещенности используется модуль с телевизионной ГСН DSU-27A/D, при ограниченной видимости и ночью — с тепловизионной TCHWGU-10/B, унифицированной с авиационной ракетой AGM-65D «Мэверик». Телевизионная ГСН блокируется с устройством наведения ADU-452 (в такой конфигурации бомба получила обозначение GBU-15(V)1/B), тепловизионная — с устройством ADU-453 (бомба GBU-15(V)2/B). Модуль аппаратуры и механизмов управления WCU-8/B, крепящийся в хвостовой части, включает автопилот и приводы рулей. С устройством наведения аппаратура соединяется кабелями, проходящими через гаргрот сверху бомбы, здесь же размещены разъемы. К модулю крепится приемопередатчик DA-8921/AXQ-14. Крестообразное крыло MXU-723/B снабжено рулями, имеющими дифференциальное (попарное) управление.
СБРОС, ПОЛЕТ, НАВЕДЕНИЕ
Сброс УАБ производится обычно с горизонтального полета на высотах от 150 до 13 000 м. После сброса с малых высот бомба, используя запас скорости, на начальном участке траектории автоматически набирает высоту 500-600 м и переходит в планирование. Изображение местности, снятое теле- или тепловизионной ГСН, передается на самолет, оборудованный подвесной (в контейнере) аппаратурой AN/AXQ-14 компании «Хьюз Эйркрафт» — это может быть как самолет-носитель, так и отдельный самолет. Оператор управления оружием получает изображение на телевизионный индикатор в кабине, по команде оператора система наведения бомбы захватывает цель на автосопровождение перед отделением от носителя или уже на траектории. Автопилот обеспечивает программное управление на начальном участке траектории, затем — управление по сигналам системы наведения. Самонаведение осуществляется корреляционным методом. На конечном участке УАБ переходит в пикирование на цель. Возможно переключение на ручное наведение по радиоканалу.
С НАВЕДЕНИЕМ ПО GPS
В 1999 году УАБ модернизирована до стандарта EGBU-15 (Enhanced GBU-15) с установкой приемника навигационной системы GP5. К работе привлекли «Эпплайд Сайенсиз Инжиниринг Интернэшнл» и «Рейтон Дефенс Системз». В результате два имеющихся способа наведения — оптическое самонаведение и ручное наведение — дополнились третьим: программным наведением по координатам цели, введенным в память системы перед сбросом бомбы. Это повысило «всепогодность» применения и автономность боеприпаса. Внешне EGBU-15 отличается прямоугольным крылом вместо трапециевидного. Максимальная дальность полета составила 28 км. Носителем EGBU-15 определен тактический истребитель F-15E.
ОТ БОМБЫ К БОМБЕ-РАКЕТЕ
Для увеличения дальности планирования УАБ на малых и предельно малых высотах — и, следовательно, возможности сброса до захода самолета в зону действия средств ПВО, скрытности применения, — бомбы дополнили твердотопливным ракетным ускорителем (двигателем), крепящимся снизу. Разработку этого варианта «Рокуэлл» начала в 1984 году. По заказу ВВС США испытания велись до 1989 года. В 1991 году тактико-технические требования пересмотрены под явным влиянием опыта операции «Буря в пустыне». По сути, получилась управляемая ракета — хотя и с меньшей, чем у «обычных» авиационных ракет, тяговооруженностью, зато с большей относительной массой боевой части. Боеприпас даже получил обозначение AGM-130 (Air-to-Ground Missile). Создано несколько модификаций:
— AGM-130А с бомбой Мк 84 в качестве боевой части (AGM-130A-11 с телевизионной и AGM-130А-12 с тепловизионной ГСН),
— AGM-130В с кассетной бомбой SUU-54.
— AGM-130С с проникающей фугасной боевой частью BLU-109/B,
— AGM-130D с проникающей термобарической боевой частью BLU-118/В,
— AGM-130MCG (Mid-Course Guidance) с приемником системы GPS, сопряженным с улучшенной инерциальной системой наведения.
Облегченная AGM-130LW с автономной системой наведения (инерциальная/GPS) рассчитана на применение с легких одноместных истребителей. Самолет F-15E может нести две AGM-130. Сброс AGM-130 можно производить с предельно малых высот вплоть до 15 м. Ускоритель включается в полете.
Радиовысотомер позволяет выдерживать высоту в соответствии с программой полета. На конечном участке траектории ускоритель сбрасывается, AGM-130 переходит в планирующий полет.
Управляемая бомба GBU-53/B SDB II. Еще легче и еще точнее
Американская оборонная промышленность продолжает развивать направление авиационных средств поражения. К своему завершению приближается перспективный проект Raytheon GBU-53/B Small Diameter Bomb II, целью которого является создание новой управляемой бомбы с рядом характерных особенностей. За счет использования доработанных средств наведения, построенных на основе новой аппаратуры, это изделие имеет заметные преимущества перед аналогичным оружием, уже используемым боевой авиацией.
Корни нынешнего проекта GBU-53/B SDB II следует искать в середине прошлого десятилетия. В 2005-2006 годах военно-воздушные силы США начали осваивать новейшую управляемую бомбу GBU-39 SDB, разработанную компанией Boeing Integrated Defense Systems. Это изделие представляло собой планирующую бомбу с системой самонаведения, использующей инерциальные приборы и спутниковую навигацию. Бомба массой 285 фунтов (129 кг) несла 206-фунтовую (93 кг) боевую часть. В зависимости от условий сброса, бомба GBU-39 могла пролететь порядка 100-110 км.
Испытания и первые случаи боевого применения подтвердили расчетные характеристики и достаточно высокий потенциал нового оружия. Тем не менее, в существующем виде оно не могло решать некоторые боевые задачи, и потому его потенциал оказывался ограниченным. Головка самонаведения с инерциальной и спутниковой навигацией обеспечивала вывод бомбы только на стационарную цель с заранее известными координатами. Атака движущегося объекта, по очевидным причинам, исключалась.
Понимая определенные проблемы бомбы GBU-39, Пентагон сразу решил разрабатывать еще одну бомбу. При этом разработку бомбы для атаки движущихся целей предлагалось осуществлять отдельно. До определенного времени военное ведомство сосредотачивало все усилия на первом проекте SBD, вследствие чего разработка новой бомбы началась лишь через несколько лет.
Окончательные требования к бомбе SBD II были определены только в 2008 году. В соответствии с техническим заданием, новая бомба должна была иметь возможность самостоятельного поиска цели с последующим наведением на нее. При этом требовалось обеспечить возможность атаки движущихся объектов в любое время суток и в любых погодных условиях. Носителями новой бомбы должны были стать все основные современные и перспективные самолеты фронтовой авиации.
К программе Small Diameter Bomb II присоединились несколько разработчиков авиационного оружия, в том числе компания Raytheon. К разработке своего проекта она привлекла американский филиал европейской организации MBDA. В соответствии с договором, эта компания должна была взять на себя разработку крыла для планирующей бомбы. Все прочие элементы изделия создавались специалистами Raytheon. Эта компания в будущем должна была наладить серийное производство.
В июле 2010 года военное ведомство США выбрало наиболее удачный проект из предложенных. Анализ показал, что самый лучший вариант управляемой бомбы был создан компаниями Raytheon и MBDA. Дальнейшие работы осуществлялись только по этому проекту. С определенного времени в его отношении использовалось обозначение GBU-53/B Small Diameter Bomb II. В течение нескольких следующих лет планировалось завершить разработку проекта, наладить производство и провести испытания. По результатам последних Пентагон должен был принять решение о принятии бомбы на вооружение или об отказе от нее.
С точки зрения технического облика бомба GBU-53/B представляет собой планирующее изделие, оснащенное сравнительно крупной боевой частью и целым набором средств обнаружения целей. При этом, как и бомба SDB, она отличается сравнительно небольшими габаритами. В частности, малый диаметр корпуса и отсутствие крупных выступающих деталей (в транспортном положении) позволяет подвешивать на совместимый держатель несколько таких бомб. Благодаря этому заметным образом увеличивается максимально возможный боекомплект самолета.
Проект SDB II предусматривает размещение всех устройств в корпусе достаточно простой формы. Его головная часть образована полусферическим обтекателем и небольшим кольцевым участком. Далее бомба сохраняет трубчатый корпус, но над ним появляется кожух со спрямленными поверхностями, вмещающий устройства для управления крылом и шарниры для его установки. В хвостовой части выступающий кожух имеет меньшие размеры. Сужающийся хвост бомбы оснащается раскладными рулями Х-образной конструкции. Для получения максимально возможной дальности сброса используется раскладываемое в полете крыло. Две плоскости минимальной стреловидности в транспортном положении укладываются на задний кожух корпуса и раскрываются после сброса.
Головной отсек бомбы отдается под установку средств наведения нескольких типов. В частности, именно по этой причине используется характерный прозрачный обтекатель. Крупный центральный отсек вмещает боевую часть. Хвост корпуса предназначается для монтажа некоторых элементов системы управления и рулевых машинок. Также в этом отсеке имеются узкие ниши для размещения рулей в сложенном положении. Выступающий верхний кожух корпуса вмещает приводы для раскладывания крыла.
Управляемая бомба GBU-39 SDB комплектуется инерциальной и спутниковой навигационной системами, что позволяет ей атаковать только стационарные цели с известными координатами. Требования к новому проекту привели к заметному усложнению аппаратуры самонаведения. В отличие от предшественника, изделие SDB II имеет сразу четыре системы наведения, благодаря которым способно решать более широкий круг боевых задач.
Для атаки стационарных целей можно использовать наведение по данным спутниковой или инерциальной навигации. В таком случае автоматика непрерывно следит за положением бомбы в пространстве и выдает команды на рулевые машинки. По известным данным, спутниковая и инерциальная система позволяют получить круговое вероятное отклонение на уровне 5-8 м – примерно такие же характеристики показывает бомба GBU-39.
Для атаки движущихся целей предлагается использовать иные средства наведения. Так, новая управляемая бомба оснащается инфракрасной головкой типа IIR. Это устройство основывается на компонентах более крупной бомбы AGM-154 JOSW, но отличается меньшими размерами. Такая головка, построенная с использованием неохлаждаемой матрицы, способна не только находить источники теплового излучения, но и создавать изображение цели с высоким разрешением, используемое для коррекции курса. Заявлены повышенные характеристики при наблюдении за малогабаритными объектами, такими как люди.
Для работы в сложных метеоусловиях бомба комплектуется активной радиолокационной головкой самонаведения, работающей в миллиметровом диапазоне. После выхода изделия в район цели головка начинает самостоятельный поиск наземных объектов. Эта ГСН предназначается, прежде всего, для уничтожения боевых бронированных машин и иных целей, хорошо заметных для радиолокаторов.
Также проект GBU-53/B Small Diameter Bomb II предусматривает использование пассивной лазерной головки самонаведения. Последняя требует помощи с земли или от других летательных аппаратов. Наземные разведчики или БПЛА должны обнаружить цель и обеспечить ее подсветку лазерным целеуказателем. Бомба, в свою очередь, находит отраженный свет и наводится на указанную цель.
Важной особенностью управляемой бомбы от Raytheon является оригинальная система управления, соединенная со всеми средствами наведения. Режим работы электроники задается либо пилотом до сброса, при вводе параметров цели, либо определяется автоматически. В последнем случае бортовая система управления анализирует различные данные и выбирает оптимальный режим совместной работы нескольких отдельных систем. При этом выход в район цели осуществляется с помощью спутниковой или инерциальной навигации, а затем к работе подключаются три ГСН.
За счет правильного одновременного использования нескольких систем бомба способна показывать достаточно высокие характеристики точности. Круговое вероятное отклонение, по данным разработчика, не превышает 1-5 м.
На борту бомбы также присутствуют средства связи и передачи данных. При помощи системы Link 16 бомба поддерживает связь с носителем и передает ему данные телеметрии, а также принимает команды. Заявлена возможность перенацеливания бомбы после сброса или передачи ее сопровождения другому самолету. Также, при необходимости, пилот носителя может подать команду на самоуничтожение.
В центральном отсеке корпуса находится осколочно-фугасная боевая часть. Проект предусматривает использование заряда массой 48 кг. По задумке заказчика и разработчика, сравнительно малая масса заряда должна компенсироваться высокой точностью. Такие характеристики в известной мере упрощают использование оружия в сложных условиях, например в городе.
Бомба SDB II отличается не самыми большими размерами, что упрощает ее эксплуатацию. Длина изделия составляет 1,76 м при максимальном диаметре около 180 мм. Размах крыла в полетном положении – 1,67 м. Масса – 93 кг. На заряд взрывчатого вещества приходится чуть более половины от общей массы.
Летно-технические и боевые характеристики изделия зависят от ряда факторов. Так, максимальная дальность определяется с учетом скорости и высоты носителя в момент сброса. Кроме того, на нее влияет тип цели. По известным данным, при сбросе с максимально допустимой высоты и скорости дальность полета GBU-53/B достигает 110 км. При этом возможна атака только стационарной цели с заранее известными координатами. Движущуюся цель можно атаковать только с 70-72 км. Такая разница в параметрах обусловлена необходимостью маневрирования при наведении на подвижную цель.
В качестве носителей бомб GBU-53/B Small Diameter Bomb II рассматриваются несколько современных самолетов американских ВВС. При этом имеется возможность получения весьма примечательных результатов. Истребитель-бомбардировщик F-15E может нести бомбы GBU-53/B при помощи подвесных держателей типа BRU-61/A. На самолет можно подвесить до семи держателей с четырьмя бомбами на каждом. Истребители F-22 и F-35 способны нести бомбы SDB II во внутренних грузоотсеках. Их боекомплект может включать до 8-10 таких изделий.
Следует отметить, что к настоящему времени самолеты семейства F-35 еще не имеют возможности использования перспективных бомб. Для применения такого вооружения им требуется определенное обновление программного обеспечения бортовой аппаратуры. Массовое внедрение таких обновлений начнется только в двадцатых годах. Прочие потенциальные носители, насколько известно, уже могут использовать новое оружие.
Ранее предлагалось ввести бомбы GBU-53/B в номенклатуру вооружений штурмовика A-10C и самолета огневой поддержки AC-130. Однако проработка таких вопросов показала, что это приведет к значительному росту расходов без ощутимого выигрыша в боевых качествах.
Испытания бомб новой модели стартовали в начале 2011 года. Сначала выполнялись простые вывозки инертных изделий на носителях, а затем начались пробные сбросы. С лета 2012 года истребители F-15E применяли на полигонах опытные бомбы с полноценными головками самонаведения. К осени 2014 года все основные проверки были завершены. Изделия GBU-53/B хорошо показали себя, и получили рекомендацию к принятию на вооружение. Впрочем, специалистам Raytheon и Пентагона предстояло провести те или иные дополнительные работы.
К середине текущего десятилетия были определены планы в отношении будущих закупок. В общей сложности планируется закупить свыше 17,1 тыс. перспективных бомб. Каждая из них будет стоить порядка 128,8 тыс. долларов в ценах 2015 года. С учетом расходов на разработку проекта стоимость отдельного боеприпаса увеличивается примерно на 98 тыс. долларов.
По известным данным, в настоящее время ВВС США занимаются постепенным внедрением и освоением нового оружия. В самое ближайшее время бомбы SDB II и их носители в виде F-15E должны достичь стадии начальной оперативной готовности. Прочие носители получат новое оружие в ближайшем будущем. При этом в некоторых случаях интеграция вооружения в существующий комплекс заметным образом отложена.
Бомбы GBU-53/B Small Diameter Bomb II еще не дошли до полноценной эксплуатации, но уже стали предметом нескольких контрактов. Прежде всего, такое оружие заказали военно-воздушные силы США. Интерес к бомбам проявляли и Королевские ВВС Великобритании, однако они в итоге предпочли запустить собственный проект. Осенью 2016 года Республика Корея сообщила о своем желании закупить новейшие американские бомбы. Их предполагается использовать с самолетами F-15K. В случае начала войны они должны стать главным средством борьбы с мобильными ракетными комплексами КНДР. В октябре 2017 года появился контракт на поставку 3900 бомб SDB II военно-воздушным силам Австралии.
В скором будущем сразу несколько американских боевых самолетов смогут использовать в реальных операциях новую управляемую бомбу. На изделие GBU-53/B Small Diameter Bomb II возлагаются большие надежды, и пока оно их оправдывает. В каких сражениях будет использоваться это изделие, против каких целей и с какими результатами – покажет время.