0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная управляемая ракета AGM-130A (США)

Авиационная управляемая ракета AGM-130A (США)

По своим характеристикам AGM-130 относится к классу оружия сред­него радиуса действия. Дальнейшим совершенствованием УАБ модульной конструкции GBU-15 с различными типами СН (ТВ или ТП) и БЧ явилось ее оснащение твердотопливным двигателем (обозначение УАБ с БЧ типа Мк 84 — AGM-130A и с кассетной БЧ типа SUU-54 — AGM-130B), что позво­ляет увеличить дальность планирования до 60. 80 км (при высоте сброса до 15 км) и до 25. 37 км, что особенно важно при применении на малых и предельно малых высотах (рисунок 10.45). Можно считать, что такие авиабомбы отличаются от управляемых ракет «воздух-поверхность» только меньшими значениями тяговооруженности двигателя, но не конструкцией, и, по суще­ству, являются ракетами). Развитие УАБ в этом направлении свидетельствует о наличии некоторого предела совершенствования бомб, после которого необходимо иметь средства поражения, оснащенные двига­телями.

В процессе разработки изучались три варианта авиабомбы: AGM-130A с БЧ универсального типа Мк 84, AGM-130В с кассетной БЧ типа SUU-54, AGM-130C с проникающей БЧ типа ВШ-109. AGM-130A имеет четыре дестабилизатора треугольной формы с отре­занными концами, крестообразно закрепленными на носовом отсеке, и че­тыре стабилизатора, размещенных на хвостовом отсеке. В нижней части УАБ, под корпусом БЧ, прикреплен цилиндрический стартовый РДТТ, рабо­тающий для обеспечения второго участка разгона.

УАБ AGM-130 имеет радиовысотомер и цифровой автопилот, позво­ляющий перепрограммировать траекторию полета от нормального профиля до траектории увеличенного планирования. Максимальная дальность поле­та составляет 45 км при высоте сброса 9 км.

Рисунок 10.45. Управляемая авиационная бомба AGM-130: а — AGM-130A; б — AGM-1 ЗОВ

Способ применения AGM-130 аналогичен способу применения управ­ляемой ракеты AGM-65 или УАБ с телевизионно-командной линией связи (ТКСН). «Захват» цели может быть произведен как до сброса УАБ, так и на траектории с помощью ТКСН. После сбрасывания она планирует на на­чальном участке протяженностью 5,5. 7,5 км, затем происходит включение двигателя и осуществляется управляемый полет к цели.

Летные испытания бомбы проводились на самолетах F-4 и В-52 и были завершены в 1989 г. В 1987 г. работы над AGM-130B и AGM-130C были при­остановлены, но в 1991 г. программа работ по созданию проникающего оружия AGM-130C была продолжена на базе использования БЧ типа I-2000 или ВLU-109В для поражения высокозащищенных целей.

В период 1986-1989 гг. проводились работы по использованию в каче­стве линии связи оптико-волоконного кабеля, а в 1991 г. были проведены работы по оснащению ГСН УАБ AGM-130 прибором с зарядовой связью (ПЗС) в качестве приемника излучения и по использованию турбореактив­ного двигателя.

УАБ AGM-130 применялись ВВС США в Афганистане (октябрь 2001 г. -март 2002 г.) по входам в пещеры для их блокирования.

Аэробаллистическая ракета AGM-183A ARRW. США сокращают отставание

В последние годы Пентагон уделяет особое внимание тематике гиперзвукового оружия разных классов, в т. ч. предназначенного для военно-воздушных сил. С прошлого года ведется разработка одного из таких проектов, и в начале лета стали известны его первые результаты. Перспективная гиперзвуковая баллистическая ракета воздушного базирования Lockheed Martin AGM-183A ARRW уже существует в виде отдельных изделий, используемых в некоторых испытаниях.

Что известно о проекте

Разработка изделия AGM-183A стартовала примерно год назад. 13 августа 2018 г. компания Lockheed Martin Missiles & Fire Control получила контракт стоимостью 480 млн. долларов, целью которого является создание новой аэробаллистической ракеты для ВВС. Новый проект обозначен как Air-Launched Rapid Response Weapon («Оружие быстрого реагирования воздушного базирования») или ARRW.

На работы по ARRW отводится чуть более трех лет. Серийные изделия AGM-183A ожидаются до конца 2021 г. С их помощью ВВС планируют усилить стратегическую авиацию, расширив ее боевые возможности. Аэробаллистические ракеты с высокими летными характеристиками должны будут повысить эффективность авиаударов в сравнении с нынешним вооружением.

Пентагон и «Локхид-Мартин» пока не спешат делиться всеми подробностями работ, однако публикуют некоторые сообщения. Так, из официальных новостей известно, что 12 июня состоялся первый полет макетного образца ракеты ARRW на самолете-носителе. Тестовый вылет провели на авиабазе Эдвардс. Официальный пресс-релиз сопровождался несколькими интересными фотографиями.

Читать еще:  Управляемая авиабомба УБ-2000Ф «Чайка» / УБ-2Ф (Россия)

Макетный образец AGM-183A имеет габариты и массу, соответствующие будущему боевому изделию. Он получил часть систем управления, а остальные агрегаты были заменены весовыми имитаторами. Ракету подвесили под крылом бомбардировщика B-52H, выполнившему полет по заданной программе. Сброс макетного образца не выполнялся. Целью испытаний была проверка поведения ракеты на внешней подвеске. Когда состоятся новые испытания, в т.ч. со сбросом и полетом – не сообщается.

Что известно о ракете

Ряд технических подробностей и характеристики новой ракеты официально не публиковались, что способствует появлению разных оценок и предположений. Одновременно с этим известны некоторые важные подробности проекта. Все это пока не позволяет составить достаточно подробную и правдоподобную картину, но в дальнейшем ситуация должна измениться.

AGM-183A представляет собой аэробаллистическую ракету с, вероятно, отделяемой боевой частью. Она получила цилиндрический корпус с коническим головным обтекателем и складными стабилизаторами в хвосте. В качестве головной части предлагается использовать планирующий боевой блок Tactical Boost Glide, разрабатываемый в DARPA. Разгон блока до требуемых скоростей обеспечивается твердотопливным двигателем ракеты.

По разным оценкам, ракета имеет длину порядка 6-6,5 м при диаметре корпуса ок. 1 м. Стартовая масса должна превышать 2 т. Основная часть летно-технических характеристик ARRW остаются неизвестной. Сообщалось только о дальности стрельбы до 800 км. Также можно говорить о баллистическом профиле полета с характерными особенностями, обусловленными применением боевого блока TBG.

Макетный образец для вывозки на B-52H, как утверждалось, получил часть штатного бортового оборудования. Вероятно, полноценная ракета AGM-183A будет оснащена инерциальной и спутниковой навигационной системой, обеспечивающей ее пролет по необходимой траектории. Схожую аппаратуру должен иметь и боевой блок. При этом его автопилот должен будет обеспечивать маневрирование в полете.

Расчетные и реальные летно-технические характеристики всей системы ARRW остаются неизвестными. Также отсутствует ясность с параметрами ее ключевого элемента – блока TBG. Пока называется только общая дальность стрельбы в 800 км, тогда как иные параметры баллистической траектории не уточняются.

Остаются неизвестными и предполагаемые боевые качества ракеты. Ранее сообщалось, что боевой блок TBG сможет развивать скорость до М=20 и нести ядерную или конвенциональную боевую часть. Также ожидается, что он сможет маневрировать на нисходящей части траектории перед падением на цель.

Отсутствие основной массы наиболее интересной информации пока не позволяет составить подробную картину. Кроме того, оно провоцирует появление версий с критическим настроем. Так, можно предположить, что проект AGM-183A предусматривает создание «обычной» аэробаллистической ракеты без принципиально новых и смелых компонентов, таких как гиперзвуковой планирующий блок.

Впрочем, такое предположение противоречит известным планам Пентагона и заявленным целям программы ARRW. Результатом последней должна стать именно ракета с гиперзвуковым боевым блоком, и иной исход вряд ли устроит заказчика.

Новые возможности для ВВС

Необходимо напомнить, что проект AGM-183A ARRW является уже не первой американской попыткой создания аэробаллистической ракеты для стратегической авиации. В прошлом имели место несколько подобных проектов, но ни один из них не вышел из стадии испытаний. Чем закончится очередная попытка – большой вопрос. Однако и на этот раз Пентагон полон решимости довести проект до принятия ракеты на вооружение.

Предложенный вариант аэробаллистической ракеты с гиперзвуковым боевым блоком имеет ряд важных преимуществ, способных дать стратегической авиации новые возможности. Вследствие этого проект ARRW имеет высокий приоритет и должен быть доведен до желаемого результата. Кроме того, необходимо помнить, что аналогичные системы уже создаются или ставятся на вооружение за рубежом – наметилось некоторое отставание, и США оказываются в неудобном положении догоняющих.

AGM-183A представляет собой баллистическую ракету воздушного базирования, доставляемую к точке запуска дальним бомбардировщиком. Использование самолета B-52H позволяет получить боевой радиус в тысячи километров и обеспечить поражение целей практически в любой точке планеты. При этом один B-52H сможет нести несколько подобных ракет – хотя в ходе испытаний пока ограничились вывозкой одного макета.

Читать еще:  Авиационная управляемая ракета Rb.04 (Швеция)

Запуск «обычного» боевого блока по баллистической траектории на дальность до 800 км в настоящее время не позволяет гарантировать прорыв ПВО и ПРО противника. Проблему прорыва обороны предлагается решать при помощи гиперзвукового планирующего боевого блока. Ожидается, что изделие TBG будет иметь все преимущества, свойственные гиперзвуковому оружию, и сможет эффективно проходить через любые системы обороны. Высокая скорость сократит допустимое время реакции ПВО и ПРО, а способность маневрирования затруднит перехват.

По некоторым данным, блок TBG сможет нести как специальную, так и обычную боевую часть. Это известным образом расширит круг решаемых задач.

Согласно названию программы, ракета AGM-183A должна стать средством для нанесения ответного удара в минимальные сроки. Вероятно, такое оружие планируется использовать для поражения важных объектов противника вместе с другими ракетными комплексами стратегической авиации.

Актуальные проблемы

Прошлогодний контракт предусматривает завершение работ по ARRW до конца 2021 г., после чего ВВС США смогут начать полноценную эксплуатацию нового оружия. Пока рано говорить, удастся ли Пентагону выполнить свои планы в указанные сроки. К настоящему времени проект AGM-183A дошел лишь до вывозки макетного образца и пока не вышел на стадию испытаний. С другой стороны, от подписания контракта и до первого полета с макетом прошло всего 10 месяцев. У компании Lockheed Martin все еще есть солидный запас времени, достаточный для создания и отработки требуемого оружия.

При этом необходимо учесть, что успех программы ARRW зависит не только от собственно ракеты AGM-183A. Ключевым элементом проекта является гиперзвуковой боевой блок TBG, работы по которому продолжаются уже несколько лет. По данным зарубежной прессы, в начале весны этого года изделие TBG вышло на первые летные испытания, но до полноценных полетов на рабочих режимах пока далеко.

Таким образом, при отсутствии каких-либо затруднений в двух перспективных проектах ВВС США в обозримом будущем действительно могут получить принципиально новое оружие с высокими техническими и боевыми характеристиками. Однако затруднения при создании TBG или AGM-183A способны привести к неприятным последствиям в виде смещения сроков принятия ракет на вооружение или даже отказа от всей программы.

Очевидно, что за ходом проекта ARRW сейчас следят не только в США. Перспективная американская ракета способна стать реальной угрозой для третьих стран, и потому требует соответствующей реакции. Следует ожидать, что к моменту принятия AGM-183A на вооружение у вероятных противников США появятся, как минимум, рабочие идеи на тему решения вопроса борьбы с такими ракетами. ВВС США желают завершить работы по новому оружию до конца 2021 г., и у третьих стран пока есть запас времени для ответа.

К настоящему времени в сфере гиперзвуковых вооружений США оказались в положении догоняющих. Они пока разрабатывают подобные проекты, тогда как зарубежные страны уже принимают такие системы на вооружение. Программа ARRW, равно как и другие современные проекты, должна изменить такое положение дел. Удастся ли с ее помощью сократить отставание или даже вырваться в лидеры, станет ясно в ближайшие годы.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Управляемые авиабомбы GBU-15/AGS-130

На малых высотах практически невозможно применять систему полуактивного наведения по отраженному лучу — слишком осложнено взаимодействие оператора подсветки и пилота самолета-носителя управляемой авиабомбы (УАБ). Тем больше становится интерес к пассивным системам самонаведения.

МОДУЛЬНАЯ, УПРАВЛЯЕМАЯ, ДЛЯ МАЛЫХ ВЫСОТ

В 1974 году отдел систем авиационного вооружения командования ВВС США развернул работы над УАБ модульной конструкции в рамках проекта HOBOS. Предполагалось разработать семейство планирующих авиабомб, имеющих на 80 % унифицированные элементы конструкции и предназначенных для пораженияразличных типов целей. Компании «Рокуэлл Интернэшнл» и «Хьюз Эйркрафт» разрабатывали варианты GBU-15(V)CWWc крестообразным крылом и GBU-15 (V) PWW с плоским раскрывающимся крылом, впоследствии переобозначенные, соответственно, GBU-15 и GBU-20.

Летные испытания УАБ начались в 1975 году. В 1980 году была выбрана GBU-15 разработки «Рокуэлл». Ее испытания в модификации с телевизионной головкой самонаведения закончены в 1983 году, с тепловизионной — в 1985-м. Носителями GBU-15 могли служить самолеты F-4E, F-15E, F/A-18, А-7, «Торнадо», F-l 11F, B-52D. Основными носителями, впрочем, стали F-15E и F-111F.

Читать еще:  Реактивные снаряды 9М55С и 9М529 для РСЗО 9К58 «Смерч» (СССР)

УСТРОЙСТВО GBU-15

Конструкция включает шесть сменных модулей — боевую часть, систему наведения, аппаратуру и механизмы управления, переходник, крыло, приемопередатчик двухстороннего канала связи.

В качестве боевой части используются авиационные боеприпасы: это может быть фугасная бомба Мк 84 калибра 907 кг (2000 фунтов), кассетные SUU-54 (с противопехотными и противотанковыми элементами) и СВU-75 (более 1500 осколочных элементов). Позднее добавилась проникающая боевая часть BLU-109/B для поражения заглубленных, хорошо защищенных целей. В носовой части крепится модуль, включающий головку самонаведения (ГСН) и устройство на-ведения, на внешней поверхности модуля установлены стабилизаторы. В условиях хорошей освещенности используется модуль с телевизионной ГСН DSU-27A/D, при ограниченной видимости и ночью — с тепловизионной TCHWGU-10/B, унифицированной с авиационной ракетой AGM-65D «Мэверик». Телевизионная ГСН блокируется с устройством наведения ADU-452 (в такой конфигурации бомба получила обозначение GBU-15(V)1/B), тепловизионная — с устройством ADU-453 (бомба GBU-15(V)2/B). Модуль аппаратуры и механизмов управления WCU-8/B, крепящийся в хвостовой части, включает автопилот и приводы рулей. С устройством наведения аппаратура соединяется кабелями, проходящими через гаргрот сверху бомбы, здесь же размещены разъемы. К модулю крепится приемопередатчик DA-8921/AXQ-14. Крестообразное крыло MXU-723/B снабжено рулями, имеющими дифференциальное (попарное) управление.

СБРОС, ПОЛЕТ, НАВЕДЕНИЕ

Сброс УАБ производится обычно с горизонтального полета на высотах от 150 до 13 000 м. После сброса с малых высот бомба, используя запас скорости, на начальном участке траектории автоматически набирает высоту 500-600 м и переходит в планирование. Изображение местности, снятое теле- или тепловизионной ГСН, передается на самолет, оборудованный подвесной (в контейнере) аппаратурой AN/AXQ-14 компании «Хьюз Эйркрафт» — это может быть как самолет-носитель, так и отдельный самолет. Оператор управления оружием получает изображение на телевизионный индикатор в кабине, по команде оператора система наведения бомбы захватывает цель на автосопровождение перед отделением от носителя или уже на траектории. Автопилот обеспечивает программное управление на начальном участке траектории, затем — управление по сигналам системы наведения. Самонаведение осуществляется корреляционным методом. На конечном участке УАБ переходит в пикирование на цель. Возможно переключение на ручное наведение по радиоканалу.

С НАВЕДЕНИЕМ ПО GPS

В 1999 году УАБ модернизирована до стандарта EGBU-15 (Enhanced GBU-15) с установкой приемника навигационной системы GP5. К работе привлекли «Эпплайд Сайенсиз Инжиниринг Интернэшнл» и «Рейтон Дефенс Системз». В результате два имеющихся способа наведения — оптическое самонаведение и ручное наведение — дополнились третьим: программным наведением по координатам цели, введенным в память системы перед сбросом бомбы. Это повысило «всепогодность» применения и автономность боеприпаса. Внешне EGBU-15 отличается прямоугольным крылом вместо трапециевидного. Максимальная дальность полета составила 28 км. Носителем EGBU-15 определен тактический истребитель F-15E.

ОТ БОМБЫ К БОМБЕ-РАКЕТЕ

Для увеличения дальности планирования УАБ на малых и предельно малых высотах — и, следовательно, возможности сброса до захода самолета в зону действия средств ПВО, скрытности применения, — бомбы дополнили твердотопливным ракетным ускорителем (двигателем), крепящимся снизу. Разработку этого варианта «Рокуэлл» начала в 1984 году. По заказу ВВС США испытания велись до 1989 года. В 1991 году тактико-технические требования пересмотрены под явным влиянием опыта операции «Буря в пустыне». По сути, получилась управляемая ракета — хотя и с меньшей, чем у «обычных» авиационных ракет, тяговооруженностью, зато с большей относительной массой боевой части. Боеприпас даже получил обозначение AGM-130 (Air-to-Ground Missile). Создано несколько модификаций:

— AGM-130А с бомбой Мк 84 в качестве боевой части (AGM-130A-11 с телевизионной и AGM-130А-12 с тепловизионной ГСН),
— AGM-130В с кассетной бомбой SUU-54.
— AGM-130С с проникающей фугасной боевой частью BLU-109/B,
— AGM-130D с проникающей термобарической боевой частью BLU-118/В,
— AGM-130MCG (Mid-Course Guidance) с приемником системы GPS, сопряженным с улучшенной инерциальной системой наведения.

Облегченная AGM-130LW с автономной системой наведения (инерциальная/GPS) рассчитана на применение с легких одноместных истребителей. Самолет F-15E может нести две AGM-130. Сброс AGM-130 можно производить с предельно малых высот вплоть до 15 м. Ускоритель включается в полете.

Радиовысотомер позволяет выдерживать высоту в соответствии с программой полета. На конечном участке траектории ускоритель сбрасывается, AGM-130 переходит в планирующий полет.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector