Авиационная управляемая ракета AGM-84E SLAM (США)
Авиационная управляемая ракета AGM-84E SLAM (США)
Авиационная крылатая ракета AGM-84H SLAM-ER ( Standoff Land Attack Missile Expanded Response) предназначена для поражения надводных кораблей в море и в местах стоянки, а также малых сильнозащищенных наземных целей без захода в зону действия ПВО противника. Основными носителями ракет SLAM-ER являются самолеты палубной авиации F/A-18C/D Hornet(F/A-18E/F Super Hornet). Фирмой Boeing разработан вариант использования в корабельных ракетных комплексах, а также с самолетов наземного базирования. Принята на вооружение летом 1999 года.
SLAM-ER – результат последовательной модернизации крылатых ракет предыдущего поколения Harpoon, SLAM. Ракета SLAM-ER имеет обычную аэродинамическую схему с низким расположением крыла малой толщины, что обеспечивает повышение коэффициента аэродинамического качества и , как следствие, увеличение дальности полета с высокой дозвуковой скоростью. Ракета снабжена турбореактивным двигателем Teledyne Turdbojet +, в корабельном варианте комплектуется твердотопливным ускорителем.
В конструкции ракеты заимствована часть узлов и элементов от ракеты SLAM. Для увеличения эффективности действия против бронированных целей используется улучшенная боеголовка. Как вариант ракета может оснащаться кассетной боевой частью, укомплектованной самонаводящимися боевыми элементами “BAT”, которые могут разводиться на расстояние 500-1000 м от точки прицеливания.
Система управления ракеты комплексирована с системой спутниковой навигации, во время полета датчик системы контроля местонахождения GPS (Global Positioning System) постоянно корректирует данные инерциальной подсистемы управления SLAM-ER. Это гарантирует высокую точность наведения ракеты в точку прицеливания.
Система управления SLAM-ER позволяет пилоту самолета-носителя точно знать траекторию в течение всего полета ракеты. Канал связи используется и для передачи информации о цели самолету наведения. Главная особенность системы SLAM-ER заключается в так называемой Стоп-кадровом обновлении местоположения цели (Stop-Motion Aimpoint Update), она позволяет оператору управления отслеживать цель на устройстве отображения информации в кабине экипажа, обеспечивает точное целеуказание и выдачу команды на поражение. Этот уникальный способ наведения позволяет поразить даже те цели, которые не видимы в инфракрасном диапазоне.
Такая система имеет существенные преимущества перед другими типами ракет такого же класса. Просмотр изображения цели в реальном масштабе времени позволяет лучше опознавать цель, улучшить поражающий эффект и в случае необходимости осуществить перенацеливание , а также быть непосредственно уверенным в успешном выполнении задания.
SLAM-ER+ это первая в США система оружия, включающая систему Автоматическиго Захвата Цели – ATA (Automatic Target Acquisition), разработку фирмы Boeing Phantom Works. ATA использует алгоритм сопоставления шаблона фотоизображения цели с изображением, даваемым ИК датчиком. Данная система проводит сравнение и вырабатывает соответствующие команды для системы управления ракеты. Таким способом, SLAM-ER+ обеспечивает достаточно надежную селекцию целей без помощи пилота, хотя последний имеет возможность перенастроить ATA и выбрать альтернативную цель, даже если цель уже находится на экране, или уже уничтоена. Предполагается, что ATA позволит значительно расширить возможности SLAM-ER.
SLAM-ER осуществила свой первый полет 18 марта 1997 года, при этом было проведено успешное исследование по 13 смешанным критериями.
В марте 1995 Военно-морской флот США заключил с компании Boeing $99.4-миллионный контракт на инженерную и производственную разработку программы SLAM-ER. Согласно этому контракту Boeing обязуется поставить 157 SLAM-ER, с дальнейшим производством вплоть до 2004 года. На вооружение должны будут поступить приблизительно 600 ракет SLAM-ER с дальнейшей доработкой и модернизацией.
AGM-84H / К SLAM-ER – AGM-84H/K SLAM-ER
AGM-84H / K SLAM-ER (Standoff Атака Land Missile-Expanded Response) является передовой высокоточными, воздушного базирования крылатых ракет производства Boeing Defense, Space & Security для государств вооруженных сил Соединенных и их союзников. Разработанная с AGM-84E SLAM (Standoff Land Attack Missile) (сам разработанный Boeing Integrated Systems обороны от McDonnell Douglas Гарпун ракеты противокорабельной ), то SLAM-ER способен атаковать землю и море цели среды для большой дальности (155 морских миль / 270 км максимум). SLAM-ER зависит от системы глобального позиционирования (GPS) и ИК – изображения для его навигации и управления, и он может ударить как движущиеся и стационарные цели.
SLAM-ER может управляться дистанционно во время полета, и он не может быть перенаправлен на другой объект после запуска , если первоначальная цель была уже уничтожена, или больше не считается опасным ( команда руководства ). SLAM-ER является очень точным оружием; по состоянию на 2009 год он имел лучший круговое вероятное (КЭП) любой ракеты , используемой ВМС США .
содержание
история
SLAM-ER получен первоначальный оперативный потенциал в июне 2000 года в общей сложности трех ракет SLAM-ER были выпущены ВМС США во время войны в Ираке , и ракета была также использована в ходе операции Несокрушимая свобода в Афганистане .
General Electric Company обеспечивает автоматическое распознавание цели Unit (ATRU) для SLAM-ER , который обрабатывает предстартовый и данные postlaunch нацеливания, обеспечивает высокую скорость сравнение видео ( DSMAC ), а также позволяет SLAM-ER , который будет использоваться в подлинном ” огне и забыть “манере. Это также включает в себя « люди-в-петле режим», когда пилот или оружие сотрудник системы может назначить точку удара точно, даже если цель не имеет отличительную инфракрасную подписи . Он может быть запущен и под контролем различных самолетов , включая F / A-18 Hornet , F / A-18 Супер Хорнет и P-3C Orion , а также по ВВС США «с F-15E Strike Eagle . Перед выходом на пенсию S-3B Viking , он также был в состоянии запустить и контролировать SLAM-ER. ВВС Южной Кореи версия «s из F-15E Strike Eagle, в F-15K Slam Eagle , была способна запускать и контролировать SLAM-ER с 2006 года в тестовых упражнениях.
Авиационные управляемые ракеты класса “воздух-поверхность” (2017)
А. Попов,
доктор технических наук, профессор;
И. Кимов
Достигнутый к началу 1960-х годов прогресс в теории автоматического управления, аэродинамике, разработке ракетных двигателей и особенно в радиоэлектронной технике явился той базой, которая позволила приступить к созданию и совершенствованию высокоточного оружия.
В 70-х годах XX века управляемое оружие показало свою достаточно высокую боевую эффективность в ходе локальных конфликтов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, что привело к кардинальному изменению взглядов на его роль и место в современной вооруженной борьбе. В результате зарубежными странами были предприняты значительные усилия по разработке большого количества образцов оружия различного боевого предназначения.
Тенденция использования средств ведения вооруженной борьбы в настоящее время, по оценкам иностранных военных специалистов, связана со значительным повышением роли авиационного управляемого оружия класса “воздух – поверхность”. Подтверждением этого является беспрецедентное по своему масштабу массированное применение авиации в ходе операции “Буря в пустыне” в 1991 году в районе Персидского залива. Не имеющая аналогов по своему масштабу операция доказала свою исключительность и в приоритетном использовании авиационных управляемых ракет (УР) класса “воздух – поверхность”, что было обусловлено большой дальностью действия и высокой точностью наведения их на цель.
Так, в зарубежной печати неоднократно отмечалось успешное задействование ВМС США при нанесении ударов по стратегическим целям Ирака УР AGM-84E SLAM, официально не принятых на вооружение американского флота и находившихся к началу ведения боевых действий в стадии войсковых испытаний. Впервые в операции “Буря в пустыне” эти ракеты были применены 18 января 1991 года при атаке гидроэлектростанции (ГЭС).
Удар по ГЭС с самолетов А-7Е наносился двумя ракетами AGM-84E SLAM. Первая предназначалась для пробивания отверстия в стене корпуса энергоблока, а вторая подошла к цели спустя 2 мин и была направлена точно в образовавшийся проем для уничтожения оборудования внутри здания.
В соответствии с функциональным назначением УР класса “воздух-поверхность” подразделяются на ракеты общего назначения (ОН), противорадиолокационные (ПРР), противокорабельные (ПКР) и противотанковые (ПТУР) ракеты.
Среди ракет общего назначения наиболее широко представлены УР AGM-65 “Мейверик” американской фирмы “Хьюз эркрафт”, продемонстрировавшие высокую эффективность в ходе боевого применения в различных модификациях. Так, в проведенных с начала 1970-х годов около 1 400 испытательных, учебных и боевых пусках ракет AGM-65A/B, оснащенных телевизионной головкой самонаведения (ГСН), прямое попадание было зарегистрировано в 85% случаев. Из 100 боевых пусков 87 оказались успешными, что сделало “Мейверик” наиболее эффективным оружием, до сих пор состоящим на вооружении ВВС США и ряда других стран (Египет, Израиль, Южная Корея, ФРГ).
Ограничение боевых возможностей ракет с телевизионными ГСН при действии в сложных метеоусловиях или в условиях плохой видимости послужило стимулирующим фактором для проведения мероприятий по модернизации AGM-65. Вследствие этого американскими фирмами “Хьюз эркрафт” (главный подрядчик) и “Рейтеон” на конкурсной основе был разработан вариант УР “Мейверик” с тепловизионной ГСН.
Модульный принцип построения ракеты, принятый за основу при ее проектировании, позволил создать шесть вариантов такой УР (А, В, С, D, Е и F) для поражения широкого класса различных тактических целей при сохранении единой формы и габаритов ракеты. Первые четыре варианта, предназначенных для ВВС, рассчитаны на применение для решения задачи непосредственной поддержки войск на поле боя. Данные варианты оснащаются кумулятивной или осколочно-фугасной боевой частью (БЧ) и отличаются один от другого типом системы наведения. В УР AGM-65A и -65В использованы телевизионные ГСН (во втором случае с увеличенным фокусным расстоянием оптической системы), в AGM-65C – полуактивная лазерная ГСН, а в AGM-65D – тепловизионная. Варианты Е и F с лазерной и тепловизионной ГСН соответственно, оснащенные (в отличие от предыдущих вариантов) проникающими БЧ с увеличенной массой, предназначены для ВМС.
Ракеты “Мейверик” всех модификаций выполнены по нормальной аэродинамической схеме, имеют крестообразное в плане крыло треугольной формы и крестообразные рули. Корпус ракеты конструктивно состоит из трех отсеков. В качестве двигательной установки (ДУ) используется двухрежимный твердотопливный ракетный двигатель (РДТТ) ТХ-481 фирмы “Тиокол”.
Для пуска УР “Мейверик” с тепловизионной ГСН летчик следит за изображением инфракрасного (ИК) следящего устройства ракеты на экране индикатора в кабине самолета. После захвата цели он может осуществлять пуск ракеты в определенных границах зоны возможных пусков.
Тепловизионная ГСН, функционирующая в длинноволновой части ИК-диапазона и способная обнаруживать незначительный температурный градиент объектов, обладает улучшенными возможностями обнаружения замаскированных целей, а также обеспечивает применение УР в условиях плохой видимости из-за воздействия дыма и пыли на поле боя. AGM-65D более эффективна при проведении операций ночью и в условиях сильных помех, при этом обнаружение цели и пуск ракет могут осуществляться на дальности 12-20 км, в зависимости от высоты пуска.
Вместе с тем эффективная против большинства помех тепловизионная ГСН подвержена воздействию уводящих помех. По мнению иностранных специалистов, она может быть дезориентирована трассерами или ложными тепловыми целями. В связи с этим разработан алгоритм повышения избирательности ГСН, реализация которого вполне вероятна благодаря использованию в системе управления AGM-65D цифрового вычислительного устройства. При этом появляется возможность отселектировать ложные цели и повысить точность наведения ракеты на конечном участке траектории полета.
В качестве альтернативы тепловизионной системе наведения (особенно в условиях применения управляемого оружия для поддержки боевых действий во фронтовой полосе) разработана лазерная система наведения, в которой целеуказание может обеспечиваться как с помощью подвесной лазерной системы, установленной на самолете-носителе, так и наводчиком с земли или с другого самолета.
Это стало отправным моментом для разработки модификации ракеты “Мейверик” – AGM-65E, состоящей на вооружении самолетов морской пехоты. В ней используется полуактивная лазерная система наведения и проникающая БЧ с осколочно-фугасным эффектом и массой около 136 кг.
Дальнейшее развитие УР “Мейверик” нашло свое отражение в двух модификациях:
– AGM-65F, оснащенной тепловизионной ГСН, боевой частью и ДУ ракеты AGM-65E, а также адаптивным взрывателем для обеспечения поражения кораблей или береговых целей;
– AGM-65G, являющейся дальнейшей разработкой модификации AGM-6SD с БЧ большой (136 кг) массы и адаптивным взрывателем. Данная БЧ делает возможным пробивание брони толщиной более 0,6 м или бетонного покрытия толщиной 1,8 м с последующей детонацией. Ракеты с более тяжелой боевой частью обычно используются против таких целей, как надводные корабли, стационарные объекты, в частности железобетонные укрытия (ЖБУ), и танки.
Ракеты “Мейверик” в настоящее время входят в состав вооружения самолетов F-4, F-5E, F-15E, F-16, А-10 и “Торнадо”.
Как и на AGM-65E, лазерная ГСН установлена на французской управляемой ракете AS-30L фирмы “Аэроспасьяль”, причем для целеуказания обычно используется контейнерная оптико-электронная система, подвешенная непосредственно на самолете-носителе. Она предназначена для обнаружения, автоматического сопровождения наземных целей и подсветки их лазерным лучом. В ее состав входят: телевизионная камера, работающая в видимом диапазоне и ближней части ИК-спектра; лазерный дальномер-целеуказатель (рабочая длина волны 1,06 мкм) и гиростабилизированное зеркало, размещенное в подвижной турели, шарнирно соединенной с остальной частью подвесного контейнера, в которой располагаются блоки питания и ЭВМ.
Кроме того, в кабине экипажа установлены индикатор (на нем высвечивается телевизионное изображение местности) и панель управления. Поиск и обнаружение цели осуществляются на дальности до 10 км с помощью ТВ-камеры. Система обеспечивает автоматическое удержание лазерного луча на цели независимо от выполняемых самолетом маневров.
УР AS-30L массой 240 кг имеет максимальную скорость полета, соответствующую числу М = 1,5, и дальность пуска около 10 км. ДУ представляет собой РДТТ с двумя степенями тяги. Управление ракетой газодинамическое – осуществляется с помощью дефлекторов реактивной струи. Применение ее с французских самолетов “Ягуар” в ходе войны в зоне Персидского залива оказалось весьма эффективным. Так, во время боевых вылетов пуски УР AS-30L обычно производились при пикировании на высоте 1,3 км (высота входа в него 2,2 км).
В зарубежных СМИ приводился имевший место эпизод, в котором ракета AS-30L поразила укрепленный склад боеприпасов, влетев в его помещение через створку ворот.
Французской фирмой “Аэроспасьяль” разработан и другой образец – управляемая ракета ASMP (Air-Sol-Moyenne-Portee), с 1986 года состоящая на вооружении самолетов “Мираж-2000”. Длина УР 5,38 м, диаметр 0,38 м, размах крыла 1,2 м. Она предназначена для поражения сильно укрепленных целей, аэродромов, командных пунктов и центров связи.
ASMP в боевом варианте (оранжевая полоса на ее корпусе) имеет сверхзвуковую скорость полета и оснащена ядерной БЧ мощностью до 300 кг.
Максимальная дальность стрельбы УР около 350 км, что позволяет осуществлять ее пуск без захода в зону наземных средств ПВО противника. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме. В качестве силовой установки используется комбинация РДТТ и прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД).
Инерциальная система наведения ASMP характеризуется высокой помехоустойчивостью, отсутствием излучения и способностью работать в любых погодных условиях. Она связана с бортовой ЭВМ, куда заблаговременно вводятся параметры боевого задания и полета УР к цели (курс, высота, скорость, профиль траектории). Перед пуском производится их корректировка посредством прицельно-навигационной системы (ПРНС) самолета-носителя. Управление ракетой осуществляется с помощью четырех рулей.
Результатом совместной разработки фирм “Матра” (Франция) и “Хаукер Сиддли” (Великобритания) стала другая представительница УР ОН – управляемая ракета “Мартель”, предназначенная для вооружения самолетов “Ягуар” и “Атлантик” (Франция).
Она производилась в двух вариантах: противорадиолокационная УР AS-37 “Мартель” (выпускается фирмой “Матра”) и УР общего назначения AS-168 “Мартель” с телевизионным радиокомандным наведением (“Хаукер Сиддли”). Сообщалось также о создании противокорабельного варианта ракеты “Мартель” с активной радиолокационной ГСН, способного выполнять полет на предельно малой высоте.
Кроме того, в работах над УР “Мартель” принимали участие две фирмы: “Электроник Марсель Дассо” (Франция), создавшая систему наведения противорадиолокационного варианта, в том числе пассивную радиолокационную ГСН AD-37, и “Маркони” (Великобритания), отвечавшая за разработку оборудования для AS-168.
Необходимость принятия на вооружение ВМС США управляемого оружия, способного с высокой точностью поражать сильнозащищенные наземные цели при нахождении ударного самолета за пределами объектовой зоны ПВО, обусловила создание ракеты AGM-84E SLAM (Stand-off Land Attack Missile). В ходе операции “Буря в пустыне” такие УР запускались с палубных самолетов А-6Е “Интрудер” и F/A-18 “Хорнет”, а на цели наводились с самолетов А-7Е “Корсар”.
AGM-84E представляет собой модификацию противокорабельной ракеты (ПКР) “Гарпун”. Она запускается за пределами объектовой зоны ПВО и имеет дальность полета свыше 110 км. (при пуске с малых высот не более 90 км). БЧ массой 227 кг может оснащаться контактным взрывателем мгновенного или замедленного действия. Кроме того был испытан корабельный вариант УР.
Для ракет “Гарпун” и SLAM характерна высокая степень унификации конструкции: однотипные отсеки системы управления, маршевого турбореактивного двигателя, боевой части. Основные их отличия связаны с системами наведения. ПКР “Гарпун” имеет активную радиолокационную головку самонаведения (АРГС). На ракете SLAM те же радиовысотомер и система наведения на маршевом участке траектории, что и у ПКР “Гарпун”, однако есть дополнительное бортовое оборудование, необходимое для обеспечения пуска ракеты за пределами объектовой зоны ПВО.
При создании УР SLAM были использованы уже имеющиеся компоненты, в частности тепловизионная ГСН ракеты AGM-65D “Мейверик”. Применение линии видеосвязи от командной системы управляемой авиационной бомбы AGM-62 “Уоллай” позволяет летчику самолета-носителя выбирать точку прицеливания, а наличие одноканального приемника космической радионавигационной системы (КРНС) “Навстар” с процессором обеспечивает возможность непрерывной коррекции инерциальной системы наведения на среднем участке траектории.
SLAM предназначена для нанесения высокоточных ударов по целям с известными координатами. Кроме того, в режиме стрельбы по внезапно обнаруженной цели такие ракеты могут запускаться и по кораблям на переходе.
Обычно до взлета палубного самолета с авианосца в бортовой вычислитель УР SLAM загружаются три заранее планируемых режима стрельбы и один режим пуска по внезапно обнаруженной цели. Окончательный выбор последнего осуществляется экипажем самолета-носителя до начала атаки и отделения ракеты.
Дальнейшая модификация ракеты – AGM-84H SLAM ER, имеет тепловизионную ГСН, а также навигационную систему с коррекцией по данным о рельефе местности и информации приемника КРНС “Навстар”. Предусматривается возможность установки автоматической системы захвата целей.
Таким образам, дальнейшее развитие УР класса “воздух-поверхность” направлено на повышение их унификации, модернизацию боевых частей ракет, улучшение управляемости, увеличение дальности действия, скорости полета и, соответственно, точности их применения.