1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиационная управляемая ракета AIM-54A Phoenix (США)

Авиационная управляемая ракета AIM-54A Phoenix (США)

Авиационная управляемая ракета класса «воздух-воздух» большой дальности AIM-54A Phoenix предназначена для поражения воздушных целей противника в дальних ракетных воздушных боях, борьбы с противокорабельными крылатыми ракетами. Принята на вооружение в 1973 году. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме, оснащена комбинированной системой управления с радиолокационной головкой самонаведения с автономным инерциальным управлением на начальном участке полета, полуактивным наведением на среднем и активным радиолокационным на конечном, твердотопливным ракетным двигателем Mk47 Mod1, фугасной боевой частью массой 60,75 кг с неконтактным взрывателем.

В 1973 г. на вооружение ВВС и ВМФ США была принята ракета большой дальности «Феникс» AIM-54A. Она создана с учетом проектирования ракеты «Фолкон» AIM-47A. Система наведения AIM-54A комбинированная. Она состоит из полуактивной радиолокационной импульсно-доплеровской системы, работающей по отраженным от цели сигналам самолетной РЛС на начальном и среднем участках траектории, и активной радиолокационной импульсно-доплеровской системы самонаведения, включающейся в работу на удалении ракеты от цели на расстояние около 16 км.

Ракета AIM-54A имеет обычную самолетную аэродинамическую схему. Длина ракеты — 3,95 м, калибр 380 мм, размах крыла 915 мм. Боевая часть стержневая весом 60 кг с радиовзрывателем. Поверхность ракеты покрыта теплоизоляционным материалом для предотвращения кинетического нагрева конструкции свыше 200 UC. Носовая часть выполнена из керамики.

Ракета AIM-54A оснащена твердотопливным двигателем МК60 мод.0, который работает в двух режимах тяги. Он расположен так, что при выгорании топлива центровка ракеты не нарушается. Вес двигателя с топливом 199 кг, длина 1780 мм.

Носителями ракет «Феникс» были F-111 (2 ракеты в отсеке вооружения и 4 на подкрыльевых пилонах), F-14 «Томкэт» и др. Истребитель F-14A может нести шесть «Фениксов». Его бортовая система управления оружием способна следить за 24 целями и одновременно наводить все 6 ракет на различные цели.

В 1978 г. начались работы по модернизации ракеты «Феникс» AIM-54A. Новая модель получила индекс AIM-54C. Основные отличия новой ракеты кроются в системе самонаведения. AIM-54C оснащена командно-инерционной и активной радиолокационной системой наведения. Командно-инерциальная система наведения включает в себя компьютер, выполняющий также роль автопилота, и бескарданную гиростабилизированную платформу и позволяет осуществлять наведение ракеты по более сложным и оптимальным траекториям, повышать эффективность ее борьбы с высотными и энергично маневрирующими целями, а также увеличивать точность вывода ракеты на конечный участок полета, на котором она переходит в режим самонаведения. Кроме того, цифровая командно-инерциальная система наведения обеспечивает повышение примерно в два раза надежности бортовой аппаратуры, а наличие средств встроенного автоматизированного контроля дает возможность производить ее проверку независимо от системы управления оружием самолета-носителя F-14 «Томкэт».

На конечном участке полета AIM-54C включается активная радиолокационная система управления. В 1986 году на вооружение принята модификация AIM-54C с усовершенствованной системой управления, твердотопливным ракетным двигателем Mk60 с увеличенной тягой и пониженной дымностью, фугасной боевой частью WDU-29/B повышенной эффективности с радиовзрывателем DSU-28. Ракеты применяются палубными истребителями F-14 Tomcat с авиационных катапультных устройств LAU-93 и LAU-132.

AIM-54 Phoenix — AIM-54 Phoenix

AIM-54 Phoenix представляет собой радиолокационное наведение, дальний воздух-воздух ракета (А), осуществляется в кластерах до шести ракет на Grumman F-14 Tomcat , его только оперативной стартовой платформа. Феникс был Соединенные Штаты только дальний ракетный класса » воздух-воздух » . Сочетание Phoenix ракеты и AN / AWG-9 наведения РЛС была первой системой воздушного оружия , которые могут одновременно участвовать несколько целей. Из — за его активное слежение радара, то код краткости «Фокс Три» был использован при стрельбе AIM-54.

Обе ракеты и самолеты использовались Ираном и ВМС Соединенных Штатов . В службе США и в настоящее время на пенсии, AIM-54 Phoenix в 2004 году и F-14 в 2006 году они были заменены меньшей дальности AIM-120 AMRAAM , используемый на F / A-18 Hornet и F / A- 18E / F Супер Хорнет -в своей версии AIM-120D , последняя версия AMRAAM просто соответствует максимальной диапазон Феникса.

AIM-54 приписывают 62 воздух-воздух убивает, все забил Ираном в течение длительного ирано-иракской войны . После выхода на пенсию в F-14 ВМС США, единственным оператором тока оружия является Исламская Республика Иран ВВС .

содержание

развитие

С 1951 года ВМС столкнулись первоначальную угрозу со стороны Туполева Ту-4К «Bull» несущей противокорабельные ракеты или ядерные бомбы.

В конце концов, в разгар холодной войны, угроза бы разложена в полковой размера набегов Ту-16 Badger и Ту-22М BACKFIRE бомбардировщиков , оснащенных низколетящих, дальнобойных, высокоскоростных крылатых ракет ядерным оружием и значительное радиоэлектронное противодействие (ECM) различных типов. Эта комбинация считается способной насытить флота оборону и угрожающие группы носителей.

Читать еще:  Пистолетный патрон с экспансивной пулей «ПЭ» (Россия)

ВМС потребует большой дальность, продолжительность полета перехватчика самолета , чтобы защитить авианосные группы против этой угрозы. Предлагаемый F6D Missileer предназначался для выполнения этой миссии и противостоять атаке, насколько это возможно , от флота он защищал. Оружие , необходимое для перехватчика самолета, на Бендикс А-N-10 Eagle , должны было быть ракетой воздуха-воздух беспрецедентного диапазона по сравнению с современными AIM-7 Sparrow ракет. Она будет работать вместе с Вестингауз AN / APQ-81 радар. Проект Missileer был отменен в декабре 1960 года.

AIM-54

В начале 1960 — х годов ВМС США сделали очередную попытку перехватчик с F-111B , и они нуждались в новой конструкции ракет. В то же время, US отменили проекты для их наземного базирования самолета — перехватчика высокой скорости, североамериканские XF-108 Rapier и Lockheed YF-12 , и оставили способную AIM-47 Фалкон ракету на довольно продвинутую стадии развития, но без эффективной платформы запуска.

AIM-54 Phoenix, разработанный для флота ПВО истребителя F-111B, имел фюзеляж с четырьмя крестообразными ребрами , который был в увеличенном масштабе версия AIM-47. Одной из характерных черт родословной Missileer в том , что радар послал его корректировку в середине курса , что позволило систему управления огня на «чердак» ракету вверх над целью в разряженный воздух , где он был лучший выбор.

F-111B был отменен в 1968 г. Его система оружия, AIM-54 работает с радаром AWG-9 , мигрировали в новый проект истребителя ВМС США, в VFX, который позже стал F-14 Tomcat .

В 1977 году разработка значительно улучшенной версии Phoenix, AIM-54C, был разработан с целью улучшения встречным проецируется угрозы со стороны тактических анти-морской авиации и крылатых ракет, а его окончательное обновление включало перепрограммируемой способность памяти, чтобы идти в ногу с формирующейся ECM ,

Использование в сравнении с другими системами оружия

AIM-54 / AWG-9 комбинация имела несколько возможностей дорожки (до 24 целей) и запуск (до шести Phoenixes может быть запущен почти одновременно); большие 1000 фунтов (500 кг) Ракета оснащена обычной боеголовкой.

На F-14, четыре ракеты может перевозиться под фюзеляжем туннеля , прикрепленный к специальным аэродинамическим поддонам, а также две под перчатками станций. Полная нагрузка шести ракет Phoenix и уникальных пусковых рельсы весит более 8000 фунтов (3600 кг), примерно в два раза веса воробьев, так что это было чаще носить смешанный груз из четыре Феникса, два воробья , и два Sidewinder ракеты.

Большинство других самолетов США опирались на меньшие, полуактивной средней дальности AIM-7 Sparrow . Полуактивное руководство означало самолет уже не имел возможности поиска, поддерживая запущенный Воробей, уменьшая ситуационную осведомленность .

РЛС Кота мог отслеживать до 24 целей в треке-то время сканирования режима, с AWG-9 выбора до шести потенциальных мишеней для ракет. Пилот или РЛС перехвата офицер (RIO) может затем запустить ракеты Phoenix раз были выполнены параметры. Большой тактический информационный дисплей (TID) в кабине РИО дал информацию летному экипажу (пилот имел возможность контролировать РИО — х дисплей) и радар может постоянно искать и отслеживать несколько целей после того, как были запущены ракеты Phoenix, тем самым сохраняя ситуационную осведомленность боевом.

Link 4 DATALINK позволили ВМС США Tomcats обмениваться информацией с E-2C Hawkeye AEW самолета. Во время Щит пустыни в 1990 г. Ссылка 4A была введена; это позволило Tomcats иметь возможность истребителя-на-истребитель DataLink, дальнейшее повышение общей ситуационной осведомленности. F-14D поступил на службу с JTIDS , которые принесли еще лучше Ссылка 16 DataLink «картину» в кабине.

Активное руководство

Феникс имеет несколько режимов наведения и достигает своего длинный диапазон с помощью обновления середине курса из / B AWG-9 радара F-14A (APG-71 радар в F-14D), как он поднимается вверх в круиз между 80000 футов (24000 м ) и 100000 футов (30000 м) при температуре, близких к Маху 5. Phoenix использует эту высокую высоту, чтобы получить гравитационную потенциальную энергию, которая затем преобразуется в кинетическую энергию в ракетных погружениях на высокой скорости в направлении своей цели. Примерно в 11 милях (18 км) от цели, ракета активирует свой собственный радар для обеспечения терминала руководства. Минимальный диапазон зацепления для Phoenix составляет около 2 NMI (3,7 км) и активного самонаведения будет инициировать при запуске.

История службы

боевой опыт США

  • 5 января 1999 года, пара американских F-14s выпустили две фениксов на иракских МиГ-25 к юго — востоку от Багдада . Ракетные двигатели и прицельный-54S’ не удалось , и ни ракета попала в цель.
  • 9 сентября 1999 года, еще один американский F-14 запустили AIM-54 на иракский МиГ-23 , который направлялся на юг , в бесполетной зоны с авиабазы Аль Taqaddum к западу от Багдада. Ракета пропустил, в конце концов происходит в землю после того, как иракский истребитель изменил курс и бежал на север.
Читать еще:  Пистолетный патрон «Учебный» СП10-УЧ (Россия)

AIM-54 Феникс ушел из службы USN 30 сентября 2004 года F-14 Tomcats были изъяты 22 сентября 2006 г. Они были заменены меньшей дальности AIM-120 AMRAAMs , занятых на F / A-18E / F Супер Хорнет .

Несмотря на хваленую возможность, Феникс редко используется в бое, только два подтвержденных запусков и не подтвержденных целей , уничтоженных в службе ВМС США, хотя большое количество убийств было заявлены иранским F-14s во время ирано-иракской войны . USAF F-15 Eagle была ответственность за суши воздушного патрулирования боевых обязанностей в операции Буре в пустыне в 1991 году, в первую очередь из-за бортовые F-15 МФЛ возможности. Tomcat не обладает необходимыми возможностями IFF под мандатом JFACC , чтобы удовлетворить правила взаимодействия , чтобы использовать возможности Phoenix в пределах видимости . AIM-54 не был принят какой — либо иностранного государства , кроме Ирана , или любой другой службы в вооруженных силах США, и не был использован на любом самолете, кроме F-14.

Иранский боевой опыт

Существует очень мало информации об использовании Ираном своего 79 F-14A Tomcats (доставленном до 1979) в большинстве западных торговых точек. Исключением является книга выпущена Osprey Publishing под названием иранскими F-14 Коты в бою Том Купер и Farzad Бишоп. Большинство исследований , содержащихся в книге , было основано на экспериментальных интервью. Отчеты варьируются от использования 285 ракет , поставляемых в Иран, в ходе ирано-иракской войны (1980-1988), и достижении , по крайней мере 78 побед против иракского МиГа-21/23 / 25s, Mirage F-1s, Супер Étendards, и даже один AM-39 Exocet и один крылатые противокорабельные ракеты С-601.

США отказались поставлять запасные части и обслуживание после революции 1979 года, в течение короткого периода во время , за исключением ирано-контрас . По словам Купера, Исламская Республика Ирана ВВС сохранила свои F-14 истребителей и AIM-54 ракеты в регулярном использовании в течение всей ирано-иракской войны, хотя периодическое отсутствие запасных частей заземлены большие части флота в разы. Во конце 1987, запас AIM-54 ракет была на самом низком уровне , с менее чем 50 боевых ракет доступны. Ракеты нужны новые тепловые батареи , которые могут быть приобретены только из США. Иран нашел подпольную покупателя, снабжавший его с батареями, которые стоят до $ 10000 каждый. Иран получил запасные части и детали для обоих F-14s и AIM-54s из различных источников , во время ирано-иракской войны, и получил больше запасных частей после конфликта. Иран начал программу по созданию запасных частей для самолетов и ракет, и хотя есть утверждения , что он больше не опирается на внешние источники , чтобы сохранить свои F-14s и AIM-54s работает, есть доказательства того, что Иран продолжает закупать детали подпольно.

И F-14 Tomcat и AIM-54 Phoenix ракеты продолжают в службе Исламской Республики Иран ВВС . Иран утверждал, что работа по созданию эквивалентной ракеты и в 2013 году представил Fakour-90 , модернизированные и обратную инженерию версию Phoenix.

Варианты

Были также испытания, оценка, наземная подготовка, и пленные версии подготовки воздуха ракеты; обозначенный ATM-54, AEM-54, DATM-54А и CATM-54. Версии полета были версии A и C. DATM-54 не было сделано в версии C, поскольку не было никаких изменений в характеристиках наземного обслуживания.

Sea Phoenix 1970 — ое предложение для корабля начал версию Phoenix в качестве альтернативных / замен для морских воробой системы точки обороны. Было бы также предоставили возможность SAM средней дальности для небольших и / или не-Aegis оборудованных судов (например, CVV ). Система Sea Phoenix бы включала в себя модифицированную версию судовой от AN / AWG-9 радара. Hughes Aircraft рекламировали тот факт , что 27 из 29 основных элементов стандарта ( в воздухе) AN / AWG-9 может быть использован в варианте корабельного с незначительными изменениями. Каждая система состояла бы из одной AWG-9 радара, с соответствующим управлением и индикацией, а также фиксированным пусковой 12-элементной для ракет Phoenix. В случае самолета — носителя, например, по меньшей мере , три системы была бы установлена для того , чтобы дать перекрывающееся покрытие на протяжении 360 °. Обе земли и судовые испытания на основе модифицированных (AIM-54A) ракет Phoenix и контейнерной AWG-9 (первоначально четырнадцатого например от / AWG-9 производственной линии AN) были успешно проведены с 1974 года. AIM-54B Базирующаяся версия земли для USMC была также предложена. Было высказано предположение , что AIM-54B был бы использован в операционных системах Sea Phoenix, хотя эта версия была отменена во второй половине 1970 — х годов. В конечном счете, сочетание бюджетных и политических вопросов , означает , что, несмотря на то , технически и функционально привлекательным, дальнейшее развитие морского Феникс не протекала. Fakour 90 В феврале 2013 года Иран по сообщениям протестировали ракету коренной дальнего класса » воздух-воздух » . В сентябре 2013 года он отображается Fakour-90 на военном параде. Он выглядел почти идентичен AIM-54 Phoenix. В июле 2018 года , как сообщил Джейн, Иран начал массовое производство Fakour-90.

Читать еще:  Противоднищевая мина HPD mod.F2 (Франция)

Авиационная ракета AIM-54 «Феникс»

В 1960 году начались опытно-конструкторские работы по авиационной управляемой ракете (УР), первоначально обозначенной AAM-N-11 и предназначенной для вооружения палубной модификации истребителя F-111 В. УР должна была поражать цели (противокорабельные ракеты, их самолеты-носители, истребители) не только на больших — около 100 морских миль — дальностях, но и в широком диапазоне высот.

«ДАЛЬНОБОЙНОЕ» СРЕДСТВО

В 1962 году в качестве разработчика ракетного комплекса была выбрана компания «Хьюз». В 1963-м ракете присвоили имя «Феникс» и (в связи с общим изменением обозначений) индекс AIM-54. Летные испытания высокоскоростной «дальнобойной» УР начались в 1965 году. До 1973-го успели провести 53 пуска. За это время от использования на флоте истребителей F-111 отказались — как, кстати, и от планов вооружить УР «Феникс» самолет U-2. УР «Феникс» в сочетании с бортовой станцией наведения и управления оружием AN/AWG-9 стала ключевым элементом нового авиационного комплекса на основе палубного истребителя F-14 «Томкэт». Испытательные пуски с F-14 ВМС провели в апреле — декабре 1972 года. В это же время «Феникс» продали Ирану. В 1973 году «Хьюз Эйркрафт» получила контракт на серийное производство ракет «Феникс» и станций AN/AWG-9. Официально авиационно-ракетный комплекс принят на вооружение в марте 1975 года.

КОМПЛЕКС «ФЕНИКС»

УР AIM-54A «Феникс» построена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразными крылом и рулями. В головной части ракеты установлены головка самонаведения (ГСН) и аппаратура управления, в средней — осколочно-фугасная боевая часть, за ней — твердотопливный ракетный двигатель Mk47 Modi «Рокетдайн», далее — гидравлические приводы рулей. Фюзеляж имел теплоизоляционное покрытие, не лишнее при скоростях полета более 4 Махов.

Система наведения — комбинированная. На начальном и среднем участках траектории ракета наводилась по полуактивному принципу — на отраженное от цели излучение РЛС станции наведения. На конечном участке — на удалении около 16-18 км от цели — импульсно-доплеровская радиолокационная ГСН ракеты переходила в активный режим самонаведения. Минимальная дальность захвата цели ГСН — 3,7 км. Предпочтительны были полет на большой высоте и атака цели с пикирования. Подрыв боевой части производился радиолокационным, инфракрасным неконтактным или контактным взрывателем.

Шесть ракет «Феникс» подвешивалось под крылом и фюзеляжем истребителя F-14A «Томкэт», оснащенного пусковыми устройствами LAU-93 и станцией AN/AWG-9. Последняя включала импульсно-доплеровскую РЛС с дальностью действия до 180-240 км, позволяющую одновременно отслеживать до 24 целей и наводить по одной ракете на шесть из них — такая «многозадачность» авиационного ракетного комплекса была реализована впервые.

МОДИФИКАЦИИ

В 1977 году начаты работы по модернизации ракеты с целью повышения возможностей поражения высокоманевренных целей на больших высотах, целей на фоне земной и водной поверхности, групповых целей в плотных боевых порядках. Вакуумные радиоэлектронные элементы заменялись твердотельными, что позволяло сократить затраты электроэнергии и улучшить показатели надежности. Аналоговые вычислительные устройства заменяли цифровыми. Улучшали помехозащищенность. Летные испытания начались в 1979 году, и в 1986-м была принята модификация AIM-54C (модификация AIM-54B серийно не производилась>. Наведение на начальном и среднем участке траектории осуществляется командно-инерциальной системой на основе бортовой ЦВМ и дополнительно установленной бескарданной гиростабилизированной платформы.

В ГСН передатчик на основе клистрона заменен твердотельным, работающим в режиме линейной частотной модуляции. Повысились возможности выделения сигнала от целей и распознавания характера цели. В приемопередатчик введены средства компенсации аберрационных искажений, вносимых носовым обтекателем при значительных отклонениях координатора ГСН — например, при большой разности высот ракеты и цели. Двигатель-твердотопливный Мк60 Mod0. Производство AIM-54C продолжалось до 1993 года. Следующий этап модернизации начался в 1988 году.

В ГСН введена антенна с уменьшенным уровнем боковых лепестков диаграммы направленности, снижен коэффициент шума. В 1990 году проходят испытания варианты, известные как AIM-54C+ и AIM-54C ЕССМ. В результате принята модификация AIM-54 ECCM/Sealed («радиоэлектронной защиты/герметизированная»).

В 2002 году ВМС США решили снять оставшиеся УР AIM-54C и AIM-54 ECCM/Sealed с вооружения, что и было сделано официально в сентябре 2004-го, даже раньше, чем сняли с вооружения носители этих ракет — истребители «Томкэт». Иран в 2013 году представил УР «Факоур-90» класса «воздух — воздух», разработанную, видимо, как развитие AIM-54 «Феникс».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector